Негосударственные правоохранительные органы. Негосударственные организации правоохранительной направленности Охарактеризовать государственные и негосударственные правоохранительные органы

29.05.2020

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», ее соотношение с другими юридическими дисциплинами.

Понятие курса "Правоохранительные органы РФ":

Дисциплина правоохранительные органы РФ - вводный курс в специальность "Юриспруденция", в котором содержаться основные сведения о правоохранительной деятельности различных субъектов общественных отношений. А также об органах осуществляющих правоохранительную деятельность, в частности, их организацию, полномочия, принципы осуществления деятельности.

Предмет курса «Правоохранительные органы РФ»:

Объектом исследования курса правоохранительные органы РФ является государственно-правовая действительность Российской Федерации.

Предметом исследования курса выступают отношения в сфере правоохранительной деятельности. Государственные и негосударственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, принципы их организации и деятельности. Системы связи в области осуществления правоохранительной деятельности.

Система курса «Правоохранительные органы РФ»:

Систему курса можно разделить на следующие разделы:

Общие понятие о дисциплине Правоохранительные органы РФ

Общее понятие о правоохранительной деятельности.

Судебная система РФ

Прокуратура РФ и прокурорский надзор

Органы исполнительной власти РФ, осуществляющие правоохранительную деятельность.

Негосударственные организации, осуществляющие правоохранительную деятельность.

Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими науками.

Дисциплина «Правоохранительные органы» не является юридической наукой в общепризнанном смысле этого понятия. А является только юридической учебной дисциплиной, целью которой выступает задача представить студентам начальные знания в сфере правоохранительной деятельности, дать общее понятия об органах осуществляющих правоохранительных деятельности, поспособствовать процессу формирования правовой культуры будущих «государевых людей» - юристов. Не смотря на это дисциплина «Правоохранительные органы» связана, также с иными юридическими науками и дисциплинами. В частности с Конституционным правом Российской Федерации, Теорией государства и права, Административным правом Российской Федерации, с дисциплиной «Прокурорский надзор». Каждая из этих дисциплин, чаще всего, расширяет или конкретизирует сведения, представленные в дисциплине «Правоохранительные органы».



Правоохранительная деятельность: ее понятие и основные направления (функции).

Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является: выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно.

Эта деятельность осуществляется в целях:

охраны личности, ее прав и свобод;

охраны общества, его материальных и духовных ценностей;

охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Признаки правоохранительной деятельности:

правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования этих органов;

эта деятельность направлена на защиту прав личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

правоохранительная деятельность осуществляется в строгом, установленном законом порядке, отступление от этого порядка само по себе может являться правонарушением;

правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения, взыскания и восстановления;

меры юридического воздействия должны строго соответствовать закону, который устанавливает основание и конкретность мер.

Направления правоохранительной деятельности:

1. Конституционный контроль (проверять применяемые законы на соответствие Конституции) ;

2. Осуществление правосудия (рассмотрения дел, вынесения по ним решений );

3. Организационное обеспечение деятельности судов (материальные, кадровые ресурсы) ;

4. Прокурорский надзор (деятельность прокуратуры по предотвращению преступлений, преследование);

5. Выявление и расследование преступлений;

6. Предупреждение преступлений и правонарушений;

7. Исполнение судебных решений;

8. Оказание юр. помощи.

Система государственных и негосударственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

2. Основные государственные органы :

· Прокуратура;

· Следственный комитет;

· Уполномоченный по правам человека;

· Совет безопасности РФ;

· Служба внешней разведки;

· Федеральная служба охраны;

· МЧС России;

· Таможенные органы;

· Налоговая служба;

· Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;

· Органы внутренних дел;

· Федеральная служба исполнения наказаний;

· Федеральная служба судебных приставов.

3. Негосударственные структуры :

· Адвокатура;

· Частный нотариат;

· Частные детективные и охранные предприятия;

· Экспертные мероприятия;

· Юридические фирмы;

· Органы по защите прав потребителей;

· Правозащитные организации;

· Третейские суды;

· Товарищеские суды.

· 4.Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах, их организации и деятельности. Классификация этих актов.

Познание основ организации и функций правоохранительных ор­ганов требует изучения значительного количе­ства законодательных и иных правовых актов. Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний объясняется следующим:

  1. массив правовых актов о правоохранитель­ных органах касается многих государствен­ных и негосударственных организаций и должностных лиц;
  2. требуется особо тщательная правовая регламентация по­строения соответствующих организаций, их полномочий и полномо­чий работающих в них должностных лиц, с целью сведения к минимуму вероятности произвола, судебных или следственных ошибок.

Для характеристики правовых актов о правоохранитель­ных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы):

  • Конституция РФ;
  • федеральные законы с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов РФ;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Пра­вительства РФ;
  • положения международных соглашений с положения­ми ведомственных нормативных актов и т. д.

У названных и других документов - свой юридический статус, свое значение. И данное об­стоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

Группы правовых актов в зависимости от их содержания (предмета):

1. общего характера;

2. о судебной власти, правосудии и судах;

3. об организационном обеспечении деятельности судов и орга­нах, его осуществляющих;

4. о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

5. об организации выявления и расследования преступлений;

6. об организации юридической помощи.

Сгруппированный по такой схеме перечень основных (не всех) ак­тов мог бы выглядеть следующим образом.

Акты общего характера - акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для определе­ния сути и направленности всех правоохранительных функций и уст­ройства соответствующих органов.

Перечень актов общего характера

Акты о судебной власти, правосудии и судах относятся к двум правоохранительным функциям - конституционному контролю и пра­восудию.

Перечень актов о судебной власти, правосудии и судах

Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих содержат ряд уже знакомых актов по вопросам организации и основ дея­тельности судов, поскольку в них содержатся также положения, име­ющие отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции, как организаци­онное обеспечение нормального функционирования судов.

Перечень актов об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих

Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры детализируют все основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и пол­номочий, статуса работников прокуратуры.

Перечень актов о прокурорском надзоре и органах прокуратуры

Акты об организации выявления и расследования преступлений регламентируют неоднородную деятельность, в составе которой раз­личают три компонента: осуществление оперативно-розыскных меро­приятий, дознание и предварительное следствие. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что она возлагается на многие органы с учетом их профиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой дея­тельности (органы внутренних дел, федеральной службы безопаснос­ти и госнаркоконтроля), какие-то - две (например, уполномоченные должностные лица Федеральной таможенной службы, начальники уч­реждений Федеральной службы по исполнению наказаний), а какие-то - только одну (следственный аппарат прокуратуры, судебные при­ставы, капитаны судов, находящихся в плавании).

Перечень актов об организации выявления и расследования преступлений

Законы

Деятельность организаций всегда подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенную организационно-правовую форму: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели. Именно это определяет,как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.

Число и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, в XX-XXI веках резко возросли: законы о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите прав потребителей, о преследовании за уклонение от уплаты налогов, о формах и сроках предоставления финансовой отчетности во внешние инстанции, акцизах на алкогольную продукцию и т.д.

Например, требования к качеству, составу, особенностям производства продукции, к деятельности в сфере обеспечения безопасности здоровья граждан и окружающей среды в обязательном порядке определяются множеством государственных стандартов (ГОСТ).

В некоторых случаях предприятия могут оптимизировать влияние законов , с целью, например, снизить себестоимость своих услуг. Так, McDonald"s, "Кофе-хаус", "Спортмастер" и многие другие владельцы магазинов и кафе, в которых звучит музыка, должны по закону об авторских правах делать отчисления в пользу авторов музыкальных произведений, но не хотят работать с аккредитованными при Минкультуры РАО и ВОИС, считая их расценки необоснованно завышенными. У главных сборщиков отчислений для правообладателей появляется все больше конкурентов ‑ небольших компаний, которые выходят на правообладателей и заключают с ними прямые договоры .

Состояние законодательства часто характеризуется не толькоего сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Например, в очередной раз появилась информация о возможности введения госмонополии на производство табака и алкоголя , что, конечно, делает ситуацию для этих видов бизнеса напряженной и неопределенной.

Организации обязаны соблюдать не только федеральные и региональные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

К этим органам относятся налоговая инспекция, санэпидемстанция, пожарная охрана, различного рода комиссии, которые могут выдавать и отменять лицензии на радио- и телевещание, на предоставление транспортных услуг, комитеты по охране окружающей среды и др. Существуют контролирующие организации, работающие в конкретной отрасли, например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).



Важным регулятором деятельности организаций является судебная система, а именно система арбитражных судов. Арбитражные суды ‑ это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это ‑ налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей .

С судебной системой тесно взаимодействуют полиция, следственный комитет, прокуратура, которые могут также предпринимать определенные действия в отношении организаций и их владельцев. Права предпринимателей защищает бизнес-омбудсмен. Отдельной проблемой Российской практики правового регулирования бизнеса является большое количество уголовных дел в отношении бизнесменов по «экономическим» статьям, например, по статье 159-й статьи УК «Мошенничество». Бизнес-омбудсмен Борис Титов, лоббируя идею экономической амнистии в июне 2013 г., приводил неутешительную для бизнеса статистику: только с 2000 по 2009 год 39% бизнесменов подвергались уголовному преследованию .

Вот как описывает типовую ситуацию взаимоотношений российских правоохранительных органов и бизнесменов заслуженный юрист РФ Михаил Барщевский: «…есть классический хозяйственный спор. Я взял кредит – вовремя не вернул. Так вот, если я взял кредит у вас, а у вас есть хорошие связи, то вы устраиваете мне уголовное дело, потому что это называется мошенничество. И я пошел по мошенничеству трубить. Хотя, на самом деле никакого мошенничества не было, а так сложилась конъюнктура рынка, что я не продал товар, который купил на кредитные деньги и не сумел вовремя вернуть. Классическая чисто хозяйственная схема. Очень многие сидят по этим хозяйственным схемам.» .

Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:

  1. Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина , прав и законных интересов любых субъектов правоотношений , на обеспечение безопасности, законности и правопорядка , а также на борьбу с преступностью .
  2. Правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами.
  3. Правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами .

Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц , , муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

  1. выявление, предупреждение, пресечение правонарушений , раскрытие преступлений , а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда , уклоняющихся от уголовного наказания , а также розыска без вести пропавших;
  3. добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  4. надзор за процессом правоприменения ;
  5. правильное применение закона , обеспечение его верховенства;
  6. оказание юридической помощи гражданам и организациям;
  7. правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;
  8. регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний , определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:

Непосредственные цели:

1) обеспечение и защита (охрана):

  • нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления ;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • общественного строя Российской Федерации;
  • установленных системы хозяйства и собственности ;
  • порядка управления , государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве ;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества , то есть цели более высокого уровня:

  1. укрепление законности и правопорядка;
  2. предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;
  3. исправление осужденных;
  4. правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда , уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.

Функции (направления) правоохранительной деятельности

Общая характеристика

Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются:

  1. конституционный контроль ;
  2. организационное обеспечение деятельности судов ;
  3. прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры ;
  4. выявление и расследование преступлений :
    • предварительное следствие;
    • дознание;
  5. уголовно-исполнительная деятельность;
  6. нотариальная деятельность;
  7. юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

  • судопроизводство (уголовный процесс);
  • обеспечение безопасности;
  • охрана общественного порядка;
  • производство по делам о нарушении таможенных правил;
  • производство по делам о налоговых правонарушениях ;
  • контрразведывательная деятельность;
  • внешняя разведка.

Некоторые из них в определенной степени дублируют ряд вышеприведенных направлений правоохранительной деятельности (к примеру, правосудие - это составная часть судопроизводства, само судопроизводство осуществляется в целях решения задач стоящих перед правосудием). Другие же направления деятельности не вошли в содержание рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программе дисциплины "Правоохранительные органы ", на основе которой подготовлен настоящий учебник.

Соотношение конституционного контроля, правосудия, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам

Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство - это основной вид конституционного контроля .

Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора , после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления .

Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций

Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль . Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась "Суд и правосудие в СССР".

Они имеют общий элемент - правосудие, осуществляемое конституционным судом . В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ . А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание , либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.).

Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции

Исходя из смысла дефиниции "правоохранительная деятельность", можно сформулировать определение понятию "правоохранительный орган ". Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:

  1. правовую регламентацию его статуса и деятельности;
  2. стоящие перед ним задачи: защита (охрана, обеспечение) прав , свобод и законных интересов физических, юридических лиц , государства в целом, субъектов Российской Федерации , муниципальных образований , обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка , борьба с преступностью ;
  3. наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.

Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья , следователь , оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.

К числу правоохранительных органов принято относить:

  1. конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации;
  2. суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ , верховные суды республик , окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды);
  3. арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);
  4. Дисциплинарное судебное присутствие;
  5. органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
  6. Международный коммерческий арбитражный суд;
  7. Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
  8. третейские суды для разрешения экономических споров;
  9. Министерство юстиции РФ;
  10. Судебный департамент при Верховном Суде РФ;
  11. органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
  12. руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
  13. органы дознания (органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; органы Службы внешней разведки Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний ; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);
  14. адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);
  15. некоторые иные правоохранительные органы.

Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"

Предмет курса - это те положения (правовые институты), которые изучаются данной дисциплиной.

  1. понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности;
  2. функции (направления) правоохранительной деятельности;
  3. понятие, признаки и виды правоохранительных органов;
  4. законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах;
  5. понятие и основные признаки судебной власти ; общая характеристика суда как органа судебной власти ;
  6. понятие и структура судебной системы Российской Федерации;
  7. понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций;
  8. понятие, признаки и принципы правосудия ;
  9. понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия;
  10. порядок формирования, состав, структура и компетенция:
    • верховных судов республик , краевых, областных, городских (в городах Москва, Санкт-Петербург) судов, судов автономной области и автономных округов;
    • районных, городских, межрайонных судов;
    • военных судов;
    • специализированных судов;
    • мировых судей;
  11. правовой статус суда;
  12. система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов ;
  13. полномочия и порядок образования:
    • Высшего Арбитражного Суда РФ;
    • федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов);
    • арбитражных апелляционных судов;
    • арбитражных судов субъектов Российской Федерации ;
  14. полномочия и порядок образования дисциплинарного судебного присутствия;
  15. иные арбитражные органы (Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Третейские суды для разрешения экономических споров);
  16. понятие, структура, полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ ;
  17. численный состав Конституционного Суда РФ, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ;
  18. компетенция судебных составов Конституционного Суда РФ, осуществляющих правосудие;
  19. Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ;
  20. решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение;
  21. понятие, состав, порядок образования, полномочия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
  22. статус судей;
  23. требования, предъявляемые к кандидатам в судьи;
  24. порядок образования и полномочия органов судейского сообщества;
  25. квалификационная аттестация судей и присвоение классных чинов;
  26. статус присяжных и арбитражных заседателей, права и обязанности, порядок наделения их полномочиями;
  27. государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей;
  28. организационное обеспечение деятельности судов;
  29. Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия;
  30. администраторы судов, их функции;
  31. задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ;
  32. территориальные органы юстиции;
  33. органы прокуратуры Российской Федерации и прокурорский надзор ;
  34. акты реагирования прокурора на нарушения закона ;
  35. система органов прокуратуры и их организация;
  36. Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия;
  37. прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;
  38. полномочия, порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;
  39. организация работы прокуратуры района (города);
  40. порядок назначения на должность и полномочия прокурора района (города);
  41. прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  42. функции, задачи и компетенция военной прокуратуры;
  43. требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров;
  44. общая характеристика деятельности по выявлению и расследованию преступлений , изобличению лиц, виновных в их совершении:
    • оперативно-розыскной;
    • дознания;
    • предварительного следствия;
  45. круг органов, уполномоченных осуществлять ; пределы их полномочий;
  46. взаимодействие органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений ;
  47. понятие и виды органов дознания;
  48. понятие и виды органов предварительного следствия;
  49. правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя ;
  50. система следственных подразделений ОВД, ФСБ , Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотиков;
  51. руководитель следственного органа;
  52. юридическая помощь и защита по уголовным делам в Российской федерации;
  53. понятие и направления деятельности адвокатуры ;
  54. адвокатская палата: порядок образования, органы самоуправления адвокатской палатой, их компетенция;
  55. президент адвокатской палаты, порядок избрания, полномочия;
  56. адвокатские образования первого звена;
  57. права и обязанности адвоката , порядок и условия присвоения статуса адвоката;
  58. Федеральная палата адвокатов РФ;
  59. оказание юридических услуг организациями и лицами, не входящими в состав адвокатуры и др.

Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами

Без достаточных правовых знаний, изучаемых в рамках курса "Правоохранительные органы ", трудно усвоить материал, касающийся деятельности суда , органов предварительного расследования и т.п., иначе говоря, изучить такие дисциплины, как уголовный, гражданский, арбитражный процесс .

Дисциплина "Правоохранительные органы" подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала.

Как и у любого другого правового курса, учения, составляющие содержание дисциплины "Правоохранительные органы", базируются на положениях конституционного права . Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организации и функционирования органов судебной власти , а также прокуратуры в Российской Федерации. Изучаемые в рамках курса "Правоохранительные органы" принципы правосудия , такие как осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону , открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства , осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые другие принципы, также своей правовой основой прежде всего имеют нормы конституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120 - 122, 128 Конституции РФ).

Конституцией РФ закреплено верховенство ее и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохранительных органов России организованы так, чтобы деятельность таковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32, 45 - 48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ).

Дисциплина "Правоохранительные органы" тесно связана с такими дисциплинами, как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право , а также иными правовыми учебными курсами.

Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процесса. Именно поэтому регулирующие данные виды деятельности отрасли права во многом схожи.

Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности, и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако у форм реализации принципов в каждой из отраслей процессуального права имеются свои отличия, которые в определенной степени характеризуют само понятие правосудия.

Осуществляемое в обычных формах правосудие - это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (по вновь открывшимся обстоятельствам), направленная на установление виновности подсудимых, применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешение дела по существу. Уяснить данное изучаемое в рамках курса "Правоохранительные органы" понятие невозможно, не разобравшись с такими гражданско-процессуальными, уголовно-процессуальными и арбитражно-процессуальными институтами, как рассмотрение дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Суды, как правоохранительные органы, осуществляют гражданскую процессуальную, уголовно-процессуальную и арбитражную процессуальную деятельности. В свою очередь, ими разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которые преподаются в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам.

Суды, органы дознания и предварительного следствия, правовой статус которых изучается в рамках дисциплины "Правоохранительные органы", наделяются таковым только в связи и во время осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитражного или конституционного процесса.

Поэтому понятие и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, преподаваемыми в рамках таких дисциплин, как "Уголовный процесс ", "Гражданский процесс ", "Арбитражный процесс" и "Конституционное право". Так, к примеру, суд становится субъектом гражданского процесса, а значит, наделяется соответствующим комплексом прав при поступлении к нему должным образом оформленного заявления, где содержатся сведения о подведомственном судам общей юрисдикции некриминальном нарушении норм той или иной отрасли материального (обычно гражданского, семейного или трудового) права. Более того, перечень лиц, по заявлениям которых суд вправе приступить к рассмотрению гражданского дела (ч. 1 ст. 4 ГПК), можно очертить лишь с учетом положений гражданско-правового института дееспособности малолетних и несовершеннолетних (ст. ст. 26, 28 ГК).

Ряд институтов курса "Правоохранительные органы" в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины "Уголовный процесс". Помимо уже названных понятия и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстанций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, к таковым также следует отнести:

  • институт процессуальной самостоятельности следователя;
  • процессуальный статус руководителя следственного органа;
  • процессуальные права адвоката , выступающего защитником или представителем в уголовном процессе;
  • общую характеристику видов осуществляемой органами дознания деятельности;
  • средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
  • характеристику таких направлений деятельности прокуратуры как уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами и принесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры , определения, постановления судов.

В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяются система и структура органов государственного управления , понятие и принципы этого вида деятельности.

Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия.

Административная же юрисдикция - часть предмета дисциплины административного права.

Соответственно, для административного права важно, чтобы студенты имели представление о тех органах, которым предоставлено право привлечения лиц к административной ответственности . Те же виды деятельности, о которых говорится в курсе "Правоохранительные органы" как об одном из элементов компетенции прокуратуры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисциплины административного права.

Дисциплина "Правоохранительные органы" в определенной степени связана с положениями, изучаемыми международным правом . Этот вывод позволяет сделать по меньшей мере редакция ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Структура правовых норм об организации правоохранительных органов. Признаки судебной власти. Место прокуратуры в системе органов российского государства и правоохранительных органов. Система органов безопасности Российской Федерации и её функции.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2012

    Место правоохранительных органов в политической системе общества, влияние их деятельности на порядок жизни и деятельности государства и общества. История правоохранительных органов, их классификация. Пути совершенствования организации деятельности ОВД.

    реферат , добавлен 11.04.2014

    Деятельность органов внутренних дел. Проблемы профессиональной деформации полицейских. Правонарушения в системе правоохранительных органов. Полицейское государство. Криминологическое изучение органов внутренних дел РФ. Задачи и функции полиции.

    статья , добавлен 02.06.2008

    Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов. Функции правоохранительных органов. Основные направления деятельности. Судебная власть. Понятие правосудия.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2007

    Структура и деятельность правоохранительных органов государственной власти в РФ. Система спецслужб и полицейских органов США. Основные признаки и правоохранительная деятельность прокуратуры, министерства внутренних дел и органов внешней разведки РФ.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2009

    Определение правоохранительных органов в Конституции Российской Федерации. Основные их разновидности и функции. Принципы и основные направления деятельности. Классификация нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2015

    Система правоохранительных органов и ее основные функции. Законодательство, регулирующее деятельность правоохранительных органов. Акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов, органов прокуратуры.

    Для выполнения направлений (функций) правоохрани­тельной деятельности существуют конкретные органы, которые именуются пра­воохранительным и. Вопрос о круге правоохранительных органов в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, рав­но как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельнос­ти. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет заметное многообразие подходов к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными.
    Правоохранительными органами считаются только те, которые:

      • непосредственно ведут борьбу с пре­ступностью;
      • искореняют преступления и иные посягательства;
      • поддерживают поря­док в общественных местах, и т. д.

    Такому разнобою в значительной мере способствуют - наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации - т.н. ведом­ственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотреб­ление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них).

    От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать поня­тие «правоприменительные органы» , являющееся более широким. Приме­нять право - это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан , государства и современного об­щества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о пра­воприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных .

    Задачи правоохранительных органов

    Правоохранительные органы составляют определенным образом обо­собленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи:

    • восстановление нарушенного права (например в области гражданских правоотношений);
    • наказание правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении неко­торых преступлений, например при убийстве);
    • восстановление на­рушенного права и наказание одновременно, когда возможность восстано­вить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

    Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество , их собственность, собственность государст­ва, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

    Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфи­ческими чертами , реализация которых призвана обеспечить полноту, все­сторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:

    • начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или дру­гое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранитель­ные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;
    • правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом , а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недо­пустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохра­нительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответст­венность;
    • правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица , состоящие на службе в правоохранительных органах , имеющие специ­альную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими ли­цами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступ­ление;
    • решения правоохранительных органов во всех случаях являются ме­рами юридического воздействия , основанными на законе и соответствую­щими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;
    • законные и обоснованные решения , принятые правоохранительными ор­ганами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;
    • все связанные с преступлениями и иными правонарушениями реше­ния правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государствен­ных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

    С учетом определения правоохранительной деятель­ности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранитель­ным органам можно относить :

    1. суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрис­дикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Фе­дерации);
    2. учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные федеральные службы этого Мини­стерства, а также другие органы и должностные лица);
    3. прокуратуру;
    4. некоторые из учреждений и должностных лиц, призванных выявлять и расследовать преступления.

    Перечисленные органы (учреждения, должностные лица):

      1. наделяют­ся соответствующими полномочиями государством;
      2. содержатся за счет государственного бюджета;
      3. выполняют свои функции от имени госу­дарства и должны действовать в интересах как граждан, так и обще­ства в целом.

    В силу этого их нередко именуют правоохранительными органами государства или государственными правоохранительными органами.

    Такая функция правоохранительной деятельности как оказание юридической помощи осуществляется, как правило, негосударственными организациями либо обладающими соответствующими полномочия­ми (лицензиями) частными лицами-профессионалами. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура , нотариат и неко­торые другие структуры.

    Их можно называть правоохранительными органами лишь с боль­шой долей условности - с оговоркой, что они ни в коей мере не вхо­дят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том числе защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с ис­пользованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьба­ми об обжаловании действий и решений государственных учрежде­ний и должностных лиц.

    Соответствующие негосударственные организа­ции и частнопрактикующие профессионалы вносят существенный вклад в надлежащую реализацию государственной функции - право­охранительной деятельности.

    В особом пояснении нуждается вопрос об отнесении к числу правоохранительных тех из назван­ных государственных органов и соответству­ющих должностных лиц, которые уполномо­чены выявлять преступления и расследовать их . Таких органов и должнос­тных лиц насчитывается почти два десятка. К ним относятся:

    • следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроля);
    • органы и должностные лица , уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Государственной проти­вопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы внеш­ней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной служ­бы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказа­ний, а также командиры воинских частей);
    • должностные лица , которым дозволено выполнять неотложные следственные действия по обнаруженным преступлениям (капитаны находящихся в плавании кораблей, начальники зимовок и геологораз­ведочных партий, главы российских дипломатических представи­тельств и консульских учреждений).

    Вряд ли будет логично все эти и некоторые другие органы (и со­ответствующих должностных лиц) относить полностью к числу пра­воохранительных только потому, что на них возлагается осуществле­ние какой-то одной из правоохранительных функций (участие в выяв­лении и расследовании преступлений). Причем эта функция для ряда из них не считается главной или даже одной из основных.

    Для названных и некоторых других органов и должностных лиц рассматриваемая правоохранительная функция- крайне незначитель­ная и отнюдь не первостепенная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их (без реальной оценки главного и неглавного, существенного и несущественного в возложенных на них полномочиях) безоговорочно и целиком относить к правоохранитель­ным.

    Из числа органов и должностных лиц данной группы, т. е. органов и должностных лиц, уполномоченных выявлять и расследовать пре­ступления, полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел (главным образом полицию) и подразделения госнаркоконтроля , для которых борьба с преступлени­ями и иными правонарушениями, их выявление и расследование - основная задача. Именно они сталкиваются непосредственно с подав­ляющим большинством преступлений, административных и иных пра­вонарушений.

    В связи с характеристикой правоохранительных органов, их сис­темы требует особого комментария и вопрос о допусти­мости отнесения к числу таких органов судов .

    В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Выс­казывается мнение, что суды не следует относить к правоохранитель­ным органам. Они-де являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну “команду” со всеми правоохранительными органа­ми, в том числе с прокуратурой, органами внутренних дел, юстиции, службой судебных приставов и т. д. Суды должны быть независимы­ми от них, поскольку в соответствии с Конституцией РФ судебная власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполни­тельной властей. Кое-кто из тех, кто не видит разницы между право­охранительной деятельностью и деятельностью по борьбе с преступ­ностью, добавляет к доводам такого рода еще и ссылку на то, что суд- орган правосудия, основная функция которого состоит в объективном и беспристрастном разбирательстве дел, а не в борьбе с какими-то не­гативными явлениями; ему, якобы, нужно не “бороться”, а принимать справедливые решения.

    В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду по крайней мере четыре существенных обстоятель­ства:

      1. отнесение того или иного органа к числу право­охранительных отнюдь не означает лишения его независимости и под­чинения другим однородным органам;
      2. исключение судов из числа правоохранительных неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены и дол­жны заниматься охраной права. Отрицание того, что суды являются правоохранительными органа­ми, т. е. органами, охраняющими (защищающими) право, элементарно противоречит широко признаваемому положению о том, что суд - лучшее средство защиты прав и свобод человека и гражданина;
      3. стремление исключить суды из числа правоохра­нительных органов вполне можно расценивать как результат весьма упрощенного понимания сущности правоохрани­тельной деятельности, практически необъяснимого отождествления ее с деятельностью по борьбе с преступностью, охране порядка в обще­ственных местах и т. п.

    Однако правоохранительная деятельность - это многое другое из области охраны права с помощью юридических средств, реально осу­ществимых, как правило, судами и только ими.

    При характеристике круга и системы правоохранительных орга­нов следовало бы иметь в виду и предусмотренное п. “е” ч. 1 ст. 103 Конституции РФ особое должностное лицо - Уполномоченного по правам человека. В соответствии с Федеральным конституцион­ным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации ” от 26 февраля 1997 г. эта должность учреждена “в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граж­дан, их соблюдения и уважения государственными органами, органа­ми местного самоуправления и должностными лицами”. В Законе так­же отмечено, что его деятельность “дополняет существующие сред­ства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пере­смотра компетенции государственных органов, обеспечивающих за­щиту и восстановление нарушенных прав и свобод”. Его главная функция - рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на ее территории иностранцев или лиц без гражданства после того, как эти лица обращались со своими жалобами в россий­ские суды или иные компетентные органы, но не получили там соот­ветствующей защиты. Самостоятельно он правоохранительную дея­тельность не осуществляет .

Похожие статьи