Льготы сотрудникам, работающим во вредных условиях труда. Досрочая пенсия водителям грузовых автомобилей Кто может выйти на пенсию пораньше

06.06.2020

Водители автобусов, троллейбусов и трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах, могут уйти на пенсию раньше при соблюдении ряда важных условий.

По данным службы исследований НГС. Работа самой популярной профессией, которую искали новосибирцы в мае текущего года, стала профессия водителя, в том числе и на городском транспорте. Стоит отметить, что у некоторых представителей данной профессии есть право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К такой категории относятся водители автобусов, троллейбусов, трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах.

Перечисленные граждане могут уйти на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста: мужчины в 55 лет, а женщины в 50. Но для возникновения права на досрочную пенсию должен быть соблюден ряд важных условий. Прежде всего, им необходимо, как и всем гражданам, «набрать» в течение всей трудовой жизни не менее 30 пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений).
Вторым условием для назначения «льготной» пенсии является продолжительность страхового стажа на соответствующих работах. Так мужчина при общем страховом стаже в 25 лет должен проработать в качестве, например, водителя автобуса на городском маршруте, не менее 20 лет. У женщин общий страховой стаж должен быть 20 лет, и не менее 15 лет на соответствующих видах работ.

Основанием для предоставления права на пенсионные льготы водителям автобусов, троллейбусов либо трамваев является работа в течение полного рабочего дня только на регулярных городских пассажирских маршрутах. Водителям автобусов период работы включается в требуемый специальный стаж при занятости на автобусных регулярных городских пассажирских перевозках. Данный факт должен быть подтвержден документально. В качестве подтверждающих документов рассматриваются приказы о назначении на работу водителем регулярных городских пассажирских маршрутов, путевые листы, лицевые счета, ведомости на заработную плату, коллективные договоры и другие документы, содержащие необходимые сведения.

К регулярным городским пассажирским перевозкам относят перевозки на регулярном маршруте, который проходит в пределах черты города, график движения на таком маршруте утвержден и согласован с местными органами управления в интересах всех жителей города. На таких маршрутах перевозки осуществляются с определенной периодичностью по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Автобус должен по расписанию проследовать все промежуточные контрольные пункты на маршруте.

К городским пассажирским автобусным перевозкам относятся регулярные перевозки, которые выполняются автотранспортным средством, предназначенным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8.

Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным либо обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы.

Правом на пенсионные льготы такие водители пользуются при условии документального подтверждения требований, предъявляемых к городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам.

Не имеют права на пенсионные льготы водители, работающие на пригородных, междугородних, специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия.

Если водитель автобуса в течение рабочего времени наряду с работой на регулярных городских пассажирских маршрутах совмещает работы на пригородных маршрутах или осуществляет заказные перевозки по маршрутам, не отнесенным к регулярным городским, то вопрос о его праве на досрочное назначение пенсии решается в зависимости от того, какой процент рабочего времени составляет работа, дающая право на эту пенсию. Если документально подтверждается, что занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет не менее 80 % рабочего времени, то в этом случае их можно считать занятыми на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском маршруте, время на проведение подготовительно-заключительных работ, проведение предрейсового и послерейсового медосмотра, устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на маршруте, плановое техническое обслуживание.

Кроме того, периоды работы водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах после 1 января 2013 года засчитываются в специальный стаж, с учетом которого определяется право на досрочное назначение пенсии по старости, только при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам. После проведения на рабочем месте специальной оценки условий труда зачету в специальный стаж будут подлежать периоды работы только в том случае, если по результатам специальной оценки на рабочем месте водителя будет установлен вредный класс условий труда.

В Новосибирской области 686 получателей досрочных пенсий из числа водителей, занятых на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Разъяснило некоторые нюансы оплаты труда водителей выездных бригад.

Оплата труда водителя, работающего в выездной бригаде территориального медицинского объединения центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, осуществляется в соответствии с приказом Минтруда и Минздрава «Об упорядочении условий оплаты труда работников учреждений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения» (далее - Условия).

В штатных расписаниях должностные оклады (тарифные ставки) работникам устанавливаются с учетом повышений. В соответствии с пп. 2.4.4 Условий, водителям санитарных автомобилей месячные тарифные ставки (оклады) повышаются на 20%. Перечень автомобилей, отнесенных к санитарным, утвержден приказом Минздрава от 02.10.2000 г. № 232. Согласно этому перечню, к спецсанитарным транспортным средствам относятся: скорая медицинская помощь; неотложная медицинская помощь; реанимационный; оперативный медицины катастроф; оперативно-спасательный чрезвычайных ситуаций; специальные перевозки (трупов, анатомических материалов).

Как указано в пп. 4.5.3 Условий, водителям устанавливается ежемесячная надбавка за классность к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах:

  • водителям II класса - 10%;
  • водителям I класса - 25%.

Такая надбавка устанавливается за фактически отработанное водителем время к тарифной ставке (окладу), определенного в соответствии с пп. 2.1–2.2 Условий, без учета повышения за управление санитарным транспортом.

В случае если водитель работал в ночное время (с 22.00 до 06.00) производится доплата в размере 50% часовой тарифной ставки за каждый отработанный час в ночное время. Перечень должностей и подразделений, за работу в которых производится указанная доплата, утверждается руководителем учреждения по согласованию с профсоюзом. Доплата за работу в ночное время начисляется на должностной оклад с учетом повышения.

В соответствии с пп. 3.4.4 Условий, руководители учреждений по согласованию с профсоюзом могут устанавливать ненормированный рабочий день для водителей легковых и санитарных автомобилей, автомобилей скорой помощи с доплатой 25% тарифной ставки за отработанное время. Доплаты устанавливаются к должностному окладу с учетом повышения.

Работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени водителю в повышенном размере не оплачивается, а компенсацией за ненормированный рабочий день является предоставление дополнительного отпуска продолжительностью до 7 к. д. по списку должностей, работ и профессий, определенных колдоговором.

Поэтому для водителей, которые задержались на выезде и отработали свыше нормальной продолжительности рабочего времени, применяется такой вид компенсации, как доплата к тарифной ставке (окладу) за ненормированный рабочий день. Доплата за ненормированный рабочий день не может предоставляться водителю выездной бригады, для которого в соответствии со ст. 61 введен суммированный учет рабочего времени.

Елена Тарасова

Добрый день, спасибо за Ваш вопрос. Вы должны знать, что основным нормативным документом, регулирующим предоставление дополнительных отпусков медицинским работникам, является Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Список), утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298-П/22 (в редакции от 29.05.91).

В Разделе XL «Здравоохранение» Списка установлено, что при работе на станциях (в отделениях) скорой и неотложной медицинской помощи и в отделениях выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц право на дополнительный отпуск имеет:

· водитель автомобиля - 6 рабочих дней;

· водитель автомобиля при одновременном выполнении обязанностей санитара при эвакуации инфекционных больных - 12 рабочих дней;

· водитель автомобиля при одновременном выполнении обязанностей санитара при эвакуации психически больных - 30 рабочих дней.

В соответствии с п. 18 Инструкции о порядке применения Списка, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.75 № 273/П-20 (в редакции от 15.04.2004), если работник имеет право на получение дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда по нескольким основаниям, отпуск предоставляется по одному из этих оснований.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 23.02.91 № 116 «О повышении заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения» водителям выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи за непрерывную работу в этой должности свыше трех лет предоставляется также ежегодный дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск.

Данный отпуск предоставляется сверх дополнительного отпуска, установленного Списком. Отметим, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей в коллективном договоре или локальном нормативном акте могут предусматривать дополнительные отпуска большей продолжительности, чем установлено законодательством (ст. 41 и 116 ТК РФ). При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском полностью (ст. 120 ТК РФ , письмо Минтруда России от 12.08.2003 № 861-7).

Не пугайтесь "древности" законодательных актов.

Если У Вас проводилась специальная оценка условий труда, то в карте аттестации у Вас должны быть указаны степень вредности и положенные Вам компенсации (в том числе и количество дней дополнительного отпуска)

Если до проведения экспертизы рабочих мест, водители скорой помощи имели право на дополнительный отпуск и их условия труда не изменились, то отказать им вправе на такой отпуск нельзя, так как спецоценка не позволяет отменить ранее установленные работнику гарантии.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального законаспециальной оценке условий труда"

3. При реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер НЕ МОГУТ БЫТЬ УХУДШЕНЫ, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона ПРИ УСЛОВИИ СОХРАНЕНИЯ соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер."

Похожие статьи