Фз об альтернативных способах разрешения споров. Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации). Президент Российской Федерации Д. Медведев

29.07.2023

Наряду с возможностью обращения в арбитражные либо третейские суды для разрешения разногласий из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении коммерческой и предпринимательской деятельности, есть и иные возможности.

Для их обозначения используется получивший довольно широкое распространение термин «альтернативное разрешение споров». Среди таких способов, прежде всего, может быть названо посредничество.

Под посредничеством понимается процедура добровольного урегулирования спора сторонами при содействии нейтрального лица (посредника). Посредник не уполномочен принимать решение за стороны. Он помогает найти приемлемое для них урегулирование путем ознакомления с представляемыми сторонами письменными материалами, заслушивания сторон, выдвижения предложений по возможному урегулированию спора и т.д. Таким образом, решение по урегулированию спора, если оно будет достигнуто, принимают сами стороны, но при помощи посредника.

Посредничество как альтернативный способ преодоления разногласий вызывает растущий интерес в мире. Можно, в частности, назвать Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ, рекомендованный в 1980 году Генеральной Ассамблеей ООН к использованию сторонам для мирного урегулирования внешнеэкономических споров.

В современном мире особое значение приобретают механизмы саморегулирования, когда субъекты общественных отношений имеют возможность самостоятельно устанавливать правила поведения и контролировать их соблюдение. Рост активности и ответственности участников гражданского оборота позволяет государству делегировать часть своих полномочий в определенных сферах институтам гражданского общества. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что разрешение и урегулирование правовых споров относится к одной из таких сфер.

Так, при анализе итогов судебных реформ, проведенных во второй половине ХХ века в странах континентальной Европы, следует обратить внимание на всеобщий отказ от «государственного патернализма» (когда разрешение правовых споров осуществляется исключительно в ходе правоприменительной деятельности посредством вынесения обязательного для исполнения решения) и переход к «плюралистическому подходу», то есть признанию необходимости обеспечения конфликтующим лицам права выбора способа урегулирования их разногласий путем предоставления возможности использования примирительных процедур.

Идея внедрения примирительных процедур в качестве одного из приоритетных направлений совершенствования судоустройства нашла свое закрепление в федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы».

Необходимость оказывать поддержку внесудебным формам разрешения корпоративных конфликтов отмечена в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р).

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» , которым регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений. Данный закон разработан в целях содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также в случае, если споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

Учитывая, что медиатор не обладает полномочиями по принятию обязательного для сторон решения, процедура медиации относится к внеюрисдикционной подсистеме единой системы урегулирования и разрешения правовых споров.

Как полагают эксперты, медиация сможет в корне изменить правосудие, а может даже и в целом улучшить моральный климат в стране. Специальные посредники помогут сторонам конфликта оказаться по одну сторону барьера и забыть старые неприятности.

Несмотря на то, что к административным и уголовно-правовым отношениям данный закон не применяется, даже в уголовном судопроизводстве можно увидеть свойственные медиации процедуры, такие как, например, досудебное соглашение о сотрудничестве, деятельное раскаяние, институт примирения с потерпевшим.

Медиация – это особая форма примирительной процедуры, в которой стороны при поддержке третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в содержательном аспекте данного спора стороны, стремясь к консенсусу , совместно вырабатывают взаимоудовлетворяющее решение по разрешению существующих между ними разногласий.

Сущность медиации обычно иллюстрируют классическим казусом из римского права: «Поспорили однажды два человека, стоя под апельсиновым деревом – кому принадлежат апельсины по праву. Спор был жаркий, каждый хотел завладеть апельсинами, во что бы то ни стало. Спорщики обратили свои мольбы к проходящему мимо путнику. «Для чего каждому из вас эти апельсины?» – это все, о чем спросил путник. Одному были нужны только кожура и цедра для выпечки торта, а второму – только сок апельсинов для маленького ребенка. Глаза всех троих прояснились, и светом озарились их лица».

Эта известная история подтверждает факт, что различные интересы имеют право на взаимное существование и даже могут быть удовлетворены одновременно. Но не всегда участники спора способны самостоятельно это осознать, и именно здесь им на помощь приходит медиатор (посредник), в лице которого они видят авторитетную непредвзятую личность, способную им взглянуть на существо спора со стороны.

Медиация основана на принципе «победа – победа», тогда как любой суд действует по принципу «победа – поражение». Деятельность медиатора – это не вынесение решений, а содействие сторонам в урегулировании спора. В процедуре медиации право не применяется. Оно используется как граница, как ориентир для того, чтобы решения, которые достигаются сторонами, не выходили за пределы, дозволенные законом.

Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала процесса на любой стадии судебного разбирательства в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи. Медиативная оговорка в договоре не позволит передать спор на разрешение третейского суда.

В настоящее время в целях проведения процедуры медиации могут быть привлечены как конкретные медиаторы, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. В настоящее время в России создано 40 различных учреждений медиации (например, некоммерческое партнерство «Лига медиаторов Поволжья»» (г. Казань), коллегия медиаторов (посредников по урегулированию споров) при Торгово-промышленной палате Владимирской области, автономная некоммерческая организация образования и права «Новосибирский Центр Медиации», ООО «Медиатор ДВ» (г. Хабаровск), центр медиации Санкт-Петербурга, коллегия посредников при Торгово-промышленной палате России, объединенная служба медиации (посредничества) при Российском союзе промышленников и предпринимателей и др.).

Деятельность медиатора не является предпринимательской. Медиатор не может представлять какую-либо сторону, оказывать ей юридическую, консультационную или иную помощь, делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

На непрофессиональной основе деятельность медиатора могут осуществлять лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие специальный курс обучения. Программа подготовки медиаторов утверждена Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ.

Это дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки. Она осваивается только по очной форме обучения и состоит из трех курсов: базовый, особенности применения медиации и курс подготовки тренеров медиаторов. По завершении каждого проводится экзамен и выдается документ о повышении квалификации.

Освоившие базовый курс могут вести практическую деятельность в качестве медиатора на профессиональной основе без права преподавания медиации. Для поддержания и совершенствования своего профессионального уровня медиатору необходимо овладеть особенностями применения этой процедуры (второй курс). По его окончании приобретается специальность медиатора широкого профиля. Лица, освоившие курс подготовки тренеров, могут преподавать базовый курс медиации.

В целом программа должна быть освоена в течение пяти лет с момента успешного окончания базового курса. После завершения всех трех курсов проводится итоговая аттестация и выдается документ о профессиональной переподготовке. Он дает право в полном объеме вести медиативную деятельность и преподавать медиацию в качестве тренера. На основании данной программы организации, готовящие медиаторов, разрабатывают специальные учебные программы.

Запрещается реклама услуг медиаторов, которые не прошли профессиональное обучение и не имеют документов, подтверждающих его. Также не допускается в рекламе деятельности медиаторов утверждать о преимуществе медиации перед разрешением спора в суде.

Отличия процедуры медиации от судебного разбирательства состоят в следующем:

Медиация подразумевает только добровольность – судебный процесс может начаться и вопреки воле одной из сторон;

Медиатор выбирается – судья назначается;

Медиатор не имеет властных полномочий и лишь способствует выработке решения – суд наделен властными полномочиями;

Медиация проходит в ускоренной и неформальной процедуре – судебная процедура длительная и формализованная;

Процедура медиации конфиденциальна – судебный процесс публичный;

Медиация основана на сотрудничестве сторон – судебный процесс основан на состязательности сторон.

По результатам проведения процедуры медиации заключается медиативное соглашение. Оно может быть утверждено в качестве мирового соглашения (если спор одновременно находится и на рассмотрении в суде) или может носить характер гражданско-правовой сделки. Соответственно, во втором случае медиативное соглашение не будет иметь силу исполнительного документа и для его принудительного выполнения потребуется обращение в суд. В первом случае при неисполнении медиативного соглашения как мирового соглашения может быть получен исполнительный лист.

Законом определены предельные сроки проведения процедуры медиации: 180 дней (а в случае проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда – не более 60 дней).

Преимущества медиации:

1) Эффективность – созидательное решение или компромисс могут способствовать полному исчерпанию конфликта. Договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются гораздо чаще, чем судебные решения.

2) Приватность – в процессе медиации присутствуют только конфликтующие стороны, их представители и медиатор, в отличие от судебного разбирательства, где могут присутствовать и другие лица.

3) Конфиденциальность – примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности. Информация, которая рассматривается в процессе медиации, не может быть разглашена где-либо, даже в суде.

4) Экономичность – затраты на медиацию намного ниже, чем судебные издержки. В случае заключения сторонами мирового соглашения возвращается 50% госпошлины.

5) Защита «слабой» стороны, которая не всегда имеет возможность привлечь для защиты своих интересов высококвалифицированных юристов.

6) Быстрота и экономия времени – медиация требует относительно малых сроков для разрешения конфликта. При желании можно урегулировать спор буквально за несколько часов.

7) Все в руках сторон – стороны самостоятельно приходят к устраивающему их результату примирения, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимается судом.

8)Выбор посредника (медиатора) – стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.

9) Ориентация на интересы сторон – использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон.

10)Восстановление или сохранение деловых связей – в случае примирения деловые отношения сторон не только сохранятся, но и станут еще крепче.

11)Комфорт, доверие и сотрудничество – отсутствие необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики создает психологический комфорт для участников спора, атмосферу доверия и сотрудничества.

Третейский суд и медиация не должны конкурировать между собой, они могут органично дополнять друг друга.

18 января 2011 года арбитражный суд Омской области впервые в России утвердил медиативное соглашение, причем сделал это практически в прямом эфире с помощью видеоконференц-связи.

В октябре 2011 года в Москве проходила IV Международная конференция по проблемам альтернативного урегулирования споров с символичным названием «Медиация – инвестиция в будущее».

От 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон о медиации) Верховным Судом Российской Федерации изучена представленная судами общей юрисдикции и арбитражными судами информация за 2015 год.

При рассмотрении споров суд общей юрисдикции, арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора (пункт 5 части первой статьи 150, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ); пункт 2 части 1 статьи 135, пункт 9 части 2 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о медиации процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (пункт 3 статьи 2 Закона о медиации).

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора ( Закона о медиации).

Данная процедура может применяться к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, к спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (части 2 , 3 статьи 1 Закона о медиации).

1. В 2015 году судами общей юрисдикции по первой инстанции было рассмотрено с вынесением решения (судебного приказа) 15 819 942 гражданских дел и дел, возникающих из публичных правоотношений (далее - дела).

Путем проведения медиации спор был урегулирован в 1 115 делах (0,007% от числа рассмотренных), из которых в 916 делах на основе медиативного соглашения было утверждено мировое соглашение.

В 2014 году спор с помощью медиации был урегулирован в 1329 делах (0,01% от числа рассмотренных).

Семейные споры:

О расторжении брака супругов, имеющих детей (44 дела);

Споры, связанные с воспитанием детей (78);

Дела по спорам о разделе совместно нажитого имущества между супругами (86);

Другие, возникающие из семейных отношений (32).

Трудовые споры:

О восстановлении на работе (15), в том числе в связи с увольнением по инициативе работодателя (статьи 71 , Трудового кодекса Российской Федерации) (8);

Об оплате труда (24), в том числе о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат (и компенсации за задержку их выплаты) (21);

О возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей (6), в том числе по искам работодателей (4);

Другие, возникающие из трудовых правоотношений (14).

Иски о возмещении вреда за увечье и смерть кормильца:

В связи с нарушением правил движения и авариями на транспорте (4);

По другим основаниям (4).

О выселении:

Из служебных помещений (4);

Иные с предоставлением другого жилья (1);

Иные без предоставления другого жилого помещения (18);

Другие жилищные споры (49), в том числе споры с управляющими компаниями (2).

Земельные споры:

Споры о праве собственности на землю (7), в том числе о признании права собственности на садовые участки и объекты недвижимости;

Другие споры, связанные с землепользованием (29), в том числе об устранении препятствий в пользовании земельными участками и объектами недвижимости (13).

О взыскании страхового возмещения (выплат) (54).

О защите прав потребителей:

Из договоров с финансово-кредитными учреждениями (3);

Из договоров в сфере торговли, услуг и т.п. (81).

Споры, связанные с наследованием имущества (27).

Споры, связанные со сделками с частными домами и приватизированными квартирами (7).

Споры, вытекающие из права собственности: государственной, муниципальной, общественных организаций (1).

Иски из договора аренды имущества (2).

Споры в отношении имущества, не являющегося объектом хозяйственной деятельности (3).

О защите чести, достоинства, деловой репутации к гражданам и юридическим лицам (1).

Иски о возмещении ущерба от ДТП (66).

Иски о взыскании сумм по договору займа, кредитному договору (137).

Прочие исковые дела (272).

Арбитражными судами субъектов Российской Федерации в 2015 году рассмотрено 1 531 473 заявления, исковых заявления.

В 2015 году посредник (медиатор) привлекался сторонами при рассмотрении 44 дел, из которых в 7 делах судом было утверждено мировое соглашение, а в 37 - истцом был заявлен отказ от иска либо иск признавался ответчиком.

Посредник (медиатор) в 2014 году привлекался сторонами при рассмотрении 51 дела, из которых в 14 делах судом было утверждено мировое соглашение, а в 32 - истцом был заявлен отказ от иска либо иск признавался ответчиком.

Следовательно, по отношению к 2014 году число таких дел в 2015 году в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах сократилось.

По информации, поступившей из судов, стороны практически не используют процедуру медиации для разрешения спора.

Так, в Северном районном суде города Орла медиаторы привлекались по 4 гражданским делам. По одному делу было заключено медиативное соглашение, утвержденное судом в качестве мирового соглашения. По двум делам производство по делу было прекращено в связи с отказом истцов от исковых требований.

Таганрогским городским судом Ростовской области рассмотрен спор по иску о сохранении в реконструированном состоянии жилого дома, перераспределении долей, выделе доли, прекращении долевой собственности и по встречному иску о сохранении в реконструированном виде жилого дома, перераспределении долей, выделе доли, прекращении долевой собственности, который завершился утверждением по делу мирового соглашения на основании медиативного соглашения и прекращением производства по делу в части исковых требований.

В Арбитражном суде Приморского края рассмотрено одно дело, в котором спор был урегулирован с применением положений Закона о медиации. При этом медиативное соглашение, заключенное сторонами по результатам проведения процедуры медиации, было утверждено судом в качестве мирового соглашения.

При рассмотрении спора о взыскании убытков Арбитражным судом города Москвы стороны использовали процедуру медиации, результатом которой стал отказ истца от иска.

В Арбитражном суде Республики Татарстан по трем делам были заключены при посредничестве профессионального медиатора медиативные соглашения, которые в качестве проектов мировых соглашений были представлены на утверждение суда.

В частности, при рассмотрении Арбитражным судом Республики Татарстан спора о взыскании юридическим лицом с индивидуального предпринимателя суммы долга и процентов за пользование денежными средствами стороны обратились к медиатору и урегулировали спор. В связи с заключением медиативного соглашения от истца поступил отказ от иска, который был принят судом.

Заключенное по данному делу медиативное соглашение способствовало также тому, что в другом деле с участием этих же сторон истец отказался от исковых требований о признании недействительными решения участника юридического лица и сделок по отчуждению доли в праве на объекты недвижимости, применении последствий недействительности сделок.

2. Изучение информации судов показало, что действия медиаторов в указанном периоде не оспаривались ни в судах общей юрисдикции, ни в арбитражных судах. Случаи обращения в суд с исками к медиаторам (в частности, о возмещении вреда, причиненного вследствие проведения процедуры медиации) отсутствуют.

Случаи судебного оспаривания медиативных соглашений единичны.

Так, Л. и О. обратились к Ч. с иском о признании медиативного соглашения недействительным и об определении иного порядка общения с внучкой в связи с тем, что условия медиативного соглашения ответчиком не исполнялись.

Фрунзенский районный суд города Владимира установил, что возникший спор вытекает из семейных правоотношений, которые имеют длящийся характер, истцы обосновывают свои требования исходя из новых обстоятельств, возникших после заключения медиативного соглашения, что не препятствует повторному обращению истцов в суд с аналогичными требованиями. Исковые требования истцов о признании недействительным медиативного соглашения были оставлены судом без удовлетворения. В остальной части исковые требования были удовлетворены, и судом был определен иной порядок общения истцов с внучкой.

Также стороны медиативных соглашений обращаются в суд за защитой прав, нарушенных в результате их неисполнения или ненадлежащего исполнения.

Октябрьским районным судом города Белгорода удовлетворены требования о разделе общего имущества супругов при наличии заключенного между сторонами в ходе рассмотрения спора о расторжении брака медиативного соглашения, по условиям которого одна из сторон обязалась выплатить другой часть стоимости приобретенного в период брака автомобиля.

Обращаясь в суд с иском о разделе общего имущества супругов в виде указанного автомобиля, истец также ссылался на неисполнение ответчиком условий медиативного соглашения. Суд, в том числе с учетом условий медиативного соглашения, исковые требования удовлетворил.

3. В информации, представленной судами, отмечаются случаи использования сторонами примирительных процедур в целях злоупотребления процессуальными правами и затягивания судебного разбирательства.

В связи с этим при рассмотрении ходатайств об отложении разбирательства дела или судебного разбирательства для использования примирительных процедур, в том числе медиации, судам среди прочего следует учитывать медиабельность спора, обстоятельства дела (характер и сложность спора, его субъектный состав), интересы сторон и других лиц, права которых могут быть затронуты.

Следовательно, в проводимой после возбуждения производства по делу процедуре медиации могут участвовать как все истцы и ответчики, так и только некоторые из них. Вместе с тем мировое соглашение, которое заключается между некоторыми из истцов и ответчиков, не должно препятствовать рассмотрению судом требований, производство по которым не прекращается вследствие утверждения такого мирового соглашения.

Третьи лица, как заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявляющие таких требований, также вправе участвовать в проводимой после возбуждения производства по делу процедуре медиации.

5. В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о медиации сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.

В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора, но не более чем до ста восьмидесяти дней. При этом срок проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда не должен превышать шестидесяти дней (части 2 , 3 статьи 13 Закона о медиации).

В силу части первой статьи 169 ГПК РФ, части 7 статьи 158 АПК РФ суд может отложить разбирательство дела или судебное разбирательство на срок, не превышающий шестидесяти дней, по ходатайству обеих сторон в случае достижения ими соглашения о проведении процедуры медиации.

Суд не вправе по собственной инициативе устанавливать срок для проведения процедуры медиации, отличный от срока, определенного сторонами в соглашении о проведении такой процедуры. При этом указанный в соглашении срок не может превышать срок, установленный в Законе о медиации.

Управление систематизации

законодательства и анализа судебной

практики Верховного Суда

Российской Федерации

ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Понятие медиации. Требования, предъявляемые к медиаторам.

Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет

Предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Государственной Думой

Советом Федерации

· Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с изменениями и дополнениями)

 Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 Статья 3. Принципы проведения процедуры медиации

 Статья 4. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом или третейским судом

 Статья 5. Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации

 Статья 6. Условие раскрытия медиатором информации, относящейся к процедуре медиации

 Статья 7. Условия применения процедуры медиации

 Статья 8. Соглашение о проведении процедуры медиации

 Статья 9. Выбор и назначение медиатора

 Статья 10. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации

 Статья 11. Порядок проведения процедуры медиации



 Статья 12. Медиативное соглашение

 Статья 13. Сроки проведения процедуры медиации

 Статья 14. Прекращение процедуры медиации

 Статья 15. Требования к медиаторам

 Статья 16. Осуществление деятельности медиатора на профессиональной основе

 Статья 17. Ответственность медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации

 Статья 18. Саморегулируемая организация медиаторов

 Статья 19. Основные функции саморегулируемой организации медиаторов

 Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

2. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

3. Если споры возникли из иных, не указанных в части 2 настоящей статьи, отношений, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

4. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

5. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

6. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) стороны - желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона;

2) процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

3) медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;

4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;

5) соглашение о применении процедуры медиации - соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;

6) соглашение о проведении процедуры медиации - соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;

7) медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Посредничество (медиация)

Посредничество или медиация – это примирительная процедура с участием посредника. Она является альтернативным (внесудебным) способом разрешения конфликтов, разногласий и споров, возникших в сфере коммерческих отношений, направленным на выработку взаимовыгодных или взаимоприемлемых условий их разрешения и добровольное заключение сторонами соглашения в соответствии с выработанными условиями.

В ходе примирительной процедуры избранное спорящими сторонами лицо (или коллегия лиц – примирителей-посредников) оказывает сторонам независимую и беспристрастную помощь в их попытке достичь мирного урегулирования своего спора. Существо примирительной процедуры составляют переговоры с участием посредника (медиатора) в качестве третьей нейтральной стороны, которая способствует спорящим сторонам взаимовыгодно (или, по крайней мере, взаимоприемлемо) урегулировать возникший спор (конфликт).

Привлекательность примирительной процедуры обусловлена рядом преимуществ. Это возможность добровольно обратиться к примирительной процедуре с участием посредника, самостоятельный выбор посредника, безусловная нейтральность и беспристрастность посредника, равноправие сторон, конфиденциальность всей процедуры и связанных с ней материалов, экономичность процедуры посредничества, возможность сохранить партнерские отношения между сторонами.

Стороны имеют право в любое время отказаться от продолжения примирительной процедуры.

Соглашение об урегулировании спора заключается по обоюдному согласию обеих сторон, а не навязывается посредником. Оно может учитывать различные обстоятельства, как связанные со спорным контрактом (например, направленные на уменьшение долга, рассрочку или замену денежного обязательства натуральным), так и новые обязательства по дальнейшему сотрудничеству, которые в результате будут более приемлемы для сторон и потенциально ими исполнимы.

Посредник и стороны должны соблюдать конфиденциальность в отношении всех вопросов, касающихся примирительной процедуры. Требование конфиденциальности распространяется и на соглашение сторон, достигнутое в результате примирительной процедуры, за исключением тех случаев и в той мере, когда раскрытие тех или иных его положений необходимо для целей его выполнения.

Посредничество представляет собой совершенно новый для современной России механизм внесудебного урегулирования разногласий. С 1 января 2011 г. в Российской Федерации вступил в действие Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-Φ3 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее – Закон о медиации). Целью этого Закона является создание правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора (процедуры медиации). При его разработке за основу был взят Типовой закон ЮНСИТРАЛ, рекомендованный в 2002 г. Генеральной Ассамблеей ООН государствам – членам ООН в качестве образца для принятия на его основе национальных законов.

В соответствии с Законом процедура медиации может применяться к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона о медиации медиатором признается независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут только лица не моложе 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ. При этом урегулирование споров, переданных на рассмотрение суда до того, как обратиться к медиации, могут осуществлять только профессиональные медиаторы.

Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Медиатор не вправе: быть представителем какой-либо стороны; оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь; осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях; делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Процедура медиации носит строго добровольный порядок и проводится на основании соглашения сторон (медиативной оговорки) о применении такой процедуры (ст. 7 Закона о медиации). Данное соглашение должно быть заключено в письменной форме либо до возникновения спора (медиативная оговорка), либо после его возникновения (п. 5 ст. 2 Закона о медиации).

Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения: о предмете спора; о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; о порядке проведения процедуры медиации; об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; о сроках проведения процедуры медиации.

В случае если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.

Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством.

При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

Наличие соглашения о применении процедуры медиации, как и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации. Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение 30 дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.

Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации, в том числе ссылкой на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Хотя сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации, медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы процедура была завершена в течение 60 дней. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

Срок проведения процедуры медиации не должен превышать 180 дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего 60 дней.

Процедура медиации прекращается заключением сторонами медиативного соглашения или заключением соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям, либо истечением срока проведения процедуры медиации.

Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Согласно п. 3 ст. 12 Закона о медиации медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

В п. 4 ст. 12 Закона о медиации указано, что медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Вместе с Законом о медиации был принят и вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”", который внес соответствующие изменения в Гражданский, Арбитражный процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы и Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации".

Учитывая, что ТПП РФ является центральной организацией, представляющей интересы всех слоев бизнеса и охватывающей все сферы предпринимательства, в мае 2006 г. при ТПП РФ была создана Коллегия посредников.

Коллегия посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ (далее – Коллегия посредников) представляет собой самостоятельный и постоянно действующий внесудебный институт по урегулированию коммерческих споров.

Основы правового статуса Коллегии посредников установлены Положением о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденным приказом ТПП РФ от 30.12.2008 № 72, и Регламентом по проведению примирительной процедуры с участием посредника, утвержденным приказом Президента ТПП РФ от 12.05.2006 № 32 (далее – Регламент). В настоящее время Регламент действует с изменениями, утвержденными приказом ТПП РФ от 30.12.2008 № 72.

"До разрешения в порядке, предусмотренном законом либо настоящим договором (соглашением), все споры, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, передаются сторонами на урегулирование в Коллегию посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации".

В соответствии с Регламентом стороны, желающие урегулировать возникший между ними конфликт, разногласие либо спор с участием посредника, обращаются в Коллегию посредников с совместным заявлением о проведении примирительной процедуры.

Заявление должно содержать: наименование сторон, их адреса, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты; фамилии, имена, отчества уполномоченных представителей, если таковые имеются; краткое описание существа спора, включающее оценку его стоимости; фамилию, имя, отчество назначаемого сторонами посредника или совместную просьбу о назначении посредника с указанием требований к его квалификации. К заявлению прилагаются доказательства уплаты регистрационного сбора, определенного Положением о сборах и расходах Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Примирительная процедура, если стороны не договорились об ином, проводится одним посредником.

Посредник избирается сторонами из списка членов Коллегии посредников или с обоюдного согласия сторон предлагается самими сторонами. Если в 30-дневный срок со дня поступления заявления в Коллегию посредников стороны не договорились о кандидатуре посредника, посредник назначается председателем Коллегии с учетом пожеланий сторон, если таковые заявлены.

Посредник не вправе принимать поручение о проведении примирительной процедуры непосредственно от сторон.

Избранный либо назначенный посредник дает подписку быть нейтральным, независимым и беспристрастным, соблюдать конфиденциальность в отношении информации, ставшей ему известной при проведении примирительной процедуры.

Если избранный либо назначенный посредник по какой-либо причине не может приступить к примирительной процедуре или продолжить начатую примирительную процедуру, председатель Коллегии назначает другого посредника, если стороны не договорились об ином.

После предъявления доказательств уплаты регистрационного сбора посредник со сторонами начинает консультации по проведению примирительной процедуры.

Цель консультаций – выяснить обстоятельства спора и позиции сторон; определить необходимые и относящиеся к спору документы; предварительно определить условия, требования и пожелания сторон к проведению примирительной процедуры и ее результатам; определить место, время начала проведения примирительной процедуры и предположительные сроки проведения и завершения примирительной процедуры.

В ходе консультаций между сторонами заключается договор, в котором, в частности, устанавливаются размер, порядок уплаты и распределения между ними сборов и расходов в связи с проведением примирительной процедуры в той мере, в которой это допускается Регламентом и Положением о сборах и расходах.

После завершения консультаций назначается день проведения примирительной процедуры с тем, чтобы обеспечить максимальную возможность участия в ней руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей либо иных граждан, являющихся спорящими сторонами, а в случае невозможности личного участия указанных лиц – представителей, в чьем непосредственном ведении находится вынесенный на примирительную процедуру вопрос.

Проведение примирительной процедуры начинается с проверки полномочий лиц, принимающих участие в урегулировании спора и достижении соглашения сторон.

Посредник представляется сторонам и сообщает об опыте своей профессиональной деятельности, разъясняет основные принципы проведения примирительной процедуры: добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность, нейтральность посредника.

Стороны информируются о роли посредника в примирительной процедуре с целью достижения соглашения сторон и о праве сторон в любое время отказаться от продолжения примирительной процедуры.

Посредник полностью свободен в выборе способа проведения примирительной процедуры и в целях достижения наибольшей эффективности организует ее по своему усмотрению, с соблюдением при этом требований Регламента.

В ходе примирительной процедуры стороны излагают суть их спора и вносят предложения по его урегулированию.

Если посредник считает необходимым, он проводит беседу с каждой из сторон в отдельности. Информация, полученная при беседе с одной из сторон, может быть передана другой стороне только с разрешения стороны, сообщившей информацию.

Посредник дает возможность сторонам высказываться и формулировать предложения, которые, по их мнению, могут привести к урегулированию спора.

Посредник в ходе примирительной процедуры выявляет действительный интерес и намерения каждой из сторон. Соблюдая принципы нейтральности и равноправия сторон, посредник вправе с их согласия вносить свои предложения относительно возможностей разрешения спора и заключения соответствующего соглашения сторон.

Соглашение сторон заключается в письменной форме в трех экземплярах, каждый из которых подписывается лицами, принимавшими участие в примирительной процедуре. Соглашение должно содержать четко определенные условия урегулирования спора, обязательство каждой из сторон добровольно исполнить соглашение с указанием сроков его исполнения. С согласия сторон посредник оказывает им содействие в подготовке текста соглашения.

При возникновении временного затруднения в достижении сторонами взаимоприемлемого соглашения посредник имеет право приостановить примирительную процедуру, если считает это целесообразным. Процедура может быть приостановлена и по просьбе одной либо обеих сторон.

С момента подписания сторонами соглашения примирительная процедура считается прекращенной.

Также примирительная процедура прекращается:

  • 1) если из-за бездействия хотя бы одной из сторон спора после приостановления примирительной процедуры она не возобновляется в 30-дневный либо иной согласованный срок;
  • 2) если дальнейшее проведение возобновленной после приостановления примирительной процедуры будет признано посредником либо хотя бы одной из сторон бесперспективным либо становится невозможным по иным обстоятельствам;
  • 3) если истек согласованный для урегулирования спора срок и стороны не договорились о его продлении; и в некоторых других случаях.

Следует обратить внимание, что обращение к примирительной процедуре не тождественно претензионному порядку досудебного разрешения спора. В практике МКАС при ТПП РФ встречались случаи, когда ответчик оспаривал компетенцию арбитража, поскольку, по его мнению, истец не выполнил условие контракта о необходимости принятия всех мер для мирного урегулирования разногласий. Основанием для возражений было включение в арбитражную оговорку положения, что в случае разногласий стороны примут меры к их урегулированию, а если соглашения достигнуть не удастся, спор передается в МКАС при ТПП РФ. В таких случаях МКАС исходит из того, что право сторон урегулировать спор мирным путем является факультативным (если контракт не предусматривает иного) и не лишает стороны права обратиться в арбитраж, минуя примирительную процедуру. В своих решениях МКАС при ТПП РФ подчеркивает, что такая арбитражная оговорка не может рассматриваться в качестве обязательного досудебного претензионного порядка. Условие об обязательном претензионном порядке должно быть прямо и недвусмысленно отражено в контракте .

  • Подробнее анализ арбитражной практики МКАС при ТПП РФ см.: Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Арбитражная практика за 1996–1997 гг. / сост. М. Г. Розенберг. М., 1998. С. 73 (решение от 11 июня 1996 г. по делу № 188/1995); Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2001–2002 гг. / сост. М. Г. Розенберг. М., 2004. С. 367–372, 458–462 (решение от 7 июня 2002 г. по делу № 116/2001, решение от 10 декабря 2002 г. по делу № 211/2001); Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2003 г. / сост. М. Г. Розенберг. М., 2004. С. 30–33,111–118 (решение от 28 января 2003 г. по делу № 197/2001, решение от 6 июня 2003 г. по делу № 97/2002); Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2004 г. / сост. М. Г. Розенберг. М., 2005. С. 286–293 (решение от 3 сентября 2004 г. по делу № 128/2002) и др.
Похожие статьи