Значение механизма уголовно процессуального регулирования. Механизм уголовно-процессуального регулирования бахта, андрей сергеевич. а) Основная литература

18.05.2020

Понятие и значение уголовно-процессуального права

Определение 1

Уголовно-процессуальное право представляет собой социально обусловленную совокупность законных норм, отражающих работу по расследованию, обсуждению и разрешению уголовных дел с целью выполнения задач уголовного процесса. Данные нормы устанавливаются государством и воплощаются в издаваемых законах.

Уголовно-процессуальное право по своей природе выполняет следующие функции:

  • выражает задачи и основы уголовного процесса,
  • определяет права и гарантии их реализации для всех субъектов уголовно-процессуальной работы,
  • устанавливает систему стадий уголовного судопроизводства, а также порядок производства в любой из них и каждого процессуального действия;
  • определяет основания и порядок принятия решений по делу.

Социальная значимость и значение уголовно-процессуального права ориентируется тем, что оно:

  • обеспечивает использование уголовно-правовых норм, которые по своей сути ограждают личность, общество и государство в целом от беззаконных посягательств, используя метод регламентации работы органов дознания, следствия, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;
  • устанавливает основания, условия и виды внедрения мер принуждения;
  • имеет гарантии личностных прав (например, обеспечивает обвиняемому конституционное право на защиту, неприкосновенность, тайну переписки, право на объективное правосудие и т.д.);
  • описывает порядок судебной защиты людей от посягательств на их жизнь и здоровье, имущество и индивидуальную свободу, на честь и достоинство;
  • оберегает права лиц, которым причинен какой-либо ущерб (моральный, физический или материальный);
  • позволяет создать порядок и условия работы, ограждающие невиновного от привлечения к ответственности и санкции, а в случае несправедливого привлечения к ответственности - отмену состоявшегося решения и реабилитацию данного лица;
  • имеет правовосстановительные и карательные наказания, которые обеспечивают соблюдение правовых предписаний.

Механизм уголовно-процессуального регулирования

Уголовно-процессуальная регулировка понимается как осуществляемое посредством уголовно-процессуального права и всей системы процессуальных средств, образующих его механизм, юридическое действие страны на социальные дела в области уголовного судопроизводства. Именно при помощи уголовно-процессуального регулирования осуществляется государственное управление работой компетентных органов и их должностных лиц по следующим направлениям:

  • возбуждению уголовного преследования,
  • привлечению к уголовной ответственности лиц, осуществивших преступные деяния;
  • освобождению от уголовной ответственности.

Правовая регулировка уголовно-процессуальной работы осуществляется при помощи специфического способа и особенностей механизма правового регулирования.

Так, ключевыми юридическими средствами механизма уголовно-процессуального регулирования выступают его составляющие элементы:

  1. нормы процессуального права;
  2. юридические прецеденты, опосредующие процессуальные правоотношения;
  3. процессуальные правоотношения, которые также именуются юридическим процессом.

Стадии механизма уголовно-процессуального регулирования

Замечание 1

Каждый элемент механизма правовой регулировки представляет наиболее подходящую для него стадию. Более того, конкретно в масштабах тех или же других стадий указанные элементы могут реализоваться. Вследствие этого 5 стадий механизма уголовно-процессуального регулирования тесно связаны с его элементами.

Итак, к стадиям механизма уголовно-процессуального регулирования относят:

  1. стадию формулирования единого правила поведения как модель, которая ориентирована на удовлетворение тех либо других интересов в области права и требующая их правосудного упорядочения (названная стадия отражается в механизме правовой регулировки через нормы права);
  2. стадию определения специализированных критериев перехода от совокупных инструкций к более детализированным (элементом для этой стадии служит юридический прецедент).

    Однако зачастую для этого нужна целая система юридических прецедентов, образующих фактический состав, где один из них должен быть непременно главным. В качестве такого главного юридического прецедента выступает правоприменительный акт (например, для получения пенсии по старости акт внедрения нужен уже тогда, когда наступает соответствующий возраст, есть стаж и утверждение, то есть имеются три предшествующих факта);

    стадию установления точной юридической взаимосвязи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных (данная стадия имеет связь с элементом юридических правоотношений);

    стадию реализации субъективных прав и юридических прямых обязанностей. При этом правовая регулировка достигает собственных целей - дает возможность интересу субъекта удовлетвориться. Акты же реализации субъективных прав и прямых обязанностей могут быть выражены в 3 формах:

    • соблюдении,
    • выполнении,
    • использовании;
  3. стадию правоприменительной работы (возникновение правоприменения в таком случае уже связывается с жизненными обстоятельствами отрицательного характера, выражающимися в наличии угрозы нарушений закона или прямого правонарушения).

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. В сфере уголовно-процессуального регулирования данной ценностью выступает публичные интересы государства и общества, а главным субъектом интереса достижения указанной ценности является государство в лице своих органов и должностных лиц.

Каждый из этапов и юридических элементов уголовно-процессуального регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств (элементов), получило в юридической литературе наименование «механизм правового регулирования».

Таким образом, механизм уголовно-процессуального регулирования - это система юридических средств (элементов), организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства, а также содействия удовлетворению интересов участников уголовного процесса при расследовании и рассмотрении уголовных дел в суде Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. - М. : Юристъ, 2006. С. 79..

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма уголовно-процессуального регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма уголовно-процессуального регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства, гарантировать справедливое удовлетворение интересов участников уголовного процесса. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм уголовно-процессуального регулирования - специфический «канал», соединяющий интересы участников уголовного процесса с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата - принятия законного, справедливого и обоснованного решении по уголовному делу Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: Опыт Совета Европы. - М., 1997. с. 162..

Механизм уголовно-процессуального регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм уголовно-процессуального регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты - нормы-предписания, занимающие в уголовном процессе иерархическое положение среди всех иных.

Механизм уголовно-процессуального регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование в сфере уголовного судопроизводства стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей предпосылки для реализации законного, гуманного и справедливого правосудия.

Анализ процедуры рассмотрения уголовных дел позволяет сделать вывод о том, что к числу основных элементов механизма уголовно-процессуального регулирования относятся: 1) норма уголовно-процессуального права; 2) юридический факт; 3) уголовно-процессуальное правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей Белоносов В.О. Уголовный процесс. М., 2007. С. 69..

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма уголовно-процессуального правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Каждый основной элемент механизма уголовно-процессуального регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому четыре стадии механизма уголовно-процессуального регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение интересов и потребностей в осуществлении правосудия по уголовным делам. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма уголовно-процессуального регулирования, как нормы права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу» Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. П.А. Лупинской. М., 2005. С. 79..

Так, неявка подозреваемого, обвиняемого без уважительных причин к следователю может повлечь применение к нему одной из мер процессуального принуждения - приводу и т.д.

Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Уголовно-процессуальные правоотношения конкретизируются в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении участниками уголовного процесса. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма уголовно-процессуального регулирования, как правоотношение.

Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных участников уголовного судопроизводства. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма уголовно-процессуального регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей участников уголовного процесса.

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности уголовно-процессуального регулирования.

1. Совершенствование законодательства и законотворчества, в процессе которого в положениях уголовно-процессуального закона (с учетом высокого уровня законодательной техники) должны максимально полно выражаться интересы общества и государства в достижении законного и справедливого правосудия и те правовые закономерности, в рамках которых они будут действовать. Важным направлением реализации данного направления видится усиление юридической гарантированности правовых средств, действующих в механизме уголовно-процессуального регулирования, которое достигается благодаря повышению уровня вероятности в достижении ценности и его снижению в воспрепятствовании данному процессу со стороны недобросовестных следователей, дознавателей, прокуроров, судей, а также защитников, обвиняемых, подсудимых и т.д.

2. Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм уголовно-процессуального регулирования.

Взаимосвязь и взаимодействие нормативного регулирования и правоприменения необходимо, поскольку, взятые по отдельности, они тут же демонстрируют свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение лишенное нормативного начала (при отсутствии общих правил) - в произвол. В связи с этим представляется очевидным, что механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные формы правового регулирования, которая будет способствовать приданию процессу уголовно-процессуального регулирования дополнительных преимуществ. Если нормативная регламентация призвана гарантировать стабильность и необходимое единообразие в регулировании отношений в сфере уголовного судопроизводства, «оформить» их в твердые рамки законности, то правоприменение обязано учитывать конкретную обстановку, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание законотворчества и правоприменительной деятельности придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует перепады в действии механизма уголовно-процессуального регулирования Белоносов В.О. Уголовный процесс. М., 2007. С. 71..

3. Повышение уровня общей правовой культуры субъектов права имеет непосредственное влияние на качество и эффективность уголовно-процессуального регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка Божьев, В.П. Уголовный процесс. М., 2007. С. 45..

Интересы человека являются главным ориентиром для совершенствования элементов механизма процессуально-правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм уголовно-процессуального регулирования должен быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим неотвратимости наказания, справедливости, законности и гуманности правосудия.

Специфика и содержание уголовного права обуславливаются задачами, стоящими перед этой отраслью права. Социальная ценность уголовного права состоит, прежде всего, в охране общественных отношений, а именно: личности, ее прав и свобод, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, природной среды, общественных и государственных интересов и всего правопорядка от преступных посягательств. Последовательность изложения задач в ч. 1 ст. 2 Уголовного закона отражает сущность нового подхода к оценке общественной опасности и, следовательно, противоправности посягательств на основные ценности, защищаемые уголовным правом.
Отражением гуманистического начала в построении Уголовного законодательства является выдвижение на первое место в системе охраняемых общественных ценностей прав и свобод человека, конкретной личности. Такое определение приоритетов в реализации охранительной функции уголовного права полностью соответствует требованиям Конституции РФ, провозглашающей человека и гражданина, его права и свободы, высшей ценностью, а их защиту государственной задачей (ст.ст. 2, 45 Конституции РФ).
Весь комплекс, поставленный перед уголовным правом задач, слагается из следующих основных структур: а) защиты от преступных посягательств охраняемых уголовным законом прав и интересов; б) обеспечение мира и безопасности; в) предупреждение преступлений; г) анализ действующего уголовного законодательства и выработка рекомендаций для его дальнейшего совершенствования.
Уголовный закон, как правоохранительная отрасль, исходя из положений, закрепленных в Конституции РФ и других отраслей права, определяет и закрепляет те общественные ценности, которые нуждаются в защите, и устанавливает за посягательство на них уголовную ответственность. К таким ценностям относятся: жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, благоприятная окружающая среда и экологическая безопасность, конституционный строй.
Международно-правовое значение нового Уголовного законодательства подчеркивается признанием задачи обеспечение мира и безопасности человечества, как одного из ведущих направлений реализации охранительной функции современного российского уголовного права. Обеспечению участия Российской Федерации в международной борьбе с преступностью уголовно-правовыми средствами, с посягательствами на мир, безопасность человечества, природную среду служит включение в Особенную часть Уголовного закона раздела «Преступления против мира и безопасности человечества».

Важной особенностью нового уголовного законодательства является включение в перечень решаемых им задач предупреждения преступлений. Методами реализации этой общепревентивной функции уголовного законодательства является установление уголовной ответственности за конкретные преступления и угроза неотвратимости применения уголовного наказания. Сущность предупреждения преступлений заключается в воздержании лиц от совершения преступлений под страхом наказания. Как показывают специальные исследования, примерно 15-18% опрошенных граждан удерживаются от совершения преступлений нежелание нести за них уголовную ответственность. Вместе с тем уголовное законодательство содержит ряд поощрительных норм, стимулирующих граждан к участию в пресечении преступлений, к защите своих прав и законных интересов собственными силами. В этих целях в уголовное законодательство внесены существенные изменения, расширяющие сферу действий, направленных на пресечение преступных посягательств и позволяющих избегать уголовной ответственности при причинении вреда посягающему.
Одной из важных задач уголовного права, в отличие от задач уголовного законодательства, является анализ действующих уголовно-правовых норм с целью разработки рекомендаций по их совершенствованию. Это связано с теми изменениями, которые происходят в России на современном этапе развития. В действующее законодательство уже внесены целый ряд изменений и дополнений. Большинство этих изменений давно назрели и не вызывают сомнений, часть из них неоднозначно оценивается специалистами, и только время и опыт применения этих уголовно-правовых норм на практике могут определить насколько они эффективны. Какой бы совершенной ни была система уголовного права и отдельные ее подразделения, оно не в состоянии искоренить те причины преступности, которые находятся вне ее пределов уголовно-правового пространства. Кроме того, существуют отдельные пробелы в праве, требующие устранения. Уголовное право, основываясь на историческом, международном опыте разрабатывает рекомендации по совершенствованию механизма уголовно-правового регулирования общественных отношений.
Посредством уголовно-правовых норм осуществляется борьба с преступностью. Механизм реализации этих норм и является механизмом уголовно-правового регулирования. Решение вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае относится применительно к преступному деянию, заслуживающему наказания.

Уголовное право изучает и юридически оформляет преступное деяние, чтобы определить: а) его функциональную способность выступить в роли правового основания уголовной ответственности; б) его вредоносные для субъектов общественных отношений свойства; в) ту меру карательного воздействия на причинителя зла (преступника), которая необходима для восстановления попранной им справедливости.
Механизм уголовно-правового регулирования включает в себя тот процесс, который присущ применению уголовно-правовых норм. Он начинается с момента совершения лицом преступления и заканчивается с применением к этому лицу наказания, либо с освобождения этого лица от уголовной ответственности. В реализации механизма уголовно-правового регулирования участвуют различные государственные органы и должностные лица, наделенные правами применения уголовно-правовых норм. Этот процесс четко регламентирован уголовно-процессуальными нормами.
Механизм уголовно-правового регулирования включает в себя и процесс определения преступности деяния, установления его юридических признаков и закрепления их в уголовно-правовой норме. В этом заключается превентивная (предупредительная) роль уголовно-правового регулирования.
Таким образом, совершая преступление, человек включает очень сложный в нравственном, психологическом, правовом и содержательном смысле механизм, действующий по принципу бумеранга: зло, им сотворенное, возвращается (должно возвращаться) воздаянием уголовно-правовой кары. Чем выше общественная опасность совершенного преступления и степень общественной опасности лица, совершившего преступление, тем строже наказание, предусмотренное за него. Это обстоятельство выступает дополнительной характеристикой механизма уголовно-правового регулирования.

Каждая отрасль права отличается своим методом регулирования. Метод правового регулирования - это способы, средства, приемы регулирования общественных отношений, используемые в данной отрасли права. В процессуальных отраслях используются импера- тивный или диспозитивный методы регулирования. Императивный метод (impero - предписывать, приказывать) характерен для отраслей публичного права, в число которых входит и уголовно-процессуальное право. Этот метод отличается строгостью и обязательностью право- вых предписаний. Уголовно-процессуальная деятельность может осуществляться только в тех формах, которые прямо предписаны нормами уголовно-процессуального права. В силу императивного метода регулирования в уголовном процессе могут участвовать только те субъекты, которые прямо указаны в законе, и только в пределах предоставленных им прав и исполнения возложенных на них обязан- ностей. Должностные лица и государственные органы, осуществляю- щие процесс, выполняют публичную функцию. Поэтому их правовое положение регулируется методом определения их правомочий, т. е. совокупности прав-обязанностей. Предоставляя им право совершить какое-либо действие, законодатель одновременно возлагает на них и обязанность совершать его всякий раз, когда они устанавливают соответствующие основания и условия. Выполняя свои обязанности, они одновременно вправе совершать любое необходимое для этого действие. Например, следователь, установив достаточные данные, свидетельствующие о признаках преступления, возбуждает уголовное дело (ч. 1 ст. 146 УПК). Это одновременно и его право, и его обязан- ность.

Императивность регулирования в уголовно-процессуальном праве обеспечивается и тем, что на субъектов процесса, наделенных властью, возлагается обязанность и им дается право обеспечивать неуклонное соблюдение процессуальных норм и всеми иными субъектами процес- са. Этим обусловлен такой элемент метода уголовно-процессуального права, как сочетание убеждения и принуждения . По общему правилу обязательные правовые предписания ориентируются на добровольное исполнение их всеми субъектами этих отношений. Однако всякий раз, когда норма не выполняется добровольно, императивность правового регулирования предполагает правовой механизм принуждения к ее не-


уклонному исполнению. Принудительное исполнение императивных предписаний обеспечивается мерами процессуального принуждения. Кроме того, каждая процессуальная норма обеспечена особыми ви- дами санкций, применяемых в случае ее нарушения.

В уголовном судопроизводстве активно участвуют и субъекты, не имеющие властных полномочий, но при этом наделенные значи- тельным объемом процессуальных прав для защиты своих законных интересов. Они активно участвуют в уголовно-процессуальных отношениях, и им предоставляется ряд прав, которыми они могут пользоваться по своему усмотрению. В этом случае речь идет о дис-



позитивном методе регулирования: в указанных в законе случаях

властные действия и решения должностных лиц зависят от согласия или действий, решений заинтересованных субъектов процесса. На- пример, дело частного обвинения может быть возбуждено по общему правилу не иначе как по заявлению потерпевшего (ч. 2 ст. 20 УПК). Если такого заявления нет или потерпевший отказывается от подачи такого заявления, уголовное дело частного обвинения не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК), за исключением случаев, прямо указанных в законе (ч. 4 ст. 20 УПК). Диспозитивный метод регулирования применяется законода- телем и при регулировании вопросов об использовании участниками процесса своих процессуальных прав. Например, по усмотрению сторон они могут участвовать в рассмотрении их жалоб в кассаци- онной инстанции. Их неявка в судебное заседание, если они были должным образом извещены, не препятствует рассмотрению жалобы (ч. 2 ст. 401.12 УПК). Гражданский иск в уголовном деле может иметь место только в том случае, когда гражданский истец его заявит, но он может отказаться от иска, и это повлечет прекращение производства по гражданскому иску (п. 11 ч. 4 и ч. 5 ст. 44 УПК).

Системность уголовно-процессуального регулирования обусло- вила включение в метод регулирования еще и такого элемента, как система процессуальных гарантий.



Процессуальные гарантии - это предусмотренные уголовно-

процессуальным правом средства, обеспечивающие достижение процессуальных целей. В литературе выделяются различные виды уголовно-процессуальных гарантий: гарантии, обеспечивающие выполнение назначения уголовного судопроизводства; гарантии правосудия и правосудности приговора; гарантии процессуальных прав участников процесса и др.

Например, гарантией защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК),


является вся процедура возбуждения уголовного дела. Если она не выполняется и права остаются незащищенными, потерпевшим предо- ставлено право обжаловать действия (бездействие), решение следова- теля, дознавателя в суд в порядке ст. 125 УПК. Гарантией правосудия и правосудности приговора являются все формы проверки приговора и право заинтересованных участников процесса обжаловать приговор, используя соответствующую форму проверки приговора.

Гарантии процессуальных прав участников требуют особого внимания в силу современного назначения уголовного судопроиз- водства. Поэтому процессуальное право построено таким образом, что каждому праву субъекта процесса соответствует целая система гарантий. Например, право обвиняемого знать, в чем он обвиняется, гарантируется обязанностью следователя своевременно вынести по- становление о привлечении лица в качестве обвиняемого, указать в этом постановлении все фактические обстоятельства, которые вменяются ему в вину, и квалификацию данного деяния. Не позднее трех суток следователь обязан предъявить это постановление, разъ- яснить существо предъявленного обвинения, вручить обвиняемому его копию (ст. 172 УПК). Система гарантий построена таким образом, что они дополняют друг друга; одна норма служит гарантией другой нормы, а сама гарантируется следующей нормой. Изучая содержание уголовно-процессуальной нормы необходимо понимать и оценивать и гарантийное значение каждой из них.

3. Источники уголовно-процессуального права.

4. Уголовное преследование.

5. Уголовно-процессуальные гарантии.

6. Исторические типы, формы и виды уголовного процесса.

7. Уголовное преследование.

8. Принципы уголовного процесса.

9. Принцип публичности в уголовном процессе.

10. Принцип диспозитивности в уголовном судопроизводстве.

11. Презумпция невиновности в уголовном процессе.

12. Законность при производстве по уголовному делу.

13. Право на защиту в уголовном процессе.

14. Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации.

15. Реализация принципа уважения чести и достоинства личности в уголовном судопроизводстве.

16. Гласность в уголовном процессе.

17. Реализация принципа состязательности сторон в уголовном процессе.

18. Право на обжалование процессуальных действий и решений.

19. Реализация принципа неприкосновенности личности в уголовном процессе.

20. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

21. Реализация принципа неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве.

22. Разумный срок уголовного судопроизводства.

23. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в уголовном судопроизводстве.

24. Принцип своды оценки доказательств в уголовном судопроизводстве.

25. Участники уголовного судопроизводства.

26. Суд как участник уголовного процесса.

27. Прокурор в уголовном процессе.

28. Следователь в современном уголовном процессе.

29. Руководитель следственного органа в уголовном процессе России.

30. Органы дознания в уголовном процессе.

31. Представительство в уголовном процессе.

32. Подозреваемый и обвиняемый в уголовном процессе.

33. Защитник в уголовном процессе.

34. Потерпевший в уголовном процессе.

35. Свидетель в уголовном процессе.

36. Эксперт и специалист в уголовном процессе.

37. Институт отводов в уголовном процессе.

38. Уголовно-процессуальные решения.

39. Судебные издержки в уголовном процессе.

40. Общая характеристика уголовно-процессуального доказывания.

41. Собирание доказательств в уголовном процессе.

42. Оценка доказательств в уголовном процессе.

43. Предмет доказывания по уголовному делу.

44. Доказательства в уголовном процессе.

45. Источники доказательств в уголовном процессе.

46. Виды доказательств в уголовном процессе.

47. Показания как доказательства в уголовном процессе.

48. Заключение эксперта как уголовно-процессуальное доказательство.



49. Вещественные доказательства по уголовному делу.

50. Протоколы как источники доказательств в уголовном процессе.

51. Документы как источники доказательств по уголовному делу.

52. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.

53. Меры уголовно-процессуального принуждения.

54. Задержание подозреваемого.

55. Меры пресечения.

56. Заключение под стражу как мера пресечения.

57. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса.

58. Поводы для возбуждения уголовного дела.

59. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

60. Основания отказа в возбуждении уголовного дела.

61. Предварительное следствие по уголовному делу.

62. Дознание по уголовному делу.

63. Общие условия предварительного расследования.

64. Соединение и выделение уголовных дел.

65. Система следственных действий в уголовном процессе.

66. Общие правила производства следственных действий.

67. Допрос в системе следственных действий.

68. Очная ставка.

69. Предъявление для опознания.

70. Обыск и выемка.

71. Осмотр как следственное действие.

72. Назначение и производство экспертизы по уголовному делу.

73. Привлечение лица в качестве обвиняемого.

74. Приостановление уголовного дела.

75. Окончание предварительного расследования с обвинительным заключением.

76. Обвинительное заключение и обвинительный акт.

77. Прекращение уголовного дела.

78. Основания для прекращения уголовного дела и уголовного преследования.

79. Прокурорский надзор в уголовном процессе.

80. Судебный контроль в уголовном процессе.

81. Назначение судебного заседания как стадия уголовного процесса.

82. Общие условия судебного разбирательства.

83. Пределы судебного разбирательства.

84. Постановление приговора.

85. Формы пересмотра судебных решений в уголовном процессе.

86. Производство в суде апелляционной инстанции.

87. Производство в суде кассационной инстанции.



88. Основания к отмене или изменению приговора.

89. Стадия исполнения приговора.

90. Возобновление уголовных дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

91. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.

92. Формирование коллегии присяжных заседателей.

93. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением.

94. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

95. Особенности производства у мирового судьи.

96. Особенности производства по уголовному делу частного обвинения.

97. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

98. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

99. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

100. Гражданский иск в уголовном процессе.

101. Реабилитация в уголовном процессе.

102. Типология уголовного процесса в юридической науке.

103. Состязательный уголовный процесс.

104. Основание для возбуждения уголовного дела.

105. Унификация и дифференциация уголовно-процессуальной формы.

106. Уголовно-процессуальные отношения.

107. Уголовно-процессуальные функции.

108. Взаимодействие следователя с органами дознания.

109. Процессуальная самостоятельность следователя.

110. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве.

111. Истина в уголовном процессе.

112. Производство в суде надзорной инстанции.

113. Существенные уголовно-процессуальные нарушения.

114. Система стадии предварительного расследования.

115. Соотношение форм предварительного расследования.

116. Доказательственное значение материалов, полученных на стадии возбуждения уголовного дела.

117. Залог как мера пресечения.

118. Использование научно-технических средств в процессе доказывания.

119. Использование в доказывании результатов частной детективной деятельности.

120. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

121. Порядок взаимодействия следователей и органов дознания Российской Федерации с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций при направлении запроса о правовой помощи.

122. Экстрадиция.

123. Особенности современного уголовного процесса зарубежных государств.

124. Свободная тема (по согласованию с научным руководителем).

Для слушателей, студентовфакультета заочного обучения и повышения квалификации желательно, чтобы избранная тема курсовой работы была в той или иной степени связана с профессиональной деятельностью. Это облегчит обучающимся сбор эмпирического (фактического) материала, позволит сформулировать предложения, направленные на повышение эффективности служебной деятельности.

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕМ ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДИТСЯ ПО ПОСЛЕДНИМ ДВУМ ЦИФРАМ НОМЕРА ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКИ:

01 – тема № 1; 02 – тема № 2; 03 – тема № 3; 04 – тема № 4; 05 – тема № 5; 06 – тема № 6; 07 – тема № 7; 08 – тема № 8; 09 – тема № 9; 00– тема № 10; 11– тема № 11; 12 – тема № 12; 13 – тема № 13; 14– тема № 14; 15 – тема № 15; 16 – тема № 16; 17 – тема № 17; 18 – тема № 18; 19 – тема № 19; 20 – тема № 20; 21 – тема № 21; 22 – тема № 22; 23 – тема № 23; 24 – тема № 24; 25 – тема № 25; 26 – тема № 26; 27 – тема № 27; 28 – тема № 28; 29 – тема № 29; 30 – тема № 30; 31 – тема № 31; 32 – тема № 32; 33 – тема № 33; 34 – тема № 34; 35– тема № 35; 36 – тема № 36; 37 – тема № 37; 38 – тема № 38; 39– тема № 39; 40 – тема № 40; 41– тема № 41; 42 – тема № 42; 43 – тема № 43; 44– тема № 44; 45– тема № 45; 46 – тема № 46; 47 – тема № 47; 48 - тема № 48; 49 – тема № 49; 50 – тема № 50; 51 – тема № 51; 52 – тема № 52; 53 – тема № 53; 54– тема № 54; 55– тема № 55; 56– тема № 56; 57– тема № 57; 58– тема № 58; 59– тема № 59; 60– тема № 60; 61– тема № 61; 62– тема № 62; 63– тема № 63; 64– тема № 64; 65– тема № 65; 66– тема № 66; 67– тема № 67; 68– тема № 68; 69– тема № 69; 70– тема № 70; 71– тема № 71; 72– тема № 72; 73– тема № 73; 74– тема № 74; 75– тема № 75; 76– тема № 76; 77– тема № 77; 76– тема № 78; 79– тема № 79; 80– тема № 80; 81– тема № 81; 82 – тема № 82; 83 – тема № 83; 84 – тема № 84; 85 – тема № 84; 86 – тема № 86; 87 – тема № 87; 88 – тема № 88; 89 – тема № 89; 90 – тема № 90; 91 – тема № 91; 92 – тема № 92; 93 – тема № 93; 94 – тема № 94; 95 – тема № 95; 96 – тема № 96; 97 – тема № 97; 98 – тема № 98; 99 – тема № 99.

Любая другая тема, соответствующая профилю обучения и направлению профессиональной деятельности, может быть выбрана по согласованию с научным руководителем. Факт согласованности темы, в этом случае, должен быть отражен на титульном листе работы.

Тема курсовой работы в своём названии содержит ключевые слова для формулировки проблемы.

Для того чтобы выявить, сформулировать проблему необходимо:

Выделить центральный вопрос,

Определить основное противоречие, которое легло в основу проблемы,

Высказать гипотезу (научно-теоретическое предположение) о возможных причинах, вызвавших противоречие, или о способах преодоления противоречия. Например, по теме «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» одним из актуальных вопросов является вопрос, связанный с собиранием доказательств на территории иностранного государства. При реализации норм международного и уголовно-процессуального права России возникают проблемы, связанные с недостаточной проработкой законодательных предписаний и отчасти их не соответствия современным общественным отношениям. Гипотеза - обеспечение эффективности международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства требует приведения национального уголовно-процессуального законодательства в соответствие с потребностями современных общественных отношений, требует совершенствования международных договоров Российской Федерации.

Когда проблема будет вами выявлена, сформулирована, возможно, возникнет потребность уточнить тему работы. По согласованию с руководителем тема может быть изменена. Например, в приведенном примере – «Уголовно-процессуальный механизм собирания доказательств на территории иностранных государств», или «Нормативно-правовое регулирование оказания правовой помощи по уголовным делам».

Для того, чтобы ясно представлять результат своей работы необходимо сформулировать цель.Например по теме «Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением» целью курсовой работы может является изучение этапа окончания предварительного следствия с обвинительным заключением и определение направления его совершенствования.

Поставленная цель может быть достигнута посредством решения взаимосвязанных задач. Задачи определят содержание вашей работы, их может быть от двух до шести. Мы не рекомендуем формулировать большое количество задач. Излагаются задачи в форме перечисления (изучить..., рассмотреть …, установить …, описать …, соотнести …, сравнить…, проанализировать …, подвергнуть анализу …, уточнить …, определить …, выявить …, сформулировать …, разработать …, предложить …).

Например, по теме «Общие условия предварительного расследования» могут быть сформулированы следующие задачи:

Уточнить понятие и содержание общих условий предварительного расследования;

Сравнить формы предварительного расследования;

Рассмотреть оптимальность установленной УПК РФ подследственности;

Соотнести сроки предварительного расследования с содержанием принципа разумности сроков уголовного судопроизводства;

Изучить процессуальный порядок соединения уголовных дел, выделения уголовного дела и материалов уголовного дела в отдельное производство;

Подвергнуть анализу процессуальный порядок производства неотложных следственных действий.

При определении объекта и предмета исследования следует помнить, что они соотносятся как общее и частное. Объект – это процесс, явление, отношения, в которых обнаружена проблема, избранная для изучения. В объекте выделяют часть, которая служит предметом для изучения.

Например, по теме «Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением» объектом исследования могут являться уголовно-процессуальные отношения, возникающие при окончании предварительного следствия с обвинительным заключением, или закономерности, проявляющиеся в правоприменительной деятельности органов предварительного следствия, прокурора при окончании предварительного следствия с обвинительным заключением. Предметом же исследования станут:

Современное состояние нормативно-правового регулирования окончания предварительного следствия с обвинительным заключением;

Практика применения уголовно-процессуальных норм, регулирующих окончание предварительного следствия с обвинительным заключением;

Многообразие мнений, высказанных в отечественной науке по проблемам окончания предварительного следствия.

Принципиальное значение имеет определение методологии исследования. Напомним, что методология – это учение о методах, общая теория метода, а методика – это взаимосвязанные действия научного исследования, использование определенных приемов, методов познания.

Методологическую основу исследования чаще всего составляют диалектический метод познания объективной действительности, общенаучные (системный и структурно-функциональный методы, аналогия, моделирование); частнонаучные (исторический, сравнительно-правовой, статистический) методы.

В основу методики исследования может быть положена концепция уровней научного познания. Эмпирический уровень исследования базируется на системе таких методов, как наблюдение (целенаправленное изучение предмета, итогом наблюдения является описание), эксперимент (активное вмешательство в изучаемый процесс, его итогом являются конкретные результаты, выводы), сравнение (сопоставление одного явления с другим, его итогом является выводы о схожести, различиях, изменениях, тенденциях развития).

Теоретический уровень базируется на определенном способе анализа (разложения, разделения изучаемого объекта на составные части для их самостоятельного изучения), синтеза (соединение, объединение частей исследуемого объекта, для изучения их как единое целое), индукции (выведение общего из единичного), дедукции (от общего к единичному), обобщения (установление общих свойств, признаков изучаемых явлений), и ряде других методов.

Подготовка курсовой работы по уголовному процессу предполагает широкое использование действующего законодательства, решений высших судебных органов. В соответствии с темой работы должны быть изучены уголовные дела, статистические данные, мнение работников правоохранительных органов. Увеличивает достоинства работы использование личной практики обучаемых, что особенно важно для студентов заочной формы обучения. Эмпирическую основу курсовой работы должны составить результаты изучения не менее 5-10 уголовных дел.

Теоретическую базу исследования составляют работы по уголовно-процессуальному, доказательственному праву и не редко обучающиеся вынуждены прибегать к трудам по теории права и государства, а также по конституционному, уголовному, гражданскому, семейному, трудовому праву.

В процессе подбора и изучения литературы следует использовать источники, указанные в рабочей программе курса и в списке дополнительно рекомендуемой литературы. Кроме того, важнейшее значение имеет самостоятельный поиск библиографических источников. Для этого нужно ознакомиться с соответствующим каталогом в библиотеке, читальном зале, информационными ресурсами Института.Система поддержки открытого образования "STELLUS" Образовательно-консультационный портал дознавателя// http://10.229.4.151:81/. Портал поддержки образовательного процесса: информационно-образовательный портал //http://10.229.4.190/.

Использование в связи с этим возможностей единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС) позволяет обеспечить доступ курсантов, слушателей учебных заведений МВД России к научной, методической литературе и судебной, следственной практике вне зависимости от их территориального расположения, поскольку доступ к ЕИТКС имеется практически во всех подразделениях МВД России, включая БЮИ МВД России и центры профессиональной подготовки.

В формат системы открытого образования «STELLUS» имеется профессионально-ориентированный информационный ресурс «Образовательно-консультационный портал дознавателя» в котором размещены электронные материалы по и нформационному обеспечению профессиональной деятельности дознавателя, а также материалы по организации расследования преступлений, уголовно-правовая информация (постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные решения различных инстанций), уголовно-процессуальная информация (обвинительные акты, постановления, приговоры судов различных субъектов Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации), «АИПС ИТИ-ЦА» Главного информационно-аналитического центра МВД России, позволяющая ознакомиться с практикой расследования уголовных дел по различным преступлениям, со статистическими данными и с трудами ученых в области уголовного процесса, криминалистики. На портале создана возможность получения консультаций, обмена опытом, как в режиме on-line, так и на форуме.

Типичным недостатком при подготовке курсовых работ является использование автором «устаревшего» материала и незнание нового. Автор курсовой работы должен пользоваться нормативными правовыми актами последней редакции, учитывая при этом решения Конституционного Суда Российской Федерации, научными статьями, изданными в течении последних трех лет и отдавать приоритет учебным и научным изданиям последних пяти лет.

После изучения источников необходимо составить рабочий план курсовой работы, согласовав его с научным руководителем. Рабочий план как перечень вопросов, раскрывающих содержание темы, рекомендуется делать развернутым. План должен предусматривать, как правило, от 2 до 6 параграфов, названия и последовательность которых должны отражать логику исследования темы. При этом необходимо от общих вопросов переходить к более частным. По таким же правилам нужно структурировать содержание каждого параграфа.

Например, по теме «Законность при производстве по уголовному делу» рабочий план исследования может состоять из следующих параграфов.

§1. Понятие и содержание законности при производстве по уголовному делу.

§2. Соотношение законности, справедливости и целесообразности.

§3. Средства обеспечения законности.

По теме «Экстрадиция» рабочий план может состоять из следующих параграфов:

§1. Понятие и правовое регулирование экстрадиции.

§2. Порядок направления запроса о выдачи лица, находящегося на территории иностранного государства.

§3. Порядок выдачи лица, находящегося на территории Российской Федерации, по запросу иностранного государства.

§4. Меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при выдачи лица.

По теме «Меры уголовно-процессуального принуждения» рабочий план может состоять из следующих параграфов:

§1. Правовые источники мер уголовно-процессуального принуждения.

§2. Социальная обусловленность, сущность и значение мер уголовно-процессуального принуждения.

§3. Виды и система мер уголовно-процессуального принуждения.

В процессе написания работы рабочий план может быть скорректирован, вместе с тем, составив план, обучаемый не его основе оформляет план-график, определяющий основные этапы написания работы. План-график выполнения курсовой работы, одновременно с планом курсовой работы, предоставляется научному руководителю на утверждение не позднее чем за 3 месяца до защиты работы. В соответствии с данным планом-графиком обучаемый обязан посещать консультации научного руководителя, представлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане-графике этапов, устранять указанные руководителем недостатки. Для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации и студентов института план-график выполнения работы не предусматривается.

Образец оформления плана-графика выполнения курсовой работы.

УТВЕРЖДАЮ

Научный руководитель

(ученая степень, ученое звание,

___________________________________

специальное звание, фамилия, имя, отчество)

___________________________________

ПЛАН-ГРАФИК

выполнения курсовой работы

Обучаемый

(фамилия, имя, отчество, специальность, год набора, № учебной группы)

Подпись обучаемого________________

"___"_________20__г.

II. Работа над текстом и его оформление

Выполнение курсовых работ обучаемыми производится во время самостоятельной работы (слушателями факультета заочного обучения и повышения квалификации в межсессионный период).

Содержание курсовой работы должно свидетельствовать о том, что её автор обладает теоретическими знаниями и практическими навыками, умеет работать с нормативными правовыми актами, решениями высших органов судебной власти, с литературой, умеет анализировать статистические данные, материалы следственно, судебной практики, умеет делать выводы, аргументировать свою правовую позицию. Курсовая работа должна содержать элементы научного анализа, выполняться самостоятельно по конкретной теме.

Работа должна быть оформлена в соответствии с правилами оформления библиографии, с соблюдением требований ЕСКД и соответствующих ГОСТов, а именно: оформляется работа в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ 7.1.-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание; ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Общие требования и правила составления.

Объем работы должен составлять, как правило, от 20 до 35 страниц машинописного (компьютерного) текста, выполненного на одной стороне стандартного листа формата А – 4, не считая приложений. Текст печатается через 1,5 интервала с использованием шрифта «Times New Roman», размер шрифта 14.

Каждая страница имеет поля размером: левого поля – 30 мм, правого – 20 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм.

Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 1,25 см, выравнивание абзаца – по ширине страницы.

Страницы должны иметь сквозную нумерацию, при этом титульный лист считается первой страницей, оглавление - второй, введение - третьей и т.д. Проставление нумерации начинается с введения. Номер страницы проставляется вверху по центру страницы.

В тексте названия разделов (глав) набираются прописными (заглавными) буквами, названия подразделов (параграфов) – строчными буквами. Расстояние между заголовком и последующим текстом равно 3 интервалам, а между последней строчкой текста и расположенным ниже заголовком в рамках одной главы – 4 интервалам. Каждая глава начинается с новой страницы.

Заголовки не подчеркиваются, слова в них не переносятся, точка в конце не ставится.

Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами.

В работе используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры.

Все иллюстрации (фотографии, схемы, графики) именуются в тексте рисунками. Они нумеруются в пределах каждой главы арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных между собой точкой (например, подпись «рис. 1.2»)

Каждый рисунок должен сопровождаться подписью, характеризующей его содержание. Она включает название рисунка и необходимые пояснения и размещается под рисунком в одну строку с его номером.

Рисунки могут размещаться как в тексте работы (сразу же за теми страницами, текст которых поясняется данным рисунком), так и выноситься в приложение с соответствующей ссылкой в основной части работы (например, «см. приложение 3»).

Числовые данные и лексические перечни оформляются в виде таблиц. Каждая такая таблица должна иметь заголовок, включающий расшифровку условных обозначений. Таблицы, как и рисунки, нумеруются в пределах главы. Таблицы размещаются в тексте работы или на отдельных листах, включаемых в общую нумерацию страниц. Примечания и сноски к таблице печатаются непосредственно под таблицей. В отпечатанный текст какие-либо надписи вносятся только черной пастой (чернилами, тушью).

Структура работы должна включать:

1. Титульный лист.

3. Введение.

4. Главы (параграфы) основной части.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы (библиографический список).

7. Приложения.

Титульный лист является первой (не нумеруемой) страницей работы и заполняется по определенным правилам (см. приложений 1). Реквизиты титульного листа содержат: полное наименование учебного заведения, вид работы, наименование дисциплины, тему работы, инициалы, фамилию курс, факультет, группу обучающегося, ученое звание, ученую степень фамилию, инициалы руководителя, город и год выполнения работы, а для слушателей заочной формы обучения – домашний адрес, телефон, электронный адрес. При оформлении титульного листа переносы слов, исправления не допускаются.

Введение обязательно должно содержать обоснование актуальности и значимости выбранной темы, то есть её оценка с точки зрения социальной значимости, своевременности, профессиональной, прикладной ценности, ее научная разработанность. Краткий обзор литературы по теме позволяющий сделать вывод о том, что именно данная тема ещё не раскрыта (раскрыта частично), или обзор практики, свидетельствующий о существовании проблемных следственных, судебных ситуаций, влияющих на законность производства по уголовному делу, будут подтверждать актуальность выбранной темы. Освещение актуальности должно быть не многословным, в пределах 1,5 страницы, но содержать яркие факты, примеры, статистические данные, свидетельствующие о важности исследуемой темы.

Ярким примером описания актуальности, важности изучения уголовно-процессуального права являются слова выдающегося российского процессуалиста профессора И.Я. Фойницкого: «Уголовный процесс имеет высокое политическое значение. Достойно внимания, что были эпохи полного отсутствия законодательных определений по уголовному праву материальному, но определения процессуальные появляются с первой страницы сознательной жизни народов. В них настоятельно нуждаются и власть, и население».

Во введении указывается цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указываются избранные для исследования методы. Во введении отражается какие данные практической деятельности проанализированы и обобщены автором, дается общая характеристика структуры работы.Объем введения достаточен в пределах 2 – 2,5 страниц.

Основная часть работы представляет собой труд, направленный на раскрытие темы. Её структурными частями могут быть главы, параграфы, имеющие заголовок и сквозную нумерацию. Заголовок должен точно соответствовать содержанию текста, следующего за ним. Все структурные единицы нумеруются арабскими цифрами. Номер наиболее крупной части состоит из одной цифры (глава 2.), а номер второй ступени деления – из двух цифр (§2.1, §2.2.). Желательно чтобы объем глав (параграфов) был средним, структурная часть заканчивалась выводом и между структурными частями работы существовала логическая связь.

В основной части работы излагается содержание темы в соответствии с планом. На основе анализа опубликованной литературы и других источников раскрываются вопросы, зафиксированные в плане, рассматриваются дискуссионные моменты, формулируется точка зрения автора. Каждый вопрос (раздел) завершается кратким выводом по существу исследуемой проблематики. Следует соблюдать принцип сбалансированности вопросов по объему.

Общие теоретические положения в курсовой работе должны быть связаны с современной жизнью российского общества, деятельностью органов внутренних дел, других правоохранительных, законодательных и исполнительных органов (с учетом характера использования содержания учебной дисциплины в практической деятельности).

Поскольку курсовая работа является научным произведением, научным, формально-логическим должен быть и стиль изложения. Излагать свои мысли следует с опорой на существующие научные позиции и строго соблюдать следующие правила. Тон изложения должен быть уважительным, корректным с безусловным соблюдением авторских прав, использование каждого источника сопровождается соответствующей ссылкой.

Текст курсовой работы должен быть выполнен в едином стиле, научным языком и не должен иметь грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок, опечаток.При оформлении ссылок, списка использованных источников следует придерживаться одного стиля в оформлении.

При использовании в тексте работы цитат, положений, заимствованных из литературы, автор обязан делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами. Заимствование текста без ссылки на источник (плагиат) не допускается.

Ссылки на источник по тексту всей работы приводятся постранично. Нумерация ссылок на каждой странице начинается с «1», производится арабскими цифрами. Текст ссылки выполняется через 1 интервал с использованием шрифта «Times New Roman», размер шрифта 12, выравнивание абзаца – по ширине страницы.

Например:

1 Арсенова Н.В. Признание лицом своей вины в совершении преступления: монография. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2011. – С. 56.

2 Черепанова Л.В., Воронов Д.А. Уведомление дознавателем лица о подозрении в совершении преступления: учебно-методическое пособие. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2011. – С. 5

Обязательно указывается страница, или страницы, с которых производится цитирование. Если в тексте слова цитируемого автора приводятся не дословно, то эти слова в кавычки не помещаются, и сноска сопровождается словом «смотри» в сокращенном виде, т.е. «См.:…».

Например:

1 См.: Гавло В.К., Титова К.А. Проблемы теории и практика предварительного и судебного следствия по делам о хищениях, совершаемых лицами с использованием служебного положения, в сфере жилищно-коммунального хозяйства: монография. – М.: Юрлитинформ, 2011. – С. 89.

19 Там же. – С. 68-69.

Пересказ источников в курсовой работе не должен содержать смысловых искажений, фальсификации, иметь максимальную отстраненность от личности излагающего, его эмоционального настроя. Для этого следует использовать безличные, неопределенно-личные конструкции, излагать от третьего лица (например: «существует мнение», «было установлено», «обычно выделяют» и т.д.). Вместе с тем, если у автора велика потребность обозначить собственное мнение, то согласно академическому этикету, вместо местоимения «я» употребляют «мы» (например: «мы полагаем», «по нашему мнению»).

Ключевыми словами научного текста являются понятия. Необходимо следить за тем, чтобы значение понятий соответствовало установленному уголовно-процессуальным законодательством. Например, понятие «неотложные следственные действия» в уголовно-процессуальном праве и криминалистике имеет различное значение. Целесообразно в первом параграфе рассмотреть понятийный аппарат работы, для того, чтобы смысл понятий был четким и ясным.

Речь должна быть грамотной без произвольных словообразований, в том числе профессионализмов. Слова в тексте должны быть написаны полностью. Допускаются только общепринятые сокращения (см., т.е. и т.д.).

Название раздела (главы) печатается заглавными буквами с выравниванием по центру, без кавычек, переносов, подчеркиваний, точек в конце. Название подраздела (параграфа) печатается строчными буквами (кроме первой) через два интервала от основного раздела и далее через 1.5 интервал размещается текст подраздела.

Все страницы текста (включая заключение, список использованных источников и приложения) имеют сквозную нумерации., но проставляются начиная со второго (с содержания). Номер проставляется по центру арабскими цифрами без точек.

Заключение представляет собой стройное, логически последовательное изложение итогов проделанной работы, в соответствии с общей целью и конкретными задачами, содержащимися во введении. В заключении следует указать главные выводы к которым вы пришли, ваши наиболее значимые предложения. Наряду с обобщениями и выводами могут быть сформулированы предложения автора по дальнейшей работе над темой, новым аспектом ее исследования, особенно, если она имеет междисциплинарный, комплексный характер. Курсовая работа, выполненная преимущественно на основе материалов учебников и учебных пособий, к защите не допускается.

После заключения помещается список использованной литературы. Каждый источник, включенный в список должен найти отражение в тексте работы, содержать постраничные салки на него. Не следует включать в список литературы те работы, которые не были фактически использованы.

Список использованных источников имеет несколько разделов: 1) нормативный правовые акты (размещаются по их юридической силе); 2) научная и учебная литература (составляется в алфавитном порядке, путем перечисления монографий, пособий, статей, комментарий и т. д.); 3) материалы следственной, судебной практики (см. приложение 4).

Список источников оформляется по библиографическим правилам. Указываются следующие элементы: фамилии и инициалы авторов, название произведения (без сокращений и кавычек), подзаголовок, место издания, издательство, год издания, том, часть, выпуск, порядковый номер издания, количество страниц.

Количество наименований источников, внесённых в список, зависит от объема выполненной исследовательской работы, но не должен быть менее 25.

В приложении помещаются дополнительные, вспомогательные материалы, являющиеся результатом труда лица, выполняющего курсовую работу (ана

Похожие статьи