Административное предупреждение. Предупреждение как мера административного наказания Административные наказания могут быть

12.12.2019

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. По содержанию это мера морально-правового воздействия.

Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние.

Любое административное наказание налагается на основе материалов имеющегося дела об административном правонарушении, по результатам его рассмотрения компетентным субъектом и путем вынесения письменного акта – постановления (решения) по делу.

Именно поэтому в ст. 3.4 КоАП РФ закреплено четкое правило, что предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения (либо направления) копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю.

Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Не будут административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но не в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Предупреждение - самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. В связи с этим ряд авторов рассматривают предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Думается, это не совсем верно. Предупреждение ведет к тем же юридическим последствиям, что и все другие административные наказания. Применение данной меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение одного года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение - мера морально-правового воздействия.

Административный штраф является денежным наказанием. Штраф известен ряду отраслей права, и чтобы отличить данный вид наказания от уголовного и иных его разновидностей, в КоАП РФ его назвали административным.

Такую имущественную санкцию, как штраф, т. е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными правонарушениями используют чаще всего.

Штраф нельзя применять к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Административный штраф – это денежное взыскание, которое выражается в рублях.

Он может выражаться согласно ст. 3.5 КоАП РФ в величине, кратной:

· стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

· сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, либо сумме валютной выручки, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

· сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей.

При этом размер штрафа, исчисляемого исходя из (можно сказать 1 и 2 пункт) стоимости предмета административного правонарушения, суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, а в случае, предусмотренном ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение чужого имущества), – 5-кратный размер стоимости похищенного имущества.

Размер штрафа, исчисляемого исходя из (можно сказать 3 пункт) суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством.

Новая редакция Ст. 3.4 КоАП РФ

1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 3.4 КоАП РФ

1. Предупреждение как мера административного наказания выносится только в письменной форме. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, например в области дорожного движения (см., например, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.), или к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет.

Единственная установленная форма предупреждения - письменная. Никакие устные замечания правонарушителю, например предусмотренные статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного проступка, не относятся к мерам административного наказания.

Вынесение предупреждения в письменной форме является своего рода напоминанием правонарушителю, что совершение однородного административного правонарушения повторно, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок один год, предусмотренный КоАП (ст. 4.6), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено.

Другой комментарий к Ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Одним из административных наказаний, применяемых к лицам, виновным в совершении правонарушений, является предупреждение. Предупреждение как мера административного наказания характеризуется следующими чертами:

оно находит свое выражение в официальном порицании;

может применяться как физическому, так и юридическому лицу;

налагается за совершение малозначительного административного правонарушения и в том случае, если данная санкция содержится в конкретных нормах Особенной части КоАП РФ, или закона субъекта РФ об административной ответственности. Так, предупреждение как мера административного наказания указывается в 20 составах Особенной части КоАП РФ, предусматривающих административные правонарушения в области дорожного движения;

применяется в качестве основного наказания. К предупреждению может быть присоединено дополнительное взыскание, если таковое предусмотрено в санкции соответствующей нормы;

лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года;

предупреждение выносится всегда в письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение. Следует отметить, что ранее, в предусмотренных законодательством случаях, предупреждение оформлялось и иным установленным способом. Действующий Кодекс иные формы вынесения предупреждения, кроме письменной, не предусматривает;

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

Предупреждение;

Административный штраф;

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

Административный арест;

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;

Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц — только предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

Рассмотрим подробнее виды административных наказаний .

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением как мерой административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве меры административного пресечения должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения (либо направления) копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю.

Предупреждение — самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. В связи с этим ряд авторов рассматривают предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Думается, это не совсем верно. Предупреждение ведет к тем же юридическим последствиям, что и все другие административные наказания. Применение данной меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия.

Субъект ответственности в течение одного года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность . По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение — мера морально-правового воздействия.


При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не является наказанием и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Это мера морального воздействия.

Административный штраф - это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Как уже говорилось в предыдущей главе, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия заключается в том, что оно может быть обращено только на тс вещи, которые были непосредственным орудием совершения или предметом административного правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Применить возмездное изъятие значительно сложнее, чем конфискацию, предусматривающую безвозмездное обращение в доход государства изъятых предметов, поэтому на практике оно используется крайне редко. В настоящее время в качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается лишь в ч. 2 и 3 ст. 20.8 КоАП РФ — за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также в ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ — за нарушение правил использования оружия и патронов к нему. В обоих случаях возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания, которое может назначаться к основному наказанию или не назначаться.

Возмездное изъятие может быть назначено только судьей. При этом судья рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими частями ст. 20.8 и 20.12 КоАП РФ (влекущих возможность применения возмездного изъятия), если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье. Таким образом, возможность применения возмездного изъятия как дополнительного наказания на практике зависит от усмотрения органа или должностного лица.

Граждане, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, не могут быть лишены охотничьего оружия, других орудий охоты или рыболовства и боеприпасов. В связи с этим в ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться клипам, для которых охота или рыболовство — основной законный источник средств к существованию. Такое исключение сделано главным образом для граждан, составляющих коренные малочисленные народы и этнические общности, исконная среда обитания которых связана с животным миром и основным видом деятельности которых является охота или рыболовство.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

В отличие от уголовного законодательства, где конфискация имущества как вид наказания исключена из системы наказаний и рассматривается как иная мера уголовно-правового характера, в законодательстве об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения признается административным наказанием. Кроме того, если УК РФ допускает возможность конфискации широкого круга имущества лица, совершившего преступление, то в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей — орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Значительно расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, для которых охота или рыболовство — основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ. регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

Следующий вид административных наказаний - лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права на охоту, права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники, воздушным судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.

Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Однако в статьях Особенной части Кодекса в настоящее время не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права на охоту и права на управление транспортными средствами.

Для управления транспортным средством, равно как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права назначается только судьей.

Выше отмечалось, что возмездное изъятие или конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Исходя из тех же посылок, законодатель определил в ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ, что для таких лиц не может применяться и лишение специального права в виде права на охоту.

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено также, что лишение специального права в виде права на управление транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

Управления транспортным средством в состоянии опьянения;

Уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

Оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места ДТП, участником которого оно являлось.

Членам совета директоров;

Лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае:

Угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии;

Заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;

Наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;

Причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;

Совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

Совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ;

Совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;

Совершения административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);

Совершения административного правонарушения в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности;

Совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Порядок назначения административных наказаний .

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных действующим законодательством РФ (ст. 4.1 КоАП РФ).

Судья, а также органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, не вправе назначить наказание ниже низшего предела, самостоятельно увеличивать максимальный предел, установленные санкцией соответствующей статьи, либо применять наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ. Однако на практике можно встретить и другие решения.

На основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ).

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание, поэтому при решении вопроса об изъятых вещах, не прошедших, например, таможенного оформления, в постановлении по делу об административном правонарушении необходимо указывать на возможность их выдачи владельцу только после таможенного оформления.

Административные наказания назначаются в соответствии с установленной законодательством процедурой. Нормы, регулирующие назначение административных наказаний, содержатся в главе 4 КоАП РФ. Применение к правонарушителям административных наказаний основывается на трех принципах: законности, справедливости и индивидуализации наказаний.

В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения может быть назначено только в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Наказание не может быть мягче минимального, предусмотренного законодательством, и строже максимального. Выход за рамки закона при назначении административного наказания исключен.

В этом проявляется принцип законности назначения административных наказаний.
При назначении административного наказания физическому лицу КоАП предписывает учитывать характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания в отношении юридического лица необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, содержится в ст. 4.2. КоАП РФ.

Таковыми являются:

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Данный перечень не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ, наделены правом признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 4.3. КоАП РФ, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

Совершение административного правонарушения группой лиц;

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судье, органу или должностному лицу, назначающим административное наказание, предоставлено право в зависимости от характера совершенного административного правонарушения не признать какое-либо из перечисленных обстоятельств отягчающим.

Кроме того, перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. В этом случае отягчающее обстоятельство уже предусмотрено соответствующей статьей КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях и, соответственно, за совершение правонарушения при данном обстоятельстве предусмотрено более строгое наказание.

Учет указанных факторов и обстоятельств способствует назначению справедливого наказания за совершенное административное правонарушение. Так реализуется принцип справедливости наказания.

Рассматривая конкретные административные правонарушения, предусмотренные нормами Особенной части КоАП РФ, мы увидим, что наказание за совершение данных правонарушений чаще всего варьируется в определенных пределах. Это позволяет судьям, органам или должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях и применяющим наказание к правонарушителям, индивидуализировать наказание, выбирать в пределах установленной законом санкции именно ту меру наказания, которая в данной конкретной ситуации будет оптимальной и с наибольшим эффектом обеспечит достижение целей применения наказания: восстановление социальной справедливости, исправление правонарушителя и профилактику правонарушений.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, административное наказание назначается за каждое административное правонарушение. Если же лицо совершило противоправное деяние, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями КоАП или законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то, при условии подведомственности рассмотрения дел о данных административных правонарушениях одному и тому же судье, органу или должностному лицу, в отношении правонарушителя должно быть применено административное наказание в соответствии с той статьей закона, которая предусматривает наиболее строгое наказание.

КоАП РФ в ст. 4.5. устанавливает сроки давности привлечения к административной ответственности, т.е. сроки, по истечении которых невозможно назначить лицу административное наказание. На административные правонарушения в сфере труда распространяется общий срок давности: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Специальные, более длительные сроки давности (1 год) предусмотрены КоАП РФ для отдельных видов административных правонарушений: например, за нарушение законодательства об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства РФ и др. Течение сроков давности начинается, как правило, с момента совершения административного правонарушения.

Зачастую правонарушения носят длящийся характер. Понятие длящегося правонарушения приведено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях". Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

При длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Также специальный срок давности установлен ст. 4.5. КоАП для назначения административного наказания в виде дисквалификации: один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - один год со дня его обнаружения.

Законодательством предусмотрены случаи, когда по факту совершения лицом противоправного деяния первоначально возбуждается уголовное дело, но впоследствии оно прекращается, при этом в действиях лица содержатся признаки административного правонарушения. В подобных случаях срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня принятия решения о прекращении уголовного дела (аналогичным образом исчисляется срок в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела).

Предупреждение. Это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Как правило, оно налагается за совершение малозначительного административного правонарушения и только в том случае, если такая санкция содержится в конкретных статьях Особенной части КоАП или закона субъекта РФ. Например, наказание в виде предупреждения за административные правонарушения в области дорожного движения предусматривается в двадцати статьях КоАП.

Предупреждение всегда выносится в письменной форме. Этот признак отличает его от устного замечания, которое обычно применяется в случае освобождения лица от административной ответственности. При назначении административного наказания в виде предупреждения протокол об административном наказании не составляется (ч. 1 ст. 28.6 КоАП). Постановление о наложении административного наказания в виде предупреждения объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а его исполнение состоит во вручении под расписку или в направлении в течение трех дней со дня вынесения копии этого постановления лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Оформление предупреждения также означает, что данные о совершенном правонарушении и правонарушителе будут занесены в память компьютера. Лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года.

Административный штраф. Статья 3.5 КоАП определяет штраф как денежное взыскание. Как административное наказание штраф может быть установлен не только указанным КоАП, но и законами субъектов РФ об административной ответственности.

Административный штраф может быть выражен в величине, кратной:

МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

Стоимости предмета административного правонарушения, на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

Сумме неоплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – это гарантированный федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда (ч. 3 ст. 129 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 29.12.2004).

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. Так, Федеральный закон от 20.12.2004 № 198-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“» устанавливает, что с 1 января 2005 г. МРОТ составляет 720 руб. в месяц, с 1 сентября 2005 г. составит 800 руб. в месяц, а с 1 мая 2006 г. – 1100 руб. в месяц. В то же время до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление перечисленных платежей в соответствии с законодательством РФ в зависимости от МРОТ с 1 октября 2001 г. производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Таким образом, например, санкция за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.19 КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств», устанавливает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 1 /2 МРОТ. Выраженная в денежном эквиваленте, эта сумма составит 50 руб.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из МРОТ, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц – 50 МРОТ, на юридических лиц – 1000 МРОТ (ч. 3 ст. 3.5 КоАП).

Штраф – переменная величина, зависящая от условий развития экономической жизни несмотря на то, что законодатель предусмотрел разные варианты определения его размеров. С учетом темпов инфляции федеральные законы постоянно корректируют МРОТ, соответственно изменяются и размеры штрафа.

Штрафы, как правило, носят относительно-определенный характер. Это означает, что санкция за конкретное правонарушение устанавливается в виде минимального и максимального размера штрафа. Например, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле влекут предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 до 3 МРОТ. Такая градация позволяет дифференцировать размер штрафа в зависимости от характера правонарушения, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Административный штраф применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке. Если при совершении правонарушения назначается административное наказание в виде штрафа, не превышающего 1 МРОТ, а при нарушении таможенных правил – в размере, не превышающем 10 МРОТ, взимание штрафа возможно в рамках упрощенного производства без составления протокола. Исключение составляет штраф, налагаемый за совершение правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП «Административные правонарушения в области дорожного движения». Однако если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие данного события или назначенный штраф, то в этих случаях составляется протокол об административном правонарушении.

Сумма административного штрафа в соответствии с законодательством РФ зачисляется в бюджет в полном объеме.

Исполнение постановления о наложении административного штрафа регулируется ст. 32.2 КоАП, ч. 1 которой устанавливает срок добровольной уплаты штрафа: он равен 30 дням со дня вступления в законную силу постановления о его наложении либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки), предусмотренных ст. 31.5 КоАП. Отсрочка уплаты штрафа предоставляется на срок до одного месяца, если исполнение постановления о назначении административного наказания в установленные сроки невозможно. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Лицо, оплатившее штраф, должно предъявить квитанцию об уплате в орган, вынесший постановление о наложении штрафа (например, ГИБДД), должностному лицу, вынесшему постановление о назначении административного наказания, – с этого момента указанное постановление считается исполненным.

При отсутствии у несовершеннолетнего правонарушителя самостоятельного заработка административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Если штраф не уплачен добровольно в указанные сроки, постановление о его наложении приводится в исполнение принудительно. Это означает, что копия постановления о назначении административного наказания в виде штрафа направляется судьей, органом или должностным лицом, вынесшим постановление, в организацию, где лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) определил следующие условия, которые необходимо соблюдать при принудительном взыскании штрафов:

Взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника обращается, если его сумма не превышает 2 МРОТ (ст. 64 указанного Закона);

При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей за работником должно быть сохранено 50 % заработка, независимо от того, по скольким исполнительным документам производятся удержания (п. 2 ст. 66);

На некоторые виды доходов не может быть обращено взыскание штрафа, в частности на суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (ст. 69), а также суммы, причитающиеся должнику в качестве выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении работника, компенсационные выплаты в связи со служебной командировкой и иные денежные суммы (ст. 387 Гражданского кодекса РФ).

Часть 5 ст. 32.2 КоАП определяет, что очередность взыскания административного штрафа устанавливается в соответствии с федеральным законодательством. Согласно ст. 65 Закона об исполнительном производстве размер удержаний из заработной платы или иных видов доходов исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. Штраф относится к последней – пятой очереди удовлетворения требований, которые содержатся в исполнительных документах.

Если к моменту принудительного исполнения административного наказания в виде штрафа гражданин оказался уволенным либо взыскание суммы штрафа из его заработной платы или иных доходов по каким-либо иным причинам невозможно, администрация организации в трехдневный срок со дня увольнения этого лица или наступления события, влекущего невозможность взыскания суммы штрафа, возвращает копию постановления о наложении штрафа судье, в орган или должностному лицу, вынесшим постановление, с указанием нового места работы (в том случае, если оно известно) гражданина, привлеченного к ответственности, или причин, по которым административное взыскание произвести невозможно, а также с отметкой об удержаниях в случае, если такие удержания производились (ч. 6 ст. 32.2 КоАП).

Если лицо, подвергнутое административному наказанию в виде штрафа, не работает или взыскание штрафа из его заработной платы или иных доходов невозможно, постановление о наложении административного штрафа направляется судьей, органом или должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения взыскания на имущество должника. Порядок обращения взыскания на имущество установлен ст. 46 Закона об исполнительном производстве. В соответствии с этим законом при отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, кроме имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Обращение взыскания на имущество должника состоит в аресте (описи) этого имущества, изъятии и принудительной реализации.

В том случае, если административный штраф взимается на месте совершения гражданином административного правонарушения, ему выдается постановление-квитанция установленного образца. В постановлении-квитанции должны быть указаны:

Дата ее выдачи;

Должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание;

Сведения о лице, привлеченном к административной ответственности;

Статья КоАП или соответствующего закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;

Время и место совершения административного правонарушения;

Сумма взыскиваемого административного штрафа (ст. 32.3 КоАП).

Постановление-квитанция выписывается в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, а также самим правонарушителем.

Если правонарушитель по каким-либо причинам не желает оплатить штраф на месте (отсутствие денег, несогласие с суммой штрафа, оспаривание самого факта совершения административного правонарушения), составляется протокол и производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Таковым является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (ст. 3.6 КоАП). Эта мера наказания применяется, например, за такие правонарушения, как нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП), а также использования оружия или патронов к нему (ч. 3 ст. 20.12 КоАП).

Данный вид наказания может быть назначен только в судебном порядке. Изъятое орудие или предмет совершения правонарушения не подлежит последующему уничтожению, а направляется на реализацию. Вырученная сумма за вычетом необходимых расходов не поступает в доход государства, а передается лицу, у которого эти предметы были принудительно изъяты. Подобная мера применяется только в отношении тех предметов и орудий, которые находятся в собственности правонарушителя.

Возмездное изъятие как меру административного наказания не следует путать с изъятием вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей. Изъятие вещей и документов, имеющих доказательственное значение по делу об административном правонарушении, осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. Изъятые вещи и документы хранятся до рассмотрения дела об административном правонарушении и определения их дальнейшей судьбы.

Возмездное изъятие охотничьего ружья, боеприпасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых эти виды занятий являются основным законным источником средств к существованию (ч. 2 ст. 3.6 КоАП).

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. В отличие от возмездного изъятия эта мера представляет собой принудительное безвозмездное обращение в доход государства не изъятых из оборота вещей, послуживших орудием или предметом совершения административного правонарушения. Например, такой вид наказания применяется за незаконное производство, поставку или закупку этилового спирта (ст. 14.17 КоАП), нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16). Конфискация может быть назначена только судьей.

Лишение специального права . Такой вид административного наказания предусмотрен ст. 3.8 КоАП и применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП. Закон устанавливает два вида таких запретов: 1) лишение права управления транспортными средствами; 2) лишение права охоты.

Применение лишения специального права управления транспортными средствами влечет за собой запрет заниматься определенной деятельностью, например для водителя-профессионала – запрет на установленное время работать по специальности, а для водителя-любителя – запрет управлять принадлежащим ему или другим лицам транспортным средством. Лишение права охоты означает запрет заниматься охотой.

Транспортное средство – источник повышенной опасности, требующий соблюдения правил вождения, знания Правил дорожного движения, соответствующего состояния здоровья и достижения определенного возраста. Например, административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством устанавливается КоАП за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (ст. 12.8), превышение установленной скорости (ст. 12.9), нарушение правил движения через железнодорожные пути (ст. 12.10), правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда и обгона (ст. 12.15) и некоторых других.

Лишение специального права назначается только судьей и только за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом, что свидетельствует о применении этой меры в исключительных случаях. Срок лишения специального права не может составлять менее одного месяца и более двух лет.

Такое наказание имеет ограничения, например лишение прав не может применяться к лицу, пользующемуся транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления им в состоянии опьянения либо уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления правонарушителем места ДТП, участником которого он являлся (ч. 3 ст. 3.8 КоАП).

Часть 4 ст. 3.8 КоАП запрещает применение лишения специального права охоты к лицам, для которых охота – основной законный источник средств к существованию.

Постановление суда о лишении специального права исполняют:

Должностные лица органов внутренних дел – о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники;

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники – о лишении права управлять этой техникой;

Должностные лица, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными), – о лишении права управления судном;

Должностные лица, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил охоты, – о лишении права охоты.

Приведение в исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством осуществляется путем изъятия соответствующего удостоверения. Если водитель уклоняется от сдачи удостоверения, то должностное лицо, на которое возложено приведение наказания в исполнение, информирует об этом сотрудников дорожно-постовой службы, участковых инспекторов милиции, сотрудников ГШС, администрацию по месту работы нарушителя.

При лишении права заниматься охотой уполномоченные на то органы изымают у правонарушителя охотничий билет или членский охотничий билет.

Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении такого административного наказания. Однако если лицо уклоняется от сдачи соответствующего удостоверения, то течение срока начинается со дня сдачи лицом либо дня изъятия у него удостоверения или специального разрешения (ст. 32.7 КоАП).

Административный арест . Данную меру следует отличать от административного задержания и доставления в отделение милиции. Административное задержание и доставление – это меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях, которые производятся в целях их пресечения, установления личности правонарушителя, составления протокола, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и т. п. Административное задержание и доставление не являются мерами наказания, хотя они связаны с определенным ограничением свободы (о мерах обеспечения производства по делу об административном правонарушении, правах и обязанностях задержанного см. с. 74).

Административный арест – это мера наказания за уже совершенное административное правонарушение, которая заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток (ст. 3.9 КоАП).

При определении наказания в виде административного ареста правонарушитель содержится в условиях изоляции от общества, под стражей, в предназначенных для этих целей учреждениях – специальных приемниках при органе внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Арестованному обеспечиваются охрана и постоянный надзор в целях предотвращения совершения им новых правонарушений. Не допускается помещение правонарушителя в тюрьму, исправительную колонию или колонию-поселение.

Административный арест – единственное административное наказание, связанное с ограничением свободы, поэтому оно может быть назначено только судьей и только за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений. К таким правонарушениям относятся:

Невыполнение обязанности в связи с ДТП, а именно оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места ДТП, участником которого он являлся (ст. 12.27 КоАП);

Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП);

Невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24 КоАП);

Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП);

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП);

Нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5 КоАП);

Самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25 КоАП).

Административный арест назначается в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела и с учетом данных о личности нарушителя иной меры наказания недостаточно.

Часть 2 ст. 3.9 КоАП запрещает применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (если женщина в установленном законом порядке не лишена родительских прав), лицам, не достигшим возраста 18 лет и инвалидам I и II групп.

Срок административного ареста исчисляется сутками, причем в этот срок включается срок административного задержания. Административный арест устанавливается на срок до 15 суток. Это означает, что судья с учетом характера правонарушения, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, вправе назначить наказание в виде административного ареста на срок менее 15 суток, но не более указанного срока. Исключение составляют случаи назначения административного ареста на срок до 30 суток за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции.

Административный арест, хотя и связан с определенным ограничением свободы, не считается лишением свободы и не влечет за собой судимости.

В отличие от иных видов административных наказаний постановление судьи об административном аресте подлежит немедленному исполнению органом внутренних дел, а не со дня его вступления в законную силу. Подача правонарушителем жалобы или принесение прокурорского протеста на данное постановление не приостанавливает его исполнения.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства . Эта мера представляет собой принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, выдворение может быть выражено в контролируемом самостоятельном выезде из России иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 3.10 КоАП). Это означает, что постановление об административном выдворении может быть исполнено принудительно или добровольно. При добровольном выдворении иностранный гражданин или лицо без гражданства самостоятельно определяет способ и транспорт для выезда и в установленный срок покидает территорию Российской Федерации. Принудительное выдворение осуществляется в том случае, когда правонарушитель уклоняется от выезда с территории Российской Федерации.

КоАП предусматривает административное выдворение за следующие виды правонарушений:

Нарушение режима Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 18.1);

Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч. 2 ст. 18.4);

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (ст. 18.8);

Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ч. 2 ст. 18.10);

Нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11).

Административное выдворение в качестве меры наказания может быть назначено судьей только иностранным гражданам и лицам без гражданства. В том случае, если правонарушение совершено при въезде в Российскую Федерацию, административное выдворение назначается соответствующими должностными лицами органов и войск пограничной службы или органов внутренних дел.

Как вид административной ответственности административное выдворение может применяться только к тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые находятся на территории нашего государства на законных основаниях. Лица, пересекшие Государственную границу РФ незаконно, подвергаются административному выдворению, которое действует в качестве не меры наказания, а меры пресечения.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, подвергнутым административному выдворению, запрещается въезд в Российскую Федерацию в течение одного года со дня административного выдворения в принудительном порядке.

Принудительное выдворение производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется. Добровольное выдворение состоит в контролируемом самостоятельном выезде лица, подвергнутого выдворению, за пределы Российской Федерации.

1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 3.4 КоАП РФ

1. Предупреждение является одной из самых легких мер административной ответственности. Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица.

Согласно ст. 32.1 комментируемого Кодекса постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 комментируемого Кодекса: постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 3 — 5 ст. 29.6 Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Согласно комментируемой статье предупреждение выносится в письменной форме. Комментируемый Кодекс предусматривает упрощенный порядок производства по делу об административном правонарушении, в случае, если соответствующей статьей предусмотрено административное наказание в виде предупреждения. Так, статьей 28.6 комментируемого Кодекса предусматривается назначение административного наказания без составления протокола. В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 29.10 Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрены условия, при которых возможно назначение административного наказания в виде предупреждения:

1) административное правонарушение совершено впервые;

2) отсутствуют последствия совершения правонарушения в виде причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) отсутствует имущественный ущерб.

Похожие статьи