Курс лекций по дисциплине уголовно исполнительное право. Уголовно исполнительное право лекции. Пенитенциарная система дореволюционной России

07.03.2020

Транскрипт

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛ РАНХиГС Составитель Р.И. Гадельшин УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Курс лекций для студентов всех форм обучения по направлению Юриспруденция (авторская редакция) Новосибирск 2015

2 Издается в соответствии с планом учебно-методической работы Рецензенты: В. И. Крупницкая канд. юрид. наук, доцент, и.о. зав. кафедрой уголовного права и процесса СИУ; Е. А. Бартенев канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры криминалистики 3 факультета ФГКОЙ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации» Гадельшин, Р. И., Уголовно-исполнительное право: Курс лекций. / Р.И. Гадельшин; СИУ-филиал РАНХиГС. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015г., с.. В курсе лекций рассматриваются основные положения уголовно-исполнительного законодательства, правовой статус осужденных, средства их исправления, виды учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль за их деятельностью, основания и порядок освобождения от отбывания наказания; виды и формы контроля за соблюдением законности при исполнении наказаний; исполнение наказаний в отношении военнослужащих; применение к осужденным мер уголовно-правового характера. Курс лекций адресован студентам всех форм обучения, изучающих дисциплину вариативной части «Уголовноисполнительное право», обучающимся по направлению подготовки «Юриспруденция» Нормативные правовые акты приведены по состоянию на г. 2

3 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие..5 Введение в дисциплину.10 Тема 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса 1.1. Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью Понятие уголовно-исполнительного права: предмет, методы и его место в системе российского права Структура и содержание нормы уголовноисполнительного права Уголовно-исполнительные правоотношения Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации: понятие, содержание, источники, цели, задачи и принципы 24 Тема 2. История развития уголовно-исполнительного права 2.1. Виды и порядок исполнения уголовных наказаний, установленных в первых кодифицированных нормативноправовых актах России Правовые основы исполнения уголовных наказаний в России в XIX начале XX века Проблемы развития уголовно-исполнительной системы. Реформы 55 Тема 3. Правовое положение осужденных 3.1. Содержание правого статуса лиц, отбывающих наказание Основные обязанности и права лиц, отбывающих наказания Понятие и классификация международных стандартов обращения с осужденными...66 Тема 4. Учреждения и органы, исполняющие наказания, и 3

4 контроль за их деятельностью 4.1. Уголовно-исполнительная система, ее структура Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.82 Тема 5. Исполнение наказаний не связанных с изоляцией от общества 5.1. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью Порядок и условия исполнения дополнительных наказаний Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ Правовое регулирование исполнения (отбывания) ограничения свободы Исполнение наказания в виде принудительных работ Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ..108 Тема 6. Порядок и условия содержания осужденных в исправительных учреждениях различных видов 6.1. Классификация лиц, осужденных к лишению свободы Исполнение наказания в колонияхпоселениях Особенности исполнения наказания в исправительных колониях общего режима

5 6.4. Особенности исполнения наказания в исправительных колониях строгого режима Особенности исполнения наказания в исправительных колониях особого режима Исполнение наказания в тюрьмах Особенности исполнения наказания в лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях Тема 7. Основные средства исправления осужденных 7.1. Основные средства исправления осужденных Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным..151 Тема 8. Исполнение наказаний в отношении военнослужащих 8.1. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих Правовое регулирование исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части Тема 9. Освобождение от отбывания наказания 9.1. Основания освобождения от отбывания наказания Порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания Порядок освобождения осужденных Тема 10. Порядок и условия исполнения наказаний в виде ареста и смертной казни 5

6 10.1. Порядок и условия исполнения ареста Порядок исполнения наказания в виде смертной казни Тема 11. Контроль за условно осужденными Контроль за поведением условно осужденных Контроль за лицами, которым предоставлена отсрочка от отбывания наказания Контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания Заключение Словарь основных понятий и терминов (Глоссарий)

7 Предисловие Сегодня основной тенденцией развития уголовноисполнительного права является реализация принципов законности, гуманизации и демократизации исполнения уголовных наказаний. В ряду актуальных проблем уголовноисполнительного права остается реализация международных стандартов исполнения наказаний и обращения с заключенными. Настоящий курс лекций основан на положениях УИК РФ 1996 г., с учетом изменений, имеющих место по состоянию на г. Изучение курса лекций «Уголовно-исполнительное право» имеет целью сформировать у студентов систему знаний, умений, навыков применения норм уголовно-исполнительного законодательства, что достигается путем углубленной проработки теоретических положений, овладения научными методами исследования в уголовно-исполнительной теории, формирования навыков самообразования при профессиональной подготовке. Основная задача курса лекций сводится к тому, чтобы сформировать понимание понятия и содержания уголовноисполнительного права и тенденций его развития на современном этапе. В результате изучения курса лекций «Уголовноисполнительное право» обучаемые должны знать: законодательную основу деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, их структурные подразделения; основные положения международных правовых актов, касающихся осужденных и персонала исправительного учреждения; основные ведомственные и межведомственные акты, регламентирующие основания и порядок прохождения службы персоналом исправительного учреждения, его права и обязанности; условия и порядок содержания осужденных в исправительных учреждениях, их права и обязанности; содержание законодательных актов, обеспечивающих защищенность и безопасность личности, соблюдение прав и 7

8 свобод человека; содержание нормативных правовых актов; правовые основания оказания помощи освобождающимся из исправительных учреждений. В целях более полного восприятия дисциплины курс лекций построен по структуре уголовно-исполнительного кодекса РФ. В курсе лекций раскрываются основные положения уголовно-исполнительного права: его понятие, предмет и методы, принципы, место в системе права. Особое внимание отведено вопросам правового положения осужденных с учетом положений Конституции РФ и международных правовых актов о правах человека при исполнении уголовных наказаний и обращении с заключенными. Рассматривается система учреждений и органов, исполняющих наказания, дается анализ правовой регламентации исполнения отдельных видов наказаний, оснований и порядка освобождения от наказания, помощи лицам, отбывшим наказание, условно осужденным и контроля за их поведением. Курс лекций содержит учебно-методические материалы, которые включают тексты лекций, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы и глоссарий. Изучение тем следует начинать с плана и текста лекций. Затем необходимо ответить на контрольные вопросы, чтобы оценить степень усвоения материала. Для успешного освоения дисциплины нужно изучить не только текст лекций, а также литературу из основного библиографического списка. Основная литература: 1. Уголовно-исполнительное право: учебник: в 2 т. Т. 1: Общая часть / Федер. служба исполн. наказаний, Акад. права и упр. ; под общ. ред. Ю. И. Калинина. - . - М. : Логос, с. - ISBN Уголовно-исполнительное право: учебник: в 2 т. Т. 2: Особенная часть / Федер. служба исполн. наказаний, Акад. права и упр. ; под общ. ред. Ю. И. Калинина. - М. : Логос, с. - ISBN

9 3. Уголовно-исполнительное право: учебник / отв. ред. А. С. Михлин. - М. : Высш. образование, с. - (Основы наук). - ГРИФ*. - ISBN Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, междунар. стандарты, отечеств. практика конца XIX - нач. XXI в. : учебник / под ред. А. И. Зубкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, с. 5. Уголовно-исполнительное право России: общая и особенная части: учеб. для бакалавров, для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению подготовки "Юриспруденция" / под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. - М. : Юрайт, с. Далее после каждой темы представлен дополнительный список литературы, который рекомендуется для изучения в целях более полного усвоения вопроса. Возможно использование и других источников, но последних лет издания и соответствующих действующему законодательству и современным достижениям науки пенитенциарного права. Кроме того, необходимо постоянно пользоваться компьютерными правовыми базами «Консультант Плюс», «Кодекс» и «Гарант», так как в них имеются практически все нормативные документы и различного рода обзоры. Следует запомнить, что в эти документы постоянно вносятся изменения и дополнения. 9

10 Введение в дисциплину Дисциплина «Уголовно-исполнительное право» предназначена для того, чтобы сформировать у студентов совокупность знаний о порядке и условиях исполнения и отбывания уголовных наказаний, дать представление об отрасли уголовно-исполнительного права, ее основных институтах, роли и месте в системе российского права. Уголовно-исполнительное право тесно связано с другими юридическими дисциплинами: теорией государства и права, конституционным, международным правом. Уголовноисполнительное право имеет наиболее тесные связи с уголовным, уголовно-процессуальным правом и криминологией. В соответствии с ее назначением, основной целью дисциплины является теоретическое и практическое усвоение норм данной отрасли права, привитие навыков применения законодательства в сфере деятельности уголовноисполнительной системы по порядку исполнения уголовных наказаний. Для достижения поставленной цели, в ходе изучения дисциплины решаются следующие задачи: изучение теоретических основ уголовноисполнительного права, исследование научного аппарата и правоприменительной практики в данной сфере правового регулирования; приобретение навыков практической работы с законами и подзаконными нормативными актами, регламентирующими предмет правового регулирования данной отрасли права; на основе норм действующего законодательства разрешение конкретных ситуативных задач по дисциплине «Уголовно-исполнительное право». Важнейшая цель занятия научить студентов самостоятельно разбираться в нормативных актах, материалах и литературе, глубоко изучить основные вопросы курса, обстоятельно излагать материал, умело раскрывать сложные процессы и убедительно аргументировать собственные выводы. 10

11 В конце каждой темы сформулированы вопросы и задания, чтобы студенты смогли самостоятельно проверить, как усвоен теоретический материал. Ответы на поставленные вопросы должны быть развернутыми и аргументированными. При этом студенты должны обосновывать свой ответ ссылкой на законодательство (указывая закон, статью, ее часть), на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, ведомственные нормативные акты. Надеемся, что настоящий курс лекций поможет студентам в самостоятельной работе при усвоении теоретических вопросов курса, и желаем, чтобы полученные знания успешно использовались в практической деятельности. 11

12 Тема 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА 1.1. Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью Понятие уголовно-исполнительного права: предмет, методы и его место в системе российского права Структура и содержание нормы уголовноисполнительного права 1.4. Уголовно-исполнительные правоотношения 1.5. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации: понятие, содержание, источники, цели, задачи и принципы Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собою общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Конкретные цели социальной политики имеют сложную систему и зависят от характера и направленности многосторонней деятельности государства и его органов по их реализации. Одно из ее направлений политика в сфере борьбы с преступностью. В ней в концентрированном виде выражены цели, принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств. Политика в сфере борьбы с преступностью 12

13 определяет деятельность государства, его органов по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей. Политика государства в указанной сфере многоплановая, ее можно условно разделить на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную политику, уголовноисполнительную политику. Такое структурное разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью условно, отдельные ее направления могут объединяться между собою, например, уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или напротив, расчленяться. Нередко из профилактики преступлений выделяется постпенитенциарная политика (предупреждения рецидивной преступности). Однако основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой. В любом случае все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой. Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовной и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выделилась из уголовной политики. Составной частью уголовной политики является уголовно-правовая политика. Она определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания. Правовая сфера уголовноисполнительной политики имеет более узкое содержание: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания. 13

14 Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказывает влияние на уголовную политику. Это, прежде всего, относится к определению системы наказаний и отдельных его видов, к практике назначения наказаний. В конечном итоге, политика в рассматриваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи. Являясь составной частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки. Стратегия политики в сфере исполнения наказания хотя и достаточно стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства в указанной социальной сфере произошло в России в последние годы. Оно обусловлено новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных; новыми экономическими отношениями, возникшими в обществе; существенными преобразованиями в производственной деятельности исправительных учреждений и иными установками на роль труда осужденных; деполитизацией воспитательной работы с ними. Стратегию, основные формы и методы уголовноисполнительной политики, ее формирование и развитие прямо или опосредованно определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести, социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, состояние и 14

15 динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук. Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются Президент России и Федеральное Собрание Российской Федерации. Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, а также в иных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, их медицинское и бытовое обеспечение). Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется в деятельности соответствующих государственных органов ФСИН России, МВД России, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовных наказаний Понятие уголовно-исполнительного права: предмет, методы и его место в системе российского права Уголовно-исполнительное право совокупность юридических, формально определенных, общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся при исполнении и отбывании всех видов уголовных наказаний, а также применении к осужденным уголовно-правовых мер воздействия. В теории права к конституирующим признакам отрасли права принято относить предмет и методы правового регулирования. Общая теория права под предметом правового регулирования понимает совокупность общественных отношений, на которую направлено воздействие определенного комплекса юридических норм. Следовательно, предметом уголовно-исполнительного регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в области исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний, а 15

16 также применения к осужденным уголовно-правовых мер воздействия. В уголовно-исполнительном кодексе в его предмет, согласно ч.2 ст.2 УИК, входят общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовноправового характера, предусмотренных УК РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных, объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам. Общие положения и принципы применения наказаний закреплены в главе 1 УИК РФ, они образуются из целей и задач, структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства, базируются на международно-правовых актах об обращении с осужденными. Они включают в себя нормы этой отрасли права, определяющие действия уголовноисполнительного законодательства в пространстве и во времени, основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, основные средства исправления осужденных. В общих положениях УИК РФ определены основные средства исправления осужденных, (ст. 9) режим содержания, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка осужденных и общественное воздействие на них. Наиболее полно урегулирован уголовноисполнительным законодательством порядок деятельности исправительных учреждений, на которые возложено исполнение лишения свободы (раздел IV УИК РФ). Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих такие виды наказаний как обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью урегулирован в разделе II (гл. 4, 6, 16

17 7 УИК). Кодекс также подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих. Помимо этого в предмет уголовно-исполнительного права входит деятельность предприятий, организаций в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы. Так, ст. 43 УИК подробно регламентирует обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ, в частности контроль за их поведением на производстве и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию организаций возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для обеспечения исполнения конкретных видов наказаний (ч. 4 ст. 33, ст. 34 УИК и др.). К предмету этой отрасли права относится регулирование порядка деятельности общественных объединений, установления с их стороны контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 23 УИК). Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности священнослужителей при посещении ими штрафных изоляторов, одиночных камер колоний особого режима и помещений камерного типа, а также иных граждан, работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных. Кроме того, устанавливаются определенные правила поведения этих лиц. Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью права и характеризуется наличием собственных методов регулирования общественных отношений, входящих в его предмет. Хотя данный признак вспомогательный, тем не менее, он влияет на характер общественных отношений, возникающих между субъектами, а 17

18 также на соотношение их прав и обязанностей. Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Принудительные отношения, возникающие, главным образом, при реализации порядка и условий отбывания осужденными наказания, обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях, исполняющих наказания, привлечении осужденных к труду, их материально-бытовом обеспечении и т.д. Например, среди позитивных обязанностей, возложенных на осужденных к исправительным работам, следует назвать такие, как обязанность соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, являться по вызову уголовно-исполнительной инспекции и др. (ст. 40 УИК РФ), для осужденных к лишению свободы соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены, вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным (ст.11 УИК РФ). Однако это не исключает применения и иных методов правового регулирования диспозитивного путем предоставления права выбора действий и поведения субъектам уголовно-исполнительных правоотношений. Особенно наглядно этот метод проявляется при реализации осужденными своих прав: осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в различные ведомственные и иные как государственные, так и негосударственные (включая международные) организации; имеют право на психологическую, юридическую помощь и др. (ст.12 УИК РФ). Основным способом регулирования в данном случае выступает дозволение. Осужденному, обладающему субъективными правами и свободами, предоставляется возможность выбора: воспользоваться им или нет. Органы, исполняющие наказания, обязаны охранять эти права и свободы (ст. 10 УИК РФ). 18

19 И, наконец, третий метод метод поощрения, стимулирующий правопослушное поведение осужденных через систему применения к ним специальных мер, устанавливающих дополнительные льготы, права, улучшенные условия отбывания наказания за хорошее поведение, добросовестное исполнение возложенных на них обязанностей, активное сотрудничество с администрацией учреждений и органов УИС. Место уголовно-исполнительного права в системе отраслей права на протяжении достаточно продолжительного времени был дискуссионным. Одни ученые полагали, что ИТК РСФСР является подотраслью уголовного права (А.А. Герцензор, А.А. Пианковский), поскольку при исполнении наказания преследуются одни и те же цели. Другие полагали, что это продолжение уголовно-процессуальной отрасли права (С.С. Алексеев, О.Э. Лейст). Третьи, что это комплексная отрасль права, т.к. включает в себя нормы многих отраслей права (А.Л. Ременсон). По мере развития пенитенциарной науки и сферы влияния уголовно-исполнительного права споры вокруг этого прекратились, и сейчас данная отрасль права считается самостоятельной. Такой позиции (придерживались) придерживаются авторитетные ученые Н.А. Стручков, А.Е. Натышев, М.П. Мелентьев, А.С. Михлин и др. Уголовно-исполнительное право занимает определенное место в системе российского права и тесно находится в единстве и взаимосвязи с другими отраслями права. Уголовное право является базовым по отношению ко всем правовым отраслям, регулирующим борьбу с преступностью. Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют общественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождении от него. В данной сфере правового регулирования отчетливо можно выделить приоритет уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному. Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания наказания и освобождения от него, т. е. формулирует ключевые юридические категории, оставляя для уголовно- 19

20 исполнительного права регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному определяется еще одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации является не только уголовно-процессуальное, но и уголовноисполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовноисполнительное право процедурное. После вступления приговора суда в законную силу начинает действовать уголовно-исполнительная процедура, устанавливающая порядок реализации санкции уголовноправовой нормы, прав и обязанностей субъектов уголовноисполнительных правоотношений. Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с уголовно-процессуальным правом, прежде всего с разделом последнего, относящимся к исполнению приговора. Исполнение наказания есть составная часть исполнения обвинительного приговора, и со вступлением его в законную силу начинают реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Уголовно-процессуальное право призвано обеспечить осуществление правосудия, в то время как уголовноисполнительное право в определенной мере обеспечивает реализацию результатов правосудия, поскольку регулирует исполнение приговора в части наказания. Обе отрасли права оперируют общим понятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким, изменение условий содержания осужденных к лишению свободы и т. д.). Уголовно-исполнительное право тесно связано с конституционным правом при регулировании общего правового и специального статуса осужденных, с административным правом в сфере управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, прохождения службы сотрудниками 20

21 этих органов, применения ими физической силы, спецсредств и оружия к осужденным, также с гражданским, семейным, трудовым, финансовым и другими отраслями законодательства. Таким образом, в единстве и взаимосвязи уголовноисполнительного и других отраслей права выражается системность права, реализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли Структура и содержание нормы уголовноисполнительного права Норма уголовно-исполнительного права является основной моделью правового предписания должного поведения осужденных как участников данных правоотношений. Норма основное звено данной отрасли права. Из норм образуются институты уголовно-исполнительного права, а институты формируют данную отрасль права. Если правовое регулирование осуществляется при помощи норм права, то иное воздействие оказывается при помощи, как юридических норм, так и других правовых (нормативных) предписаний в виде формулирования принципов, определения целей, задач, установления дефиниций и т.п., которые не являются нормами права в традиционном понимании и поэтому получили название нетипичными нормами предписаниями, а также специальными. Нетипичные нормы принимают различные формы: нормы-принципы (ст. 8 УИК РФ); нормы- дефиниции (ст. 9 УИК РФ): нормы-задачи (ч.2 ст.1 УИК РФ) и др. Декларативные и дефинитивные нормы содержаться в разделе УИК РФ «Основные положения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации» где раскрывается социальная сущность и содержание данной отрасли права. Отражают уровень развития данной науки, взаимосвязь со смежными отраслями права. Структура нормы уголовно-исполнительного права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза условие, при котором данная норма применяется, и часто лежит за рамками текста нормативных актов УИК. В таком случае она берет свое начало в уголовно- 21

22 процессуальных юридических актах. Но она может быть и в уголовно-исполнительно праве. Например, условия предоставления осужденным дополнительных прав (см. ст УИК РФ). Диспозиция норма образует правило поведения наделяя субъекты правоотношения правами и обязанностями. Например, согласно ст. 95 УИК РФ осужденные имеют право без ограничения, при наличии средств, приобретать письменные принадлежности. Санкция предусмотренное нормой последствие за нарушение правила, изложенного в диспозиции. Санкция- часть правовой нормы. В ст. 115 УИК РФ дан перечень мер взыскания за нарушение дисциплинарного проступка. Уголовно-исполнительное законодательство содержит еще: процессуальные, технические, социальные нормы. Процессуальные обеспечивают правильное применение норм уголовного права, материальных норм уголовноисполнительного права, и уголовно-процессуального законодательства. Технические представляют собой правила, которыми руководствуются при обращении с орудиями труда, различными предметами и объектами природы. Социальные нередко таким называют нормативные предписания не содержащие правила поведения. Их можно разделить на два вида: а) нетипичные нормы предписания (декларативные и дефинитивные нормы); б) специальные нормы. Под социальными нормами понимаются нормы, которые устраняют несогласованность составных элементов целостного правового образования, регулирую отношения между нормами разного вида, устанавливают порядок их действия. К таким нормам можно отнести коллизионные и оперативные нормы Уголовно-исполнительные правоотношения 22

23 Уголовно-исполнительные правоотношения это урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. В структуре уголовно-исполнительных правоотношений различают следующие элементы: 1. Субъекты правоотношений физические и юридические лица обладатели определенных субъективных прав и обязанностей, установленных нормами уголовноисполнительного права. Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений являются учреждения и органы, исполняющие наказания, их должностные лица и осужденный. К участникам (в отличие от субъектов обладают меньшим объемом прав и обязанностей) этих правоотношений относятся органы государственной власти и местного самоуправления, судьи, прокуроры, депутаты, представители общественных объединений, родственники осужденных и др. 2. Содержание уголовно-исполнительных правоотношений образуют фактическое поведение субъектов и совокупность их субъективных прав и обязанностей. Эти права и обязанности принадлежат обоим субъектам. Праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Если один субъект имеет какую-то обязанность, то другой имеет встречное обязанности право. Например, осужденный имеет право на личную безопасность, которое в свою очередь порождает обязанность должностного лица учреждения, исполняющего наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы, принять меры по обеспечению личной безопасности этого осужденного (ст. 13 Уголовноисполнительного кодекса РФ). Права и корреспондирующие обязанности субъектов образуют взаимосвязанную систему и определяют содержание уголовно-исполнительных правоотношений. 3. Объект уголовно-исполнительных правоотношений это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические 23

24 связи. В качестве объектов конкретных уголовноисполнительных правоотношений могут выступать отдельные блага (например, свидания осужденных к лишению свободы, краткосрочные выезды за пределы исправительного учреждения и т.п.). 4. Юридические факты представляют собой конкретные жизненные обстоятельства (действия или события), в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовноисполнительные правоотношения. Действия обстоятельства, связанные с волей субъектов правоотношений (правомерные или неправомерные поступки осужденного), события обстоятельства, не связанные с волей субъекта (например, истечение срока наказания, назначенного судом). Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (отбывание уголовного наказания, нахождение осужденного в браке, в розыске и др.). Главным юридическим фактом, порождающим отношения в сфере исполнения (отбывания) уголовного наказания, является вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Уголовно-исполнительные отношения прекращаются по отбытию осужденным назначенного ему уголовного наказания Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации: понятие, содержание, источники, цели, задачи и принципы Федеральные законы и подзаконные акты, регламентирующие порядок исполнения и отбывания уголовных наказаний должны иметь соответствующую форму и содержание. В ст. 2 УИК РФ дано понятие структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства. Где сказано, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов. Уголовно-исполнительное законодательство РФ 1 Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. - Учебник С

25 устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждены; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобожденным лицам. Уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении федеральных органов РФ (ст. 71 Конституции РФ). В соответствие с ч.3 ст.15 Конституции РФ нормативные акты по вопросам прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию, если не предусмотрено иное. Правовые акты не прошедшие регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не являются вступившими в законную силу, а, следовательно, не влекут правовых последствий и не могут регулировать уголовноисполнительные правоотношения. Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство России состоит: из Уголовноисполнительного кодекса РФ; других федеральных законов, регулирующих данную сферу отношений; нормативно-правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти. Источники. В зависимости от способа закрепления выделяются следующие виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор, общие принципы права, доктрина, религиозные тексты. Для Российской правовой системы характерными источниками права следует считать правовой обычай, нормативный договор и нормативно-правовой акт 2. В 2 Учеными в последние годы все больше высказывается мнений и целесообразности включения в источники права, как ее разновидность, 25

26 отечественной правовой науке и практике наибольшее распространение получил нормативно-правовой акт. В уголовно-исполнительном праве он является единственным источником выражения права. Нормативно-правовые акты уголовно-исполнительной системы согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ относятся исключительно к ведению федеральных органов Российской Федерации. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон основной источник уголовно-исполнительного права. Законы подразделяются на конституционные и текущие (обыкновенные) федеральные и принятые субъектами Российской Федерации. Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ. Поэтому закрепленные в гл.2 данного закона, права, законные интересы и обязанности человека и гражданина которые распространяются и на заключенных, в период отбытия уголовного наказания, в силу чего ее можно отнести к источникам уголовно-исполнительного права. Текущие (обыкновенные) законы составляют большинство ее правовой системы. Основным таким законом является Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Кодекс является центральным звеном всей правовой системы уголовноисполнительного законодательства. Остальные законы и нормативные акты дополняют его, расширяют сферу правового регулирования, выполняют иные задачи стоящие перед данным законодательством. Кроме УИК РФ, к другим законам следует отнести: 1) ФЗ от 8 января 1997г. 2 «О введение в действие Уголовно-исполнительного кодекса российской Федерации»; 2) ФЗ от 8 января 1998г. 11-ФЗ «О внесении изменений в ст. 184 и 185 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»; судебный прецедент. Например, см.: Разумовия, Н.Н. Источники и формы права // Сов. Гос-во и право С; Гернет, Н.Л. Источники права // юрист С и др. 26

27 3) ФЗ от 19 июня 2001г. 48-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 24 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»; 4) ФЗ от 21 июля 1993 г. N 5473 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; 5) ФЗ от 15 июля 1995 г. 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в преступлениях» и др. Подзаконные нормативно-правовые акты. Среди данной категории актов, прежде всего, следует отнести Указы Президента Российской Федерации. К таким документам, среди прочих указов, следует отметить: - Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»; - от 13 октября 2004г «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» и др. Следующую ступень в иерархии источников занимают акты Правительства РФ, которые включают распоряжения и постановления РФ, среди которых можно отметить: - от 11 апреля 2005 г. 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материальнобытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время»; - от 6 февраля 2004 г. 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» и др. Большинство нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний приняты министерствами и ведомствами в данной сфере правового регулирования в развитие законов, указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ. Такими органами являются 27

28 Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и Министерство обороны РФ. К ним относятся: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом Минюста России от 03 ноября 2005г. 205); Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (утверждены приказом от 27 июля 1997г. 302) и др. Особое место в системе источников занимают международные правовые акты, конвенции, договора. Правовую основу отнесения международных актов к источникам Российской правовой системы служит ч.4 ст.15 Конституции РФ, где закреплены положения, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации является составной частью ее правовой системы. Данный принцип нашел развитие в ст. 3 УИК РФ дающий нам основание о зачислении международных стандартов и правил в качестве составной части национальной правовой уголовно-исполнительной системы. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства закреплены в ст. 1 УИК РФ. Цели (ч.1 ст.1 УИК РФ): а) исправление осужденных (ч.1 ст. 9 УИК РФ) т.е. формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения; б) предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (ч.1 ст. 1 УИК РФ); Задачи (ч.2 ст.1 УИК РФ): а) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний означает, что исполнение наказания возлагается на администрацию учреждений и органов исполняющих наказания, а порядок отбывания лежит на осужденных по приговору суда. Обе эти функции четко регламентированы уголовно-исполнительным законодательством, обязательные для всех субъектов данных правоотношений; б) определение средств исправления осужденных. 28

29 Данные средства закреплены в ч.2 ст. 9 УИК РФ ими являются: установленный порядок исправления и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (деле данные средств будут подробно рассмотрены); в) охрана прав осужденных, свобод и законных интересов. В гл.2 УИК РФ «Правовое положение осужденных» включающей ст. 10, 11, 12, 13, 14, 15 и др. УИК РФ рассмотрены основные права и обязанности осужденных и их законный интерес; г) оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Данному вопросу посвящена гл.22 УИК РФ. Принципы уголовно исполнительного законодательства. Принцип (лат.) основа, начало имеет несколько значений: 1. основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2. внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения. 3 Под принципами уголовно-исполнительного права следует понимать основные положения, руководящие идеи, выражающие взгляды общества, социальной и правовой политики государства на характер данной отрасли права, ее содержание, задачи и цели. Совокупность принципов уголовноисполнительного права образует научно обоснованный социально-правовой блок (фундамент), на котором базируются нормы уголовно-исполнительного права. Особенностью принципов уголовно-исполнительного права является недопустимость исключения какого-либо основного признака из них, иначе принцип сводится к роли простого правила, из которого можно делать исключение. Система принципов уголовно-исполнительного права отражает принципы обращения с осужденными, которые 3 Словарь иностранных слов. 18 изд. М С

30 зафиксированы в соответствующих международных актах. Прежде всего, это относится к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г.; Своду принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятому ООН в 1989 г.; Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1984 г. Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции РФ, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15 данного закона, имеют прямое действие. Принципы рассматриваемой отрасли права принято разделять на три группы: общеправовые, межотраслевые и отраслевые. К числу общеправовых принципов этой отрасли права следует отнести законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом; к межотраслевым дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; к отраслевым рациональное применение мер принуждения средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием. Принцип законности конституционный. В уголовноисполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства, учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими объектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, общественными формированиями, 30

31 принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в ст УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в ст УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждения и органов, исполняющих наказание. Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК, в частности, ст. 10 УИК подчеркивается, что «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных». В ч. 2 ст. 12 УИК указывается, что «они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению». Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания, - исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду со строгими режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для расширения прав и льгот осужденным вплоть до условнодосрочного освобождения. Принцип демократизма отражает содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, открытой деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществлении контроля за ними и, прежде всего, в привлечении общественности к воспитательной работе с 31

32 осужденными. Данный принцип закреплен, в частности, ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. Принцип равенства граждан перед законом. В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения и т. д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, характера совершенного преступления и др. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания производный от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст. 6 принцип справедливости УК РФ). В уголовно-исполнительном праве он выражается в дифференциации и индивидуализации исполнения (отбывания) наказания. Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяется принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания классификация осужденных и распределение их по видам исправительных учреждений. Данный принцип нашел свое отражение в ст. 74, 78 УИК и других нормах. Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются при отбывании им наказания. Так, ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения. 32


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» С. В. КАПЛИН УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств «Иностранный язык в правоведении» Уровень высшего образования Магистратура Направление подготовки

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовно-исполнительное право» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

Содержание лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право Республики Казахстан» для студентов специальности 050301 «Юриспруденция» Наименование тем Содержание тем Форма контроля и время Объем в часах

Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка Коллектив авторов 2 3 Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка 4 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Предметом уголовно-исполнительного

ЗАКОНЫ И КОДЕКСЫ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ текст с изменениями и дополнениями на 20 ноября 2016 года Москва 2016 К 343.2/.7(094.4) ББК 67.408 26 У ч, х, щ ч 411-68-99 26 У -

1. Уголовно- исполнительная политика России на современном этапе Уголовно исполнительная политика - направление деятельности государства в его специально уполномоченных органах, общественных организациях

Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента путём тестов Уголовно-исполнительное право Доцент Рожков С. А. Вопрос 1. Контроль за деятельностью персонала это: Вопрос 2. На какой правовой базе

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт права и управления Кафедра публичного права Доцент кафедры Шульга Владимир Иванович, кандидат юридических наук, доцент, старший

I. АННОТАЦИЯ 1. Наименование дисциплины (или модуля) в соответствии с учебным планом - «Уголовно-исполнительное право». 2. Цель и задачи дисциплины (или модуля) Уголовно-исполнительно право является одной

Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» Контрольная работа одна из форм контроля за усвоением студентами знаний по дисциплине «Уголовно-исполнительное

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» Юридический факультет

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» Кафедра административной деятельности факультета милиции УТВЕРЖДАЮ /УЛ0.2017 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА Учебная дисциплина

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО УЧЕБНИК ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.И. Селиверстова Издание седьмое, исправленное

Рабочая программа дисциплины (модуля) «Уголовно-исполнительное право» (указывается наименование дисциплины) Направление подготовки 03050 «Юриспруденция» (указывается код и наименование направления подготовки)

Министерство образования и науки Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «УРАЛЬСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Утверждены Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «31» июля 2019 года Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению положений статьи 72 УК РФ Федеральным законом от 3 июля 2018 года

Уголовная ответственность. Понятие уголовного наказания. Виды уголовного наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних. II Уголовная ответственность осуществляется (возникает, реализуется, прекращается)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 декабря 2013 г. N 3500-6 ГД ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 20-ЛЕТИЕМ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ В связи с 20-летием принятия Конституции Российской

Волгоградский государственный университет та права овьева РЕКОМЕНДОВАНО КАФЕДРОЙ «21» мая 2015 г. Протокол 4 Заведующий кафедрой уголовного права Л.В. Лобанова ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дисциплине «Уголовно-исполнительное

Вестник Томского государственного университета. Право. 2013. 1 (7) УДК 343.85 А.Д. Никитин АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ Рассматривается административный надзор как средство

Бармин А.А., Зерчанинова Т.Е., г. Екатеринбург ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Актуальность исследования политики развития уголовноисполнительной

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени

Министерство образования Российской Федерации Тамбовский государственный технический университет В.В.ЛЕОНОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО» для студентов очного и заочного отделения

Последствия привлечения к уголовной ответственности при реализации субъективного избирательного права: конституционно-правовой аспект кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального

Признано утратившим силу, ППВС РФ от 29 мая 2014 г. 9 1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 г. Москва 12 ноября 2001 г. О практике назначения судами видов исправительных учреждений

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 июня 1997 г. N 729 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ И НОРМАТИВА ИХ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ (в ред. Постановлений Правительства

Министерство образования РФ Тамбовский государственный технический университет УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов дневного и заочного отделений специальности 021100 «Юриспруденция»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» Ю. В. Морозова, Н. К. Петровский НАКАЗАНИЕ: НАЗНАЧЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ

ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В. А. Посохова МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА И ОСНОВАНИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Рассматривается проблема защиты прав личности, а также охраняемых законом интересов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 6 июля 2001 года N 7 г.бишкек О практике назначения судами видов исправительных учреждений В целях правильного и единообразного применения

Проект ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об

АДМИНИСТРАЦИЯ КОМСОМОЛЬСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ТАМБОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 марта 2012 года пос. совхоза «Комсомолец» 32 Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело АКПИ14-865 г. Москва 2 сентября 2014 г. Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 января 1986 г. N 5 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР В связи с изменениями в законодательстве Пленум Верховного Суда СССР

Утверждены Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «29» июля 2015 года Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Доцент, кандидат юридических наук А.В. Пашковская МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. Ломоносова Юридический факультет Кафедра уголовного права и криминологии Программа профильной учебной дисциплины

УДК 343.1(094.4) ББК 67.408 У26 Уважаемые читатели, если у вас в руках оказался бракованный экземпляр либо возникли иные претензии к издателю, просим вас обращаться на горячую линию 411-68-99 к ответственному

Р. Р. Мусина * О назначении наказания за совершение преступления при наличии альтернативных действий и иных признаков объективной стороны Назначение наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления,

NovaInfo.Ru - 61, 2017 г. Юридические науки 1 К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (ОМБУДСМЕНОМ) Ускова Татьяна Владимировна 4 марта 1997 года официально опубликован

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «Уголовное право» и предназначена для обучения студентов Московского государственного университета

Глава 1. Основы теории права и государства 1.1. Введение в правоведение: понятие, предмет и система дисциплины Правоведение (или юридическая наука, юриспруденция) представляет собой систему общественных

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 59 г. Москва 22 декабря 2015 г. О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 г. Советский» Приложение к приказу 874 от 31.12.2015г Положение о порядке организации индивидуальной профилактической

А.Т. ЗОТОВ Уголовноисполнительное право Рекомендовано Редакционно-издательским научным советом в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» МОСКВА 2017 УДК

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный университет правосудия Москва 2016 Д. Ю. Гладышев Ю. А. Гладышев УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ Общая

Рабочая программа дисциплины (модуля) «Прокурорский надзор» (указывается наименование дисциплины) Специальность 030501 «Юриспруденция» (указывается код и наименование направления подготовки) Специализация

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело АПЛ 12-23 8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.москва 19 июня 2012 г. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Федина А.И., членов

Становление и развитие института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации 1 Оглавление Совершенствование федерального законодательства об уполномоченных по правам человека в субъектах

ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ ПРИ ИСПОЛНЕНИЕЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В.Н. Белик, адвокат, кандидат юридических наук, доцент. М.А. Искра, стажѐр адвоката. Россия, г. Москва. В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Башкирский Институт Социальных Технологий (название филиала) Кафедра уголовного права, процесса и криминалистики

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело АКПИ14-1334 г. Москва 15 января 2015 г. Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации

Наталья Ольшевская Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки Серия «Зачет» Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=4603362 Уголовно-исполнительное право. [Шпаргалки]

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительная политика

Предмет и метод уголовно-исполнительного права

Принципы уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное законодательство

Нормы уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительные правоотношения

История развития уголовно-исполнительного права и пенитенциарной системы в России

Уголовно-исполниельное законодательство и пениенциарные учреждения России в царский период

Советская исправительно-трудовая система

Уголовно-исполнительное право России с 1991 года по настоящее время

Правовое положение осужденных

Понятие правового положения осужденных

Структура правового статуса осужденного

Закрепление в законодательстве правового положения осужденных

Юридическая ответственность осужденных

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания

Цели и задачи органов и учреждений, исполняющих наказания

Система органов и учреждений, исполняющих наказания

Виды и назначение исправительных учреждений

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с правоохранительными органами и иными государственными органами

Исполнение наказаний без изоляции осужденных от общества

Исполнение наказаний не связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного

Исполнение наказаний связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного

Основные положения исполнения наказания в виде лишения свободы

Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по исправительным учреждениям

Правовые основания, порядок приема осужденных и учет их в исправительных учреждениях

Основные средства исправительного воздействия и проблемы их применения

Правовые основы отрядной системы в исправительных учреждениях

Режим и условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных видов

Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы

Труд, профессиональное обучение и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы

Общественно полезный труд как средство исправления осужденных

Правовое регулирование труда осужденных

Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных

Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

Значение и правовая природа воспитательной работы с осужденными

Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы

Самодеятельные организации осужденных

Общеобразовательное обучение в ИУ

Порядок и условия исполнения наказаний связанных с изоляцией осужденных от общества

Исполнение и отбывание наказания в колонии-поселении

Исполнение и отбывание наказания в исправительных колониях общего и строго режима

Исполнение и отбывание наказания в исправительных колониях особого режима и в тюрьме

Исполнение и отбывание наказания в воспитательных колониях

Исполнение наказания в виде ареста

Освобождение от отбывания наказания, помощь освобожденным от отбывания наказания и контроль над ними

Правовые основания освобождения от наказания

Порядок досрочного освобождения осужденных

Правовое положение лиц отбывших наказание. Помощь осужденным освобождаемым от отбывания и контроль за ними

Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Социально-правовая природа содержания под стражей

Учреждения, исполняющие меру пресечения содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Правовое положение подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей

Режим и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Лекция 1. Уголовно-исполнительное право как отрасль росийского права

2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права

3. Принципы уголовно-исполнительного права

1. Уголовно-исполнительная политика

Политика государства оказывает оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая, уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно – правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Н. Ольшевская

Уголовно-исполнительное право

Тема 1. Уголовно-исполнительное право и система законодательства по исполнению уголовного наказания

Уголовно-исполнительная политика

Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.

Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью. Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности . Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.

Стратегия уголовно-исполнительной политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.

Субъектами формирования политики в области исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.). Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.

Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики. На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.

Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества , от уровня его правового сознания. Если обостряются социальные отношения и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества .

В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.

Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности . Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной. Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК РФ), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах – постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).

Предмет и наука уголовно-исполнительного права

(УИП) – это установленная государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики система норм, которая регулирует общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, устанавливает задачи, принципы, общие положения, порядок и условия отбывания наказаний, применение к осужденным основных средств исправительного и воспитательного воздействия. На сегодняшний день преобладает представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации.

Наука уголовно-исполнительного права – это результат человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном праве и его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание.

Основная задача науки уголовно-исполнительного права заключается в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительное право делят на Общую и Особенную часть.

Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных, систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.

Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от наказания и контроль за освобожденными и условно-осужденными.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Предмет УИП включает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания; структуру норм рассматриваемой отрасли права; систему законодательства и его источники; уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности; практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.

Деятельность уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап правоприменения. От ее эффективности зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социальных задач. Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

В современных условиях действия УК РФ и соответствующего ему УИК РФ произошло расширение предмета уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 2 УИК РФ расширение предмета уголовно-исполнительного права связывают со следующими формами регулирования общественных отношений:

а) с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;

б) с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) с регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

г) с порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений;

д) с процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.

Самостоятельность любой отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений. В уголовно-исполнительном праве основным методом является императивный метод, предполагающий неравенство субъектов правоотношения.

Принципы уголовно-исполнительного права. Полномочия Российской Федерации и ее субъектов в принятии норм, регулирующих исполнение уголовных наказаний. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: его действие в пространстве, во времени и по кругу лиц Уголовно-исполнительное право, как и другие отрасли права имеет в своей основе руководящие положения-принципы, которые опреде- ляют его сущность и особенности, характеризующие уголовно-испол- нительное право как отрасль права. Принципы уголовно-исполнительного права находят свое выра- жение в различных формах. Отдельные принципы непосредственно сформированы в определенной норме и одновременно пронизывают содержание других норм. Другие принципы, не будут закреплены в какой-либо одной норме, выражаются в содержании целой группы норм в форме пронизывающей их основной идеи.

Инфо

Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания и злостное уклонение от их отбывания Принудительные работы Сущность наказания в виде принудительных работ Организация исполнения наказания в виде принудительных работ Работа администрации исправительного центра с осужденными. Ответственность осужденных за ненадлежащее отбывание наказанияЛекция 11.


ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Общая характеристика наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения по военной службе Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части Исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении военнослужащихЛекция 12.

Краткий курс лекций по дисциплине«уголовно-исполнительное право»

Внимание

Особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих

  • Тема 12. ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
  • 12.1.

Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе
  • 12.2. Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
  • Тема 13.

  • РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  • 13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность
  • 13.2.

    Важно


    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
  • 14.1. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы
  • 14.2.
  • Дипломные работы на заказ

    Автор/создатель: Коновалова И.А. Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют. МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА Кафедра уголовно-правовых дисциплин И.
    А. Коновалова УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Конспект лекций МОСКВА 2004 1 Автор: Коновалова И.А., кандидат юридических наук, доцент Рецензенты – Николаева Ю.В., кандидат юридических наук, доцент Арендаренко А.В., кандидат юридических наук, доцент Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций / Коновалова И.А. – М.: МИЭМП, 2004. — 43 с.

    Уголовно-исполнительное право: конспект лекций

    В Вашем браузере отключён или не поддерживается JavaScript, функциональность ресурса ограничена! Единое окно доступа к образовательным ресурсам / Федеральный портал / Федеральный центр ЭОР / Единая коллекция ЦОР Обратите внимание

    • Абитуриенту
    • Общее образование
    • Профессиональное образование

    Голосов: 4 Конспект лекций позволяет студентам юридического факультета усвоить основные положения теории уголовно-исполнительного права, сформировать системное представление о социальном назначении и содержании дисциплины для создания необходимой предпосылки правильного применения его норм в практической деятельности.

    Соответствующая часть отрасли называлась пенитенциарным правом (пенитенциарную - «тюремную»).

    • С середины 30х гг. акцент исполнения уголовных наказаний был сделан на трудовое воздействие, что позволило закрепить за соответствующей частью УП название Исправительно-трудового права. До начала 50х гг. исследований в этой области практически не проводилось.
    • В 1957 г.

      учёные Б. С. Утевский и Л. С. Галесник предложили считать Исполнительно-трудовое право самостоятельной отраслью права. Однако у такого подхода были противники: С. С. Алексеев полагал, что часть норм Исправительно-трудового права относится к Уголовно-процессуальному, а часть - к Трудовому праву; М.
      Д. Шаргородский и А. А. Пионковски продолжали считать его подотраслью УП. К 70 м г-м идея рассмотрения УИП как самостоятельной отрасли была поддержана большинством учёных.

    • С 80х-начала 90х гг.
      ХХв.
    Похожие статьи