Система органов осуществляющих финансовую деятельность их полномочия. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность. Функции Министерства Финансов

26.03.2020

Финансовую деятельность осуществляют все без ис­ключения государственные органы, но в пределах ус­тановленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:

1. федерального бюджета;

2. федеральных налогов и сборов;

3. финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

4. денежной эмиссии.

Президент РФ как глава государства подписывает и об­народует федеральные законы, а также обеспечивает согласованное взаимодействие органов государствен­ной власти в области финансов, определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в соответ­ствии с чем и строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фон­дов, денежно-кредитной политики, регулирования валютных и иных финансовых отношений, организации органов финан­сово-кредитной системы.

Правительство РФ:

1. обеспечивает проведение единой финансовой, кре­дитной и денежной политики;

2. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет;

3. обеспечивает исполнение федерального бюджета;

4. представляет Государственной Думе отчет об испол­нении федерального бюджета;

5. разрабатывает и реализует налоговую политику;

6. принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

7. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

8. руководит валютно-финансовой деятельностью в от­ношениях Российской Федерации с иностранными го­сударствами;

9. разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют на соответствующей территории фи­нансовую деятельность в пределах своей компетенции.

Наряду с органами государственного управления, осуще­ствляющими финансовую деятельность в связи с выполне­нием своих основных задач и функций, для осуществления финансовой деятельности создан специальный орган - Ми­нистерство финансов РФ, в ведений которого находятся:

· Федеральная налоговая служба;

· Федеральная служба страхового надзора;

· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

· Федеральное казначейство (федеральная служба).

Также отдельные полномочия в финансовой сфере выпол­няет Банк России.

Министерство финансов РФ осуществляет выработ­ку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулиро­вание на основании и во исполнение Конституции РФ, феде­рального законодательства, актов Президента РФ и Прави­тельства РФ в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную области, сферы государ­ственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, драгоценных камней, таможенных пла­тежей, а также вырабатывает финансовую политику в обла­сти государственной службы и судебной системы.



Федеральное казначейство информирует законода­тельные и исполнительные органы государственной власти РФ о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ.

К задачам Федерального казначейства относятся:

1. организация, осуществление и контроль за исполне­нием федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах Федерального казначейства исходя из прин­ципа единства кассы;

2. регулирование финансовых отношений между феде­ральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использовани­ем внебюджетных (федеральных) средств;

3. сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов.

Федеральная налоговая служба осуществляет конт­роль, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и иных пла­тежей, установленных федеральным налоговым законода­тельством, а также законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Банк России как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, бан­ковского надзора и управления системой расчетов в стране.

ОТВЕТ: Финансовую деятельность осуществляет целая система государственных органов и органов местного самоуправления. Однако, в силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы.

  1. Представительные (законодательные) органы власти (ст. 104, 106 Конституции РФ). Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов.
  2. Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем представительных органов).
При Правительстве РФ в целях обеспечения координации действий федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ по проведению единой финансовой и денежно-кредитной политики, а также усиления контроля за валютными операциями и состоянием денежного рынка действует Комиссия по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики, создан Экономический совет. В структуре аппарата Правительства имеется Департамент финансов и денежно-кредитного регулирования.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ч.3 ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов. Внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов, денежно-кредитной политики, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
В составе Администрации Президента РФ в целях информационно-аналитического обеспечения Президента в области экономических проблем образовано Экономическое управление Президента РФ. Его деятельность распространяется и на область государственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др.
Функции финансовой деятельности выполняют также исполнительные органы власти РФ и ее субъектов, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, агентства и др.) Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются связи с ними. То же относится и к подобным органам, формируемым в системе местного самоуправления (отделы, управления администраций и т.п.).
Среди органов специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность государства, особо выделяется Министерство финансов РФ. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. В субъектах РФ создаются министерства финансов или финансовые управления.
В составе Минфина России образовано Федеральное Казначейство (федеральная служба) с входящими в него территориальными органами. На органы Казначейства возложены задачи по управлению средствами госбюджета, внутреннего и внешнего долга и др.
В состав Минфина России входят:
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная служба страхового надзора;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Еще по теме ВОПРОС 3 Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований:

  1. 1.1. Муниципальное образование как подсистема социально-экономической системы региона
  2. § 3. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права
  3. § 1. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  4. § 1. Компетенция представительных и исполнительных органов власти, главы государства вобласти финансовой деятельности

В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные органы, государственные учреждения и предприятия, частные предприятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.

Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на ряд групп.

К одной относятся высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственного которой строится финансовая политика.

Он по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о федеральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Государственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Президент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.

Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 года определены основные приоритеты бюджетных расходов, по которым Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить государственные программы Российской Федерации. В их числе государственные программы «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий» и другие.

В целях информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента РФ в области экономических проблем в составе Администрации Президента РФ образовано Экспертное управление . Положение об Экспертном управлении Президента Российской Федерации, утвержденно Указом Президента РФ от 20 августа 2004 г. № 1086.

Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности председателя ЦБ РФ, председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Правительство РФ , в соответствии со ст. 114Конституции РФ, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

К другой группе относятся государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной и которые несут основное бремя этой деятельности. К ним относятся Минфин России и ЦБ РФ.

Министерство финансов РФ . Согласно п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Минфин России осуществляет следующие основные функции:

    составляет проект федерального бюджета;

    утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

    доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

    открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;

    осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;

    запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Минфина России вопросам.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

Федеральная налоговая служба . В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агентавалютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба, в частности, осуществляет контроль и надзор за:

    соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

    осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

    соблюдением требованийк контрольно-кассовой технике,порядкоми условиями ее регистрации и применения;

    полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

    проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

    соблюдением организатором азартных игр требований, установленных частями 1и2 статьи 16Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора . Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор:

    за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

    за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

    за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

    за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральное казначейство . В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство, в частности, отвечают за исполнение федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за накопление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует распределениедоходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.

Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим банковской деятельностью в стране. В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» данный орган осуществляет денежную эмиссию, организует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устойчивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны. Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Многочисленную группу образуют федеральные органы исполнительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной , но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Например, Министерство здравоохранения РФ имеет в своем составе Финансовый департамент, положение о котором утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 № 680 «Об утверждении Положения о Финансовом департаменте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации». К его ведению относятся вопросы:

    осуществления координации работы по выработке приоритетов бюджетной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей;

    организации работы по формированию и исполнению федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части расходов Министерства как субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета, а также координации работы по подготовке бюджетов государственных внебюджетных фондов, деятельность которых координирует Министерство (далее - государственные внебюджетные фонды), на очередной финансовый год и на плановый период, исходя из приоритетов и планируемых результатов бюджетной политики государства;

    осуществление нормативной и методической деятельности, связанной с бюджетным процессом Министерства как субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность в пределах своих территорий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта Российской Федерации, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществляют исполнение бюджета. По Уставу Самарской области Правительство Самарской области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Самарской Губернской Думой.

В субъектах Российской Федерации функционируют также финансовые органы, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполнению, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и оказывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государственный финансовый контроль на соответствующей территории.

Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администраций финансово-бюджетные управления. Местные финансы включают денежные средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные) в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

    устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

    обращаются за финансовой помощью к федеральным органам и органам субъектов Российской Федерации, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;

    составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполнении;

    осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;

    осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;

    предоставляют необходимую информацию налоговым органам;

    получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;

    осуществляют муниципальные займы путем выпуска муниципальных облигаций.

Государство руководит и направляет финансовую деятель­ность через свои органы, которые наделены для этого специаль­ной компетенцией. Практически все органы государства без ис­ключения занимаются финансовой деятельностью. Органы об­щей компетенции - высшие представительные и исполнитель­ные органы государственной власти - руководят всеми финан­сами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, орга­низуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обра­щение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Кон­ституции РФ).

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик, входящих в состав Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета Федерации, занимается другими финансовыми вопросами государства (ст. 114 Консти­туции РФ).

Правительства республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руко­водство финансами соответствующих национально-террито­риальных и административно-территориальных (закрытых горо­дов) образований. Поскольку финансовая система едина, то все перечисленные органы выполняют на своей территории функ­ции в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Например, органы местного самоуправления по­мимо того, что утверждают местные бюджеты и используют их средства на нужды местного значения, обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, об­разование кредитных ресурсов банков, страховых фондов.

Органы государственного управления специальной компе­тенции в зависимости от степени участия в финансовой дея­тельности можно подразделить на две группы:

1. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это министерства и ведомства, органы управления, хо­зяйствующие субъекты. Управляя порученным участком госу­дарственной деятельности, они: а) тратят бюджетные ассигнова­ния; б) создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяется в бюджет. Эти органы утвер­ждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и другие федераль­ные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами.

2. Государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой дея­тельности и финансового контроля.

Систему финансовых органов, еще раз повторим, возглавля­ет Министерство финансов РФ. Все национально-террито­риальные и административно-территориальные образования имеют в составе своих правительств или администраций управ­ления, соответствующие республиканские министерства финан­сов или другие органы финансового управления.

В органах местного самоуправления, сельских, поселковых финансовой деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии. Учитывая, что основной объем работы в области финансовой деятельности государства осуществляется Мини­стерством финансов, рассмотрим его компетенцию более под­робно.

В соответствии с возложенными на него задачами Мини­стерство финансов РФ:

1) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и ко­ординирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти;

2) для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы;

3) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, орга­нами исполнительной власти субъектовРФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными ор­ганизациями;

4) в своей деятельности руководствуется КонституциейРФ,федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями ПрезидентаРФ, поста­новлениями и распоряжениями ПравительстваРФ, а также По­ложением о Министерстве финансовРФ, утвержденным поста­новлением ПравительстваРФ № 273 от 6 марта 1998 г.

Основные задачи Министерства финансовРФ (ст. 3 Положе­ния):

1) совершенствование бюджетной системыРФ, развитие бюджетного федерализма;

2) разработка и реализация единой (финансовой, бюджет­ной, налоговой и валютной) политики вРФ;

3) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджетаРФ;

4) разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

5) разработка и реализация единой политики в сфере разви­тия финансовых рынков вРФ;

6) участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресур­сов драгоценных металлов и драгоценных камней;

7) разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

8) осуществление в пределах своей компетенции государст­венного финансового контроля;

9) обеспечение методологического руководства бухгалтер­ским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и от­четности в ЦБ РФ и кредитных организациях), а также в соот­ветствии с законодательством РФ аудитом в Российской Феде­рации (кроме аудита в банковской системе).

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующиеосновные функции (ст. 6 Положения):

1) подготавливает предложения и реализует меры по совер­шенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъек­тами РФ;

2) участвует в разработке и осуществлении мер по финансо­вому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите, интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

3) участвует в подготовке предложений по основным на­правлениям кредитной, денежной политикиРФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

4) участвует в формировании и осуществлении единой поли­тики цен;

5) участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

6) разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;

7) участвует в установленном порядке в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

8) разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к ком­петенции Министерства, обязательные для исполнения на тер­ритории РФ;

9) проводит совместно с Государственным комитетомРФ по связи и информатизации единую техническую политику в об­ласти информатизации своих территориальных органов;

10) разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджетаРФ;

11) исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджетаРФ;

12) осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

13) лицензирует деятельность страховых организаций и осу­ществляет надзор за их деятельностью; ведет единый государст­венный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров: осуществляет контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков;

14) осуществляет по поручению Правительства РФ сотруд­ничество с международными финансовыми организациями, проводит с ними в установленном порядке переговоры и кон­сультации по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений;

15) разрабатывает совместно с Министерством экономики РФ проекты программ государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

16) организует и обеспечивает изготовление денежных биле­тов и металлических монет по заявкам ЦБ РФ, а также орденов, медалей и других знаков отличия, бланков ценных бумаг, зна­ков почтовой оплаты и бланков строгой отчетности по утвер­жденным в установленном порядке образцам, а также выполне­ние других подобных заданий;

17) ведет в соответствии с законодательствомРФ государст­венные реестры выданных квалификационных аттестатов ауди­торов и лицензий на осуществление аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской системе) и др.

Согласно п. 7 постановления Правительства № 273 от 6 марта 1998 г. «Об утверждении положения о Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов РФимеет право:

1) запрашивать в установленном порядке у федеральных ор­ганов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ материалы, необходимые для:

Разработки проекта федерального бюджета;

Расчета прогноза консолидированного бюджета Россий­ской Федерации;

Составления отчета об исполнении федерального бюджета;

Составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по РФ и анализа консолидированных бюдже­тов субъектов РФ;

2) запрашивать в установленном порядке материалы по це­левым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов, утвержденным бюджетам фондов и отче­ты об их исполнении;

3) запрашивать у федеральных органов государственной вла­сти, органов государственной власти субъектовРФ и организа­ций данные, необходимые для осуществления контроля за целе­вым расходованием средств федерального бюджета;

4) проводить совместно с Министерством экономики РФ экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции;

5) представлять в установленном порядке Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

6) ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финанси­рование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

7) взыскивать в установленном порядке с организаций сред­ства федерального бюджета, израсходованные ими не по целе­вому назначению, с наложением штрафа в соответствии с зако­нодательством РФ;

8) организовывать формирование за счет средств федераль­ного бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств этого Фонда в порядке и размерах, утверждаемых федеральным зако­ном о федеральном бюджете на соответствующий год;

9) выдавать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года;

10) предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законода­тельством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;

11) выступать по поручению Правительства РФ официаль­ным корреспондентом международных финансовых организа­ций, в которых состоит Российская Федерация, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Прави­тельства РФ;

12) осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с законодательствомРФ и получать отчеты о деятельности соот­ветствующих организаций.

В Положении о Министерстве финансов Российской Феде­рации п. 8-12 утверждается, что Министерство финансовРФвозглавляет министр, назначаемый на должность и освобождае­мый от должности ПрезидентомРФ по представлению Предсе­дателя ПравительстваРФ.

Министр несет персональную ответственность за выполне­ние возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.

Министр финансов РФ:

Руководит деятельностью Министерства на основе едино­началия;

Распределяет обязанности между своими заместителями;

Вносит в установленном порядке на рассмотрение Прави­тельства РФ проекты нормативных правовых актов по вопро­сам, входящим в компетенцию Министерства;

Руководит деятельностью Федерального казначейства РФ;

Утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;

Назначает в установленном порядке на должность и осво­бождает от должности работников Центрального аппарата Ми­нистерства;

Решает в соответствии с законодательством РФ о государ­ственной службе вопросы, связанные с прохождением государ­ственной службы в Министерстве;

Назначает на должность и освобождает от должности в ус­тановленном порядке руководителей территориальных органов;

Утверждает уставы подведомственных организаций, за­ключает, изменяет и расторгает в установленном порядке трудо­вые договоры (контракты) с их руководителями;

Утверждает структуру и штатное расписание Центрального аппарата Министерства в пределах фонда оплаты труда и чис­ленности работников, установленных ПравительствомРФ, сме­ту расходов на его содержание в пределах утвержденных на со­ответствующий период бюджетных ассигнований, предусмот­ренных в федеральном бюджете на государственное управление;

Утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Министерства в пределах показателей, установленных ПравительствомРФ, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований, предусмотренных в федераль­ном бюджете на государственное управление;

Представляет в установленном порядке особо отличив­шихся работников Центрального аппарата Министерства, тер­риториальных органов и подведомственных ему организаций к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;

Подписывает в установленном порядке по поручению Правительства РФ межправительственные соглашения по во­просам привлечения иностранных кредитов, а также предостав­ления по ним гарантий Правительства РФ;

Осуществляет другие полномочия в соответствии с зако­нодательством РФ.

Министерство финансов РФ издает в пределах своей компе­тенции на основе российского законодательства приказы, инст­рукции и иные нормативные правовые акты. Кроме того, в пре­делах своей компетенции издает совместно с другими федераль­ными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.

В Министерстве финансовРФ образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, руководи­телей Государственной налоговой службыРФ и Государствен­ного таможенного комитетаРФ по должности, а также других руководящих работников Центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению министра.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по долж­ности, утверждаются ПравительствомРФ.

Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.

Решения коллегии реализуются, как правило, приказами министра.

В случае разногласий между министром и членами коллегии окончательное решение принимает министр, докладывая о воз­никших разногласиях ПравительствуРФ. Члены коллегии могут сообщить свое мнение в ПравительствоРФ.

Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Мини­стерстве финансов РФ создается научный совет, в состав кото­рого входят ученые и теоретики, специалисты в области финан­сов, кредита и денежного обращения.

Для рассмотрения предложений по совершенствованию ме­тодики финансово-бюджетного планирования и финансирова­ния, методологии бухгалтерского учета и отчетности, организа­ции аудита, осуществления страхового надзора и контрольно-ревизионной работы Министерством финансов РФ могут созда­ваться научный и методологические советы с привлечением специалистов, работников научных и других организаций.

Составы научного совета, методологических советов и поло­жения о них утверждаются министром финансов РФ.

Министерство финансов РФ в установленном порядке учре­ждает журналы и другие печатные издания.

Финансирование расходов на содержание Центрального ап­парата Министерства финансов РФ и его территориальных ор­ганов осуществляется за счет средств, предусмотренных в феде­ральном бюджете на государственное управление.

Министерство финансов РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Местонахождение Министерства финансов РФ - г. Москва.

Одним из специальных органов, осуществляющих финансо­вую деятельность государства, является Центральный банк РФ (Банк России). Центральный банк РФ (ЦБ РФ), являясь орга­ном государственного управления, объективно осуществляет го­сударственное руководство в области банковской деятельности. Именно на ЦБ РФ возложена функция эмиссии денег. Он оп­ределяет вместе с Правительством РФ политику государства в области денег и денежного обращения. Контролирует и направ­ляет деятельность коммерческих банков. В том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах ЦБ РФ, через расчетно-кассовый центр (РКЦ), контролирует все расчеты коммерческих банков*.

* См., напр., п. 6 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ». - СЗ РФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1893 и соответствующие статьи Федерального зако­на «О банках и банковской деятельности». - СЗ РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492.

В период перехода к рынку финансовая деятельность госу­дарства приобретает все большее значение, процессы перерас­пределения и накопления идут только через финансовые ресур­сы, поэтому контроль и наблюдение за деятельностью по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных фон­дов начинает играть все большую роль. В результате в период перехода к рынку появился целый ряд органов, специально за­нимающихся контролем в области финансовой деятельности государства.

Органы финансового контроля. Все органы государства в той или иной степени занимаются финансовым контролем.

Парламентский контроль. Основы организации и деятельно­сти парламента Российской Федерации раскрываются в гл. 5 Конституции РФ.

Согласно ст. 11 КонституцииРФ Федеральное Собрание на­ряду с ПрезидентомРФ и судами Российской Федерации осу­ществляет государственную власть в нашей стране. Как установ­лено ст. 10 КонституцииРФ, государственная власть осуществ­ляется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

В компетенцию Федерального Собрания входит осуществление финансового контроля во время рассмотрения проекта феде­рального бюджета, контроль за состоянием финансов и расходо­ванием государственных средств.

К ведению Государственной Думы относится:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банкаРФ;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палатыРФ и половины состава ее ауди­торов и др.

Государственная Дума принимает постановления по вопро­сам, отнесенным к ее ведению КонституциейРФ (ст. 103).

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законо­проекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении фи­нансовых обязательств государства, другие законопроекты, пре­дусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения ПравительстваРФ.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые его федеральные законы в течение пяти дней пере­даются на рассмотрение Совета Федерации.

Согласно ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотре­нию в Совете Федерации подлежат федеральные законы, приня­тые Государственной Думой, по следующим вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регу­лирования, денежной эмиссии и др.

КонституцияРФ в п. 5 ст. 101 также предусмотрела создание нового государственного органа - Счетной палаты - для осуще­ствления контроля за исполнением федерального бюджета.

Правовой статус данного органа финансового контроля оп­ределен Законом РФ «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 г.

На Счетную палатуРФ возложены следующиезадачи:

Организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собст­венности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных вне­бюджетных фондов;

Проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Осуществляя контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установлен­ных показателей федерального бюджета и бюджетов федераль­ных внебюджетных фондов и готовит предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование бюджет­ного процесса в целом.

На Счетную палату РФ возлагается контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.

В обязанности Счетной палаты РФ входит регулярное пред­ставление Совету Федерации и Государственной Думе инфор­мации о ходе исполнения федерального бюджета и о результатах проводимых контрольных мероприятий. Свои контрольные функции Счетная палата осуществляет на основе принципов законности, независимости и гласности (ст. 3 Закона «О Счет­ной палате»).

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяют­ся на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.

Основная форма работы Счетной палаты - ревизии и про­верки. Проведение ревизий и проверок возложено на инспекто­ров Счетной палаты. Их требования, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собст­венности. На инспекторов Счетной палаты возлагается ответст­венность за достоверность результатов проводимых проверок и ревизий, предоставляемых ими в государственные органы и предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и коммерческой тайны.

По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной Палаты несут персональную ответственность. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной па­латы не вправе вмешиваться в оперативную деятельность прове­ряемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хо­зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящей государству прямой и непосредственный ущерб и требующей в связи с этим безотлагательного пресечения, а так­же при установлении иных грубых нарушений законности и финансовой дисциплины Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий и учреждений обяза­тельные для исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Счетная палатаРФ обязана ежегодно представлять отчет о своей работе Совету Федерации и Государственной Думе. Отчет под­лежит обязательному опубликованию.

В функции Правительства РФ входит разработка и пред­ставление Государственной Думе проекта федерального бюдже­та, а также обеспечение его исполнения. Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении феде­рального бюджета.

Обеспечивая разработку и исполнение бюджета, Правитель­ствоРФ взаимодействует с Центральным банкомРФ и опирает­ся на Министерство финансов, Министерство экономики и иные федеральные государственные органы. Так, функция кон­троля за исполнением федерального бюджета возложена Прави­тельствомРФ на Федеральное казначействоРФ, Положение о котором было утверждено ПравительствомРФ 27 августа 1993 г. постановлением № 864.

Министерство финансов РФ занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля, обеспечивает проведение единой государственной политики и осуществляет общее руководство финансами в стране. В единую систему ор­ганов государственного управления финансами РФ помимо Минфина РФ входят также министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финанса­ми в краях, областях, городах федерального значения, автоном­ной области, автономных округах и органы Федерального ка­значейства.

Финансовый контроль возложен на управления, отделы и другие подразделения Министерства финансов, а также на спе­циально созданный в составе его Центрального аппарата поста­новлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276 Депар­тамент государственного финансового контроля и аудита Мини­стерства финансов РФ (бывшее Контрольно-ревизионное управление).

Аппарат Департамента имеет право проводить документаль­ные ревизии в министерствах, ведомствах, организациях, учреж­дениях и на предприятиях: требовать от ревизуемых органов предъявления денежных документов, бухгалтерских книг, пла­нов, смет и других документов, сумм наличных денежных средств и ценных бумаг; получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии (в том числе и от дру­гих учреждений и организаций по операциям и расчетам с реви­зуемым предприятием). В случае выявления нарушения дейст­вующего законодательства, финансовой дисциплины, фактов хищения государственной собственности должностные лица Де­партамента ставят перед руководителем проверяемой или выше­стоящей организации вопрос об отстранении от работы винов­ных с передачей материалов ревизии следственным органам для привлечения их к ответственности.

Задача контроля за исполнением бюджета в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ возложена на органы казначей­ства Министерства финансов РФ.

Главной задачей единой централизованной системы органов Федерального казначейства является организация, осуществле­ние и контроль за исполнением федерального бюджета, управ­ление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначей­ства исходя из принципов единства кассы. Не менее важной задачей органов казначейства является регулирование финансо­вых отношений между федеральным бюджетом и государствен­ными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и исполь­зованием внебюджетных (федеральных) средств.

Следовательно, широта задач данного контрольного органа определяется такими его функциями, как регулирование финан­совых отношений между федеральным бюджетом и иными фон­дами, осуществление краткосрочного прогнозирования, сбор, обработка и анализ информации по многим аспектам государст­венных финансов, что прямо вытекает из Положения о Феде­ральном казначействе.

Основной упор в деятельности казначейства делается на контроль за использованием бюджетных средств.

Центральный банк РФ. Правовой статус этого органа опреде­лен в Законе РФ от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке РСФСР» (Банке России)*. Новая редакция этого закона была утверждена Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О Центральном банке РСФСР» от 12 апреля 1995 г. (далее - Закон о Банке России)**.

* Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 27. - Ст. 356.

** СЗ РФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1593.

Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом (ст. 2) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с кредит­ными организациями, государством, иными клиентами, специ­ально перечисленными в законе (ст. 45, 47). С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управ­лению денежно-кредитной системой Российской Федерации (ст. 35, 55, 56, 58-61, 71, 74, 75).

Таким образом, Банк России является одновременно и орга­ном государственного управления специальной компетенции, наделенным властными полномочиями, и экономически само­стоятельным юридическим лицом.

Целесообразно остановиться на рассмотрении Банка России именно как специального финансово-кредитного органа госу­дарственного управления, осуществляющего финансовый кон­троль за деятельностью коммерческих банков и других кредит­ных учреждений в рамках его функции защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе.

Законом о Банке России установлено, что ЦБ РФ осуществ­ляет регистрацию кредитных организаций и выдает им лицен­зии на право осуществления банковских операций. В ходе осу­ществления этой деятельности он проверяет, сможет ли вновь создаваемая организация обеспечить надлежащий уровень ока­зания банковских услуг клиентуре и необходимую степень фи­нансовой стабильности и надежности.

В соответствии со ст. 74 Закона о Банке России ЦБ РФ вправе проводить проверки кредитных организаций и их филиа­лов. В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, не­представления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк имеет право: потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений; взыскать штраф в размере до одной десятой процента мини­мального уставного капитала; ограничить проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения кредитной организацией предписа­ния Банка России об устранении выявленных нарушений в ус­тановленный им срок, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк Рос­сии вправе:

Взыскать с кредитной организации штраф до 1% от разме­ра оплаченного уставного капитала; предъявить к кредитной организации соответствующие требования (об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изме­нении структуры активов, замене руководителей кредитной ор­ганизации, реорганизации кредитной организации); изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; ввести запрет на осуществление кредитной ор­ганизацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года, а также на откры­тие филиалов на срок до одного года;

Назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; отозвать лицен­зию на осуществление банковских операций в порядке, преду­смотренном федеральными законами.

Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение абсо­лютно всех административных полномочий по управлению кре­дитной системой возложено законодательством только на Банк России.

Следует сказать несколько слов еще об одном очень специ­фичном виде банковского контроля, а именно, о контроле ком­мерческих банков за своей клиентурой. Банковский контроль за деятельностью клиентуры осуществляется банками в ходе опе­раций по кредитованию, финансированию и расчетам и направ­лен прежде всего на повышение эффективности использования банковских ссуд и укрепление платежной дисциплины.

Так, банки осуществляют контроль в ходе кредитования своих клиентов путем проверки представленных документов, анализа технико-экономического обоснования возврата ссуды, наличия у клиента собственных оборотных средств, показателей его хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-мате­риальных ценностей.

Банки осуществляют контроль и при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денежных средств другому предприятию, банк проверяет закон­ность этой сделки: платеж должен производиться за поставлен­ный товар, произведенные работы в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. Объ­ектом банковского контроля выступает оборачиваемость пла­тежных средств. Банки проверяют своевременность предъявле­ния платежных документов поставщиком и оплату их покупате­лем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты сче­тов должен быть обоснованным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика.

Министерство РФ по налогам и сборам. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635* Государ­ственная налоговая служба РФ была преобразована в Мини­стерство РФ по налогам и сборам в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, дея­тельность которых направлена на реализацию налоговой поли­тики, усиления государственного контроля за своевременным по­ступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюд­жетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме. Территориальными органами Министерства РФ по нало­гам и сборам являются государственные налоговые инспекции.

* СЗ РФ. - 1998. -№ 52. - Ст. 6393.

Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 30 Налогового кодекса РФ в слу­чаях, предусмотренных данным кодексом, полномочиями на­логовых органов обладают таможенные органы и органы госу­дарственных внебюджетных фондов.

Органы государственных внебюджетных фондов и таможен­ные органы действуют в пределах своей компетенции и в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации. В частно­сти, таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при пе­ремещении товаров через таможенную границу Российской Фе­дерации. Поскольку налоговый контроль является составной частью финансового контроля, то таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов можно отнести к орга­нам, осуществляющим финансовый контроль.

Налоговая полиция. Налоговая полиция является одним из правоохранительных органов Российской Федерации. Цель ее деятельности - обеспечение экономической безопасности стра­ны в области налогообложения. Налоговая полиция решает сле­дующиезадачи:

Выявления, предупреждения и пресечения налоговых пре­ступлений и правонарушений;

Обеспечения безопасности сотрудников налоговых ин­спекций;

Выявления, предупреждения и пресечения нарушений и коррупции в налоговых органах.

В качестве самостоятельного органа налоговая полиция су­ществует с момента принятия закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Деятельность налоговой полиции регулируется также Положе­нием о прохождении службы в органах налоговой полиции Рос­сийской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г.*

* Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. № 29. - Ст. 1110.

Система налоговой полиции строится на принципах центра­лизации и единоначалия. Структура ее органов соответствует системе территориального деления Российской Федерации.

Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:

Федеральная служба налоговой полицииРФ на правах го­сударственного комитета Российской Федерации (далее - Фе­деральная служба налоговой полиции);

Органы Федеральной службы налоговой полиции по рес­публикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы;

Органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений отделов Федеральной службы налоговой полиции - местные органы налоговой полиции.

Обязанности и права налоговой полиции закреплены в ст. 10-11 закона «О федеральных органах налоговой полиции»*. Для органов исполнительной власти характерно, что их права одно­временно являются обязанностями (так, при обнаружении пре­ступления полиция не только вправе, но и обязана возбудить уголовное дело).

* Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 29. - Ст. 1114.

Следует заметить, что применение санкций по результатам проверок федеральными органами налоговой полиции допусти­мо только за налоговые правонарушения. На практике это тре­бование часто нарушается.

В ходе проверок налогоплательщиков, проводимых налого­вой полицией самостоятельно или вместе с органами Мини­стерства РФ по налогам и сборам, нередко выявляются наруше­ния валютного законодательства. По результатам проверки ор­ганами налоговой полиции принимается решение о наложении санкций за нарушение валютного законодательства.

Кроме того, в государстве существует еще целый ряд ин­спекций, которые осуществляют контроль за деятельностью раз­личных фондов. Например, за страхованием и т.п. Деятельность этих органов будет рассмотрена в других главах учебника.

  • III. Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке.

  • Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

    1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:

    а) Президент РФ - подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;

    б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;

    в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

    2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:

    а) Министерство финансов РФ. Основная задача - выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

    б) Федеральное казначейство РФ. Задачи:

    Организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;

    Регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;

    Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

    Управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

    в) Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:

    Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;

    Участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

    Осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;

    г) Банк России. Основные цели:

    Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;

    Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

    Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

    Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

    Устанавливает правила проведения банковских операций;

    Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

    Законодательные органы

    Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. Однако в силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы. Представительные (законодательные) органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также муниципальных образований. При этом к полномочиям представительных органов относится прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.

    Исполнительные органы.

    Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

    Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов Федерации) принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем представительных органов.

    При Правительстве РФ в целях обеспечения координации действий федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ по проведению единой финансовой и денежно-кредитной политики, а также усиления контроля за валютными операциями и состоянием денежного рынка действует Комиссия по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики; создан Экономический совет. В структуре аппарата Правительства РФ имеется Департамент финансов и денежно-кредитного регулирования.

    Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика.

    Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Главное контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

    В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области экономических проблем в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое управление Президента РФ. Его деятельность распространяется и на область общегосударственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др.

    Основными задачами Управления являются:

    Анализ социально-экономической ситуации в стране, прогнозирование ее развития и выработка предложений Президенту РФ;

    Анализ хода исполнения федерального бюджета федеральными органами" исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

    Подготовка предложений по реализации указов и распоряжений Президента РФ в области экономической политики государства;

    Экономическая экспертиза проектов федеральных законов, договоров и соглашений о разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, проектов указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ по социально-экономическим вопросам;

    Участие в подготовке предложений Президенту РФ о совершенствовании деятельности федеральных органов власти по результатам анализа хода исполнения ими федерального бюджета;

    Участие в подготовке ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране, в подготовке бюджетного послания Президента РФ;

    Комплексный анализ межбюджетных отношений и подготовка предложений по их совершенствованию, и др.

    Функции финансовой деятельности выполняют также исполнительные органы власти РФ и субъектов Федерации, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т.д.). Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам, формируемым в системе местного самоуправления (отделы, управления администраций и т.п.).

    Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений.

    Похожие статьи