Общие правила наложения административных взысканий. Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий. Наказание за несколько совершенных правонарушений

20.05.2020

Общие правила наложения административного взыскания - это такие положения (предписания), которые обязательно должны приниматься во внимание при наложении взыскания не­зависимо от вида налагаемого административного взыскания и вида административного правонарушения, за совершение которо­го налагается взыскание. Их можно разделить на три вида:

1) правила о том, что взыскание за совершенное администра­тивное правонарушение должно налагаться с учетом положений Общей части КоАП;

2) правила наложения взыскания в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение;

3) правила о том, что при наложении взыскания необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, обстоятель­ства его совершения, личность физического лица, совершившего это правонарушение, степень его вины, характер и размер причи­ненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятель­ства, смягчающие и отягчающие административную ответствен­ность (ст. 7.2).

Все три вида правил адресованы органам (должностным ли­цам), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, являются обязательными для них и, следова­тельно, должны приниматься во внимание при наложении адми­нистративного взыскания.

Суть первого вида сводится к тому, что в процессе решения вопроса о наложении взыскания следует сверить позицию с нормами Общей части КоАП. Без их учета решение может ока­заться незаконным. Подобного предписания не было в КоАП 1984 г. Оно отсутствует и в КоАП Российской Федерации, но наличест­вует в статье 62 УК Республики Беларусь. Рассматриваемое пра­вило является немаловажным. Теперь обязательность его для пра­воприменителей очевидна. До КоАП 2003 г. лишь предполагалась необходимость учета Общей части КоАП при назначении адми­нистративного взыскания. Таких норм, к которым необходимо обращаться каждый раз при наложении административного взыскания, в Общей части немало.

Вот некоторые из них: сроки наложения административного взыскания; правила наложения взыскания при совершении нескольких административных взысканий; основания для осво­бождения от административной ответственности; обязанность фи­зических и юридических лиц возместить причиненный админис­тративным правонарушением вред; положения об ответственности несовершеннолетних, военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специ­альных положений о дисциплине. Например, за умышленное при­чинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратков­ременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, предусмотрено наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный

арест (ст. 9.1). Решая вопрос о наложении административного взыскания за названное правонарушение, необходимо, прежде всего, свериться с нормами Общей части КоАП, к какому виду граждан невозможно применить штраф и административный арест. Ответ на этот вопрос можно найти в статьях 4.6, 4.7, 6.7. Кроме того, следует определить, присутствуют ли здесь основания для освобождения от ответственности (гл. 8), и т.д. Не решив всех подобных вопросов, наложить административное взыскание не­возможно.

Таким образом, наложение административного взыскания тесно связано с нормами Общей части КоАП, без учета которых просто невозможно привлечь виновное лицо к административной ответственности.

В части 1 статьи 7.1 установлено, что административное взыскание налагается в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Это означает, что орган (должностное лицо), рассматривающий дело, может:

1. применить только то административное взыскание, которое названо в соответствующей статье Особенной части КоАП;

2. наложить взыскание в пределах, предусмотренных в этой статье.

Ни один орган (должностное лицо) не может выйти за пределы санкции правовой нормы и применить не указанное в ней адми­нистративное взыскание. Правда, в отдельных случаях ее некото­рые административные взыскания не называются в статьях Осо­бенной части, но назначаться могут. Так, в соответствии с частью 2 статьи 4.6 на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет мо­жет назначаться административное взыскание в виде предупреж­дения, независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции нормы статьи Особенной части КоАП. Не названо ни в одной норме статьи Особенной части такое административное взыска­ние, как взыскание стоимости предмета административного пра­вонарушения. Оно в соответствии с частью 2 статьи 6.12 может быть наложено лишь в том случае, если отсутствуют предметы, товары и (или) транспортные средства, являющиеся предметом административного правонарушения.

Нередко статья Особенной части содержит не одно, а несколь­ко административных взысканий. По закону наложено может быть лишь одно основное административное взыскание по усмот-

рению органа (должностного лица), рассматривающего дело, или основное и дополнительное, если оно предусмотрено. В литерату­ре высказано мнение о том, что не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответствен­ности, если они предусмотрены нормативными актами. Поскольку подобная позиция недостаточно аргументирована, то ее следует считать весьма спорной. Действительно, существует немало адми­нистративных правонарушений, имеющих так называемый «двой­ственный характер», которые одновременно являются (в первую очередь) и дисциплинарными проступками. К ним относятся все административные правонарушения, совершаемые по службе, с использованием служебных полномочий должностными и иными лицами юридических лиц. Такие лица могут быть привлечены к административной или дисциплинарной ответственности. При­влечение же к двум видам ответственности одновременно вряд ли является разумным, да и законным. В подтверждение этой мысли можно сослаться на статью 8.5 КоАП. В ней установлено, что во­еннослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов по месту службы для ре­шения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности. Правда, в единичных случаях лицо, привлеченное к администра­тивной ответственности, в сущности, привлекается и к дисципли­нарной ответственности. Так, водитель-профессионал, лишенный права на управление транспортным средством, отстраняется от та­кой работы и переводится на другую, не связанную с управлением транспортным средством.

Третий вид правил направлен на индивидуализацию ответ­ственности, на то, чтобы при наложении административного взыскания на физическое лицо обязательно учитывался характер совершенного административного правонарушения, личность на­рушителя, степень его вины, характер и размер причиненного вре­да, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При наложении административного взыскания на юридичес­кое лицо учитывается характер административного правонаруше­ния, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность должностного лица или иного работника, юридического лица, совершившего адми­-

нистративное правонарушение, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

Учет названных обстоятельств позволяет избрать наиболее справедливую и эффективную меру ответственности, соразмер­ную как характеру совершенного правонарушения, так и личности виновного, имущественному положению и другим обстоятель­ствам, относящимся как к физическому, так и юридическому ли­цам, которые смягчают или усиливают взыскание. Однако все это должно быть в пределах санкции нарушенной правовой нормы. Орган (должностное лицо) не вправе превысить предел, установ­ленный санкцией, или снизить его ниже минимума. Например, за неисполнение банком решения налогового или таможенного орга­на о приостановлении операций по счетам плательщика предус­мотрено наложение штрафа от 20 до 50 базовых величин (ст. 13.1). Стало быть, нельзя наложить штраф ниже 20 и выше 50 базовых величин. В тех случаях, когда в санкции не установлен минимальный размер взыскания, следует руководствоваться нор­мой Общей части КоАП, определяющей его. Так, по статье 23.20 за нарушение установленного порядка регистрации и информиро­вания о финансовых операциях предусмотрено наложение штра­фа до 50 базовых величин. Минимальный размер штрафа, налага­емого на физическое лицо, не может быть менее 0,1 базовой вели­чины. Следовательно, на нарушителя правил с учетом части 2 статьи 6.5 может быть наложен штраф от 0,1 до 50 базовых ве­личин.

В том случае, если орган (должностное лицо) при рассмотре­нии дела придет к заключению о нецелесообразности применения административного взыскания к виновному, он вправе при нали­чии установленных в законодательстве обстоятельств освободить его от административной ответственности (глава 8).

В Российской Федерации одной из форм противоправных действий или бездействий являются административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ. В данном Кодексе подробно изложен порядок наложения административных взысканий. Также описываются их виды, сроки и другие особенности.

Понятие административного наказания

Административное взыскание (наказание) - это мера ответственности, установленная государством за совершение правонарушений административного характера, применяемая с целью предотвратить совершение новых возможных преступлений как гражданами, ранее совершившими их, так и иными лицами.

Смысл такого вида наказания не может заключаться в унижении человеческого достоинства субъекта, совершившего проступок, или в причинении ему страданий физического плана, а также его задачей не является нанесение вреда деловому престижу юрлица.

Цели и понятие административного взыскания закреплены в КоАП РФ, в главе третьей, статье 3.1.

Виды взысканий за совершение административных правонарушений

Рассматриваемые наказания, как правило, выражаются в воздействии на человека морально и (либо) материально. А именно к ним относятся такие меры принуждения, как:

  1. Предупреждение - официальное порицание нарушителя в письменной форме. Устанавливается только за впервые совершенное правонарушение и при отсутствии причиненного вреда или угрозы жизни и здоровью человека, животным, окружающей среде, предметам культурного наследия, госбезопасности, при отсутствии угрозы возникновения стихийных бедствий и имущественного ущерба.
  2. Штраф - денежное взыскание, максимальные размеры которого зависят от совершенных нарушений и прописаны в статье 3.5 КоАП РФ. Что же касается минимального размера данного взыскания, то, согласно этому же источнику права, размер штрафа не может быть меньше 100 рублей, а за совершение дорожно-транспортных правонарушений - 500 рублей.
  3. Конфискация - принудительное изъятие в государственную собственность орудия совершения или предмета административного нарушения.
  4. Лишение физлица специального права. Применение административных взысканий такого плана осуществляется за систематические или грубые нарушения порядка пользования правом, предоставленным ранее правонарушителю (например, лишение водительского удостоверения). Срок такого лишения не может составлять менее одного месяца и более 3-х лет.
  5. Арест - содержание физлица в условиях изоляции от общества. Законодатель предусматривает, в общем, максимальный срок ареста на 15 суток, а в случаях некоторых категорий нарушений - до 30-ти суток (например, за нарушение режима чрезвычайного положения).
  6. Административное выдворение за границы РФ - это принудительное, проходящее под контролем перемещение иностранных лиц или лиц без гражданства за пределы страны.
  7. Приостановление деятельности - это временное прекращение деятельности юридических лиц или граждан, занимающихся предпринимательством без образования юрлица. Такое административное взыскание является мерой наказания в случаях, когда существует угроза жизни или здоровью людей, возникновения заражения, эпидемии, техногенных катастроф, радиационной аварии, а также если правонарушителем совершены действия в области оборота наркотических, психотропных веществ, отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансирование терроризма, оборота и производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка управления, общественных безопасности и порядка, градостроения, транспортной безопасности, охраны собственности, отдельных видов деятельности для граждан других стран и лиц без гражданства, а также в сфере привлечения их к труду на торговых объектах. Приостановление деятельности устанавливается на период до 90 суток. В ситуациях, когда утрачены обстоятельства, послужившие причиной назначения данного наказания, взыскание отменяется судом, должностным лицом досрочно.
  8. Дисквалификация - запрет занимать должности в федеральной государственной гражданской службе, аналогичных структурах субъектов РФ и т. д. Данная мера устанавливается на период от 6-ти месяцев до 3-х лет.
  9. Запрет на посещение спортивных соревнований - это временное ограничение права гражданина находиться в местах проведения официальных спортивных мероприятий в дни их проведения. Данное административное взыскание может быть наложено за ранее совершенное нарушение человеком поведения на подобном мероприятии и может составлять от 6-ти месяцев до 7-ми лет.
  10. Исправительные работы - это выполнение бесплатно в свободное время правонарушителем обязательных общественно полезных работ. Срок этого наказания может составлять от 20 до 200 часов, при этом в день человек может отрабатывать не более 4-х часов.

Основные и дополнительные взыскания


За совершение одного правонарушения может быть назначено основное наказание или основное и дополнительное административное взыскание. В ситуациях, когда гражданину вменяются и главные, и второстепенные санкции, но по каким-либо причинам одна из них не может быть к нему применена, правонарушителю назначают только ту, которая может быть установлена.

Предупреждение, лишение права (кроме изъятия водительского удостоверения), штраф, арест, приостановление деятельности, дисквалификация и обязательные работы могут применяться только как основные административные взыскания. КоАП РФ к дополнительным наказаниям относит конфискацию, лишение права управлять транспортным средством, выдворение за пределы страны, запрет на посещение спортивных мероприятий. В то же время их вправе применять и как основные взыскания.

Наказание за несколько совершенных правонарушений

Законодатель устанавливает порядок наложения административных взысканий в случае, когда лицом совершено несколько преступных деяний.

Так, согласно КоАП РФ, при учинении двух и более правонарушений административного характера наказание назначается за каждое из них. А при совершении одного действия (бездействия), которое содержит составы нескольких правонарушений, ответственность за которые предусматривается двумя или более статьями, наказание назначается в виде самой строгой из санкций.

При этом наложение административного взыскания может быть осуществлено с применением дополнительных административных наказаний, которые предусмотрены каждой из соответствующих санкций.

Общие правила назначения взыскания

Административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, налагается в пределах, установленных законом, в соответствии с данным кодексом. При назначении наказания за данные деяния учитываются обстоятельства, которые могут смягчать или отягчать ответственность, личность виновного и его материальное положение.

При наличии исключительных обстоятельств с учетом имущественного положения обвиняемого и характером совершенного деяния суд может назначить взыскание в виде штрафа, сумма которого меньше минимально установленного законом размера. Так, он составляет для граждан не менее 10 000 руб., для должностных лиц - не менее 50 000 руб., а для юрлиц - не менее 100 000 руб. При этом назначенный штраф не может быть меньше половины минимального установленного законом взыскания.

Если гражданин нарушил закон в области наркотических, психотропных или иных опасных веществ, суд может назначить ему принудительное медицинское обследование, профилактические мероприятия или лечение от зависимости.

При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним; совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган или должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим). При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то административная комиссия, поселковая, сельская администрация, комиссия по делам несовершеннолетних, судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба (причем судья - независимо от размера ущерба). В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Правила наложения административных взысканий закреплены главой 7 КоАП. Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное правонарушение в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, Кодексом и другими актами об административных правонарушениях.

Законодатель к общим правилам наложения взыскания относит следующие положения:

1) административное взыскание (наказание) налагается в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП;

2) административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя;

3) при наложении административного взыскания на физическое лицо учитывается характер совершенного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

4) при наложении административного взыскания на юридическое лицо учитывается характер административного правонарушения, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

5) наложение административного взыскания не освобождает лицо от исполнения обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения ущерба;

6) за одно правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное (дополнительные) административные взыскания.

Административное взыскание может быть наложено:

Соответствующими органами или должностными лицами в пределах их компетенции;

Если в действиях виновного содержится состав административного проступка (т. е. налицо совокупность признаков, при наличии которых деяние считается административным правонарушением);

Если данный состав закреплен соответствующей нормой КоАП или иным нормативным актом, регулирующим административные правоотношения;

Если санкция данной статьи предусматривает ответственность за совершенное правонарушение (проступок);

С учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

В соответствии со статьей 61 КоАП обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

Чистосердечное раскаяние виновного;

Предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств;

Совершение правонарушения несовершеннолетним;

Совершение правонарушения беременной женщиной или имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Орган (должностное лицо), решающий дело, может признать смягчающими иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье КоАП.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, содержится в статье 62 КоАП и является исчерпывающим. Этими обстоятельствами признаются:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

По правилам статьи 580 КоАП истечение срока давности исключает возможность привлечения к административной ответственности.

На основании статьи 65 КоАП административное взыскание исчисляется годами, месяцами или календарными днями.

Лицо не подлежит привлечению к ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды - шести месяцев, а в области налогообложения - по истечении трех лет.

К - конечный момент срока;

И - имеющиеся изъятия из срока.

Статья 638 КоАП определяет сроки составления протокола об административном правонарушении:

1) протокол составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения;

2) протокол составляется в ходе налоговой проверки либо по ее окончании;

3) протокол составляется в течение трех суток, когда требуется выяснить обстоятельства правонарушения (сведения о личности правонарушителя, юридическом лице и др.).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются:

1) в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;

2) в случае поступления ходатайств от участников производства либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок может быть продлен по правилам ч. 2 статьи 647 КоАП, но не более чем на один месяц;

3) в случаях, когда правонарушение влечет административный арест - в день получения протокола об административном правонарушении, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее сорока восьми часов с момента его задержания.

Уполномоченный орган (должностное лицо), принимая во внимание задачи производства по делам об административных правонарушениях, выполняя требования порядка производства по делам об административных правонарушениях, соблюдая принципы ад-министративно-юрисдикционного процесса, рассмотрев дело об административном правонарушении, выносит постановление, которое содержит: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный правовой акт, устанавливающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение; порядок и сроки обжалования постановления.

Законодатель определяет следующие виды постановлений, которые могут быть приняты по делу:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении производства по делу;

3) о передаче дела на рассмотрение судье, органу, правомочному налагать за данное правонарушение взыскание иного вида или размера;

4) о принудительном исполнении постановления о наложении штрафа.

Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, то в данном постановлении по делу указывается размер ущерба, а также срок и порядок его возмещения, постановление объявляется по окончании рассмотрения дела, а копия его в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях содержится требование о доведении постановления до сведения руководителей (т.е. по месту работы, учебы или жительства), а также о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших административным правонарушениям.

Правом обжалования постановления по делу об административном правонарушении обладает лицо, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевший. Постановление уполномоченного органа (должностного лица) обжалуется либо в вышестоящий орган, либо в суд.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.

Подача в указанный срок жалобы и принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.

Срок рассмотрения жалобы или протеста - десять дней.

Орган, рассматривающий жалобу или протест, правомочен после проверки законности и обоснованности вынесенного постановления принять одно из следующих решений (ст. 664 КоАП): 1) постановление остается без изменения, а жалоба, протест - без удовлетворения; 2) об изменении постановления; 3) об отмене постановления и прекращении дела при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 68, 580, 581 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и вынесении нового постановления по делу; 5) об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы, протеста установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом (должностным лицом).

Необходимо знать, что законом предусмотрены основания к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении (см. ст. 665 КоАП).

Государственный орган (должностное лицо), рассмотревший жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении и вынесении одного из ранее установленных решений (ст. 288 КоАП), направляет копии решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе, а также органу (должностному лицу), вынесшему постановление по делу.

Прокурору сообщаются результаты рассмотрения протеста.

Особое внимание следует обратить на то, что отмена постановления о прекращении дела об административном правонарушении влечет за собой юридические последствия:

Возврат взысканных денежных сумм;

Возврат изъятых и конфискованных предметов;

Отмену ограничений, связанных с ранее принятым постановлением.

В случаях, когда невозможно вернуть предмет, возвращается его стоимость.

Законодатель также устанавливает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию - в

течение года со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания.

Но срок давности по отношению к несовершеннолетнему иной -шесть месяцев со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания.

КоАП предусматривает ответственность за совершение нескольких административных правонарушений (проступков), т. е. если одним и тем же лицом (гражданином) будет совершено два и более административных правонарушения, то к нему соответствующими органами или должностными лицами на основании закона может быть применено административное взыскание за каждое правонарушение в отдельности.

Каковы же критерии определения множественности административных проступков?

1. Прежде всего, множественность - наличие нескольких самостоятельных составов административных правонарушений (проступков).

Таким образом, если деяния образуют единый состав, предусмотренный диспозицией правовой нормы, то говорить о множественности административных проступков нельзя, так как значение имеет количество составов административных правонарушений. Следует иметь в виду, что среди правонарушений, образующих множественность, могут быть как составы уголовно наказуемых преступлений, так и административных проступков, а также те и другие одновременно.

2. Наличие нескольких самостоятельных составов образует множественность лишь при совершении их одним субъектом, т. е. субъект указанных правонарушений (преступлений) - одно и то же лицо.

3. При наложении взысканий за множественность административных проступков не должны присутствовать обстоятельства, препятствующие привлечению виновного к ответственности за совершенное правонарушение сразу либо за рецидив (например, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности).

Под рецидивом в административном праве понимается проступок, совершенный гражданином в течение установленного законом срока давности после применения к нему мер воздействия за предыдущие правонарушения.

4. Для определения множественности имеет значение также характер поведения субъекта.

Выполнение субъектом одного действия (действий), образующего одновременно несколько составов административных право-

нарушений, - это идеальная совокупность, а совершение субъектом разных действий, представляющих систему составов, и в разное время - реальная совокупность.

При наложении взысканий за множественность административных проступков следует иметь в виду, что взыскания в данном случае налагаются за каждое правонарушение в отдельности.

Если же разбирательство осуществляется одним судьей, органом (должностным лицом), то окончательное взыскание налагается в пределах правил, которые предусмотрены ст. 63 КоАП.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же судьей, органом, то в случае наложения на это лицо взысканий одного и того же вида окончательный размер взысканий не должен превышать трехкратного максимального предела, установленного КоАП для данного вида взыскания.

При рассмотрении административного правонарушения могут быть рассмотрены вопросы возмещения имущественного ущерба (ст. 64 КоАП).

Обобщая изложенное, можно подчеркнуть некоторые тенденции в развитии административного законодательства:

а) наметилась конкуренция отдельных норм и институтов различных отраслей законодательства (например, природа наложения взысканий имеет общие типологические признаки, поскольку выражает волю, интересы государства посредством принятия юридических решений, которые могут быть обеспечены в принудительном порядке - взыскание штрафа, конфискация, обращение взыскания (подобные процедуры обеспечиваются специальными лицами, работающими в системе исполнительных органов);

б) стремление сохранить отраслевую «чистоту» норм подводит законодателей к выводам об исключении из мер административных взысканий отдельных их видов. Например, порядок отмены нормативных актов, если он оспаривается физическими лицами, разрешается в соответствии с требованиями ГПК РК. Хотя данный порядок может иметь и административный характер, так как отменить акт может и вышестоящий уполномоченный орган (должностное лицо);

в) анализ решения вопросов во многом определяется методами регулирования, тем более, что очень часто возникает проблема обеспечения единства положений (порядка деятельности, принятия актов, избирательного процесса и т. д.). Именно метод группирует нормы в институты, отрасли. Так, главы 25-29 ГПК имеют явную административно-правовую природу и их место в КоАП. Следует различать содержания производства по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов и возникающие правовые последствия. Опыт различных государств убеждает в том, что оспаривание законности нормативных правовых актов осуществляется в конституционном, административном судопроизводства, а вопросы возмещения вреда от соответствующих нормативных правовых актов - в гражданском, арбитражном судопроизводстве;

г) пора определиться не только в «природе» принуждения, но и соответствующих мерах, которые могут быть применены к конкретному лицу. Законодатель не очень разборчив в подобных понятиях, что может создать различное толкование подобных действий. Учитывая, что эти меры применяются и судьями, отметим, что статья 118 ГПК РК противопоставляет меры принуждения и ответственности, в то время как глава 9 ГПК (см. ст. 118-122) именуется «Меры принуждения», а ст. 118 не различает основания для принуждения и ответственности (за вмешательство в разрешение судебных дел, угрозу по отношению к судье, оскорбление судьи, неисполнение судебных постановлений, проявление неуважения к суду, нарушение порядка в судебном заседании, за непринятие мер по частному определению судьи и другие противоправные действия). Принимая во внимание, что такими мерами могут быть: удаление из зала суда, административный штраф, предупреждение, можно заметить, что меры ответственности применяются за нарушение норм права, по отношению к виновному лицу, в установленном процессуальном порядке. Можно констатировать, что мы можем иметь дело с фактами, когда не различаются меры пресечения и меры взыскания. В то время как для привлечения к ответственности нужны не только основания, но и процессуальное оформление правонарушения лица, привлекаемого к административной ответственности со всеми вытекающими процессуальными последствиями; 1

д) представляется перспективным налагать меры взыскания на юридических лиц, не исключая при этом возможность привлечения к ответственности и виновного физического лица. Но содержание и процедура наложения взыскания не должны преследовать унижение человеческого достоинства, причинение ему страданий и нанесение вреда его репутации.

Глава 7
НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Статья 7.1. Общие правила наложения административного взыскания
1. Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация применяется независимо от того, указана ли она в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.
2. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
3. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

4. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

Статья 7.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
8) совершение административного правонарушения беременной женщиной.
2. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.
3. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Статья 7.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
2) совершение административного правонарушения повторно;
3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
4) совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
8) совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
9) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.
2. Суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать отягчающим административную ответственность обстоятельство, указанное в пункте 2 части первой настоящей статьи.
3. Суд, орган, ведущий административный процесс, не могут признать отягчающим ответственность обстоятельство, не указанное в настоящей статье.
4. Отягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Статья 7.4. Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений
1. При совершении физическим лицом двух или более административных правонарушений основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности.
2. Порядок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, применяется и в случаях совершения нескольких административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, ведущим административный процесс. При этом суд, орган, ведущий административный процесс, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, окончательно определяют административное взыскание по совокупности совершенных административных правонарушений путем полного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:
1) штраф, налагаемый в базовых величинах на физическое лицо, - ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления - тысячи базовых величин;
2) лишение специального права - пяти лет;
3) лишение права заниматься определенной деятельностью - двух лет;
4) административный арест - двадцати пяти суток.
3. К окончательному основному административному взысканию суд, орган, ведущий административный процесс, присоединяют дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения.
4. Постановления о наложении административных взысканий, относящихся к различным видам, наложенные за отдельные административные правонарушения, приводятся в исполнение самостоятельно.

Статья 7.5. Исчисление срока административного взыскания
Срок административного взыскания исчисляется в случае применения:
административного ареста - сутками;
лишения специального права и лишения права заниматься определенной деятельностью - месяцами, годами.

Статья 7.6. Сроки наложения административного взыскания
1. Административное взыскание может быть наложено:
1) за совершение административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его совершения;
2) за совершение длящегося административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;
3) за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - не позднее шести месяцев со дня его совершения;
4) за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иных административных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, - не позднее трех лет со дня его совершения и шести месяцев со дня его обнаружения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8-13.11 настоящего Кодекса, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее одного года со дня их совершения, статьей 13.14 настоящего Кодекса, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее двух лет со дня их совершения и двух месяцев со дня их обнаружения;
5) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 настоящего Кодекса, - не позднее одного года со дня его совершения.

2. В случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня отмены постановления и не позднее трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, по административным правонарушениям против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - не позднее семи месяцев со дня совершения административного правонарушения, по административным правонарушениям в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также по иным административным правонарушениям, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, - не позднее тридцати семи месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.14 настоящего Кодекса, административное взыскание за которое может быть наложено не позднее двадцати пяти месяцев со дня его совершения, а по административному правонарушению, предусмотренному статьей 9.21 настоящего Кодекса, - не позднее тринадцати месяцев со дня его совершения.

3. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Статья 7.7. Зачет времени задержания
В срок административного ареста засчитывается срок задержания.

Статья 7.8. Возложение обязанности возместить причиненный вред
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

Статья 7.9. Наложение административного взыскания при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность
При наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами 3 и 5 части 1 статьи 7.2 настоящего Кодекса, а также иных обстоятельств, признанных смягчающими органом, ведущим административный процесс, административные взыскания за правонарушения, предусмотренные статьями 13.1-13.11 настоящего Кодекса, налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в указанных статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.

Похожие статьи