Проблемы в сфере муниципального правотворчества и пути их решения. Правотворчество муниципальных образований Особенности правотворческого процесса в муниципальных образованиях

01.06.2020

Здесь мы уже говорим о процедуре, связанной с принятием этих актов.

Правотворческий процесс – это официальный порядок осуществления юридически значимых действий субъектами муниципального правотворчества.

Правотворческий процесс регламентируется в регламентах соответствующих органах местного самоуправления.

Рассмотрим эту процедуру на основе представительного органа.

1. Первая стадия. Подготовка и рассмотрение муниципального правового акта (круг тех лиц, которые могут внести проект на рассмотрение муниципального представительного органа).

Это может сделать:

  • Глава муниципального образования;
  • Глава местной администрации;
  • Группа депутатов либо один депутат представительного органа;
  • Инициативная группа граждан;
  • Орган ТОС (территориального общественного самоуправления);
  • Иные субъекты в соответствии с уставом, если устав расширит этот перечень.

Предварительное рассмотрение внесённых проектов осуществляется постоянными комиссиями представительных органов местного самоуправления. В некоторых случаях проект решений подлежат обязательному вынесению на публичные слушания.

Некоторые акты, связанные с расходованием средств местного бюджета, могут вноситься на рассмотрение представительного органа только главой местной администрации либо при наличии заключения главы местной администрации.

2. Вторая стадия. Принятие и подписания муниципальных правовых актов.

Три варианта (три случая) принятия нормативных актов.

1) Нормативные общеобязательные акт принимаются большинством от установленной численности депутатов.

2) В некоторых случаях – квалифицированное большинство требуется (не менее 2/3) – такое количество требуется для принятия устава муниципального образования, для преодоления вето главы муниципального образования, в ряде случаев – для выражения недоверия должностным лицам либо принятия решения о самороспуске, либо другим решениям, предусмотренным уставом.

3) Решение по остальным (внутриорганизационным) вопросам. Принимается большинством депутатов, принявших участие в голосовании.

Подписание.

Нормативные правовые акты представительного органа подписывает глава муниципального образования, а иные акты – председатель представительного органа.

Глава муниципального образования, который является главой администрации, имеет право отклонить направленный на подписание муниципальный правовой акт.

В течение 10 дней глава муниципального образования должен направить своё мотивированное обоснование в представительный орган.

Представительный орган вновь рассматривает этот акт (то есть, повторно) и может утвердить его в прежней редакции большинством не мене 2/3 от установленной численности. В этом случае этот акт подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи (7) дней – глава администрации обязан подписать и обнародовать.


Устав города Воронежа: нормативные акты, которые направлены главе округа после повторного утверждения и не подписанные им в случае отсутствия его или в случае невозможности им выполнения должностных полномочий по истечении 14 дней подписывается председателем представительного органа.

3. Вступление в силу муниципальных актов и отмена актов.

Муниципальные акты вступают в силу в порядке, предусмотренном уставом муниципального акта. Обычно – со дня их подписания управомоченным лицом. При этом всегда нужно помнить о конституционной норме, что акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина вступают в силу с момента их опубликования или обнародования (в Воронеже есть «Воронежский курьер» – специальная газета, где публикуются акты).

Муниципальные акты могут быть отменены:

1) Органом или должностным лицом, их издавшими – это по вопросам местного значения.

3) В части исполнения определённых государственных полномочий – уполномоченным органом государственной власти.

Муниципальное правотворчество охватывает непосредственную деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по выработке принятию изданию изменению или отмене муниципальных правовых актов. По вопросам подготовки проектов нормативных правовых актов в литературе имеются соответствующие рекомендации1. Муниципальное правотворчество должно основываться на принципах демократии гласности эффективности использования рациональных выработанных практикой правил подготовки проектов муниципальных актов...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Муниципальное правотворчество - процесс возведения воли населения муниципального образования в соответствующие муниципальные правовые акты, процесс придания содержащимся в них правилам поведения общеобязательного характера. Муниципальное правотворчество охватывает непосредственную деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по выработке, принятию (изданию), изменению или отмене муниципальных правовых актов. По вопросам подготовки проектов нормативных правовых актов в литературе имеются соответствующие рекомендации 1 .

Общие принципы муниципального правотворчества. Муниципальное правотворчество должно основываться на принципах демократии, гласности, эффективности, использования рациональных, выработанных практикой правил подготовки проектов муниципальных актов применительно к конкретным муниципальным образованиям, квалифицированного обеспечения правотворческой деятельности (научная экспертиза проектов, аналитическое обеспечение правотворческой работы); закрепления наиболее важных правил подготовки проектов правовых актов в регламентах органов местного самоуправления.

Проекты муниципальных правовых актов должны готовиться с целью: развития и конкретизации федеральных и региональных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечения регламентации тех сторон экономической, политической и социальной сфер жизни муниципального образования, регулирование которых входит в пределы ведения вопросов местного значения; содействия гражданам в реализации их прав и законных интересов на местное самоуправление.

Планирование в правотворчестве. Разработка проектов муниципальных правовых актов осуществляется, как правило, на плановой основе. Текущие программы правотворческой деятельности разрабатываются сроком на один-два года. При необходимости разрабатываются перспективные программы деятельности на весь срок полномочий.

Характер и основное содержание программы правотворчества обусловлено, прежде всего, задачами развития правовой основы конкретного муниципального образования. С учетом складывающейся практики можно выделить несколько целей такой программы. Во-первых, планируемые акты должны обеспечивать правовыми средствами преобразование основных сфер социально-экономической жизни муниципального образования, развитие демократических институтов, защиту прав личности, борьбу с правонарушениями и т.д. Во-вторых, планируемый акт должен соответствовать компетенции органа, должностного лица местного самоуправления его издающего, отвечать потребностям развития муниципального образования.

Работа над проектами актов. Работа над проектом муниципального правового акта начинается с постановки вопроса, зарождения идеи о необходимости издания того или иного документа. Разработка проектов муниципальных правовых актов возможна в виде подготовки нового акта, изменений и дополнений действующих актов, а также в виде новой редакции (нового текста) действующего правового акта, улучшающей содержание принятых ранее правовых норм.

На начальном этом этапе необходимо выяснить, имеется ли действительная потребность в решении той или иной задачи на уровне принятия акта, или цели регулирования вопроса можно добиться с помощью обычных организационно-управленческих мероприятий.

Для обеспечения эффективности применения будущего акта целесообразно уже на первом этапе подготовки проекта определить возможные последствия действия муниципального правового акта: экономические, социальные, политические, правовые, экологические и т.д., а также возможные затраты (материальные, финансовые и др.), необходимые для реализации будущего акта, и связанные с принятием акта доходы, издержки, экономию. Весьма важным при этом является вопрос: соизмеримы ли предлагаемые затраты с ожидаемыми результатами? Поэтому главная задача на первоначальном этапе — сбор материалов для уяснения необходимости принятия соответствующего муниципального правового акта, обоснования его цели и основного содержания.

Серьезный недостаток подготовки проектов нормативных правовых актов - неоправданная поспешность. Правотворчество не терпит суеты. При подготовке проектов нужна разумная неторопливость, необходимо продумать вопрос, осуществить его всестороннюю проработку, учесть мнение населения (провести собрания, сходы) и т.д.

Организация работы над проектом включает: определение органа или должностного лица местного самоуправления по подготовке постановления или распоряжения (приказа), ответственного за подготовку проекта; определение круга специалистов, привлекаемых к участию в работе над проектом; создание подготовительных комиссий и рабочих групп; проведение необходимых расчетов, социологических исследований; организацию информационного и аналитического обеспечения процесса подготовки проекта; согласование подготовленного текста проекта с заинтересованными органами (структурами); обсуждение проекта; проведение правовой и иной специализированной экспертизы проекта (для установления соответствия проекта действующему законодательству и требованиям по оформлению проектов).

К работе комиссий, групп следует привлекать представителей заинтересованных органов, организаций, ученых, специалистов с опытом работы в определенной области, которые могут оказать квалифицированную помощь в создании и развитии правовой базы в той или иной сфере муниципального строительства.

Важным элементом организации правотворческой работы в органах местного самоуправления является создание условий, обеспечивающих подлинно демократическую процедуру обсуждения проектов правовых актов: творческую, деловую обстановку в работе, гласное, всестороннее обсуждение на основе анализа различных точек зрения на всех этапах и в группах, готовящих проект, и при вынесении его на широкое обсуждение, и в самом правотворческом органе.

Не менее важно и предварительное обсуждение концепции проекта, его будущих принципиальных положений. Его можно организовать в местной печати и на телевидении, на научно-практических конференциях, сходах и собраниях. Такие формы обсуждения позволяют лучше учесть общественное мнение, дают возможность получить более широкий спектр различных точек зрения, а значит, и больше вариантов для выбора наилучшего решения.

Необходимо создать условия для свободного, конструктивного обсуждения имеющихся альтернативных проектов. Для согласования общих концептуальных положений взаимосвязанных проектов, готовящихся разными группами и комиссиями весьма полезна практика совместного обсуждения ими таких проектов. Результатом обсуждения проекта нормативного акта может быть не только доработка содержания самого проекта, но и использование высказанных в ходе обсуждения предложений при разработке проектов других нормативных актов.

Подготовленные проекты муниципальных правовых актов согласовываются с заинтересованными органами и организациями. Такое согласование, как правило, осуществляется в форме визирования первого экземпляра текста акта. Проекты всех актов подлежат согласованию в юридических отделах (службах) аппарата представительного органа, местной администрации. Проекты постановлений, распоряжений главы муниципального образования (главы местной администрации), предусматривающие расходы из местного бюджета, подлежат согласованию в финансовом органе местной администрации.

При наличии разногласий по проекту руководитель органа местного самоуправления, вносящего проект акта, должен обеспечить его обсуждение с заинтересованными органами и организациями с целью поиска взаимоприемлемого решения. В случае если такое решение не найдено, то проект может быть представлен в компетентный орган для рассмотрения с обязательным приложением к нему протокола согласительного совещания, перечня разногласий с их мотивировками и подлинников замечаний, подписанных руководителями соответствующих органов и организаций, с предложением о порядке дальнейшей работы с ним.

Правотворческая техника. Муниципальный правовой акт - это литературное произведение особого рода, имеющее свои характерные черты и особенности. Этим и определяется содержание основных принципов (требований) муниципальной правотворческой техники. Правила правотворческой техники весьма многочисленны и разнообразны. Здесь не может быть общего рецепта на все случаи. Применение этих правил может оказать положительный эффект лишь при непременном учете конкретных условий, вызвавших необходимость принятия того или иного акта, специфики предмета регулирования и сферы его действия. В то же время все конкретные правила правотворческой техники объединяются общей основной целью - создать наилучшие условия и максимальные удобства для правильного применения правовых актов, достичь полноты, точности, доступности и компактности правовых положений. Исходя из этого, можно назвать основные требования, которые должны быть положены в основу работы над готовящимися проектами.

1. Точность выражений, терминов. Достижение наибольшего соответствия между идеей и воплощением этой идеи в юридической формуле — требование, непосредственно исходящее из специфики права как регулятора общественных отношений. Право содержит обязательные правила поведения, модель будущих поступков человека. В нем недопустимы недомолвки и двусмысленности. Неточность словесного воплощения нормы, расплывчатость и отсутствие единообразия понятий может привести к неправильному пониманию и применению норм права, к возможности отхода от их буквального смысла, а это может оказать прямое влияние на их исполнение.

Достаточно указать на довольно часто, к сожалению, встречающиеся формулировки: «как правило», «обычно» — дающие возможность не исполнять тот или иной акт, произвольно толковать его содержание.

2. Ясность, доступность языка. Муниципальный правовой акт должен быть понятен тем, кому он непосредственно адресован. Простота и доступность языка конкретного акта зависят от того, на кого он рассчитан, какой сферы отношений касается. Если он регулирует узкую, специальную сферу и рассчитан на специалистов, например на муниципального служащего, то в таком акте возможно употребление специальных терминов и оборотов. Но акты, обращенные к широким слоям населения, коллективам, объединениям (а таких актов большинство), должны излагаться простым и доступным языком. Употребление без объяснения сложных и непонятных терминов и выражений, специальных понятий недопустимо. Если для исполнения такого акта и просто его уяснения многие будут вынуждены обращаться за разъяснениями к помощи иных лиц, то этот акт вряд ли будет действенен для населения.

3. Полнота, экономичность, конкретность регулирования. Эффективным и действенным инструментом преобразования отношений служит лишь тот акт, который полно, точно и конкретно определяет права, обязанности субъектов, четко формулирует меры его обеспечения (правовые санкции, способы поощрения и стимулирования, организационные меры). Лозунговый стиль превращает акт в декларацию, никого ни к чему не обязывающий призыв, дает возможность произвольно его толковать и применять. Краткость в правотворчестве — это оптимальная экономичность изложения мысли автором при сохранении полноты ее содержания. Эти требования не должны влиять на объем информации, заложенной в нормативном акте. Требование экономичности в правовых актах имеет и другой аспект — минимум актов по одному вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, а также его учета и систематизации.

4. Единообразие формы актов. Это требование предполагает использование одинаковых реквизитов, структуры, единой терминологии, юридических конструкций и формулировок в актах одного вида.

Официальный характер выражения народной воли в акте, ее документальность, требование точности и ясности формулирования юридических предписаний обусловливают необходимость оформления акта в строго определенных, заранее установленных унифицированных формах, наличие соответствующих формальных реквизитов (заголовок, дата издания и т.д.), четко определенных структурных частей.

В муниципальном правотворчестве используются разные варианты оформления нормативного муниципального правового акта: это может быть и «сплошной текст», текст, включающий разделы, главы, статьи, пункты. На современном этапе становления местного самоуправления допустимы оба варианта изложения правовых предписаний.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. В соответствии с уставом муниципального образования они наделены полномочиями на издание собственных правовых актов обязательных к исполнению. Подготовка муниципальных правовых актов - сложная и кропотливая работа, одна из важнейших сторон деятельности муниципального образования. В условиях интенсивности и расширения объема правотворческой (нормотворческой) деятельности органов местного самоуправления возрастает значение качественной подготовки муниципальных правовых актов, а также соблюдения нормотворческой техники при их подготовке.

1 См.. Как готовить законы Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М, 1993, Тихомиров ЮА., Котелевская И.В. Правовые акты. Учебно-практическое пособие. М., 1995.

PAGE 7

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3260. Правотворчество 6.48 KB
В законотворческом процессе следует выделять два этапа: подготовку нормативноправового акта и его принятие которые в свою очередь распадаются на ряд стадий. Принятие решения о подготовке нормативноправового акта. Подготовка текста нормативноправового акта. Обсуждение текста проекта нормативноправового акта.
6143. Правотворчество. Виды и принципы правотворчества 19.25 KB
Внутри этих стадий осуществляются различные операции формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии. Принципы норматворчества: конституционности; соответствия актов нижестоящих государственных органов должностных лиц актам Главы государства и вышестоящих государственных органов; приоритета общепризнанных принципов международного права; защиты прав и свобод законных интересов граждан и социальной справедливости; научности; системности и комплексности правового регулирования общественных...
9348. Правотворчество. Систематизация нормативных правовых актов 33.39 KB
Особую значимость в настоящее время приобретают вопросы совершенствования правотворческой практики в современной России, поскольку именно с ее помощью формируется нормативная правовая база радикального экономического, политического и иного преобразования российского общества, вводятся в правовую систему качественно новые средства, формы и методы юридического воздействия на происходящие в стране процессы.
755. Правотворчество: понятие, принципы, виды, основные стадии развития 43.77 KB
Правотворчество: понятие принципы виды основные стадии развития. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы влияющие на движение права как собственно правовое так и политическое экономическое специальное. Таким образом данная тема актуальна для исследования так как...
4901. Муниципальное образование 36.25 KB
На данный момент общепризнанна необходимость местного самоуправления составляющего одну из основ любого демократического строя оно получило развитие и в России. Кроме самого муниципального образования участниками гражданских правоотношений выступают и всевозможные органы местного самоуправления. В итоге прослеживаются случаи смешения правосубъектности самих муниципальных органов местного самоуправления образований и местной администрации а так же ее подразделений...
4726. Муниципальное право 132.64 KB
Муниципальное право - система правовых норм регулирующих вопросы местного самоуправления. Хотя основы местного самоуправления начали формироваться в России с XIV в. Они должны были с одной стороны формировать местные органы управления представлять местное население и решать вопросы местного значения а с другой защищать государственные интересы и решать общенациональные задачи. Верховным Советом СССР Законе Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР а затем...
16609. Муниципальное развитие и местное самоуправление в мегаполисах 21.86 KB
Особое место в действующем законе отводится вопросам организации местного самоуправления в таких мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург. Как города федерального значения они могут самостоятельно принимать законы, регламентирующие деятельность муниципальной власти, исходя из особенностей развития города и выполняемых ими функций.
15527. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 233» г. Перми 138.46 KB
Руководитель практики от учреждения: Воспитатель Домина Марина Николаевна Содержание практической работы: Общая характеристика учреждения структура функции материальная база и нормативно-правовой документации регламентирующей его деятельность Участие в конкретных видах деятельности учреждения: - в проведении диагностического обследования детей - в проведении режимных процессов в группе раннего возраста - в организации самостоятельной деятельности детей раннего возраста - в организации непосредственной образовательной деятельности с...
11343. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 37.23 KB
Как самостоятельный уровень публичной власти местное самоуправление должно обладать собственными полномочиями как по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения (перечень данных вопросов должен быть указан в законе), так и по организации своей работы.
293. Муниципальное право как отрасль науки и учебная дисциплина 11.33 KB
Целостный характер этой отрасли знаний определяется единством её объекта – местного самоуправления. Всё это позволяет дать определение науки муниципального права как системы научных идей и знаний об общественных отношениях связанных с организацией местного самоуправления формами и методами деятельности его органов по решению вопросов местного самоуправления реализации отдельных государственных полномочий. В методологии муниципального права важное место занимает исторический метод исследований местного самоуправления позволяющий...

По своей сути муниципальное правотворчество есть процесс возведения воли населения муниципального образования в соответствующие муниципальные правовые акты, процесс придания содержащимся в них правилам поведения общеобязательного характера. Муниципальное правотворчество охватывает непосредственную деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по выработке, принятию (изданию), изменению или отмене муниципальных правовых актов.

По вопросам подготовки проектов нормативных правовых актов имеются соответствующие публикации.

Муниципальное правотворчество должно основываться на принципах демократии, гласности, эффективности, использования рациональных, выработанных практикой правил подготовки проектов муниципальных актов применительно к конкретным муниципальным образованиям, квалифицированного обеспечения правотворческой деятельности (научная экспертиза проектов, аналитическое обеспечение правотворческой работы); закрепления наиболее важных правил подготовки проектов правовых актов в регламентах органов местного самоуправления.

Проекты муниципальных правовых актов должны готовиться с целью:

Развития и конкретизации федеральных и региональных законов, иных нормативных правовых актов;

Обеспечения регламентации тех сторон экономической, политической и социальной сфер жизни муниципального образования, регулирование которых входит в пределы ведения вопросов местного значения;

Содействия гражданам в реализации их прав и законных интересов на местное самоуправление.

Разработка проектов муниципальных правовых актов осуществляется, как правило, на плановой основе. Текущие программы правотворческой деятельности разрабатываются сроком на один-два года. При необходимости разрабатываются перспективные программы деятельности на весь срок полномочий.

Характер и основное содержание программы правотворчества обусловлено, прежде всего, задачами развития правовой основы конкретного муниципального образования. С учетом складывающейся практики можно выделить несколько целей такой программы. Во-первых, планируемые акты должны обеспечивать правовыми средствами преобразование основных сфер социально-экономической жизни муниципального образования, развитие демократических институтов, защиту прав личности, борьбу с правонарушениями и т.д. Во-вторых, планируемый акт должен соответствовать компетенции органа, должностного лица местного самоуправления, его издающего, отвечать потребностям развития муниципального образования.

Работа над проектом муниципального правового акта начинается с постановки вопроса, зарождения идеи о необходимости издания того или иного документа. Разработка проектов муниципальных правовых актов возможна в виде подготовки нового акта, изменений и дополнений действующих актов, а также в виде новой редакции действующего правового акта, улучшающей содержание принятых ранее правовых норм.

Немаловажное значение на этом этапе имеет вопрос об установлении соответствующего сложившимся условиям уровня правового регулирования. Необходимо выяснить, имеется ли действительная потребность в решении той или иной задачи на уровне акта, или цели регулирования вопроса можно добиться с помощью обычных организационно-управленческих мероприятий.

Для обеспечения эффективности применения будущего акта целесообразно уже на начальном этапе подготовки проекта определить возможные последствия действия муниципального правового акта: экономические, социальные, политические, правовые, экологические и т.д., а также возможные затраты (материальные, финансовые и др.), необходимые для реализации будущего акта, и связанные с принятием акта доходы, издержки, экономию. Весьма важным при этом является вопрос: соизмеримы ли предлагаемые затраты с ожидаемыми результатами. Поэтому главная задача на первом этапе - сбор материалов для уяснения необходимости принятия соответствующего муниципального правового акта, обоснования его цели и основного содержания.

Серьезный недостаток подготовки проектов нормативных правовых актов - неоправданная поспешность. Правотворчество не терпит суеты. При подготовке проектов нужна разумная неторопливость, необходимо продумать вопрос, осуществить его всестороннюю проработку, учесть мнение населения, провести сходы (собрания) с обсуждением и т.д. Вот почему так важна правильная, рациональная организация работы по подготовке проектов муниципальных правовых актов.

Организация работы над проектом включает:

Определение органа или должностного лица местного самоуправления по подготовке постановления или распоряжения (приказа), ответственного за подготовку проекта;

Определение круга специалистов, привлекаемых к участию в работе над проектом;

Создание подготовительных комиссий и рабочих групп;

Проведение необходимых расчетов, социологических исследований;

Организацию информационного и аналитического обеспечения процесса подготовки проекта;

Согласование подготовленного текста проекта с заинтересованными органами (структурами);

Обсуждение проекта;

Проведение правовой и иной специализированной экспертизы проекта (для установления соответствия проекта действующему законодательству и требованиям по оформлению проектов).

К работе комиссий, групп следует привлекать представителей заинтересованных органов, организаций, ученых, специалистов с опытом работы в определенной области, которые могут оказать квалифицированную помощь в создании и развитии правовой базы в той или иной сфере муниципального строительства.

Важным элементом организации правотворческой работы в органах местного самоуправления является создание условий, обеспечивающих подлинно демократическую процедуру обсуждения проектов правовых актов: творческую, деловую обстановку в работе; гласное, всестороннее обсуждение на основе анализа различных точек зрения на всех этапах и в группах, готовящих проект, и при вынесении его на широкое обсуждение, и в самом правотворческом органе. Не менее важно и предварительное обсуждение концепции проекта, его будущих принципиальных положений. Его можно было бы организовать в местной печати и на телевидении, на научно-практических конференциях, сходах и собраниях. Такие формы обсуждения позволяют лучше учесть общественное мнение, дают возможность получить более широкий спектр различных точек зрения, а значит, и больше вариантов для выбора наилучшего решения.

Необходимо создать условия для свободного, конструктивного обсуждения имеющихся альтернативных проектов. Для согласования общих концептуальных положений взаимосвязанных проектов, готовящихся разными группами и комиссиями, весьма полезна практика совместного обсуждения ими таких проектов. Результатом обсуждения проекта нормативного акта может быть не только доработка содержания самого проекта, но и использование высказанных в ходе обсуждения предложений при разработке проектов других нормативных актов. Подготовленные проекты муниципальных правовых актов согласовываются с заинтересованными органами и организациями. Такое согласование, как правило, осуществляется в форме визирования первого экземпляра текста акта. Проекты всех актов подлежат согласованию в юридических отделах (службах) аппарата представительного органа, местной администрации. Проекты постановлений, распоряжений главы муниципального образования (главы местной администрации), предусматривающие расходы из местного бюджета, подлежат согласованию в финансовом органе местной администрации.

При наличии разногласий по проекту руководитель органа местного самоуправления, вносящего проект акта, должен обеспечить его обсуждение с заинтересованными органами и организациями с целью поиска взаимоприемлемого решения. В случае, если такое решение не найдено, проект может быть представлен в компетентный орган для рассмотрения с обязательным приложением к нему протокола согласительного совещания, перечня разногласий с их мотивировками и подлинников замечаний, подписанных руководителями соответствующих органов и организаций, с предложением о порядке дальнейшей работы с ним.

Муниципальный правовой акт - это литературное произведение особого рода, имеющее свои характерные черты и особенности. Этим и определяется содержание основных принципов (требований) муниципальной правотворческой техники. Последние весьма многочисленны и разнообразны. Применение этих правил может оказать положительный эффект лишь при непременном учете конкретных условий, вызвавших необходимость принятия того или иного акта, специфики предмета регулирования и сферы его действия. В то же время все конкретные правила правотворческой техники объединяются общей основной целью - создать наилучшие условия и максимальные удобства для правильного применения правовых актов, достичь полноты, точности, доступности и компактности правовых положений.

Основные требования, которым должны соответствовать готовящиеся проекты.

1. Точность выражений. Достижение наибольшего соответствия между идеей и воплощением этой идеи в юридической формуле. Право содержит обязательные правила поведения, модель будущих поступков человека. В нем недопустимы недомолвки и двусмысленности. Неточность словесного воплощения нормы, расплывчатость и отсутствие единообразия понятий может привести к неправильному пониманию и применению норм права, к возможности отхода от их буквального смысла, а это может оказать прямое влияние на их исполнение.

2. Ясность, доступность языка. Муниципальный правовой акт должен быть понятен тем, кому он непосредственно адресован. Простота и доступность языка конкретного акта зависят от того, на кого он рассчитан, какой сферы отношений касается.

Если он регулирует узкую, специальную сферу и рассчитан на специалистов, например на муниципального служащего, то в таком акте возможно употребление специальных терминов и оборотов. Но акты, обращенные к широким слоям населения, коллективам, объединениям (а таких актов большинство), должны излагаться простым и доступным языком. Употребление без объяснения сложных терминов и выражений, специальных понятий недопустимо.

3. Полнота, экономичность, конкретность регулирования. Эффективным и действенным инструментом преобразования отношений служит лишь тот акт, который полно, точно и конкретно определяет права, обязанности субъектов, четко формулирует меры его обеспечения (правовые санкции, способы поощрения и стимулирования, организационные меры).

4. Единообразие формы актов. Это требование предполагает использование одинаковых реквизитов, структуры, единой терминологии, юридических конструкций и формулировок в актах одного вида.

Официальный характер выражения народной воли в акте, ее документальность, требование точности и ясности формулирования юридических предписаний обусловливают необходимость оформления акта в строго определенных, заранее установленных унифицированных формах, наличие соответствующих формальных реквизитов (заголовок, дата издания и т.д.), четко определенных структурных частей.

В муниципальном правотворчестве используются разные варианты оформления нормативного муниципального правового акта: это может быть и «сплошной текст», и текст, разбитый на разделы, главы, статьи, пункты. Думается, что на современном этапе становления местного самоуправления допустимы оба варианта изложения правовых предписаний.

Язык и стиль муниципального правового акта, требования к созданию и использованию юридической терминологии - самостоятельные и очень важные проблемы правотворческой техники.

Тесты

1. Из перечисленного ниже к ведению местного самоуправления относится:

а) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления;

б) защита прав граждан на местное самоуправление;

в) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, контроль за их деятельностью.

2. Что из перечисленного составляет полномочия органов государственной власти

Российской Федерации в области местного самоуправления?

а) местные финансы, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

б) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов;

в) регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами.

3. Что из перечисленного относится к полномочиям органов государственной власти

субъектов РФ в области местного самоуправления?

а) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

б) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований;

в) регулирование основ муниципальной службы.

УДК 340.13:342.553

Е.И. Бычкова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры учебно-методической работы Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации Россия, Москва [email protected]

Анализируется понятие «муниципальное правотворчество», его значение в развитии местного самоуправления. Автором предлагаются общие меры, направленные на улучшение качества муниципального правотворческого процесса.

Ключевые слова: муниципальное правотворчество, правовой акт, проект, орган местного самоуправления.

Правотворчество является одним из важных средств управления обществом, самостоятельной юридической формой реализации публичной власти и находится в непосредственной связи с ее предназначением, типом, функциями и механизмом . Несомненно, правотворчество является одним из приоритетных видов деятельности местного самоуправления.

Существование муниципального правотворчества как самостоятельного вида правотворчества представляется вполне обоснованным, поскольку регламентировано федеральным законодательством, в связи с чем деятельность органов местного самоуправления по созданию правовых актов справедливо именуют «муниципальное правотворчество». Так, в ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) полномочие органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения путем издания муниципальных правовых актов названо одним из первых.

Согласно ст. 2 Закона № 131-ФЗ, муниципальный правовой акт - это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Данное определение муниципального правового акта содержит в себе указание и на формы-виды (нормативное и индивидуально-правовое, по вопросам местного значения и вопросам реализации переданных государственных полномочий), и на способы (непосредственное и опосредованное) муниципального правотворчества. Это дает некоторую основу для определения термина «муниципальное правотворчество» .

Согласимся с позицией Н.П. Алешковой, согласно которой муниципальное правотворчество можно рассматривать как осуществляемый в установленном порядке процесс принятия решений по вопросам местного значения непосредственно населением, органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования или их должностными лицами путем издания (принятия) муниципальных правовых актов, а также по иным вопросам, реализуемым органами местного самоуправления в соответствии с законодательством, путем издания (принятия) муниципальных правовых актов или заключения договоров (соглашений), содержащих правовые предписания .

Интересной представляется точка зрения Т.П. Шкуратовой, которая предлагает под муниципальным правотворчеством понимать процесс познания правовых потребностей населением муниципального образования, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, направленный на создание, изменение и отмену муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в пределах, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, а также при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями соответствующим законом .

Ряд других ученых определяют муниципальное правотворчество как специфическую взаимосвязанную деятельность органов местного самоуправления и общественности по воплощению интересов населения и закреплению норм, реализующих и гарантирующих эти интересы в соответствующих муниципальных правовых актах. Эту деятельность правильнее называть муниципальным правотворческим процессом, поскольку суть ее заключается в последовательной смене состояний (этапов, стадий) в промежутке от принятия решения о необходимости муниципального правового акта до вступления в действие нового правового акта как результата этой деятельности .

По мнению К.О. Сергеевой, под муниципальным правотворчеством необходимо понимать деятельность уполномоченных субъектов местного самоуправления по принятию письменного документа, направленного на установление, изменение или отмену правовых норм, имеющих общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное или однократное применение на территории муниципального образования, и адресованного неопределенному кругу лиц либо конкретному субъекту общественных отношений .

Приведенные выше определения не противоречат, а скорее дополняют друг друга.

Таким образом, принимая во внимание точки зрения ученых, можно говорить о муниципальном правотворчестве в широком смысле и понимать его как деятельность уполномоченных субъектов, направленную на создание правовых актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, а в узком смысле - как деятельность населения муниципального образования и органов местного самоуправления, связанную с принятием правовых актов по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции местных сообществ.

В условиях незавершившейся муниципальной реформы и постоянно меняющегося законодательства о местном самоуправлении увеличивается правотворческая нагрузка на органы местного самоуправления, возрастает значение качественной подготовки муниципальных правовых актов . Представляется, что качество подготовки муниципальных правовых актов напрямую зависит от кодификации муниципального законодательства. В Муниципальном кодексе Российской Федерации могли бы найти свое законодательное закрепление основные понятия муниципального правотворчества и основы муниципального правотворческого процесса. В этой связи мы поддерживаем точку зрения С.Г. Соловьева о необходимости разработки и принятия Муниципального кодекса Российской Федерации .

Актуальной сегодня остается позиция А.А. Джагаряна, согласно которой научный характер правотворчества вообще и муниципального правотворчества в частности составляет один из важнейших его принципов и одновременно необходимое условие эффективности . Думается, что целесообразным являлось бы привлечение органами местного самоуправления ведущих ученых к подготовке проекта устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов.

Большую роль для подготовки эффективных и качественных муниципальных правовых актов играет подлинно демократическая процедура обсуждения проектов правовых актов, которая немыслима без гласного и всестороннего обсуждения подготавливаемого проекта муниципального правового акта . Предварительное обсуждение концепции проекта можно организовывать посредствам проведения научно-практических конференций, круглых столов, решения которых следует оформлять в виде проекта муниципального правового акта, проекта внесения изменений или дополнений в муниципальный правовой акт с последующим его направлением в представительный орган местного самоуправления для принятия юридически значимого решения.

Представляется, что подобный подход к правотворчеству с привлечением ученых и общественности позволит учитывать общественное мнение, сделает муниципальное правотворчество более приближенным, как оно и должно быть, к населению и будет способствовать подготовке качественных муниципальных правовых актов.

Список литературы

1. Алешкова Н.П. Муниципальное правотворчество: понятие и сущность // Вопросы права и политики. 2013. № 7. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/ article_8776.html (дата обращения: 02.10.2013).

2. Антонова Н.А. Правотворчество органов местного самоуправления: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2009.

3. Джагарян А.А. Муниципальное правотворчество: природа, специфика, эффективность. URL: http://justicemaker.ru/view-article.php?id= 13&art=2678 (дата обращения: 29.09.2013).

4. Джагарян А.А. Муниципальное правотворчество: природа, специфика, эффективность // http:// justicemaker .ru /view -article .php ?id =13&art =2678 (дата обращения: 10.10.2013).

5. Муниципальное право России: Учеб. для бакалавров / отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 2009.

6. Сергеева К.О. Муниципальное правотворчество в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2013.

7. Соловьев С.Г. К вопросу о кодификации муниципального законодательства // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2013. № 1.

8. Соловьев С.Г. Муниципальный кодекс Российской Федерации: предпосылки и проблемы принятия // Российская юстиция. 2013. № 4.

9. Шкуратова Т.П. Муниципальное правотворчество: вопросы теории и правового регулирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Челябинск, 2011.

10. Щепачев В.А. Проблемы муниципального правотворчества и пути их решения // Местное право. 2011. № 2.

11. Щепачев В.А. Прогнозирование и планирование в муниципальном правотворчестве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 18.

общество. 2015. № 1. С.403 -405.

5. Свистунов А.А., Субботин В.Н. Развитие юридического образования и науки: проблемы и перспективы // Юридическое образование и наука. 2008. № 3. С. 27-32.

Кузнецова С.П.

ПРОБЛЕМЫ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: муниципальное правотворчество, правовой акт, нормативный правовой акт, реестр (регистр) нормативных правовых актов, полномочия органов местного самоуправления.

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы муниципального парвотворчества, выявлены основные проблемы, предложены варианты решений проблематики в области муниципального правотворчества.

Keywords: municipal law-making, legal act, regulation, registry regulations, the powers of local governments.

Abstract: In this article the questions of municipal parvotvorchestva, the main problems, the variants of problems solutions in the field of municipal law-making.

Правотворчество - одно из приоритетных и достаточно проблемных направлений деятельности органов местного самоуправления. Это та область, которая порождает многочисленные прения, обсуждения в обществе и в деятельности органов местного самоуправления, а также в тенденции взаимодействия общества и органов власти.

При практическом применении нередко возникают вопросы разграничения нормативных правовых актов и правовых актов, не содержащих признаки нормативности. Поскольку именно нормативные правовые акты занимают главенствующее место в системе муниципального правотворчества, вопрос о критериях нормативности приобретает особую значимость в настоящее время.

Правотворческий процесс «на местном уровне» сталкивается с понятием «муниципального правового акта», при этом без разграничения их на нормативные и не нормативные акты.

Немаловажным фактором, влияющим на природу муниципальных правоотношений, является момент (дата) вступления муниципального

правового акта в юридическую силу.

Согласно статье 47 федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Таким образом, законодатель вводит в практику два новых понятия «порядок опубликования» и «порядок обнародования». При этом мнение многих практикующих юристов, сталкивающихся с деятельностью органов местного самоуправления, сводится к тому, что главным критерием определения «нормативности» правового акта является момент его вступления в законную силу. При этом правовые акты после официального опубликования (обнародования) являются нормативными, а те, которые приобретают свою юридическую силу с момента подписания соответствующим уполномоченным должностным лицом, являются ненормативными актами.

Исследуя понятие «нормативный правовой акт», понимаем, это документ, изданный волей государственного властного органа, содержание которого обеспечено нормами права. Обращаясь к науке теории государства и права, понятие «норма права» представляет собой обще установленное и общеобязательное правило поведения индивидуумов, обеспеченное и санкционированное государством, отражающее права и обязанности участников общественных правоотношений и определяющее классификацию правомерного и неправомерного поведения членов гражданского общества.

На основании изложенного представляется, что порядок вступления правового акта в законную силу не может служить надлежащим и достаточным критерием определения его нормативности, без учета других иных его признаков.

В связи с чем, немаловажно на законодательном уровне определять критерии «нормативности» правовых актов и, соответственно, классифицировать их в системе. Подобная неопределенность и различие подходов и мнений влекут большие проблемы в правоприменительной практике, образовывают неоднозначность толкования, порождают коллизии и пробелы в праве.

Нормативные муниципальные правовые акты в органах местного самоуправления проходят определенную систематизацию, подлежат

обязательному включению в Реестры нормативных правовых актов, их проекты в неукоснительном порядке проходят правовую, антикоррупционную, общественную (в случаях, касающихся правовой и нормативной регламентации проведения административной реформы в Российской Федерации) экспертизы, то есть законодательно предусмотрен их особый порядок внесения, утверждения, согласования, принятия, подписания, опубликования (обнародования).

Таким образом, в обществе давно назрела необходимость четкой и правильной регламентации и определения нормативности правовых актов, принимаемых и издаваемых муниципалитетами. Отсутствие четкой регламентации, разрозненность правовых актов муниципалитетов, недостаточная квалификационная подготовка лиц, обеспечивающих подготовку нормативных правовых актов, приводят к многочисленным коллизиям.

В этой связи, анализируя субъектный состав лиц, обладающих правотворческой инициативой, наиболее «кризисной», на наш взгляд, является сфера принятия нормативных правовых актов в рамках правотворческой инициативы со стороны населения, ведь он определяет и волю соответствующего института гражданского общества, и провозглашает его, будучи учтенной в тексте самого правового акта.

Необходимо заметить, что муниципальное правотворчество неоднородно и имеет характерные черты - гражданское общество (население) «на местах», а также органы местного самоуправления и их должностные лица относительно самостоятельны в осуществлении власти «на местах», в муниципалитетах. Они призваны реализовывать, провозглашать, защищать и охранять права и свободы, законные интересы своего общества, в том числе при осуществлении полномочий по реализации вопросов местного значения. Но при всей «самостоятельности» субъектов они и взаимоподчинены! Так, например, глава поселения, осуществляющий свои полномочия на выборной основе, согласно нормам федерального закона №131-ФЗ, обязан ежегодно отчитываться о проделанной работе за предшествующий год, как перед представительным органом местного самоуправления, так и перед населением. Что еще раз дополнительно подчеркивает и характеризует наше общество как демократическое. Но при этом, не только органы и должностные лица муниципалитетов подлежат контролю в собственной деятельности, но и население, гражданское общество также контролируемо. Граждане обязаны чтить и уважать закон, не допускать противоправных действий, при этом

данные требования должны соблюдаться и в ходе реализации правотворческой инициативы.

Таким образом, подобная деятельность субъектов правотворческой инициативы не только признается и гарантируется, но имеет четкую систему и регламентацию.

На наш взгляд, для решения проблем, возникающих в рамках муниципального правотворчества, необходима более четкая, структурная подведомственность правовых актов (источников), отражающая полномочия органов и должностных лиц, а также весь процесс правотворчества.

Достаточно разумной и правильной является практика на региональном уровне в качестве правовой (юридической) помощи муниципалитетам разрабатывать и предоставлять в пользование модельные (шаблонные, унифицированные) правовые акты.

Так, например, в Воронежской области данную функцию осуществляет Правовое Управление Правительства Воронежской области - самостоятельное структурное подразделение Правительства Воронежской области. Основными задачами Подразделения является, в том числе обеспечение соответствия муниципальных нормативных правовых актов действующему законодательству, оказание консультативной помощи исполнительным органам государственной власти Воронежской области по правовым вопросам, обеспечение деятельности по систематизации, кодификации и совершенствованию законодательства области. Это орган, который уполномочен осуществлять систематизацию и хранение нормативных правовых актов, принятых муниципалитетами путем ведения Регистра нормативно-правовых актов Воронежской области. Помимо ведения Регистра, данный орган уполномочен на проведение правовой экспертизы принятых муниципальных правовых актов, и в случае выявления в текстах принятых нормативных правовых актах несоответствий, либо противоречий нормам действующего федерального, либо регионального законодательства, Правовое управление вправе направить в соответствующий орган местного самоуправления требование о приведении правового акта в соответствие. При этом законом и правовыми актами Правительства Воронежской области четко регламентированы сроки проведения указанных процедур. Но подобный критерий позволяет проводить анализ и оценку нормотворческой деятельности в муниципалитетах, и зачастую результаты становятся неутешительными. Кадровый состав, уровень образования, правовой (юридический) потенциал специалистов в сельских поселениях (которые тоже, в свою очередь,

являются органами местного самоуправления) - это факторы, напрямую влияющие на результаты правотворческого процесса и его уровень.

Таким образом, на сегодняшний день с великой досадой можно отметить, что настоящее правотворчество в муниципалитетах остается бессистемным, юридически дезориентированным, многие муниципальные акты в большей степени дублируют действующее федеральное законодательство, уполномоченные органы местного самоуправления нечетко следят за изменением действующего законодательства, и в этой связи многие муниципальные акты не приведены в соответствие. Но поставить данные факты только лишь в вину муниципалитетов будет несколько неправильно. Наша система юридической иерархии, соподчинения правовых источников, систем правотворчества и кодификации нормативных правовых актов зависит от разрозненности действующего федерального и регионального законодательства. В нашей правовой системе федерального уровня значительное количество пробелов в праве, многие жизненные ситуации, возникающие часто в обыденной жизни не урегулированы законодательством ни одного из уровней власти. Подобное заключение можно сделать и об отраслевых актах, регулирующих вопросы местного значения и деятельность муниципалитетов в целом.

Отдельной проблемой, и самой важной, на наш взгляд, стоит низкая доходность местных бюджетов. От этого напрямую зависит и квалификация кадровых специалистов, насколько развито в муниципалитетах самообразование, повышение квалификации и уровня профессиональной подготовки. При этом уровень доходности бюджета также влияет и на осуществление процедуры общедоступности нормативных правовых актов. Так, именно бюджеты с низкой наполняемостью способны обеспечить лишь обнародование принятых нормативных актов, и лишь в случаях, прямо предусмотренных законом - публикуют нормативные правовые акты. Другие же, более «состоятельные» бюджеты способны к публикации принятых нормативных правовых актов, что в большей степени отвечает за осведомленность граждан данной территории с системой нормотворчества муниципальных властей.

Положительным опытом, на наш взгляд, в развитии данного направления являются издание на уровне муниципальных районов сборников нормативных правовых актов, принятых поселениями, территориально входящими в границы данного района. Эти сборники являются доступными для граждан и содержат свод нормативных правовых актов, принятых муниципалитетами в каждом конкретном

месяце текущего года. Однако нельзя не заметить, что в современном мире цивилизации особое значение необходимо отдать интернет-ресурсам, где муниципалитеты, отвечая принципам открытости и гласности, размещают всю полную информацию о своей деятельности, и, в частности, размещают принятые правовые акты.

Безусловно, напрашивается неизбежное решение вышеизложенных проблем в значительных масштабах и в короткие временные рамки. Представляется положительной практика ведения Регистров нормативных правовых актов, практика прокурорского контроля за нормотворческой деятельностью муниципальных образований. Возможным, на наш взгляд, является систематизация и издание единого сборника нормативных правовых актов с разделением по сферам правоприменения, а также разработка собственного муниципального кодекса, обобщение и объединение в единую систему судебной практики, служащей судебными прецедентами. В комплексе, с вышеуказанными нормами, полагается допустимым также проведение «круглых столов», конференций с участием квалифицированных должностных лиц, а также введение в систему организации и направления ответственных должностных лиц на курсы повышения квалификации, переподготовки и узкопрофильное обучение в системе нормотворчества.

Однако, безусловно, все перечисленные пути решения проблем в полном объеме не решат, однако, помогут, во многом, предупредить многие недоразумения, минимизировать их объем, предупредить негативные ситуации и последствия в сфере муниципального правотворчества.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием, 12.12.1993 г.

2. Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003, №40, ст.3822.

3. Интернет-ресурс Воронежская область официальный портал органов власти. Правовое управление Правительства Воронежской области. Электронный ресурс. Режим доступа: www.govvrn.ru. (Дата обращения 17.10.2015г.).

4. Авакъян С.А. Муниципальное право России.- М: Проспект, 2009-544с.

5. Антонова Н.А. Правотворчество органов местного

самоуправления. - Юнити-Дана:2012-168с.

6. Пешин Н.Л.Муниципальное право Российской Федерации -М: Юрайт, 2011-462с.

Миталипов А. К.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ошский государственный университет

Ключевые слова: комиссия, организация, механизм, содействие, деятельность, эффективность, правонарушитель, компетенции, личностный подход, педагогическое воздействие.

Аннотация: В статье рассмотрены методы организации работы с общественными объединениями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел Кыргызской Республики.

Keywords: ^om^ssion, the organization mechanism, promotion, assistance activities, the effectiveness, the offender, competence, personal approach, pedagogical influence.

Abstract: The article describes methods of organizing work with associations for the prevention of delinquency among the minors in the system of the organs of internal affairs of the Kyrgyz Republic.

При организации профилактической работы среди

несовершеннолетних, необходимо учитывать взаимодействие среди социальных институтов и общественных объединений, уделяя основное внимание единству целей и направлений их совместной деятельности. Мы с помощью метода моделирования всех субъектов профилактической работы, не относящихся к системе ОВД, объединили их, и на основании совместного приказа МВД Кыргызской Республики и Министерства образования и науки Кыргызской Республики создали Советы профилактики внутри школ, а при районных государственных администрациях создали комиссию по делам несовершеннолетних. В данное время работа по организации Советов профилактики, комиссий по делам несовершеннолетних действительно идет слабо, потому что для улучшения этой работы нет конкретных нормативных актов и положений в Кыргызстане, а если и есть, они устарели и не отвечают современным условиям. Наше

Похожие статьи