Решении при рассмотрении материалов административного правонарушения. Административная деятельность полиции. Арест и выдворение

09.05.2020

Правонарушения в нашем государстве совершаются гораздо чаще, чем преступления. Существует ли какой-то особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Подготовка к рассмотрению дела

Рассмотрение дела о нарушении закона является основной стадией в судопроизводстве. Деятельность государственных органов носит здесь комплексный характер, который определяется необходимостью верно установить предмет административного нарушения. Подготовка к порядку рассмотрения дела об административном правонарушении фиксируется в статье 29.1 КоАП РФ. Эта статья содержит положения:

  • о компетенции суда, судьи, отдельного органа или должностного лица в установленной сфере;
  • о наличии обстоятельств, которые могли бы исключать сам факт рассмотрения дела судьей;
  • о правильности составленного административного протокола;
  • о наличии обстоятельств, смягчающих, отягчающих или исключающих производство;
  • о наличии отводов и ходатайств.

Здесь же могут быть выделены и многие другие обстоятельства по делу.

Процессуальные основания для рассмотрения дела

Процессуальная база для рассмотрения дела о правонарушении зафиксирована в статье 28.7 КоАП РФ. Основанием здесь является надлежащим образом оформленный протокол о нарушении права. Составляется такой документ уполномоченным должностным лицом. Выносится решение прокурора о возбуждении административного производства.

Прокурорский протокол направляется судье или другому лицу, в чьи обязанности входит рассмотрение дела. Максимальный срок передачи документа - трое суток.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении включает в себя судебное заключение. После передачи протокола в судебную инстанцию судья выносит решение об административном аресте, выдворении, штрафе или любом другом виде санкции.

Рассмотрение дела

При непосредственном рассмотрении дела наиболее полно и ярко раскрывается все содержание правоприменительной процедуры. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении обусловлен целенаправленностью задач и предметностью.

Что служит непосредственным предметом правоприменения в административном производстве? Согласно заключениям юристов, это конкретный случай. Здесь проявляется нормативно-правовая урегулированность общественных отношений и действенность юридических гарантий. Необходимо это для четкого и неукоснительного соблюдения законных интересов и прав граждан.

Что является целью рассмотрения дела? Согласно закону, это установление конкретных обстоятельств нарушения закона. Должны быть выяснены факты с последующим их оцениванием. В конечном итоге к виновному лицу применяются меры административного взыскания.

Согласно статьям 29.7-29.13 КоАП РФ, процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях включает в себя слушание дела, установление явки субъектов производства, проведение экспертизы (судебно-медицинской, лингвистической или другой) и вынесение соответствующего определения.

О материалах дела

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде состоит из множества различных этапов. Каждый этап подлежит обязательной регламентации. Большую роль играет процедура разъяснения участникам производства их обязанностей и прав. Обязательному рассмотрению подлежат ходатайства и отводы, поданные различными заявителями.

Нередко в ходе судопроизводства принимается заявление об отводе или самоотводе. Речь идет о ситуациях, когда судья или иное должностное лицо решает приостановить производство на определенный срок. Надо сказать, что причины для отвода должны быть очень веские. В противном случае появится риск неправильного вынесения постановления.

Порядок рассмотрения судом дел об административных правонарушениях включает в себя огромный бюрократический пласт. Разные бумаги формируются и регистрируются почти на каждом этапе судопроизводства. Однако самую важную роль играет конечный документ. Именно о нем будет рассказано далее.

Постановление по делу

Согласно КоАП, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления. Это нормативный акт, который обладает высшей правовой силой для всех участников судопроизводства. Нормы постановления императивны, то есть обладают обязательным характером. Существуют две основные формы постановления:

  • о прекращении делопроизводства;
  • о назначении наказания в виде административной санкции.

Постановление должно выноситься в следующих случаях:

  • появление исключающих вину факторов;
  • объявление устного замечания и освобождение привлеченного к ответственности лица;
  • передача дел прокурору, следственному органу, дознавателю или любому другому лицу, в чьи обязанности входит поиск признаков преступления.

По окончании делопроизводства постановление должно быть немедленно оглашено участникам судебного процесса. Копия документа передается ответчику.

Определение по делу

По результатам рассмотрения административного дела может быть вынесено определение. Это специальный документ, указывающий на некомпетентность судьи или иного должностного лица в отношении ответчика. Самый частый пример - порядок рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей. В процессе судопроизводства раскрывается все больше новых обстоятельств. Суд понимает, что ответчик совершил гораздо больше преступных деяний, чем указано в протоколе. Следовательно, и санкции за нарушения должны быть установлены более строгие. Компетенция представителей мирового суда не содержит вынесения наказания в виде ареста сроком более чем 3 года. Именно поэтому выносится определение - документ, указывающий на передачу делопроизводства другому органу. Нередко представленный документ выносится коллегиальным органом путем голосования. По итогу определение подписывается судьей.

Определение, постановление, протокол о нарушении - список итоговых судебных документов на этом не исчерпывается. Стоит также выделить представление - нормативный акт, в котором указываются условия и причины выявленного правонарушения. По сути, представление необходимо для дальнейшей профилактики преступлений закона. Часто документ выносится и при нарушении порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исключающие обстоятельства

Нередко судебные заседания заканчиваются вынесением постановления о самоотводе. Немалую роль в этом играют исключающие обстоятельства. Судья, члены коллегии, различные должностные лица не имеют возможности продолжить рассмотрение дела в случае обнаружения фактов следующего характера:

  • наличие косвенного, прямого или личного интереса в разрешении дела;
  • судья или какой-то работник судебного органа является родственником ответчика.

Как только представленные обстоятельства были обнаружены, дело передается в другую инстанцию. Сам судья или какое-то из должностных лиц принимают решение об отводе от дела.

О сроках рассмотрения дела

Официально установленный срок административного делопроизводства - 15 суток. Отсчет этого срока начинается в момент получения судьей протокола по делу и дополнительных материалов.

Столь краткий порядок рассмотрения дела об административного правонарушения может быть продлен. Однако решение о продлении должен принять сам судья, но только при наличии действительно веских причин. Выносится мотивированное определение судебного органа, в котором указываются требования к продлению срока не более чем на месяц.

Существует конституционная норма (статья 22), в которой указывается срок задержания лица за административное нарушение. Так, до вынесения судебного постановления гражданин не может находиться под административным задержанием сроком более чем 48 часов.

О стадиях расследования

Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Здесь все зависит от того, в какой общественной сфере было допущено нарушение закона и какая установлена степень тяжести. Решение о возбуждении делопроизводства принимается должностным лицом. Составляется протокол согласно статье 28.3 КоАП РФ. Исключение лишь составляют ситуации, когда дело возбуждается прокурором. В таком случае выносится постановление.

Сразу после возбуждения дела проводится расследование. Оно включает в себя экспертизу или иное процессуальное действие. Согласно закону, экспертиза реализуется далеко не всегда. В статье 28.7 КоАП РФ закреплены основные общественные сферы, в которых она необходима. Это экспортный надзор, валютное производство, охрана здоровья, налоговые или тарифные сборы, таможенное дело и многое другое.

Само расследование должно проводиться по месту совершения правонарушения. Максимальный срок расследования - один месяц. Все данные о проведенных работах вносятся в протокол, а в дальнейшем и в постановление.

Где рассматривается дело?

Предположим, что гражданин, официально проживающий в Московской области, совершает правонарушение в Калининграде. Где именно провинившегося гражданина будут судить? Согласно КоАП РФ, рассмотрение правонарушения допускается лишь в месте его совершения. Однако сам гражданин может подать ходатайство с прошением о проведении судебного заседания по месту жительства.

А что делать российским судам, если правонарушение совершил иностранный гражданин? В этом случае стоит руководствоваться международным договором, в котором указывается возможность рассматривать нарушения закона на территории чужого государства. Однако все представленные правила не распространяются на несовершеннолетних лиц. Об этом указано в статьях 20.22 и 6.10 административного Кодекса.

Продление срока изучения дела

Выше уже было указано, что срок административного правонарушения может быть продлен. Но какие на то должны быть причины? Закон говорит о случае, когда участники судопроизводство подают ходатайство о пересмотре дела. Это самый распространенный сценарий продления производства. Еще одна причина заключается в появлении новых обстоятельств. В таких случаях необходимо проведение дополнительного расследования сроком не более, чем на месяц.

Таким образом, безосновательное продления сроков запрещается. В Российской Федерации действует презумпция невиновности, согласно которой человек, чья вина не доказана в судебном порядке, считается невиновным. А невиновному человеку не очень хочется пребывать в заточении. Поэтому обязательно должны быть основания для продления делопроизводства, и касаться они должны самого ответчика.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в ГИБДД

Самая частая форма административного правонарушения связана с транспортом и правилами дорожного движения. Протоколы о нарушении составляются инспекторами ГАИ, после чего направляются либо в ГИБДД, либо в суд. Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях по ПДД?

Составленный инспектором протокол передается в региональное отделение ГИБДД, где должностные лица проводят объективное расследование. По итогу на водителя накладываются санкции: это, как правило, штраф или лишение профессионального права (вождение автомобилем). Нередко дело передается в мировой суд. В этой инстанции может быть вынесено решение об исправительных работах или административном аресте.

О правилах общения с сотрудниками ГАИ и защите своих прав составлено немало материалов. ПДД - довольно обширный сборник, который является, к тому же, частью КоАП. Если водитель уверен в своей правоте и не желает получать санкции, то он может обратиться к специалисту в области права.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.

Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

1. Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

2. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по находящемуся в его производстве делу об административном правонарушении, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

(часть 2 введена Федеральным законом от 02.07.2013 № 166-ФЗ)

Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица

1. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 166-ФЗ)

3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

1.1. В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.3 настоящей статьи.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 06.12.2011 № 409-ФЗ; в ред. Федерального закона от 09.03.2016 № 64-ФЗ)

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 258-ФЗ)

1.3. Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса и совершенном за пределами Российской Федерации, рассматривается по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 09.03.2016 № 64-ФЗ)

2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

(в ред. Федерального закона от 29.04.2006 № 57-ФЗ)

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 № 175-ФЗ.

5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 175-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 № 69-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

6. Дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

(часть 6 введена Федеральным законом от 05.06.2012 № 51-ФЗ)

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

(в ред. Федеральных законов от 30.04.2010 № 69-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 30.04.2010 № 69-ФЗ)

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 № 94-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 04.10.2010 № 263-ФЗ, от 02.06.2016 № 161-ФЗ)

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 № 126-ФЗ)

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

(часть пятая введена Федеральным законом от 09.05.2005 № 45-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.07.2010 № 171-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 № 210-ФЗ.

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 № 210-ФЗ, от 23.07.2010 № 175-ФЗ)

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;
2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
3) событие рассматриваемого административного правонарушения;
4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

(часть первая в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ)

1.1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;
2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса;
3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;
4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьей 19.7.13, частью 3 статьи 20.20 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 № 313-ФЗ, от 12.02.2015 № 17-ФЗ, от 30.03.2016 № 77-ФЗ, от 23.06.2016 № 207-ФЗ, от 03.07.2016 № 290-ФЗ, от 28.12.2016 № 510-ФЗ)

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 17.07.2009 № 160-ФЗ)

2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 № 225-ФЗ)

2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.09.2005 № 124-ФЗ; в ред. Федерального закона от 22.12.2014 № 437-ФЗ)

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

(абзац введен Федеральным законом от 11.07.2011 № 198-ФЗ)

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 № 410-ФЗ)

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2015 № 345-ФЗ)

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 № 398-ФЗ, от 11.07.2011 № 198-ФЗ)

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 № 195-ФЗ)

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 08.03.2015 № 41-ФЗ)

6. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 6 введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 175-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 № 33-ФЗ, от 08.03.2015 № 41-ФЗ)

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

(часть 7 введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 175-ФЗ)

8. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 8 введена Федеральным законом от 08.03.2015 № 41-ФЗ)

Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 404-ФЗ)

2. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 175-ФЗ)

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

(абзац введен Федеральным законом от 09.05.2005 № 45-ФЗ)

3. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.8, 20.9, 20.12 настоящего Кодекса, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.

4. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.9, 18.15, 18.17 настоящего Кодекса, в отношении организации, являющейся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, копия постановления о назначении административного наказания направляется в указанную саморегулируемую организацию.

(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 207-ФЗ)

5. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9 и частью 3 статьи 20.20 настоящего Кодекса, копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному примечанием к статье 6.9 настоящего Кодекса, либо о назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача направляется в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

(часть 5 введена Федеральным законом от 25.11.2013 № 313-ФЗ)

Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении

1. В определении по делу об административном правонарушении указываются:

1) должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;
2) дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;
3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;
4) содержание заявления, ходатайства;
5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;
6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

2. Определение по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

3. Определение по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим определение.

Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок

(введена Федеральным законом от 23.12.2010 № 381-ФЗ)

1. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

2. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, производится в порядке, установленном настоящей статьей.

3. Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.

4. Копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, определение по делу об административном правонарушении, копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, решение, принятые по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения направляются лицам, указанным в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебному приставу-исполнителю, органу, должностному лицу, исполняющим постановление, определение по делу об административном правонарушении, в случае подачи ими соответствующего заявления.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 № 294-ФЗ)

5. Копия вынесенного судьей определения об исправлениях, внесенных в постановление по делу об административном правонарушении, направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения.

Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

1. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

2. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Рассмотрение дела – наиболее важная стадия административного процесса, поскольку ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения. На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

· относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

· имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;

· правильно ли составлен протокол об административном правонарушении;

· достаточно ли имеющихся по делу материалов;

· имеются ли ходатайства и отводы;

· извещены ли участники процесса о времени и месте рассмотрения дела.

Статья 11.2 ПИКоАП устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Общий срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола и иных материалов.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола и других материалов дела, но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется процесс, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Исключения из общего правила устанавливаются для рассмотрения дел, по которым было проведено административное расследование (по месту нахождения органа расследования), дел о правонарушениях несовершеннолетних (по месту жительства лица, в отношении которого ведется процесс), дел об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством (по месту учета транспорта).

Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено: при назначении экспертизы – на срок проведения экспертизы; при утрате физическим лицом дееспособности – до назначения ему представителя; в случае болезни либо если имеются другие уважительные причины и если лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Рассмотрение дела возобновляется, если отпали основания для его приостановления.

Судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола либо прилагаемых материалов в пятидневный срок возвращает дело органу, направившему его для рассмотрения. После устранения недостатков дело вновь может быть направлено в орган, ведущий процесс. Срок в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела.

Судья, должностное лицо, ведущее процесс, направляет дело по подведомственности, если будет установлено, что его рассмотрение не относится к их компетенции.

При рассмотрении дела участие физического лица, в отношении которого ведется процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного обязательно. Дело может быть рассмотрено без их участия, если:

· физическое лицо признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;

· физическое лицо и законный представитель, извещенные надлежащим образом, уклоняются от участия в процессе и невозможно осуществить их привод. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на пять дней.

Участие представителя юридического лица, если статья КоАП предусматривает административную ответственность, обязательно, за исключением случаев, когда он уклоняется от явки либо юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Другие участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела, если судья или должностное лицо признают их участие необходимым.

Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности. Прежде всего, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в процессе, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники процесса по делу, выясняются причины неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Участникам процесса разъясняются их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства (ст.11.5 ПИКоАП).

Председательствующий коллегиального органа или судья обязан выяснить:

· было ли совершено административное правонарушение;

· виновно ли данное физическое лицо в его совершении;

· подлежит ли физическое лицо административной ответственности;

· имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

· причинен ли вред административным правонарушением;

· виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;

· подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица.

Могут учитываться и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В ходе рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического или представителя юридического лица, в отношение которых ведется процесс, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение прокурора. Данные процессуальные действия направлены на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности процесса по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом (в судебном заседании) ведется протокол. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать ПИКоАП (ст.11.7, 11.8). В нем указываются:

· место и дата заседания;

· время его начала и окончания;

· наименование и состав коллегиального органа (или каким судьей);

· секретарь судебного заседания;

· сведения о явке лиц, участвующих в процессе;

· данные о лице, в отношение которого ведется процесс;

· ход заседания;

· ходатайства участников процесса;

· разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей;

· указание на вынесенное постановление, разъяснение срока и порядка его обжалования;

· ознакомление с протоколом и разъяснение срока подачи на него замечаний.

После подписания протокола участники процесса в течение трех суток вправе представить свои замечания в отношении полноты и правильности его составления.

Рассмотрев дело, суд, орган, ведущий процесс, выносят постановление. В нем должны быть указаны:

· время и место вынесения постановления;

· фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица;

· состав коллегиального органа, вынесшего постановление;

· сведения о лице, в отношении которого ведется процесс;

· обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

· статья КоАП, предусматривающая административную ответственность;

· мотивированное решение по делу;

· срок и порядок обжалования постановления;

· размер имущественного ущерба, сроки и порядок его возмещения.

В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест (ст.11.9 ПИКоАП).

В постановлении по делу об административном правонарушении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, за которое в качестве взыскания предусмотрена депортация, при принятии должны быть решены вопросы: о сроке закрытия въезда в Республику Беларусь; о государстве, в которое депортируется иностранный гражданин или лицо без гражданства; о пункте пропуска через Государственную границу, в котором будет осуществляться депортация, дате и времени ее проведения; о порядке и сроке депортации.

Виды постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела об административном правонарушении;

3) о передаче материалов дела по месту работы, для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Постановление о назначении взыскания выносится в том случае, если виновность лица доказана, или если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, или отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечет за собой правовые обязанности по их исполнению как для правонарушителя, так и для государственных органов.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству участника процесса ему вручается копия постановления. В случае отсутствия лица при рассмотрении дела в течение трех дней копия должна быть ему вручена или выслана заказным письмом.

По делам, связанным с огнестрельным оружием и боеприпасами, копия постановления направляется соответствующему юридическому лицу для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.

Постановление о наложении взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях , достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов , а также из других государственных органов , органов местного самоуправления , от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц , сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дел о некоторых административных правонарушениях, которые определены ст. 28.1 КоАП РФ, являются также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия , органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.

Эти материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. В случае если рассмотревшее их должностное лицо отказало в возбуждении дела, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

    оформления предупреждения или с момента назначения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составлялся.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела прокурором, а также предусмотренных ст. 28.6 КоАП РФ случаев назначения административного наказания без составления протокола.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших , если они имеются;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ , предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются прежде всего должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о данных административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса.

Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти , их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ . Государственные органы, уполномоченные составлять протоколы о конкретных административных правонарушениях в дополнение к органам, рассматривающим дела об этих правонарушениях, указаны в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Перечень должностных лиц данных органов, уполномоченных составлять такие протоколы, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти .

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных некоторыми статьями КоАП РФ, вправе составлять: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума; члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ; инспектора Счетной палаты РФ; должностные лица государственных внебюджетных фондов.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки , предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ для административного расследования.

Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда (а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем 10 МРОТ), протокол об административном правонарушении не составляется. Уполномоченным на то должностным лицом оформляется предупреждение либо назначается и взимается административный штраф прямо на месте совершения административного правонарушения1. Однако если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения правонарушения, то протокол об административном правонарушении составляется и в этом случае.

В тех случаях, когда после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды , производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Такое решение принимается должностным лицом в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении отражаются:

  • дата и место составления определения;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;
  • повод для возбуждения дела об административном правонарушении;
  • данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца (а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев). По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол (или постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье , в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (или вынесения постановления). Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест , передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Стадия исполнения таких постановлений (решений) состоит из трех этапов:

  1. обращения к исполнению (в ст. 31.4 КоАП РФ говорится о приведении в исполнение);
  2. реального исполнения наказания , назначенного постановлением (решением);
  3. окончания исполнения постановления (решения).

Важный юридический вопрос — время вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. С этого момента лицо официально признается правонарушителем, считается виновным, привлекавшимся к . Постановление вступает в законную силу, если оно не было обжаловано в установленный ст. 30.3 КоАП РФ 10-дневный срок со дня вручения или получения лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим , их законными представителями копий постановления.

Окончание исполнения постановлений о назначении административных наказаний

КоАП РФ регламентирует два варианта окончания производства по исполнению постановления, а значит, и окончания всего производства по делу:

а) когда исполнение произведено в полном размере;
б) когда исполнение не производилось или произведено неполно в связи с наличием обстоятельств, названных в законе .

Если постановление исполнено в полном размере (штраф взыскан, конфискованные вещи изъяты, виновный отбыл арест и т. д.), орган, должностное лицо, осуществлявшие исполнение, обязаны произвести два формальных (технических) действия:

а) сделать в постановлении отметку о виде, размере, дате исполненного наказания ;
б) направить исполненное постановление органу, должностному лицу, судье , который его вынес.

В ч. 2 ст. 31.10 КоАП РФ названы основания, при наличии которых полностью или частично неисполненное постановление может быть возвращено судье, органу, должностному лицу, принявшему его.

Во-первых, называется такое обстоятельство, что по указанному в деле адресу виновное лицо не проживает, не работает, не учится или не находится юридическое лицо , на имущество которого может быть обращено взыскание.

Во-вторых, полностью или частично неисполненное постановление может быть возвращено субъекту, его вынесшему, если у лица, привлеченного к административной ответственности , отсутствует имущество, доходы , на которые может быть обращено взыскание. В этом случае к постановлению должны быть приложены: акт о несостоятельности гражданина или об отсутствии имущества; справка банка об отсутствии денег на счете юридического лица, частного предпринимателя ; документ о мерах, принятых для отыскания имущества, доходов у лица, подвергнутого административному наказанию .

В-третьих, полностью неисполненное постановление должно быть возвращено, если истек годичный срок давности приведения его к исполнению.

При рассмотрении вопроса о прекращении исполнения полностью или частично неисполненного постановления следует также иметь в виду, что исполнение должно быть прекращено также в случаях: смерти лица, привлеченного к ответственности; отмены постановления, вступившего в законную силу.

Исполнение постановлений о назначении административного штрафа

Порядок исполнения наиболее широко применяемого административного наказания — штрафа — регулирует ст. 32.2 КоАП РФ. Специфика этой санкции имущественного характера состоит в том, что она предполагает взыскание определенной денежной суммы. Эта сумма может быть внесена самостоятельно лицом, привлеченным к ответственности, сразу полностью или по частям, наличными или путем перечисления на банковский счет . Штраф может быть взыскан и принудительно, тоже полностью и по частям, из регулярно получаемых сумм или со счетов, а также путем обращения административного взыскания на имущество физического или юридического лица .

Если оштрафованное лицо в течение установленного законом срока не выполнит обязанность уплатить штраф, то судья (орган, должностное лицо), вынесший постановление, обращает постановление к принудительному исполнению.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок. За данное правонарушение наступает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток.

Исполнение постановлений о лишении специального права

Наиболее часто на практике лишаются права на управление автомототранспортных средств водители за нарушение Правил дорожного движения. Постановление судьи о лишении такого права исполняется органами внутренних дел. В основном этим занимаются должностные лица структурного подразделения ОВД - ГИБДД.

Постановление судьи о лишении права на управление трактором, самоходной машиной, другими видами самоходной техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием этой техники. К таковым в соответствии со ст. 23.35 КоАП РФ относятся органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, системы Министерства сельского хозяйства РФ.

В ст. 32.6 КоАП РФ говорится об изъятии у виновного документа, которым удостоверяется, что гражданину дано специальное право (на управление автомототранспортным средством, охоту).

Очевидно, что изъятие документа, подтверждающего право лица на управление транспортным средством, охоту, — лишь формальная часть карательного воздействия, содержащаяся в таком наказании , как лишение специального права. Главное же в том, что виновный на определенный срок лишается права заниматься определенным видом деятельности. А если он будет ею заниматься, то, независимо от того, изъят у него соответствующий документ или нет, его действия будут квалифицироваться как нарушение правил охоты, дорожного движения и т. д.

Соответственно исполнение постановления о лишении специального права предполагает последующий контроль за тем, чтобы наказанный не занимался соответствующей деятельностью.

О водителях-профессионалах, которые работают в таком качестве по найму в организациях, у частных лиц на переданных им или на своих транспортных средствах и были лишены права на управление, ГИБДД обязана сообщить по месту их работы об этом. Постановление о лишении водителя права на управление транспортными средствами является основанием для увольнения лица с работы или перевода его с его согласия на другую работу.

Часть 2 ст. 32.7 КоАП РФ содержит правило исчисления срока лишения специального права в тех случаях, когда документы на право управления транспортными средствами и охотничьи билеты не были изъяты, а виновные уклоняются от их сдачи после вступления постановления в законную силу. При таких условиях срок лишения специального права прерывается. Он начинает исчисляться со дня сдачи виновным или изъятия у него документа.

Очевидно, что применение специального правила исчисления сроков влечет неблагоприятные последствия для лица, уклоняющегося от исполнения наказания. Поскольку время до сдачи (изъятия) документа не включается в срок лишения права, общий (фактический) срок наказания становится больше, чем срок, названный в постановлении судьи. По существу, ч. 2 ст. 32.7 содержит «исполнительскую санкцию» для виновных, а значит, такая санкция не должна применяться, если лицо не уклоняется от выполнения обязанности, но из-за болезни, по другим уважительным причинам не могло своевременно ее выполнить.

Если лицо, ранее лишенное специального права за административное правонарушение , за новое административное правонарушение подвергнуто такому же наказанию, то срок исполнения нового наказания начинает идти со дня, следующего за днем окончания первого назначенного административного наказания .

Исполнение постановлений об административном аресте

Исполнение постановлений об административном аресте имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что постановление судьи об административном аресте исполняется немедленно после его вынесения, а значит, фактически вступает в силу немедленно после его вынесения.

Исполнение таких постановлений возложено на органы внутренних дел. ОВД обязаны обеспечить доставление наказанных в специальные помещения, содержание их там под стражей, питание и необходимые для проживания в закрытых помещениях условия. При размещении арестованных в камеры мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях. Арестованные содержатся в специальных приемниках или в специально оборудованных для этого камерах.

Перед водворением в камеру арестованные досматриваются сотрудниками ОВД одного пола с арестованным в присутствии двух понятых. У арестованных изымаются предметы и вещи , кроме одежды, обуви, носовых платков, очков, предметов личной гигиены и туалетных принадлежностей. Изъятое имущество подробно описывается в протоколе личного досмотра и досмотра вещей.

Лица, подвергнутые административному аресту, дактилоскопируются и фотографируются.

Арестованным запрещается хранить и употреблять спиртные напитки и наркотические средства, играть в карты и другие азартные игры. Им предоставлены права :

  • обращаться с просьбой о личном приеме к руководству специального приемника;
  • один раз за время ареста пользоваться телефоном для связи с родственниками продолжительностью до трех минут;
  • иметь спальное место и постельные принадлежности во время сна;
  • пользоваться настольными играми, читать газеты и журналы, слушать радио;
  • получать вещевые и продуктовые передачи;
  • на ежедневную часовую прогулку и др.

Срок отбывания административного ареста начинает идти с того часа, когда произведено административное задержание лица, а последнее на основании ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ исчисляется с момента его доставления в помещение соответствующего субъекта власти . Следует учесть, что срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления.

Если задержанный был освобожден из-под стражи до рассмотрения судьей дела, время задержания приплюсовывается к времени ареста. Если виновный был взят под стражу в зале суда , а ранее не задерживался в административном порядке, срок ареста исчисляется с того часа, когда гражданин фактически был взят под стражу.

Арест исчисляется сутками, начиная с часа, когда лицо было изолировано от общества . В срок ареста не включается время, когда виновный не находился под стражей (был госпитализирован, самовольно оставил место отбывания ареста и т. п.).

За самовольное оставление места отбывания ареста гражданин на основании ст. 20.25 КоАП РФ подвергается аресту на срок до 15 суток. Новый срок ареста добавляется к старому, он начинает идти сразу после окончания исполнения первого постановления об аресте.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении - это весьма важный нюанс, о котором должны знать все граждане. Ведь в России на законодательном уровне можно избежать некоторых обвинений или обжаловать их. Кроме того, важно осознавать, сколько будет рассматриваться то или иное дело. Далее будет рассказано все об изучаемой особенности. Какие варианты развития событий имеют место? Что вообще можно считать административным нарушением? Сколько оно будет рассматриваться в том или ином случае? Можно ли как-то продлить или ускорить данный период? Ответив на все поставленные вопросы, удастся в полной мере прояснить ситуацию. В действительности все не так уж и трудно. Особенно если внимательно изучить законодательные акты РФ.

Административное нарушение - это...

Знать, какой срок рассмотрения дела об положен при тех или иных обстоятельствах, необходимо всем гражданам. Но перед этим придется уяснить, о каких нарушениях идет речь.

В Российской Федерации предусматривается несколько типов ответственности. Речь идет об административных и уголовных делах. Принято считать, что уголовное дело - это высшая мера наказания. же собой представляет что-то вроде "мягкой" меры пресечения повторного нарушения. Зачастую она выражается в виде штрафов.

Административным правонарушением является деяние, за которое по закону установлена административная ответственность. Отличается подобное действие/бездействие тем, что фактически оно не наносит существенной опасности окружающим. Некоторые действия могут признаваться как нарушением, так и преступлением.

Признание виновным

Какой срок рассмотрения дела об административном правонарушении? Ответить на этот вопрос предстоит чуть позже. Сначала придется понять, в каком случае человек или предприниматель является виновным в конкретном нарушении административного кодекса.

Дело все в том, что по установленному законодательству (статья 2.1) юр. лицо является виновным в нарушении, если было доказано, что организация могла соблюдать нормы поведения, но лицо ничего не предприняло для этого.

То же самое касается и обычных граждан. Если было доказано то или иное нарушение административного характера, человек признается виновным. Ничего трудного или особенного в этом нет.

Для признания виновным в административном нарушении необходимо провести специальное расследование. В ходе него изучаются все материалы и обстоятельства, предшествующие событию. Как итог - выносится то или иное решение. Именно поэтому важно понимать, сколько составляет срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении.

Общепринятые сроки

На самом деле все проще, чем кажется. Разобраться в поставленном вопросе поможет соответствующий кодекс (см. изображение ниже). В нем прописана продолжительность рассмотрения дел, а также условия для продления оного.

На сегодняшний день рассчитывать приходится приблизительно на пятнадцать дней. Дело все в том, что срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет 15 суток. Отсчет времени начинается с момента получения протокола о тех или иных деяниях. Возможно получение материалов-доказательств, сделанных при помощи современной технической аппаратуры, способной вести фото и видеозапись. Например, с камер "безопасный город".

На практике именно такая продолжительность имеет место. Принято считать, что административные дела рассматриваются не более двух недель. Это максимальное время, за которое может быть решен вопрос. Можно надеяться, что дело будет рассмотрено быстрее. Этот фактор нельзя назвать точным, все зависит от нагрузки на тот или иной орган.

В суде

Следующий этап, который нужно внимательно изучить, это рассмотрение дел в суде. Нередко даже незначительные нарушения административного характера передаются судебным органам. Важно понимать, что исследование оных будет иметь иную продолжительность.

Срок рассмотрения судом дела административном правонарушении на сегодняшний день составляет 2 месяца. Началом отсчета считается момент получения протокола или ходатайства о совершении нарушения. Именно такая продолжительность указана в КоАП, в статье 29.6.

Как и в прошлом случае, суд способен принять то или иное решение быстрее. Но на практике подобные ситуации - редкость. Рассчитывать на быстрое рассмотрение дела не следует. При обращении в инстанции для защиты собственных прав и свобод всегда во внимание принимают максимальную продолжительность работы с теми или иными документами.

Продление

Как уже было сказано, при определенных обстоятельствах можно продлить срок изучения правонарушений административного характера. Эта мера на практике встречается не слишком часто.

Продление срока рассмотрения дела об административном нарушении в России по установленным законам осуществляется расследующим органом или судом. Для этого необходимо соблюдать некоторые условия. Какие именно?

Например:

  1. Продление имеет место, если участники дела подают ходатайство о пересмотре нарушения. Это весьма распространенный сценарий, по которому могут развиваться события.
  2. При необходимости дополнительного расследования или изучения новых обстоятельств. Если установленные ранее сроки не соблюдаются, то суд или рассматривающий нарушение орган имеет право на дополнительное расследование.

Безосновательно изучать нарушения нельзя. Обязательно должна быть веская причина для воплощения задумки в жизнь.

Судья или изучающий дело орган имеет право на продление срока рассмотрения дела об административном правонарушении на тот или иной период. Если того потребует ситуация и обстоятельства. Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении может быть продлен не больше, чем на 1 месяц. Для данного события требуется вынесение мотивированного определения.

Особые дела

Следует обратить внимание на то, что российское законодательство имеет огромное количество особенностей и нюансов во всех своих направлениях. Даже при изучении тех или иных нарушений. И административные дела не являются исключением. О чем необходимо помнить каждому человеку.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении при определенных обстоятельствах составляет пять суток с момента вручения протокола. Продление данного периода по закону не предусматривается. Речь идет о делах, связанных с нарушениями по статьям Кодекса об административных правонарушениях:

  • 5.1-5.25;
  • 5.58;
  • 5.69;
  • 5.45-5.52.

Именно такие ограничения действуют на сегодняшний день в России. Иного не дано. Об этом обязан помнить каждый гражданин.

Арест и выдворение

Все перечисленные особенности и нюансы не являются единственными в своем роде. Разные нарушения рассматриваются разное время. Это нормальное явление. Срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении может быть очень маленьким. Значительно меньше указанных ранее ограничений.

Речь идет о ситуациях, при которых на гражданина налагается или выдворение за пределы территории. Сколько тогда составляет срок рассмотрения дела об административном правонарушении? На законодательном уровне установлено ограничение в один день. Это значит, что при необходимости выдворения или наложения административного ареста, дело будет рассмотрено за сутки с того момента, когда был получен протокол или доказательства деяния.

Исключение составляют случаи, при которых в нарушении участвует уже задержанное лицо. Тогда срок рассмотрения дела об административном правонарушении будет составлять два дня. А точнее, не больше сорока восьми часов. Отсчет следует начинать с момента задержания нарушителя.

Приостановление деятельности

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении (ПДД или любой другой случай - не так важно) уже были рассмотрены. Практически все возможные варианты развития событий стали известны. Осталось принять во внимание последние особенности изучаемой темы.

Например, некоторые нарушения предусматривают приостановление деятельности компании или гражданина. Изучение подобных дел - это не что иное, как последняя особенность. Какой срок рассмотрения дела об административном правонарушении будет положен, если деятельность фирмы была временно приостановлена?

На такие события отводится неделя. Если точнее, то 7 дней с момента прекращения деятельности и рабочего процесса компании. Также следует учесть, что приостановление деятельности на время будет в конечном итоге засчитываться в административное наказание.

Срок обращения

Пожалуй, все возможные расклады были изучены. На самом деле все не так уж и трудно! Если хорошо разбираться в законах РФ, можно с точностью сказать, сколько будет отведено на изучение того или иного нарушения административного характера.

Обратите особое внимание на срок, когда вы можете обратиться в суд после правонарушения. В течение какого времени можно привлечь виновного к ответственности?

Существуют разные случаи. Все зависит от обстоятельств. На сегодняшний день следует опираться на то, что срок давности рассмотрения дела об административном нарушении оставляет:

  • 2 месяца при большинстве нарушений;
  • 1 год - если в виде наказания полагается дисквалификация или если нарушение длящееся.

Исчисление оного начинается либо с момента получения ходатайств на пересмотр нарушений, либо при наличии протокола о возбуждении дела, либо с момента непосредственного совершения преступления.

Соответственно, по установленным на сегодняшний день правилам срок рассмотрения дела об например) составляет 12 месяцев. Ничего трудного для понимания нет. Достаточно просто классифицировать совершенное деяние.

О нарушении сроков

Одной из важнейших проблем в законодательстве является нарушение сроков рассмотрения дела об административном правонарушении. Подобное явление необходимо рассмотреть как можно внимательнее, и уделить этому процессу немного своего внимания. Дело все в том, что подобное деяние нарушает права человека на защиту своих свобод и интересов в суде, что подробно описано в Конституции.

Следует отметить, что рассматривающий дело орган обязан предпринимать всевозможные действия для устранения неоправданного нарушения. Как уже было сказано, некоторые сроки изучения нарушений могут быть продлены, но лишь при наличии веских оснований.

Если было доказано, что срок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен безосновательно, рассматривающий орган или судью привлекают к дисциплинарной ответственности. Его могут даже досрочно лишить полномочий.

К сожалению, сегодня все чаще и чаще встречаются административные нарушения. В связи с этим растет число дел, которые рассматриваются без соблюдения установленных ограничений.

Как себя вести

Что делать, если гражданин подозревает, что срок рассмотрения дела об административном нарушении составляет меньшее количество времени, чем сообщил рассматривающий деяние орган?

Вариантов несколько. Можно либо жаловаться в вышестоящие инстанции, подкрепляя свое недовольство законодательством страны, либо просто ждать. Как показывает практика, именно второй случай наиболее оптимален. Как уже было сказано, рост числа административных нарушений приводит к увеличению ожидания удовлетворения тех или иных жалоб.

Итоги и заключения

Отныне понятно, сколько длится срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении. Придется обращать внимание на многочисленные особенности совершенного деяния. Только так удастся установить максимальную продолжительность изучения дела.

Некоторые ситуации позволяют продлить административное расследование. На практике подобные случаи встречаются не слишком часто. Ведь для них должны обнаружиться веские основания.

Чаще всего дела административного характера рассматриваются 5-15 суток. Именно на подобные ограничения рекомендуется обратить внимание.

Похожие статьи