Гарантированы ли реально все права и свободы, предусмотренные конституцией? Все ли права и свободы могут быть ограничены? Ограничение прав и свобод личности Могут ли быть ограничены права и свободы

16.12.2019


связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение, определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны вправо отношении и общественных интересов в охране и защите; 2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а, значит, и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и т.п.

Конституция РФ строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения. В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения. Меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения.

Граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено федеральным конституционным законом.

Приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильная и устойчивая государственная власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ. Механизм международной защиты, режим законности в стране; наличие эффективных правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих органов; высокая квалификация судей; высокий уровень юридической грамотности граждан.

Основания ограничения основных прав и свобод

Следовательно, каждый индивид имеет не только законодательно закреплённые права и свободы, но и обязанности перед иными лицами, обществом и государством. Статья 55 (часть 2) Конституции РФ устанавливает:
«В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»
.

Данное конституционное положение представляет собой прямой запрет не только для органов законодательной власти принимать законы, необоснованно ограничивающие закреплённые и гарантированные Основным законом государства права и свободы личности, но и в отношении правотворческой, а также правоприменительной деятельности иных, прежде всего исполнительных органов государственной власти.

Ограничение прав и свобод личности

Правовые ограничения в конституционном праве занимают особое ме­сто.

Их особенность заключается в том, что здесь они во многом приближают­ся к общетеоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, конкретизируемые впоследствии в отдельных текущих законах. Комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наи­большей мере характеризует взаимоотношения между государством и челове­ком, представляет собой водораздел между законностью и произволом.

Права и свободы человека и гражданина

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством.

Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения. Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Правовые ограничения содержатся в ст.

19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми: В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий - пропаганды войны, всяких выступлений и пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст.


Права и свободы, предоставленные каждому Конституцией РФ и международно-правовыми актами, не беспредельны. Права человека, являющиеся общечеловеческим достоянием, не должны ограничиваться, однако, в случаях, когда это необходимо, государство должно устанавливать четкое обоснование, конкретные пределы введения ограничений прав и цели возможных отступлений от тех прав, которые защищены международными соглашениями.
Ограничения основных прав и свобод образуют определенную систему и включают:
а) ограничения общего характера. Они касаются общего конституционно-правового статуса и определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод и цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (ст. 55, 13, 19, 29 и др. Конституции РФ);
б) ограничения основных прав в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ, законодательство о чрезвычайном положении).
Одновременно Конституция определяет пределы усмотрения законодателя, следовательно, исполнительной и судебной власти, перечисляя права и свободы, которые не подлежат ограничению (ч. 3 ст. 56);
в) ограничения основных прав и свобод, обусловленные особен-ностями правового статуса отдельных категорий граждан (должностные лица, военнослужащие, лица, отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы и т.п.) и их отношений с государством. В последнем случае пределы возможных ограничений, как правило, Кон-ституцией не определены. Они могут устанавливаться законодателем и должны быть оправданы природой этих отношений, а судом проверяются с учетом единства Конституции и ее распространения на всех граждан, необходимости соблюдения законодателем принципа сораз-мерности ограничений специальному статусу данных категорий граждан.
Международные договоры о правах человека разрешают государствам-участникам вводить правовые нормы, ограничивающие применение некоторых прав, а также в случае возникновения на их тер-ритории чрезвычайных обстоятельств отступать от выполнения взятых на себя международных обязательств по защите прав человека и основных свобод и приостанавливать действие национального законодательства в этой области. Такие меры принимаются только в той степени, в какой это необходимо государству в интересах его безопасности.
Нормы, позволяющие ограничить действие некоторых прав человека, вводятся с целью установить равновесие между правами отдельных лиц и интересами общества и государства в целом, а также в том случае, когда между ними могут возникать противоречия.
Хотя ограничительные нормы по правам человека должны вводиться согласно Конституции федеральными законами, законодательство некоторых субъектов Федерации содержит нормы, ограничивающие права человека.
Наибольшее число противоречий и несоответствий в региональных законодательствах касается таких прав как:
- равенство всех перед законом в пользовании правами и свободами (например, наличие неодинакового правового статуса, дающее преимущество гражданам, которые относятся к «титульной» для субъекта Федерации национальности, по отношению к другим гражданам в предпринимательской деятельности, при регистрации приобретенной собственности и в других вопросах или лишение определенных преимуществ, которыми пользуются жители субъекта Федерации, для граждан страны, находящихся на территории этого субъекта, но не имеющих постоянной прописки);
- право на свободные выборы (в ряде республик допускаются ограничения для кандидатов на пост главы республики и в депутаты ее законодательного органа в виде ценза республиканского гражданства, срока обязательного проживания, знания языка «титульной нации» и других требований);
- право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах РФ (установление дополнительных по сравнению с федеральным законодательством ограничений прописки и регистрации в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах страны, в ряде регионов, ставших центрами миграции: Ставропольском, Краснодарском крае и др.) и некоторых других прав.

Еще по теме Ограничение прав и свобод гражданина в РФ:

  1. Фактические коллизии (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов республик в составе России о признании неконституционными нормативных правовых актов)
  2. § 3 Конституционно-правовые основы контроля в сфере нотариальной деятельности
  3. § 4. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц в сфере нормотворчества

Основной закон Российской Федерации – Конституция. Она является гарантом прав и свобод личности. С самого рождения каждый человек имеет базовые права. По мере взросления их объем увеличивается. Но с ростом прав возникают и определенные обязанности в окружающем его обществе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Права и свободы гражданина дают ему возможность полноценно развиваться, трудиться, совершенствоваться. Государство гарантирует соблюдение прав и интересов своих граждан, при этом оно совершает все необходимые действия для их защиты.

Многие граждане считают, что никто не может ограничить их в правах. Но это не всегда верно. Существуют определенные ситуации, при которых может быть введено временное ограничение. При этом издается отдельный нормативный акт, который перечисляет те права, в отношении которых могут быть установлены ограничения.

Определение понятий

Под правами человека понимается воля общества, выражаемая коллективным мнением В обязанности государства входит обеспечение данной воли.

Институт гражданства в политологии определяет статус гражданина в его тесной связи с государством. Это означает, что государство должно оказывать содействие как в реализации прав, так и в защите их от ограничения.

Свободы имеют такое же значение, как права, но в данном случае основной акцент устанавливается на самостоятельный выбор человека. Это возможность гражданина добиваться своих целей, совершать действия для реализации своих интересов.

Классификация прав и свобод

В соответствии с нормами Конституцией все права и обязанности подразделяются на особые группы. Они охватывают все сферы человеческой жизни.

К таким группам относятся права, касающиеся:

  • политики;
  • права и свободы личного характера;
  • культурные;
  • социально-экономические.

Самыми основными всегда являлись личные права и свобода личности. Так как политическая направленность государства ориентируется на защиту прав граждан, именно личным правам уделяется наибольшее внимание.

В отличие от Российской Федерации, в Советском Союзе приоритетными были экономические права и стабильность страны.

Личные

Личные права гражданин приобретает с момента появления его на свет. Отобраны они быть не могут. Кроме того, обладание правами не зависит от национальности. Исчерпывающий перечень прав и свобод личности прописан в главе 2 Конституции.

К ним относятся:

Право на жизнь Эта норма заключается в том, что никто не имеет право безнаказанно лишать жизни другого человека. Она подтверждается статьями Уголовного кодекса РФ, по которым предусмотрено наказание за убийство. Именно на основании права на жизнь в России наложен мораторий на лишение жизни путем смертной казни.
Право на охрану и защиту чести и достоинства Эта норма основывается на том, что никто не может унижать или оскорблять человека. При этом это касается не только физических издевательств, но и устных высказываний, которые могут опорочить честь и достоинство гражданина.
Право на неприкосновенность Говорит о том, что никто не может лишить человека незаконно его имущества.
Свобода передвижения Они могут перемещаться без ограничений не только по территории своей страны, но и за ее пределами.

На законодательном уровне ограничение свободы предусматривается только в одном случае, если гражданином совершены противоправные действия.

Политические

Права политического характера относятся ко второму разряду, это возможности для людей принимать участие в политической жизни страны, а также оказывать влияние на управление обществом. Эта категория прав очень тесно связывает государство с индивидом.

Демократические государства стараются создать для своих граждан такие условия, при которых они могут наравне пользоваться как личными, так и правами политической и экономической направленности.

К политическим правам относятся:

  • свобода выражения своей мысли словом;
  • право на создание организаций для обеспечения защиты интересов граждан;
  • организация, согласование и участие в митингах, демонстрациях.

Основное политическое право – это возможность участия в управлении государством и обществом. В первую очередь это проявляется в избирательном праве, когда каждый гражданин отдает свой голос и формирует партии и управленческие структуры в стране.

Кроме того, любой гражданин может участвовать в конкурсах на замещение должностей в государственных службах или органах муниципалитета. Все имеют равный доступ к государственной службе.

Определенные права относятся к форме непосредственной демократии. Граждане имеют право создавать объединения, профсоюзы для защиты своих интересов. Собираться вместе без использования оружия, обращаться с письменными претензиями или предложениями в государственные и муниципальные органы.

Существует определенный разряд прав, которые могут быть применимы только к отдельным гражданам, а не к организациям, органам власти. Они необходимы для привлечения гражданина к управлению государством.

К таким правам относятся:

Свобода слова и средств массовой информации Каждый гражданин имеет право выражать свое мнение, Цензура находится под запретом. Введены наказания за нарушение свободы слова. Но при этом запрещены пропаганда расизма, превосходства по национальной принадлежности.
Право на получение и обработку информации Каждый гражданин может в свободном порядке изучать, получать и анализировать любой необходимый ему объем информации. Человека не могут ограничить в ознакомлении с законами, которые должны быть опубликованы в средствах массовой информации.
Проводить публичные мероприятия могут только граждане России При этом они должны заранее предупредить органы власти о месте и времени проведения мероприятия.

Одним из основных политических прав можно назвать возможность уйти на альтернативную службу вместо военной. Часто это необходимо, если человек по своим религиозным убеждениям не может служить в рядах армии.

Экономические и социальные

Права экономического и социального блока являются неотъемлемой составляющей каждого социального государства. Именно благодаря им гарантируется обеспечение достойного уровня жизни граждан. Экономические права образуют особую основную группу.

Наиболее важными из них является право на частную собственность, включая . При этом государство обязуется охранять частную собственность. Отчуждение для нужд государства возможно только по решению суда. Очень в тесной связи право на частную собственность связано с правом оформления .

Конституцией РФ закрепляется право гражданина на труд и на . Со стороны государства наложен запрет на труд по принуждению, в стране проводятся мероприятия по защите граждан от безработицы. Кроме того, Конституцией признается право на проведение коллективных и индивидуальных трудовых споров.

Права экономического звена находятся в тесной взаимосвязи с социальным блоком. Они призваны обеспечить необходимый комфортный уровень жизни граждан, их защищенность социального характера. К ним относится право граждан на медицинское обслуживание, пенсионные выплаты, право на отдых, защиту детства.

К правам социального блока причисляются:

Право на жилище Ни одного гражданин не имеют права лишить законного жилья. Но государство не берет на себя обязательство обеспечить всех жилым помещением. Со своей стороны оно создает возможность приобретения жилья.
Право на охрану здоровья Для реализации данного права разрабатываются федеральные программы, введено обязательное медицинское страхование, поощряется развитие частных клиник. Большое внимание уделяется привлечению населения к физической активности, занятием спортом.
Право на образование Предоставление гарантии на получение дошкольного и общего школьного образования. Несмотря на большое количество частных образовательных учреждений, государство устанавливает федеральные стандарты, по которым должны работать все школы, колледжи, институты и университеты.

Особую роль играет право на обеспечение социального характера. Оно гарантировано человеку в случае болезни, получения , . Размеры всех выплат и пособий устанавливаются государством.

Культурные

Духовное развитие человека напрямую зависит от реализации культурных прав. Они включают в себя получение образования, возможность участия в культурной деятельности страны, обеспечение свободы в творчестве. Интеллектуальная собственность как продукт охраняется государством по закону.

Нормы Конституции РФ

Статья 55 Конституции Российской Федерации говорит о том, что права и свободы, которые перечислены в законе, не должны отрицать общепринятые права человека. Это говорит о том, что общепринятые права для своего включения в конституционный статус не требуют принятия отдельного нормативного документа.

Конституция – это основной закон Российской Федерации. Остальные законы должны приниматься на основании норм, изложенных в ней. Соответственно, не могут быть приняты нормативные акты, которые ограничивают права и свободы населения.

В правах и свободах население страны может быть ограничено только в случае, если это нужно для обеспечения здоровья, безопасности жизни, защиты интересов и законных прав остальных граждан.

Основания для ограничения прав и свобод

Положение статьи 55 Конституции РФ гласит о том, что права личности не могут быть ограничены, но есть оговорка в статье 56, которая предполагает наличие исключений. В условиях чрезвычайного положения для защиты здоровья и жизни граждан федеральными законами могут устанавливаться отдельные ограничения. В нормативном акте обязательно должны быть прописаны сроки ограничения.

С 30 мая 2002 года в России вступил в силу Федеральный Конституционный закон «О чрезвычайном положении». В соответствии с нормативным актом под чрезвычайным положением понимается особый правовой режим в деятельности государственных органов, а также органов внутренних дел.

Федеральный Конституционный закон предусматривает введение такого положения только в определенных случаях.

Всего их два:

  • Если была произведена попытка свержения действующего строя насильственным способом, покушение на захват власти, организация беспорядков массового характера, которые стали причиной насильственных действия в отношении граждан, сюда же включаются акты террористической направленности.
  • Любые вооруженные массовые действия, которые представляют угрозу для граждан.
  • Техногенные и природные происшествия, эпидемии, стихийные бедствия, которые привели к массовой гибели людей. Необходимость проведения масштабных аварийно-спасательных работ.

Введение режима ЧС производится при помощи издания Указа Президента Российской Федерации. Срок действия режима чрезвычайного положения не должен быть больше чем 30 суток, в отдельных субъектах он может быть увеличен до 60 суток.

На время действия режима ЧС могут быть введены следующие ограничения:

  • частичное или полное приостановлении на территории введения режима полномочий местного самоуправления и органов государственной власти;
  • ограничение на возможность передвижения;
  • запрещение проведения массовых сборищ, забастовок;
  • приостановление деятельности политических партий и объединений;
  • ограничение на продажу оружия, боеприпасов или полный запрет на нее.

Федеральный конституционный закон предусматривает наказание для должностных лиц и сотрудников внутренних дел, которые нарушают гарантии прав и свобод граждан в период чрезвычайного положения.

Что не подлежит притеснению

На вопрос о том, могут ли быть ограничены права и свободы человека в период чрезвычайных ситуаций, дает ответ пункт 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации.

  • право на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность жилища;
  • право на изучение бумаг, которые касаются гражданина;
  • право на использование своего имущества для ведения предпринимательской деятельности;
  • получение квалификационной юридической помощи;
  • возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти.

Гарантированы ли реально все права и свободы, предусмотренные конституцией? Все ли права и свободы могут быть ограничены?

право свобода ограничение конституционный

Формально гарантированные в Конституции каждому «права» на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей «и в иных случаях, установленных законом» (ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции), а также «право» малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им социального жилища (бесплатно или «за доступную плату») в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции) - это октроированные «права» на привилегии. Во-первых, эти «права-привилегии» предусматриваются законодателем лишь для определенных категорий членов общества. Во-вторых, гражданин вправе обжаловать в суд незаконный отказ формально предоставить ему одну из этих привилегий, но он не может требовать в суде предоставления ему в соответствии с этой привилегией надлежащего количества и качества социальных благ. Например, признание гражданина, не имеющего жилья, лицом, имеющим «право» на получение бесплатного жилища, еще не означает, что это жилище будет предоставлено ему в разумные сроки, а качество этого жилища будет соответствовать норме.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Даже из этой конституционной формулировки можно понять, что бесплатная медицинская помощь оказывается в пределах соответствующего бюджета и т.д. и что квалифицированная бесплатная медицинская помощь - это привилегия бедных в богатых странах.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Существует ряд прав, которые изначально ограничены, например:

Свобода слова и свобода выражения своего мнения (запрет на разглашение государственной тайны, на призывы к свержению конституционного строя, на разжигание межнациональной розни и т.п. ст. 29 Конституции РФ);

Свобода передвижения в рамках страны (зоны эпидемии, заключение, следственная необходимость, исполнение служебных обязанностей и другие, в соответствии с законами Российской Федерации).

Таким образом, соблюдение прав человека не означает анархию, так как права могут быть ограничены. Однако есть ряд требований к этим ограничениям:

1. Ограничения должны быть закреплены законодательно (только на уровне закона, но не подзаконного акта или решения органа местного самоуправления);

2. Ограничения могут быть введены только для защиты определенного круга ценностей, которые значительно важнее ущерба, который гражданин несет от ограничения (например, ограничение свободы передвижения в зонах эпидемий). Ограничения могут быть введены только в минимальном объеме, т.е. только в той мере, в какой это служит защите данной ценности (например, запрет на публикацию статьи, которая содержит информацию о государственной тайне, но не закрытие всех СМИ);

3. Ограничения могут быть введены, когда это необходимо в интересах демократического общества.

Текст Ст. 55 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Комментарий к Ст. 55 Конституции Российской Федерации

1. В связи с постоянным развитием человеческого общества и усложнением общественных отношений система прав человека постепенно развивается, усложняется и совершенствуется. Существующие права и свободы человека и гражданина дополняются новыми, что влечет за собой изменение законодательства, дополнение его новыми демократическими нормами и принципами.

Часть 1 комментируемой статьи в соответствии со ст. 30 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах утверждает возможность обогащения перечня прав и свобод человека и гражданина, присоединения новых прав к провозглашенным ранее*(248).

Смысл комментируемой нормы заключается в том, что на самом высоком (конституционном) уровне признается существование других (помимо перечисленных в Основном законе страны) прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, перечень основных прав и свобод (см. комментарий к гл. 2) не является закрытым, а сами права и свободы помимо Конституции РФ могут содержаться в других нормативных правовых актах, в том числе международных. Эти «другие» права и свободы человека и гражданина должны быть общепризнанными, что означает их всеобщий, универсальный характер*(249).

Как указывает В.А. Четвернин, в Конституции РФ перечисляются лишь те общепризнанные права и свободы человека и гражданина, которые представляются составителям Конституции РФ «основными». Но это не означает, что, во-первых, не может быть других общепризнанных естественных и неотчуждаемых прав и свобод, и что, во-вторых, эти «другие» являются второстепенными в сравнении с перечисленными в Конституции*(250).

По своей форме общепризнанные права человека могут носить обычно-правовой или договорно-правовой (конвенционный) характер. Многие из них возникли в процессе длительного применения государствами как обычно-правовые нормы*(251). Раньше такие нормы в международном праве составляли большинство, поскольку обычай являлся основным источником международного права. Но затем, когда возобладал международный договор, они были восприняты или созданы заново международными договорами, став договорно-правовыми нормами*(252).

2. Согласно комментируемой норме в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта норма является закономерным итогом многолетней борьбы за права человека во всем мире, осознанием их ценности и необходимости правовой охраны и защиты.

На протяжении многих веков люди стремились защитить себя от притеснений со стороны власти. Эта борьба велась в разных формах и преследовала различные цели. В целом, говоря о становлении философской, политической и юридической систем прав человека, можно утверждать, что в этом процессе содержалась определенная историческая логика — первоначально это были сословно ограниченные конструкции, постепенно они расширялись и, наконец, наступила эпоха признания универсальности характера общепризнанных прав человека со всеми вытекающими отсюда международно-правовыми (в сочетании с внутригосударственными) формами и средствами для их утверждения во всех государствах и национальных правовых системах*(253).

Понятие «законы» в контексте комментируемой нормы следует толковать расширительно, вкладывая в него не только федеральные конституционные и федеральные законы, но и другие нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). В контексте данного конституционного положения термин «умаляющие» означает законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы, меньшей, чем необходимо с точки зрения основного содержания этих прав и свобод. Понятие «основное содержание» прав человека означает некий качественный предел для законодательного ограничения прав человека*(254).

За последние годы в России было принято немало неконституционных (в том числе, противоречащих норме ч. 2 ст. 55 Конституции РФ) законов и поправок к ним. Наиболее яркие из них — изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»*(255) и Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»*(256). Речь идет об отмене выборов глав субъектов Российской Федерации, сам факт которой противоречит сразу нескольким статьям Конституции РФ.

3. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ содержит исчерпывающий перечень допустимых оснований законодательного ограничения прав и свобод: они могут быть ограничены федеральным законом, однако только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Иными словами, если не нарушаются ни основы конституционного строя, ни нравственность и здоровье, ни права и законные интересы других лиц, ни обороноспособность и безопасность государства, ограничение прав и свобод невозможно, а любые попытки их ограничить являются незаконными и должны быть немедленно пресечены.

Возникает закономерный вопрос: кто и как должен определять эту «меру»? Очевидно, что государство в лице своих органов посредством инициирования и издания федеральных законов. Иными словами, Конституция РФ четко обозначает единственную легитимную форму возможного ограничения прав и свобод — федеральный закон*(257), процедура принятия которого прописана в разд. 3 («Законодательная процедура») Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ, принятого постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД*(258).

Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены в ст. 104 Конституции РФ (см. комментарий к ней), согласно ч. 1 которой право законодательной инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

На практике нередки нарушения комментируемой нормы: часто конституции республик и уставы других субъектов РФ устанавливают не предусмотренные федеральным законодательством и международными обязательствами России ограничения избирательных прав граждан (например, в республике Калмыкия), свободы передвижения и выбора места жительства (Республика Саха-Якутия, Ставропольский край, Ростовская область), искусственное сужение перечня объектов, которые могут находиться в собственности физических лиц. Уставами некоторых субъектов РФ предусматривается возможность ограничения прав и свобод граждан этих территорий областными законами, хотя регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в исключительном ведении Российской Федерации, т.е. они могут быть ограничены только федеральным законом в соответствии со ст. 55 Конституции РФ*(259).

Поэтому пользование правами и свободами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, справедливости, нравственности. Эти условия сформулированы в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

На внутригосударственном уровне в интересах борьбы с терроризмом в нашей стране принят целый комплекс нормативных правовых актов, носящих как общий, так и специальный характер. К их числу можно отнести следующие:

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (вступил в силу с 10 марта 2006 г., за исключением ст. 18, 19, 21 и 23, вступивших в силу с 1 января 2007 г.)*(260);

постановление Правительства РФ от 7 марта 1997 г. N 264 «Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов»*(262).

В этих документах закрепляется компетенция органов исполнительной власти в области борьбы с преступлениями, связанными с терроризмом, в том числе, на международной арене, конкретный механизм реализации международных обязательств и другие вопросы в данной области.

Похожие статьи