Формирование правильной осанки методическая разработка на тему. Презентация "Использование физических упражнений как средства формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста" методическая разработка (старшая группа) на тему Общеразвив

15.08.2021

По данным Минздрава России у 50% детей школьного возраста отличаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения в школе двигательная активность снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать.

Все родители мечтают вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики, школьные учителя, социальные работники. Достаточно часто родители, стремящиеся помочь своему ребенку вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все родители в глубине души хорошо осознают, что лучше них никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях. Основы здоровья, образа жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства. Воспитать здорового умного ребенка - это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения. Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка. Нарушение осанки чаше всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки - это болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологи позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения и т.д.

С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. В младших классах учащиеся проводят за партой от 4 до 6 часов. Вместе с тем статическая выносливость у школьников невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и подвижное состояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 минут. Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Выявление причин нарушения осанки является одной из главных задач по врачебному контролю на уроках физической культуры.

Проблема исследования: заключается в том, что детей младшего школьного возраста с нарушением осанки в настоящее время увеличивается, а не уменьшается.

Объект исследования: профилактика нарушений осанки.

Предмет исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на развитие осанки школьников.

Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.

Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;

  • 2) определить методы экспериментальной работы;
  • 3) определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;

Гипотеза: если будет правильно подобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физических упражнений, то это будет способствовать профилактике нарушений осанки младших школьников.

Методы исследования:

  • - Анализ научно-методической литературы;
  • - Методы соматоскопии, антропометрии;
  • - Анализ документов учета медицинских карт;
  • - Анализ полученных результатов и их математическая обработка.

Работа состоит из введения, одной главы, выводы по 1- ой главе, список информационных источников. В ведении раскрыты цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования. В первой главе раскрыты понятия осанки, её виды и анатомо-физиологические особенности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Кемеровский педагогический колледж»

Кафедра естественно-медицинских дисциплин

Курсовая работа

Физические упражнения как средство для формирования правильной осанки у младших школьников

Выполнила:

Ведута Милана

студентка III курса группы 1101

Научный руководитель:

Сергеева Ольга Николаевна

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования правильной осанки детей младшего школьного возраста.

1.2 Виды, признаки, и причины нарушений осанки.

Выводы по первой главе

осанка школьный анатомический

Введение

По данным Минздрава России у 50% детей школьного возраста отличаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения в школе двигательная активность снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать.

Все родители мечтают вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики, школьные учителя, социальные работники. Достаточно часто родители, стремящиеся помочь своему ребенку вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все родители в глубине души хорошо осознают, что лучше них никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях. Основы здоровья, образа жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства. Воспитать здорового умного ребенка - это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения. Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка. Нарушение осанки чаше всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки - это болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологи позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения и т.д.

С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. В младших классах учащиеся проводят за партой от 4 до 6 часов. Вместе с тем статическая выносливость у школьников невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и подвижное состояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 минут. Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Выявление причин нарушения осанки является одной из главных задач по врачебному контролю на уроках физической культуры.

Проблема исследования: заключается в том, что детей младшего школьного возраста с нарушением осанки в настоящее время увеличивается, а не уменьшается.

Объект исследования: профилактика нарушений осанки.

Предмет исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на развитие осанки школьников.

Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.

Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;

2) определить методы экспериментальной работы;

3) определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;

Гипотеза: если будет правильно подобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физических упражнений, то это будет способствовать профилактике нарушений осанки младших школьников.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы;

Методы соматоскопии, антропометрии;

Анализ документов учета медицинских карт;

Анализ полученных результатов и их математическая обработка.

Работа состоит из введения, одной главы, выводы по 1- ой главе, список информационных источников. В ведении раскрыты цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования. В первой главе раскрыты понятия осанки, её виды и анатомо-физиологические особенности.

Глава 1. Теоретические основы формирования правильной осанки детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности

Осанка - привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса.

Осанка - это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка ценна потому, что при ней для всех внутренних органов создаются наиболее благополучные условия функционирования, а движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны.

Неправильная осанка плохо сказывается на работе внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Наиболее известным нарушением осанки является сутулость. При ней шейней изгиб позвоночника увеличен, а поясничный сглажен, плечи опущены и несколько сведены вперед, лопатки разведены, грудь впалая, голова опущена, ноги нередко согнуты в коленях, руки висят вдоль туловища. Бывают отдельные нарушения в различных частях тела: так называемые «крыловидные» (т.е. слишком отстающие от туловища) лопатки, уплощение грудной клетки, асимметрия плеч (одно выше другого) или же чрезмерная их сведенность вперед и т.д. Наблюдается три степени нарушения осанки.

Первая степень - изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Нарушение легко исправляется при систематических занятиях корректирующей гимнастикой.

Вторая степень - изменения в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корректирующей гимнастикой под руководством медицинских работников.

Третья степень - характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Изменения не исправляются корректирующей гимнастикой, а требуют специального ортопедического лечения. Чтобы не допустить дефектов в осанке, необходимо с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию опорно-дивгательного аппарата ребенка.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой. Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз).

Плоская спина характеризуется слаженностью всех физиологических изгибов позвоночника. Круглая спина (сутуловатость) представляет собой форму грудного кифоза. При кругловыгнутой (седловидной) спине одновременно увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз. При плосковыгнутой - увеличен только поясничный лордоз.

Нормальная осанка характеризуется пятью признаками:

· расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки;

· расположением надплечий на одном уровне;

· расположением обеих лопаток на одном уровне;

· равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками;

· правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 сантиметров поясничном отделе и до 2-х сантиметров в шейном).

Нередко занятия несоответствующим видом спорта, ранняя специализация ведут к расстройству функции позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на функции внутренних органов и работоспособности школьника в целом.

К сожалению, дефекты осанки наблюдаются у многих школьников. Это происходит вследствие неправильного положения тела дома во время приготовления уроков, чтения, еды, отдыха, а также в классе. Многие ученики сидят за партой неправильно - или опираясь о спинку стула только верхней частью спины, или слишком наклоняясь вперед, или изгибая туловище в сторону, чаще влево. Во время ответа некоторые учащиеся не стоят ровно, а пытаются опереться о парту или классную доску.

Порою, плохая осанка оказывается результатом сознательных усилий подростка или юноши. Дело в том, что некоторым из них кажется, что широко расставленные ноги, общее напряженное положение тела есть признак силы и мужества. Часто они вырабатывают такую манеру держаться после того, как начали посещать какую-либо спортивную секцию, особенно секцию борьбы. Они не понимают, что наилучшая манера держаться та, которая сочетает в себе полную свободу и непринужденность с подтянутостью и гибкостью: даже при расслабленном состоянии мышц человек должен выглядеть собранным. Движения должны быть не размашистыми, а экономными. Другим недостатком осанки является нарочитая небрежность, общая расслабленность и как бы вялость. Это тоже результат следования не лучшим образцам. Только здесь, видимо, предполагается не сила и мужество, а умудренность жизненным опытом, некая небрежность в восприятии окружающего, свойственная немолодым и уже несколько утомленным жизнью людям. И в том и в другом случае подросток, юноша выглядят комично.

1.2 Виды, признаки, и причины нарушений осанки

Физический компонент Современные люди большую часть времени проводят сидя: работая, отдыхая, обучаясь, ожидая, принимая пищу. Сидячая поза, наиболее удобная для выполнения множества работ, а также обучения - это серьезное испытание для опорно-двигательной системы. Ведь чаще всего осанка страдает при нахождении именно в этом положении! Длительное сохранение сидячего положения является причиной возникновения болей в спине и различных заболеваний. Массовое школьное обучение имеет и оборотную сторону: нарушения осанки сейчас выявляются у 40-80% детей. У 3-10% из них нарушения переходят в различные искривления позвоночника - чаще всего в так называемые школьные сколиозы. С развитием нашей цивилизации менялись содержание, методы и организация человеческого труда. Появилась новая массовая профессия - офисные работники, численность которых на данный момент составляет более половины всего работающего населения. Длительное нахождение в сидячей позе при работе за компьютером, с клиентами или документами, вызывает рост количества патологий опорно-двигательной системы среди взрослого населения. Число таких заболеваний постоянно растет, они молодеют - и подобная тенденция, по-видимому, сохранится в ближайшем будущем.

Психологический компонент

Тело и мысли человека неразрывно связаны - изменения одного влекут за собой изменения другого, и наоборот. Мы способны регулировать мышечное напряжение, воздействуя на свои мысли, а изменения положения тела способны приводить к изменениям эмоционального состояния. Особое внимание следует обратить на подростковый возраст. Юноши и девушки зачастую деформируют свою осанку под влиянием различных психоэмоциональных факторов - выдвигают вперед оба плеча и горбятся. В результате со временем запускается перестройка мышечных групп, и начинает формироваться патологическая осанка. А она, в свою очередь, способствует фиксации данных психоэмоциональных нарушений, и развитию неврозов в дальнейшем.

Первые признаки нарушения осанки

Значение правильного формирования осанки особенно велико в детском возрасте, в период роста скелетных костей. Патологические, но привычные положения тела, быстро вызывают деформации позвоночника, таза, грудной клетки, нижних конечностей, вплоть до стоп. Плоскостопие и сколиотическая болезнь - крайние проявления такой неправильной нагрузки. Реализуется важный биологический закон: функция определяет форму. Первые признаки нарушений осанки у ребенка: жалобы на боли в груди, спине, позвоночнике; быстрая утомляемость, слабость; нарушение внимания. Также родители могут сами заметить, что их ребенок начал сутулиться, его позвоночник выглядит несимметрично, а лопатки находятся на разной высоте. Иногда может наблюдаться асимметрия талии, или даже хождение боком, возникновение затруднений при наклонах и т.д. Поводом для обращения к врачу служат: жалобы ребенка на боль в грудной клетке или спине; болезненность при ходьбе; боль в стопах; асимметрия позвоночника, изменение его изгибов, явные искривления; сутулость в сидячем положении; разная длина ног в позе лежа на животе; высокая частота простудных заболеваний.

Типы осанки

Выделяют 5 различных типов осанки: 1. Нормальная. 2. Круглая спина. 3. Плоская спина. 4. Плоско-вогнутая спина. 5. Вогнуто-круглая спина. Круглая спина или сутулость обусловлена избыточной выраженностью грудного кифоза. В том случае, если он проявлен очень сильно, и захватывает даже часть поясничного отдела, такая спина называется тотально-круглой. Для плоской спины характерна сглаженность всех физиологических изгибов позвоночника, уменьшение угла наклона таза и уплощение грудной клетки. При таком типе осанки сильно нарушается амортизаторная функция позвоночного столба. Плоская спина часто сочетается с боковыми искривлениями позвоночника - сколиозами. Плоско-вогнутая спина характеризуется усилением только поясничного лордоза. При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременную избыточную выраженность имеют поясничный лордоз и грудной кифоз.

Причины нарушения осанки

Классификация Причины нарушения осанки могут быть классифицированы по разным критериям. Многие из факторов при этом пересекаются, и иногда одновременно относятся как к одним, так и к другим категориям. Причины нарушения осанки делят на внешние и внутренние, а также врожденные и приобретенные. Внешние причины нарушения осанки подразумевают нарушения образа жизни человека. В первую очередь это неправильный режим дня, в котором для сна отводится недостаточное количество времени. Важную роль играет также гиподинамия - т.е. недостаточная физическая деятельность. Объем мышечной работы при этом недостаточен, и мускулы со временем становятся слабыми и дряблыми. А ослабшие мышцы живота и спины, не способные длительно удерживать корпус в правильном положении, служат причиной нарушения осанки. Внутренние причины нарушения осанки - это, чаше всего, какие-либо хронические заболевания: врожденная разная длина ног, из-за которой возникают перекосы позвоночника; рахит; радикулит; туберкулез; дефекты слуха и зрения - чтобы компенсировать их, человек принимает неправильные положения. К врожденным причинам нарушения осанки относятся патологии внутриутробного развития, которые приводят к нарушению формирования позвонков, их клиновидной форме, образованию дополнительных позвонков и т.д. Приобретенные причины нарушения осанки: травмы, к примеру, переломы позвоночных костей; различные патологии, такие как рахит, туберкулез, полиомиелит или радикулит; особенности профессиональной деятельности человека, в частности, работа в сидячем положении с наклоненной головой.

Причины нарушений осанки в детском возрасте

В первую очередь это снижение двигательной активности. Малая физическая нагрузка вызывает ослабление мышечного каркаса и его неспособность поддерживать правильное положение тела в пространстве. Нарушения питания. Недостаток органических и минеральных веществ, развивающийся при несбалансированном рационе, отрицательно влияет на состояние опорно-двигательного аппарата. Основная проблема в питании современных детей - отсутствие достаточного количества кальциевых солей, необходимых для правильного развития связок и костной ткани. Это приводит к поражениям связочного аппарата позвоночного столба и, как следствие, к развитию нарушений осанки. Плохая организация рабочего и игрового пространства - например, слишком высокие стулья или столы, недостаток места на письменном столе и т.д. При длительных занятиях (рисование, выполнение уроков, работа на компьютере) в неправильных условиях осанка ребенка значительно ухудшается, и со временем этот статический стереотип закрепляется. Нарушение времени чередования труда и отдыха у школьников. В последнее время рост школьных нагрузок играет важную роль в увеличении количества детей, страдающих нарушениями осанки. Ведь основная поза во время школьной деятельности - длительное сидячее положение, которое и способствует развитию неправильной осанки.

Механические повреждения позвоночника, как причина нарушений осанки Зачастую различного рода травмы, смещения отдельных позвонков, вывихи и подвывихи, которые возникают в результате механического воздействия на позвоночник, сопровождаются целым комплексом симптомов, один из которых - нарушение осанки. Но, в большинстве случаев, изменения осанки - отсроченное проявление подобных травм, развивающееся со временем. Эти изменения могут быть обусловлены физическими нарушениями целостности позвонков или всего позвоночного столба, например, при крупных переломах. Кроме того, хронические болевые ощущения в позвоночнике, возникающие уже после периода острой травмы, могут вызывать "противоболевое" изменение позы, о котором говорилось выше. Человек рефлекторно старается снизить мышечное давление на поврежденные структуры, чтобы избежать боли. Со временем такое положение становится привычным, меняется распределение нагрузки на мускулатуру и развивается нарушение осанки. Остеохондроз позвоночника как причина нарушений осанки Достаточно частой причиной появления патологической осанки может служить остеохондроз позвоночника. Данная патология развивается в области повреждений межпозвоночных дисков, при их воспалении или деформации. Также при возникновении остеохондроза большое значение имеет повышенное отложение в суставах позвоночного столба кальциевых солей. Суставной аппарат позвоночника при этом теряет свою подвижность, а это, в свою очередь, вызывает ущемление и сдавливание нервных волокон, выходящих из спинного мозга. Данный симптомокомплекс ведет к возникновению болевого синдрома и, как следствие, к нарушению осанки. Сколиоз и сколиотическая осанка Сколиоз и сколиотическая осанка - совершенно разные понятия, путать которые не следует. Несмотря на внешнюю схожесть их проявлений - ассиметрия контуров талии, высоты лопаток и плеч - они обладают существенными основополагающими различиями. Сколиотическая осанка Сколиотической осанкой называется боковое отклонение позвоночника только в одном отделе и в одной плоскости - фронтальной. Подобные искривления позвоночника являются функциональными, и их нельзя рассматривать как самостоятельную патологию. Причинами возникновения таких нарушений может служить множество факторов. Ниже перечислены наиболее частые: истинное укорочение одной нижней конечности в результате перенесенной травмы, остеомиелита и т.д.; заболевания внутренних органов; последствия родовых травм; деформирующие рубцы на спине. Самая распространённая причина появления сколиотической осанки - это неустранённые последствия родовых травм: миотонический синдром и кривошея. Клинические проявления данного заболевания действительно очень похожи на сколиоз: видимый изгиб позвоночника, чаще в поясничном или нижнем грудном отделе; ассиметричная высота лопаток и плеч - на стороне выпуклости плечо находится выше, а со стороны вогнутости - ниже; разный размер треугольников талии, но с сохранением ровного положения таза. Однако если пациент вытягивается и становится ровно, или ложится на твердую ровную поверхность - все эти симптомы исчезают. Данный признак обусловлен тем, что на такой стадии заболевания еще отсутствуют стойкие структурные изменения в позвонках, межпозвоночных суставах и дисках. Искривление позвоночного столба вызывается только слабостью или перенапряжением мышц спины. Именно поэтому столь важно заметить появление первых симптомов вовремя, в самом начале развития патологии, когда структуры позвоночника еще не повреждены. В данном случае терапия сколиотической осанки достаточно проста - специальный комплекс физических упражнений, курс мануальной терапии и нормализация режима отдыха и труда. Но если вовремя не предпринять никаких мер, достаточно быстро сколиотическая осанка разовьется в серьезное заболевание - сколиоз.

Сколиотическая болезнь

Сколиоз (сколиотическую болезнь) - фиксированное боковое искривление позвоночника. Его следует рассматривать в качестве самостоятельной патологии позвоночного столба. Распространенность сколиоза Девочки страдают данной патологией чаще мальчиков. Первые клинические признаки, как правило, начинают проявляться примерно с 6-7 лет, и обладают тенденцией к постоянному прогрессированию, вплоть до завершения роста скелетных костей. Пик активности сколиоза приходится на пубертатный возраст - 12-15 лет. Чем быстрее растет ребенок, тем больше скорость прогрессирования сколиоза. Однако заранее прогнозировать частоту возникновения нарушений у каждого конкретного пациента довольно сложно. Об этом судят, в основном, ретроспективно. Статистически средняя прогрессия сколиоза составляет примерно 5 градусов в год. Причины сколиоза Сколиоз достаточно часто является результатом невнимательного отношения к собственному здоровью, несоблюдения условий труда и неправильного образа жизни. Длительное сидение или стояние в неправильной позе, которая вызывает перенапряжение отдельных групп мускулатуры позвоночника, неправильное поднятие тяжестей, неправильные наклоны вызывают мышечный спазм, который со временем становится привычным. В последующем он начинает постепенно изменять нормальную осанку. Спазмированные мышцы оттягивают костные структуры позвоночника влево или вправо, заставляя их принимать неправильное положение. Кроме того, подобные "перекосы" в осанке и нарушения анатомии позвоночного столба стимулируют появление болевого синдрома, обусловленного перенапряжением мышц и сдавливанием нервных путей. В некоторых случаях сколиоз может быть врожденной патологией. Особенно опасным является проявление такого врожденного заболевания в детском возрасте. Спинной связочно-мышечный аппарат у детей еще не настолько развит, чтобы длительно противостоять давлению, а структуры позвоночника еще податливые и гибкие. Все это в комплексе вызывает очень быстрое развитие сколиотических изменений.

Внутренние механизмы развития сколиоза

Нарушение расположения межпозвоночных дисков приводит к их деформации и плохому кровоснабжению. Из-за этого весь позвоночный ряд искривляется, сдвигается, а в позвонках начинают формироваться костные изменения. Кроме линейных искривлений позвоночного столба во фронтальной плоскости, это заболевание практически всегда сопровождается скручиванием позвонков. Заболевание начинается, чаще всего, в детском возрасте, и поражает зоны роста позвоночника. Следствием этого становится возникновение асимметрии роста и еще более выраженное искривление спины. Клинические проявления сколиоза Клиническая картина сколиоза включает: визуальные дефекты и нарушения симметрии тела; боль в спине; быстрая утомляемость; головная боль; снижение трудоспособности; ощущение затекания спины; ограничения подвижности; в тяжелых случаях - нарушения движений и чувствительности; нарушения функций легких и сердца; иногда - возникновение межпозвоночной грыжи, поддающейся только оперативному лечению. Диагностика и лечение сколиоза В большинстве случаев диагностика сколиоза не представляет особых трудностей. Очень часто патологические искривления позвоночника влево или вправо заметны невооруженным взглядом. Для уточнения степени возникших изменений достаточно проведения рентгенографии. Истинный сколиоз очень тяжело поддается лечению - не зря его иногда называют "крестом ортопедии". Особенно трудно лечить сколиоз, если он развился уже в зрелом возрасте. А в случае возникновения его у ребенка, при своевременной диагностике, данные изменения поддаются исправлениям достаточно легко. Постоянное ношение ортопедического корсета, мероприятия по гармоничному развитию мышечного каркаса, весьма быстро возвращают позвоночник в нормальное положение. У пациентов старшего возраста те же процедуры необходимо проводить намного дольше. В особо тяжелых случаях приходится даже прибегать к хирургическим вмешательствам. Лечение сколиоза - намного более длительный и сложный процесс, чем коррекция сколиотической осанки. Кроме того, страдающий сколиозом имеет намного меньше шансов на полное выздоровление. Поэтому ранняя диагностика нарушений осанки, и своевременная их коррекция, послужат залогом здоровья вашей спины и всего организма в целом.

Кифоз и кифотическая осанка

Патологическим кифозом называется чрезмерное искривление позвоночного столба в направлении спины. Грудной отдел позвоночника должен в норме выгибаться кзади, но в случаях, когда данный изгиб имеет патологически выраженную кривизну, ставится диагноз "кифоз". Клинически эта патология проявляется синдромом "круглой спины". При относительно небольшой выраженности она имеет вид сутулости, а в более сложных случаях характеризуется образованием горба. Различают следующие виды патологических кифозов: врожденный - обусловленный нарушением развития передних отделов позвоночных тел; генотипический - наследственный, который характеризуется идентичной формой у родителей и детей в нескольких поколениях; компрессионный - обусловленный компрессионными переломами тел одного или нескольких позвонков; мобильный - возникающий из-за слабости мышц спины и привычного неправильного положения тела; рахитический - развивающийся у детей, больных рахитом, на втором полугодии жизни, по причине слабости связок и мышц, а также недостаточной твердости тел позвонков; старческий - кифоз грудного отдела позвоночного столба у престарелых людей, который обусловлен возрастными изменениями межпозвоночных дисков и позвонков, а также ослаблением мышечного аппарата; тотальный - дугообразный кифоз всего позвоночного столба, который наблюдается, например, при болезни Бехтерева, или в норме у детей на первых месяцах жизни; туберкулезный - возникающий при туберкулезном спондилите вследствие разрушения и компрессии тел позвонков; угловой - при котором выпуклость имеет вид угла, обращенный вершиной кзади. Кифотическая осанка возникает при круглой, сутулой спине, обусловленной сильным изгибом грудного отдела позвоночника. Такое нарушение осанки проявляется следующими признаками: наклон головы вперед; плечи также сведены кпереди и вниз из-за укорочения грудных мышц, что еще больше округляет спину; рефлекторное выпячивание живота; согнутые колени; сужение грудной клетки. Изменение анатомического строения грудной клетки со временем приводит к снижению подвижности ребер, нарушениям движений межреберных мышц и ограничению дыхательной функции легких. Данное заболевание диагностируется при наличии деформаций грудной клетки в направлении от груди к спине, видимых невооруженным глазом. Для подтверждения диагноза применяются рентгеновские снимки, которые также позволяют определить выраженность патологии. Схема лечения кифозов практически полностью идентична таковой при сколиозе.

Кифосколиоз Кифосколиоз - это сочетанное нарушение осанки, которое характеризуется усилением физиологического кифоза в грудном отделе, вкупе с искривлением позвоночника влево или вправо (сколиозом).
Лордоз и лордотическая осанка Увеличение физиологического изгиба позвоночника (чаще в поясничном отделе) носит название патологического лордоза. Его развитие ведет к появлению лордотической осанки. Выделяют первичный и вторичный лордоз. Первичный лордоз обусловлен патологиями позвоночника: пороками его развития, опухолями или воспалительными процессами. Кроме того, его причиной могут стать контрактуры подвздошно-поясничной мышцы или спазмы мышц спины. Вторичный лордоз обычно является одним из проявлений врожденного, или приобретенного в результате травмы, вывиха бедра, сгибательных контрактур или патологической фиксации тазобедренного сустава в неправильном положении. При вывихе тазобедренного сустава вертикальное положение тела вызывает смещение центра тяжести вперед, и для удержания равновесия пациент сгибает туловище в пояснице. Еще одним фактором развития лордоза может послужить избыточная масса тела, в частности, увеличение жировых отложений в области живота. Клинически лордоз и лордотическая осанка проявляются следующими признаками: голова выдвинута вперед; плоская грудная клетка, переходящая в выпяченный живот; плечи смещены кпереди; ноги раздвинуты в коленных суставах; поясница имеет как бы "запавший" внешний вид; наблюдаются нарушения обмена веществ; ухудшение общего состояния организма; быстрая утомляемость. Совокупность данных симптомов вызывает перенапряжение позвоночника, растяжение его мышечно-связочного аппарата, что сопровождается болевым синдромом и ограничением подвижности. Со временем прогрессирование данного заболевания начинает сказываться на нормальной работе легких, сердца и желудочно-кишечного тракта. При этом виде осанки нагрузки, обусловленные весом человеческого организма, приходятся не на тела позвоночных костей, как должно быть в норме, а только на их дуги. Подобное нарушение распределения нагрузки приводит к возникновению таких заболеваний, как спондилолиз (разрушение и перелом позвонковых дуг) и спондилолистез (смещение позвонка с деформацией позвоночника). Поэтому пациенты с лордотической осанкой должны находиться под постоянным наблюдением врача, проходить периодические курсы лечения и использовать специальные ортопедические приспособления. Кроме того, таким пациентам необходимо ограничивать физические нагрузки, избегать поднятия тяжестей и длительного нахождения в стоячем положении.

Плоскостопие как причина нарушений осанки

Плоскостопием называется уплощение свода стопы, при котором она становится более плоской, что связано с нарушением ее амортизирующих функций. Свод стопы "гасит" инерционные нагрузки при ходьбе и беге, которые могут достигать до 200% веса тела. Данная патология косвенно вызывает развитие нарушений осанки и наоборот, нарушения осанки могут приводить к возникновению плоскостопия. Как это происходит? Центр тяжести тела при плоскостопии смещается назад, и с целью удержания равновесия человек рефлекторно немного наклоняется вперед. Возникает замкнутый круг, кроме того, из-за наклона вперед начинает развиваться сутулость. Характерное проявление плоскостопия - быстрая утомляемость ног. При данной патологии очень сильно страдают колени, поскольку именно на них ложится большая часть нагрузки. Кроме того, возрастает нагрузка на позвоночник, ведь удары и толчки при беге и ходьбе организму необходимо как-то компенсировать. Основные признаки плоскостопия: стоптанная и изношенная с внутренней стороны обувь; очень быстрая утомляемость ног при ходьбе и нахождении в вертикальном положении; боль и тяжесть в ногах, судороги и отечность ног к концу дня; отеки в области лодыжек; увеличение размеров стопы в ширину.

Как определить нарушение осанки у ребёнка?

Чтобы проверить осанку ребенка, нужно провести внимательный осмотр его спины, раздев ребенка до плавок. Попросите его встать в привычную позу, распределив нагрузку на обе ноги, и немного наклониться вперед. Колени должны быть выпрямлены, пятки сведены вместе, а носки врозь. Подбородок должен быть прижат к груди, а кисти рук соединены перед собой. При осмотре со стороны спины позвоночник должен выглядеть прямым, а остистые отростки - образовывать ровную линию. Даже незначительные искривления свидетельствуют об отклонениях от нормы. О правильной осанке говорит не только прямой позвоночник. Ее также определяют: одинаковый уровень высоты плеч, углов лопаток, сосков; одинаковая глубина треугольников талии - углов, которые образованы свободно опущенной рукой и выемкой талии; симметрия рельефов поясничной области и грудной клетки при наклоне вперед.

Физиологические изгибы позвоночника при взгляде сбоку должны быть выражены равномерно, и соответствовать примерно толщине ладони ребенка.

Лечение нарушений осанки

В лечении нарушений осанки применяются 4 основных метода: 1. Специализированная гимнастика и комплексы физических упражнений. 2. Массажи и мануальная терапия. 3. Применение ортопедических корсетов. 4. Хирургические вмешательства. Консервативное лечение нарушений осанки дает выраженный эффект только в период роста позвоночника. На более поздних этапах что-нибудь сделать очень трудно. Хорошо, если ребенок увлекается спортом, но не все его виды могут приносить пользу при уже имеющихся искривлениях позвоночника. Некоторые виды спорта подразумевают значительные нагрузки на позвоночник: прыжки в высоту, тяжелая атлетика, легкоатлетическое метание, борьба. Игра в теннис, бадминтон или гольф связана с резкими поворотами туловища. Бокс, фехтование, теннис и иные "несимметричные" виды спорта могут быть неподходящими для слабых мышц туловища и спины. Езда на велосипеде с низким расположением руля способствует формированию круглой спины. Для его предотвращения необходимо выполнять компенсирующие упражнения, тренирующие мышцы - разгибатели спины. Футбол, хоккей и спортивная гимнастика могут представлять опасность для искривленного позвоночника при падениях, толчках и ударах. Хороший эффект при лечении нарушенной осанки дает сочетание специальных корригирующих упражнений с плаванием. Плавать лучше всего брассом на груди или на спине. При такой технике движения ног и рук выполняются симметрично и одновременно. Также врачи рекомендуют бег по мягкому основанию - к примеру, по песку, катание на велосипеде, прогулки по лесу, хождение на лыжах без использования палок, или с одновременным отталкиванием ими. Профилактика нарушений осанки Главный принцип сохранения правильной осанки - профилактика. Опыт специалистов-ортопедов убеждает, что главная роль в формировании и сохранении правильной осанки принадлежит воспитанию и систематическим физическим упражнениям. Полезные навыки легко вырабатываются в детстве, поэтому начинать формировать правильную осанку необходимо еще до школы: Столы и стулья должны соответствовать росту ребенка по высоте. Приучать детей правильно стоять, сидеть и не сутулиться во время ходьбы нужно уже с 4-хлетнего возраста. Умеренные холодные обтирания не только закалят организм ребенка, но и поспособствуют повышению мышечного тонуса. Важную роль играет правильное полноценное питание с достаточным содержанием всех необходимых веществ - белков, углеводов, жиров, витаминов и микроэлементов. Предметы обстановки С началом школьного периода родители должны обратить особое внимание на создание для ребенка благоприятной рабочей обстановки в комнате. Ведь именно в своей комнате ребенок проводит достаточно большое количество времени, выполняя школьные домашние задания, читая, играя на компьютере и т.д. Прежде всего следует позаботиться о том, чтобы ребенок удобно сидел. Для этого необходимо подобрать мебель, подходящую ему по росту. Проверка в этом случае достаточно проста: поверхность стола должна быть выше локтя сидящего ребенка на 2-3 см, а сиденье стула - располагаться на уровне коленного сустава. Организация рабочего места Рациональная организация рабочего места поможет ребенку сэкономить время, и обеспечит высокую работоспособность. До начала занятий нужно приготовить все необходимые пособия и убрать лишние вещи, чтобы они не отвлекали и не мешали ребенку. Тетрадь, книгу и все то, что необходимо в настоящий момент, удобнее расположить прямо перед собой, посередине стола. То, что может понадобиться в процессе (карандаш, линейка, чистая бумага и т.д.) - разместить слева, а предметы, которые уже не нужны (тетради с выполненными заданиями, черновики и др.) - складывать справа, или вообще убирать. Для профилактики нарушений осанки необходимо обращать внимание также на правильное положение стола и достаточное его освещение во время письма и чтения. Если ребенок правша, то естественный свет из окна должен падать слева. В левом же углу стола нужно поставить настольную лампу, оптимальная мощность которой должна составлять 75 Вт. Нормальное расстояние от глаз до тетради или книги - 30-35 см.

Соблюдение правильного положения тела при работе

Также очень важно следить за соблюдением правильной позы, особенно в процессе письма, так как именно оно вызывает наибольшее утомление, особенно у школьников младших классов. Ребенок начинает неосознанно искать опору для туловища и головы, налегать грудью на край стола. Это вызывает затруднения дыхания и кровообращения и, конечно же, приводит к дефектам осанки. Так как положение тела наиболее выражено страдает при косом почерке, необходимо приучать ребенка писать с небольшим наклоном букв (в 10-15o).

Чередование труда и отдыха

Для школьников очень важно чередовать умственный труд c периодами отдыха. В младших классах желательно через каждые полчаса устраивать короткие десятиминутные перерывы с простыми физическими упражнениями и обязательной гимнастикой для глаз. Это быстро восстанавливает работоспособность детей.

Выводы по первой главе

Нарушение осанки- частый спутник многих хронический заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связного аппарата.

Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках - остеохондрозу, и создаёт неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые рюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек; неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации.

Таким образом, к нарушению осанки приводят отсутствие необходимых условий, недостаточность физ.упражнений как следствие слабый мышечный корсет, вредные привычки и различные заболевания.

Список информационных источников

1. Александрова, Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» [Текст] / Е.Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 151с.

2. Алиев, М. Формирование правильной осанки / М. Алиев // Дошкольное воспитание. - 2000. - №2. - С. 19-26.

3. Алямовская, В.Г. Программа «Здоровый ребёнок»: как воспитать здорового ребенка [Текст] / В.Г. Алямовская // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 11-12.

4. Анисимова, Т.Г. Формирование правильной осанки. Коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения [Текст] / Анисимова, Т.Г., Ульянова, С.А. - М.: Учитель, 2011.

5. Бабенкова, Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой [Текст] / Е.А. Бабенкова. - М.: Сфера, 2008. - 96с.

6. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие [Текст] / Т.Л. Богина. - М.: Мозаика - синтез, 2006.

7. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками [Текст] / Е.Н. Борисова, Е.Н. - Волгоград: Панорама, 2007. - 225с.

8. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1982. - 128с.

9. Галанов, А.С. Игры, которые лечат: для детей от 5 до 7 лет [Текст] / А.С. Галанов. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 97с.

10. Жеребцова, Ю.С. Осанка дошкольника: как её исправить, проверить и сохранить [Текст] / Ю.С. Жеребцова, М.А. Леонтьева, М.М. Борисова. - М., 2007. - 150с.

11. Кабанов, А.Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Кабанов, А.П. Чебовская. - М.: Просвещение, 1975. - 288с.

12. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Старшая группа: Метод. пособие для педагогов в ДОУ [Текст] / М.Ю. Картушина. - СПб: Детство-Пресс, 2004. - 256с.

13. Козырева, О.В. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки [Текст] / О.В. Козырева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 12. - С.49.

14. Красикова, И.С. Осанка: воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки [Текст] / И. С. Красикова. - СПб: Корона-Век, 2008. - 176с.

15. Краснова, В.М. Осанка вашего ребёнка [Текст] / В.М. Краснова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. - С.28.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование правильной осанки детей в процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата. Основные требования к правильной осанке, упражнения по формированию правильной осанки, правила выполнения и способы контроля правильной осанки.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Распространение деформаций опорно-двигательного аппарата среди младших школьников. Самоконтроль соблюдения двигательного режима, гимнастические упражнения, направленные на исправление осанки и формирование мышечного корсета туловища в условиях урока.

    презентация , добавлен 30.01.2015

    Понятие и типы осанки. Факторы, влияющие на ее формирование. Определение степени искривления позвоночника. Профилактика и лечение ее нарушений. Разработка рекомендаций по оздоровлению детей и формированию правильной осанки в условиях школьного обучения.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Физические упражнения как основное и специфическое средство формирования осанки. Роль оздоровительных сил природы и гигиенических факторов в формировании осанки. Комплексное применение средств закаливания. Выполнение режима дня и личной гигиены.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2011

    Методика исследования состояния позвоночника у младших школьников. Основные причины и предпосылки нарушения осанки, пути и способы ее коррекции, экспериментальная проверка их эффективности. Разработка системы занятий по коррекции осанки школьников.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Исследование понятия осанки и телосложения. Изучение строения позвоночника. Характеристика причин и основных видов нарушения осанки. Профилактическое и корригирующие воздействия физических упражнений на осанку и телосложение в студенческом возрасте.

    реферат , добавлен 11.03.2014

    Осанка как привычная поза в покое и при движении, ее виды. Понятие правильной осанки и причины ее нарушения. Дефекты осанки и заболевания позвоночника. Классификация патологий нарушения осанки. Признаки нормальной осанки, упражнения для ее контроля.

    реферат , добавлен 20.12.2011

    Рациональная осанка, ее значение, признаки. Нарушение осанки: классификация и основные симптомы. Причины и профилактика нарушений осанки. Физическая реабилитация пациентов с нарушением осанки: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, упражнения.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2012

    Изучение формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия в процессе обучения детей коррегирующим упражнениям. Обзор классификации общеразвивающих упражнений. Проведение занятий лечебной физической культуры в условиях дошкольных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2015

    Характеристика морфофункциональных особенностей развития старших школьников. Исследование и оценка показателей физических качеств юношей с нарушениями осанки, занимающихся лыжным спортом. Разработка программы занятий лыжным спортом для старшеклассников.

Выполнила: Цигиман Татьяна Владимировна.

Тема: Физические упражнения - основное средство формирование правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста .

Исследования последних лет в области экологического воспитания свидетельствуют о серьезных нарушениях в здоровье людей, в частности, об отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата.

Комплексным показателем состояния физического развития и здоровья детей является осанка. По данным научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАН, у 79,8 % учащихся первого класса обнаружены нарушения осанки, в основном – нестойкого функционального характера (69,9 %). Наибольшее число нарушений осанки зафиксировано у детей дошкольного возраста.

Формирование осанки тесно связано со всеми сторонами развития: физической, умственной, нравственной, эстетической, психической. Правильная осанка обеспечивает высокую физическую и интеллектуальную работоспособность. Особую роль в сохранении детьми правильной осанки играет сформированность психологической установки на поддержание тела в пространстве.

Важнейшее условие правильной осанки - нормальное развитие позвоночника. Если положение тела правильное, то каких-либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не происходит. Особенно это касается состояния костного скелета и мышц. Нарушения осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом вопросы ранней диагностики и профилактики нарушений осанки у детей заслуживают, особого внимания. Неотъемлемой составной частью физической культуры, является воспитание и формирование правильной осанки человека.

Применение разнообразных физических упражнений с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста на основе анализа рефлекторной возбудимости нервных центров, иннервирующих скелетные мышцы по обе стороны позвоночного столба и особенностей развития физических качеств повысит процесс оздоровления детей, склонных к нарушению осанки во фронтальной плоскости.

Актуальность данной темы несомненна, ведь здоровье детей во многом зависит от постановки физической культуры в семье и в детских учреждениях. Необходимо добиваться, чтобы дети испытывали потребность в физических упражнениях так же, как в ежедневном потреблении пищи.

Объект исследования – формирование правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – физические упражнения как средство формирования правильной осанки.

Цель исследования – определить значение правильной осанки у дошкольников и эффективность физических упражнений в формировании правильной осанки.

Задачи:

1. Изучить проблему формирование правильной осанки дошкольников

2.Определить уровень сформированности правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста

3. Составить и апробировать систему физических упражнений как основного средства формирования правильной осанки.

Гипотеза: Физические упражнения будут являться эффективным средством формирование правильной осанки если:

- Они будут использованы в разных формах работы по физическому воспитанию;

Будут созданы соответствующие условия для формирования правильной осанки;

Будет установлен тесный контакт детского сада и семьи;

- Будут использованы разные физические упражнения.

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы,

Беседа.

Методы качественной и количественной обработки.

Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.

Все методы диагностики деформации позвоночника можно разделить: субъективные и объективные. К субъективным методам относится визуальный осмотр.

Наиболее распространенным является тест Адамса. При наклоне больного вперед визуально оцениваются фронтальные искривления позвоночника и торсио-ротационные смещения туловища.

Базой экспериментальной работы определена средняя группа № 4 ДОУ № 60 г. Благовещенска в количестве 30 человек.

Нами была определена цель констатирующего этапа: выявить уровень состояния работы по формированию правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста ДОУ № 60.

Задачи исследования:

1. Установить содержание работы воспитателей по использованию физических упражнений для формирования осанки.

2. Определить уровень нарушения осанки у исследуемой группы.

Дошкольное детство - важный период в формировании правильной осанки , так как, несмотря на возросшие функциональные возможности организма ребенка, его костная система еще находится в стадии формирования.

Помня об этом, в ДОУ № 60 постоянно ведется работа по совершенствованию общего режима, закаливания, по улучшению питания, по воспитанию культуры движений. В дошкольном учреждении созданы хорошие условия для жизни детей и их воспитания. Воспитатели постоянно следят за сменой деятельности детей, систематически проводятся углубленные медицинские осмотры. Подбор мебели происходит в соответствии с ростом и возрастом детей.

В детском саду практикуется проведение проверки осанки детей в присутствии воспитателя, что дает возможность познакомиться с методикой обследования. Врач детского сада, определяя состояние осанки каждого ребенка, говорит о выявленных дефектах и причинах их возникновения, дает воспитателям конкретные рекомендации по их устранению, назначает корригирующие упражнения.

После обследования по совету врача были проведены наблюдения за индивидуальными особенностями поведения детей. Нас интересовало, какое положение тела они принимают в разных ситуациях: при ходьбе, сидя, стоя и лежа. При внимательном наблюдении во время занятий мы заметили, что дети или опускают голову, наклоняются вперед и опираются грудью на крышку стола, или принимают еще более неудобные позы: туловище отклоняют вправо, влево, ноги поджимают под стул. Во время игр на ковре многие дети часто сидели, подложив одну ногу под себя.

После беседы с врачом мы поняли, что для формирования правильной осанки требуется повседневная коррекционная работа, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Прежде всего поставили перед собой конкретную задачу - вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей.

Определение состояния осанки детей в сагиттальной плоскости проводилось гониометрическим методом по В.А. Гамбурцеву; во фронтальной - измерением ромба Мошкова. В исследовании приняли участие дети 5 лет ДОУ № 60 г. Благовещенска, в количестве 30 человек (12 девочек, 18 мальчиков).

Следует отметить, что 41,6 % девочек и 72,2 % мальчиков имеется первая степень нарушения осанки, что говорит о недостаточном внимании, уделяемом процессу ее формирования в дошкольных учреждениях и семье. Сравнение распространенности нарушений осанки у мальчиков и девочек не выявило значительных половых различий.

Кроме общего состояния осанки детей нами анализировался характер выявленных нарушений самый распространенный тип нарушения осанки у дошкольников - сутулая спина-23,1 % детей, плоская спина - 13,2 %, лордотическая осанка - 3,5 %, кифотическая - 3,5 % и кругло-вогнутая - 10,1 %.

В соответствии с перспективным планом работы по формированию здорового образа жизни, в который входят мероприятия по формированию осанки работу начали с организации в группе рационального двигательного режима.

В течение года с детьми были проведены беседы о значении правильной осанки, знакомство со скелетом человека.

В дополнение к проводимой работе по физической культуре прибавили физкультурные паузы и начали их проводить между занятиями по 5-6 мин, а после дневного сна, в сочетании с закаливающими процедурами, длительностью до 15 мин.

Мы пересмотрели и организацию двигательной деятельности детей на прогулке. Вместе с методистом составили план-график на неделю, где распределили все подвижные, спортивные игры и игровые упражнения, предусмотрев разнообразное их использование с учетом условий проведения и времени дня. Такое планирование определило перспективу и дало возможность шире использовать все основные виды физических упражнений в работе с детьми.

Одновременно мы начали воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола; правильно ходить и стоять, равномерно распределяя тяжесть туловища на обе ноги или чередуя опорную ногу.

Учили детей принимать правильное положение тела и по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу, видеть и исправлять неправильное положение тела товарища, приучали их активно помогать нам в этой работе.

Для профилактики нарушений осанки составили систему специальных упражнений, которые проводили.

Корректирующие движения мы включаем в подвижные игры и игры-эстафеты.

При повторном осмотре у детей группы были лучшие результаты по всем показателям физического развития. Они больше прибавили в весе, окружность грудной клетки увеличилась на 2-3 см. Простудные заболевания снизились на 12%, по посещаемости группа стала лучшей в детском саду.

У 9 детей признаки нарушения осанки совсем исчезли, у 6 значительно сгладились. У детей исчезла сутулость, только у одной девочки пока осталась плечевая асимметрия.

Достигнутые результаты убедили нас в том, что воспитание правильной осанки возможно при проведении воспитательно-оздоровительной работы с детьми в комплексе, при условии строго научного подхода к ее планированию и проведению.

В исправлении нарушений осанки большое значение имеет выявление повреждающих факторов, которые по возможности устраняются. Исправление нарушений осуществляется с помощью физических упражнений, воздействующих на глубокие и поверхностные мышцы туловища, целью которых является восстановление симметрии (тонуса, силы, растяжимости) мышц, формирующих осанку. При этом добиваются физиологической нормализации изгибов позвоночника, формы грудной клетки, симметричного положения плечевого и тазового поясов (И.В. Рубцова, 2006). Для формирования правильной осанки необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, прежде всего статическую силу мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также подвижность позвоночника.

Правильное положение частей тела во время движения закрепляется созданием естественного мышечного корсета. Также необходимо формировать навык правильной осанки на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего ощущать положение определенных частей тела.

В качестве средств исправления нарушений осанки используются гимнастические упражнения на расслабление, корригирующие, на координацию, в равновесии, на растягивание, для увеличения подвижности позвоночника, направленные на развитие ощущения навыка правильной осанки. Для восстановления нормального симметричного мышечного тонуса необходимо научиться расслабляться и управлять мышечным напряжением; особенно это актуально при асимметричной осанке. При дефектах осанки в сагиттальной плоскости с целью увеличения угла наклона таза используют упражнения, укрепляющие мышцы задней поверхности бедра, поперечные мышцы поясницы и мышцы брюшного пресса.

Для уменьшения угла наклона таза - упражнения, укрепляющие мышцы поясничного отдела спины и передней поверхности бедер. Нормализация физиологических изгибов позвоночника достигается в ряде случаев улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта. Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены упражнениями с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы и упражнениями на растягивание грудных мышц. Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса.

Одновременно с упражнениями для мышц формируется навык правильной осанки на базе мышечно-суставного чувства при нужном положении определенных частей тела. Для этого используют упражнения перед зеркалом, у стены, ходьбу с предметом на голове и др. Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит также во время выполнения общеразвивающих упражнений, упражнений в равновесии и на координацию, при которых обязательно обращается внимание на сохранение правильного положения тела.

Формирование правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требуют строго регламентированного подхода к организации занятий физическими упражнениями, их систематичности не реже трех раз в неделю и обязательного выполнения домашних заданий.

Формирование навыка правильной осанки достигается применением ряда упражнений на ее ощущение.

  • 1. Встать спиной к стене и выполнить основное упражнение для формирования правильной осанки: ноги слегка расставить, руки свободно опустить. Затылком, плечами, икрами и пятками касаться стены. Подобрать живот, вытянуть шею немного вверх и поднимать плечи. В этом положении постараться прислониться к стене так, чтобы расстояние между ней и поясницей было не больше толщины пальца. Запомнить это положение частей тела, особенно мышц спины и живота. Выполнять это упражнение как можно чаще в течение дня. Как только станет возможным удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, идите вперед, сохраняя ту же осанку.
  • 2. Выполнить основное упражнение. Запомнить положение тела. Сделать шаг вперед и выполнить повороты, вращения головой, проверить правильность положения.
  • 3. Приседать и вставать, отводить, поднимать и сгибать ноги, не отрывая головы, спины и таза от стены.
  • 4. Запомнить правильное положение у стены. Отойти, сделать несколько произвольных движений головой, руками, ногами, туловищем. Проверить правильность осанки.
  • 5. Принять правильную осанку перед зеркалом. Запомнить ее. Сделать несколько произвольных движений головой, руками, ногами, туловищем. Проверить правильность осанки.
  • 6. Выполнить стойку с гимнастической палкой, расположенной вертикально за спиной вдоль позвоночника. Палка должна касаться затылка и позвоночника.
  • 7. Выполнять упражнения в положении лежа на спине с сохранением правильной осанки.

Прежде всего для формирования осанки и исправления имеющихся дефектов необходимо равномерно развивать мышцы всего тела.

  • 1. Первым упражнением в комплексе всегда должно быть основное упражнение для формирования правильной осанки.
  • 2. Затем планируются общеразвивающие упражнения: для плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног.
  • 3. После упражнений общего воздействия следует повторить первое упражнение.
  • 4. Далее планируется выполнение 4-6 упражнений для исправления имеющихся недостатков.
  • 5. Последними (2-3 упражнения) в комплексе должны быть упражнения на ощущение правильной осанки.

Наталья Евдокимова
Педагогический проект по теме Физические упражнения как средство формирования и коррекции правильной осанки у детей старшег

Актуальность проекта .

В дошкольный период формируются основы психического и фи зического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка . Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей , предрасположенность к определенному виду нарушений осанки . В то же время система физических упражнений дает возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка , но и исправить , создать новый вариант осанки . Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды . Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется . Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям.

Цель проекта : систематизировать систему упражнений по формированию и коррекции правильной осанки у детей старшего

Задачи проекта :

1) Теоретически изучить специальную литературу по проблеме формирования и коррекции осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и рассмотреть виды нарушений осанки

2) Систематизировать систему упражнений по формированию и коррекции осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

3) Разработать систему мероприятий по работе с родителями, направленных на формирование и коррекцию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

4)Внедрить разработанную систему физических упражнений в педагогическую деятельность воспитателей

Этапы проекта :

I ЭТАП –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1) ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ (СЕНТЯБРЬ)

2) ВЫБОР УПРАЖНЕНИЙ (СЕНТЯБРЬ)

3) СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ВИДАМ НАРУШЕНИЙ (СЕНТЯБРЬ)

II ЭТАП – ОСНОВНОЙ

1) СОСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ (ОКТЯБРЬ-МАЙ)

2) СОСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ОКТЯБРЬ-ИЮНЬ)

3) РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (ОКТЯБРЬ – ИЮНЬ)

Ожидаемые результаты :

1) воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к фиксации правильного положения тела ;

2) укрепление «мышечного корсета» и совершенствование координации движений как необходимое условие для восстановления правильного положения тела ;

3) воспитание и закрепление навыка правильной осанки и стереотипа правильной походки ;

4) расширить знания и умения родителей с технологией проведения физических упражнений для формирования и коррекции правильной осанки у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Физкультурные упражнения как средство формирования и коррекции правильной осанки у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями .

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, по словам М. Алиева, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Дошкольникам нравятся упражнения с флажками , кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание , лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя , лежа на спине.

Для формирования и коррекции правильной осанки в процессе занятий физической культурой , утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения (М. Алиев) :

Прогибание спины с обручем или с мячом в руках;

Наклоны в стороны с обручем за спиной;

Приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках;

Наклоны назад с разведением рук в стороны;

Наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине;

Ползание на четвереньках;

Ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др .

Очень эффективны упражнения , особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме , например :

«Лыжник» – приседание с отведением рук назад;

«Кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины;

«Кто лучше и точнее выполнит упражнение » ;

«Делай как я» и др.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения , выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела . (М. Алиев)

Большой интерес для формирования навыка правильной осанки представляет система физических упражнений разработанная Н . Н. Ефименко. Любую форму двигательной активности детей он предлагает начинать из лежачих или горизонтальных положений, как наиболее естественных, простых, разгрузочных. И постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным, гравитационным положениям стоя и далее в ходьбе, лазании, беге и прыжках. Причем, чем меньше возраст детей (1-3 года) тем более естественными, доминирующими для них в занятиях будут лежачие или горизонтальные положения (лежа на спине, на животе, на боку, переворот со спины на живот, ползание по-пластунски, упражнения на четвереньках , в позе сидя, на коленях). И наоборот, чем старше дети (5-7 лет, тем более предпочтительнее в их двигательной активности вертикальные положения, прямостояние, ходьба, лазание, бег, подскоки, прыжки.

При исправлении дефектов осанки Н . И. Ефименко предлагает использовать определенные упражнения , исходя из видов нарушений.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза) :

Прогибание спины назад с отведением рук вверх назад;

Ходьба на носках с прогибанием спины;

Прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием;

Вытягивание сцепленных рук назад;

Прогибание спины в положении лежа с упором на локти;

Прогибание спины стоя на четвереньках и коленях;

Наклоны назад с отведением рук в стороны.

При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе) :

Наклоны вперед с доставанием носков (пола) ;

упражнение «велосипед» – в положении лежа на спине;

Наклоны туловища вправо и влево ; сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости;

Сгибание ног в положении лежа;

Доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке) ; подтягивание бедра к груди лежа на спине.

При плоскостопии и для его предупреждения вводятся упражнения , направленные на укрепление мышц стопы и голени :

Ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке, на носках и пятках, на наружных краях стоп, по гимнастической палке и растянутому на полу канату;

Захватывание мяча ногами;

Собирание мелких предметов пальцами ног и переноска их на небольшое расстояние;

Система мероприятий по работе с родителями, направленных на формирование и коррекцию правильной осанки у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

«День открытых дверей» посещение родителями занятий по физической культуре , занятий ЛФК, утренней гимнастики, гимнастики побудки, динамических пауз

Консультации для родителей «Хорошая осанка – что это такое ; «Физкультурные упражнения для коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата»; «Формирование навыка правильной осанки на занятиях ЛФК »; «Вы спрашивали – мы отвечаем» ; «Профилактика плоскостопия» ; «Организация спортивного уголка дома»

Стенгазеты «Выполняем упражнения для коррекции осанки всей семьей »; «Формируем правильную осанку на прогулке » - Опыт семейного воспитания

Групповые родительские собрания : «Особенности строения опорно-двигательного аппарата у дошкольников и виды нарушений»; «Как привить детям любовь к физкультурным упражнениям » ; «Заботимся об осанке ребенка

Буклеты. Листовки. Памятки для родителей «Медицинские советы» ; «Семь правил » ; «Комплексы упражнений для формирования правильной осанки »; «Веселая физкультура» ; «Укрепляем опорно-двигательный аппарат»

Мастер класс «Корригирующая гимнастика » (преподаватель ЛФК)

Анкетирование «Растем здоровыми?»

Фотовыставка «Упражнения для развития правильной осанки малыша »

Фоторепортаж «Летняя оздоровительная прогулка - коррекция осанки дошкольников »; «Использование природных материалов для профилактики плоскостопия» ; «Босиком к здоровью»

КВН «Если хочешь быть здоров»

День здоровья – спортивный праздник «За здоровьем в детский сад» .

Семейные праздники «Секреты правильной осанки » «Мама, папа, я – здоровая семья!» .

Вывод :

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда . Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

Перспективы развития :

1) продолжать использовать физические упражнения в работе по формированию и коррекции правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста;

2) продолжать формировать и корректировать осанку путем внедрения новых игр и физических упражнений .

Похожие статьи