Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», ее соотношение с другими юридическими дисциплинами.
Понятие курса "Правоохранительные органы РФ":
Дисциплина правоохранительные органы РФ - вводный курс в специальность "Юриспруденция", в котором содержаться основные сведения о правоохранительной деятельности различных субъектов общественных отношений. А также об органах осуществляющих правоохранительную деятельность, в частности, их организацию, полномочия, принципы осуществления деятельности.
Предмет курса «Правоохранительные органы РФ»:
Объектом исследования курса правоохранительные органы РФ является государственно-правовая действительность Российской Федерации.
Предметом исследования курса выступают отношения в сфере правоохранительной деятельности. Государственные и негосударственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, принципы их организации и деятельности. Системы связи в области осуществления правоохранительной деятельности.
Система курса «Правоохранительные органы РФ»:
Систему курса можно разделить на следующие разделы:
Общие понятие о дисциплине Правоохранительные органы РФ
Общее понятие о правоохранительной деятельности.
Судебная система РФ
Прокуратура РФ и прокурорский надзор
Органы исполнительной власти РФ, осуществляющие правоохранительную деятельность.
Негосударственные организации, осуществляющие правоохранительную деятельность.
Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими науками.
Дисциплина «Правоохранительные органы» не является юридической наукой в общепризнанном смысле этого понятия. А является только юридической учебной дисциплиной, целью которой выступает задача представить студентам начальные знания в сфере правоохранительной деятельности, дать общее понятия об органах осуществляющих правоохранительных деятельности, поспособствовать процессу формирования правовой культуры будущих «государевых людей» - юристов. Не смотря на это дисциплина «Правоохранительные органы» связана, также с иными юридическими науками и дисциплинами. В частности с Конституционным правом Российской Федерации, Теорией государства и права, Административным правом Российской Федерации, с дисциплиной «Прокурорский надзор». Каждая из этих дисциплин, чаще всего, расширяет или конкретизирует сведения, представленные в дисциплине «Правоохранительные органы».
Правоохранительная деятельность: ее понятие и основные направления (функции).
Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является: выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно.
Эта деятельность осуществляется в целях:
охраны личности, ее прав и свобод;
охраны общества, его материальных и духовных ценностей;
охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.
Признаки правоохранительной деятельности:
правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования этих органов;
эта деятельность направлена на защиту прав личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;
правоохранительная деятельность осуществляется в строгом, установленном законом порядке, отступление от этого порядка само по себе может являться правонарушением;
правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения, взыскания и восстановления;
меры юридического воздействия должны строго соответствовать закону, который устанавливает основание и конкретность мер.
Направления правоохранительной деятельности:
1. Конституционный контроль (проверять применяемые законы на соответствие Конституции) ;
2. Осуществление правосудия (рассмотрения дел, вынесения по ним решений );
3. Организационное обеспечение деятельности судов (материальные, кадровые ресурсы) ;
4. Прокурорский надзор (деятельность прокуратуры по предотвращению преступлений, преследование);
5. Выявление и расследование преступлений;
6. Предупреждение преступлений и правонарушений;
7. Исполнение судебных решений;
8. Оказание юр. помощи.
Система государственных и негосударственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
2. Основные государственные органы :
· Прокуратура;
· Следственный комитет;
· Уполномоченный по правам человека;
· Совет безопасности РФ;
· Служба внешней разведки;
· Федеральная служба охраны;
· МЧС России;
· Таможенные органы;
· Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;
· Органы внутренних дел;
· Федеральная служба исполнения наказаний;
· Федеральная служба судебных приставов.
3. Негосударственные структуры :
· Адвокатура;
· Частный нотариат;
· Частные детективные и охранные предприятия;
· Экспертные мероприятия;
· Органы по защите прав потребителей;
· Правозащитные организации;
· Третейские суды;
· Товарищеские суды.
· 4.Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах, их организации и деятельности. Классификация этих актов.
Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний объясняется следующим:
- массив правовых актов о правоохранительных органах касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц;
- требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий работающих в них должностных лиц, с целью сведения к минимуму вероятности произвола, судебных или следственных ошибок.
Для характеристики правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы):
- Конституция РФ;
- федеральные законы с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов РФ;
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т. д.
У названных и других документов - свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.
Группы правовых актов в зависимости от их содержания (предмета):
1. общего характера;
2. о судебной власти, правосудии и судах;
3. об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих;
4. о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;
5. об организации выявления и расследования преступлений;
6. об организации юридической помощи.
Сгруппированный по такой схеме перечень основных (не всех) актов мог бы выглядеть следующим образом.
Акты общего характера - акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для определения сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов.
Перечень актов общего характера
Акты о судебной власти, правосудии и судах относятся к двум правоохранительным функциям - конституционному контролю и правосудию.
Перечень актов о судебной власти, правосудии и судах
Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих содержат ряд уже знакомых актов по вопросам организации и основ деятельности судов, поскольку в них содержатся также положения, имеющие отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции, как организационное обеспечение нормального функционирования судов.
Перечень актов об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих
Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры детализируют все основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и полномочий, статуса работников прокуратуры.
Перечень актов о прокурорском надзоре и органах прокуратуры
Акты об организации выявления и расследования преступлений регламентируют неоднородную деятельность, в составе которой различают три компонента: осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознание и предварительное следствие. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что она возлагается на многие органы с учетом их профиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой деятельности (органы внутренних дел, федеральной службы безопасности и госнаркоконтроля), какие-то - две (например, уполномоченные должностные лица Федеральной таможенной службы, начальники учреждений Федеральной службы по исполнению наказаний), а какие-то - только одну (следственный аппарат прокуратуры, судебные приставы, капитаны судов, находящихся в плавании).
Перечень актов об организации выявления и расследования преступлений
Законы
Деятельность организаций всегда подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенную организационно-правовую форму: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели. Именно это определяет,как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.
Число и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, в XX-XXI веках резко возросли: законы о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите прав потребителей, о преследовании за уклонение от уплаты налогов, о формах и сроках предоставления финансовой отчетности во внешние инстанции, акцизах на алкогольную продукцию и т.д.
Например, требования к качеству, составу, особенностям производства продукции, к деятельности в сфере обеспечения безопасности здоровья граждан и окружающей среды в обязательном порядке определяются множеством государственных стандартов (ГОСТ).
В некоторых случаях предприятия могут оптимизировать влияние законов , с целью, например, снизить себестоимость своих услуг. Так, McDonald"s, "Кофе-хаус", "Спортмастер" и многие другие владельцы магазинов и кафе, в которых звучит музыка, должны по закону об авторских правах делать отчисления в пользу авторов музыкальных произведений, но не хотят работать с аккредитованными при Минкультуры РАО и ВОИС, считая их расценки необоснованно завышенными. У главных сборщиков отчислений для правообладателей появляется все больше конкурентов ‑ небольших компаний, которые выходят на правообладателей и заключают с ними прямые договоры .
Состояние законодательства часто характеризуется не толькоего сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Например, в очередной раз появилась информация о возможности введения госмонополии на производство табака и алкоголя , что, конечно, делает ситуацию для этих видов бизнеса напряженной и неопределенной.
Организации обязаны соблюдать не только федеральные и региональные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.
К этим органам относятся налоговая инспекция, санэпидемстанция, пожарная охрана, различного рода комиссии, которые могут выдавать и отменять лицензии на радио- и телевещание, на предоставление транспортных услуг, комитеты по охране окружающей среды и др. Существуют контролирующие организации, работающие в конкретной отрасли, например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Важным регулятором деятельности организаций является судебная система, а именно система арбитражных судов. Арбитражные суды ‑ это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это ‑ налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей .
С судебной системой тесно взаимодействуют полиция, следственный комитет, прокуратура, которые могут также предпринимать определенные действия в отношении организаций и их владельцев. Права предпринимателей защищает бизнес-омбудсмен. Отдельной проблемой Российской практики правового регулирования бизнеса является большое количество уголовных дел в отношении бизнесменов по «экономическим» статьям, например, по статье 159-й статьи УК «Мошенничество». Бизнес-омбудсмен Борис Титов, лоббируя идею экономической амнистии в июне 2013 г., приводил неутешительную для бизнеса статистику: только с 2000 по 2009 год 39% бизнесменов подвергались уголовному преследованию .
Вот как описывает типовую ситуацию взаимоотношений российских правоохранительных органов и бизнесменов заслуженный юрист РФ Михаил Барщевский: «…есть классический хозяйственный спор. Я взял кредит – вовремя не вернул. Так вот, если я взял кредит у вас, а у вас есть хорошие связи, то вы устраиваете мне уголовное дело, потому что это называется мошенничество. И я пошел по мошенничеству трубить. Хотя, на самом деле никакого мошенничества не было, а так сложилась конъюнктура рынка, что я не продал товар, который купил на кредитные деньги и не сумел вовремя вернуть. Классическая чисто хозяйственная схема. Очень многие сидят по этим хозяйственным схемам.» .
Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:
- Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина , прав и законных интересов любых субъектов правоотношений , на обеспечение безопасности, законности и правопорядка , а также на борьбу с преступностью .
- Правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами.
- Правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами .
Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц , , муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.
Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.
Задачами правоохранительной деятельности признаются:
- выявление, предупреждение, пресечение правонарушений , раскрытие преступлений , а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда , уклоняющихся от уголовного наказания , а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
- надзор за процессом правоприменения ;
- правильное применение закона , обеспечение его верховенства;
- оказание юридической помощи гражданам и организациям;
- правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;
- регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний , определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:
Непосредственные цели:
1) обеспечение и защита (охрана):
- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления ;
- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- общественного строя Российской Федерации;
- установленных системы хозяйства и собственности ;
- порядка управления , государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;
2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве ;
3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.
Цели, совпадающие с целью всего государства и общества , то есть цели более высокого уровня:
- укрепление законности и правопорядка;
- предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;
- исправление осужденных;
- правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда , уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.
Функции (направления) правоохранительной деятельности
Общая характеристика
Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются:
- конституционный контроль ;
- организационное обеспечение деятельности судов ;
- прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры ;
- выявление и расследование преступлений :
- предварительное следствие;
- дознание;
- уголовно-исполнительная деятельность;
- нотариальная деятельность;
- юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).
В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:
- судопроизводство (уголовный процесс);
- обеспечение безопасности;
- охрана общественного порядка;
- производство по делам о нарушении таможенных правил;
- производство по делам о налоговых правонарушениях ;
- контрразведывательная деятельность;
- внешняя разведка.
Некоторые из них в определенной степени дублируют ряд вышеприведенных направлений правоохранительной деятельности (к примеру, правосудие - это составная часть судопроизводства, само судопроизводство осуществляется в целях решения задач стоящих перед правосудием). Другие же направления деятельности не вошли в содержание рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программе дисциплины "Правоохранительные органы ", на основе которой подготовлен настоящий учебник.
Соотношение конституционного контроля, правосудия, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам
Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство - это основной вид конституционного контроля .
Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора , после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления .
Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций
Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль . Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась "Суд и правосудие в СССР".
Они имеют общий элемент - правосудие, осуществляемое конституционным судом . В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ . А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание , либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.).
Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции
Исходя из смысла дефиниции "правоохранительная деятельность", можно сформулировать определение понятию "правоохранительный орган ". Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:
- правовую регламентацию его статуса и деятельности;
- стоящие перед ним задачи: защита (охрана, обеспечение) прав , свобод и законных интересов физических, юридических лиц , государства в целом, субъектов Российской Федерации , муниципальных образований , обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка , борьба с преступностью ;
- наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.
Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья , следователь , оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.
К числу правоохранительных органов принято относить:
- конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации;
- суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ , верховные суды республик , окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды);
- арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);
- Дисциплинарное судебное присутствие;
- органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
- Международный коммерческий арбитражный суд;
- Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
- третейские суды для разрешения экономических споров;
- Министерство юстиции РФ;
- Судебный департамент при Верховном Суде РФ;
- органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
- руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
- органы дознания (органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; органы Службы внешней разведки Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний ; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);
- адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);
- некоторые иные правоохранительные органы.
Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"
Предмет курса - это те положения (правовые институты), которые изучаются данной дисциплиной.
- понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности;
- функции (направления) правоохранительной деятельности;
- понятие, признаки и виды правоохранительных органов;
- законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах;
- понятие и основные признаки судебной власти ; общая характеристика суда как органа судебной власти ;
- понятие и структура судебной системы Российской Федерации;
- понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций;
- понятие, признаки и принципы правосудия ;
- понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия;
- порядок формирования, состав, структура и компетенция:
- верховных судов республик , краевых, областных, городских (в городах Москва, Санкт-Петербург) судов, судов автономной области и автономных округов;
- районных, городских, межрайонных судов;
- военных судов;
- специализированных судов;
- мировых судей;
- правовой статус суда;
- система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов ;
- полномочия и порядок образования:
- Высшего Арбитражного Суда РФ;
- федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов);
- арбитражных апелляционных судов;
- арбитражных судов субъектов Российской Федерации ;
- полномочия и порядок образования дисциплинарного судебного присутствия;
- иные арбитражные органы (Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Третейские суды для разрешения экономических споров);
- понятие, структура, полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ ;
- численный состав Конституционного Суда РФ, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ;
- компетенция судебных составов Конституционного Суда РФ, осуществляющих правосудие;
- Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ;
- решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение;
- понятие, состав, порядок образования, полномочия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
- статус судей;
- требования, предъявляемые к кандидатам в судьи;
- порядок образования и полномочия органов судейского сообщества;
- квалификационная аттестация судей и присвоение классных чинов;
- статус присяжных и арбитражных заседателей, права и обязанности, порядок наделения их полномочиями;
- государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей;
- организационное обеспечение деятельности судов;
- Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия;
- администраторы судов, их функции;
- задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ;
- территориальные органы юстиции;
- органы прокуратуры Российской Федерации и прокурорский надзор ;
- акты реагирования прокурора на нарушения закона ;
- система органов прокуратуры и их организация;
- Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия;
- прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;
- полномочия, порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;
- организация работы прокуратуры района (города);
- порядок назначения на должность и полномочия прокурора района (города);
- прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
- функции, задачи и компетенция военной прокуратуры;
- требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров;
- общая характеристика деятельности по выявлению и расследованию преступлений , изобличению лиц, виновных в их совершении:
- оперативно-розыскной;
- дознания;
- предварительного следствия;
- круг органов, уполномоченных осуществлять ; пределы их полномочий;
- взаимодействие органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений ;
- понятие и виды органов дознания;
- понятие и виды органов предварительного следствия;
- правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя ;
- система следственных подразделений ОВД, ФСБ , Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотиков;
- руководитель следственного органа;
- юридическая помощь и защита по уголовным делам в Российской федерации;
- понятие и направления деятельности адвокатуры ;
- адвокатская палата: порядок образования, органы самоуправления адвокатской палатой, их компетенция;
- президент адвокатской палаты, порядок избрания, полномочия;
- адвокатские образования первого звена;
- права и обязанности адвоката , порядок и условия присвоения статуса адвоката;
- Федеральная палата адвокатов РФ;
- оказание юридических услуг организациями и лицами, не входящими в состав адвокатуры и др.
Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами
Без достаточных правовых знаний, изучаемых в рамках курса "Правоохранительные органы ", трудно усвоить материал, касающийся деятельности суда , органов предварительного расследования и т.п., иначе говоря, изучить такие дисциплины, как уголовный, гражданский, арбитражный процесс .
Дисциплина "Правоохранительные органы" подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала.
Как и у любого другого правового курса, учения, составляющие содержание дисциплины "Правоохранительные органы", базируются на положениях конституционного права . Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организации и функционирования органов судебной власти , а также прокуратуры в Российской Федерации. Изучаемые в рамках курса "Правоохранительные органы" принципы правосудия , такие как осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону , открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства , осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые другие принципы, также своей правовой основой прежде всего имеют нормы конституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120 - 122, 128 Конституции РФ).
Конституцией РФ закреплено верховенство ее и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохранительных органов России организованы так, чтобы деятельность таковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32, 45 - 48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ).
Дисциплина "Правоохранительные органы" тесно связана с такими дисциплинами, как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право , а также иными правовыми учебными курсами.
Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процесса. Именно поэтому регулирующие данные виды деятельности отрасли права во многом схожи.
Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности, и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако у форм реализации принципов в каждой из отраслей процессуального права имеются свои отличия, которые в определенной степени характеризуют само понятие правосудия.
Осуществляемое в обычных формах правосудие - это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (по вновь открывшимся обстоятельствам), направленная на установление виновности подсудимых, применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешение дела по существу. Уяснить данное изучаемое в рамках курса "Правоохранительные органы" понятие невозможно, не разобравшись с такими гражданско-процессуальными, уголовно-процессуальными и арбитражно-процессуальными институтами, как рассмотрение дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).
Суды, как правоохранительные органы, осуществляют гражданскую процессуальную, уголовно-процессуальную и арбитражную процессуальную деятельности. В свою очередь, ими разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которые преподаются в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам.
Суды, органы дознания и предварительного следствия, правовой статус которых изучается в рамках дисциплины "Правоохранительные органы", наделяются таковым только в связи и во время осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитражного или конституционного процесса.
Поэтому понятие и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, преподаваемыми в рамках таких дисциплин, как "Уголовный процесс ", "Гражданский процесс ", "Арбитражный процесс" и "Конституционное право". Так, к примеру, суд становится субъектом гражданского процесса, а значит, наделяется соответствующим комплексом прав при поступлении к нему должным образом оформленного заявления, где содержатся сведения о подведомственном судам общей юрисдикции некриминальном нарушении норм той или иной отрасли материального (обычно гражданского, семейного или трудового) права. Более того, перечень лиц, по заявлениям которых суд вправе приступить к рассмотрению гражданского дела (ч. 1 ст. 4 ГПК), можно очертить лишь с учетом положений гражданско-правового института дееспособности малолетних и несовершеннолетних (ст. ст. 26, 28 ГК).
Ряд институтов курса "Правоохранительные органы" в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины "Уголовный процесс". Помимо уже названных понятия и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстанций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, к таковым также следует отнести:
- институт процессуальной самостоятельности следователя;
- процессуальный статус руководителя следственного органа;
- процессуальные права адвоката , выступающего защитником или представителем в уголовном процессе;
- общую характеристику видов осуществляемой органами дознания деятельности;
- средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
- характеристику таких направлений деятельности прокуратуры как уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами и принесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры , определения, постановления судов.
В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяются система и структура органов государственного управления , понятие и принципы этого вида деятельности.
Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия.
Административная же юрисдикция - часть предмета дисциплины административного права.
Соответственно, для административного права важно, чтобы студенты имели представление о тех органах, которым предоставлено право привлечения лиц к административной ответственности . Те же виды деятельности, о которых говорится в курсе "Правоохранительные органы" как об одном из элементов компетенции прокуратуры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисциплины административного права.
Дисциплина "Правоохранительные органы" в определенной степени связана с положениями, изучаемыми международным правом . Этот вывод позволяет сделать по меньшей мере редакция ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного
Соглашение об использовании материалов сайта
Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
- непосредственно ведут борьбу с преступностью;
- искореняют преступления и иные посягательства;
- поддерживают порядок в общественных местах, и т. д.
- восстановление нарушенного права (например в области гражданских правоотношений);
- наказание правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве);
- восстановление нарушенного права и наказание одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.
- начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;
- правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом , а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
- правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица , состоящие на службе в правоохранительных органах , имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;
- решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия , основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;
- законные и обоснованные решения , принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;
- все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.
- суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);
- учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные федеральные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица);
- прокуратуру;
- некоторые из учреждений и должностных лиц, призванных выявлять и расследовать преступления.
- наделяются соответствующими полномочиями государством;
- содержатся за счет государственного бюджета;
- выполняют свои функции от имени государства и должны действовать в интересах как граждан, так и общества в целом.
- следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроля);
- органы и должностные лица , уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний, а также командиры воинских частей);
- должностные лица , которым дозволено выполнять неотложные следственные действия по обнаруженным преступлениям (капитаны находящихся в плавании кораблей, начальники зимовок и геологоразведочных партий, главы российских дипломатических представительств и консульских учреждений).
- отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам;
- исключение судов из числа правоохранительных неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены и должны заниматься охраной права. Отрицание того, что суды являются правоохранительными органами, т. е. органами, охраняющими (защищающими) право, элементарно противоречит широко признаваемому положению о том, что суд - лучшее средство защиты прав и свобод человека и гражданина;
- стремление исключить суды из числа правоохранительных органов вполне можно расценивать как результат весьма упрощенного понимания сущности правоохранительной деятельности, практически необъяснимого отождествления ее с деятельностью по борьбе с преступностью, охране порядка в общественных местах и т. п.
Структура правовых норм об организации правоохранительных органов. Признаки судебной власти. Место прокуратуры в системе органов российского государства и правоохранительных органов. Система органов безопасности Российской Федерации и её функции.
контрольная работа , добавлен 24.09.2012
Место правоохранительных органов в политической системе общества, влияние их деятельности на порядок жизни и деятельности государства и общества. История правоохранительных органов, их классификация. Пути совершенствования организации деятельности ОВД.
реферат , добавлен 11.04.2014
Деятельность органов внутренних дел. Проблемы профессиональной деформации полицейских. Правонарушения в системе правоохранительных органов. Полицейское государство. Криминологическое изучение органов внутренних дел РФ. Задачи и функции полиции.
статья , добавлен 02.06.2008
Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов. Функции правоохранительных органов. Основные направления деятельности. Судебная власть. Понятие правосудия.
курсовая работа , добавлен 24.01.2007
Структура и деятельность правоохранительных органов государственной власти в РФ. Система спецслужб и полицейских органов США. Основные признаки и правоохранительная деятельность прокуратуры, министерства внутренних дел и органов внешней разведки РФ.
курсовая работа , добавлен 16.11.2009
Определение правоохранительных органов в Конституции Российской Федерации. Основные их разновидности и функции. Принципы и основные направления деятельности. Классификация нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов.
контрольная работа , добавлен 16.01.2015
Система правоохранительных органов и ее основные функции. Законодательство, регулирующее деятельность правоохранительных органов. Акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов, органов прокуратуры.
Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые именуются правоохранительным
и. Вопрос о круге правоохранительных органов в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет заметное многообразие подходов к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными.
Правоохранительными органами считаются только те, которые:
Такому разнобою в значительной мере способствуют - наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации - т.н. ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них).
От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать понятие «правоприменительные органы» , являющееся более широким. Применять право - это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан , государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных .
Задачи правоохранительных органов
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи:
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество , их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами , реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:
С учетом определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно относить :
Перечисленные органы (учреждения, должностные лица):
В силу этого их нередко именуют правоохранительными органами государства или государственными правоохранительными органами.
Такая функция правоохранительной деятельности как оказание юридической помощи осуществляется, как правило, негосударственными организациями либо обладающими соответствующими полномочиями (лицензиями) частными лицами-профессионалами. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура , нотариат и некоторые другие структуры.
Их можно называть правоохранительными органами лишь с большой долей условности - с оговоркой, что они ни в коей мере не входят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том числе защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с использованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьбами об обжаловании действий и решений государственных учреждений и должностных лиц.
Соответствующие негосударственные организации и частнопрактикующие профессионалы вносят существенный вклад в надлежащую реализацию государственной функции - правоохранительной деятельности.
В особом пояснении нуждается вопрос об отнесении к числу правоохранительных тех из названных государственных органов и соответствующих должностных лиц, которые уполномочены выявлять преступления и расследовать их . Таких органов и должностных лиц насчитывается почти два десятка. К ним относятся:
Вряд ли будет логично все эти и некоторые другие органы (и соответствующих должностных лиц) относить полностью к числу правоохранительных только потому, что на них возлагается осуществление какой-то одной из правоохранительных функций (участие в выявлении и расследовании преступлений). Причем эта функция для ряда из них не считается главной или даже одной из основных.
Для названных и некоторых других органов и должностных лиц рассматриваемая правоохранительная функция- крайне незначительная и отнюдь не первостепенная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их (без реальной оценки главного и неглавного, существенного и несущественного в возложенных на них полномочиях) безоговорочно и целиком относить к правоохранительным.
Из числа органов и должностных лиц данной группы, т. е. органов и должностных лиц, уполномоченных выявлять и расследовать преступления, полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел (главным образом полицию) и подразделения госнаркоконтроля , для которых борьба с преступлениями и иными правонарушениями, их выявление и расследование - основная задача. Именно они сталкиваются непосредственно с подавляющим большинством преступлений, административных и иных правонарушений.
В связи с характеристикой правоохранительных органов, их системы требует особого комментария и вопрос о допустимости отнесения к числу таких органов судов .
В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не следует относить к правоохранительным органам. Они-де являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну “команду” со всеми правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой, органами внутренних дел, юстиции, службой судебных приставов и т. д. Суды должны быть независимыми от них, поскольку в соответствии с Конституцией РФ судебная власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполнительной властей. Кое-кто из тех, кто не видит разницы между правоохранительной деятельностью и деятельностью по борьбе с преступностью, добавляет к доводам такого рода еще и ссылку на то, что суд- орган правосудия, основная функция которого состоит в объективном и беспристрастном разбирательстве дел, а не в борьбе с какими-то негативными явлениями; ему, якобы, нужно не “бороться”, а принимать справедливые решения.
В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду по крайней мере четыре существенных обстоятельства:
Однако правоохранительная деятельность - это многое другое из области охраны права с помощью юридических средств, реально осуществимых, как правило, судами и только ими.
При характеристике круга и системы правоохранительных органов следовало бы иметь в виду и предусмотренное п. “е” ч. 1 ст. 103 Конституции РФ особое должностное лицо - Уполномоченного по правам человека. В соответствии с Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации ” от 26 февраля 1997 г. эта должность учреждена “в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами”. В Законе также отмечено, что его деятельность “дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод”. Его главная функция - рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на ее территории иностранцев или лиц без гражданства после того, как эти лица обращались со своими жалобами в российские суды или иные компетентные органы, но не получили там соответствующей защиты. Самостоятельно он правоохранительную деятельность не осуществляет .