Правовые учреждения российской правовой системы. Правовая система рф. Романо-германская правовая семья

23.08.2020

Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье.
Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71–73 Конституции РФ.
В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.
К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.
Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы.
К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.
Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.
Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве).
Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти.
Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Еще по теме 13.Правовая система России:

  1. § 1. Законодательная система России: понятие и структура
  2. Глава III. СИСТЕМА ПРАВА, СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  3. § 2. Правовой статус Центрального банка в России: значение и сущность
  4. § 2. Понятие и концептуальная модель механизма административно-правовой охраны политических прав граждан России.

© ООО «Юстиция», 2018

Авторский коллектив

Альбов А. П. , д-р юрид. наук, профессор, профессор департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, профессор Института мировых цивилизаций – глава 7 (в соавторстве с Заикиной И. В.);

Апоницкий С. В. , старший преподаватель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 9 ;

Булавина М. А. , канд. юрид. наук, доцент, проректор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Института мировых цивилизаций – глава 8 ;

Герасимович А. А. п. 14.1-14.3, 14.5 (в соавторстве с Глушаковой Н. А.);

Глушакова Н. А. , канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии – п. 14.1-14.3, 14.5 (в соавторстве с Герасимович А. А.);

Горохова С. С. глава 4 ;

Заикина И. В., канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры «Правовое обеспечение в сфере науки и технологий» Московского политехнического университета, декан факультета «Современное право» Института мировых цивилизаций – глава 7 (в соавторстве с Альбовым А. П.);

Лапина М. А. глава 5 ;

Матюк В. В. , старший преподаватель кафедры права Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии – гл. 1 (в соавторстве с Рыжиком А. В.)

Николюкин С. В. , канд. юрид. наук, доцент, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 3, параграф 14.4 ;

Попова О. В. , канд. юрид. наук, доцент, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 11 ;

Ручкина Г. Ф. , д-р юрид. наук, профессор, руководитель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 6 ;

Рыжик А. В. глава 1 ;

Савостьянова С. А. , канд. юрид. наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – параграф 14.6 ;

Терениченко А. А. , канд. юрид. наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 2 ;

Фатхутдинова А. М. , канд. юрид. наук, доцент, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 10 ;

Шагиева Р. В. , д-р юрид. наук, профессор, профессор департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – главы 12–13 .

Введение

Правовая система представляет собой совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств и явлений, при помощи которых официальная публичная власть оказывает регулятивное, организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединения (закрепляя, регулируя, дозволяя, связывая, запрещая, убеждая и принуждая, стимулируя и ограничивая, санкционируя и т. п.).

Правовая система – это не случайное объединение различных и не связанных друг с другом элементов. Она является сложным, многослойным, разноуровневым, иерархическим и динамическим образованием, структура которого состоит из своей системы и подсистемы, различных блоков, поэтому полностью перечислить все элементы очень сложно. Большинство ее составляющих будут выступать в качестве связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий и иных особых феноменов, которые образуют широкую инфраструктуру, сферу действия правовой системы.

Что касается дисциплины «Правовая система Российской Федерации», она входит в базовую часть социально-гуманитарного модуля ОП по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Программа широкого профиля» (программа подготовки бакалавров).

Дисциплина «Правовая система Российской Федерации» по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» базируется на знаниях, умениях и владениях, приобретенных студентами в ходе изучения дисциплин «История» и «Философия».

Требования к входным знаниям и умениям студентов.

Для освоения дисциплины «Правовая система Российской Федерации» студент должен:

знать:

Основные принципы общественного и государственного устройства, а также базовые положения организации регулирования общественных отношений в Российской Федерации;

основные методы познания и самостоятельной обработки теоретических и практических знаний;

уметь:

Ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актах, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;

Использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности.

Настоящий учебник содержит ответы на важнейшие вопросы, которые включены федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО) в содержание учебной дисциплины «Правовая система Российской Федерации».

Глава 1. Правовые системы современности

Ключевые термины и понятия : право; правовая система; правовая семья; государство; источники права; норма права; законы; обычаи; судебный прецедент; правовая доктрина; романо-германская правовая семья, англосаксонская правовая семья, религиозная правовая семья, социалистическая правовая семья.

В результате освоения данной главы студент должен:

знать:

Понятие правовой семьи и правовой системы;

Виды правовых семей;

уметь:

Анализировать сущность и особенности правовых систем современности;

Характеризовать источники правовых семей и их виды;

владеть:

Навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой по рассматриваемой теме;

Навыками свободного оперирования понятиями и категориями по данной теме.

1.1. Понятие правовой системы (семьи)

Национально-историческое развитие, наличие различных религий, обычаев и идеологий обусловили то, что в современном мире существуют различные правовые системы, которые имеют специфические, присущие только им черты.

В переводе с греч. термин «система» (systema ) означает целое, составленное из частей. Причем эту систему отличает непротиворечивость, взаимозависимость, упорядоченность ее элементов, каждая из которых выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают существование системы. При определении понятия системы учитывается его взаимосвязь с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы.

Правовая система – понятие сложное и многоплановое, она включает в себя целый комплекс компонентов, производит нормативно-организационное воздействие на общественные отношения. Элементы правовой системы объединены общей целью, задачами, они выполняют некоторые общие функции, в то же время это не свидетельствует об однородности и идентичности последних.

В современном мире насчитывается около 200 правовых систем. Для того чтобы правильно определить структуру правовой системы, необходимо определить критерии отбора ее элементов. Основными требованиями в данном случае будут их внутренняя упорядоченность (организационный критерий), правовое направление деятельности (правовой аспект), который должен быть выражен нормативно в соответствующих законодательных актах, положениях, отражающих цель создания правовой системы, сферу деятельности, характер ее основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т. д. (программный критерий). Причем понятно, что наряду с общими функциями каждый компонент правовой системы выполняет только ему присущие, специфические функции, что не мешает им находиться в логической связи друг с другом.

Сущность правовой системы заключается в том, что она отражает баланс интересов различных социальных групп, классов общества. Эти интересы получают отражение в праве, законах и других частях системы в виде государственной воли, которая опирается на возможность властного принуждения к соответствующему поведению и наказания нарушителей юридических предписаний. Правовая система является важным стабилизирующим и организующим фактором.

Чаще всего правовая система того или иного государства включает в себя право как совокупность нормативно-правовых предписаний, сформулированных и санкционированных государством, его источники, акты применения норм права, правоотношения, права, свободы и обязанности субъектов правоотношений, цели и принципы регулирования, системообразующие связи и т. д.

Все элементы правовой системы имеют ту или иную степень нормативности, поскольку многие из них образованы от права, правовых норм, их составляющих. Нормативностью обладают и неправовые явления, однако наиболее характерен этот признак все же для права. Поэтому вполне справедливым считается, что право – нормативная основа всей правовой системы.

Право выступает центральным звеном правовой системы. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Нормы права порождают правоотношения. Последние служат формой реализации юридических норм. Правомерное поведение участников правоотношений составляет сущность законности и правопорядка, является следствием функционирования правовой системы, что свидетельствует об эффективности последней.

Помимо права как стержневого элемента, правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание и др.

Эти элементы взаимосвязаны между собой. Выпадение или ослабление одного из них ведет к нарушениям внутрисистемных связей и снижению престижа и эффективности всей правовой системы. В таком понимании правовая система может рассматриваться как механизм формирования и выражения правовой идеологии, создания и обеспечения действия права. Взаимосвязь элементов правовой системы, их функционирование обусловливает само существование правовой системы, поскольку изолированно, в разрозненном виде она существовать не может.

На наш взгляд, особо значимыми чертами понятия правовой системы являются: ее глобальный характер, системная связанность содержания, национально-исторические особенности, выражение внутренних закономерностей развития правовой жизни.

Таким образом, под правовой системой понимается комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.).

В целях классификации и типологизации многообразных правовых систем в правоведении предлагается категория «правовая семья».

Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран стираются, наблюдается сближение, которое обусловлено интеграционными процессами в современном мире. Правовые семьи объединяют несколько правовых систем различных государств, имеющих общие корни и основанных на одних и тех же правовых принципах и нормах. У них общие принципы правового регулирования, которые определяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используют тождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины и категории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны на другую.

Таким образом, под правовой семьей понимается определенная совокупность правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, принципов правового регулирования, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

Если правовая система – это своеобразная «внутренняя карта национального права», то типология (классификация) правовых систем создает своеобразную «правовую карту мира», раскрывающую специфику институтов, используемых для юридического регулирования в тех или иных странах, и показывающую, каким правовым семьям принадлежат правовые системы народов (государств) земного шара.

На Первом Международном конгрессе сравнительного права, состоявшемся в 1900 г., выделяли французскую, англо-американскую, германскую, славянскую и мусульманскую правовые семьи. В 1919 году члены французского Общества сравнительного законодательства ограничились классификацией, включающей три правовые семьи: французскую, англо-американскую, мусульманскую.

Немецкие компаративисты К. Цвайгерт и Х. Кетц в качестве критерия для классификации правовых систем предложили «стиль права», который, по их мнению, состоит из пяти элементов: происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфичность правовых институтов; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы. На основании «стиля права» исследователи выделяют семь правовых кругов: романский круг; германский; скандинавский; англо-американский; социалистический; исламский и индусский.

Один из классиков сравнительных исследований Рене Давид на основе двух критериев – идеологического (религия, философия, сознание) и технико-юридического – обосновывает выделение трех основных правовых семей: романо-германской, англосаксонской, социалистической, к которым добавляет религиозную и традиционную правовые семьи. Эта классификация правовых систем до сих пор популярна в юридической науке, поскольку дает возможность без основательного анализа особенностей конкретной правовой системы, а сосредоточив внимание только на общих признаках и свойствах, определить, к какой правовой семье относится та или иная страна.

Наиболее аргументированной является классификация, основанная на системе критериев, что позволяет избежать одномерности, односторонности при изучении содержания правовых семей.

В частности, в основу классификации могут быть положены следующие критерии: исторический признак – общность происхождения; географические признаки; своеобразие нормативной основы, иерархия форм права; технико-юридические особенности, средства правотворчества, своеобразие юридических понятий или отдельных правовых институтов; роль судебных органов в правотворчестве; особенности механизма реализации и применения норм права; особенности юридической идеологии сил, которые при власти, и морально-этические представления в обществе (М.В. Цвик и А.В. Петришин).

На основании указанных критериев выделяют следующие основные виды правовых семей: романо-германскую; англосаксонскую; религиозную.

1.2. Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья имеет наибольшее распространение. Она характерна для всей континентальной Европы, Латинской Америки, большинства стран Африки, многих государств Азии.

Иногда данный тип правовых систем имеет влияние и в других регионах, таких, например, как штат Луизиана в США или провинция Квебек в Канаде, которые являются своего рода анклавами романо-германского права в системе англосаксонского права. В таком случае их называют регионами со смешанной юрисдикцией.

Романо-германская правовая семья – самая древняя. Ее корни можно отыскать и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте, и в Древней Греции. Но основа романо-германской правовой семьи была заложена в Древнеримском государстве, где, как известно, впервые стали развиваться нормативные абстрактные положения (в отличие от древних казуальных законов, где степень абстрагирования была минимальной).

Как таковая романо-германская система появляется в XII–XIII вв., т. е. после рецепции в Европе римского права. В дальнейшем в развитии этой системы наибольших результатов добились германские юристы (отсюда и название правовой системы – романо-германская). Иногда данная правовая семья называется семьей континентального права, что подчеркивает принципиальное различие романо-германского права, возникшего на Европейском континенте, от общего права, возникшего в Европе (в Англии), но за пределами этого континента.

Рассматриваемая правовая семья называется также семьей цивильного (гражданского) права, возникшего от лат. термина «цивильное право» (juscivil ), означавшего распространение римского права лишь на римских граждан (cives ). В этом случае показывается огромная роль римского права на право стран континентальной Европы.

Отметим, что вначале в странах континентальной Европы применялись разнообразные обычаи, которые трансформировались в нормы обычного права – «законы варваров». Как таковое появление романо-германской правовой семьи связано с Ренессансом или Возрождением, начало которому было положено в Италии на рубеже XIII–XIV вв., распространившееся позднее на континентальную Европу. В период Возрождения идет обращение к наследию античности, в том числе и к римскому праву. Общество начинает понимать необходимость права, как истинного регулятора общественных отношений.

Значительный импульс в развитии романо-германской правовой системы имел место в период после буржуазных революций в Европе, когда начался активный процесс кодификации права. К этому времени в континентальной Европе лидером в правовом развитии стала Франция. Особое значение в правовой истории сыграли два французских кодекса – Гражданский кодекс 1804 г. (его еще называют Кодексом Наполеона в связи с тем, что император принимал личное участие в его разработке. В его разработке приняли участие такие французские юристы, как Проталис, Пронше и др.) и Уголовный кодекс 1810 г. Эти нормативные акты стали образцом кодифицированного права, которое стало перениматься другими государствами, включая и Россию.

Важнейшей чертой романо-германского права является его органическая связь с римским правом. Она обусловлена рецепцией римского права, которую осуществили все страны романо-германской правовой семьи. Рецепция – это воспроизведение высокоразвитой системы права, которая существовала ранее в современных правовых системах.

Важнейшими формами рецепции римского права были: изучение римского права как достояния культуры; исследование, анализ и комментирование юридических источников, использование норм позитивного права в процессе принятия нормативно-правовых актов и методики их создания и применения; восприятия и использования понятий и основных идей, накопленных предыдущими поколениями, и т. п.

Таким образом, система права стран романо-германской правовой семьи – это многогранное правовое явление, которое сформировалось под влиянием римского права и в своем единстве логично объединяет соответствующие составляющие: нормы, принципы, институты и отрасли права.

В романо-германской правовой семье выделяются активные элементы, тесно взаимосвязаны между собой, в частности: право как система общеобязательных норм, которые выражены в законе и других источниках права; правовая идеология является активной стороной правосознания; судебная (юридическая) практика.

Важной составляющей системы права романо-германской правовой семьи является норма права, фундамент которой составляет норма классического римского права, создание которой осуществлялось путем вывода единого правила из определенного количества типовых прецедентов, опосредовавших не только обособленность от конкретных случаев, но и дающих возможность самостоятельного их применения на практике.

Норма права в романо-германском праве поднята на самый высокий уровень, ее понимают и оценивают, как правило, поведение, обладающее всеобщностью и имеющее более серьезное значение, чем только лишь ее применение судьями в конкретном деле.

Во всех странах романо-германской правовой семьи правовую норму понимают как общее и общеобязательное и формально-определенное правило поведения, которое может неоднократно применяться к неопределенному кругу лиц и случаев.

Правовая норма не создается судьями, а появляется как результат теоретических размышлений, основанных на изучении практики и на принципах справедливости, нравственности и учитывании взаимосвязи правовой системы со всеми другими социальными системами. В то же время норма права лишается хаотичности, бессистемности практики, у нее устраняются случайные элементы и этим упрощается понимание самого права. Такое понимание права соответствует традиции, согласно которой оно рассматривается как модель общественных отношений.

Романо-германская правовая семья более доктринальная в смысле восприятия и абсорбирования правовых теорий и доктрин, чем англосаксонская правовая система. В соответствии со сложившейся в пределах романо-германского права концепции (во Франции, Италии, Германии и т. д.) право не должно быть только профессиональным достоянием юристов. В системе континентального права существуют общие принципы и идеи, на основе которых формируется и развивается право.

Право стран романо-германской правовой семьи – это всегда право, основанное на принципах. На формирование принципов системы права стран романо-германской правовой семьи существенное влияние оказало римское право. С практическим использованием римских норм и институтов в право континентальной Европы внедряются и соответствующие принципы права римской юриспруденции, формирование которых непосредственно связано с исследованием римских источников права, преимущественно Кодификации Юстиниана. Такие общетеоретические принципы, как принцип верховенства права и верховенства закона, принцип юридического равенства перед законом и судом, принцип справедливости правосудия, принцип недопустимости повторного наказания за одно и то же правонарушение и другие принципы берут свое начало из классического римского права.

Тесная связь с римским правом во многом предопределила другие особенности романо-германского права:

1) основной источник – нормативные правовые акты. Данная правовая система предполагает, что правоприменитель осуществляет квалификацию тех или иных действий на основе имеющихся правовых нормативов. В странах с романо-германской правовой системой роль судебного прецедента как источника права по сравнению с нормативно-правовым актом незначительна. Судебный прецедент, как правило, в континентальной правовой семье признавался и признается. Но он является вторичным, а не первичным источником права. И в данном случае можно и нужно говорить о приоритете закона перед прецедентом – продуктом судейского правотворчества;

2) главная роль в формировании права отводится законодателю. В период становления государств в континентальной Европе главным законодателем являлся монарх (за редким исключением). Но уже в период расцвета Средневековья в Европе появляются представительные органы (например, в Англии – парламент, во Франции – Генеральные штаты), которые от имени государства также, наряду с монархом, принимают участие в принятии законов, т. е. в формировании позитивного права. В дальнейшем они занимают доминирующее положение в принятии законов, а после буржуазных преобразований прерогатива издания законов всецело переходит к представительным органам;

3) четко выраженное деление на отрасли права. Данное деление в большинстве стран континентальной Европы произошло значительно раньше и носило более последовательный характер, чем в России;

4) ярко выраженное деление на частное и публичное право. Отметим, что в самом римском праве деление на публичное и частное право появилось лишь на одной из самых поздних стадий его развития – в классический период. Следует подчеркнуть, что в различных странах романо-германской правовой семьи перечень отраслей права, причисляемых к частным и публичным, не одинаков. Так, в правовой системе Франции к публичным отраслям обычно относят: конституционное право, административное право, финансовое право и международное публичное право. К частным – «собственно частное право», коммерческое право, включающее в себя также морское право, гражданское процессуальное право, уголовное право, трудовое право, сельскохозяйственное право, право индустриальной собственности, право интеллектуальной собственности, лесное право, право социального обеспечения, транспортное право, воздушное право, право, регулирующее отношения в угольной промышленности, и международное статутное право. Кроме того, специалисты в области французского права отмечают, что, несмотря на то, что уголовное право «по своей природе и характеру является публичным правом», тем не менее по французской классификации оно относится к разряду частного права, поскольку содержит в себе множество положений, «направленных на защиту частноправовых интересов и отношений».

Несколько иначе решается вопрос об отношении той или иной отрасли права к публичной или частной в Германии. К категории публичных отраслей в данной стране относится не только конституционное, административное, финансовое (налоговое) и международное публичное право, но и уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, система правовых норм и институтов, опосредствующих отношения сторон, возникающих в результате банкротства, церковное право и так называемое «согласительное право». К частноправовым дисциплинам в Германии относятся такие как: гражданское право, коммерческое право, право компаний, право «переговорного инструментария», право интеллектуальной собственности, патентное право, торговое право и международное частное право. Кроме того, существуют отрасли, которые не относят ни к частным, ни к публичным. Это такие отрасли, которые могут рассматриваться в одних отношениях как частные, а в других – как публичные. Это относится, например, к трудовому праву;

5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов. В отличие от других правовых семей, в романо-германской правовой семье кодификация имеет глубокие исторические корни и охватывает практически все отрасли и институты права.

В романо-германской правовой семье, как правило, используются следующие источники права: нормативно-правовые акты; правовые обычаи; нормативные договоры; общие принципы права, именуемые иногда в научной литературе как «высшие принципы»; общие принципы и нормы международного права; доктрины, с помощью которых вырабатываются многие принципы романо-германского права. В романо-германской правовой семье используются и судебная практика, судебные прецеденты, которые, однако, не играют такой важной роли, как в странах англосаксонской семьи.

Среди источников права важнейшую роль играют нормативно-правовые акты, которые имеют ряд признаков, присущих для романо-германской правовой семьи:

1) исходят от государства, являются результатом деятельности компетентных субъектов правотворчества;

3) имеют определенную документально-письменную форму;

4) принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;

5) их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия, в том числе и мерами государственного принуждения. Последнее предполагает, что в случае нарушения норм права государство применяет соответствующие меры государственного воздействия в виде уголовно-правовых, гражданско-правовых, административно-правовых и иных санкций в отношении нарушителей.

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям: по субъекту правотворчества, по сфере действия, по сроку действия, по предмету правового регулирования и др.

В целом все источники права во многих странах романо-германской семьи часто классифицируются по комплексу критериев, которые включают в себя их юридическую силу, социальную значимость и степень распространенности среди других источников права.

По данным критериям выделяют, соответственно, первичные и вторичные источники права. Первичные источники охватывают собой нормативные акты и обычаи. Иногда к первичным источникам относят также общие принципы права.

К вторичным источникам относятся судебная практика, судебные прецеденты и доктрины, которые имеют определенный юридический вес в странах романо-германской правовой семьи тогда, когда первичные источники отсутствуют или же когда они не в полной мере могут регулировать соответствующие общественные отношения.

Среди первичных источников романо-германского права первостепенную роль играет закон, который является основой правопорядка. В отличие от законов других правовых семей (например мусульманской или англосаксонской) занимает высшую ступеньку в иерархии всех источников права.

Иерархия имеет место и в самих законах. Как правило, законы в странах романо-германской правовой семьи имеют соответствующий иерархический структурный ряд: конституционные законы; кодексы; обычные законы.

Следует отметить, что закон в странах романо-германского права рассматривается не только в узком, своем изначальном смысле как акт, исходящий от законодательного органа, принятый в особом процессуальном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения, но и в более широком контексте.

Под законом в широком смысле (при расширительном толковании) понимаются практически все нормативно-правовые акты. Другими словами, в этом случае под законом понимаются фактически все письменные юридические акты, принятые в установленном порядке компетентными субъектами правотворчества и содержащими нормы права (иногда закон в широком смысле обозначается как законодательство).

Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье.

Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71-73 Конституции РФ.

В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.

К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы.

К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.

Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.

Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.

Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве).

Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти.

Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Отрасли права:

В качестве составных элементов системы права выделяются: норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут.

Отрасль права - это система правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

В качестве элементов отрасли права выделяются подотрасли, правовые институты и субинституты.

Подотрасли регулируют отдельные группы общественных отношений, характеризующиеся своей спецификой и обособленностью. Например, в отрасли конституционного права можно выделить подотрасль избирательного права.

Правовой институт - это небольшая группа правовых норм, регулирующих сравнительно небольшую группу общественных отношений. Например, в гражданском праве - институт исковой давности.

Правовые институты подразделяются на простые, регулирующие правоотношения внутри одной отрасли, и сложные, регулирующие правовые отношения в нескольких отраслях права.

Для существования отдельной отрасли права необходимо наличие следующих условий: однородности регулируемых общественных отношений, их важного значения для общества и государства, невозможности урегулировать данные отношения с помощью иных отраслей права, специфического метода правового регулирования.

Отрасли права можно классифицировать по предмету правового регулирования:

Существуют и иные отрасли права: гражданско-процессуальное, уголовное, семейное, трудовое, уголовно-исполнительное и т. д.

Выделяют также отрасли:

  • 1) материального права, устанавливающие основные дефиниции определенной отрасли права и обязанности субъектов (гражданское, уголовное), и процессуального права, регулирующие порядок реализации и защиты предоставляемых государством прав и юридических обязанностей (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное);
  • 2) частного права, направленные на защиту интересов частных лиц (гражданское, семейное), и публичного, регламентирующие деятельность органов государственной власти и управления (конституционное, уголовное, административное).

Видео по теме

Принимается по итогам референдума, изменения в главы 1, 2 и 9 вносятся на основании решения Конституционного собрания и референдума, в главы 3-8 изменения вносит Федеральное собрание с одобрением субъектами РФ. Изменение наименований субъектов РФ (ст. 65 Конституции) может осуществляться указами президента РФ

Подписываются председателем Правительства РФ

Ведомственные акты

Частью 4 статьи 15 Конституции РФ установлено верховенство международных договоров над действующим законодательством России. В случае противоречия между законодательством и международным договором Российской Федерации, применяются правила международного договора. На практике это означает, что при наличии разногласий, граждане, организации, государственные органы, суды руководствуются нормами международного договора до того времени, пока законодательство не будет приведено в соответствии с ним.

Вместе с тем, международный договор Российской Федерации считается вступившим в силу, если прошёл все необходимые стадии согласования и подписания, а также, при необходимости, ратификацию.

Федеральные законы - ключевой элемент законодательного регулирования в России и могут затрагивать любые вопросы, отнесённые Конституцией РФ к предметам ведения федерации либо совместного ведения федерации и субъектов РФ, и требующие государственного регулирования. Нормы федеральных законов являются обязательными для исполнения на всей территории страны, а все акты меньшей юридической силы не должны им противоречить. Вместе с тем, ответственность за неисполнение норм федеральных законов наступает только в том случае, если она явно предусмотрена самим законом, либо другими законами, включая уголовный кодекс или кодекс об административных правонарушениях.

При этом федеральные законы принимаются в первую очередь по предметам, относящимся к ведению Российской Федерации (установлено ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).

принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта

установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки

координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учёт

Указы и распоряжения Президента РФ принимаются по вопросам предметов ведения федерации и не могут противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России.

Конституцией не определяется правовое различие указа и распоряжения. Вместе с тем, распоряжением президента РФ дано следующее толкование:

  • указ - решения президента нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий РФ, о помиловании;
  • распоряжение - решения президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам , а также по вопросам работы Администрации президента РФ; при этом распоряжения не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер.

К слову, правом давать официальное разъяснение отдельных положений указов и распоряжений наделено Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ).

В соответствии со статьёй 114 Конституции РФ, Правительство России имеет следующую компетенцию:

  • разработка федерального бюджета с представлением его в Государственную Думу, исполнение федерального бюджета;
  • проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управление федеральной собственностью;
  • осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами президента.

По этим вопросам, а также в рамках исполнения Конституции, федеральных законов, нормативных указов президента Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, обеспечивая их исполнение. К слову, разрабатываемые проекты указом президента по перечисленным вопросам должны согласовываться с Правительством.

Различие между постановлением и распоряжением определено федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»:

  • постановления - акты, имеющие нормативный характер (то есть адресованные неограниченному кругу лиц и предполагающие постоянное или многократное действие);
  • распоряжения - акты не имеющие нормативного характера.

В случаях, когда постановления и распоряжения Правительства РФ противоречат Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом.

Ведомственные нормативные акты

В рамках реализации норм федеральных законов и постановлений (распоряжений) Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) могут принимать нормативные правовые акты, определяющие порядок действий по определённым вопросам государственного регулирования и распространяющиеся на неопределённый круг лиц. Возможные виды нормативных актов: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. При этом ключевой особенностью является процедура государственной регистрации в Минюсте России, только после прохождения которой нормативный правовой акт считается имеющим силу. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе самостоятельно издавать нормативные правовые акты.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти имеют право принимать ведомственные акты ненормативного характера. Их регистрация в Минюсте России не требуется, но подобные акты воздействуют на ограниченный круг лиц, прямо определённый в документе.

Акты федеральных органов исполнительной власти могут быть приостановлены или отменены Правительством РФ.

Особенности принятия ведомственных актов

Правительством РФ определён порядок разработки и принятия ведомственных актов, а также их приостановления и отмены. В ряде случаев, проект нормативного правового акта ФОИВ должен быть перед государственной регистрацией согласован с другими ведомствами, и/или пройти оценку регулирующего воздействия.

Законы субъектов РФ могут издаваться по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в соответствии с федеральными законами, и по вопросам , отнесённым к исключительной компетенции регионов. При этом законы субъектов не могут противоречить федеральным законам, если принимаются по вопросам относящимся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ; и не могут противоречить Конституции РФ, если принимаются по вопросам , отнесённым к ведению исключительно субъектов РФ.

Региональные подзаконные акты - это постановления, распоряжения, приказы и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ в развитие федеральных и региональных законодательных актов, а также в целях реализации указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Трудовое право - отрасль российского права, предметом которой является регулирование трудовых отношений между работником и работодателем и других, связанных с трудовыми отношениями. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим трудо-правовые отношения в России является Трудовой кодекс РФ.

Земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и её охраны.

Современная российская правовая система представляет собой совокупность норм права объединенных в институты, подотрасли и самостоятельные отрасли права, что характерно для романо­германской правовой семьи.

Особое место занимают международные договоры нормативного содержания, ратифицированные законода­тельными органами в установленном порядке. Основной функцио­нальный элемент системы - это отрасль права. Отрасль состоит из подотраслей и институтов права.

Институт права - это совокупность нормативно-правовых актов регулирующих однородные общественные отношения внутри подот­расли или отрасли права.

Подотрасль права - это совокупность нормативно-правовых ак­тов регулирующих однородные общественные отношения внутри от­расли права.

Таким образом, выполняя одну и ту же функцию подотрасль права является более широким понятием, чем институт права.

Отрасль права - то это совокупность нормативно-правовых ак­тов регулирующих однородные общественные отношения внутри си­стемы права.

Систему Российской Федерации можно представить в виде пи­рамиды нормативно-правовых актов, являющихся источниками ин­ститутов, подотраслей и отраслей права, на вершине, которой нахо­
дится Конституция Российской Федерации, а в основании множество норм права, входящих в состав нормативно-правовых актов всех уровней. Правовая система делится на три уровня. Первый уровень - федеральный. Это верхняя часть пирамиды. На данном уровне распо­ложены: международные договоры нормативного содержания, Кон­ституция Российской Федерации, федеральные конституционные за­коны, подзаконные нормативные правовые акты - это указы Прези­дента и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Международные договоры являются источниками международ­ного права. Международное право - это совокупность правоотноше­ний с участием иностранных элементов и нормативных правовых ак­тов, регулирующих эти отношения. В международном праве выделя­ют три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Национальное право.

Конституция Российской Федерации федеральные конституци­онные законы, объединены в отрасль - «Конституционное право». Они являются источниками Конституционного права. Указы Прези­дента и постановления Правительства, могут служить источниками Конституционного права, при условии если в них содержаться нормы, регулирующие общественные отношения входящие в данную отрасль. На этом же уровне расположены федеральные законы и подзаконные акты, являющиеся источниками различных отраслей права. К основ­ным отраслям, помимо Конституционного права относятся: граждан­ское право, трудовое право, семейное право, уголовное право, адми­нистративное право, экологическое право, финансовое право.

Отрасли права делятся на публичные и частные. Публичные это такие отрасли, которые регулируют общественные отношения между субъектами права, одним из которых всегда является государство. Иными словами публичные отрасли стоят на страже государственных интересов в правовых отношениях между субъектами права. К публичным отраслям права, прежде всего, относят: конституцион­ное право, уголовное право, административное право, экологическое право и финансовое право.

Частные отрасли права регулируют общественные отношения между субъектами права, которые являются отдельными лицами.

Эти общественные отношения могу быть имущественными или личными не имущественными. К частным отраслям права, прежде всего, отно­сят: гражданское право, трудовое право, семейное право.

Большинство подотраслей и отраслей права кодифицированы. Любой кодекс по юридической силе приравнивается к федеральному закону. Федеральных законов значительно больше, чем федеральных конституционных законов, что позволяет строить систему права в ви­де пирамиды, на вершине которой расположена Конституция Россий­ской Федерации.

На третьем уровне расположены законы субъектов Российской Федерации. Для этих нормативных правовых актов характерно то, что они принимаются законодательными органами субъектов, действуют только на территории субъектов и относятся только к тем институтам отраслям и подотраслям права, которые находятся в ведении субъек­тов Российской Федерации, или преданы субъектам федеральными за­конодательными органами на основании соответствующих норматив­но-правовых актов.

Законодательные органы отдельных субъектов Российской Фе­дерации принимают свои Конституции. При этом основным требова­нием правовой системы является отсутствие противоречий между Конституцией Российской Федерации и Конституцией субъекта Рос­сийской Федерации.

На четвертом уровне расположены многочисленные локальные нормативные правовые акты. Этот уровень целесообразно разделить на четыре составные части.

Первая часть - это приказы, распоряжения и инструкции мини­стерств, ведомств, департаментов и агентств федерального уровня, действующие на территории всей страны.

Вторая часть - это приказы, распоряжения и инструкции мини­стерств, ведомств, департаментов и агентств субъектов Российской Федерации, действующие на территории конкретных субъектов.

Третья часть - это нормотворчество органов местного само­управления - постановления и распоряжения, действующие на терри­тории муниципальных образований.

Четвертая часть - это приказы, распоряжения и инструкции ру­ководителей организаций предприятий и учреждений, которые дей­ствую только на территории этих организаций предприятий и учре­ждений.

Все без исключения нормативно-правовые акты включают нор­мы права. Это самые многочисленные источники права, составляю­щие основание пирамиды российской правовой системы. Норму права называют элементарной частицей системы права, но и она делится на
три составные части. Первая часть - это гипотеза, вторая - диспози­ция, а третья - санкция.

Гипотеза - элемент нормы права, указывающий на круг лиц или те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права начинает действовать. Гипотеза является необходимым элементом структуры нормы права, который выступает условием обя­зательности диспозиции.

Диспозиция - это элемент нормы права, который предписывает правило поведения лицам - участникам правоотношений. Диспозиция является стержнем нормы права, ее сердцевиной, моделью правомер­ного поведения. В сочетании с гипотезой и санкцией диспозиция дей­ствует, проявляя свои регулирующие свойства.

Санкция - это логически завершающий норму права структур­ный элемент, содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила, указанного в диспози­ции.

Некоторые ученые юристы утверждают, что с философской и социологической точек зрения санкция может нести только отрица­тельные, но и положительные последствия, для лиц - участников пра­воотношений. При этом положительные последствия могут возник­нуть только при условии социально полезного поведения участников.

Деление нормы права на три составных элемента впервые по­явилось в юридической литературе в 1940 году. Это был учебник по теории государства и права советского периода написанный правове­дами С.А. Голунским и М.С. Строговичем. В правовой литературе до настоящего времени ведутся дискуссии о том, все ли правовые нормы имеют трехэлементную структуру и о том, что санкция может содер­жаться не в том правовом акте, в котором присутствует гипотеза и диспозиция. Некоторые ученые юристы утверждают, что санкция мо­жет быть скрытой, но ее присутствие обязательно.

На основании выше изложенного, российская правовая система представляет собой сложную многоуровневую структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, которую можно представить в виде пирамиды. В процессе своего функционирования данная система спо­собна защитить собственность, права и свободы субъектов права, обеспечить стабильность в стране и экономический рост государства.

Система способствует развитию и укреплению государственности и своему собственному развитию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Романо германская правовая система и ее признаки.

2. Как формировалась романо-германская правовая система?

3. Структура правовой системы Российской Федерации и краткая характе­ристика ее элементов.

4. Основной источник правовой системы Российской Федерации.

5. Какую роль играют международные договоры в правовой системе Рос­сийской Федерации.

Похожие статьи