2 е чтение законопроекта. Обсуждение (чтения) законопроекта в Государственной Думе. Принятие федерального закона. «Более социальный и справедливый»

14.04.2020

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат. veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса — обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

И определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

Первое чтение

Второе чтение

Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую - к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён .

Третье чтение

Третье чтение представляет собой процедуру окончательного принятия законопроекта в качестве закона. Поправки на этом этапе уже не рассматриваются. В зависимости от страны, могут допускаться редакционные правки. В России по требованию большинства депутатов законопроект может быть возвращён к стадии чтения .

Принятие закона - подписание закона главой государства и официальное опубликование

В соответствии со ст.107 Конституции РФ Президент России в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Президент РФ вправе отклонить или возвратить закон. Президент отклоняет ФЗ, если не согласен с его содержанием (право вето), а возвращает в случае, если нарушен порядок или процедура его рассмотрения и принятия. Возможность последнего подтвердил КС РФ, отметив, что ФЗ возвращается в соответствующую палату, где была нарушена процедура принятия ФЗ7.

В случае возвращения закона главой государства он рассматривается парламентом с того момента, где была нарушена процедура его принятия.

Особенной является процедура принятия ФКЗ, как и законов о поправках в Конституцию РФ, которые принимаются квалифицированным большинством голосов каждой из палат парламента (2/3 Думы и 3/4 СФ) и подлежат обязательному подписанию Президентом РФ в течение 14 дней. Таким образом, в отношении них Президент РФ не имеет права отлагательного вето.

Опротестованный закон вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может:

Принять возражения Президента, внести соответствующие изменения в закон и вновь направить его главе государства;

Отклонить возражения главы государства, одобрив закон в прежней редакции квалифицированным большинством голосов.

Согласно этому акту в России применяются только те ФЗ, которые официально опубликованы в «Российской газете», «Парламентской газете» и Собрании законодательства РФ. Публикация закона осуществляется в течение 7 дней с момента подписания Президентом РФ, закон вступает в силу по общему правилу по истечении 10 дней со дня опубликования, если иное не предусмотрено в законе.

Таким образом, подписание закона главой государства состоит не только в том, что глава государства подтверждает свое согласие с законом, но и в том, что закон принят в порядке должной правовой процедуры.

Примечания

  1. Иванец Г. И. , Калининский И. В., Червонюк В. И. Чтение законопроекта // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. - М. :

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения проектов законов предполагает ряд стадий законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая вступлением проекта федерального закона в силу после его официального опубликования.

После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет формирует специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ с компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрения законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит в течение 14 дней со дня его представления. Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в трех чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен.

Первое чтение законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная Дума может вынести одно из следующих решений:

  1. принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
  2. отклонить законопроект;
  3. принять закон (закон может быть принят в первом же чтении только в случае, если за его принятие проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы).

Второе чтение законопроекта должно пройти в течение четырех месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом, включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:

  1. возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;
  2. принять законопроект во втором чтении;
  3. отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;
  4. вернуть законопроект к процедуре первого чтения;
  5. принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).

После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.

В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками. По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.

Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов».

Юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в РФ связывается с их официальным опубликованием, т. е. применяться могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов независимо от их формы – по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Официальному опубликованию подлежат не только вновь принятые проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания, но и все внесенные в них изменения или дополнения, при этом весь измененный нормативный акт может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания – их первая публикация (в редакции, принятой Федеральным Собранием РФ, без каких-либо изменений и поправок) в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Допускается публикация федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, информирование правоприменителей посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также их обнародование по телевидению и радио, направление их государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного издания.

1. Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ, именно он направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для официального опубликования.

2. Акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после дня их принятия, они направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

3. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного срока).

В 104, а также в 105 статье Конституции РФ, указано, что любой законопроект должен приниматься по четко отработанной структуре. В данном случае, обязательным условием считается принятие законопроекта в государственной думе. Обратим ваше внимание на то, что такое принятие основывается исключительно на трех чтениях.

Сколько именно чтений проходит законопроект?

  1. В первом чтении в обязательном порядке производится процесс решения вопроса о передачи того или же иного законопроекта в профильную комиссию;
  2. Второе чтение определяет процесс детального обсуждения и изучения законопроекта. Именно на данном этапе, в случае необходимости, будут вноситься определенные изменения и ряд дополнений;
  3. В третьем чтении будет произведен процесс голосования за весь проект с уже внесенными в него поправками и изменениями. На данном этапе возможно внесение лишь редакционных изменений.
То есть, как вы видите, каждый процесс имеет свои определенные особенности. Сам текст документа изначально прорабатывают юристы. Но, очень важно, чтобы был создана специальная профильная комиссия, а законопроект был изучен таким образом, чтобы были максимально исключены все негативные аспекты в виде двоякого понимания и двоякой трактовки тех или же иных норм.

Особенности проведения чтений

Первое чтение – заседание пленарного типа нижней палаты. В данном случае, происходит процесс обсуждения общей концепции законопроекта. Кроме всего прочего, именно данный этап характерен тем, что он включает в себя внимательные аспекты изучения всех основных положений документа. Также производится процесс формирование своеобразной оценки соответствию конституционным нормам и федеральному законодательству. На основании проведенной работы проект может быть передан в специализированный профильный комитет, который и занимается вопросом его модернизации (внесения изменений) и подготовкой ко второму чтению.

Что касается второго чтения, то в данном случае, формируется процесс работы с определенными поправками. В данном случае, составляется две таблицы. В оной формируются сами поправки, которые были приняты в качестве своеобразных рекомендаций, в другой таблице формируются поправки к отклонению. Нередко бывают ситуации, когда предлагается разработка третей таблицы, которая в своем составе содержит данные по изменениям, которые не были приняты профильным комитетом.

Третьей чтение – процесс окончательного голосования. То есть, это этап, который предполагает процесс принятия законопроекта в качестве закона. Все поправки должны быть рассмотрены до этого момента. В нашей стране, по требованию большинства депутатов, законопроект может быть снова возвращен на стадию второго чтения. Если же законопроект набрал нужное количество голосов, он считается принятым.


Согласно ст.136 ТК заработная плата выплачивается каждый полмесяца, в тот день, который изначально должен быть определен трудовым распорядком, а также трудовым договором. То...


Очень часто у нас появляются вопросы, связанные с получением наследства. Существует по закону не одна очередь наследования, если человек умер и не составлял завещания на...

Чтение представляет собой организационно-правовую форму обсуждения законопроектов в Государственной Думе . Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты. При обсуждении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ .

Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект (либо его представителя), и содоклада представителя ответственного комитета. По решению палаты может быть отведено время для ответов на вопросы депутатов по существу законопроекта, после чего заслушаны предложения и замечания депутатских объединений, депутатов, полномочных представителей Президента и Правительства в Государственной Думе, иных лиц, приглашенных на заседание палаты.

По результатам первого чтения Государственная Дума может принять одно из следующих решений :

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить над ним работу с учетом высказанных замечаний;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон.

Кроме того, на данном этапе палата может вынести законопроект на всенародное обсуждение. В случае принятия законопроекта Государственная Дума может установить срок подачи поправок и вынесения его на второе чтение. Принятый в первом чтении законопроект в обязательном порядке направляется всем субъектам права законодательной инициативы в течение 5 дней.

В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения - не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, т.е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. При этом предоставляется возможность выступить (до 3 минут) авторам таких поправок, их оппонентам, после чего ставится вопрос о принятии (отклонении) такой поправки. Если у депутатов нет возражений против рекомендаций ответственного комитета об отклонении поправок, то все поправки, рекомендованные для отклонения, отклоняются.


При наличии возражений в отношении таких поправок проводится голосование. Если палата поддерживает поправку, она вносится в текст законопроекта. В последнюю очередь проводится голосование по тем поправкам, по которым ответственным комитетом не было принято решений. При этом палата может как поддержать, так и отклонить такие поправки. По окончании голосования по поправкам и по предложению председательствующего на заседании проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.

В этом случае если большинство депутатов не проголосовало за такое предложение, то законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта по нему вновь проводится голосование. Если и в этом случае за принятие законопроекта во втором чтении не будет подано необходимое число голосов (большинство голосов от общего числа депутатов), то законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Дальнейшему обсуждению такой законопроект не подлежит.

Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект порядка работы палаты. Перед вторым чтением ответственный за данный законопроект комитет Государственной Думы обобщает все поправки, поступившие на законопроект, составляет таблицу поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблицу одобренных комитетом поправок.

При обсуждении законопроекта во втором чтении после выступлений докладчика от ответственного комитета, полномочного представителя Президента РФ в Федеральном Собрании, представителей инициатора законопроекта и Правительства РФ проводится голосование об одобрении или отклонении поправки. При рассмотрении возражений против поправок проводится голосование о принятии проекта за основу. При утверждении палатой рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения противоречий и редакционной правки.

Третье чтение законопроекта - это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В случае если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов палаты, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Регламент Государственной Думы допускает проведение голосования по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении. Это возможно: а) при наличии окончательного текста законопроекта и б) при условии проведения правовой и лингвистической экспертизы законопроекта. Одобренный в третьем чтении законопроект именуется федеральным законом.

Похожие статьи