Спортивное право в рф. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте Международная отрасль регулирования: понятие

06.11.2020

Общие положения международного спортивного права

Выезжая на международные официальные спортивные соревнования в другие страны, наши граждане попадают в сферу правового регулирования международного права.

В последнее время мы часто имеем возможность наблюдать факты правовой незащищенности наших спортсменов на международных соревнованиях, а в тех случаях, когда в ходе международных мероприятий возникают правовые коллизии, они, как правило, разрешаются не в пользу россиян.

Примеров много. В сентябре 2001 г. на Играх доброй воли в австралийском Брисбейне лидеры мировой художественной гимнастики Алина Кабаева и Ирина Чащина были обвинены в употреблении фуросемида. Это вещество само по себе не явля­ется допингом, но, по мнению некоторых специалистов, якобы способно затушевывать действие запрещенных препаратов. Правда, те же специалисты считают, что применение допинга в художественной гимнастике совершенно бессмысленно с любой точки зрения.

Так или иначе, Международная федерация гимнастики дис­квалифицировала Кабаеву и Чащину на один год. В результате рассмотрения апелляции российской стороны Международным спортивным арбитражным судом в Лозанне это решение было признано обоснованным. Между тем после того скандала А. Кабаева и И. Чащина с блеском выиграли несколько круп­нейших международных соревнований, доказав тем самым, что ни в каком допинге они не нуждаются.

XIX зимние Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити , занявшие с подавляющим преимуществом первое место по скандалам сре­ди всех мировых спортивных состояний, можно рассматривать как симптом безнадежного кризиса спортивного права, итогом которого стало ущемление законных прав ряда российских атле­тов. Среди самых драматичных эпизодов Олимпиады – решения Международной федерации лыжного спорта и Международного олимпийского комитета об отстранении нашей выдающейся лыжницы Ларисы Лазутиной от старта в лыжной эстафете 4x5 километров (что привело к отказу от участия в эстафете всей нашей команды) и последующем аннулировании результатов вы­ступлений Ларисы Лазутиной и Ольги Даниловой в лыжной гон­ке на 30 километров классическим стилем. У лыжниц в крови якобы был обнаружен не внесенный в официальный список за­прещенных веществ дарбепоэтин, близкий по действию к допин­говому средству эритропоэтину. Эти решения также были опро­тестованы в Лозанне, однако в апелляции российским спорт­сменкам было отказано.

Беспрецедентное решение Международного союза конькобежцев и Международного Олимпийского комитета, согласно которому канадские фигуристы Жами Сале и Давид Пеллетье, в турнире спортивных пар завоевавшие «серебро», получили второе «золото», поскольку арбитры-де подсуживали россиянам Елене Бережной и Антону Сихарулидзе.

Еще один неприятный инцидент Олимпиады в Солт-Лейк-Сити связан с именем российского биатлониста П. Ростовцева. В нарушение всех принятых норм за час до начала спортивных соревнований организаторы Олимпийских игр обязали спорт­смена пройти допинг-контроль, который не выявил никаких от­клонений от нормы, но в итоге психологически подавил биатло­ниста. Это послужило одной из причин поражения российского биатлониста – явного фаворита соревнований.

Судейский произвол на Играх XXVIII летней Олимпиады 2004 г. В Афинах в отношении прославленного российского атлета четырехкратного олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике Алексея Немова в финале упражнений на перекладине.

Все попытки наших юристов и спортивных функционеров защитить нарушенные права российских спортсменов оказались тщетными. Главная причина тому – отсутствие достаточной информации о содержании и специфике правового регулирования олимпийского спорта, системно изложенной и прокомментированной нормативной базы и соответствующей справочной литературы.

Поскольку в ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не содержится норм и правил, регулирующих права и обязанности спортсменов и других участников спортивных соревнований, проводимых за пределами РФ, в данном случае следует руководствоваться нормами и правилами, изложенными в других нормативных актах и предусмотренными для более широкого круга лиц.

Понятие, предмет и метод международного спортивного права

Международное публичное право - система исторически изменяющихся норм и принципов отношений между государствами в процессе их сотрудничества и соперничества. Оно выражает относительно согласованную волю государств и регулирует отношения между государствами, созданными ими государственными организациями и некоторыми другими субъектами международного права.

В международно-правовых документах, регулирующих вопросы спорта, термин «физическая культура» не встречается. В них речь идет о физическом, эстетическом и нравственном воспитании и спорте. Таким образом, данный термин отражает особенность нашего национального правопонимания отношений в сфере спорта.

Спорт является одной из общепризнанных специфических сфер человеческой деятельности. Бурно развиваясь, он занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества. При этом его общественное значение продолжает стремительно расти. В настоящее время спорт приобрел универсальное значение и имеет всеобъемлющий характер. Вопросы развития спорта обсуждаются в Организации Объединенных Наций, они находят отражение в конституциях многих стран, программах политических партий и т.п. Спорт имеет огромное общественное значение как деятельность, раздвигающая границы человеческих возможностей. В сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют мощнейшие стимулы как материального, так и духовного характера.

Очевидно, сфера спорта так же, например, как и банковская деятельность, требует на международном уровне специфического правового осмысления и качественного регулирования. Одним из важнейших оснований для такого вывода служит тот факт, что современный спорт представляет собой сложнейшую специфичную социально-экономическую систему, разнообразные и разнохарактерные общественные отношения в которой призвано регулировать право.

В самом общем виде международное спортивное право (МСП) представляет собой систему взаимосвязанных норм и правил, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в международной спортивной деятельности.

В свою очередь международная спортивная деятельность включает такие основные направления, как:

1) участие международных организаций общей компетенции, например, Организации Объединенных Наций, Совета Европы и др., в международном спортивном движении;организация и деятельность международных спортивных организаций, в том числе МОК, МПК, МСФ и др., включая их взаимодействие с национальными спортивными структурами;

2) деятельность государств, национальных спортивных организаций, спортсменов и других внутренних субъектов в международных спортивных отношениях;

3) организация и проведение международных спортивных соревнований, в том числе Олимпийских игр, а также иных международных спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий, конференций и симпозиумов по исследуемой проблематике;

4) международные трудовые и связанные с ними отношения в сфере спортивного бизнеса, в том числе в области профессионального спорта* в частности международное движение трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба (спортивного общества) в другой, а также международная деятельность спортивных агентов;

5) международная материальная поддержка и иностранные инвестиции в сфере спорта;

6) международная коммерческая деятельность в сфере спортивной промышленности, в том числе организация совместных предприятий, производящих товары физкультурно-спортивного и туристического назначения, международная торговля ими;

7) отношения, связанные с международной охраной прав интеллектуальной собственности в сфере спортивной деятельности, в том числе прав на товарные марки, спортивную и олимпийскую символику, радио- и телеправ на спортивные мероприятия;

8) международные налоговые отношения в сфере спорта;

9) травматизм, спортивная медицина и страхование в международном спорте;

10) всемирная антидопинговая политика и противодействие применению допинга в международном спортивном движении;

11) международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере спортивных отношений;

12) урегулирование международных спортивных споров;

13) другие сопутствующие и смежные с названными сферы деятельности.

Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен. Все названные направления выделяются своей однородностью и относительной обособленностью. Органический комплекс общественных связей, складывающихся между различными субъектами в различных областях спортивной деятельности, представляет собой предмет регулирования международного спортивного права.

МСП осуществляет целенаправленное воздействие на поведение международных и национальных спортивных организаций, спортсменов и других субъектов международной спортивной деятельности посредством различных методов регулирования.

Можно выделить методы правотворчества и правоприменения; централизованного и децентрализованного регулирования; координации и субординации целей и интересов сторон; жесткого и мягкого регулирования.

В МСП, как и в международном праве в целом, используются регулирование посредством международных договоров (метод договорного регулирования); регулирование посредством международных обычаев (метод обычно-правового регулирования). Выделяются методы односторонних действий государств, а также двустороннего, многостороннего и универсального регулирования международных отношений.

На международной арене не существует исполнительных органов, аналогичных тем, которые имеются в государствах. Поэтому обязанность соблюдения норм международного права обеспечивается применением государствами санкций против нарушителя.

В настоящее время объективно проявляется тенденция сокращения санкций государств и увеличения санкций международных организаций, прежде всего ООН. Такие санкции включают в себя дипломатические демарши, разрыв отношений, ограничение либо прекращение экономических, научно-технических и иных связей с государством-нарушителем. В случае самообороны и по специальному постановлению Совета безопасности ООН к нарушителю может быть применена исключительная мера - вооруженные силы.

Особо следует выделить методы, заложенные в нормах международного спортивного права. Нормы МСП, как и прочие нормы, могут нести в себе запрет, обязывание или дозволение. Есть сферы, в которых спортивные отношения необходимо регулировать методами запрета и обвязывания (например, в вопросах противодействия применению допинга, борьбы с дискриминацией в сфере спорта). И наоборот, есть сферы, достаточно открытые для волеизъявления самих субъектов МСП (например, в решении некоторых вопросов международных трансфертов, экспорта (импорта) физкультурно-оздоровительных и спортивных изделий и техники). Нередко применяется сочетание названных методов.

Между тем МСП характеризуется собственными, присущими только ему методами правового регулирования своего предмета. Они дополняют общие методы, применяемые в международном спортивном праве, названные ранее.

К специальным следует отнести следующие методы международного спортивного права:

С помощью которых выстраивается и сохраняется система МСД, в частности, метод учреждения международных спортивных организаций, в том числе олимпийских комитетов, федераций, союзов и прочих интеграционных объединений, метод разграничения и передачи компетенции от государств и национальных спортивных организаций международным спортивным организациям, метод защиты от монополизма в управлении, особенно в спорте высших достижений;

Учета направленности международного спортивного движения на консолидацию общества, укрепление мира и международного сотрудничества;

Учета специфических функций спорта – политической, экономической, коммерческой и др., а также воспитательной, образовательной, научной, информационной, пропагандистской, социализирующей, гедонистической, рекреативной, реабилитационной;

Учета направленности системы спорта и физической культуры на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни населения планеты, формирование потребности в разностороннем физическом и нравственном совершенствовании людей, создание условий для занятий любыми видами спорта для всех слоев населения, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;

Учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

Учета непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности;

Ответственности людей за свое здоровье и физическое состояние;

Обеспечения равенства прав и свобод человека в сфере спорта;

Обеспечения эффективной подготовки к международным соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

Противодействия применению допинга, в том числе допингового контроля, обеспечения равных стартовых условий и правил честной игры и соревнования.

Учета правил международной спортивной этики и др.

При этом методы, свойственные только МСП, следует отличать от тех, которые характерны для всего международного права в целом, в том числе для других нормативных комплексов.

В конечном счёте, само МСП можно воспринимать в качестве метода обеспечения функционирования всего международного спортивного движения.

Перед международным правом в целом и перед международным спортивным правом в частности стоит задача повышения эффективности механизма международно-правового регулирования. Нередко правильно выбранный метод (или методы) обеспечивают наиболее эффективное достижение результата.

Международное спортивное право – одна из важнейших структур современного международного права – включает нормы как международного публичного права, регулирующего межгосударственные отношения, так и международного частного права, охватывающего отношения между частными лицами – организациями и гражданами разной государственной принадлежности.

МСП объединяет нормы международного права и национального законодательства, регулирующего спортивные правоотношения международного характера (например, российского спортивного законодательства). Внутреннее законодательство каждой страны, в той или иной степени затрагивающее вопросы международной спортивной деятельности, должно содействовать укреплению международного спортивного правопорядка.

Кроме того, МСП тесно взаимодействует с другими нормативными комплексами в регулировании международных и внутригосударственных спортивных отношений.

В последние годы международное спортивное право бурно развивается. Это объясняется, в частности, тем, что спорт становится объектом приложения огромных финансовых средств и большой политики. Психологическое давление на спортсменов во время соревнований становится все сильнее. При этом юридические, финансовые и технологические тонкости усложняют отношения в спорте, что в свою очередь повышает потенциальную возможность конфликта между теми, кто принимает непосредственное участие в спортивных мероприятиях, и теми, кто ими управляет и делает, в частности, на этом бизнес.

Физическая культура и спорт занимают значительное место в жизни каждого человека. Практически каждый член общества вовлечен в физкультурно-спортивные отношения: одни индивиды являются спортсменами или тренерами, вторые выступают в качестве болельщиков, третьи являются служащими государственных или частных спортивных организаций. Школьники и студенты осваивают обязательные программы по физической культуре, в корпоративном секторе проводятся спортивные мероприятия и соревнования, в индустрии отдыха и развлечений задействованы спортивно-оздоровительные лагеря и спортивный туризм. Кроме того, каждый налогоплательщик, по сути, является участником физкультурно-спортивных отношений, так как через бюджетно-распределительную систему финансируется массовый, оздоровительный и инвалидный спорт, дотируется профессиональный спорт, ведутся научные исследования в сфере физической культуры и спорта, ведется строительство спортсооружений и т.д.

Физическая культура и спорт затрагивают интересы подавляющего большинства людей. Однако физкультурно-спортивные отношения настолько широки, многогранны и носят подчас неявный характер (например, оказывают позитивное влияние на повышение продолжительности жизни, снижения уровня преступности, потребления алкоголя и проч.), что многие индивиды не вполне отдают себе отчет в том, что оказываются субъектами спортивно-правовых отношений. В то же время от отношения людей к физической культуре и спорту, от общественного мнения зависит очень многое. И если в обществе есть понимание того, как, посредством каких инструментов и по каким направлениям физкультура и спорт улучшают жизнь общества, делают ее интересней и богаче, то это придает импульс развитию многим наукам о спорте, – в том числе и правовым основам физической культуры и спорта. И если знание физкультурно-спортивного права для обычных граждан страны желательно (хотя и необязательно), то для специалистов по физкультуре и спорту такое знание носит императивный характер, так как без достаточных правовых знаний в области физкультурно-спортивного права профессионалом в сфере спорта стать невозможно.

Правовые основы физической культуры и спорта, как нами отмечалось выше, весьма молодая профессиональная дисциплина. Процесс ее обособления и выделения как самостоятельной отрасли права оформился лишь к середине ХХ столетия, – именно тогда стали появляться первые практические результаты в данной отрасли знания, – целостные и комплексные законы о физической культуре, спорте, рекреации и туризме. Очевидно, что для того, чтобы такие законы появились, была необходима большая предварительная работа по оформлению правовых основ физической культуры и спорта как самостоятельной отрасли знаний. Такая работа охватывала следующие направления:

  • Накопление и систематизацию эмпирического и статистического материала;
  • Разработку различных теоретических подходов к формированию физкультурно-спортивного права, оформлению различных правовых школ и мировоззренческих позиций;
  • Создание инфраструктуры правовых основ физической культуры и спорта как науки (системы подготовки кадров, специальных научных и учебных заведений, специализированных печатных органов и проч.);
  • Выявление тенденций развития в физкультурно-спортивном праве, формулировку проблем, возникающих в рамках физкультурно-правовых отношений, разработку научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию спортивного права.

Из направлений исследований и задач, стоящих перед правовыми основами физической культуры и спорта как профессиональной дисциплиной, становится понятным содержание физкультурно-спортивного права как науки. Однако для более полного понимания того, что представляют собой правовые основы физической культуры и спорта как наука, следует четко уяснить объект и предмет исследования данной дисциплины.

В качестве объекта познания всегда выступает какая-либо часть реальной действительности, которая находится во взаимодействии с субъектом (то есть лицом, познающим объект). В физкультурно-спортивном праве объектом исследования является все многообразие свойств и отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Предметом исследования называется категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объекта. Иными словами, предмет – это часть объекта, причем один и тот же объект может быть предметом различных видов исследований: например, физическая культура и спорт могут выступать предметом медицинских, экономических, социологических, правовых и других исследований. Таким образом, предметом исследований в правовых основах физической культуры и спорта является вся совокупность нормативно-правовых отношений в данной отрасли.

Содержание объекта и субъекта дает нам представление об огромном многообразии сферы исследований в физической культуре и спорте. В данную сферу входят исследования роли государства в регламентации и законодательном оформлении физкультурно-спортивных отношений, – насколько глубоким должно быть вмешательство государства в физкультуру и спорт, на каких регулятивных принципах должно осуществляться такое вмешательство, какая помощь и в каких объемах должна оказываться физической культуре и спорту и т.д.

В сферу правовых основ физической культуры и спорта входит также законодательное оформление социальных интересов, то есть интересов отдельных социальных групп – спортсменов-профессионалов, предпринимателей в области фитнеса и двигательной активности, физкультурников, детей, юношей, студенчества, пенсионеров, инвалидов и проч. Очевидно, что цели и задачи в области физической культуры и спорта каждой из перечисленных социальных групп различны; соответственно, решение их проблем требует различных подходов, дифференцированных форм и методов, а также финансовых и материальных ресурсов.

В физкультурно-спортивной отрасли действуют десятки тысяч спортивных клубов, добровольных спортивных обществ, ассоциаций, федераций, лиг, атлетических и фитнес-клубов. Все они производят специфический продукт – физкультурно-спортивные услуги и зрелища. Так как все они приобщают население к здоровому образу жизни, несут в массы здоровье и красоту, их деятельность является социально значимой, а значит, требует к себе особого подхода, отличного от подхода к иным предприятиям и предпринимательским структурам. Такой подход также требует своего законодательного закрепления. В связи с этим обстоятельством задачей правовых основ физической культуры и спорта становятся исследования, направленные на научное обоснование значимости спортивных организаций, на выработку конкретных рекомендаций и законодательных норм, поддерживающих предприятия и организации, оказывающих населению физкультурно-спортивные услуги.

Теперь, после предварительного рассмотрения специфики правовых основ физической культуры и спорта как науки, анализа объекта и предмета исследований, мы можем дать ей следующее определение: правовые основы физической культуры и спорта – это наука, изучающая процессы нормативно-правового оформления физкультурно-спортивных отношений на основе взаимодействия ее основных элементов: спортивных субъектов, физкультурно-спортивных институтов и здорового образа жизни .

Ключевым понятием правового регулирования физкультурно-спортивной сферы является право граждан на занятия физической культурой и спортом, обусловленное объективной потребностью человека в физических упражнениях и в сохра­нении здоровья средствами физической культуры и спорта.

Юридическая природа спортивной деятельности

В Международной хартии физического воспитания и спорта, а также в Спортивной хартии Европы спорт определен как социокультурный феномен. Такую трактовку спорта мы можем принять в качестве общечеловеческого понимания од­ного из основных понятий в данной сфере.

При этом юридический смысл этого понятия не раскрыт ни в международных нормативных правовых актах, ни в нацио­нальном праве. Поэтому следует вначале определить юриди­ческую природу спорта и спортивной деятельности.

Для этого необходимо вспомнить, что право обеспечивает юридическое регулирование типовых общественных отношений.

Следовательно, анализируя правовую природу такого со­циокультурного феномена, как спорт, необходимо основывать­ся на том круге типовых общественных отношений, которые возникают в физкультурно-спортивной сфере.

Взяв за основу такой подход, можно определить ряд важ­нейших юридических понятий, необходимых для того, чтобы при изучении нормативно-правового регулирования физичес­кой культуры и спорта получить возможность мыслить юри­дическими категориями.

Предметом нормативно-правового регулирования физкуль­турно-спортивной деятельности являются правоотношения в сфере физической культуры и спорта.

Правоотношения в сфере физической культуры и спорта -регулируемые нормами права отношения по реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, а так­же по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

Объект нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта - деятельность государства, юридических и физических лиц в сфере физической культуры и спорта.

Субъекты нормативно-правового регулирования - Россий­ская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы го­сударственной власти, муниципальные образования, органы местного самоуправления, а также организации - юридические лица и граждане, участвующие в физкультурно-спортив­ной деятельности.

Характер общественных отношений в спорте

В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов:

1) публично-правовые отношения - отношения между госу­дарственными органами, а также органами местного самоуп­равления и гражданами, реализующими свое право на занятия физической культурой и спортом;

2) гражданско-правовые отношения - отношения между юридическими и физическими лицами по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

Формы физкультурно-спортивной деятельности

Физкультурно-спортивная деятельность осуществляется ее субъектами в следующих формах:

    образовательная деятельность по физическому воспита­нию граждан;

    деятельность по организации зрелищных спортивных ме­роприятий и по участию в них;

    деятельность по предоставлению физкультурно-спортивных услуг;

    деятельность общественных объединений, органов госу­дарственной власти и местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта.

В случае придания законодателем предприятиям спортив­ной промышленности особого статуса, перечень видов физкуль­турно-спортивной деятельности может быть дополнен еще и деятельностью по производству товаров физкультурно-спортивного назначения. Понятно, что перечень этот является открытым.

Методы нормативно-правового регулирования физкуль­турно-спортивной сферы:

    государственно-правовой (посредством конституционных и иных законодательных норм, устанавливающих полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере физи­ческой культуры и спорта);

    гражданско-правовой (посредством норм гражданского законодательства, регулирующих отношения в связи с предо­ставлением физкультурно-спортивных услуг и организацией спортивных зрелищ);

    административно-правовой (посредством норм и правил административного законодательства, регулирующих отноше­ния в сфере государственного управления и исполнительно-рас­порядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления).

В соответствии с названными методами видами ответствен­ности, к которой могут привлекаться за нарушение законода­тельных норм субъекты правоотношений в сфере физической культуры и спорта, являются гражданско-правовая и админи­стративная.

В исключительных случаях может возникнуть также и уго­ловная ответственность.

Право на занятия физической культурой и спортом

Государство третьего тысячелетия призвано создать усло­вия для качественной жизни своих граждан. Современные по­нятия о качестве жизни неразрывно связаны с возможностями каждого гражданина сохранять здоровье как высшее, абсолют­ное благо. По общечеловеческим понятиям нынешнего време­ни физическая культура является уникальным средством со­хранения и развития потенциала здоровья населения. Поэтому развитие правопонимания отношений в сфере физической куль­туры и спорта должно с неизбежностью двигаться от призна­ния потребностей в занятиях физической культурой и спортом к созданию возможностей для использования их потенциала и реализации права на них.

Международно-правовое понимание роли физического вос­питания и физической культуры основано на том, что эффек­тивное осуществление прав человека вообще зависит в значи­тельной степени от возможностей каждого человека свободно развивать и сохранять свои физические способности, и поэто­му доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован государством.

Статья 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, провозглашенной 21 ноября 1978 года в Париже Гене­ральной конференцией ООН, предусматривает, что занятие физическим воспитанием и спортом - основное право каждого человека.

Это основное право раскрывается в Хартии следующим образом:

    каждый человек обладает правом на доступ к физическо­му воспитанию и спорту, которые необходимы для развития его личности;

    каждый человек в соответствии со спортивными тради­циями своей страны должен иметь все возможности для учас­тия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;

    особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и ли­цам с физическими и умственными недостатками.

Более подробно международно-правовое регулирование в области физической культуры и спорта будет освещено в со­ответствующем разделе нашего курса.

В Российской Федерации условия для реализации выше­названного основного права создаются государством и регла­ментируются законодательными актами следующим образом.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина - обязанность государства (Глава 1. «Основы консти­туционного строя», статья 2).

«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принима­ются меры по развитию государственной, муниципальной, ча­стной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию фи­зической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпи­демиологическому благополучию» (Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина», статья 41).

Как видим, законодатель объединил в одной статье вопро­сы здравоохранения, физкультуры и спорта, экологии и сани­тарно-эпидемиологического благополучия.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принят Государственной Думой 13 января 1999 года. До его принятия действовали Основы за­конодательства Российской Федерации о физической культу­ре и спорте, которые вступили в действие 23 апреля 1993 года после подписания их Президентом России.

Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права.
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определœенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определœенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. К примеру, отраслью является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 ᴦ. N 2445-XII ʼʼО физической культуре и спортеʼʼ.

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права . Так, согласно позиции С.С.Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в ʼʼпрофилирующие, базовые ʼʼ отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права , затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные , для которых ʼʼхарактерно соединœение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслейʼʼ. При этом комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в системе белорусского права имеются образования комплексного характера, к примеру жилищное, банковское, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти всœе они прописаны в базовых отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.

Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли . В то же время с точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определœенной отрасли права . Под методом принято понимать способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования . В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определœенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта - трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, и сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта͵ которые не бывают отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования . Именно в данном состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования . Так, часть исследователœей различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всœех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определœенной группы отраслей, к примеру для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые . Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета͵ их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Οʜᴎ дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

‣‣‣ использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населœения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;

‣‣‣ обеспечения доступности всœех слоев населœения к занятиям физической культурой и спортом;

‣‣‣ использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;

‣‣‣ учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

‣‣‣ ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

‣‣‣ обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

‣‣‣ восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на базе использования средств лечебной физической культуры;

‣‣‣ обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

‣‣‣ целœенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

‣‣‣ учета правил спортивной этики и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта͵ так и крайне важно стью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения.

Установив предмет и методы спортивного права, на наш взгляд, целœесообразно рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно - спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Данное определœение содержит всœе необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта .

Исходя из соотношения понятий ʼʼспорт ʼʼ и ʼʼфизическая культура ʼʼ как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать ʼʼфизкультурно-спортивным правом ʼʼ, однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта͵ с некоторой долей условности мы именуем как ʼʼспортивное право ʼʼ.

Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права." 2017, 2018.

Предмет спортивного права составляют спортивные отношения - особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека, ориентированных на соревновательную деятельность


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

15058. Каноническое право католической церкви и индусское право: правовой анализ 312.48 KB
Правовое пространство объединяет одна общая цель. Какими бы ни были цивилизации, каким бы ни был правопорядок, есть одна-единственная, истинная цель – всеобщее благо. Все остальное: принципы демократии, прав человека, законности – вторично. Это не более чем инструменты, которые должны обеспечивать указанную цель.
3512. Право на защиту как субъективное гражданское право 53.64 KB
Гражданские права и обязанности могут возникать как из правомерных действий, соответствующих закону, иным правовым актам и принципам права (сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления и др.),
5868. Уголовне право РФ 96.16 KB
Уголовное право как отрасль законодательства это система законов и норм издаваемых высшим органом власти определяющих принципы и основания уголовной ответственности круг деяний объявляемых преступлениями а также виды и размеры наказаний и иных мер уголовноправового характера. Уголовноправовые отношения в широком смысле возникают с момента вступления уголовного закона в силу а в узком смысле это отношения между государством и преступником возникающие с момента совершения преступления и заканчивающиеся погашением или снятием...
6019. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 21.76 KB
В целом же регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины равенства прав супругов в семье разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию приоритета семейного воспитания детей заботы об их благосостоянии и развитии обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации заключения брака. Основания для прекращения брака: смерть...
17241. Земельное право 16.94 KB
В ходе изучения земельного права исследуются его фундаментальные понятия и категории такие как: предмет и система земельного права земельно-правовые нормы субъекты и объекты земельных правоотношений право собственности и иные вещные права на землю правовая охрана земель и многие другие. Общая характеристика права собственности на землю...
17281. Трудовое право 20.96 KB
Неудовлетворительная динамика, показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда свидетельствует, что не ликвидированы основные причины, определяющие сохранение опасных и вредных факторов производственной среды. Именно поэтому вопросы охраны труда являются актуальными.
3842. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 14.64 KB
Его нормы устанавливают какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания следует применять к лицам совершившим эти преступления ч. Именно отношения возникающие в связи с совершением преступления и применением за него определенных наказаний и составляют предмет уголовного права. Ввиду того что преступления представляют собой повышенную общественную опасность для установленных в Украине общественных отношений и правопорядка государство применяет за их совершение и наиболее строгие меры принуждения уголовные...
3841. ТРУДОВОЕ ПРАВО 19.7 KB
Нормативные акты регулирующие трудовые и тесно связанные с ними правоотношения составляют трудовое законодательство где основным актом является Кодекс законов о труде Украины КЗоТ. 1 КЗоТ. КЗоТ регулирует не только трудовые отношения работников всех предприятий учреждений организаций независимо от форм собственности вида деятельности и отраслевой принадлежности а также лиц которые работают по трудовому договору с физическими лицами ст. 3 КЗоТ.
6100. Банківське право 15.65 KB
Банківське право Банки і банківська діяльність Банк юридична особа яка має виключне право на підставі ліцензії Національного банку України НБУ здійснювати у сукупності такі операції: залучення у вклади грошових коштів фізичних і юридичних осіб та розміщення зазначених коштів від свого імені на власних умовах та на власний ризик відкриття і ведення банківських рахунків фізичних та юридичних осіб. Спеціалізованим банкам за винятком ощадного забороняється залучати вклади депозити від фізичних осіб в обсягах що перевищують 5 відсотків...
6015. Конституционное право 23.72 KB
Конституции Российской Федерации закреплено что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российской Федерации и Россия равнозначны. Российская Федерация как федеративное государство состоит...
Похожие статьи