Виды мер административной ответственности. Правовое регулирование экономических отношений. Понятие и система административных взысканий

04.04.2020

В соответствии со ст. 1.3. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №195 - ФЗ 11 Российская газета. - 31 декабря 2001 г. - № 256 (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.) к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных в КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2. КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иные признаки. Перечень наказаний дан в определенной последовательности от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов Российской Федерации, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания 11 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2 -е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. - С. 542.

В настоящее время КоАП РФ установлены восемь видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

предупреждение;

административный штраф;

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административный арест;

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

дисквалификация;

административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний. В отношении юридических лиц - только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения - совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения. Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специально права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация). Отметим, что назначение шести из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация, административное приостановление деятельности.

Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение, штраф и в отдельных случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ розничная продажа этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3. КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Меры административной ответственности можно охарактеризовать в зависимости от ограничений, устанавливаемых для правонарушителя.

Предупреждение (ст. 3.4. КоАП) является мерой административной ответственности, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и применяется преимущественно к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, причинившего незначительный вред. Предупреждение в устной форме (замечание) административным наказанием не является 11 Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - С. 19.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направление копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю. Предупреждение - самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. Это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, предупреждение - мера морально-правового воздействия.

При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то, что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не относится к наказаниям и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Эта мера морального воздействия.

Административный штраф (ст. 3.5. КоАП РФ) представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

1. минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3. сумма неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц - 50 МРОТ, на юридических лиц - 1000 МРОТ.

Однако административный штраф за нарушение должностными лицами и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма может быть установлен с превышением указанных размеров. В этом случае административный штраф не может превышать для должностных лиц 200МРОТ, а для юридических лиц - 5000 МРОТ. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного нарушения (3.6. КоАП РФ) состоит в принудительном изъятии вещи, при помощи которой было совершено противоправное деяние (орудие административного правонарушения) либо вещи, по поводу которой совершено противоправное деяние (предмет административного правонарушения).

Данное административное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера, применяемой в отношении физического или юридического лица - собственника вещи, использованной им в качестве орудия совершения административного правонарушения или явившейся предметом административного правонарушения. Изъятие вещи, не принадлежащей правонарушителю на праве собственности (например, изъятие предметов незаконной охоты, рыболовных сетей, не принадлежащих правонарушителю на праве собственности) не является административным наказанием 11 Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - С. 20.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

В КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей - орудий совершения или предметов административного правонарушения. Однако КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в пятидесяти статьях Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания.

Резко расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт или алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, для которых охота и рыболовство - основной источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье ружье, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты и рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7. КоАП РФ, регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

С учетом конституционного положения о невозможности лишения имущества иначе как по решению суда конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

Подчеркнем, что в ст. 3.7. КоАП РФ не содержится положения, согласно которому конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя. Решение законодателя в данном случае основывается на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в связи с проверкой норм таможенного законодательства пришел к выводу, что конфискация как мера административной ответственности применяется независимо от того, кем является лицо, незаконно перемещающее товары и транспортные средства, - собственником товаров и транспортных средств, покупателем, владельцем либо выступает в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством для совершения с ними действий от своего имени, а также независимо от того, установлено лицо, совершившее таможенное правонарушение, или нет.

Соответственно, КоАП РФ допускает конфискацию орудий и предметов административного правонарушения как у их собственников, так и у других лиц, владеющих предметами.

Лишение специального права, представленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования эти правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8. КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР, не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права охоты; права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники; права на управление воздушным судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном; права на управление автомототранспортными средствами.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Так, в соответствии со ст. 8.37КоАП РФ нарушение правил охоты влечет в качестве возможного альтернативного наказания лишение права охоты на срок до двух лет. Установленные же в настоящее время статьями Особенной части КоАП РФ срока лишения права управления транспортными средствами находится в пределах от одного месяца до одного года.

Лишение специального права назначается только судьей. Это новое положение законодательства об административных правонарушениях (до вступления в силу КоАП РФ лишение специального права, предоставленного физическому лицу, осуществлялось во внесудебном порядке) 11 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2 -е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. - С. 552.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

В настоящее время КоАП РФ устанавливает возможность назначение административного ареста за совершение десяти видов административных правонарушений. К таким проступкам относятся грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, на порядок управления и т.д. В частности, это оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП); мелкое хулиганство (ст. 20.1); организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирование в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ (ч. 3 ст. 20.2); демонстрация фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5) и др.

Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток.

Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять требования установленного режима их пребывания в этих приемниках.

Административный арест назначается судьей.

Административный арест не может применяться к четырем категориям лиц: беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, не достигшим 18 лет (несовершеннолетним); инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане РФ не могут быть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены за пределы России.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Таким должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация - новый вид административного наказания, которого не было в ранее действовавшем КоАП РСФСР. Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, - определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям. Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

Вывод: Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого административно-правовыми нормами. Меры административной ответственности в сфере административно-правового регулирования находят применение наряду с административно-пресекательными, административно-восстановительными мерами, мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

1. КоАП на действия коллективных субъектов не распространяется, а ответственность регулируется другими нормативными правовыми актами: указами Президента и постановлениями Правительства.

2. Наличие вины не является обязательным условием привлечения их к ответственности. В ряде случаев сам факт противоправного поведения считается достаточным основанием для наложения административных взысканий, если причиной неправомерных действий не стала непреодолимая сила. Презумпция невиновности на организации не распространяется.

3. К коллективным субъектам применяются такие административные взыскания, как штраф, отзыв лицензии, ликвидация (запрещение деятельности), закрытие.

4. С названными выше материально-правовыми признаками связаны и процессуальные особенности этой категории дел. Процессуальным основанием для рассмотрения дела в таких случаях часто является не протокол об административном правонарушении, а материал или акт проверки.

Нельзя также, по мнению авторов, рассматривать проблему административной ответственности юридических лиц без учета виновности уполномоченных должностных лиц. К совершению административного правонарушения юридическим лицом приводит действие конкретного должностного лица, и его ответственность не должна выпадать из сферы применения административного взыскания. В одних случаях ответственность должностных лиц может быть административной, если его действия образуют состав административного правонарушения, и дисциплинарной, поскольку совершение правонарушения должностным лицом является следствием несоблюдения или нарушения своих служебных обязанностей.

Должностными лицами называются служащие, выполняющие организационно-распорядительные функции по реализации компетенции государственного или общественного органа, совершающие при их осуществлении юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права и несущие повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для них правил.

Наиболее многочисленной по количеству и неоднородной по составу является группа индивидуальных субъектов. С учетом особенностей их правого статуса данных субъектов можно разделить на общих, специальных, особых.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16- летнего возраста и вменяемые.

Специальных субъектов административной ответственности можно классифицировать по разным основаниям. Так, по особенностям административно-правового статуса их целесообразно разделить на четыре группы:

1) имеющие признаки, характеризующие их служебные, трудовые обязанности: а) должностное лицо; б) лицо, ответственное за соблюдение тех или иных специальных правил; в) работник предприятия торговли или общественного питания; г) механизатор; д) служитель культа;

2) обладающие признаками, характеризующими специальные обязанности: а) водитель автомашины; б) судоводитель маломерного судна; в) призывник, военнообязанный; г) иностранец и лицо без гражданства; д) лицо, имеющее разрешение органа внутренних дел на хранение огнестрельного оружия и боеприпасов; е) родители и лица, их заменяющие;

3) имеющие признаки, касающиеся физического состояния лица: а) лицо, больное венерическим заболеванием, б) лицо, совершившие поступок в состоянии опьянения;

4) обладающие признаками, характеризующими прошлое поведение лица: а) поднадзорный, б) лицо, совершившее административный проступок повторно.

В некоторых случаях лица, совершившие административные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность за правонарушения - военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава ОВД и др.

Субъективная сторона правонарушения (проступка) характеризует прежде всего внутреннее психическое отношение виновного к совершенному им противоправному деянию и его последствиям.

К ее признакам относятся вина (в форме умысла или неосторожности), мотив и цель. Данные признаки подразделяются по тем же правовым основаниям, что и в объективной стороне, на обязательные и дополнительные (факультативные). К обязательным относится вина (в форме умысла или неосторожности), к дополнительным (факультативным) - мотивы и цель деяния. Кроме того, иногда учитываются эмоции как обстоятельства, смягчающие ответственность.

Вина является условием административной ответственности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, как указано в ст. 10 КоАП, если лицо, его совершившее, сознавало действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Формула неосторожности законодательно закреплена в ст. 11 КоАП «Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».

3. Меры административной ответственности.

3.1. Понятие и система административных взысканий.

Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке.

Меры взыскания всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение.

Меры взыскания применяются в следующих целях:

1) наказание виновных;

2) предупреждение правонарушений со стороны правонарушителя;

3) воспитание правонарушителя и окружающих его лиц в духе уважения закона.

Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении на него дополнительных обязанностей.

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и другие) .

Все административные взыскания делятся на три группы:

I. Взыскания морального характера:

1. предупреждение.

II. Денежные и имущественные взыскания:

2. конфискация;

3. возмездное изъятие.

III. Взыскания, обращенные на личность правонарушителя:

1. исправительные работы;

2. административный арест;

3. временное лишение специальных прав. Несмотря на различия, все административные взыскания имеют общие признаки:

1) они носят наказательный характер, в отличие от предупредительных мер и мер пресечения;

2) они устанавливаются широким кругом органов;

3) применение административного взыскания влечет юридические последствия, т.е. у лица появляется состояние наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение, при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.

Согласно КоАП, мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами. Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности (ст.39). Узкий подход законодателя к пониманию административной ответственности послужил на практике одним из оснований для выдвижения положения о существовании в законодательстве особого вида юридической ответственности – экономической (финансовой) ответственности. Административные взыскания тесно связаны между собой, образуют стройную систему и являются карательными по своей сути, поскольку состоят в ограничении или лишении каких–либо прав или благ.

В Кодексе об административных правонарушениях (ст.23–31) закреплены следующие виды административных взысканий: а) предупреждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; г) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; д) лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); е) исправительные работы; ж) административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений (например: за непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками (ч.1 ст.100 Ко АП), за нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст.141 Ко АП). Предупреждение, как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о наложении административного взыскания. Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова «предупреждаю») не может рассматриваться в качестве взыскания и вызывать правовых последствий.

Штраф – взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды административных правонарушений, и налагаемое в установленных законодательством случаях и пределах. Новая редакция ст.26 КоАП, установленная Законом в декабре 1997 г. гласит: «Штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц – пятисоткратного размера минимальной заработной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0,1 минимальной заработной платы».

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного административного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вырученная от реализации сумма за вычетом расходов по реализации изъятого предмета передается бывшему собственнику. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте (ст.107 КоАП), хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов (ст.174 КоАП) и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов (ст.176 КоАП).

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя (ст.28 КоАП). Согласно ч.3 ст.37 КоАП, конфискация вещей и предметов по делам об административных таможенных правонарушениях производится независимо от времени совершения или обнаружения административного правонарушения. Конституционный Суд Республики Беларусь в своем решении от 25 апреля 2001 г. «О соответствии Конституции ст.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и практики ее применения» отметил неконституционность судебной практики по делам об административных таможенных правонарушениях в части неприменения конфискации со ссылкой на истечение двухмесячного срока, вопреки требованиям ч.3 ст.37 КоАП, позволяющей налагать административное взыскание в виде конфискации вещей независимо от времени совершения или обнаружения административного правонарушения. Конституционный Суд также предложил Верховному Суду обеспечить единообразие судебной практики в соответствии с ч.3 ст.37 КоАП.

Осуществление конфискации предметов в административном порядке противоречит ст.44 Конституции Республики Беларусь, согласно ч.5 которой принудительное отчуждение имущества допускается лишь по постановлению суда.

Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до пяти лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (ст.29 КоАП).

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом (судьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней.

Административный арест назначается районным (городским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Кроме того, для иностранцев и лиц без гражданства предусматривается принудительное выдворение (депортация) этого лица за пределы РБ.

В гл.4 Кодекса об административных правонарушениях закреплен порядок применения мер административной ответственности. Законодатель обязывает, чтобы органы и должностные лица при наложении взыскания учитывали характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность. В ст.33 и 34 Кодекса об административных правонарушениях даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Законодателем признается примерный перечень обстоятельств, смягчающих ответственность. Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является закрытым, исчерпывающим. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Меры административной ответственности применяются органом (должностным лицом), уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении по существу согласно общим правилам назначения административных наказаний и согласно особым условиям, предусмотренным законодательством об админист-ративных правонарушениях.

Общие правила назначения административных наказаний физическим и юридическим лицам закреплены в КоАП РФ.

К таковым относятся следующие правила.

Лицо, совершившее административное правонарушение, под-лежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ).

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ).

Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.8 КоАП РФ).

Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие ад-министративные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 1.8 КоАП РФ).

Административное наказание назначается в пределах санкции, установленной за совершенное административное правонарушение статьей (частью статьи) КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). Иными словами, лицу не может быть назначено административное наказание, не предусмотренное санкцией статьи (части статьи), предусмотренной законодательством об административных правонарушениях либо с превышением максимального или занижением минимального размера (срока) наказания, установленного данной санкцией.

Административное наказание не может быть назначено по истечении установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения лица к административной ответственности.

По общему правилу, такой срок составляет два месяца. В случаях, когда дела рассматривают судьи, срок давности по таким делам увеличивается до трех месяцев. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение некоторых видов административных правонарушений, исчерпывающий перечень которых установлен ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (налоговых, антимонопольных, валютных, таможен

ных, в сфере защиты прав потребителей и др.), составляет один год.

За административное правонарушение, влекущее административное наказание в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его об-наружения.

Кроме того, по делам о нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле срок давности составляет два года со дня совершения административного правонарушения, а по делам о нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - шесть лет со дня совершения административного правонарушения.

Указанные выше сроки давности исчисляются со дня совершения однократного административного правонарушения либо со дня обнаружения длящегося административного правонарушения. При этом под длящимся административныш правонарушением понимается такое правонарушение, которое выражается в длительном непрекращаю- щемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Примерами длящихся административных правонарушений являются проживание гражданина без паспорта, без регистрации по месту жительства, осуществление деятельности без полученной в установленном порядке лицензии и т.п. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составить протокол об этом правонарушении, выявило факт его совершения и документально зафиксировало его в акте проверки, в протоколе или в ином документе. Именно с этого дня должен исчисляться двухмесячный или годичный срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение длящегося административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, названные выше сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения (вынесения постановления) об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства

до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту житель-ства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст.6.18 КоАП РФ, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Необходимо иметь в виду, что в случае истечения установленного

ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности лицо не может быть привлечено к административной ответственности независимо от причин пропуска данного срока органом или должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении.

Сроки, предусмотренные КоАП РФ, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

9. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную от-ветственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

В случаях, когда по делу об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного штрафа без составления протокола об административном правонарушении (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ), размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ (ч. 3.1 КоАП РФ). В частности, протокол об административном правонарушении не составляется, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа.

Однако, а также в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ.

Назначение административного наказания не освобождает физическое и юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное им административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административныж правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу (должностному лицу), административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).

В этом случае административное наказание назначается:

в пределах санкции, не предусматривающей назначение ад-министративного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административ-ного наказания в виде предупреждения;

в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

При назначении административного наказания могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

По делу об административном правонарушении, рассматриваемому судом, при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба судья вправе решить в порядке гражданского судопроизводства вопрос о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания, а также разрешить спор о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением (ч. 1, 3 ст. 4.7 КоАП РФ).

16. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому несудебными органами и их должностными лицами, спор о возмещении имущественного и морального вреда разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства (ч. 2, 3 ст. 4.7 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ).

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности привлекается присоединившееся юридическое лицо (ч. 4 ст. 2.10 КоАП РФ).

При разделении юридического лица или выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение (ч. 5 ст. 2.10 КоАП РФ).

  • Правовое регулирование экономических отношений
    • Экономические отношения как предмет правового регулирования
    • Понятие и признаки предпринимательской деятельности
    • Хозяйственное право и его источники
  • Правовое положение субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности
  • Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности
    • Общие положения о договоре
    • Отдельные виды договоров
      • Договор поставки
      • Договор аренды
      • Договор подряда
  • Экономические споры
    • Понятие и виды экономических споров. Досудебный порядок их урегулирования
    • Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах
  • Трудовое право как отрасль права
    • Предмет и структура трудового права
    • Источники трудового права
    • Трудовое правоотношение
  • Правовое регулирование занятости и трудоустройства
  • Трудовой договор
    • Трудовой договор: понятие, содержание, виды
    • Заключение трудового договора. Оформление приема на работу
    • Изменение трудового договора
    • Прекращение трудового договора
  • Рабочее время и время отдыха
    • Рабочее время
    • Время отдыха
      • Отпуска
  • Заработная плата
    • Понятие и системы заработной платы
    • Правовое регулирование заработной платы
    • Тарифная система. Надбавки и доплаты
    • Порядок выплаты заработной платы
  • Трудовая дисциплина
    • Понятие и методы обеспечения дисциплины труда
    • Дисциплинарная ответственность
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Понятие, условия и виды материальной ответственности
    • Материальная ответственность работника перед работодателем
  • Трудовые споры
    • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС
    • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебных органах
    • Коллективные трудовые споры
      • Примирительные процедуры
      • Осуществление права на забастовку
  • Административные правонарушения и административная ответственность
    • Понятие административного права. Его предмет и метод
    • Административная ответственность
    • Административное правонарушение
    • Административные наказания
    • Производство по делам об административных правонарушениях

Административная ответственность

Как известно, важнейшим признаком правовой нормы является охрана ее государством. Эффективность правового регулирования общественных отношений обусловлена, в частности, тем, что требования норм права обеспечиваются в случае необходимости мерами государственного принуждения. Нормы административного права в этом смысле не являются исключением.

Следует, правда, иметь в виду, что административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Помимо мер юридической ответственности выделяют административно-предупредительные меры, основной целью которых является предупреждение возможных правонарушений и которые носят принудительно-профилактический характер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.), а также меры пресечения, которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и т. п.).

Тем не менее, ключевую роль в системе мер административного принуждения играют меры административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения.

Важнейшим нормативно-правовым актом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Поскольку в соответствии с Конституцией РФ административное законодательство относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, некоторые аспекты административной ответственности могут регулироваться законодательством субъектов РФ. В частности, законами субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей и т. д.) может предусматриваться административная ответственность за правонарушения, не предусмотренные КоАП РФ.

Однако установление общих положений и принципов административной ответственности, перечня видов административных наказаний и правил их применения, порядка производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний относится к ведению Российской Федерации.

Административная ответственность обладает рядом признаков, общих с другими видами публично-правовой ответственности и отличающих ее от ответственности частноправовой.

Административная ответственность:

  • является штрафной ответственностью, т. е. направлена на наказание нарушителя (а не на восстановление имущественного положения кредитора, как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения правонарушений в будущем как самим виновным, так и другими лицами, которым стало известно о правонарушении и последовавшем за него наказании;
  • необходимым условием ее применения является вина нарушителя; объективное вменение не допускается. В административном праве, как и в уголовном, налоговом и других отраслях публичного права, действует презумпция невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина в совершении административного правонарушения не будет установлена вступившим в законную силу постановлением правоприменительного органа или должностного лица, рассматривающего дело (в отличие от этого, в гражданском праве возможна ответственность без вины и действует обратная презумпция - презумпция виновности);
  • может воздействовать не только на имущественную сферу правонарушителя, но и на саму его личность (например, административный арест);
  • всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего (в частном же праве меры имущественной ответственности применяются в пользу кредитора, в том числе потерпевшего);
  • применяется только по инициативе специально уполномоченных государственных (муниципальных) органов и их должностных лиц (а не по усмотрению потерпевшего, как в частном праве);
  • не может быть понесена правонарушителем добровольно, без применения государственного принуждения (напротив, в гражданском и трудовом праве должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п.);
  • императивно установлена законом и не может быть изменена по соглашению сторон административного правоотношения.

Эти признаки административной ответственности, как уже было сказано, являются общими с другими видами публично-правовой ответственности. Наряду с ними административная ответственность имеет и свои собственные, характерные только для нее признаки:

  • основанием применения административной ответственности является правонарушение особого вида, именуемое административным;
  • мерами административной ответственности являются административные наказания, предусмотренные КоАП РФ;
  • административная ответственность применяется (по общему правилу) во внесудебном порядке органами государственного управления и их должностными лицами.
Похожие статьи