Положения о приватизации жилищного фонда в российской федерации. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ Закон о приватизации муниципального жилья

20.05.2020

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой"

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П
"По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой"


Именем Российской Федерации


Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего А.Л. Кононова, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

с участием представителя Верховного Суда Российской Федерации - доктора юридических наук В.В. Ершова, гражданина М.Ш. Орлова, постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Е.Б. Мизулиной, представителя Совета Федерации - доктора юридических наук Е.В. Виноградовой,

руководствуясь статьей 125 (части 2 и 4 ) Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 3 части первой , частями третьей и четвертой статьи 3 , статьями 36 , 74 , 84 , 85 , 86 , 96 , 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Поводом к рассмотрению дела явились запрос Верховного Суда Российской Федерации и жалоба граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями положения Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" об отмене приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Поскольку запрос Верховного Суда Российской Федерации и жалоба граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", соединил дела по этим обращениям в одном производстве.

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.П. Маврина, объяснения представителей сторон, заключение эксперта - доктора юридических наук Б.М. Гонгало, выступления приглашенных в заседание полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.Ю. Барщевского, а также представителей: от Генерального прокурора Российской Федерации - Т.А. Рыжковой, от Министерства регионального развития Российской Федерации - М.В. Дорофеева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2007 года утрачивают силу содержащие общие положения статьи 1 , 2 , 4 , 6 , 7 , 8 и 9.1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и его раздел II , закрепляющий основные принципы и условия приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Статьей 12 того же Федерального закона часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определяющая жилые помещения, не подлежащие приватизации, дополнена положением, согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

Оспаривающий конституционность названных законоположений Верховный Суд Российской Федерации утверждает, что отмена законодателем права граждан на бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (с 1 марта 2005 года - частичная, а с 1 января 2007 года - полная) противоречит вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, и не соответствует ее статьям 19 (часть 1 ) и 55 (части 2 и 3 ).

Граждане М.Ш. Орлов, Х.Ф. Орлов и З.Х. Орлова, которым на основании части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы отказал в приватизации квартиры, предоставленной по договору социального найма 18 апреля 2005 года, просят признать примененную в их деле норму не соответствующей статьям 6 (часть 2 ), 19 (части 1 и 2 ), 27 (часть 1 ), 35 , 40 и 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются взаимосвязанные положения подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в редакции статьи 12 названного Федерального закона, которыми определяется завершение периода приватизации жилых помещений (бесплатной передачи в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде) с 1 января 2007 года и одновременно исключается (в пределах определяемого этой датой периода) приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, предоставленных гражданам на условиях социального найма после 1 марта 2005 года.

2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, исходит из необходимости установления правовых основ единого рынка и обеспечения тем самым единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности и охраны частной собственности законом (статья 8, части 1 и 2 ; статья 35, часть 1 ; статья 71, пункт "ж" ). Одновременно в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1 ), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1 ), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

2.1. Осуществляя регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункт "в" , Конституции Российской Федерации) и исходя из того, что экономической основой любого демократического правового государства являются частная собственность и рынок, федеральный законодатель в период перехода к рыночной экономике должен был определить правовые начала преобразования отношений собственности.

В жилищной сфере такое преобразование реализовывалось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который, согласно Закону Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", пополнялся путем: 1) приватизации в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; 2) жилищного строительства, в том числе жилищного строительства товариществами индивидуальных застройщиков; 3) участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; 4) купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; 5) приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям (статья 19 ).

Поскольку уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться (и многие из них воспользовались), как правило, только одним способом приобретения жилья в частную собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Создание частного жилищного фонда в Российской Федерации в немалой степени именно за счет бесплатной приватизации жилых помещений и, соответственно, существенное сокращение государственного и муниципального жилищных фондов являются, с одной стороны, свидетельством преобразования отношений собственности, формирования рынка недвижимости, а с другой стороны - предпосылкой прекращения использования бесплатной приватизации в качестве основного способа развития института частной собственности в жилищной сфере.

Правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определивший, как следует из его преамбулы , базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Федеральный законодатель, таким образом, изначально не включил нормы о приватизации жилых помещений в Жилищный кодекс РСФСР. Свое намерение осуществлять регламентацию приватизационного механизма рыночных преобразований в Российской Федерации в специальных законодательных актах он подтвердил, закрепив в Гражданском кодексе Российской Федерации, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 ).

2.2. Гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2 , Конституции Российской Федерации). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Осуществляя преобразования отношений собственности в жилищной сфере при установлении правовых основ единого рынка и регулировании соответствующих гражданских прав, федеральный законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе как издавать акты, призванные в течение определенного периода обеспечивать правовое регулирование отношений по бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых ими на правах нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и отменять их. Такое временное правовое регулирование может заключаться в установлении, изменении и отмене тех или иных имущественных прав, к числу которых относится и право на бесплатную приватизацию. Однако при этом должны соблюдаться требования разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2002 года N 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О минимальном размере оплаты труда" и "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", от 23 апреля 2004 года N 8-П по делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации).

2.3. К основным началам жилищного законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации, его статья 1 , относит реализацию гражданами закрепленного в статье 40 (часть 2 ) Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3 ) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в Жилищном кодексе Российской Федерации, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2 ).

Это означает необходимость выработки органами публичной власти в рамках мер социальной защиты определенных категорий населения адекватной условиям рыночной экономики жилищной политики (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации). Материальную основу такой политики составляет жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации). Жилищный фонд социального использования формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет ввода новых объектов, предназначенных исключительно для удовлетворения потребности в жилище и обеспечения жилыми помещениями социального использования малоимущих и иных категорий граждан, указанных в законе.

Прекращение на определенном этапе бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и тем самым - оставление в государственной и муниципальной собственности доли жилищного фонда также служит цели сохранения и пополнения жилищного фонда социального использования, позволяющего Российской Федерации как социальному государству выполнять свою социальную функцию в области жилищных отношений.

Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, отметивший, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от 21 февраля 1986 года по делу James and Others). Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 2000 года N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" также отметил, что отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов, в том числе относящихся к жилищному фонду социального использования, эксплуатируемому в интересах населения, носят публично-правовой характер, и это должен учитывать законодатель при осуществлении их правового регулирования.

Следовательно, в период перехода от государственно-планового правового регулирования к правовому регулированию, направленному на преобразование отношений собственности, создание основ единого рынка и гарантирование социальной защиты населения, федеральный законодатель, осуществляя законотворчество в жилищной сфере, вправе как ввести бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и прекратить ее, исходя из необходимости обеспечения сохранности в государственной и муниципальной собственности определенной доли жилищного фонда, позволяющей публичной власти выполнять социальную функцию в области жилищных отношений.

Вместе с тем, определяя момент прекращения бесплатной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, федеральному законодателю надлежит учитывать, что граждане должны иметь возможность адаптироваться к вносимым изменениям в течение некоторого переходного периода (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О по жалобе гражданина С.В. Зимницкого на нарушение его конституционных прав положениями статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

2.4. Таким образом, подпункт 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку, установив срок завершения длящегося с 1991 года процесса бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель тем самым предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям, вносимым в соответствующее законодательство. Вместе с тем в рамках своих дискреционных полномочий он может продлевать и восстанавливать действие правовых норм, обеспечивающих практическую реализацию этого процесса.

3. Любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2 ), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 октября 2000 года N 13-П по делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 28 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определения от 27 июня 2005 года N 231-О по жалобе гражданина К.А. Галеева на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 1 декабря 2005 года N 428-О по жалобе гражданина Е.В. Шеховцова на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 года N 316-О по жалобе граждан В.И. Беломытцевой, К.Н. Бережного и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", провозглашенный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией Российской Федерации права граждан на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав, а потому федеральный законодатель, внося изменения в регулирование этого права, ограничивая или отменяя его, не может действовать произвольно и допускать отступления от конституционного принципа равенства.

3.1. Установив в статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.

Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность (Постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.

3.2. Таким образом, установление в части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит статье 19 (часть 2 ) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

И 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать не противоречащим Конституции Российской Федерации положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым с истечением установленного законом срока утрачивают силу статьи 1 , 2 , 4 , 6 , 7 , 8 , 9.1 и раздел II Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающие возможность бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов для нанимателей этих помещений.

2. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (часть 2 ), положение части первой статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

3. Дело граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой подлежит пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

5. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


Конституционный Суд
Российской Федерации


Бессрочная приватизация, о которой так много говорили в последние полгода, стала реальностью. Президент подписал закон, который не ограничивает сроки оформления недвижимости в собственность.

Когда должна была завершиться приватизация?

Еще до середины февраля россияне полагали, что бессрочная приватизация жилья завершится 1 марта 2017 года. Ее предполагали продлить до 2020 лишь избирательно:

    для жителей Крыма и Севастополя;

    для тех, кто ожидает переселения из аварийного жилья;

    для детей-сирот.

Однако 22 февраля Владимир Путин подписал федеральный закон о бессрочной приватизации жилья, который отменяет ранее установленные сроки.

Несмотря на то что правительство и простые граждане неоднократно подчеркивали необходимость не ограничивать «акцию» конкретной датой, настойчиво звучало мнение о ее завершении. Противники бесконечного продления резонно отвергали аргумент «Не успели!», обращая внимания на то, что 25 лет вполне достаточно, чтобы решить любые проблемы.

По мнению выступавших против продления, «волокита» мешает развитию в стране полноценного рынка арендного и социального жилья. Ее завершение помогло бы также сократить число тех, кто стоит в очереди на получение квартиры.

Приватизация в России

До перестройки закон не предполагал частной собственности, поэтому даже личные дома нельзя было свободно продать. Только в 1990 году процедура была запущена частично, а 4 июля 1991 г. Борис Ельцин подписал закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», по которому разрешалась бесплатная передача или продажа на добровольной основе жилых помещений в федеральном или городском жилфонде.

23 декабря 1992 г. закон получил новое название «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Он действует и по сегодняшний день, но с некоторыми корректировками. Согласно его основным положениям жилье переходит в собственность:

    при согласии всех проживающих в помещении;

    при отсутствии задолженности по квитанциям за жилищно-коммунальные услуги;

    если жилплощадь не находится в аварийном доме и не принадлежит к служебной (общежития, квартиры в закрытых военгородках и пр.).

Процедура оформления прав собственности добровольная. Если у жильцов нет желания становиться владельцем помещения, то они проживают в нем по бессрочному договору соцнайма, который подписывается с муниципалитетом или другим собственником помещения.

Соцнайм не позволяет распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению. Ее нельзя продать или сдать в аренду. Хотя в отказе от оформления собственности есть и плюсы – не приходится платить налог на недвижимость и оплачивать счета за капремонт.

На заметку! Законом допускается обратный процесс – деприватизация, когда собственник отказывается от права полного владения и распоряжения имуществом и снова заключает договор соцнайма.

Приватизируйте спокойно!

Россиян отныне не волнует вопрос, будет ли приватизация жилья бессрочной – свежие новости избавили от нервотрепки тех, кто по каким-то причинам не успел оформить имущество.

Закон о бессрочной приватизации был одобрен Совфедом 15.02.2017 г., а вступил в силу с момента официальной публикации – 22 февраля. Ранее решение о том, что бесплатная приватизация жилья будет бессрочной, поддержали единогласно депутаты Госдумы, несмотря на то, что поправки о продлении для отдельных категорий населения прошли первое чтение. Депутаты пообщались с избирателями и пришли к выводу, что нельзя лишать россиян возможности оформить квартиры, дома и земельные участки в собственность.

Напомним, что после вступления в силу Жилищного кодекса (1.03.2005 г.) передачу жилья в частные руки планировали отменить в 2007 г., а затем финиш отодвигался еще 5 раз. Глава государства Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность отказа от конкретных сроков, обращая внимание на то, что значит бессрочная приватизация для граждан. В предпоследний раз он отложил ее завершение на 1.02.2017, а в феврале предложил сделать приватизацию всеобщей, бесплатной, бессрочной.

На заметку! Хотя возможность оформить недвижимость предоставлялась россиянам неоднократно, в собственность в многоквартирных домах переведено лишь 78% жилья.

Отказ от любых сроков снимет напряжение и поможет со временем решить проблемы с жильем многим россиянам, а не только вышеперечисленным категориям. Как показывают соцопросы, многие не могут оформить жилье не из-за лени, а из-за желания сэкономить на платежах или невозможности уговорить одного из проживающих в квартире родственников.

Сейчас для граждан, не приватизировавших жилье, в котором они проживают по договору социального найма, остро стоит вопрос о продлении бесплатной приватизации . Законодатели, учитывая данную ситуацию и вновь возникший ажиотаж перед запланированным на 1 марта 2017 года окончанием программы бесплатной приватизации жилья, приняли закон № 14-ФЗ от 22.02.2017 г., согласно которому приватизация продлевается в очередной раз, но уже бессрочно (т.е. на постоянной основе).

Ранее (в 2016 году) В Государственную Думу РФ направлялся ряд законопроектов, предусматривающих продление срока приватизации еще на один год. Эти инициативы Госдумой были отклонены , что позволяло сделать вывод о том, что приватизация для всех больше не будет продлена (такого мнения придерживалось Правительство РФ).

Однако в связи с позицией руководства страны (премьер-министра Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина ) был принят закон, которым отменялось положение Жилищного кодекса (ЖК) РФ о завершении бесплатной приватизации 1 марта 2017 г.

Руководство страны несколько раз переносило срок для оформления перехода муниципальной собственности гражданам на небольшой срок, стараясь стимулировать граждан на оформление квартир в собственность. Более того - ранее утверждалось, что бесплатная приватизации не может быть бессрочной, в связи с чем при ее окончании предполагался платный порядок приобретения граждан.

Принятие законопроекта о продлении приватизации

13 января 2017 года законопроект № 77072-7 по внесению изменений к ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Согласно ему предлагалось, что приватизация продлевается до 01.01.2020, но только для определенных категорий граждан РФ .

Остальные группы граждан, не указанные в законопроекте, после установленного законом срока (01.03.2017) не смогли бы бесплатно перевести в собственность жилье.

Однако, после принятия законопроекта в первом чтении (27.01.2017), к нему было предусмотрено 22 поправки. Известно, что его авторами, а именно Сидякиным А.Г. (первый зампред профильного комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству) и Качкаевым П.Р. (зампред профильного комитета) при рассмотрении поправок было предложено продлить приватизацию для всех категорий граждан до 2019 года либо бессрочно .

При обсуждении данных поправок, 6 февраля на встрече депутатов от фракции «Единая Россия» и представителей от профильного комитета с премьер-министром Д.А. Медведевым было принято решение продлить бесплатную приватизацию для всех граждан РФ без ограничения ее сроков .

7 февраля законопроект с соответствующими поправками был внесен на рассмотрение Госдумы, а днем позже принят во втором чтении . Третье чтение было проведено 10 февраля, на заседании которого и было принято решение о принятии соответствующего закона .

Через 5 дней документ был одобрен Советом Федерации и направлен Президенту Российской Федерации В.В. Путину. Так, 22 февраля им был подписан Федеральный закон от 22.02.2017 № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» , после чего он был опубликован и вступил в силу.

Однако, при обсуждении увеличения сроков проведения бесплатной приватизации законодателями предлагалась такая возможность только для следующих категорий граждан:

  • проживающих на территориях Республики Крым и городе федерального значения Севастополя;
  • граждан, подлежащих переселению из аварийного или подлежащего сноса жилья, признанного таковым до 01.01.2012;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию действия срока действия договора найма предоставленного им специализированного помещения.

В пояснительной записке, прилагаемой к законопроекту, указывались причины продления для каждой из вышеуказанных групп.

  1. Приватизация продлена для жителей Крыма в связи с тем, что разрабатывалась нормативная база , регламентирующая процесс перехода жилых помещений в собственность граждан, проводилась инвентаризация жилого фонда .
  2. В отношении граждан, нуждающихся в переселении, приватизация продлена в связи с тем, что после получения нового жилья они не смогут воспользоваться правом на получение жилья в собственность, что поставит их в неравное положение с теми, кто уже переселился до окончания установленного срока.
  3. Детям-сиротам такое право предоставлено для получения занимаемого жилья после истечения договора бесплатно .

Также в продлении бесплатной приватизации жилья нуждаются жители и военных городков, и , предоставленных промышленными предприятиями.

Причины неприватизации жилья до 2017 года

Бесплатная приватизация в РФ началась еще в 1992 году. Закончиться указанный процесс должен был в 2007 году, однако . Ранее премьер-министра РФ Дмитрий Медведев заявлял, что приватизация не может продлеваться бесконечно. В обосновании данному утверждению приводились доводы о том, что этот процесс длится очень долго и те, кто хотел оформить жилье в собственность уже это сделали.

Кроме того, согласно статистике почти весь жилищный фонд, подлежащий приватизации уже оформлен в собственность граждан (по данным Министерства строительства и ЖКХ РФ - более 85% ), в связи с чем социальный фонд не формируется. Формирование фонда социального жилья невозможно осуществить, что приводит к откладыванию сроков предоставления жилья тем лицам, которые находятся в очереди на его получение.

Для чего необходимо приватизировать жилье?

Приватизация жилья дает право распоряжаться своим имуществом так, как вы считаете нужным: продавать, передавать в наследство, дарить и осуществлять любые другие законные сделки.

Чтобы приватизировать жилье, необходимо согласие всех проживающих?

Да, необходимо получить согласие всех проживающих на данной жилплощади совершеннолетних и несовершеннолетних членов семьи, которым исполнилось 14 лет.

Есть ли минусы у такого типа владения жильем?

Да. Основной заключается в том, что все расходы на обслуживание квартиры будет оплачивать сам собственник: коммунальные платежи, взносы за капитальный ремонт дома и прочее.

Кроме этого, владелец собственности обязан оплачивать налог на недвижимость. С 2015 года для его расчёта применяется кадастровая стоимость жилья (она обычно выше инвентаризационной).

Также при сносе дома собственник может рассчитывать только на предоставление равноценного жилья. В то же время те, кто проживают в квартире по договору социального найма, получают жилье из расчета 18 кв. м на человека. Например, если семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 40 кв. м на основании договора социального найма, то при сносе дома она получит квартиру общей площадью не менее 54 кв. м.


Фото: Рюмин Александр /ТАСС

Какое жилье нельзя приватизировать?

В приватизации вам откажут, если жилье:

Находится в аварийном состоянии

Числится при воинской части

Имеет статус общежития

После этого срока приватизировать квартиру можно будет только на платной основе. Точных условий пока нет.

С 1992 года в России действует порядок приватизации, позволяющий получить в собственность жилье из госфонда. Периодически в нормативы вносятся поправки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как в 2020 году работает закон о приватизации квартиры? Завершение бесплатной приватизации планировалось в 2020 году.

Предполагалось, что после 1.03.2017 приватизировать жилье можно будет только на платной основе.

Однако после многочисленных обсуждений было принято решение продлить действующую программу. Как в 2020 году действует закон о приватизации, и каковы его перспективы?

Что нужно знать

Согласно федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» () под приватизацией подразумевается переход права собственности на объекты недвижимости от государства или муниципальных органов к физическим и юридическим лицам.

Основное условие это нахождение приватизируемого имущества в государственной или муниципальной собственности.

Еще одно важное правило касается однократности права на . То есть бесплатно приватизировать имущество можно только раз в жизни.

Гражданин, претендующий на приватизацию, должен соответствовать следующим требованиям:

  • проживать в приватизируемом жилье на основании договора социального найма;
  • иметь постоянную регистрацию по месту проживания;
  • проживание должно быть фактическим.

Участвовать в приватизации могут как совершеннолетние, так и несовершеннолетние граждане. Интересы детей представляют родители или законные .

По достижению совершеннолетия граждане могут повторно воспользоваться правом на приватизацию.

Участие в приватизации допускается и для лиц недееспособных. От их имени действуют законные представители на основании официальных документов об опеке.

Не смогут участвовать в приватизации граждане, проживающие на приватизируемой жилплощади по , или . Временная регистрация также не дает права приватизировать жилье.

Основные понятия

Приватизация это, по сути своей, отчуждение государственного имущества в пользу частного лица.

При этом должен соблюдаться утвержденный порядок передачи и обеспечиваться регистрация .

Все основные условия и требования подробно расписаны в федеральных нормативах. Основной принцип это равенство всех приобретателей госимущества и открытость сделки.

В качестве субъектов правоотношений выступают физлица и организации с одной стороны и госорганы или местные органы управления с другой стороны.

Объекты госимущества разделяются на:

  • имущество, не подлежащее приватизации;
  • объекты с ограниченным сроком приватизации;
  • имущество, приватизируемое в конкретном порядке.

Нельзя приватизировать объекты, на которые уже оформлено право частной собственности. Кроме того запрещена приватизация для:

  • жилья, обладающего статусом общежития;
  • имущества, принадлежащего воинской части;
  • жилья, признанного ветхим или аварийным, то есть непригодным для проживания.

Действие нормативной базы

Начало приватизации положил «О приватизации жилищного фонда в РФ». Здесь определены основные правила и условия приватизации.

Некоторые изменения были внесены . Изначально предполагался ограниченный срок бесплатной приватизации.

Впоследствии срок окончания несколько раз изменялся. В последний раз завершить приватизацию планировалось 1.03.2017.

После этой даты возможность получить в собственность госимущество должна была стать платной.
Но, несмотря на достаточно долгий срок применения, приватизацией воспользовались далеко не все россияне.

Немалое количество жилья продолжало находиться в государственной собственности. Большую роль сыграло и присоединение Крыма, жители которого попросту не успели бы воспользоваться приватизацией.

В итоге было принято решение об окончательном продлении приватизации, теперь уже бессрочно.

Гражданам сначала нужно получить иное жилье от государства при наличии оснований и только потом претендовать на приватизацию жилища.

Не получится приватизировать служебную квартиру, поскольку собственником ее является не государство, а конкретная организация.

Хотя в этом случае допускается возможность приватизации. Для этого потребуется получить от работодателя письменное на недвижимости и перевод жилья в частную собственность.

На практике процент подобных сделок крайне мал. Не допускается участие в приватизации временно прописанных граждан по той причине, что срок временной регистрации ограничен.

Кроме того, следует знать, что приватизация это не обязанность, а право граждан. Если в приватизируемом жилье проживает несколько человек, то некоторые из них могут .

При этом право собственности на квартиру распределяется меж остальными участниками в равных долях.

Отказавшийся от участия в приватизационном процессе гражданин сохраняет право бессрочного пользования жилплощадью.

Порядок проведения процедуры

Установленный приватизационный порядок предусматривает следующую последовательность действий:

Приведение квартиры в надлежащее состояние Жилье должно соответствовать утвержденным санитарным и противопожарным нормам
Соблюдение технических норм Если имеется неузаконенная перепланировка, то необходимо узаконить изменения или вернуть квартиру в первоначальное состояние согласно
Сбор необходимого пакета документов
Подача документов в уполномоченный орган
Получение положительного решения Приватизационной комиссии или мотивированного отказа
Регистрация права собственности на квартиру При положительном ответе комиссии

К необходимым для приватизации документам относятся:

  • ордер на квартиру или договор социального найма;
  • из о составе прописанных лиц;
  • паспорта всех зарегистрированных граждан;
  • документы, указывающие на отсутствие иной жилой недвижимости.

Заявление на приватизацию пишется по обычному для таких документов стандарту:

  • сведения о заявителе (Ф.И.О., данные паспорта);
  • изложение сути заявления (просьба о разрешении приватизации);
  • перечисление остальных участников приватизации;
  • описание объекта (адрес, характеристики);
  • всех участвующих лиц.

Если кто-то из жильцов отказывается от участия в приватизации, составляется нотариальный отказ.
Собранные документы вместе с заявлением подаются в жилищный отдел при местной администрации.

Принятие документации сопровождается выдачей расписки с указанием даты обращения и перечня принятых документов.

На проверку подлинности документов и правомерности обращения отводится два месяца. При положительном решении все участники приватизации приглашаются для заключения соответствующего договора.

Продлена ли до 2020

Завершиться бесплатная приватизация должна была 1.03.2017. При этом рассматривался , предполагающий продление проекта до 1.01.2020.

ФЗ № 14 от 22.02.2017 продлил приватизацию в очередной раз, но теперь уже сделав ее бессрочной для всех граждан.

Какие есть возникающие нюансы

Приватизированная квартира переходит в полную собственность частных лиц. Но в отдельных случаях процедура может быть оспорена заинтересованными лицами.

Приватизация признается незаконной, если:

В приватизационном процессе не участвовало лицо Имевшее право на приватизацию и не отказавшееся от участия в официальном порядке
Совершеннолетний гражданин Воспользовался правом на приватизацию повторно
Участником приватизации стал гражданин, не имевший права На приватизацию
Оформлением приватизации занималось лицо, не уполномоченное На свершение таких действий
Использовались недействительные Или поддельные документы
Из списка участников были исключены Несовершеннолетние жильцы
На момент приватизации Один из участников пребывал в недееспособном состоянии

Если основания для признания недействительности процедуры подтверждаются в суде, приватизация аннулируется. Квартира возвращается в исходное состояние.

Ее можно приватизировать повторно. Зарегистрированные жильцы сохраняют право на приватизацию.

Важно! Действующий закон о приватизации квартиры без согласия всех без исключения собственников не позволяет начать процедуру.

Должно иметься согласие всех жильцов или письменные .

С несовершеннолетними детьми

Если в приватизируемой квартире проживают несовершеннолетние дети, то категорически запрещается исключать их из состава участников.

Исключение возможно только в случае получения соответствующего разрешения от органов опеки. Например, планируется приватизация иного жилья с лучшими условиями.

Видео: приватизация навеки

Если ребенок намеренно выписан из квартиры до приватизации, то право на участие за ним сохраняется.

Причем после передачи квартиры в собственность ребенок получает долю, равную долям прочих собственников.

Процесс приватизации квартиры с несовершеннолетним ребенком ничем не отличается от обычного порядка.

В заявление, а потом и в договор, включается участвующий ребенок как полноценный участник. Допускается приватизация квартиры исключительно на несовершеннолетнего ребенка.

Такое возможно в случае отказа родителей от участия в приватизации или при единоличном проживание (при утере родителей).

В последнем случае от имени ребенка выступают органы опеки или законные опекуны, а все расходы по передаче квартиры в собственность берет на себя государство.

При проведении в Москве

Оформить приватизацию квартиры в Москве можно через МФЦ или Департамент жилищной политики.

Подробно узнать об условиях приватизации для проверки своего соответствия можно на официальном городском портале города Москвы.

Условия в принципе не отличаются от общепринятых, но предусматривается возможность подачи заявления онлайн.

Подать документы на приватизацию квартиры в электронной форме вправе:

Онлайн обращение требует заполнения онлайн формы и прикрепления сканов всех необходимых документов. В течение двух месяцев обращение рассматривается, затем заявитель должен обратиться в

Похожие статьи