Принципы и организационно-правовые основы деятельности полиции. Правовая основа деятельности полиции Организационно правовые основы деятельности сотрудников правоохранительных органов

12.11.2020

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социальной работы" (повышенный образовательный уровень).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 9. обеспечение охраны правопорядка.

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

МЧС РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы 1 .

Пифагор

9.1. Правовые основы, задачи, полномочия,

структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации

Органы внутренних дел - это специализированная система органов исполнительной власти, осуществляющая правоохранительную деятельность на основании и в порядке, определенном законодательством по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц; прав и законных интересов юридических лиц; духовных и материальных ценностей общества; конституционного строя, территориальной целостности и охраны правопорядка в целом 2 .

Органы внутренних дел осуществляют правоохранительную деятельность на основе принципа централизации и единства системы органов внутренних дел, с учетом федерального устройства и административно-территориального деления государства.

Правовой основой организации и деятельности системы органов МВД России являются:

1) Конституция РФ;

  1. Федеральные конституционные законы;
  2. общепризнанные принципы и нормы, международные договора РФ - ратифицированные ФЗ;
  3. ФЗ «О полиции»;
  4. ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
  5. ФЗ о ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов; ФЗ о контроле за соответствием расходов и др. ;
  6. Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» и др.;
  7. правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в объеме их компетенции.

В Указе Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» отмечено, что в целях повышения эффективности деятельности МВД России по защите прав и свобод человека и гражданина и в связи с принятием ФЗ «О полиции» утверждены:

а) Положение о МВД России;

б) структура центрального аппарата МВД России.

Положением о МВД России определены территориальные органы:

а) на окружном уровне - главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;

б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

в) на региональном уровне - МВД по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ;

г) на районном уровне - управления, отделы МВД России по районам , городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспор те, Управление МВД России на комплексе «Байконур».

Подчиненность территориальных органов определяется МВД России.

Должности федеральной государственной гражданской служим учреждаются МВД России в подразделениях территориальных opганов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ и Положением о МВД России.

Основными задачами МВД России являются:

  1. разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
  2. нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
  3. обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
  4. управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД России;
  5. обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органон внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в ОВД и с военной службы, членов их семей и иных лиц.

Руководство деятельностью М ВД России осуществляет Президент РФ.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через ОВД и органы управления внутренними войсками.

М ВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Деятельность МВД России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ.

При МВД России действует общественный совет, который формируется в порядке, устанавливаемом Президентом РФ.

МВД России является уполномоченным ФОИВ в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск.

МВД России осуществляет следующие полномочия:

  1. формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также миграционных процессов основные направления государственной политики в сфере внутренних дел;
  2. разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;
  3. разрабатывает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ проекты ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ;
  4. осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов в сфере внутренних дел;
  5. определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
  6. обобщает практику применения законодательства РФ в сфере внутренних дел, проводит анализ реализации государственной политики в своей сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
  7. разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способ ствующих их совершению;
  8. организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;
  9. организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;
  10. организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ розыск лиц и похищенного имущества;
  11. организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;
  12. выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами.
  13. принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;
  14. организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность;
  15. организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль в области оборота оружия;
  16. организует и осуществляет контроль в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, контроль деятельности вневедомственной охраны;
  17. участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации;
  18. организует производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов внутренне дел и внутренних войск ;
  19. организует в соответствии с федеральным законом проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;
  20. обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также осуществляет их инспектирование и контроль их деятельности;
  21. участвует в организации территориальной обороны РФ, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами РФ, другими войсками по обеспечению обороны РФ;
  22. обеспечивает по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;
  23. обеспечивает исполнение законодательства РФ о противодействии коррупции в системе МВД России и др.

Структура центрального аппарата МВД России.

  • Министр внутренних дел РФ.
  • Первый заместитель министра МВД России.
  • Заместители министра МВД России.
  • Статс-секретарь - заместитель министра МВД России.
  • Заместитель министра МВД России - главнокомандующий внутренними войсками МВД России.

Служим России, служим закону!

Руководство

Главные управления

Департаменты

Управления

Центры

Генерал-полковник полиции Владимир Александрович Колокольцев родился 11 мая 1961 г. в городе Нижний Ломов Пензенской области. На службу в органы внутренних дел поступил в 1982 г. в отдел милиции по охране дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в г. Москве.

В 1984 г. был назначен на должность командира взвода отдельного батальона ППСМ УВД Гагаринского райисполкома г. Москвы.

В 1985 г. поступил на очное отделение Высшего политического училища имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР на факультет по специальности "Правоведение", который закончил в 1989 г. По окончании учёбы вернулся на службу в ОВД на должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска УВД Кунцевского райисполкома г. Москвы.

После этого был назначен заместителем начальника 20 отделения милиции г. Москвы, затем начальником
8 отделения милиции г. Москвы.

В 1992 г. Владимир Александрович направляется в Управление уголовного розыска на должность старшего оперуполномоченного 2 отдела УУР ГУВД г. Москвы. В начале 1993 г. назначается начальником 108 отделения милиции г. Москвы. Через 2 года утверждён в должности начальника отдела уголовного розыска
2 РУВД Центрального административного округа г. Москвы.

В 1997 г. переходит на службу в МВД России на должность начальника 4 регионального отдела РУОП по г. Москве при МВД России. Спустя два года назначен на должность начальника регионального оперативно-розыскного бюро по Юго-Восточному административному округу г. Москвы Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД России.

В 2001 г. становится начальником 3 отдела оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу. Впоследствии назначается заместителем начальника оперативно-розыскного бюро ГУ МВД России по Центральному федеральному округу.

В 2007 г. назначен начальником Управления внутренних дел по Орловской области. В апреле 2009 г. становится первым заместителем начальника Департамента уголовного розыска МВД России.

7 сентября 2009 г. Указом Президента РФ генерал-майор милиции Владимир Александрович Колокольцев назначен начальником Главного управления внутренних дел по г. Москве.

10 июня 2010 г. Указом Президента РФ присвоено специальное звание "генерал-лейтенант милиции".

24 марта 2011 г. после прохождения переаттестации Указом Президента РФ назначен на должность начальника Главного управления МВД России по г. Москве с присвоением специального звания "генерал-лейтенант полиции".

21 мая 2012 г. Указом Президента РФ Владимира Путина генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев назначен Министром внутренних дел Российской Федерации.

12 июня 2013 г. Указом Президента Российской Федерации № 556 Владимиру Александровичу Колокольцеву присвоено специальное звание "генерал-полковник полиции".

Колокольцев Владимир Александрович женат, имеет сына и дочь. Доктор юридических наук. Заслуженный сотрудник ОВД. Имеет государственные и ведомственные награды.

Родился 11 мая 1961 года в городе Нижний Ломов Пензенской области в семье рабочего. Работал водителем погрузчика, затем машинистом насосной установки в котельном цехе фанерного завода «Власть труда» Пензенской области. В 1979 году был призван в армию, служил в пограничных войсках на границе СССР и Афганистана.

В 1982 году поступил на службу в органы внутренних дел в отдел милиции по охране дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в Москве. В 1984 году назначен командиром взвода отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции УВД Гагаринского райисполкома Москвы.

В 1985 поступил в Высшее политическое училище имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР , с отличием окончив его в 1989 году. После окончания училища вернулся в Москву, начал работать в ОВД оперуполномоченным отдела уголовного розыска УВД Кунцевского райисполкома Москвы. Позднее был назначен заместителем начальника 20-го отделения милиции Москвы, затем - начальником 8-го отделения милиции.

В 1992 году перешёл в Управление уголовного розыска на должность старшего оперуполномоченного 2-го отдела УУР ГУВД Москвы . В начале 1993 года назначен начальником 108-го отделения милиции Москвы. В 1994 году, будучи начальником 108-го отделения милиции Москвы, Владимир Колокольцев снялся в эпизодической роли оперативного уполномоченного в детективном фильме « На углу, у Патриарших ), что не будет «висяка», так как покойный, обнаруженный на месте происшествия, является самоубийцей, а не жертвой убийства.

В 1995 году назначен на должность начальника отдела управления уголовного розыска 2-го РУВД Центрального административного округа. В 1997 году стал начальником 4-го регионального отдела РУОП по Москве при МВД России . В 1999 году назначен на должность начальника регионального Оперативно-розыскного бюро по Юго-Восточному административному округу Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД России.

В 2001 году назначен начальником 3-го отдела оперативно-розыскного бюро главного управления МВД России по Центральному федеральному округу. В 2003 году назначен заместителем начальника бюро. В январе 2007 года назначен начальником Управления внутренних дел по Орловской области . В период его работы в области были предъявлены обвинения двум первым вице-губернаторам Виталию Кочуеву и Игорю Сошникову, а также нескольким главам подразделений областной администрации . Также были арестованы и приговорены к тюремному заключению некоторые активные участники так называемой «воробьёвской» ОПГ. В апреле 2009 года назначен первым заместителем начальника Департамента уголовного розыска МВД России.

7 сентября 2009 года указом президента России назначен начальником Главного управления внутренних дел Москвы милиции».

Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2011 года В. А. Колокольцеву присвоено специальное звание генерал-лейтенанта полиции, и он назначен на должность начальника Главного управления МВД России по г. Москве. Этим же указом он освобождён от должности начальника ГУВД г. Москвы.

Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года назначен Министром внутренних дел Российской Федерации, и под его руководством реформа правоохранительной системы продолжилась.

Указом Президента Российской Федерации № 556 от 12 июня 2013 В. А. Колокольцеву присвоено специальное звание генерал-полковника полиции.


Введение

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов РФ занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охраны законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форма собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Правовые основы ОВД

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел РФ. Основными структурными звеньями этой структуры являются министерства внутренних дел республик, главные управления внутренних дел и управления внутренних дел краев. Областей и других субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДТ, ОВДТ), управления и отделы Главного управления внутренних дел (на режимных объектах), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП). Кроме того, в структуру МВД входит так же Следственный комитет, Главное Управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), Главное управления исполнения наказаний (ГУИН), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТ и ВС), образовательные учреждения Академия управления, Санкт- Петербургская академия, институты, высшие школы, средние - специальные учебные заведения), Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) и другие научно-исследовательские учреждения, а так же иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД РФ входят и внутренние войска, состоящие из округов, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления ими.

Правовой основной деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а так же приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения, прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

В соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основные приобретенные направления в деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности, участвует в формировании и выполнении государственных федеральных целевых программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

МВД организует и проводит научные исследования проблем охраны общественного порядка, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступления, исполнения уголовных наказаний, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности. Деятельности внутренних войск в сложных условиях, опытно-конструкторские и проектно-технологические работы, обеспечивает внедрения достижений науки, техники и положительного опыта работы в деятельность органов внутренних дел.

В органах внутренних дел широко налажено обобщение практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются предложения по совершенствованию действующего законодательства, подготавливаются проекты нормативных актов связанных с регулированием деятельности органов внутренних дел. Вышестоящие органы системы МВД организуют оказание подведомственным органам и подразделениям методической и практической помощи по всем вопросам, отнесенным к их компетенции.

Министерство внутренних дел проводит работу по обеспечению исполнения уголовных наказаний и организаций содержания, охраны, этапирование и конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.

МВД подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами РФ, а так же Правительству РФ.

Министерство внутренних дел возглавляет министр, который, как его заместители и главнокомандующий внутренними войсками, назначается и освобождается от должности Президентом РФ по предложению Правительства РФ. Руководство конкретными направлениями деятельности МВД в соответствии с распределением функциональных обязанностей осуществляют заместители министра и главнокомандующий внутренними войсками. В МВД образуется коллегия в составе министра, его заместителей, главнокомандующего внутренними войсками (по должности) и руководящих работников органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Президентом РФ. В состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждается Правительством РФ. Коллегией рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Решение коллегии принимаются большинством голосов и за тем объявляются приказом министра внутренних дел РФ.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий МВД и других министерств и ведомств РФ, объявляются совместными приказами Министром внутренних дел и руководителей соответствующих министерств и ведомств.

Концепция - это не только провозглашение стратегических целей и задач, но и достаточно продуманный механизм их достижения.

Приказом МВД России от 9 января 2017 г. № 1 утверждена Концепция правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 г. (далее – Концепция).

Номер, присвоенный данному документу, весьма символично отражает важность и значимость задач МВД России по реализации одной из основных своих функций – нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Разработка Концепции была обусловлена потребностью обновления подходов к стратегическим целям, задачам, принципам и механизмам дальнейшего совершенствования правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России в условиях предъявления к органам внутренних дел Российской Федерации новых требований по эффективному решению возложенных на них задач защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, осуществления федерального государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг в сфере внутренних дел, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

Положения Концепции сформулированы с учетом исторического опыта становления и развития юридической службы МВД СССР и МВД России, сложившихся традиций, результатов реализации Концепции по совершенствованию правового обеспечения деятельности системы МВД России 1992 г. и Концепции с аналогичным названием 1999 г.

Глубокому анализу были подвергнуты итоги выполнения Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007–2017 гг., утвержденных приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 5.

Изучены прогнозы развития органов внутренних дел, в основе которых лежат научно-обоснованные выводы о формировании криминальной ситуации в России на предстоящий период и выраженной потребности общества в укреплении правопорядка, социальных ожиданиях, связанных с реализацией заложенных в Федеральном законе «О полиции» принципов деятельности: соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Сегодня можно констатировать, что за 10-летний период реализации Основных направлений правовое обеспечение достигло качественно нового уровня, соответствующего потребностям общества, созданы надежные правовые условия для реализации возложенных на МВД России задач и функций. Кардинально изменилось отношение к правовой работе, которая из средства обеспечения целей системы МВД России превратилась в регулятора ее деятельности на всех уровнях и во всех ее структурных элементах.


За 2007–2016 гг. при непосредственном участии МВД России разработано и издано 725 федеральных законов, 183 акта Президента Российской Федерации, 583 акта Правительства Российской Федерации, 5 996 нормативных правовых актов МВД России, из которых 950 – прошли государственную регистрацию в Минюсте России.

Получили дальнейшее развитие и качественно изменили содержание деятельности органов внутренних дел правовые основы противодействия наиболее опасным видам преступлений, в первую очередь терроризму, экстремизму, организованной и транснациональной преступности, коррупции, незаконному обороту наркотиков, а также профилактики правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, безопасности дорожного движения, применения мер административного воздействия, оперативно-разыскной деятельности.

При непосредственном участии МВД России были разработаны и приняты важнейшие федеральные законы, определяющие порядок участия граждан в охране общественного порядка, основы системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.

Обеспечена правовая регламентация вопросов безопасности спортивных мероприятий в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также предстоящих Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.

Заложенные в Основных направлениях положения позволили эффективно использовать созданный правовой механизм в процессе реформирования системы МВД России, в ходе которого была создана принципиально новая законодательная база, регламентирующая деятельность обновленного правоохранительного института.

Принятые федеральные законы: от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – оформили современную систему специального законодательства органов внутренних дел, обеспечили соответствующие изменения подзаконной нормативно-правовой базы и послужили основой качественных улучшений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Регламентированы вопросы управленческой деятельности, оптимизации структурного построения органов внутренних дел, закрепления правового положения отделов (отделений, пунктов) полиции, прохождения службы, обеспечения социальных гарантий, оперативно-разыскной деятельности и деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Проводимый на постоянной основе правовой контроль создал условия, которые позволили обеспечить устойчивое функционирование системы МВД России, не допустить многочисленных нормотворческих инициатив, способных принести прямой или опосредованный вред деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод граждан и организаций от преступных или иных противоправных посягательств.

Технологический и качественный скачок произошел в механизмах выявления потребности в правовой регламентации с внедрением в МВД России с 2008 г. многоуровневой территориально распределенной автоматизированной аналитической информационной системы «Мониторинг», позволяющей оперативно, без увеличения документооборота получать в электронном виде информацию с мест о выявленных проблемах в правовом регулировании и заключения по ним экспертов подразделений центрального аппарата МВД России.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, содержащимися в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», и актами Правительства Российской Федерации, изданными в его развитие, в МВД России внедрены такие механизмы нормотворческого процесса, как общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов, оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и независимая антикоррупционная экспертиза.

Совершенствовались правовые основы международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Сформированная международно-правовая база позволила не только не допустить снижения эффективности взаимодействия в правоохранительной сфере, но и обеспечить его поступательное развитие.

В связи с изменениями в законодательстве, регламентирующем вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, приведена в соответствие с ним ведомственная нормативная правовая база, обеспечено юридическое сопровождение хозяйственной деятельности в системе МВД России.

За период, прошедший с начала реализации Основных направлений, правовыми подразделениями системы МВД России для бюджета Российской Федерации при осуществлении судебно-исковой работы сохранено более 4 трлн рублей, возвращено в бюджет Российской Федерации по искам, инициативно внесенным МВД России, около 12 млрд рублей. Изменена судебная практика по многим видам споров, имеющих массовый характер.

Заложены основы системы профессиональной юридической подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающей формирование и поддержание их правовых знаний на уровне, необходимом для качественного выполнения возложенных задач, законодательно закреплена обязанность обладания такими знаниями для каждого сотрудника.

В систему профессиональной подготовки наряду со служебной и физической подготовкой внедрена правовая подготовка.

Очевидной данностью стало использование личным составом органов, организаций и подразделений системы МВД России не только общедоступных справочных правовых систем, но и созданной ведомственной автоматизированной системы правового информирования, включающей в себя СТРАС «Юрист», СТРАС «Юрист-Регион» (акты территориальных органов), АИС «Иск» (судебные акты), АИС «Мониторинг», АИПС «Сопровождение проектов нормативных правовых актов и планов правоподготовительных работ».


В рамках реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168, в целях формирования высокого уровня правовой культуры населения, поддержания традиции безусловного уважения к закону и правопорядку, а также преодоления правового нигилизма в обществе осуществлены мероприятия по правовой пропаганде, правовому просвещению и оказанию бесплатной юридической помощи. Обеспечен доступ граждан Российской Федерации к правовой информации, затрагивающей сферу внутренних дел.

Значительно улучшилось организационно-штатное и материально-техническое обеспечение правовой работы в системе МВД России. В рамках выполнения пункта 3 приказа МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» сформированы правовые подразделения в базовом звене органов внутренних дел – территориальных органах МВД России на районном уровне.

Организована система профессиональной подготовки сотрудников правовых подразделений системы МВД России в ведомственных образовательных организациях, в рамках которой ежегодно обеспечивается повышение квалификации руководителей и сотрудников правовых подразделений территориальных органов МВД России, образовательных и иных организаций Министерства, а также обучение специалистов для правовых подразделений МВД России на базе федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализация «Гражданско-правовая»).

В целом позитивно оценивая придание качественно нового уровня правовой работе в органах внутренних дел, которая за рассматриваемый период вышла из сугубо обеспечительных рамок и стала воздействовать через разработку и изменение правовых актов и предложения руководителям по корректированию исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов на все элементы и уровни системы органов внутренних дел (правовое регулирование), следует признать и наличие ряда проблемных вопросов, требующих выработки стратегии их решения.

Еще имеет место достаточно большое количество несистематизированного нормативного материала, регламентирующего сферу внутренних дел, наличие в нормах отдельных противоречий, вызывающих трудности в надлежащем правоприменении. Остались вопросы в части дальнейшей правовой регламентации деятельности органов и организаций в целом по системе МВД России, а также на региональном и районном уровнях.

С учетом произошедших структурных изменений в системе правоохранительных органов Российской Федерации требуют должного разрешения вопросы правового регулирования взаимодействия МВД России с иными правоохранительными органами, а также исключения несвойственных функций и передачи их другим федеральным органам исполнительной власти.

Не завершена работа по созданию правовых основ реализации полицией законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, должного взаимодействия территориальных органов МВД России с законодательными органами субъектов Российской Федерации по вопросам нормотворческой деятельности.

Следует признать недопустимо высоким материальный и имиджевый вред, причиненный в результате удовлетворения судами исков о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов и организаций системы МВД России, а также их должностных лиц, недостаточность использования имеющихся резервов в работе по предупреждению таких исков.

Имеются проблемы в правовом регулировании вопросов разграничения компетенции подразделений, являющихся участниками договорно-правовых отношений.

Еще не достигнут требуемый уровень юридического сопровождения деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне. Не обеспечен полный охват сотрудников органов внутренних дел доступом к актуальному нормативному материалу.

Сохраняется потребность в совершенствовании системы повышения профессионального уровня специалистов для правовых подразделений органов внутренних дел.

Осознание наличия ряда проблемных вопросов и стремление поднять правовую работу в органах внутренних дел на качественно новый уровень потребовали решить задачу выработки и закрепления концептуальных основ дальнейшего совершенствования правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.

Разработанная ДПД МВД России Концепция основана на требованиях Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Концепции общественной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685), постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».


Концепцию можно без преувеличения назвать результатом коллективного творчества. В ней учтены многочисленные предложения руководителей правовых подразделений системы МВД России, ветеранов юридической службы, ученых системы МВД России. Проект Концепции активно обсуждался в правовых подразделениях территориальных органов, стал предметом рассмотрения на заседаниях Общественного совета при МВД России, Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой работы.

Концепция ставит своей целью достижение более совершенного, основанного на использовании высоких технологий уровня правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России, позволяющего эффективно осуществлять оперативно-служебную деятельность, а также своевременно реагировать правовыми средствами на динамично меняющиеся общественные отношения в сфере внутренних дел.

Концепция определяет сущность, принципы правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.

Согласно Концепции, правовое регулирование деятельности МВД России заключается в создании и поддержании надлежащих правовых условий для решения органами, организациями и подразделениями МВД России возложенных на них задач и выполнения функций по их реализации.

Важнейшей составляющей правового регулирования является правотворчество (нормотворчество). Этот элемент, хотя и является доминирующим, но отнюдь не исключительным в процессе создания и поддержания надлежащих правовых условий функционирования любой социальной системы, включая систему органов внутренних дел. К ним, помимо актуальной нормативной правовой основы, можно отнести наличие, эффективных механизмов обеспечения режима законности в правоприменении и правового контроля, защиты и восстановления нарушенных прав, формирования правовой культуры и правосознания, своевременного правового информирования субъектов правоотношений.

Юридическое сопровождение деятельности МВД России есть не что иное, как правовое обеспечение различных направлений оперативно-служебной деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России в целях эффективного решения возложенных на них задач, непрерывно осуществляемое правовыми подразделениями (помощниками начальников по правовой работе). Основными элементами юридического сопровождения в данном случае выступают правовой контроль, договорно-правовая, судебно-исковая, информационно-правовая, международно-правовая и организационно-правовая работа.

В качестве приоритетных задач правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России в 2017–2021 гг. в Концепции закреплены:

Совершенствование нормотворческой деятельности на основе современных практик выявления потребностей в правовом регулировании;

Повышение эффективности правового контроля как средства укрепления законности в МВД России и правомерности управленческих решений, выраженных в правовых актах;

Повышение уровня договорно-правовой работы в хозяйственной сфере деятельности МВД России;

Повышение эффективности судебно-исковой работы;

Совершенствование информационно-правовой деятельности;

Совершенствование международно-правовой основы взаимодействия органов внутренних дел с правоохранительными и миграционными органами иностранных государств и международными организациями;

Совершенствование ведомственной организации правовой работы как необходимой составляющей правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.

Важно, что Концепция это не только провозглашение стратегических целей и задач повышения уровня правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России, но и достаточно продуманный механизм их достижения.

Реализация настоящей Концепции обеспечивается разработкой и осуществлением комплекса правовых и организационных мер, которые должны найти свое отражение в перспективном комплексном плане мероприятий по реализации Концепции и документах планирования МВД России, территориальных органов, организаций и подразделений системы МВД России.

В соответствии с приказом МВД России от 9 января 2017 г. № 1 ответственность за реализацию Концепции возлагается в пределах компетенции на руководителей органов, организаций и подразделений системы МВД России. Головным подразделением, ответственным за выполнение перспективного комплексного плана мероприятий по реализации Концепции, является Договорно-правовой департамент МВД России, на который возложено осуществление текущего мониторинга, организационно-методического обеспечения и координации деятельности органов, организаций и подразделений МВД России по реализации Концепции.

19.03.2017

Правовая основа деятельности полиции - это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и регулирующих различные аспекты организации и деятельности полиции, включая правовое нормирование содержания полицейской деятельности, субъектов ее осуществления, условия, порядок и основания применения полицией мер государственного принуждения, гарантии законности деятельности полиции и т.д. Отличительной чертой правового регулирования деятельности полиции служит множественность его субъектов и источников, обусловленная множественностью и разнообразием решаемых полицией задач .

Основным источником деятельности полиции является Конституция Российской Федерации, т.к. она закрепляет основные принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе складывающиеся в сфере внутренних дел, а также основные охраняемые государством права и свободы человека и гражданина. Конституция как основной закон Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Следующим элементом правовой основы деятельности полиции являются международные договоры Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Международный договор - это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В настоящее время вопросы, входящие в компетенцию МВД России, регулируются более 600 двусторонними и многосторонними договорами различного действия - межгосударственного, межправительственного, межведомственного.

К числу наиболее значимых международных договоров Российской Федерации с точки зрения правового регулирования деятельности полиции следует назвать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г., Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.

Кроме того, по линии МВД России действует свыше 70 соглашений межведомственного характера с партнерами более чем из 40 зарубежных стран.

Общепризнанные принципы международного права – это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся: принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Общепризнанная норма международного права – это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного .

В ряду наиболее значимых международно-правовых принципов и норм как элементов правовой основы деятельности полиции следует выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией 1989/61 Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа - 7 сентября 1990 г.), Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г., и др.

Следующий элемент правовой основы деятельности полиции - Федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Такими источниками являются, например, ФКЗ «О военном положении» и ФКЗ «О чрезвычайном положении», так как полиция обязана участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Составной частью правовой основы деятельности полиции выступают федеральные законы. К их числу можно отнести: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерции, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» , от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» , от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» , от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и др.

Одними из элементов правовой основы деятельности полиции являются нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Нормотворческие полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области внутренних дел многообразны и вытекают из их полномочий в сфере государственного управления. Так, соответственно установленному главой государства распределению полномочий по руководству деятельностью федеральных органов государственной власти, руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации. В связи с этим указами Президента Российской Федерации урегулирован большой круг вопросов организации и деятельности системы МВД России в целом и полиции в частности. В числе таких актов Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции», которым установлен состав полиции. Указом Президента Российской Федерации утвержден Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которому присваиваются специальные звания полиции . Указом Президента Российской Федерации также установлен порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, определившей персональный состав сотрудников полиции, замещающих должности высшего начальствующего состава .

К числу президентских актов, имеющих непосредственное отношение к организации и деятельности полиции, относятся, например, Указы Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» , от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» и другие.

Правительство Российской Федерации участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов. Соответственно постановления Правительства Российской Федерации регулируют различные вопросы, касающиеся деятельности полиции.

В качестве правовой основы деятельности полиции выступают нормативные правовые акты МВД России, т.к.полиция входит в систему МВД России.

Нормотворческая деятельность МВД России достаточно масштабна. Только за 2010 год на федеральном уровне принято свыше 90 нормативных правовых актов Российской Федерации, подписано 18 международных договоров, разработанных с участием министерства. Издано 380 нормативных приказов МВД России. Региональная правовая база деятельности органов внутренних дел пополнилась 850 законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации .

В качестве правовой основы деятельности полиции выступают также законы субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и общественной безопасности. Это объясняется тем, что Конституция Российской Федерации предусматривает совместное ведение Федерации и ее субъектов по целому ряду направлений охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, поэтому работа полиции не может строиться вне положений законов, которые принимают субъекты Российской Федерации по этим вопросам. Выход полиции из регионального правового поля создал бы практические трудности в вопросах привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.

Нормативные акты, регулирующие деятельность государст­венных органов, в том числе органов и подразделений МВД Рос­сии, в особых условиях, различны по юридической природе, вре­мени и сферам действия, адресатам и субъектам, их применяю­щим, характеру, содержанию, направленности и степени регуля­тивного воздействия на решение возникающих задач. Они образуют систему, представленную следующими актами: Конституция Российской Федерации; конституционные и федеральные законы Российской Федерации; международные акты и общепризнанные принципы международного права (подписанные и признаваемые Российской Федерацией); указы Президента Российской Федера­ции; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; акты министерства внутренних дел; других мини­стерств и ведомств, наделенных по данному вопросу компетенци­ей надведомственности; законные и подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и органов местного самоуправления; а также акты спе­циализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям.

Необходимо подчеркнуть, что нормативными актами Россий­ской Федерации в значительной мере урегулированы основопо­лагающие вопросы организации и функционирования органов внутренних дел в особых условиях, в том числе определяющие их место в общегосударственной системе предупреждения данных ситуаций и осуществления действий в особых условиях, компе­тенцию, общие и частные задачи, основные права и обязанности должностных лиц, организационное и ресурсное обеспечение, формирование органов оперативного управления, обеспечение готовности к действиям в особых условиях, а также организаци­онно-тактические приемы и способы действий сил и средств в конкретных чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях.

Вопрос.16. Краткое содержание основных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД при чрезвычайных обстоятельствах.

Нормативные акты, обеспечивающие (регулирующие) деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях, в общем виде образуют систему, которая может быть представлена следующим образом:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конституционные и федеральные законы.

3. Указы Президента.

4. Постановления Правительства.

5. Акты министерства внутренних дел, других министерств, ведомств, госкомитетов (приказы, наставления, инструкции, уставы, директивы и др.).



6. Законы и подзаконные акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации (положения, постановления и т.д.).

7. Решения специализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям (комиссий по ЧС, ведомственных и межведомственных органов оперативного управления, комендатур и др.).

В рамках этой системы необходимо рассматривать и международные правовые акты, ратифицированные Россией, а также межгосударственные акты суверенных независимых государств бывшего СССР, ратифицированные Россией, оказывающие существенное влияние на Российский нормотворческий процесс.

Основу всех законов , образующих систему законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в особых условиях, является Конституция Российской Федерации
(1993г.).

Второй группой законов, образующих систему законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в особых условиях, являются конституционные и федеральные законы.

Применительно к деятельности органов внутренних дел в особых условиях в соответствии с Конституцией разработаны и приняты два конституционных закона:

Основными отличительными чертами Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» являются:

Во-первых , расширение числа обстоятельств введения чрез­вычайного положения (ст. 3 пп. «а» и «б»).

Во-вторых, содержание Указа Президента Российской Федерации о введении чрез­вычайного положения (ст. 5) стало более четким, определенным, прозрачным. В нем определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения чрез­вычайного положения, дается его обоснование, определяются границы территории, на которой вводится чрез­вычайное положение, силы и средства, обеспечивающие режим чрез­вычайного положения, определяется перечень чрезвычайных мер, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан и организаций, время вступления Указа в силу, срок его действия, должностные лица и государственные органы, ответственные за осуществление определенных мер.



В-третьих, более определенно сформулированы меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения (ст.ст. 11, 12, 13, 14, 15).

В четвертых, более четко определены силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения (ст. 16). Четко определены задачи, выполняемые Вооруженными Силами российской Федерации и другими войсками (ст. 17).

В-пятых, значительно повышена роль и место коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, его права (ст. 18).

В-шестых, определено место и порядок создания объединенных оперативных штабов (ст. 19).

В-седьмых, порядок введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, создания временных специальных органов управления территорией и федерального органа (ст.ст. 22, 23, 24, 25).

В Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О военном положении»:

Во-первых, дается понятие военного положения (ст. 1), определяются цели его введения, период действия, Вооруженные Силы и другие войска и формирования, порядок объявления общей и частичной мобилизации.

Во-вторых, определяются основания (ст. 3) и порядок введения военного положения (ст. 4).

В-третьих, регламентируется режим военного положения и его обеспечение (ст.ст. 5, 6, 7, 8, 9, 10).

В-четвертых, определяются полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения (ст.ст. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17).

В-пятых, определено правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения и их ответственность (ст.ст. 18, 19, 20).

Блок федеральных законов, регламентирующих деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России в особых условиях довольно значителен. В него входят свыше трех десятков федеральных законов, среди которых необходимо назвать:

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера»;

Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Руководители органов внутренних дел обязаны знать, что в них, как правило, закреплены основополагающие вопросы организации и функционирования государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях.

Похожие статьи