Опасности при погрузочно разгрузочных работах. Основы безопасного поведения в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ источники опасности в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Определение опасных зон при работе крана

12.10.2020

Погрузочно-разгрузочные работы так или иначе есть везде: на стройплощадке и на транспорте, на крупном и любом промышленном предприятии, в торговле и на сельскохозяйственной ферме.

Организация погрузочно-разгрузочных работ и их проведение должны соответствовать правилам, утвержденным (далее - Правила). Приказ выпущен во исполнение . Он вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования, зарегистрирован в Минюсте России 5 ноября 2014 года за № 34558.


Грузы и погрузочно-разгрузочные работы

В статье 209 Трудового кодекса РФ сказано, что условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для выполнения различных видов работ и оказания различных видов услуг.

Чем занимаются рабочие при погрузочно-разгрузочных работах? Схематично это можно представить так. Разгружают транспорт и размещают груз на хранение, укладывают в стеллажи, штабели. Для отпуска товара отбирают его из мест хранения, укомплектовывают и упаковывают, перемещают внутри места хранения и от исходного местоположения до транспортного средства, грузят на транспортное средство.


На заметку

Согласно пункту 1.3 ГОСТ 12.3.009-76, погрузочно-разгрузочные работы проводятся на специально отведенной территории с ровным и прочным покрытием, на спланированных грунтовых площадках. Их выполняют механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.


Правила более конкретны. Грузы массой от 80 до 500 кг перемещают с применением грузоподъемного оборудования (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов. Ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не превышает 50 кг. Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг производится только с помощью грузоподъемных машин (п. 33 Правил). Отдельные требования Правила предъявляют и к разгрузочным площадкам, и к способам размещения на них разных видов грузов.

В процессе погрузочно-разгрузочных работ рабочим приходится иметь дело с самыми разнообразными грузами - от строительных материалов, технологического оборудования и лесоматериалов до жидкого топлива, кислот и газа.


Вредные и опасные производственные факторы

Какие опасности подстерегают рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах? Их немало:

  • движущиеся машины и механизмы (транспортные средства, погрузчики, транспортеры, подвижные частей производственного оборудования);
  • особенности перемещаемых грузов;
  • повышенная загрязненность воздуха рабочей зоны при работе с минеральными удобрениями, известковыми материалами и др.;
  • повышенные усилия при перемещении грузов вручную;
  • скользкие и запыленные поверхности;
  • токсические и раздражающие свойства пестицидов, удобрений, кислот, щелочей и т.п.;
  • взрывы емкостей с водородом, ацетиленом, бутаном, спиртом, лакокрасочными материалами и т. п., пожары;
  • колющие предметы на поверхности грузов и тары;
  • падающие предметы (грузы, тара) и т.д.

Часть из этих факторов при воздействии на работника может вызвать снижение трудоспособности или даже заболевание (неблагоприятный микроклимат, повышенный уровень шума, вибрации, плохое освещение, загрязненный воздух). Это вредные производственные факторы.

Опасные производственные факторы, воздействуя на человека, могут привести к производственному травматизму и несчастным случаям на производстве, порой с неблагоприятным исходом (высота, огонь, электрический ток, движущиеся предметы и механизмы, взрыв).

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охране труда установлены Трудовым кодексом РФ (). Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

В свою очередь, безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается:

  • выбором способов производства работ, подъемно-транспортного оборудования и технологической оснастки;
  • подготовкой и организацией мест производства работ;
  • применением средств защиты работающих;
  • проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе, и их обучением (п. 1.4 ГОСТ 12.3.009-76).

Все эти требования ГОСТ нашли свое отражение в Правилах. Они обязательны для исполнения всеми работодателями - юридическими и физическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, кроме работодателей - физических лиц, не являющихся (п. 1 Правил).


Охрана труда

Б.Л. Сваин , для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Работа с кадрами на предприятии

Правильно составленные документы защитят от штрафных санкций со стороны проверяющих, выведут из конфликтной ситуации с работниками. С электронной книгой «Работа с кадрами на предприятии» у вас будет в полном порядке вся документация.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО "Уральский государственный экономический университет" Центр дистанционного образования

Контрольная работа по дисциплине: "Безопасность жизнедеятельности"

. Безопасность труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ

Власова Я.П.

С одержание

Глава 1. Основные положения теории риска. Индивидуальный и социальный (коллективный) риск

1.1 Основные положения теории риска

1.2 Индивидуальный и социальный (коллективный) риск

Глава 2. Безопасность труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ

2.1 Нормативная база обеспечения безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах

2.2 Общие требования обеспечения безопасности труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ

2.3 Требования безопасности к производственным (технологическим) процессам

2.4 Требования к местам погрузочно-разгрузочных работ

2.5 Режим труда и отдыха

2.6 Задача для расчета риска

Заключение

Список использованной литературы

Глава 1. Основные положения теории риска. Индивидуальный и социальный (коллективный) риск

1.1 Основные положения теории риска

В основу научной проблемы обеспечения БЖД положена следующая аксиома: любой вид деятельности потенциально опасен. Из этой аксиомы следуют два вывода: невозможно разработать абсолютно безопасный вид деятельности; ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека. Опасность - это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь человека посредством нанесения ущерба здоровью человека непосредственно или косвенно. Количественной характеристикой опасности является риск.

Таким образом, можно дать следующее определение риска: риск - ожидаемая частота или вероятность возникновения опасностей определенного класса, или же размер возможного ущерба (потерь, вреда) от нежелательного события, или же некоторую комбинацию этих величин.

Риск возникает при следующих необходимых и достаточных условиях:

Существование фактора риска (источник опасности);

Присутствие данного фактора риска в определенной, опасной (или вредной) для объектов воздействия дозе;

Подверженность (чувствительность) объектов воздействия к факторам опасностей.

Риск является неизбежным, сопутствующим фактором промышленной деятельности. Риск объективен, для него характерны внезапность, неожиданность наступления, что предполагает прогноз риска, его анализ, оценку и управление - ряд действий по недопущению факторов риска или ослаблению воздействия опасности.

Анализ риска - процесс идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц, групп населения, объектов, окружающей природной среды и других объектов рассмотрения. В ходе анализа решаются три вопроса:

1. Что плохого может произойти?

2. Как часто это может случиться?

3. Какие могут быть последствия?

Таким образом, должны рассматриваться все технические и социальные аспекты в их взаимосвязи. При этом возможно обеспечить приемлемый риск, который сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Выделяют, 4 методических подхода к определению риска.

1. Инженерный - опирающийся на статистику.

2. Модельный - основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, профессиональные группы и так далее. риск безопасность груз транспортировка

3. Экспертный - когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов.

4. Социологический - основанный на опросе населения.

Кроме того, существуют понятия: мотивированный и немотивированный риск.

Под мотивированным риском понимают необходимость с риском для жизни проведения тех или иных мероприятий важных для общества. Немотивированный риск - нежелание людей руководствоваться требованиями безопасности, что приводит к травмам и формирует предпосылки аварий.

Ожидаемый или прогнозируемый риск - произведение частоты реализации конкретной опасности на произведение вероятностей нахождения человека в зоне риска.

Знание уровней риска позволяет сделать заключение о целесообразности дальнейших усилий для повышения безопасности того или иного рода деятельности.

Критерии риска:

Недопустимый (чрезмерный) характеризуется исключительно высоким уровнем, который в большинстве случаев приводит к негативным последствиям;

Нежелательный (гранично-допустимый) - это максимальный риск, который не должен превышаться, независимо от ожидаемого результата;

Допустимый с проверкой (приемлемый риск) - это такой уровень риска, который общество приемлет (может позволить), учитывая технико-экономические и социальные возможности на данном этапе своего развития. Он объединяет технические, экономические, социальные и политические аспекты и является определенным компромиссом между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Суть концепции приемлемого риска заключается в желании создать настолько незначительные опасности, которые в данный момент может воспринять общество.

Допустимый без проверки (пренебрегаемый) - риск имеет настолько низкий уровень, что он находится в пределах допустимых отклонений природного уровня.

1.2 Индивидуальный и социальный (коллективный) риск

Одной из наиболее часто употребляемых характеристик опасности является индивидуальный риск - вероятность (или частота) поражения отдельного индивидуума в результате воздействия исследуемых факторов опасности при реализации неблагоприятного случайного события.

Значение индивидуального риска не характеризует масштаб катастрофы и используется для количественной оценки потенциальной опасности конкретного рабочего места, вида деятельности, рабочей зоны.

Этот вид риска рассматривается в качестве первичного и основного понятия. Во-первых, в связи с приоритетом человеческой жизни, как высшей ценности и, во-вторых, в связи с тем, что именно индивидуальный риск может быть оценен по большим выборкам с достаточной степенью достоверности, что позволяет определять другие важные категории риска (например, потенциальный территориальный) при анализе техногенных опасностей и осуществлять установление приемлемого и неприемлемого уровней риска. Риск каждого вида опасности для отдельного человека определяется по следующей формуле:

где R - величина риска; n - число несчастных случаев, связанных с данным видом деятельности; N - кол-во человек, участвующих в этом виде деятельности.

Источниками индивидуального риска являются: внутренняя среда организма человека, привычки, социальная экология, профессиональная деятельность, социальная среда, непрофессиональная деятельность, окружающая природная среда.

Количественной интегральной мерой опасности является коллективный риск, определяющий масштаб ожидаемых последствий для людей от потенциальных аварий или других негативных воздействий. Социальный или коллективный риск - это зависимость числа погибших людей от частоты возникновения события, которое вызывает поражение этого числа людей. Социальный риск является интегральной количественной оценкой опасности промышленного объекта, характеристикой масштаба возможных аварий. Коллективный риск - зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей, рассчитывается по формуле:

где t - время, за которое произошли несчастные случаи.

Фактически коллективный риск определяет ожидаемое число смертельных исходов в результате аварий на рассматриваемой территории за определенный период времени.

Источниками коллективного риска являются: урбанизация экологически неустойчивых территорий, промышленные технологии и объекты повышенной опасности, социальные и военные конфликты, эпидемии, снижение качества жизни.

Современный мир пришел к понятию приемлемого риска. Приемлемый риск - это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не оказывает влияние на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностью ее достижения, т.е. между вложениями в модернизацию производства и затратами на социальную сферу производства. За его единицу во всем мире принята величина 10-6 .

Глава 2. Безопасность труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ

2.1 Нормативная база обеспечения безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах

К нормативным документам, регламентирующим требования безопасности, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ относятся:

1. ГОСТ 12.3.009-76(2000) (СТ СЭВ 3518-81) Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности;

2. ГОСТ 12.3.020-80(2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности;

3. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ Р М-007-98;

4. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ-10-14-92;

5. РД 10-231-98 Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации.

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями ПОТ Р М-007-98, ПБ-10-14-92 и других нормативных правовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, и соблюдение которых обеспечивает безопасность работ.

2.2 Общие требования обеспечения безопасности труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ

Организация работ должна обеспечивать безопасное производство работ, надлежащий контроль, за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности, локализацию и ликвидацию последствий аварий и инцидентов на опасном производственном объекте в случае их возникновения и определять порядок технического расследования их причин, разработки и реализации мероприятий по их предупреждению и профилактике.

Ответственность за организацию погрузочно-разгрузочных работ в организации должна быть возложена приказом на специалиста, организующего эти работы. На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом на работника, замещающего его по должности.

Руководители и специалисты, обеспечивающие содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию, и работники, ответственные за безопасное производство работ кранами, должны руководствоваться инструкциями, разработанными на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемников (вышек) и других правил Ростехнадзора.

Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано:

Перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и неисправным инвентарем запрещается;

Проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;

Следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ;

При возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.

Служба охраны труда организации должна осуществлять постоянный контроль, за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций по охране труда, оказывать разработчикам (подразделениям) методическую и организационную помощь и содействие.

Основными опасными и вредными производственными факторами, определяемыми по ГОСТ 12.0.003, при погрузочно-разгрузочных работах и при складировании грузов являются:

Загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

Повышенный уровень шума на рабочем месте;

Повышенная или пониженная влажность воздуха;

Повышенная или пониженная подвижность воздуха;

Недостаточная освещенность рабочей зоны;

Прямая и отраженная блесткость;

Расположение рабочего места на значительной высоте;

Движущиеся машины и механизмы, подвижные части кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, балансиры, захваты и т.д.

Для кранов на автомобильном шасси или шасси автомобильного типа токсические воздействия этилированного бензина и др.

Погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов кранами должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и утвержденным в установленном порядке.

При размещении грузов должны соблюдаться размеры отступов: от стен помещений - 0,7 м, от приборов отопления - 0,2 м (должны увеличиваться по условиям хранения груза), от источников освещения - 0,5 м, от пола - 0,15 м, между ящиками в штабеле 0,02 м, между поддонами и контейнерами в штабеле - 0,05 - 1 м.

Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны защищать грузы и погрузочно-разгрузочные механизмы от атмосферных осадков, иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов и ширину, обеспечивающую соблюдение требований технологии и безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированными способами с применением подъемно - транспортного оборудования и средств механизации. Механизированный способ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м.

Переноска груза грузчиком допускается массой не более 50 кг. Если масса груза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска груза грузчиком допускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других грузчиков.

Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы, производимые с применением грузоподъемных кранов, должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, назначаемого приказом по организации из числа мастеров, прорабов, начальников участков, бригадиров, в распоряжении которых находятся эти краны.

Погрузочно-разгрузочные площадки, эстакады, мостики, сходни должны содержаться в исправном и чистом состоянии, а в зимнее время очищаться от снега и льда и посыпаться песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение, твердое и ровное покрытие, содержаться в чистоте и своевременно очищаться от мусора, а зимой от снега и льда и не загромождаться.

Складирование материалов, каких-либо предметов в местах производства погрузочно-разгрузочных работ не допускается.

2.3 Требования безопасности к производственным (технологическим) процессам

Транспортирование грузов, в основном, осуществляется железнодорожным, автомобильным и водным транспортными средствами.

Складирование грузов должно производиться по технологическим картам с указанием мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов и т.д.

Технологическая карта должна выполняться в виде плана склада, площадки складирования, на котором должны быть обозначены места и размеры штабелей грузов, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта, проходы для работников, транспорта под погрузку или разгрузку грузов и т.д.

Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки с применением съемных грузозахватных приспособлений, тары и др. средств, указанных в документации на транспортирование этих грузов. Применяемые грузозахватные приспособления и средства должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Перемещение грузов неизвестной массы должно производиться после определения их фактической массы. Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность грузоподъемной машины или грузозахватного приспособления.

Для обеспечения безопасного перемещения, кантовки, погрузки и выгрузки грузов в организации должны быть разработаны схемы строповки грузов в зависимости от их вида, массы, формы.

Погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами должны производиться при отсутствии людей на местах перегрузок грузов на площадках и в транспортных средствах, за исключением стропальщика при зацепке и отцепке грузозахватных приспособлений и проверки правильности строповки груза при его подъеме на высоту не более 200 - 300 мм от уровня пола (площадки).

Стропальщик или зацепщик груза должен удалиться в безопасное место после проверки надежности строповки груза и его подъема на высоту не более 1 м от уровня пола (площадки).

При постановке транспортного средства под погрузку или разгрузку должны быть приняты меры по предотвращению самопроизвольного его движения.

При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, должны применяться подкладки и прокладки, предотвращающие повреждения грузозахватных устройств.

Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ должны иметь обозначенные границы.

При перемещении груза авто - и электро-погрузчиками с вилочными захватами груз должен быть расположен равномерно относительно элементов захвата и в соответствии с руководством по эксплуатации автопогрузчиков, при этом груз должен быть приподнят от пола на 300 - 400 мм. Максимальный уклон площадки при транспортировании грузов погрузчиками не должен превышать угла наклона рамы.

Выступание груза за пределы опорной поверхности захватов должно быть симметрично справа и слева и не должно превышать одной трети длины его опорной поверхности, а положение центра тяжести груза обеспечивало бы его устойчивость на вилочных захватах.

Транспортирование тары и установка ее в штабель авто- или электро-погрузчиком с вилочными захватами должны производиться по одной штуке.

Перемещение авто- и электро-погрузчиками грузов больших размеров должно производиться задним ходом и только в сопровождении погрузчика лицом, ответственным за погрузку и транспортирование груза. В обязанность этого лица входит указание водителю погрузчика дороги, подача предупредительных сигналов и обеспечение безопасности при движении погрузчика.

Применяемые способы укладки грузов должны обеспечивать:

1. Устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них.

2. Возможность механизированной разборки штабеля и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования.

3. Безопасность работающих на штабеле или около него.

4. Безопасность применения и нормального функционирования средств защиты работников и пожарной техники.

5. Циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции закрытых складов.

6. Соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Авто- и электро-погрузчики следует использовать на площадках с твердым и ровным покрытием.

При перемещении грузов погрузчиками необходимо применять рабочие приспособления (вилочные захваты, крюки, ковши и др.) в соответствии с технологическими документами по ГОСТ 3.1120.

Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или неустойчивых грузов должны оснащаться предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении.

Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы соответствующими защелками или приспособлениями, надежно фиксирующими и удерживающими их на захватах.

Перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю автопогрузчика, должно производиться в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика.

Перевозка людей допускается только при наличии на транспортных средствах сидений, выполненных в соответствии с документацией предприятия-изготовителя транспортного средства.

Перевозка грузчиков в кузове автомобиля, как правило, не допускается. Если по роду работы необходимо перевозить экспедиторов или грузчиков, то они должны находиться в кабине автомобиля.

2.4 Требования к местам погрузочно-разгрузочных работ

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием или твердым грунтом, способным воспринимать нагрузки от грузов и подъемно - транспортных машин. Подъездные пути к площадкам производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по схеме, утвержденной администрацией организации, и регулироваться разметкой и дорожными знаками на въездах, выездах, в местах разворотов и постановки под разгрузку (погрузку) транспортных средств, в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающие нормальный фронт работ. На площадке для погрузки и выгрузки тарных штучных грузов, хранящихся в складах и пакгаузах, должны быть устроены платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м и иметь уклон не более 5 град. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м.

В случае необходимости освещения больших площадей может быть применено прожекторное освещение.

При размещении грузов не должно возникать помех естественному освещению, вентиляции, безопасной эксплуатации оборудования, проезду транспортных средств, проходу работников, безопасному производству работ, использованию противопожарного оборудования, маршрутам эвакуации работников в аварийных ситуациях и т.д.

Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств, с грузом не менее 1 м. При проведении погрузки и разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом должен быть предусмотрен тротуар и отбойный брус.

При необходимости работы с грузом, являющимся источником вредных и опасных производственных факторов, должны применяться соответствующие средства защиты (как коллективные, так и индивидуальные), включая и организационные меры.

2.5 Режим труда и отдыха

Режимы труда и отдыха работников, занятых на погрузочно-разгрузочных и транспортных работах, устанавливаются администрацией организации и структурных подразделений, в штате которых числятся эти работники, и должны соответствовать КЗоТ Российской Федерации. Нормативная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Сокращенный рабочий день для работников, занятых на погрузочно-разгрузочных и транспортных работах, должен устанавливаться по списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда.

Режимы труда и отдыха работников, занятых на погрузочно-разгрузочных и транспортных работах должны устанавливаться с учетом степени опасности и вредности, сопутствующих этим работам производственных факторов и с обеспечением санитарно-гигиенических условий и безопасности производства работ.

При выполнении работ в других подразделениях или в других организациях режимы труда и отдыха работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, могут устанавливаться по режиму работы этих подразделений, организаций.

Пребывание работников на складах хранения сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ) разрешается только на время производства работ по обработке (складированию) этих грузов.

Для работников, не достигших возраста 18 лет, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю, в возрасте от 15 до 16 лет - не более 24 часов в неделю.

Не допускается привлечение к работам в ночное время и сверхурочным работам, к работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей инвалидов до 16 лет), могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировку только с их согласия.

2.6 Задача для расчета риска

1,5 минуты занятий альпинизмом соответствует величине индивидуального риска летального исхода 1Ч10-6 год. Определить годовое количество погибших альпинистов, если за последние 3 года их выезжало в горы 40 тыс. чел., при этом затрачено непосредственно на восхождение каждым альпинистом по 2,5 суток.

1. Рассчитаем индивидуальный риск каждого альпиниста:

Rи = (1х 10-6/1,5) х (24х 2,5х 60) = 0,0024

Где (1х 10-6/1,5) - индивидуальный риск в минуту.

(24х 2,5х 60) - минут затрачено непосредственно на восхождение каждым альпинистом;

1. Найдем число погибших альпинистов

Rи - индивидуальный риск

L - число людей, подверженных соответствующему фактору риска в единицу времени t.

P = 0,0024 х 40000/3 = 32

Ответ: годовое количество погибших альпинистов 32 человека

Заключение

Погрузочно-разгрузочные работы являются неотъемлемой частью производственной деятельности любой организации.

Данные работы относятся к категории работ с повышенной опасностью и в определенных случаях выполняются по наряду-допуску. Широк спектр применяемой при этом техники.

В таких условиях к персоналу применяются дополнительные требования в связи с ответственностью за собственную безопасность и безопасность других работников, сохранность оборудования и грузов.

Вполне очевидно, что погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться по строго определенной технологии с соблюдением последовательности операций и порядка применения оборудования и механизмов, и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, соблюдение которых обеспечивает безопасность работ.

Список использованной литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов/ С.В. Белов и др., под редакцией С.В. Белова - М.: Высшая школа. 2004г.

2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студентов вузов /Э.А. Арустамов и др. под ред. Э.А. Арустамова. - М. : Дашков и К, 2009г.

3. Надежность технических систем и техногенный риск: учебное пособие/ М.И. Фалеев и др., под редакцией М.И. Фалеева. - М.: ЗАО ФИД "Деловой экспресс" 2002г.

4. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ Р М-007-98; Санкт-Петербург

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Нормативная база обеспечения безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах. Требования безопасности к технологическим процессам, к местам производства погрузочно-разгрузочных работ. Размещение и крепление пакетов на автомобильном транспорте.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2009

    Выполнение погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ, требования к процессам и местам их производства.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2011

    Анализ опасностей связанных с эксплуатацией подъемных сооружений. Обязанности крановщика, безопасность работ по перемещению тяжестей. Требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ. Обеспечение безопасности в аварийных ситуациях.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2015

    Анализ опасностей, связанных с эксплуатацией грузоподъемных машин. Опасность поражения электрическим током, возникновения пожара, опрокидывания крана, падения груза. Безопасность эксплуатации грузоподъёмных кранов, погрузочно-разгрузочных работ.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2008

    Требования безопасности к производственным процессам. Определение опасных зон. Безопасность труда на строительной площадке. Охрана труда в проекте производства работ. Устройство дорог и транспортирование грузов. Опасные зоны строительной площадки.

    реферат , добавлен 25.03.2009

    Основные технические средства охраны труда коллективной защиты. Защитные и блокировочные устройства. Схема действия защитной блокировки с применением фотоэлемента, радиоактивной автоблокировки. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ.

    реферат , добавлен 24.03.2009

    Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов. Приборы и устройства безопасности. Ограничитель высоты подъема груза. Указатели приближения к ЛЭП и вылета стрелы.

    реферат , добавлен 24.03.2009

    Сущность и виды риска, основные положения его теории. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Последовательность изучения опасностей. Цель системного анализа безопасности, принципы ее обеспечения и средства управления ею. Причины отказов оборудования.

    презентация , добавлен 09.02.2014

    Основные положения теории риска. Концепция приемлемого риска. Действие техногенных опасностей. Методические подходы к определению риска. Выявление источников опасностей. Системный анализ безопасности. Причины отказов оборудования на предприятиях.

    лекция , добавлен 24.07.2013

    Организация системы управления безопасностью на предприятии. Характеристика опасных факторов при погрузочно-разгрузочных работах, их виды и расчеты. Действия обслуживающего персонала в аварийных ситуациях. Расчети базовых и новых эксплуатационных затрат.

3.1. Травматизм при погрузочно-разгрузочных работах

Погрузочно-разгрузочные работы явля­ются во всём мире одним из самых распространённых видов работ, при выполнении которых работники получают тяжёлые и смертельные травмы. Напри­мер:

В зависимости от отрасли доля несчастных случаев при погру­зочно-разгрузочных работах в России колеблется от 2 до 50%;

В Рес­публике Беларусь (по данным Департамента государственной инспекции труда её Министерства труда и социальной защиты) в 2010 году на производстве при погрузочно-разгрузочных работах было 28 несчастных случаев с тяжёлым исходом и 15 - со смер­тельным.

В каждой организации время от времени проводятся погрузочно-разгрузочные работы, связанные с ремонтно-строительными работами, поступлением техники, оборудования, инвентаря, материалов и т. д. В связи с тем, что многие организации, как правило, не имеют специалистов-грузчиков, погрузочно-разгрузочные работы прово­дят силами имеющихся в наличии работников. При проведении этих работ имеют место случаи производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом. Основными причинами несчастных случаев при проведении погрузочно-разгрузочных работ являются плохая их организация, а также незнание работниками правил охраны труда.

Самый высокий уровень производственного травматизма бывает при выполнении погрузочно-разгрузочных операций, эксплуатации грузоподъёмных машин и механизмов и транспортных средств.

Анализ происшествий, повлекших несчастные случаи на произ­водстве при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, в том числе с применением средств механизации, показывает, что органи­зующие их работодатели и выполняющие их работники не соблюдают требо­вания безопасности, регламентируемые нормативными право­выми ак­тами и локальными нормативными пра­вовыми актами по ох­ране труда , и не уделяют должного внимания со­блюдению техноло­гических процессов. Причём рабо­тодатели не все­гда обеспечивают эффективный контроль за применением работни­ками безопасных приёмов в работе и выполне­нием требований, изло­женных в соответствующих правилах и инструкциях по охране труда.

Работы, выполняемые с использованием грузоподъёмного оборудования, и погрузочно-разгрузочные работы с применением средств механизации, относятся к работам с повышенной опасностью, которые необходимо выполнять, организуя производственные процессы с учётом требований безопасности на основе нормативных правовых актов.

3.2. Причины травм при погрузочно-разгрузочных работах

Внедрение средств механизации и автоматизации в различных отраслях экономики позволило резко повысить уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ с насыпными, навалочными и штучными грузами. Однако на ряде операций, таких, как укладка штучных грузов, ящиков, бочек, мешков в склады, на площадках, на транспортные механизмы, ещё применяется ручной труд.

К погрузочно-разгрузочным и подъёмно-транспортным операциям относятся операции, связанные с поднятием и перемещением различного рода груза (штучного, затаренного, сыпучего). Погрузочно-разгрузочные работы могут проводиться вручную, с применением простейших приспособлений и инвентаря, ручных и механизированных тележек, специальных погрузчиков и штабелеукладчиков, механизмов непрерывного транспортирования (конвейеров).

Каждый раз при ручном или автоматизированном перемещении грузов возникает риск несчастных случаев. Многообразие рисков оп­ределяется технологическими и организационными характеристиками системы, окружающей средой и мерами предотвращения аварий. В це­лях безопасности полезно определить работу с материалами как некую систему взаимосвязанных элементов. При изменении любого из эле­ментов системы - оборудования, товаров, процедур, среды, персонала, управления и организации - риск травм также изменяется.

Основными причинами травматизма на погрузочно-разгрузочных работах являются организационные и технические причины.

К организационным причинам травматизма относятся:

Допуск к работе без обучения и инструктажа при отсутствии прав на управление грузоподъёмными и транспортными механизмами;

Недостаточные знания обязанностей и правил безопасности ли­цами, занятыми обслуживанием грузоподъёмных механизмов;

Подъём и перемещение грузов, превышающих установленные нормы;

Пребывание обслуживающего персонала в опасной зоне при подъёме, перемещении, опускании или кантовке груза;

Допуск к выполнению стропальных работ лиц, не имеющих на это прав;

Нарушение правил технического освидетельствования;

Отсутствие должного руководства и надзора со стороны лиц, от­ветственных за безопасное состояние грузоподъёмных устройств и безопасное проведение работ;

Неправильные приёмы работы, работа под грузом или линиями электропередачи;

Применение неисправных или отсутствие приспособлений или погрузочных средств;

Неудовлетворительное состояние покрытия погрузочно-разгру­зочных площадок и недостаточная их освещённость;

Нарушение мер безопасности с воспламеняющимися и токсич­ными веществами;

Неудовлетворительное состояние или отсутствие средств инди­видуальной защиты.

Среди технических причин травматизма при погрузочно-разгру­зочных работах основными являются:

Неисправность или отсутствие ограждений подвижных частей машин, механизмов;

Отсутствие предохранительных устройств;

Дефекты изготовления грузоподъёмных устройств, низкое каче­ство ремонта;

Несоответствие стропальных устройств условиям погрузки;

Отсутствие или неисправность сигнализации, аварийных, тор­мозных и улавливающих устройств, заземления корпусов электрифи­цированного оборудования.

Основные причины несчастных случаев - это несоблюдение инс­т-

Рис. 1. Требования охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах

рукций по эксплуатации и содержанию грузоподъёмных и транспорт­ных средств, нарушение правил производства погрузочно-разгрузоч­ных работ, необученность персонала, обслуживающего грузоподъём­ное и транспортное оборудование, и прежде всего - неудовлетвори­тельный надзор технического персонала за эксплуатацией и содержа­нием грузоподъёмных машин и механизмов и транспортных средств.

На ряде предприятий отсутствуют инструкции, памятки и плакаты по технике безопасности для рабочих, выполняющих погрузочно-разгру­зочные и транспортные работы.

3.3. Охрана труда при погрузочно-разгрузочных работах

Все погрузочно-разгрузочные работы должны производиться с соблюдением требований ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ «Работы погру­зочно-разгрузочные. Общие требования безопасности» , ГОСТ 12.3.020-80 ССБТ «Процессы переме­щения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности» и соответствующих инструкций по охране труда [ 51, 52, 88-98, 122-128].

Администрация предприятия или организации при погрузке и выгрузке грузов должна обеспечить соблюдение правил, норм и требо­ваний техники безопасности.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются под руководст­вом ответственного лица, назначенного администрацией предприятия или организации. При возникновении опасных моментов или обстоя­тельств ответственный за производство погрузочно-разгрузочных ра­бот должен немедленно принять меры предосторожности, а если это невозможно, прекратить работы до устранения опасности.

Он проверяет исправность грузоподъёмных механизмов, такелажного и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работать на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем запрещается.

Погрузочно-разгрузочные работы надо выполнять, как правило, механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и других машин, а при незначительных объёмах - средствами малой механизации.

К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и складированию грузов допускаются работники, не имеющие противопоказаний по выполняемым работам по возрасту и полу, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и соответствующую квалификацию согласно тарифно-квалификационного справочника.

Правила безопасности при выполнении ручных разгрузочно-погрузочных работ ограничивают предельные нормы переноски тяжестей (по горизонтальной поверхности): 50 кг для мужчин и 20 кг для женщин. Подростки 16-18 лет и женщины допускаются к погрузочно-разгрузочным работам только штучных (кирпич, легкая арматура и т. п.), навалочных грузов (песок, гравий и т. п.), пустой тары, пиломатериалов. Работа должна производиться в спецодежде и рукавицах. Для облегчения труда при перемещении тяжестей применяют вспомогательные приспособления: тачки, тележки, деревянные слеги с железными крюками на концах для скатки и накатки груза на транспортное средство, канаты и верёвки.

Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены, для женщин не должна превышать 3000 кг, для мужчин - 7000 кг (включая массу тары). Грузчикам-мужчинам разрешается переносить груз массой до 80 кг только с помощью приспособлений; при массе груза 50 кг и выше подъём его на спину и спуск должен производиться с помощью других рабочих. При расстоянии транспортирования свыше 15 метров груз массой 50 кг и более перемещают при помощи механизмов. Груз массой более 80 кг независимо от расстояния перемещают только с помощью механизмов и специальных приспособлений, допуская к обслуживанию их специально обученных рабочих.

Баллоны с газом перемещают на тележках и тачках. Бутыли с химикатами, кислотой переносят в корзинах с ручками и только на короткие расстояния. Для разгрузки округлых предметов (труб, бочек) с автомашин и платформ используют наклонные настилы из досок толщиной не менее 50 мм или брёвен диаметром 150 мм.

Для каждой группы погрузочно-разгрузочных работ характерны свои опасности, которые могут привести к несчастным случаям.

Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также при подъёме грузов на высоту более 3 метров.

Механизированные погрузочно-разгрузочные (такелажные) ра­боты выполняют лица, аттестованные в соответствии с правилами Гос­гортехнадзора, машинисты кранов, стропальщики и зацепщики, имеющие удостоверение на право производства этих работ. При об­служива­нии грузоподъёмных машин, имеющих электрический привод, воз­можны случаи поражения электрическим током. Поэтому машинис­ты кранов должны иметь квалификационную группу по технике безо­пас­ности не ниже II.

На каждом грузоподъёмном механизме обозначаются регистрационный и инвентарный номера, предельно допустимая нагрузка и дата следующего испытания. Непосредственно на крюках, захватах выбивают клеймо, а к цепям, канатам и тросам прикрепляют бирку с указанием их грузоподъёмности, принадлежности, номера и даты следующего испытания. Грузоподъёмные машины и вспомогательные приспособления с просроченным сроком испытания применять нельзя.

Тема 4.2. Основы безопасности работников железнодорожного

транспорта при нахождении на путях

Студент должен:

знать виды опасных факторов при нахождении работников на путях, сред­ства и методы обеспечения безопасных условий их труда;

уметь проводить анализ травмоопасных факторов при работе на путях, выбирать средства защиты работников.

Опасный фактор железнодорожных станций и перегонов - движущиеся объек­ты (железнодорожные составы, локомотивы, отдельные вагоны, путевые ма­шины). Специфика - отсутствие возможности маневра; тормозные устройства, не обеспечивающие безопасного для человека тормозного пути; отсутствие тормозных устройств при роспуске подвижного состава с горок. Специфика травматизма на железнодорожном транспорте - тяжелые последствия, частота смертельных исходов, невозможность скорой медпомощи.

Причина травматизма: человеческий фактор (ослабление внимания при длительном нахождении на путях, снижение ориентации по акустическим фак­торам: из-за наличия шумов различных диапазонов шумового давления; ослаб-

ление восприятия звуковых сигналов, оповещающих об опасности, из-за обще­го высокого уровня шумов); отсутствие безопасного места при встречном дви­жении составов; недостаточная освещенность в ночное время в условиях ин­тенсивных маневровых передвижений; неудовлетворительное содержание ме­ждупутных пространств (снег, гололед, лужи, захламленность).

Меры безопасности от наезда подвижного состава на людей, находящихся в опасной зоне на путях; организация работ во время технологических окон; организация работ на закрытых для движения путях; организация безопасных зон (укрытий, широких междупутий, мест для отдыха); организация безопас­ных пересечений (тоннелей, пешеходных мостов, переходов с цветовой сигна­лизацией); организация безопасных маршрутов по территориям станций; сред­ства сигнализации и оповещения людей; ограждение мест производства работ запрещающими сигналами; применение сигнальной спецодежды. Меры безо­пасности при перевозках работников к месту работ.

Студент должен:

знать виды опасных факторов производственной среды; при производстве погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ, средства и методы обеспечения безопасных условий труда;

уметь проводить анализ травмоопасных факторов, выбирать безопасные приемы и средства защиты работников.

Содержание учебного материала Основные положения и единые требования Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ РМ-007-98. Мин­труд России 20.03.98 № 16). Основные требования Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Организационные мероприятия (проф­отбор персонала, предварительный и периодический медицинские осмотры, обуче­ние, инструктажи, проверка знаний, аттестация, обеспечение инструкционными ма­териалами, утвержденными Госгортехнадзором России).



Источники опасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и складировании грузов: движущиеся машины и механизмы, железнодорожный транспорт, поднимаемый и перемещаемый груз; канаты, цепи, стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты, острые кромки транспортируемого груза, электрический привод кранов; расположение рабочего места на значительной высоте. Усугубляющие вредные факторы: загазованность и запыленность воз­духа рабочей зоны, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей

зоны, повышенный уровень шума, повышенная или пониженная влажность воздуха, повышенная или пониженная подвижность воздуха, недостаточная ос­вещенность рабочей зоны, прямая и отраженная блесткость.

Меры безопасности (запрет на нахождение людей в зоне возможного паде­ния грузов, безопасная установка крана для работы вблизи воздушных линий электропередачи, строений, мест складирования, откосов котлованов, разработ­ка технологических карт выполнения погрузочно-разгрузочных работ и разме­щения конкретных грузов). Меры безопасности в процессе выполнения опера­ций кранами (сигналы стропальщика, знаки безопасности, схемы строповки для конкретных грузов, отсутствие в зоне погрузки людей, наличие подготовленно­го места и подкладок). Техническое освидетельствование кранов, съемных гру­зозахватных приспособлений, тары. Освещенность мест производства работ кранами, их функции. Меры безопасности в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных операций вручную (допустимые максимальные нагрузки для мужчин, для юношей, специальные мостики и сходни, рукавицы, краски). Средства индивидуальной защиты при разгрузке пылящихся грузов.

Опасности строительно-монтажных работ (части разрушающихся конст­рукций, падающие с высоты предметы, котлованы, завалы).

Организационные меры защиты: проекты производства работ, ограждение территории, подбор кранового оборудования, безопасная установка крана вбли­зи строений, мест складирования, откосов котлованов; безопасные расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи; соблюдение требований к ох­ранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций, ор­ганизация движения транспорта в зоне строительства. Границы опасных зон.

Работы на высоте, верхолазные работы. Организационные мероприятия: профотбор персонала, предварительный и периодический медицинские смотры, учение, инструктажи, проверка знаний, обеспечение инструкцион­ными материалами, индивидуальными средствами защиты. Ограждение рабочих мест.

Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников

Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.

Введение .
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
1.1. Понятие о производственной опасности .
1.2. Опасные зоны на строительной площадке .
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников .
1.4. Основные причины аварий и несчастных случаев при использовании кранов и подъемников .
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
2.1. Общее условие обеспечения безопасности труда .
2.2. Нормативные основы обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников .
2.3. Основные задачи обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников .
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка .
3.1.1. Подбор крана .

3.1.2. Поперечная привязка кранов .
3.1.3. Продольная привязка башенных кранов .

3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.
3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.
3.3.3. Защитное заземление подкрановых путей.
3.3.4. Обеспечение безопасности при совместной работе кранов.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
3.4. Мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.4.1. Общие положения.
3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.
3.4.3. Специальные мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.5. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи линий электропередачи.
3.6. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи выемок.
3.7. Обеспечение безопасности при складировании материалов, конструкций, изделий и оборудования.
3.8. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
4. РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС и др.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
4.1.Общие положения.
4.2. Стройгенплан.
4.3. Технологические схемы.

3.2. Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников.


Перед началом работ кранов и подъемников необходимо (см. раздел 1.2) выделить опасные зоны, в пределах которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполнения работ .
Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов кранами, включают в себя зону обслуживания крана, половину наружного наименьшего габарита перемещаемого груза с прибавлением минимального расстояния отлета груза при его падении, а также наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза (рис. 3.4).
Граница зоны обслуживания башенных кранов определяется максимальным вылетом стрелы (lмст) на участке между крайними стоянками крана на рельсовом крановом пути.
Минимальное расстояние отлета груза (lот) при его возможном падении зависит от высоты его подъема. Под высотой возможного падения груза (h гр ), согласно , принимается расстояние от поверхности земли (или площадки, для которой определяется граница опасной зоны) до низа груза, подвешенного на грузоподъемном приспособлении (строп, траверса и п.т.).
Таким образом, граница опасной зоны работы крана определяется по формуле:
(3.5)

где: L кро.з – размер опасной зоны работы крана (м);
l mст – максимальный вылет стрелы крана (м);
0,5 l minгр – половина минимального габарита груза (м);
l отл – минимальное расстояние возможного отлета груза, перемещаемого краном, при его падении (определяется по таблице 3.1.)
l maxгр – максимальный габарит груза (м).

Таблица 3.1.

Минимальное расстояние отлета груза при его падении.

перемещаемого краном
падающего со здания
до 10
4 3,5
до 20 7 5
до 70
10 7
до 120
15 10
до 200 20 15
до 300 25 20
до 450 30 25

Примечание – при промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции.



Рис. 3.4. Основные составляющие элементы при определении безопасной привязки крана и опасных зон его работы.
1 – подъемный кран; 2 – поднимаемый груз;
3 – ограждение строительной площадки.


Граница опасной зоны для подъемников принимается:
  • для грузопассажирских подъемников от габарита кабины и противовеса и составляет 5м (п. 7.2.9 );
  • для грузовых подъемников с платформой от габарита грузовой платформы (рис. 3.5).
Граница опасной зоны принимается согласно таблице определения минимального расстояния отлета груза при его падении как вблизи строящегося здания (табл.3.1).
Граница опасной зоны для грузовых подъемников с консольной стрелой определяется согласно таблице 3.1 определения минимального расстояния отлета груза при его падении как при перемещении груза краном с учетом габарита наибольшего груза (рис.3.6).
На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены предохранительные защитные ограждения .
На границах зон потенциально опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности .
Границу опасной зоны обозначают на местности знаками в соответствии с ГОСТ , предупреждающими о работе крана. Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток они должны быть освещены. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках для предотвращения опасности от их падения при проходе людей и передвижении техники.
На границе опасной зоны в местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана.
Места временного или постоянного нахождения работающего (санитарно-бытовые помещения, места отдыха и проходы для людей) при устройстве и содержании производственных территорий, участков работ должны располагаться за пределами опасных зон .
На выполнение работ в зоне действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск.
При отсутствии ограждений рельсовых крановых путей со стороны строящегося здания (сооружения) все дверные проемы в сторону рельсовых крановых путей должны быть наглухо закрыты.
Место производства работ кранами, оснащенными грейфером или магнитом, должно быть огорожено сигнальными ограждениями и обозначено предупредительными знаками по ГОСТ .
В пределах проведения работ этими кранами нахождение людей запрещается. Подсобные рабочие, обслуживающие такие краны, могут допускаться к выполнению своих обязанностей только в перерывах работы крана и после того, как грейфер или магнит будут опущены на землю и находятся в устойчивом положении. Рабочие и крановщики должны пройти инструктаж по безопасному ведению работ. Крановщик должен знать маршрут перемещения грейфера и магнита и границы опасной зоны.
Грузоподъемность грейфера определяется взвешиванием материала после пробного зачерпывания, проводимого владельцем грейфера перед его применением для перевалки груза данного вида (марки, сорта). Пробное зачерпывание



Рис. 3.5. Опасная зона при работе грузового строительного подъемника.




Рис. 3.6. Установка пассажирского подъемника МГП-1000В у здания.
1 – граница опасной работы подъемника вблизи строящегося здания; 2 – граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления конструкций.


должно производиться с горизонтальной поверхности свеженасыпанного груза. К работе допускаются грейферы, имеющие автоматическое или дистанционное управление.
Не допускается использование грейфера для подъема людей или выполнения работ, для которых грейфер не предназначен.
Гусеничные краны могут перемещаться с грузом на крюке, при этом нагрузка на кран и положение стрелы должны устанавливаться в соответствии с инструкцией по эксплуатации крана.
Допускаемая масса перемещаемого груза зависит от длины стрелы и положения стрелы крана по отношению к направлению движения крана, при этом перемещение груза должно производиться на минимальном вылете.
Основание, по которому перемещается кран с грузом, должно иметь твердое покрытие, выдерживающее без просадки удельное давление не менее величин, указанных в паспорте крана или инструкции по эксплуатации крана. Основание должно быть ровным и иметь уклон, не больше указанного в инструкции по эксплуатации крана.
Перемещение груза краном целесообразно производить на высоте не более 0,5м над поверхностью земли с удерживанием груза от раскачивания и разворота с помощью оттяжек, при этом нахождение людей между грузом и краном не допускается.
Трогание крана с места при раскачивающемся на крюке грузе не допускается. При трогании крана необходимо предварительно успокоить груз от раскачивания.
Данные по грузоподъемности кранов и уклона основания, при котором допускается перемещение кранов, приведены в инструкциях по их эксплуатации см. приложения 3-6).
Похожие статьи