Федеральные законодательства об основных прав ребенка. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» в РФ. Ребенок имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, причем использование наиболее совершенных методов и услуг, а также приоритет при оказан

09.04.2020

В отличие от совершеннолетних членов общества дети представляют уязвимую категорию населения, поэтому в отношении защиты прав и законных интересов ребенка существуют особые нормативные акты. В их числе - статьи Семейного кодекса, защищающие права ребенка, и 124 ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Ключевым нормативным документом является принятый в 1998 году документ об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Он фиксирует ключевые права детей РФ, которые гарантируются Конституцией. Эти гарантии установлены для обеспечения условий (правовых, финансовых, общественных) для соблюдения законных интересов ребенка в России. Закон включает в себя ряд блоков:

  • понятия и отношения, регламентируемые законом о правах ребенка;
  • главные методы, которыми обеспечивается соблюдение законных интересов несовершеннолетних;
  • ключевые принципы соблюдения гарантий ;
  • гарантии соблюдения ФЗ;
  • завершающая часть.

Законом определяется понятие «детство» или устанавливается обязательность защиты этого жизненного этапа со стороны государства. Детьми признаются все граждане моложе 18 лет. Кроме того, ряд положений закона посвящен защите прав ребенка особо уязвимых категорий (несовершеннолетние сироты, инвалиды, пострадавшие в результате катастроф или ставшие жертвами насилия). Несовершеннолетним с момента рождения гарантируются определенные права и свободы.

В их числе - вопросы, касающиеся защиты здоровья посредством оказания медицинских и профилактических услуг, защита несовершеннолетних от информации, имеющей пагубное влияние и способной причинить вред психологическому состоянию и нравственному развитию. Эти положения описаны в статьях 10-14. Также ФЗ устанавливает необходимость работы специальных государственных инстанций, в функции которых входит и потребностей несовершеннолетних.

Закон определяет рамки общественных стандартов, касающихся приемлемых параметров качества жизни, определяет способы защиты интересов несовершеннолетних в образовательных и воспитательных учреждениях. Кроме того, устанавливается полный запрет на любое ущемление законных интересов несовершеннолетних как в семье, так и в .

В закон вносятся изменения по мере появления такой необходимости. Самые недавние изменения были внесены в декабре 2016 года с датой вступления в силу в январе следующего года. Нововведения касаются трех статей - 1, 12 и 12,1. Содержание статьи отражает спектр правомочий правительственных органов в отношении прав несовершеннолетних. Согласно положениям ФЗ, в них входят:

В 1 статье

  1. определение федеральной политики касаемо интересов маленьких граждан;
  2. определение ключевых направлений деятельности по реализации прав и свобод юных граждан, обеспечение их соблюдения в отношении физического и нравственного здоровья;
  3. формирование и исполнение целевых проектов государства в отношении защиты малолетних граждан и установление учреждений, ответственных за это;
  4. утверждение порядка защиты законных интересов малолетних граждан в суде;
  5. исполнение интернациональных обязанностей государства в отношении защиты несовершеннолетних;

* контроль над деятельностью организаций, в функции которых входит организация отдыха и оздоровительных мероприятий маленьких граждан (этот пункт дополнил текст закона в самой свежей редакции).

В 12 статье

Права юных членов общества на отдых и оздоровительные мероприятия - текст статьи претерпел глубокие изменения по причине добавления поправок в статью 1.

В целях повышения безопасности детского отдыха и оздоровления проводятся мероприятия, касающиеся:

  • принятия нормативных актов, регулирующих деятельность соответствующих учреждений;
  • обеспечение безопасности во время пребывания маленьких отдыхающих в данных организациях;
  • обеспечение доступности услуг отдыха и оздоровления для большинства граждан;
  • контроль соблюдения принятых законом условий в организациях, занимающихся детским отдыхом и оздоровлением.

Таким образом, организации, деятельность которых заключается в организации детского отдыха, должны в обязательном порядке обеспечивать должный уровень безопасности, необходимый присмотр за отдыхающими ребятами, продуманное меню и режим питания, трансфер. Обслуживающий персонал таких организаций должен иметь необходимую квалификацию, а территория обеспечена сотрудниками охраны.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

– Конституцией Российской Федерации;

– Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

– Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Отношения между родителями и детьми является одной из нескольких групп отношений, которые регулируются семейным кодексом. Причем эти отношения могут носить личный неимущественный и/ или имущественный характер.

Конституцией Российской Федерации установлено, что в России гарантируются права и свободы всех граждан, в том числе и несовершеннолетних, согласно нормам и законам международного права. Полный свод прав детей записан в 54 статьях Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года. Институт детства находится под опекой и защитой государства, которое законодательно выработало нормы защиты прав несовершеннолетних.

Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов является одним из основных принципов регулирования семейных отношений. Правовой статус ребенка в нормах семейного законодательства определяется исходя из того, что ребенок является самостоятельным субъектом права, участником семейных отношений, а значит, имеет свои права: жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни и т.д. семейное законодательство подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов, а также формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения. За нарушение этого принципа действующее законодательство устанавливает различные виды ответственности.

В ст. 1 Семейного кодекса РФ допускает возможность ограничения прав граждан в семье только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и защиты интересов других членов семьи и иных граждан.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Способность детей приобретать права, предусмотрены семейным законодательством, возникают с момента рождения.

Личные права несовершеннолетнего:

  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на общение с родителями и другими родственниками;
  • право на свою защиту;
  • право выражать свое мнение;
  • право на имя, отчество и фамилию.

Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 семейного кодекса, означает, прежде всего, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Если родители ребенка живут по разным адресам, ребенок имеет право на проживание с одним из них. При споре на этот счет между родителями вопрос разрешается в судебном порядке.

Если же ребенок почему-либо утрачивает родительское попечение, предпринимаются попытки устроить его прежде всего в семью: передача на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна. К помощи детского учреждения прибегают только тогда, когда обеспечить семейное положение не представляется возможным.

Право знать своих родителей в ст. 7 Конвенции «О правах ребенка», правда, с небольшой оговоркой – «если это возможно».

Отсюда следует, что:

  • при установлении отцовства в судебном порядке принимается во внимание данное право несовершеннолетнего;
  • ребенок вправе рассчитывать на помощь в розыске своих родителей со стороны своих законных представителей, а также государственных и муниципальных органов, организаций, так или иначе занимающихся розыском граждан.

Еще одной составной частью права ребенка жить, и воспитываться в семье является его право на заботу о нем со стороны собственных родителей.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Семейного кодекса право ребенка общаться со своими родителями и родственниками не влияет:

  • расторжение брака родителей;
  • признание брака родителей недействительным;
  • раздельное проживание родителей;
  • проживание родителей в разных государствах.

В п. 1 ст. 56 Семейного кодекса, говорится, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Под правами ребенка здесь понимаются права, предусмотренные ст. 54-58, 60 Семейного кодекса, а под законными интересами – как те, что предусмотрены Кодексом, так и те, которые хотя и не зафиксированы, в конкретной правовой норме, но следуют из ее содержания.

Защиту прав ребенка, поскольку он не достиг необходимой степени социальной зрелости, не стал полностью дееспособным, осуществляют его родители или заменяющие их лица. Это их прямая обязанность, предусмотренная ст. 64 Семейного кодекса.

В п. 1 ст. 56 Семейного кодекса повторяется это положение и одновременно делается существенное дополнение: в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, защиту прав, законных интересов ребенка осуществляют орган опеки и попечительства, прокурор и суд (когда несовершеннолетний остался без родительского попечения и нуждается в устройстве или предстоит подготовка к делу о лишении или ограничении родительских прав).

Несовершеннолетний вправе защищать себя от злоупотреблений со стороны своих родителей. Такое нововведение надо понимать как дополнительную гарантию защиты прав ребенка в далеко не исключительных случаях, когда вред несовершеннолетнему причиняют самые близкие ему люди. Обладающему правом на защиту от злоупотреблений со стороны родителей несовершеннолетнему предоставляется возможность самому требовать своей защиты, просить о помощи. Его заявление может быть облечено в любую форму. Выступая как обладатель вполне конкретного, лишь ему принадлежащего права, ребенок может рассчитывать на поддержку органов, правомочных на его защиту, т.е. органов опеки и попечительства.

Право несовершеннолетнего выражать свое мнение по вопросу, затрагивающему его интересы.

Статья 57 Семейного кодекса:

  • провозглашает право ребенка выражать свое мнение;
  • определяет сферу действия данного права;
  • уточняет, когда учитывается мнение несовершеннолетнего;
  • указывает, когда согласие ребенка на совершение тех или иных действий обязательно.

Ст. 57 Семейного кодекса, распространяется на отношения, регулируемые семейным законодательством, а также на вопросы, непосредственно связанные с правами ребенка, их осуществлением. Причем он вправе выражать свое мнение не только в семье, но и за ее пределами, например при разбирательстве дела в административном или судебном порядке.

Мнение несовершеннолетнего учитывается:

  • при выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения;
  • при разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования;
  • при разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей;
  • при рассмотрении судом иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним;
  • при рассмотрении иска родителей о возврате им детей;
  • при отказе в иске о восстановлении в родительских правах;
  • при отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке;
  • при рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве.

Вместе с тем обязательно согласие ребенка, достигшего десяти лет:

  • при изменении его имени и фамилии по просьбе родителей или одного из них;
  • при передаче на усыновление. Исключение из этого правила допускается в случае, предусмотренном;
  • при записи усыновителей в качестве родителей в книге записей рождений;
  • при изменении усыновленному несовершеннолетнему имени, отчества, фамилии;
  • при решении вопроса о сохранении за ребенком присвоенных ему после усыновления имени, отчества и фамилии, если усыновление отменено;
  • при передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
  • при восстановлении родителей в родительских правах.

«Имущественные права несовершеннолетних детей» – это право каждого ребенка на получение содержания от своих родителей или заменяющих их лиц в случаях, предусмотренных законом. Предоставление такого права означает, что жизненно важные потребности ребенка подлежат удовлетворению прежде всего в родительской семье или семье, ее заменяющей.

  • необходимая для поддержания нормальных условий жизни несовершеннолетнего часть заработка родителей, усыновителей;
  • причитающиеся ему алименты, если родители не заботятся о материальном его обеспечении;
  • пенсии, различного рода пособия, положенные несовершеннолетнему по закону.

Согласно п. 2 ст. 60 Семейного кодекса, всеми суммами, предназначенными для детей, распоряжаются родители. Но при управлении имуществом ребенка родители обладают теми же правами, несут те же обязанности, которые предусмотрены гражданским законодательством для опекунов.

Кроме того, ребенок имеет право собственности на:

  • имущество, полученное им в дар. Таков один из традиционных и наиболее распространенных способов приобретения несовершеннолетним лицом имущества не только от родственников, но и от любых других физических и даже юридических лиц;
  • имущество, полученное им по наследству в порядке, установленном ГК. При этом не имеет значения, имело ли место наследование по закону или по завещанию;
  • доходы, полученные им. Это могут быть не только проценты с банковского вклада или суммы, полученные в результате сдачи внаем принадлежащего несовершеннолетнему жилья. Сюда относится и прибыль от творческой, предпринимательской деятельности, которая становится новым элементом образа жизни современных детей;
  • имущество, приобретенное на его собственные средства. И если раньше считалось, что таких средств в принципе может не быть, то теперь, когда дети работают за деньги или получают выручку от перепродажи и т.п., допускается, что существуют реальные предпосылки для увеличения объема имущества несовершеннолетнего и таким путем.

Ст. 65 Семейного кодекса говорит, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей и что обеспечение этих интересов должно быть предметом основной заботы со стороны родителей.

Помимо законов регламентирующих защиту прав детей существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка. Формирование концепции федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013 – 2020 годы» (31.05.2012). Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство».

Л.В. Кудрякова – главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций

Согласно Конвенции Российской Федерации, для гармоничного развития личности, несовершеннолетний ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в полноценной семье, среди близких людей. В обязанности взрослых входит - подготовить его к самостоятельной жизни и помочь стать полноправным членом общества.

Полномочия несовершеннолетних регламентируются следующими основными законодательными актами:

  • Конституция РФ;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Основы прав РФ об охране здоровья граждан;
  • Федеральный закон об образовании;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Закон о дополнительных гарантиях общественной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Так же особое значение имеет 159 ФЗ об особенностях отчуждения недвижимого имущества. Ознакомиться с его последней редакцией можно

Главным нормативно-правовом документом, который устанавливает основные законные интересы несовершеннолетнего, предусмотренные Конституцией РФ, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Настоящий закон был принят участниками Государственной Думы 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля того же года. от 24.07.1998 № 124-ФЗ, в целях создания общественно-экономических условий для исполнения прав и законных интересов несовершеннолетнего, регламентирует основные права и законодательные интересы ребенка. Последний раз изменения и дополнения в закон вносились в ноябре 2011 года.

  • глава 1 (статьи 1-5) . Основные положения закона;
  • глава 2 (ст 6-15). Основные назначения в РФ;
  • глава 3 (ст 16-22). Координационные основы прав несовершеннолетнего;
  • глава 4 (статья 23). Гарантии исполнения Федерального закона № 124;
  • глава 5 (ст 24-25). Заключительные основные документы.

О защите прав ребенка федеральный закон определяет главные цели общегосудраственной политики , а именно: устанавливает государственные минимальные общественные стандарты основных показателей качества жизни; регламентирует различные меры по защите несовершеннолетнего при выполнении деятельности в сфере его образования и воспитания, а также охраны здоровья и отдыха; устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав несовершеннолетнего в семье и образовательном учреждении; гарантирует общегосударственную поддержку службам областного самоуправления.

Основные права ребенка в РФ

На территории Российской Федерации ребенком признается то лицо, которое не достигло возраста 18 лет, то есть совершеннолетия. Поэтому государство взяло на себя обязательство защищать несовершеннолетних.

В соответствии с действующим законодательством, ребенок вправе:

  • рассчитывать на получение имя, отчества и фамилии, гражданства. Данные реквизиты выбираются его родителями. Если же родители не могут прийти к общему мнению относительно его имени и фамилии, соответствующий вопрос разрешается службами опеки и попечительства;
  • жить и воспитываться в полноценной семье, вместе с родителями, которые обязаны заботиться о его воспитании, обучении и развитии. Развод родителей и их раздельное проживание никаким образом не должно влиять на права несовершеннолетнего. Соответствующая служба имеет полномочия запретить одному из родителей общаться с ребенком, но только в том случае, если данные действия необходимы для защиты его прав и интересов;
  • рассчитывать на защиту прав и интересов. Ответственность за защиту полномочий и интересов ложится на его родителей или законных представителей;
  • быть защищенным от злоупотреблений со стороны родителей или законных опекунов. Это может выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении, сексуальных домогательствах или в запугивании;
  • вправе свободно выражать свою позицию, относительно своего будущего, а также отношений в семье. Вправе свободно выражать свои взгляды, как в письменном виде, так и в устной форме;
  • иметь свободный доступ к различным сведениям. Данная информация должна нести благоприятную, нравственную направленность, а также способствовать полноценному физическому и психологическому развитию несовершеннолетнего. От других сведений, которые способны причинить ему вред, родители должны защитить;
  • рассчитывать на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его недвижимости, а также имеет право в тайне хранить личные переписки, телефонные разговоры и другую личную информацию;
  • несовершеннолетний, лишенный родителей, имеет право рассчитывать на защиту и помощь РФ;
  • на полноценный уровень жизненной деятельности. Закон о защите прав ребенка в РФ обязывает родителей обеспечивать детям соответствующий уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития;
  • на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Муниципальные учреждения обязаны предоставить ему бесплатное медицинское обслуживание;
  • на образование. Начальное, основное общее и среднее профессиональное является бесплатным. Высшее образование можно получить, пройдя конкурс;
  • на отдых и развлечения, подходящие его возрасту, а также право на участие в различных культурных мероприятиях;
  • на защиту от эксплуатации и выполнения работы, которая способна причинить вред его здоровью и психологическому состоянию. Именно поэтому устанавливает правила, определяющие возрастную категорию, по достижению которой его могут принимать на работу;
  • несовершеннолетний с ограниченными возможностями, имеет право на получение особой заботы и предоставление особых условий. Российская Федерация предоставляет таким детям различные гарантии и льготы, а также оказывает их родителям материальную помощь;
  • имущественные права. То есть право на получение содержания от своих родителей или законных опекунов.

Скачать закон о защите прав ребенка

Забота о детях и защита их прав является важнейшим направлением в деятельности межнациональных объединений, государств мира. Проблема законодательной защиты прав ребенка в России считается наиболее актуальной проблемой на современном этапе развития страны.

Для Российской Федерации детство является важным этапом в жизни каждого человека. Именно на этом этапе в человеке воспитываются высокие, нравственные качества, патриотизм, гражданственность, а также развивается общественная значимость и творческая личность. Для благополучного развития страны и был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, который можно скачать

Последние изменения в законе о детях

Федеральный закон от 03 декабря 2011 г. №378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»» был принят членами Государственной Думы 18 ноября 2011 года. Настоящие изменения были одобрены Советом Федерации 25 ноября того же года. Больше всех изменений в ФЗ о детях претерпели статьи 13 и 16.

Статья 13

Согласно первому пункту, защиту законных интересов ребенка при формировании общественной инфраструктуры для детей, обеспечивают федеральная служба исполнительного правления, а также служба исполнительного правления субъектов РФ. Пункт 6 ст 14 утратил свою правовую силу.

Пункт 7 изложить в следующей редакции: «Изменение формы собственности имущества, относящаяся к субъектам общественной инфраструктуры для детей и является общегосударственной и муниципальной собственностью, которая должна исполняться в установленном законом порядке».

Статья 16

Дополнить пункт 2 следующим текстом: «В соответствии с настоящим законом и другими нормативно-правовыми актами, субъекты РФ могут создавать должность уполномоченного лица».

Введение

Забота о ребенке и защита его прав является важнейшим направлением деятельности международных объединений, государств мира. Проблема законодательной защиты прав ребенка в России относится к числу наиболее актуальных проблем на современном этапе развития страны. Для нашего государства детство является важным этапом жизни человека. Отсюда исходят принципы приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Данные принципы прописаны в одном из Федеральных законов, который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. Таким законом является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г.

Цель данной работы: проанализировать Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Задачи:

  1. Рассмотреть защиту прав детей как основной компонент политики государства.
  2. Изучить федеральный уровень нормативного обеспечения прав ребенка в РФ.

Защита прав детей как основной компонент политики государства

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.

Ребенок – это субъект правовых отношений не только в семье, но и в образовательном учреждении, ведь в нем он проводит большую часть времени.

Соблюдение прав детей имеет значение, как для системы образования, так и для общества в целом. Так как возможность достижения в перспективе социальной гармонии, обретение каждым из нас правосознания непосредственно зависит от того, какие ценности будут привиты детям, а значит от того, в каких условиях они будут расти, развиваться и воспитываться.

Задача государства и общества, в целом – обеспечить гарантии прав каждого ребенка на всестороннее полноценное развитие личности.

Осуществление прав ребенка во всех сферах его жизнедеятельности – основной компонент социальной политики нашего государства по защите детства. Согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г. «…ребенком считается каждое человеческое существо до достижения им 18 – ти летнего возраста, если по закону он не достигает совершеннолетия ранее».

В рамках педагогической парадигмы сложились несколько концептуальных подходов к проблеме защиты прав детей. В широком понимании, защита детей – целенаправленная, сознательно-регулируемая на всех уровнях общества система практических, социальных, экономических, политических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, духовных мер, обеспечивающих условия и ресурсы, достаточные для нормального физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления прав и человеческого достоинства, а так же побуждающих активность к самозащите и формирующих социально полноценную личность.

Таким образом, существует довольно большое количество подходов в рамках смежных наук и сущность защиты прав детей состоит в обеспечении поддержки и помощи ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов посредством различных средств и методов.

В 2010 году Дмитрий Медведев обозначил развитие детской политики в качестве нового социального приоритета нашей страны на ближайшее будущее. Среди мер поддержки детей самостоятельное место занимают нормы права, в которых закреплена возможность использования всех существующих мер и способов обеспечения нормального физического и духовного развития ребенка.

Федеральный уровень нормативного обеспечения прав детей

В Конвенции ООН «О правах ребенка» говорится 1989 г. говорится: «Государства – участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п.1. ст.2)

Мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений. Этим обстоятельством объясняется важность правовых проблем обеспечения интересов несовершеннолетних граждан. Речь идет о широком перечне правовых средств защиты ребенка, законодательных актов, неодинаковых по своей отраслевой принадлежности, каждый из которых защищает права и интересы детей.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

– Конституция Российской Федерации.

– Семейный кодекс Российской Федерации.

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

– Федеральный закон об образовании.

– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

Основным законом в области обеспечения прав детей стал принятый 24 июля 1998 года Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Развивая положение пункта 1 статьи 38 Конституции РФ о том, что детство, как важный этап жизни человека, находится под защитой государства. Закон не просто называет, но и устанавливает основные гарантии его соблюдения в России на основе Конституции РФ и регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией прав детей.

К моменту принятия данного Закона некоторые права ребенка, как гражданина, были уже были закреплены в Конституции РФ, в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»:

Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка;

Определяет цели государственной политики;

Законодательство закрепляет основные гарантии прав ребенка;

Устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей;

Определяет различные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, охраны здоровья и отдыха;

Устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, образовательном или любом учреждении;

Оговаривает право обучающихся проводить во внеучебное время собрания и митингов по защите своих прав;

Направлен на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному духовному развитию;

Определяет уровень компетенции федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка и определяет их полномочия;

Гарантирует государственную поддержку органам местного самоуправления, защищающие законные интересы детей.

Таким образом, целями государственной политики в интересах детей являются:

Осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушения;

Формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры;

Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:

Законодательное обеспечение прав ребенка;

Государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовка их к полноценной жизни в обществе;

Установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учётом региональных различий данных показателей;

Ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребёнка, причинение ему вреда;

Государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребёнка.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» конкретизирует понятие о механизмах защиты прав детей. К таким механизмам относятся определение государственных минимальных социальных стандартов; персональный учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; создание социальных служб для детей; возможность рассмотрения в суде ситуаций, когда действия должностных лиц, организаций, граждан нарушают права детей; ограничения на использование объектов социальной инфраструктуры для детей (если эти объекты являются государственной собственностью); информирование детей и их родителей (законных представителей) об их правах; разработка и реализация федеральных целевых программ по осуществлению государственной политике в интересах детей.

Заключение

Защита прав детей является основным компонентом политики государства. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из определенных принципов. Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития детей.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Законодательство основывается на Конституции РФ.

Сегодня Закон должен стать центральной частью, стержнем любой профессиональной практики. Незнание правовых основ и затруднения при их последующем применении вызывают ролевой конфликт, неуверенность, неопределенность и незащищенность.

Со временем число законов, предназначенных для защиты прав ребенка, возрастет. Но важно, чтобы они были нацелены на решение задач не только сегодняшнего дня, но и на ближайшую перспективу.

Список литературы:

1. Право – предоставленная кому – либо свобода, возможность действовать или пользоваться чем – либо, гарантированная государством или какими – либо другими законами, постановлениями.

2. Гарантии - обеспечение осуществления чего-либо, выполнения каких-либо обязательств и т.п.; поручительство, ручательство, порука в чём-либо.

3. Филатова, Е.В. Организация защиты прав детей [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Филатова Е.В., Грабчук К. М.; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2011. - С. – 8.

4. Алиева, З.А. Проблема законодательной защиты прав ребенка в современной России [Электронный ресурс] / З.А. Алиева //Юридический вестник ДГУ, 2013. -№1. – С. 53.

5. Филатова Е. В. Указ. соч. С. 15-16.

6. Федеральный закон от 24 июля 1998. №124 Ф-З «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] /Информационно-правовой портал ГАРАНТ. – Режим доступа – base garant.ru.

7. Заряев А.В. Ювенальное право: Учебник для вузов [Электронный ресурс] / Под. ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – 320 с.

8. Филатова, Е.В. Организация защиты прав детей [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Филатова Е.В., Грабчук К. М.; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2011. - С. – Режим доступа – base garant.ru.

Эффективность защиты прав ребенка является гарантией результативной профилактической деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. От качества норм права и правовых механизмом, обеспечивающих их реализацию в сфере защиты прав и законных интересов детей, зависит уровень правопорядка в обществе.

Система защиты прав ребенка в Российской Федерации включает в себя органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений, обязанных соблюдать Конституцию РФ и законы нашего государства.

Защита прав ребенка основывается на нормах международного законодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ, а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Под правовой защитой ребенка следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и его благополучное социальное развитие, а также деятельность субъектов, осуществляющих реализацию данных норм права.

Правовая защита детства охватывает всю сферу жизнедеятельности ребенка и включает: охрану материнства, отцовства и семьи, образование, здравоохранение, труд, социальное обеспечение, досуг, профилактику правонарушений и т.п.

Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ и, прежде всего судебная система. Согласно статье 46 Конституции РФ: "1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон "О прокуратуре РФ"). Целями деятельности прокуратуры РФ являются обеспечение:

Верховенства закона;

Единства и укрепления законности;

Защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, полностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 10 закона "О прокуратуре РФ" в органы прокуратуры может обратиться любой гражданин с заявлением о нарушении законодательства (в том числе защищающего права ребенка).

Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адвокатская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Ряд процессуальных гарантий защиты прав несовершеннолетних, связанных с адвокатской деятельностью, содержится в УПК РФ. В п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ предусмотрено обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, а согласно ч. 2 ст. 425 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие защитника.

Важную роль в обеспечении защиты прав детей может сыграть институт Уполномоченных по правам ребенка.

Впервые в мире Уполномоченный по правам ребенка появился в начале 20 века в Швеции, в дальнейшем такие должности были введены в Австралии, Австрии, Канаде, Ирландии, Румынии и других странах.

В России в 1998 г. впервые Уполномоченные по правам ребенка появились в Волгоградской области, Калужской области, а также в городах Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новгороде. Основная функция Уполномоченного по правам ребенка – служить гарантом соблюдения прав ребенка.

Актуальность создания института Уполномоченных по правам ребенка связана с серьезными проблемами в области защиты детства в нашей стране, где 1 млн. детей-инвалидов, 5 млн. наркозависимых детей, 2 млн. неграмотных детей, каждый 5-й ребенок находится в недопустимо плохих социальных условиях, 730 тыс. детей официально зарегистрированы в качестве беспризорных, около 50 тыс. детей ежегодно подвергается сексуальному насилию в семье.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установил юридические механизмы защиты прав и законных интересов ребенка и определил принципы ювенальной политики:

1. Законодательное обеспечение прав ребенка;

2. Поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе;

3. Ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

4. Поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В данном законе впервые были сформулированы цели государственной политики РФ в интересах детей:

Защита прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;

Недопущение их дискриминации;

Упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

Формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности;

Реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Субъектами государственной ювенальной политики являются органы государственной власти РФ и органы власти субъектов РФ.

1. Установление основ федеральной политики в интересах детей;

2. Выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

3. Формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственности за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций.

4. Установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

5. Исполнение международных обязательств Российской Федерацией и представительство интересов РФ в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

В статье 1 федерального закона № 124-ФЗ даны понятия, имеющие значение не только для целей данного закона, но и для организации профилактической деятельности с несовершеннолетними:

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

Социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

Социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

Отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;

Организация отдыха детей и их оздоровления – детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

2. Основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

3. Основные гарантии защиты прав ребенка в РФ.

Тема 5. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы и учреждения, осуществляющие её

Похожие статьи