Дайте определение декларации безопасности промышленного объекта. Разработка деклараций промышленной безопасности (ДПБ). Что представляет собой и в каких случаях разрабатывается Декларация промышленной безопасности

03.06.2020

Среди существующих организационно-экономических механизмов уменьшения рисков чрезвычайных происшествий техногенного характера особое значение имеет декларирование безопасности объектов промышленности. Эта процедура во многих странах закрепляется на законодательном уровне. Рассмотрим далее, что собой представляет декларация промышленной безопасности ОПО.

Общие сведения

Для обеспечения учета состояния предприятий введен реестр деклараций промышленной безопасности. Госрегулирование направлено на то, чтобы обязать субъектов проводить оценку существующих угроз и информировать о них компетентные органы. В состав декларации промышленной безопасности включаются:

  1. Информация о предприятии и процессах, протекающих на нем. Это необходимо для определения масштабов и характера использования вредных и опасных веществ.
  2. Список мероприятий, направленных на обеспечение нормальных условий функционирования предприятия и контроль отклонений от обычного режима.
  3. Идентификация типа вероятной аварии, оценка ее возникновения и возможных последствий.
  4. Инструкция на случай катастрофы.

Нормативная база

В Российской Федерации реализуется широкомасштабная организационно-экономическая программа в области промышленной безопасности. Нормативно ее осуществление регламентируется соответствующими ФЗ. В частности, основы регулирования заложены в Закон "О промышленной безопасности ОПО" и "О безопасности гидротехнических сооружений". Конкретный порядок оценки состояния предприятия устанавливается в Положении, утвержденном правительственным постановлением №675 от 1.07.1995 г.

Актуальность вопроса

Декларирование осуществляется для регулирования контроля безопасности на промышленных объектах. Компетентные органы проверяют достаточность и эффективность мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию катастроф на предприятиях. Разработка декларации промышленной безопасности необходима для снижения угроз для населения, сотрудников, предотвращения возникновения аварий. Особенно актуальная она для предприятий, деятельность которых непосредственно связана с вредными веществами и процессами. Экспертиза декларации промышленной безопасности способствует внедрению результативной системы прогнозирования катастроф и безаварийной эксплуатации. Особую значимость мероприятия приобретают в связи с переходом к новым хозяйственным условиям, изменениями форм собственности, снижением государственного регулирования в рыночной экономике.

Специфика

Декларирование выступает в качестве выражения ответственного отношения к обеспечению безопасности на объектах промышленности. Оно оформляется официальным документом. Список объектов, которые подлежат декларированию, устанавливается Федеральной службой по атомному, технологическому и экологическому надзору совместно с МЧС. В данный перечень входят гидротехнические сооружения, предприятия, накопители, хранилища, на которых существует вероятность возникновения аварий. В ФЗ, регламентирующем промышленную безопасность на опасных объектах, определяются предельно допустимые объемы веществ, наличие которых выступает в качестве основания для составления декларации. Сведения, порядок оформления документа устанавливаются специально уполномоченным исполнительным органом.

Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов

В документе содержатся результаты:

  1. Всесторонней и объективной оценки вероятности аварии и угрозы, связанной с ней, для персонала и граждан, находящихся на прилегающей территории.
  2. Анализа достаточности предпринятых мер предупреждения ЧС и обеспечения готовности предприятия к эксплуатации опасного объекта в соответствии с положениями правил и норм, а также к локализации и устранению последствий катастроф.
  3. Мероприятия, ориентированные на уменьшение вероятных негативных последствий при аварии.

Согласно указанным выше ФЗ, а также правительственным постановлением, созданы нормативные документы, определяющие требования, в соответствии с которыми предоставляется декларация безопасности опасного промышленного объекта. В этих актах также установлены сроки ее создания, правила оформления, перечень сведений, подлежащих обязательному включению. Нормативными актами определены правила, по которым выполняется экспертиза декларации безопасности промышленного объекта.

Основные положения

Декларация безопасности промышленного объекта должна включать в себя:


Использование

Декларация промышленной безопасности оформляется в качестве приложения к проектным документам на строительство, реконструкцию, расширение, техническое переоснащение, ликвидацию или консервацию предприятия. Она также необходима при обращении за получением лицензии на эксплуатацию. Уточнение декларации осуществляется при изменении сведений, присутствующих в ней, или требований безопасности. Пересмотр документа для учета корректировок и дополнений нормативной базы и условий обеспечения защиты предприятия предусмотрен не реже 1 раза в пять лет.

Важный момент

Декларация промышленной безопасности может формироваться самостоятельно самим предприятием. Утверждается документ руководителем. Формирование декларации может также осуществляться организацией, имеющей лицензию на выполнение экспертизы безопасности объектов промышленного типа. Руководитель предприятия несет ответственность за полноту и достоверность информации, которая содержится в документе.

Контрольные инстанции

Декларация промышленной безопасности после утверждения вместе с заключением, полученным по результатам проверки, направляется в соответствующее министерство, ГУ ГОЧС, в Федеральную службу атомного, технического и экологического надзора и ее региональное подразделение, МЧС, а также орган власти МО, на территории которого располагается предприятие. Контроль своевременности направления документации возлагается на указанную выше надзорную инстанцию.

Нововведения

В соответствии с обстоятельствами, которые складываются в течение последних лет, декларация промышленной безопасности претерпела ряд изменений. Возникла необходимость отражать в документе новые сведения. Они, в частности, касаются проведения мероприятий, направленных на снижение уровня опасности возникновения на объектах чрезвычайных ситуаций, предупреждение постороннего вмешательства в их функционирование. На основании проведенных расчетов, были сформулированы требования к объемам имеющихся резервов материальных и финансовых ресурсах на предприятиях. Кроме этого, были определены требования по оценке частоты/вероятности появления чрезвычайных ситуаций, их источников, работа которых связана с выбросами опасных веществ, которые способны создавать вне территории объекта зоны поражения с нанесением ущерба здоровью/жизни населения, окружающей природе. Также специалистами были выполнены расчеты по проведению анализа вероятности отравления населения с установлением максимально возможного количества пострадавших.

Ключевые вопросы

Декларация промышленной безопасности сегодня должна конкретно и четко определять требования, которыми характеризуется готовность предприятия к предотвращению и устранению чрезвычайных ситуаций. Для этого в документе присутствует специальный раздел. В нем должны даваться ответы на вопросы, которые характеризуют:


Проверка документа

Как выше было сказано, нормативными актами предусматривается экспертиза сформированной декларации. В соответствии с действующими правилами, предписано утверждение заключения. Данная процедура проводится аппаратом Ростехнадзора. При этом учитывается заключение МЧС. Оно необходимо в случаях, когда отношение объема опасного соединения на объекте, по которому составляется декларация, к предельно допустимому уровню этого вещества больше 10. В случае если этот показатель меньше, заключение дается органом управления по делам ГО и ЧС субъекта, на территории которого находится соответствующее предприятие.

Значение

Декларирование безопасности сегодня выступает в качестве механизма прогнозирования социально-экономических последствий возникающих чрезвычайных ситуаций. Этот процесс является важнейшим рычагом воздействия на стабильное развитие хозяйственной системы. Декларирование безопасности способствует обеспечению объективности при обосновании бюджетных объемов, направляемых на финансирование мероприятий по предотвращению и ликвидации катастроф. В качестве еще одной задачи процедуры выступает переход на систему допустимого риска, формирование эффективного экономического механизма. Он является нормативной основой финансового обеспечения разработанных мероприятий по управлению природными и техногенными угрозами.

Декларация промышленной безопасности является обязательным документом для опасных производственных объектов 1,2 класса, стоимость – от 35000 рублей, сроки – от 20 дней.

Что представляет собой и в каких случаях разрабатывается Декларация промышленной безопасности?

Декларация промбезопасности представляет собой документ, в обязательном порядке разрабатываемый для опасного производственного объекта и отражающий в себе сведения о характере и масштабе возможной опасности на объекте. Документ также предполагает разработку мероприятий, целью которых выступает обеспечение безопасности на объекте и готовности персонала к действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Декларация входит в состав проектной документации, разрабатываемой в случаях строительства, расширения, реконструкции, консервации, изменения технического обеспечения или ликвидации опасного производственного объекта.

Также возможна и повторная разработка Декларации на действующих объектах. Это происходит в таких случаях, как:

  • истечение 10 лет с момента внесения последних данных в реестр деклараций промбезопасности;
  • внесение в технологический процесс изменений;
  • увеличение количества опасных веществ на объекте более чем на 20%;
  • внесение изменений в законодательство, касающееся документации по промышленной безопасности;
  • получение лицензии на эксплуатацию;
  • исполнение предписаний, выданных контролирующей организацией при выявлении недостоверности сведений, представленных в разработанной ранее Декларации промбезопасности. Подобное нарушение может быть выявленное в ходе проведения проверок Ростехнадзором.

Какими предприятиями и на каких основаниях разрабатывается Декларация?

Основанием для разработки данного документа является статья 14 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. Порядок разработки Декларации регламентирован таким нормативными актами, как РД 03-15-2005 и РД 03-357-00. Также правовые отношения, касающиеся предоставления рассматриваемого документа в вышестоящие организации, определяется Постановлением правительства РФ №526 от 11.05.99 г.

Обязательной разработка Декларации является в том случае, если объект относится к предприятиям I и II классов опасности, использующим, получающим, перерабатывающим, транспортирующим или уничтожающим опасные вещества в количествах, определенных приложением 2 вышеуказанного закона. К таким объектам относятся, например, объекты, специализирующиеся на добыче нефти и газа, объекты химической промышленности и некоторые газораспределительные станции.

В некоторых случаях разработка Декларации может потребоваться и предприятиям III класса опасности при условии их территориального расположения на особо охраняемых территориях РФ.

Цели разработки Декларации и ее состав.

Целью разработки Декларации промбезопасности в первую очередь выступает:

  • обеспечение безопасности на объекте,
  • соблюдение законодательных требований;
  • оценка готовности объекта и его персонала к возникновению непредвиденных ситуаций и устранению их последствий.

В состав Декларации промбезопасности входит:

  • анализ риска аварийных ситуаций и связанных с ними угроз для ОПО;
  • анализ полноты мероприятий, предлагаемых в организации для обеспечения безопасной эксплуатации ОПО в соответствии с установленными законодательством правилами, для предотвращения возникновения возможных аварий, а также к локализации и ликвидации их последствий;
  • перечень мероприятий, разработанных для уменьшения последствий и ущерба при возникновении аварии.

Содержание Декларации промышленной безопасности.

  • титульный лист;
  • информация об организации, разработавшей Декларацию;
  • первый раздел. Он посвящен описанию самого объекта, для которого разрабатывается Декларация. В этом разделе отражаются реквизиты организации, эксплуатирующей ОПО, сведения о территориальном расположении объекта и штатных сотрудниках, сведения о страховании объекта, а также обоснование необходимости декларирования;
  • во второй раздел входят данные об опасности объекта – перечень содержащихся на нем опасных вещества, применяемой технологии производства, анализе возможных рисков аварийных ситуаций;
  • третий раздел дает характеристику мер, принимаемых на объекте декларирования, для обеспечения промбезопасности, а также о его готовности к осуществлению мероприятий по локализации и ликвидации аварии;
  • четвертый раздел посвящен выводам, последовавшим из проведенного анализа деятельности ОПО. В него входит перечень наиболее опасных составляющих технологического процесса, указываются показатели риска для каждого из них, приводится описание и анализ достаточности мер, рекомендуемых для уменьшения риска возникновения внештатных ситуаций;
  • последний раздел Декларации посвящен графическому отображению возможных зон воздействия поражающих факторов наиболее опасных технологических участков объекта.

Также Декларация должна содержать такие приложения, как пояснительная записка и информационный лист.

Особенности разработки и необходимая для нее документация.

Что касается разработки Декларации промбезопасности, то ею, как правило, занимается специалист коммерческой организации, разрабатывающей прочую документацию по промышленной безопасности для ОПО.

Как и разработка прочей документации для ОПО, разработка Декларация требует глубокого анализа документации ОПО и его технологического процесса на предмет соблюдения требований Законодательства, поэтому важным является доверить составление документа грамотному квалифицированному специалисту. Разработка Декларации в коммерческой организации в среднем обходится в 110 тысяч рублей. При этом стоимость зависит от таких факторов, как размер исследуемого объекта, особенности технологического процесса, количество опасных веществ.

Сроки разработки, как правило, составляют не более одного месяца, и в первую очередь определяются скоростью и полнотой предоставления объектом исходной информации для разработки проекта. В состав исходных данных войдут:

  • юридические данные предприятия – реквизиты, наименование, адреса;
  • описание технологического процесса;
  • данные о штате сотрудников;
  • ситуационные планы расположения объекта и размещения подразделений на промплощадке;
  • сведения о ранее имевших место аварийных ситуациях и их последствиях;
  • перечень опасных веществ, применяемых в ходе технологических процессов объекта и операциях, производимых на объекте с ними.

Также разработчиком запрашивается дополнительная информация о деятельности ОПО и обеспечении на нем соблюдения требования промышленной безопасности, в том числе и документация объекта. Сразу стоит отметить, что за всю предоставленную разработчикам и экспертам информацию об объекте ответственность несет его непосредственный руководитель.

Согласование Декларации промбезопасности.

После разработки и оформления Декларации и приложений к ней, она в обязательном порядке должна быть согласована руководителем, после чего можно приступить к согласованию Декларации в контролирующей организации, которой в выступает Ростехнадзор.

Первоначально Декларация проходит процедуру экспертизы промышленной безопасности в специальной экспертной организации. Далее уже процедуру согласования Декларация проходит в составе прочей документации, разработанной при строительстве, ликвидации, консервации объекта. Представленная в Ростехнадзор Декларация вносится в базу данных о декларациях промбезопасности в течение 5 дней с момента ее поступления.

После согласования Декларация действует на объекте в течение 10 лет при условии неизменности технологического процесса и его составляющих.

Ответственность за несоблюдение требований промбезопасности.

За отсутствие разработанной, утвержденной и зарегистрированной в госорганах Декларации промбезопасности возможно наложение штрафа согласно главе 9 Кодекса об административных правонарушениях.

Так, например, отсутствие Декларации может быть приравнено к нарушению требований промышленной безопасности на опасном объекте, а по статье 9.1 КоАП подобное нарушение карается штрафом в размере от 200 до 300 тысяч рублей. Это значительно превышает сумму, необходимую для разработки рассматриваемого документа.

Серия 27

Декларирование промышленной
безопасности и оценка риска

Выпуск 4

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ
В НЕЕ СВЕДЕНИЙ

РД-03-14-2005

Москва

ЗАО НТЦ ПБ

2010

Ответственные разработчики:

Н.Г. Кутьин, Б.А. Красных, Г.М. Селезнев, А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов,
С.М. Лыков, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров, Е.В. Ханин

Настоящий Порядок устанавливает требования к структуре и оформлению декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также к перечню включаемых в нее сведений.

Порядок предназначен для специалистов организаций, разрабатывающих декларации, экспертных организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности деклараций, работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющих надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

Утвержден

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору от 29.11.05 № 893,

зарегистрированным Минюстом России

17.01.06 г., регистрационный № 7375*

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ**

РД-03-14-2005

* На основании приказа считается не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней", зарегистрированное Минюстом России 07.10.99 г., регистрационный № 1926. (Примеч. изд .)

** Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6. (Примеч. изд .)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация) и требования к ее оформлению.

2. Порядок разработан в соответствии с:

Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 г.;

Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 г.;

постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 7, ст. 560).

3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.

4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

5. В Порядке используются термины, установленные в:

Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;

Также используются термины и их определения, приведенные в приложении № к Порядку.

(Измененная редакция. Изм. от 15.08.2017 г.)

6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

7. Декларация разрабатывается в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

(Измененная редакция. Изм. от 11.01.2015 г.)

9. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

10. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

11. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.

13. Декларация, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности, находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта, подлежит экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

(Новая редакция. Изм. от 11.01.2015 г.)

14. Декларация направляется в центральный аппарат Службы с целью внесения ее в реестр деклараций промышленной безопасности. *

(Новая редакция. Изм. от 15.08.2017 г.)

* Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 г. № (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2014 г., регистрационный № 33522), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2017 г. № 238 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный № 47580).

(Введено дополнительно. Изм. от 15.08.2017 г.)

15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № ).

II. СТРУКТУРА ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

титульный лист;

данные об организации - разработчике декларации;

раздел 1 "Общие сведения";

раздел 2 "Результаты анализа безопасности";

раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";

раздел 4 "Выводы";

раздел 5 "Ситуационные планы";

обязательные приложения к декларации:

приложение № 1 "Расчетно-пояснительная записка";

приложение № 2 "Информационный лист".

III. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ДЕКЛАРАЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:

1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);

В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:

1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям Службы.

3. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.

4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии.

5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени.

6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям сценарий аварии) - сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам природной среды.

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (из приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 12

Если на предприятии проектируют и планируют строить опасный производственный объект (ОПО) 1 или 2 класса опасности или в ходе технических изменений класс ОПО повышается до 1 или 2 класса, то необходимо разработать декларацию промышленной безопасности. В статье - как правильно ее разработать, кто утверждает и куда направить.

Из статьи вы узнаете:

Для чего разрабатывается декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов

Прежде всего, дадим определение опасного производственного объекта. В качестве ОПО может выступать предприятие, помещение, цех, площадка, участок и т.д., где вырабатываются, применяются, проходят переработку, образуются, хранятся, перевозятся или уничтожаются представляющие угрозу вещества (горючие, токсичные, окисляющие, взрывоопасные, представляющие экологическую опасность) либо применяется оборудование, работа которого сопряжена с давлением свыше 0,07 МПа или температурой нагрева жидкости выше 115°С.

Кто утверждает декларацию промышленной безопасности?

Только руководитель предприятия. Он лично отвечает за то, что документ составлен корректно, а содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Для каких опасных производственных объектов обязательна разработка декларации промышленной безопасности

Федеральный закон №116-ФЗ (о нем, а также о других законодательных актах – ниже) предусматривает четыре класса для ОПО. Согласно этому же закону, ДПБ нужно составлять для объектов I и II классов:

Класс I. Химически опасные (хранение, уничтожение химоружия,), объекты угольной и горнорудной промышленности (высокий риск взрывов или внезапных выбросов газа и пыли, горных ударов, прорыва воды в подземные выработки).

Классификация ОПО

Класс II. По добыче нефти и газа, включая бурение (с выбросом продукции, содержащей более 6% сернистого водорода), газораспределительные сети и сети газопотребления (перевозка природного газа под давлением более 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением более 1,6 МПа), металлургические (с использованием оборудования, обрабатывающего 10 тонн расплава или больше), угольной и горнорудной промышленности (открытые горные работы с объемом выработки более 1 млн куб. м в год, а также переработка угля).

Декларация промышленной безопасности - объекты подлежащие декларированию

Полный перечень ОПО для декларирования, который есть в законодательстве, слишком велик, чтобы мы могли привести его целиком. Однако мы можем указать перечень применяемых на таких объектах опасных веществ, а также их предельный объем, что станет критерием необходимости составления ДПБ.

Наименование опасного вещества

Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы)

Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием)

Акрилонитрил

Оксид этилена

Цианистый водород

Фтористый водород

Сернистый водород

Диоксид серы

Триоксид серы

Метилизоцианат

Виды опасных веществ

Предельное количество вещества, т

Воспламеняющиеся газы

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах

Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу

Токсичные вещества

Высокотоксичные вещества

Окисляющие вещества

Взрывчатые вещества

Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды

Разработка декларации промышленной безопасности

Разработка ДПБ осуществляется на основе ряда нормативных актов. Это законы, приказы, постановления, которые регламентируют весь процесс её составления, утверждения и подачи:

Что должна содержать декларация ПБ

Документы, с которыми вы могли ознакомиться выше, предусматривают составление ДПБ по строго определенной форме:

  • титульный лист;
  • данные об организации – разработчике документа;
  • оглавление;
  • раздел 1 «Общие сведения»;
  • раздел 2 «Результаты анализа безопасности»;
  • раздел 3 «Обеспечение требований промбезопасности»;
  • раздел 4 «Выводы»;
  • раздел 5 «Ситуационные планы»;
  • обязательные приложения:
    • приложение № 1 «Расчетно-пояснительная записка»;
    • приложение № 2 «Информационный лист».

Основной документ, которым нужно руководствоваться, – это Приказ Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893, 03-14-2005. В нем подробно описана структура, которую и следует взять за образец декларации , приведя ее в соответствие с особенностями собственного предприятия.

Подготовленная по всей форме ДПБ обязательно должна присутствовать в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию или Весь пакет документов должен быть направлен на экспертизу ПБ. Точно так же декларацию следует включить в проектную документацию на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт ОПО, а затем направить на экспертизу.

К разработке документа необходимо привлекать квалифицированных специалистов, имеющих опыт проектирования технологических процессов по профилю ОПО и оценки риска аварий на таких опасных производственных объектах.

Внесение изменений в декларацию промышленной безопасности

Как любой серьезный документ, декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов требует периодического обновления или изменения. Это необходимо в следующих случаях:

  • с момента внесения сведений о последней ДПБ в реестр прошло 10 лет;
  • произошло обновление технологических процессов на ОПО;
  • объем опасных веществ, находящихся на ОПО, вырос более чем на 20%;
  • произошли изменения требований промбезопасности;
  • надзорный орган выявил несоответствия между результатами проверки и сведениями в декларации.

Куда направить ДПБ

После того, как документ был разработан, утвержден руководством, либо потребовалось внесение изменений в декларацию промышленной безопасности, и эти изменения были утверждены, его необходимо направить на экспертизу по промбезопасности.

После успешного прохождения экспертизы документ с заключением эксперта необходимо выслать в управление Центрального аппарата Ростехнадзора, которое обеспечивает контроль и надзор за соблюдением требований безопасности на декларируемом ОПО.

Если после рассмотрения у специалистов Ростехнадзора не возникнет вопросов или претензий, то декларацию утвердят, она будет считаться действительной в течение 10 лет.

Похожие статьи