Регулирование несостоятельности банкротства. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Правовое регулирование восстановительных мероприятий и наблюдения

25.05.2020

Главная цель настоящего учебника - сформировать у студентов высших учебных заведений целостное представление об институте банкротства и его правовом регулировании на современном этапе, помочь им овладеть необходимыми теоретическими знаниями в указанной сфере, а также выработать навыки самостоятельного анализа действующего законодательства и практики его применения. Большое внимание в книге уделено проблемам теории и практики: изложены теоретические основы института банкротства, раскрыты его основные понятия и правовые характеристики, состав и особенности правового статуса субъектов правоотношений, связанных с банкротством, юридическая ответственность за правонарушения при банкротстве, особенности банкротства отдельных категорий должников. По многим вопросам изложены позиция судебных органов и мнения ведущих специалистов, освещен зарубежный опыт, приведены практические примеры, статистические данные, образцы документов. Материал иллюстрирован схемами, таблицами, диаграммами. Проверить полученные знания студенты смогут с помощью учебно-методического комплекса, включающего вопросы и задания аналитического характера, в том числе ситуационные задачи и образцы их решения, тестовые задания, кроссворды и др. Настоящее издание будет интересно и полезно не только студентам, но и практическим работникам, а также широкому кругу граждан, интересующихся вопросами правового регулирования несостоятельности (банкротства).

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    Курсовая работа

    по дисциплине: Предпринимательское право

    Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

    Выполнил:

    студент 5-го курса

    заочного отделения

    Назаров С. С.

    Калининград 1998 г.


    Введение

    1. .Понятие несостоятельности (банкротства) предприятия, основания признания банкротом


    1.1 Понятие банкротства

    1.2 Признаки банкротства

    1.3 Фиктивное банкротство и преднамеренное банкротство

    1.4 Предупреждение банкротства

    1.5 Основания и порядок обращения с заявлением о признании банкротом

    2. Процедуры банкротства


    2.1 Наблюдение

    2.2 Внешнее управление

    2.3 Конкурсное производство

    2.4 Мировое соглашение

    2.5 Упрощенные процедуры банкротства


    2.5.1 Особенности банкротства ликвидируемого должника

    2.5.2 Банкротство отсутствующего должника

    3. Банкротство индивидуального предприятия

    Заключение

    Список литературы

    Введение.

    Институт несостоятельности предприятия (банкротства) появился в нашем правовом регулировании в связи с переходом к рыночным отношениям. В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема прекращений предприятий, кооперативов и колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных перераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.

    В рыночных условиях такая возможность исключается, в том числе и для государственных или муниципальных предприятий. Каждый хозяйствующий субъект должен обеспечить рентабельный воспроизводственный процесс в равных условиях хозяйствования, заранее определенных законами экономической сферы.

    1. Понятие несостоятельности (банкротства) предприятия, основания признания банкротом.

    1.1 Понятие банкротства.

    Согласно ст. 2 Закона "О несостоятельности (банкротстве)":

    несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом и объявленая должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей .”

    Причем согласно той же статьи того же Закона:

    должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;”

    денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому- правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации;”

    обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;”

    1.2. Признаки банкротства.

    Согласно ст. 3 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" :

    “1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

    2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения .

    Согласно ст. 4 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" :

    “ 1. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом , если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

    2. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника - юридические лица, вытекающего из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение ли ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств.

    3. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических санкций).

    4. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований , а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.”

    1.3. Фиктивное банкротство и преднамеренное банкротство.

    Согласно ст. 10 Закона "О несостоятельности (банкротстве)":

    2. В случае банкротства должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство ), на учредителей (участников) должника - юридического лица или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидарная ответственность по его обязательствам.

    3. В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель должника может быть привлечен к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован.”

    1.4. Предупреждение банкротства.

    Согласно главе 2 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" могут быть предприняты следующие меры по предупреждению банкротства:

    “1. Учредители (участники) должника - юридические лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций .

    2. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника - юридические лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на финансовое оздоровление должника . Меры, направленные на финансовое оздоровление должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником

    Лица, допустившие нарушения указанного требования, несут ответственность, установленную федеральным законом.” (Ст. 26).

    Согласно ст. 27 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" может быть осуществлена досудебная санация:

    “1. Собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника - юридического лица и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставленафинансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

    2. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

    3. Условия проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

    4. Условия проведения досудебной санации за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и иными законами.”

    1.5. Основания и порядок обращения с заявлением о признании банкротом.

    Согласно ст. 28 Закона "О несостоятельности (банкротстве)":

    Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом”.

    Согласно ст. 32 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" , основаниями возбуждения производства по делу о банкротстве являются:

    “1. Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом ...”

    Заявление о признании должника банкротом могут подать:

    · должник;

    · кредитор (кредиторы);

    · налоговый или иной уполномоченный орган;

    · прокурор.

    Порядок подачи заявления должником определяется ст. 33 - 34 Закона "О несостоятельности (банкротстве)":

    “1. Заявление должника подается в арбитражный суд в письменной форме. Указанное заявление подписывается соответственно руководителем должника - юридического лица или лицом, его заменяющим, либо должником-гражданином.

    2. В заявлении должника должны быть указаны:

    наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;

    сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;

    сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам;

    размер задолженности по обязательным платежам;

    обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

    сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявленных к бесспорному (безакцептному) списанию;

    сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;

    номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций;

    сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;

    перечень прилагаемых документов.

    В заявлении должника указываются и иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве, а также могут содержаться имеющиеся у должника ходатайства.

    3. В заявлении должника-гражданина указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью.

    4. Должник обязан направить копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.”(ст. 33)

    Кроме этих документов прилагаются:

    “документы, подтверждающие:

    наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме:

    иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника.”

    Также прилагаются:

    “список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности и указанием почтовых адресов кредиторов и должников заявителя;

    бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;

    решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника - юридического лица об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом указанное обращение является обязательным: протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве если указанное собрание проведено до подачи заявления должника.” (ст. 34).

    Порядок подачи заявления кредитором (кредиторами) определяется ст. 35 - 38 Закона "О несостоятельности (банкротстве)":

    “1. Заявление кредитора подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление кредитора - юридического лица подписывается его руководителем или представителем, а заявление кредитора - гражданина - этим гражданином или его представителем.

    2. В заявлении кредитора должны быть указаны:

    наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора;

    наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его почтовый адрес;

    наименование (фамилия, имя, отчество) кредитора и его почтовый адрес;

    размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени);

    обязательства должника пред кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения;

    доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившие в законную силу решения суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса;

    доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора;

    перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.

    В заявлении кредитора указываются и иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве, а также могут содержаться имеющиеся у кредитора ходатайства.

    3. Кредитор обязан направить копию заявления кредитора должнику.”

    Объединение требований кредиторов регламентируется ст. 36 того же Закона:

    “1. Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам.

    2. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.”

    Кроме того к заявлению прилагаются:

    “документы, подтверждающие:

    обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;

    иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.”

    “ К заявлению кредитора, подписанному представителем кредитора, прилагается также доверенность, подтверждающая полномочия подписавшего указанное заявление лица на подачу такого заявления.”

    При их наличии прилагаются:

    исполнительный документ (исполнительный лист, акцептированные должником платежные требования, исполнительная надпись нотариуса и иное) либо доказательства, подтверждающие признание должником требований кредитора.”

    Если кредитором является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, то согласно ст. 38 этого же Закона:

    “1... заявление кредитора может быть подано в арбитражный суд уполномоченным на то органом государственной власти или органом местного самоуправления.

    2. К заявлению кредитора прилагаются документы о наделении органа, обращающегося в арбитражный суд, соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

    3. Заявление кредитора... подается в арбитражный суд с соблюдением требований, предусмотренных настоящим федеральным законом в отношении заявления кредитора, если иное не предусмотрено федеральным законом или не вытекает из существа правоотношений.”

    Порядок подачи заявления налоговым или иным уполномоченным органом регламентируется ст. 39 Закона "О несостоятельности (банкротстве)":

    “1. Заявление налогового или иного уполномоченного органа о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора.

    2. К заявлению... о признании должника - юридического лица банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральном законом порядке.”

    Порядок подачи заявления прокурором регламентируется ст. 40 Закона "О несостоятельности (банкротстве)":

    “1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением прокурора о признании должника банкротом:

    когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства;

    когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам;

    в интересах кредитора по денежным обязательствам - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

    в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    2. Заявление прокурора о признании должника банкротом подается в арбитражный суд с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом в отношении заявления кредитора, если иное не предусмотрено федеральным законом или не вытекает из существа правоотношений.”

    2. Процедуры банкротства.

    2.1. Наблюдение.

    Глава 4 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" регламентирует такую процедуру банкротства как наблюдение, которое вводится согласно ст. 56 “с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом”.

    Ст. 57 определяет последствия вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом:

    “имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного настоящим Федеральным законом;

    по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника. Кредитор вправе в этом случае предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

    приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;

    запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников”.

    Ст. 58 определяет последствия введения наблюдения для руководителя должника и иных органов управления должника:

    “2. Органы управления могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки:

    связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

    связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости активов должника;

    связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника;

    3. Органы управления должника не вправе принимать решения:

    о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

    о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;

    о создании филиалов и представительств;

    о выплате дивидендов;

    о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

    о выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

    Решение об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово - промышленных группах и иных объединениях юридических лиц может быть принято органами управления должника с согласия временного управляющего.

    4. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности в случае, если руководителем должника не принимаются меры по обеспечению сохранности имущества должника, чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускаются иные нарушения требований законодательства Российской Федерации. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего."

    Согласно ст. 59:

    “ 1. Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидатура временного управляющего предлагается государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса.

    2. Временный управляющий действует с момента его назначения арбитражным судом и до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего, или до утверждения арбитражным судом мирового соглашения, или до принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом.

    Согласно ст. 60 временный управляющий вправе:

    “предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом;

    обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 (см. выше), о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам, а также об отмене таких мер;

    обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

    получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;”.

    Ст. 62 определяет обязанности временного управляющего:

    “принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

    проводить анализ финансового состояния должника;

    определять наличие признаков фиктивного банкротства и преднамеренного банкротства;

    устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;

    созывать первое собрание кредиторов.

    По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.”

    Согласно ст. 67 наблюдение оканчивается принятием решения арбитражным судом об открытии конкурсного производства, или вынесением определения о введении внешнего управления, или утверждением мирового соглашения в зависимости от решения собрания кредиторов и обстоятельств, вскрывшихся при наблюдении.

    2.2. Внешнее управление.

    Порядок действия внешнего управления определяется главой 5 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".

    Ст. 68 определяет порядок введения внешнего управления:

    “1. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    2. Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению.

    3. Определение арбитражного суда о введении внешнего управления может быть обжаловано.

    4. Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.”

    Последствия введения внешнего управления определяются ст. 69:

    “руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

    прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с настоящим Федеральным законом к другим лицам (органам) органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

    снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

    аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

    вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.”

    Кандидатуру внешнего управляющего утверждает согласно ст. 71 собрание кредиторов, принявшее решение о введении внешнего управления, или утверждает арбитражный суд. Назначение и освобождение внешнего управляющего, согласно ст. 72 - 73, происходит по определению арбитражного суда и может быть обжаловано.

    Согласно ст. 74:

    “ 1. Внешний управляющий вправе:

    заключать от имени должника мировое соглашение;

    заявлять отказ от исполнения договоров должника;

    2. Внешний управляющий обязан:

    принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;

    открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;

    разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;

    вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

    заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;

    принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

    рассматривать требования кредиторов;

    вести реестр требований кредиторов;

    представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления;

    осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.”

    Согласно ст. 85 могут быть приняты следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

    “перепрофилирование производства;

    закрытие нерентабельных производств;

    ликвидация дебиторской задолженности;

    продажа части имущества должника;

    уступка прав требования должника;

    исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

    продажа предприятия (бизнеса) должника;

    иные способы”.

    По окончании срока внешнего управления или при наличии оснований для его досрочного прекращения, согласно ст. 90, внешний управляющий представляет собранию кредиторов отчет, который помимо ряда обязательных документов, определяемых п. 2 ст. 9 содержит предложение или о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника, или о заключении мирового соглашения, или о продлении установленного срока внешнего управления, или о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открыти конкурсного производства. Отчет рассматривается на собрании кредиторов, и в случае принятия его утверждается арбитражным судом, в противном случае арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Если утверждено предложение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника, то после утверждения прекращается производство по делу о банкротстве и начинаются расчеты с кредиторами.

    2.3. Конкурсное производство.

    Порядок конкурсного производства регламентируется главой 6 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".

    Согласно ст. 97:

    “Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства.”

    Согласно ст. 98 с момента открытия конкурсного производства:

    “срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;

    прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;

    сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер, либо являющихся коммерческой тайной;

    совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

    снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Введение (наложение) новых арестов имущества должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника не допускается;

    все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства;

    исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, которые установлены настоящей главой.”

    Согласно ст. 99:

    “При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего.”

    Согласно ст. 100:

    “Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим за счет должника в “Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации” и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению”.

    Согласно ст. 101 конкурсный управляющий с момента своего назначения осуществляет следующие функции:

    “принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и принимает меры по обеспечению его сохранности;

    анализирует финансовое состояние должника;

    предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

    заявляет в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;

    заявляет отказ от исполнения договоров должника;

    принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

    передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;

    принимает иные меры установленные настоящим Федеральным законом.”

    Очередность удовлетворения требований кредиторов определяется ст. 106:

    “1. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим ходе наблюдения. Внешнего управления и конкурсного производства.

    2. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

    в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

    в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

    в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

    в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.”

    Завершение конкурсного производства регламентируется ст. 119:

    “1. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производств арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

    2. Конкурсный управляющий в течение десяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

    3. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

    4. С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.”

    2.4. Мировое соглашение.

    Глава 7 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" регулирует порядок мирового соглашения. Согласно ст. 120:

    “ 1. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

    2. Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов...

    Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником или руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

    3. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

    4. Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом, о чем указывается в определении арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения.

    5. Мировое соглашение вступает в силу для должника и конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, со дня его утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным.

    Ст. 122 определяет содержание мирового соглашения:

    “1. Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.

    2. Мировое соглашение может содержать условия:

    об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;

    об уступке прав требования должника;

    об исполнении обязательств должника третьими лицами;

    о скидке с долга;

    об отмене требований на акции;

    об удовлетворении требований кредиторов иными способами, на противоречащими федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации.

    Согласно ст. 123, 125 мировое соглашение может быть утверждено после удовлетворения требований должников первой и второй очереди, если эти требования не удовлетворены, суд отказывает в утверждении мирового соглашения.

    Ст. 124 определяет последствия утверждения мирового соглашения:

    “1. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

    2. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе внешнего управления является основанием для прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов.

    3. В случае, когда мировое соглашение утверждено арбитражным судом в ходе конкурсного производства, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

    4. С момента утверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращаются полномочия временного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего...

    5. С момента утверждения мирового соглашения соответственно гражданин-должник или руководитель должника, внешний управляющий или конкурсный управляющий приступают к погашению задолженности перед кредиторами.”

    Согласно ст. 127:

    “По заявлению должника, кредитора или прокурора мировое соглашение может быть признано арбитражным судом недействительным:

    если мировое соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для отдельных кредиторов или ущемление прав и законных интересов отдельных кредиторов;

    если исполнение мирового соглашения может привести должника к банкротству;

    при наличии иных оснований недействительности сделок, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.”

    2.5. Упрощенные процедуры банкротства.

    2.5.1. Особенности банкротства ликвидируемого должника.

    Особенности банкротства ликвидируемого должника регулируются § 1 главы 10 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" .

    ст. 174 определяет порядок банкротства ликвидируемого должника:

    “1. Если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

    2. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

    3. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.”

    Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника определяются ст. 175:

    “1. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего.

    Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) не зависимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.

    2. Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в месячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

    3. В случае, когда о банкротстве возбуждено по заявлению собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, поданному до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящим параграфом.”

    2.5.2. Банкротство отсутствующего должника.

    Порядок банкротства отсутствующего должника определяется §2 главы 10 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".

    Ст. 177 определяет особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом:

    “В случаях, когда должник- гражданин либо руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности.”

    Особенности рассмотрения дела о банкротстве отсутствующего должника определяются ст. 178:

    “1. Арбитражный суд в двухнедельный срок с момента принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    2. Решение арбитражного суда о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства направляется в государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, который в недельный срок со дня получения данного решения представляет арбитражному суду кандидатуру конкурсного управляющего. Арбитражный суд может назначить конкурсного управляющего из числа сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

    3. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему.

    4. По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным настоящим Федеральным законом.”

    Согласно ст. 180:

    “Положения предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.”

    3. Банкротство индивидуального предпринимателя.

    Особенности банкротства индивидуального предпринимателя регламентируется §2 главы 9 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".

    Согласно ст. 164 основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Ст. 165 регламентирует подачу заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом:

    “1. Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано должником - индивидуальным предпринимателем, кредитором по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям по обязательным платежам, а также прокурором.

    2. При применении процедур банкротства индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а также кредиторы по требованиям личного характера вправе также предъявить свои требования.”

    Согласно ст. 166 последствиями признания индивидуального предпринимателя банкротом являются:

    “1. С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

    2. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течении одного года с момента признания его банкротом.

    3. Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.”

    Заключение.

    Ни к одной форме прекращения предприятия не имеется столь значительного публичного интереса, как к прекращению его вследствие несостоятельности. Получение вместо ожидаемых платежей по долгам отрицательного финансового результата затрагивает самые существенные интересы участников экономического оборота. Задача максимально смягчить последствия такого эксцесса делает защиту частных интересов одновременно и интересом публичным.

    Признание предприятия банкротом создает остроту и болезненность ситуации не только для кредиторов, но и для самого должника, в большинстве случаев заинтересованного в спасении своего дела, защите имущества, на базе которого функционировало предприятие.

    Таким образом банкротство достаточно острая, но и одновременно интересная ситуация (в правовом смысле), отличающаяся на мой взгляд очень интересным правовым регулированием.

    Выходные данные сборника:

    ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

    Чикишева Надежда Александровна

    канд. юрид. наук, преподаватель ХПИ ФСБ России, г. Хабаровск

    E-mail:

    Правовой институт несостоятельности (банкротства) в условиях рыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляется в возможности оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от участников хозяйственного оборота, осущест­вляющих свою предпринимательскую деятельность убыточно и нерентабельно, которые, зачастую, заключая договор впоследствии не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить предприятия от таких должников, возникает необхо­димость официального признания этих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, возможно, впоследствии полностью ликви­дировать их .

    «Под несостоятельностью (банкротством) понимается признан­ная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» . Таким образом, в этом понятии можно выделить формальный (признание судом или объявление должником) или материальный (неспособность исполнить указанные обязанности) элементы.

    Наряду с понятием несостоятельности Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на её признаки, которые различаются применительно к несостоятельности физических и юридических лиц .

    Признаки банкротства:

    1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требо­вания кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему иму­щества. В основу признаков банкротства физических лиц положен принцип неоплатности.

    2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) испол­нить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответ­ствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. В основу признаков банкротства юридических лиц положен принцип неплатёжеспособности.

    Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

    Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

    Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

    В целях участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения.

    Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, содержащихся не только в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», но и в некоторых других нормативных правовых актах.

    Основанием системы правового регулирования несостоятель­ности (банкротства) являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) индивиду­альных предпринимателей (ст. 25 ГК РФ) и юридических лиц (ст. 65 ГК РФ).

    Круг содержащихся в ГК РФ правовых норм, регулирующих несостоятельность (банкротство) участников имущественного оборота, не исчерпывается названными статьями. К числу таких норм, непосредственно регламентирующих эти правоотношения, должны быть отнесены положения о том, что в случаях, когда стоимость имущества юридического лица, являющегося коммерческой органи­зацией (за исключением казенного предприятия) либо действующего в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ, т. е. путем признания его банкротом (п. 4 ст. 61 ГК РФ); об очередности удовлетворения требований кредиторов при ликви­дации юридического лица, поскольку в соответствии со ст. 65 ГК РФ при несостоятельности (банкротстве) юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной ГК РФ на случай ликвидации юридических лиц (ст. 64 ГК РФ); о субси­диарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязатель­ные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства (п. 3 ст. 56 ГК РФ, п. 2 ст. 105 ГК РФ) и некоторые другие.

    Закон о банкротстве (пп. 5-7 ст. 1) определяет соотношение содержащихся в нем норм и положений международного частного права .

    Основополагающие принципы соотношения внутреннего законо­дательства и международного частного права установлены Консти­туцией Российской Федерации, согласно которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ст. 7) .

    Специфической чертой предмета правового регулирования Закона о банкротстве является включение в него наряду с материально-правовыми нормами большого числа норм, относящихся к процес­суальному законодательству. Дело в том, что в соответствии со ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве) . Принимая во внимание значительное своеобразие такой категории дел как дела о несостоятельности (банкротстве), законодатель включил в текст Закона о банкротстве большое число норм, регламентирующих порядок их разрешения арбитражным судом. Основная часть специальных правил, посвященных порядку рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве), сосредоточена в главе III Закона о банкротстве «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде» (ст. 28-55) . Однако круг процессуальных правил этим не исчерпывается в тексте Закона, в других его главах имеется немало иных процессуальных норм, регламентирующих действия арбитражного суда и участников дела о банкротстве применительно к отдельным процедурам несостоятельности должника. Причем указанные процессуальные нормы применяется в приори­тетном по отношению к правилам, помещенным в главе III Закона о банкротстве, порядке.

    Законодатель посчитал необходимым в целях обеспечения прав и законных интересов граждан придать положениям о несостоя­тельности (банкротстве) граждан особое значение по отношению к иным федеральным законам: если федеральные законы, принятые после введения в действие Закона о банкротстве, будут изменять правовое регулирование отношений, связанных с несостоятельностью (банк­ротством) граждан, их применение будет возможным только после внесения соответствующих изменений в текст Закона о банкротстве.

    К правоотношениям по несостоятельности (банкротству) приме­няются: ст. 195-197 Уголовного кодекса РФ, устанавливающие уголовную ответственность за неправомерные действия при банкрот­стве; преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство; арбит­ражно-процессуальный кодекс РФ, ст. 28 которого закрепляет, что дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются по месту нахождения должника.

    В странах с рыночной экономикой большая роль отведена институту банкротства. Его основная функция – своевременное определение организаций, у которых отсутствуют платежные способности.

    Деятельность таких компаний может представлять угрозу функционирования других субъектов. Чтобы этого не произошло, законодательство предусматривает процедуру банкротства.

    Что такое несостоятельность? Признаки

    В соответствии с законодательством РФ статус банкротства присваивается компаниям по решению арбитражного суда. Основание – неспособность объекта, осуществляющего хозяйствующую деятельность, погасить финансовые обязательства, предусмотренные договорами, контрактами и иными соглашениями.

    Также законодательством предусматриваются признаки банкротства:

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    • Организация не может погасить задолженности перед кредиторами в течение трех месяцев со дня, который был указан для исполнения долга;
    • Размер задолженности перед всеми кредиторами в сумме составляет более 100.000 руб.

    Определение суммы задолженности

    Объем финансового долга и размеры обязательных платежей фиксируются арбитражным судом в момент подачи заявления о признании предприятия несостоятельным.

    Это возможно во всех случаях, не противоречащих законодательству. Другие требования кредиторов принимаются после назначения арбитражного управляющего.

    Если в денежных обязательствах, ранее не оплаченных, предусматривается выплата средств в иностранной валюте, то сумма долга переводится на рубль в соответствии с текущей ставкой Центробанка РФ.

    Расчет будет производиться суммами, зафиксированными в разное время:

    • В день, когда была открыта процедура банкротства;
    • На день после того, как истечет период, отведенный для исполнения обязательства.

    Правовое регулирование

    Свод законов, в котором учрежден ряд правовых норм, регулирующих банкротство, отличается сложной структурой.

    Его основа состоит из следующих нормативных актов:

    1. «О несостоятельности» от 2002 года;
    2. ГК РФ , отдельные главы о банкротстве индивидуального предпринимателя (физического лицо) и юридического лица;
    3. Другие законы, принимаемые для регулирования отрасли несостоятельности и участников имущественных отношений, сложившихся в данной ситуации.

    Федеральный закон о несостоятельности включает ряд правовых норм международного права. В их снова ложатся общепризнанные принципы и договоры, заключенные РФ с другими государствами.

    Юридические лица

    Правовое регулирование несостоятельности юридических лиц осуществляется . Она используется, если юрлицо, являющееся коммерческим предприятием (исключение составляют казенные учреждение), не может своевременно погасить задолженности за счет своего имущества.

    При этом удовлетворение запросов кредиторов производится в отдельной очередности, предусмотренной . Другие моменты, связанные с признанием несостоятельности юрлиц, регулируются законами РФ .

    Гражданское регулирование

    Вследствие инициативы законодателей были наделены особым значением положения, связанные с регулировкой банкротства граждан. Это можно наблюдать при сопоставлении с другими ФЗ, принятыми после введения закона о несостоятельности.

    В делах, связанных с гражданским банкротством, вышеупомянутый ФЗ будет изменять правовое регулирование между субъектами отношений только после корректировки.

    Уголовная ответственность за действия неправомерного характера при банкротстве предусмотрена УК РФ . Она наступает за обнаружение признаков преднамеренного приведения предприятия к банкротству либо фиктивной несостоятельности. В такой ситуации дела рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника.

    Регулирование интересов кредиторов

    ФЗ «О банкротстве» от 2002 года закрепляет права кредиторов, а именно их право на получение выплаты, равной сумме задолженности. Законом устанавливаются очереди кредиторов, порядок расчета с залоговыми кредиторами.

    Также закон не только устанавливает очередность выплат, но и порядок удовлетворения запросов. Так, в нем указывается, что требования залоговых кредиторов будут удовлетворены при получении средств от продажи предмета, выступающего залогом.

    Аналогично будут удовлетворены требования кредиторов, которые будут обеспечиваться имуществом должника. Если рассматривать договор комиссии, то законодатель устанавливает, что при объявлении комитента банкротом, требования комиссионера будут удовлетворены на основании правил, установленных для залоговых кредиторов ().

    Дополнительные нормативные акты

    К числу других нормативно-правовых актов, на основании которых происходит правовое регулирование банкротства и отношений между его участниками, относится:

    1. Постановление Правительства России от 2003 г. « О требованиях к выбору арбитражного управляющего при банкротстве». Правовые нормы, входящие в структуру постановления, регулируют порядок выбора лица на должность управляющего. Главное требование, изложенное в постановлении – независимость управляющего от обеих сторон. Это необходимо для объективной оценки банкротства.
    2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Документ перетерпел множество изменений. Действительной является последняя версия от 2002 года.
    3. Законом регулируются требования к исполнительному производству, перечень исполнительных документов, указаны последствия нарушения требований, которые предъявляются к исполнительному документу. Также данным ФЗ оговаривается отсрочка или рассрочка судебного заседания, причины отложения исполнительных действий.
    4. . Нормативный акт регулирует вопросы сроков внешнего управления, особенностей представления кандидатуры, на место управляющего, указаны обязанности управляющего, особенности, связанные с восстановлением платежной способности организации. Также в документе указывается порядок отчуждения имущества организации во время конкурсного производства.
    5. Постановление Правительства России от 2004 года . В этом акте указываются права Министерства финансов РФ в отношении к фирмам-банкротам.

    Понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица не понаслышке знакомо государственным служащим, предпринимателям, специалистам, а также студентам экономических и юридических специальностей. Кто-то из столкнувшихся с данным термином штудирует билеты перед экзаменом, кто-то пишет курсовые или дипломную работу. В более поздний и трудный период жизни с данным явлением встречаются в судах, государственных органах, входя в различные комисии или - в худшем случае - будучи владельцем неплатежеспособного предприятия. Далее более подробно раскроем особенности несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

    Банкротство: общее понятие

    Если рассматривать данный термин в общепринятом виде, то его значение - неплатежеспособность. Подобные ситуации возникают в момент, когда предприятие или не может рассчитаться со своими обязательствами в отношении банков, налоговых органов, поставщиков или других категорий кредиторов.

    Впрочем, в просторечье иногда банкротом называют безработного человека, у которого закончились средства к существованию.

    Общая характеристика несостоятельности (банкротства) юридического лица и стереотипы о неплатежеспособности имеют много общего. Вне экономических и юридических отношений, когда человек не имеет денежных средств или их недостаточно, чтобы расплатиться с долгами, как уже было сказано, его называют банкротом. Нормативно-правовые акты дают более подробную информацию. О ней - далее.

    Банкротство (несостоятельность) юридического лица с точки зрения законодательства

    Важно отметить, что данное явление нельзя описать каким-то одним нормативно-правовым актом. В Российской Федерации главным регулятором со стороны законодательства выступает Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" юридических лиц N 127-ФЗ от 2002 года. Кроме вышеописанного акта, процедура и понятие банкротства регулируются Гражданским кодексом РФ. После 127-ФЗ ГК занимает важную позицию и центральное место. Последний также регулирует несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц.

    Кроме того, в данный список можно включить другие федеральные законы:

    • Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями).
    • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
    • Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих".

    Сюда же входят и многие другие ФЗ о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, которые применяются в соотвествии с той или иной ситуацией.

    Вышеперечисленные акты включают в себя такие основные понятия, как:

    • должник;
    • кредитор;
    • несостоятельность (банкротство) юридических лиц;
    • обязательные платежи.

    В качестве должника может выступать которые не способны погасить требования своих кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам в течение срока, установленного законом о несостоятельности (банкротстве) физических лиц.

    Кредитор - как правило, это юридическое лицо, в отношении которого лежит обязанность должника по оплате финансового долга.

    Банкротство (несостоятельность) юридического лица признается арбитражным судом. Понимается как отсутствие у должника способности удовлетворить требования кредитора в отношении денежных обязательств.

    Обязательные платежи - это налоги, пошлины, различные сборы и отчисления, например, в Пенсионный фонд или на медицинское страхование работника.

    В целом правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица представляет собой довольно сложную систему. Это переплетение множества норм права различного уровня, а также положений и статей из ГК РФ, определяющих такое явление, как несостоятельность (банкротство) юридических лиц. Кратко его объяснить практически невозможно.

    С точки зрения делопроизводства

    Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица включают в себя множество элементов. Если рассматривать процедуру выявления неплатежеспособности на основе судебного права, то, как было описано выше, сам факт банкротства должен установить арбитражный суд. Смысл этого в том, чтобы урегулировать обострившуюся ситуацию между предприятием и кредиторами на законных основаниях. Главная цель - эффективно распределить имущество предприятия и по возможности удовлетворить интересы обеих сторон конфликта, а именно - предприятия и кредиторов.

    Итак, физическое лицо признали банкротом. В этом случае списываются все долги, регламентированные в законе, либо их определенная часть. Однако это повлечет некоторые негативные последствия, например, должник не сможет занимать руководящие посты в течение пяти лет, а также появятся проблемы с получением займов.

    В случае с предпринимателями наиболее благоприятным вариантом будет не попадать в такие ситуации, когда риск для финансового состояния организации велик. Тут могут помочь комплексные меры профилактики банкротства. В первую очередь это соблюдение всех законов, здравый смысл, контроль за своими сотрудникам и отчетностью, ну и, конечно же, аудит.

    Существует довольно большое количество консалтинговых и аудиторских фирм, частных специалистов, бухгалтеров-аутсорсеров, работающих удаленно или приходящих в нужное время. Данные специалисты могут не только помочь предотвратить банкротство (несостоятельность) юридического лица, но также и улучшить желаемые показатели и качество работы в целом.

    Если же неблагоприятная ситуация наступила, а предприятие находится в состоянии банкротства, то лучше не затягивать процесс в поисках каких-нибудь обходных путей, а действовать добровольно. Не стоит тянуть время и обманывать кредиторов. Это только усугубит ситуацию и может добавить дополнительные проблемы, например штрафы и более серьезные санкции, вплоть до уголовного наказания.

    Также, если на предприятии отсутствует штатный юрист, то следует привлечь компетентного специалиста, возможно, это сможет снизить судебные издержки, время проведения процесса, а ещё спасёт часть имущества предприятия от продажи.

    Для физических лиц

    Здесь ситуация обратная: чтобы гражданина признали банкротом, ему придется стойко защищать данную позицию в суде. Жизненые ситуации бывают разными, очень важно сохранять самообладание и порядочность, именно такой имидж поможет выиграть процесс.

    Закон о банкротстве физических лиц относительно новый, поэтому возможы дополнительные тяжбы и проблемы, следует обратиться к грамотным специалистам в данной сфере.

    Самое главное - не следует пытаться злоупотреблять этим законом, ведь если попытка обмана откроется, то очень велик шанс лишиться имущества, репутации и даже собственной свободы.

Похожие статьи