Судебная практика по обжалованию постановлений административной комиссии. Обжалования постановления административной комиссии по административному делу. Какие могут быть результаты обжалования

20.05.2020

Административные правонарушения — весьма обширная группа неправомерных деяний. Привлечь гражданина к ответственности можно лишь в тех случаях, которые указаны в КоАП РФ. При этом такие противоправные действия, как нарушение режима тишины, курение в общественных местах или мелкое хулиганство, не влекут за собой судимости. Как правило, лица, совершившие подобные нарушения, наказываются предупреждением, штрафом, лишением прав и другими санкциями.

Часто возникают ситуации, когда обвиняемый не согласен с наложенным на него штрафом. Специально для таких случаев законодательство предусматривает порядок обжалования постановления административного правонарушения. В данной статье мы расскажем, как оспорить неправомерное наказание в суде, а также как составить соответствующую жалобу и куда ее подать.

Основания для претензии

Постановления должностных лиц многих контролирующих органов можно обжаловать как в судебном, так и досудебном порядке. В первую очередь стоит отметить, что срок на подачу жалобы строго ограничен и составляет 10 дней с момента подписания акта . В противном случае, если данный срок пропущен, восстановить его непросто. Для этого придется приложить к жалобе ходатайство о его восстановлении. Важно понимать, что восстановление этого периода возможно лишь при наличии уважительных причин, например, болезни или командировки.

Каждый нарушитель имеет право обжаловать незаконные действия и акты, но для этого должны быть весомые основания. В судебной практике к таким причинам относят:

  • Отсутствие состава правонарушения;
  • Недееспособность обвиняемого лица;
  • Действие в состояние крайней необходимости;
  • Отмену закона, устанавливающего административную ответственность;
  • Издание акта амнистии по конкретному делу;
  • Истечение рока давности административной ответственности;
  • Неполное выяснение существенных обстоятельств для вынесении постановления.

Инфо

Подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении могут не только лица, в отношении которых проводится разбирательства. Это могут сделать и их официальные представители или же люди, получившие физический, моральный или имущественный вред, то есть, потерпевшие граждане.

Порядок обжалования

Как уже было сказано выше, обжаловать постановление можно сразу в нескольких инстанциях. Это значит, что претензия может быть подана в вышестоящий орган или лицу, уполномоченному рассматривать подобные жалобы. К тому же, вы можете сразу, без попытки мирного урегулирования ситуации, обратиться в суд. Однако имейте в виду, что подача судебной жалобы – трудозатратный, но при этом наиболее эффективный способ отстоять свои права. Независимо от того, какую инстанцию для обращения выбрали лично вы, рекомендуем соблюдать следующий порядок действий:

  • Получить постановление о правонарушении;
  • Определить орган, уполномоченный рассматривать вашу жалобу;
  • Составить письменную претензию;
  • Подать жалобу вышестоящему лицу;
  • Обратиться в районный суд;
  • Дождаться результатов рассмотрения жалобы.

Выбирая инстанцию для обращения, определите, кто вынес вам постановление. Если акт был составлен уполномоченным лицом на месте правонарушения, вы можете обратиться к его руководителю. Но при обжаловании судебного решения имеет смысл обращаться в судебный орган вышестоящей инстанции. Обратите внимание, что во всех этих случаях уплата госпошлины за подачу жалобы не требуется. К заявлению необходимо приложить копию постановления и другие документы, которые послужили основанием для обращения в суд. Не забудьте сделать к опию самой жалобы, а также оформить доверенность на своего представителя.

Структура и образец заявления

Если вы решили жаловаться в суд, имейте в виду, что юридически грамотно составленная жалоба значительно упростит процедуру ее рассмотрения. В большинстве случаев оформить подобное обращение совсем не сложно. Вы можете поручить это дело профессиональному юристу или составить претензию самому – достаточно соблюдать всего лишь несколько требований. Итак, жалоба на постановление об административном правонарушении должна содержать следующие пункты:

  • Сведения о заявителе и заинтересованном лице. Здесь должны быть указаны ФИО, адрес проживания и телефон участников дела;
  • Данные судебной инстанции. В шапке документа наименование суда, место его положения, а также ФИО судьи;
  • Заголовок. Данный документ должен носить название — «Жалоба на постановление об административном правонарушении»;
  • Описательную часть. В основной части жалобы изложите суть своего заявления. Опишите само правонарушение и укажите наказание, которое последовало за выдачей постановления. Сразу после этого укажите номер акта и отметьте причины, по которым вы считаете его незаконным;
  • Судебные требования. Здесь вы можете указать отмену постановления, а также прекращение производства по вашему делу или же его пересмотр. Кроме того, у вас есть право направить дело по подведомственности в другой уполномоченный орган;
  • Перечень приложений. Перечислите все документы, которые прилагаются к вашей жалобе и по возможности укажите их реквизиты;
  • Дату составления заявления и подпись заявителя.

При составлении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении руководствуйтесь статьями 30.1, 30.2, 30.3 и 30.7 КоАП РФ . Вы можете подать заявление лично или поручить дело своему представителю, но учтите, что для этого вам понадобится специальная доверенность. К тому же, заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае срок рассмотрения жалобы будет исчисляться с даты, указанной на почтовом штампе.

Сроки рассмотрения

Суд рассматривает подобные заявления относительно недолго. Так, чтобы принять окончательное решение, ему понадобится 10-14 дней , в зависимости от сложности вашего дела. По итогу рассмотрения претензии суд выносит решение – удовлетворить ее или отклонить. Если вы столкнулись с отказом, у вас есть право обжаловать его в вышестоящей судебной инстанции в течение 10 дней с момента получения официального уведомления. Но надеяться на максимально удачный исход событий стоит лишь в том случае, если вы уверены, что грамотно изложили все требования и сослались при этом на все необходимые нормы законодательства.

Федеральный судья... суда... Алямшина *.*.,

рассмотрев административный материал в отношении Перепечкина Аркадия Дата обезличенаг. рождения, уроженца... района..., пенсионера, не работающего, зарегистрированного по адресу пер.7-й Сквозной,д.7, на Постановление административной комиссии администрации... МО «Город Астрахань» от Дата обезличенаг.,

Установил:

Постановлением административной комиссии... МО «Город Астрахань» от Дата обезличенаг. Перепечкин *.*. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 10 п.4 Закона АО « Об административных правонарушениях», наказание назначено в виде штрафа в размере 500 руб.

Не согласившись с данным Постановлением, Перепечкин А.А обратился в суд с жалобой, в которой просит объективно разобраться в сложившейся ситуации, ссылаясь на то, что проживает в частном доме, бытовой мусор утилизирует в бане, пищевые отходы идут на корм домашней живности. Договор на вывоз мусора со спецавтохозйством никто не предлагал заключить. На заседание административной комиссии не явился по состоянию здоровья, в связи с заболеваниями глаз и онкологическим заболеванием. В один день получил сразу Постановление о возбуждении производства из прокуратуры и копию постановления о наложении штрафа из администрации. Полагает, что законодательство не нарушал, поскольку содержит прилегающую к домовладению территорию в чистоте.

В суд Перепечкин *.*. не явился, просил рассмотреть жалобу без его участия по состоянию здоровья.

Изучив административный материал, жалобу Перепечкина *.*.. прихожу к следующему:

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на Постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого оно вынесено

об отмене постановления и прекращении производства по делу;

Пункт 4 статьи... « Об административных правонарушениях» предусматривает ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил уборки и содержания территорий городов и других населенных пунктов.

В соответствии с Решением Городского совета... утверждении Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в... от 1 июля 2003 г. N 51:

Санитарное содержание (очистка) дворовых территорий включает в себя уборку и вывоз мусора, твердых бытовых и крупногабаритных отходов. Все виды отходов и мусора должны собираться в специальные мусоросборники (контейнеры и бункеры - накопители), которые устанавливаются в необходимом количестве в соответствии с нормами накопления на контейнерных площадках, имеющих водонепроницаемое покрытие. Контейнеры должны быть окрашены, оборудованы крышками, указана маркировка владельца.

Контейнерные площадки и подъезды к ним должны иметь водонепроницаемое покрытие, свободный и удобный подъезд для спецтранспорта, располагаться на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров от жилых домов, детских учреждений, спортивных и детских площадок и мест отдыха населения и иметь ограждение, в том числе из зеленых насаждений.

Граждане, проживающие в индивидуальных жилых домах (частном секторе), обязаны заключать договор со специализированными организациями или частными предпринимателями, имеющими право на выполнение работ по вывозу и утилизации твердых и жидких бытовых отходов, либо приобретать в специализированной организации талоны для самостоятельной утилизации отходов на городском полигоне для захоронения твердых бытовых отходов.

Таким образом, предполагается альтернатива в выборе способа организации вывоза ТБО гражданами, проживающими в индивидуальных жилых домах.

В соответствии с п. 2.2.3 Правил, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок, а также от мест отдыха населения на расстояние не менее 20, но не более 100 метров.

Размещение мест временного хранения отходов согласовывается с главным управлением архитектуры и градостроительства администрации города и санитарно-эпидемиологической службой города.

В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссией (с участием представителей главного управления архитектуры и градостроительства администрации города, санитарно-эпидемиологической службы города, жилищно-эксплуатационной организации). Акт комиссии утверждается районной администрацией.

В связи с тем, что домовладение Перепечкина *.*. расположено в районе сложившейся застройки, администрацией не представлено заключение комиссии с участием указанных муниципальных служб о возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, не выяснены сведения о наличии талонов для самостоятельной утилизации ТБО..

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельства дела в их совокупности.

Статьей 1.5 КоАП установлена презумпция невиновности:

лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу Постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;

лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;

неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1. КоАП РФ, административное правонарушение признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического, за которое КОАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как установлено при рассмотрении материала, в соответствии с Правилами благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в... все виды отходов должны собираться в специальные мусоросборники (контейнеры), которые устанавливаются в необходимых количествах на контейнерные площадки. Контейнерные площадки и подъезды к ним должны иметь свободный и удобный проезд, располагаться на расстоянии не менее 20 метров, но и не более 100 метров от жилых домов. Однако, администрацией города и района данные контейнерные площадки не размещены в установленных границах.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:1) отсутствие событие административного правонарушения,2) отсутствие состава административного правонарушения,..

Вина в предъявленном правонарушении не установлена и не доказана.

документы, подтверждающие вину Перепечкина *.*. отсутствуют.

При таких обстоятельствах Постановление административной комиссии подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении необходимо прекратить за отсутствием в действиях Перепечкина *.*. состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1.5., 2.1., 2.4.,24.5, 30.2, 30.3, 30.7 КоАП РФ, ст.... « Об административных правонарушениях «, судья

Отменить Постановление административной комиссии... МО «Город Астрахань» от Дата обезличенаг. в отношении Перепечкина Аркадия

Прекратить производство об административном правонарушении в отношении Перепечкина Аркадия за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 10 п.... « Об административных правонарушениях»

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд.

Федеральный судья Алямшина *.*.

Если все же было вынесено постановление о наложении на предпринимателя либо организацию в виде наложения административного штрафа или об административном приостановлении деятельности. Как поступать в случае несогласия с вынесенным постановлением? Обратимся к ст. 30.1 КоАП РФ. Данная статья Кодекса об административных правонарушениях гласит, о том, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Таким образом, не согласный с должностным лицом, наложившим на предпринимателя ответственность или с размером самого штрафа предприниматель имеет полное право подать соответствующую жалобу в прокуратуру, в суд или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

При этом немедленно обжаловать постановление

1) вынесенное судьёй - необходимо в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа, или по месту регистрации вашей организации;
3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

Для предпринимателя важно знать, а главное уметь применять на практики норму ч. 4 ст. 30.11 КоАП РФ. Указанная норма поясняет о том, что на вступившие в законную силу постановления, решения по делам об административных правонарушениях могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ, но уже в соответствии с арбитражным законодательством. Если следовать смыслу ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ пересмотру в таком порядке подлежат постановления по делу об административном правонарушении, совершенные юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также решения, принятые на постановления.

Заочно вынесенное постановление будет признано недействительным. Допустим, в протоколе по делу об административном правонарушении, проверяющий вам указал явится на рассмотрение дела в административную комиссию через 10 дней. Вы заявили ходатайство о временном отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении вас. Производство по делу в отношении вас временно приостанавливается. Затем должностное лицо административной комиссии высылает по почте вам повестку с требованием явится на рассмотрение дела в комиссию, или же вызывает вас непосредственно сам суд, но возможно вы своевременно не получили повестку, а значит и небыли надлежащим образом уведомлены о своевременном месте и времени рассмотрении дела. В случае, когда вы своевременно не были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, а постановление вынесено, тогда оно подлежит немедленному обжалованию, поскольку вынесено с нарушением ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

При выборе инстанций по обжалованию постановления, также как и по обжалованию неправомерных действий и решений должностных лиц органов власти, эффективней всего обратится одновременно в вышестоящий орган, «если решение вынесено судьей, тогда в вышестоящий суд», в прокуратуру, или в суд.

Государственным органам и должностным лицам, решение которых обжалуется, будет сложнее скрыть допущенное нарушение. Практика показывает, что вышестоящие инстанции, в целях профилактики по оценке законности работы собственной системы, берут подобные случаи (на учет). Для предпринимателя также несомненным плюсом будет получение информации о рассматриваемом деле из нескольких источников и внимание компетентных государственных органов к должностным нарушителям.

При этом КоАП РФ, формально разрешает возможную коллизию, связанную с поступлением одновременно жалобы в суд и вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган). Так, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает суд. На практике бывали случаи, когда лицо привлекаемое к административной ответственности, направляло жалобы сразу в несколько органов, в том числе и суд. При этом по результатам обращения были получены разные ответы.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражном суде в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Для правильного составления жалобы предприниматель должен хорошо владеть нормами права, указать в жалобе причины необоснованности или незаконности постановления по делу. Как правило, составление жалобы не под силу рядовому предпринимателю и фирме с небольшим штатом, поэтому с этим вопросом лучше обратиться к юристу, специализирующимся на подобных делах, но именно к специалисту в области административного права.

Важно знать, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления и государственной пошлиной не облагается. Оплатить госпошлину придется в дальнейшем, в случае обжалования постановления, в кассационном порядке (вышестоящем суде).

Лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении и принявшее по нему постановление, должно направить копию такого постановления правонарушителю в течение трёх дней. Часто бывает, что плохая работа канцелярии органов, рассматривающих такие дела, и почтовая служба, не то что в субъектах, но и в г. Москва, делает невозможным получение постановления в установленный законом срок. В отдельных, совсем уж печальных случаях, предприниматель получал жалобу утром того дня, когда должен подать жалобу, и у него на её подготовку оставалось не более нескольких часов.

Если на ваш адрес пришло постановление по почте, то ни в коем случае не выбрасывайте конверт со штемпелем, в котором стоит дата получения, или, если уже получили постановление, лично требуйте, чтобы на нем обязательно указали дату вручения. Это даст вам повод для восстановления пропущенного 10 - дневного срока на обжалование. Кроме того, в настоящее время, в судах образуются большие очереди на прием к секретарю суда или судье, для подачи жалоб и заявлений, что во многом физически затрудняет подать ее напрямую. Поэтому целесообразно направлять жалобу по почте. При этом, десятидневный срок на обжалование постановления прерывается с момента подачи жалобы по почте. Суд учитывает 10 - дневной, процессуальный срок обжалования по следующим фактам. От даты, с момента получения на руки копии вынесенного постановления, о привлечении лица к административной ответственности. Как правило на основании указанной даты и подписи лица в постановлении, привлеченного лица к ответственности. Затем, день отправление жалобы на постановление по почте в адрес суда. Доказательством, о своевременной отправки в рамках 10 -дневного срока будет являться дата указанная на конверте со штемпелем, в котором отправлена жалоба.

Согласно ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ восстановление десятидневного срока обжалования возможно по заявлению жалобщика. Однако, до сих пор в юридической практике не существует единого мнения по поводу оснований для восстановления пропущенного процессуального срока. Этот спорный вопрос еще не решен. Пока это отнесено на усмотрение должностного лица, которое ведет производство по административному делу.

Предпринимателям всегда стоит помнить и то, что постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Обратимся к ч. 1 и ч. 3 статьи 30.11 КоАП РФ, которая устанавливает, что вступившее в законную силу решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов на постановления по делу об административном правонарушении могут быть опротестованы прокурором субъекта РФ или его заместителем. Такие протесты приносятся на имя председателя суда соответствующего субъекта. Для этого необходимо подать соответствующему прокурору жалобу. Подача такой жалобы осуществляется непосредственно в прокуратуру субъекта РФ, или в вышестоящую Генеральную Прокуратуру РФ.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении учитываются основания принесения протестов на решения по жалобам или протестам на постановления по делу об административном правонарушении. Такими основаниями является несоответствие решений процессуальным требованиям, закрепленным в статьях 30.6 и 30.7 КоАП РФ. В числе приведенных оснований, также является неправильное применение норм материального права, т. е., назначение не соразмерного наказания или квалификация вовсе иного правонарушения.

Основаниями для принесения протеста прокурора является:

1) рассмотрение жалобы (протеста) в отсутствие вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц, в случае когда их явка имеет существенное значение для принятия решения;
2) участие в рассмотрении жалобы (протеста) лиц, не имеющих на то полномочий;
3) непринятие мер к отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, в случае когда постановление вынесено неправомочным должностным лицом;
4) нарушение требования о единоличном рассмотрении жалобы или протеста;
5) проверка дела не в полном объеме;
6) оставление постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения, в то время как необходимо было принять иное основанное на законе решение;
7) принятие решения об отмене постановления и о прекращении производства по делу в отсутствие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также в случае неправильного вывода о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое (опротестованное) постановление;
8) вынесение решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение при отсутствии фактических доказательств существенного нарушения предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований, которые не позволяли бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также, когда не может быть применен закон об административном правонарушении, влекущий назначение более строгого административного наказания;
9) отсутствие в решении сведений предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ;
10) рассмотрение жалобы (протеста) по существу, в то время как необходимо было вынести определение о передаче их на рассмотрение по подведомственности.

Жалоба предпринимателя или протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении должны быть рассмотрены судом или должностным лицом, вынесшим такое постановление, в течение десяти дней со дня их поступления. При этом соответствующий орган, рассматривающий жалобу или протест прокурора, должны проверить законность и обоснованность соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Это означает, что проверяются компетенция органа, вынесшего постановление, наличие доказательств по делу, правильность их оформления документирования, обоснованность размера применяемых санкций (штрафа) и т.д. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Орган, рассматривавший жалобу или протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, может вынести одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, наличие является основанием для прекращения дела (ст.ст. 2.92, 24.5 КоАП РФ), а также при недоказанности обстоятельств обвинения, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Если при рассмотрении жалобы или протеста будет установлено, что лицо или орган, принявший постановление по делу об административном правонарушении, не был уполномочен рассматривать такое дело, соответствующее незаконное постановление отменяется, а дело направляется на новое рассмотрение в соответствующий компетентный орган. В любом случае о результатах рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении должно быть в трёхдневный срок сообщено и предпринимателю и прокурору. Конечно же, лучше всего предпринимателю присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении, также как и при проведении проверки с диктофоном или портативной камерой. Поверьте, там иногда можно услышать больше глупостей чем от лиц проводивших проверку. Если у предпринимателя по тем или иным причинам нет такой возможности присутствовать, то ему всё равно в течение трёх дней должны выслать копию постановления по делу.

Действия по обжалованию постановления должны быть следующими:

1). При вынесении постановления органом административной юрисдикции района, обжаловать в вышестоящем органе административной юрисдикции субъекта РФ, опротестовать в районной Прокуратуре, или обжаловать, в Арбитражном суде субъекта РФ.
2). При вынесения постановления органом административной юрисдикции субъекта РФ, обжаловать в Министерстве Российской Федерации, в Федеральном Агентстве, опротестовать в Прокуратуре субъекта РФ, или в Арбитражном суде субъекта РФ.
3). Решение по жалобе арбитражного суда субъекта РФ, обжаловать в вышестоящем Арбитражном суде, по Федеральному округу, вплоть до ВАС РФ.
4). По факту грубого нарушения прав физических или юридических лиц, в случае если это имеет массовый характер, или бездействует орган власти уполномоченный рассматривать жалобы, а также, если ранее ваша жалоба была оставлена без удовлетворения: в законодательное собрание субъекта РФ, или профильный комитет Государственной Думы ФС РФ.

Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)

Общие положения

1. Что можно обжаловать?

Исходя из ст.30.1 , 30.9 , 30.10 , 30.12 КоАП РФ можно обжаловать:

1) Постановления по делу об административном правонарушении, не вступившие в законную силу;

2) Постановления по делу об административном правонарушении, вступившие в законную силу;

3) Последующие решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении;

4) Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

2. Кто имеет право на обжалование постановления по делам об административном правонарушении, не вступившего в законную силу?

Правом на обжалование обладают лица, указанные в ст.30.1 КоАП РФ , а именно:

1) Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст.25.1 КоАП РФ);

2) Потерпевший (ст.25.2 КоАП РФ);

3) Законные представители физического лица и юридического лица (ст.25.3 -25.4 КоАП РФ);

4) Защитник и представитель (ст.25.5 КоАП РФ);

5) Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (ст.25.5.1 КоАП РФ).

2.1. Обладает ли прокурор правом принесения протеста на постановление по делам об административном правонарушении (ПДАП)?

Да, в соответствии со ст.30.10 КоАП РФ прокурор вправе приносить протесты на:

1) Не вступившее или вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении;

2) И (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление

2.2. Обладает ли лицо, уполномоченное законом составлять протокол об административном правонарушении, правом на обжалование постановления (ПДАП), вынесенного судьей?

Да, согласно ч.1.1 ст.30.1 КоАП РФ такое лицо вправе обжаловать ПДАП, вынесенное судьей, в вышестоящий суд. Но это право касается только постановлений, не вступивших в законную силу. Если постановление уже вступило в законную силу, то подобное право у такого лица отсутствует (ст.30.12 КоАП РФ).

3. Куда обжалуются постановления по делам об административном правонарушении, не вступившие в законную силу?

Все зависит от лица или органа, которым вынесено постановление (ст.30.1 КоАП РФ):

Судьей - в вышестоящий суд (например, мировой судья вынес постановление, обжалование осуществляется в районный суд);

Коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

Должностным лицом - вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган либо в районный суд по месту рассмотрения дела (военнослужащие - в гарнизонный военный суд). То есть в данном случае предоставлено право выбора, куда подавать жалобу.

Постановление (ПДАП), вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела;

Внимание!

Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то согласно ч.2 ст.30.1 КоАП РФ жалоба рассматривается судом.

3.1. Когда дело об оспаривании решения административного органа подведомственно арбитражному суду, а когда суду общей юрисдикции?

Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а именно в порядке, установленном § 2 гл.25 АПК РФ . К сожалению, на практике нет четкого понимания, какие все-таки дела подведомственны арбитражным, а какие судам общей юрисдикции.

Частично ответ на вопрос о том, какие дела подведомственны будут судам общей юрисдикции, дан в п.33 Постановления ВС РФ N 5 , а также в ответе на вопрос 10 Раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014).

В суд общей юрисдикции обжалуются постановления и решения по делам об административном правонарушении, если объективная сторона правонарушения направлена на нарушение или невыполнение норм законодательства в сфере:

а) санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

б) в области охраны окружающей среды и природопользования;

в) безопасности дорожного движения;

г) пожарной безопасности;

д) законодательства о труде и охране труда.

Судебная практика

Наличие статуса юридического лица само по себе не дает оснований для безусловного отнесения спора к подведомственности арбитражного суда (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.11.2016
N Ф07-9555/2016 по делу N А56-23982/2016)


4. В какой срок обжалуется не вступившие в законную силу постановление (ПДАП)?

Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ , по общему правилу, срок на обжалование - десять суток со дня вручения или получения копии постановления. Аналогичный срок закреплен и в ч.2 ст.208 АПК РФ .

Для дел, указанных в ч.3 ст.30.3 КоАП РФ , (связаны с избирательным процессом) - пять дней со дня вручения или получения копии постановления.

Важно!

Пропуск установленного законом срока на обжалование постановления административного органа о привлечении к административной ответственности либо отказ в его восстановлении является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и об отмене постановления административного органа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.02.2015 N Ф01-6271/2014 по делу N А39-1552/2014) или жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Внимание!

В последнее время в делах об обжаловании суды применяют по аналогии положения п.1 ст.165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях, а именно положение о том, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Например, уклонение от получения корреспонденции или халатное отношение к получению и обработке корреспонденции приведет к тому, что постановление по делу об административном правонарушении суд посчитает врученным привлеченному к ответственности лицу в установленные законом сроки (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 N 04АП-2137/2016 по делу N А19-619/2015)

5. Может ли быть восстановлен срок на обжалование постановления (ПДАП)?

Да, такой срок согласно ч.2 ст.30.3 КоАП РФ может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу.

Такое ходатайство может как содержаться в тексте жалобы, так и подаваться в виде отдельного документа, как следует из смысла ч.2 ст.30.3 КоАП РФ .

В ходатайстве или в части жалобы, содержащей ходатайство, должно содержаться:

а) указание на причины, которые послужили причиной пропуска срока;

б) просьба восстановить срок.

Ходатайство рассматривается судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Ходатайство рассматривается в порядке гл.30 КоАП РФ с обязательным извещением лица, которое подает ходатайство.

Судебная практика

Рассмотрение ходатайства в отсутствии заявителя, который не был надлежащим образом извещен о рассмотрении ходатайства, будет расценено как существенное нарушение процессуальных прав заявителя и повлечет за собой отмену определения об отказе в восстановлении срока (см., например, Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 27.10.2016 N 4а-1461/2016 по делу N 12-565/2016)

Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч.4 ст.30.3 КоАП РФ).

Возникает вопрос: можно ли обжаловать определение суда о восстановлении пропущенного срока? Данное определение не создает препятствий для движения дела, не лишает заинтересованных лиц права на обжалование принятого по делу судебного акта, потому, если иное не предусмотрено законом, не подлежит обжалованию. В частности, такая позиция встречается в системе арбитражных судов. Например, АС округа отметил, что выраженное в соответствующем судебном акте определение суда о восстановлении процессуального срока обжалованию не подлежит (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2012 по делу N А56-24343/2011).

6. Какие причины могут посчитать уважительными для восстановления срока подачи жалобы на постановление (ПДАП), а какие нет?

Судья или должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, оценивает уважительность причины пропуска, исходя из обстоятельств пропуска и длительности пропуска (срока пропуска), а также насколько причина пропуска препятствовала обжалованию постановления. Как правило, такими причинами могут стать процессуальные нарушения извещения лица о рассмотрении дела и вынесении постановления, недоставка корреспонденции по вине организации связи, тяжелая болезнь или длительная командировка гражданина или ИП и т.п. Наиболее трудно восстановить срок для обжалования юридическим лицам.

Что касается перечня причин, то такого исчерпывающего перечня нет из-за многообразия ситуаций на практике.

Например, суды не признали уважительными причинами пропуска:

- кадровые перестановки в организации (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2016 N Ф07-405/2016 по делу N А21-3432/2015);

- получение корреспонденции работником, а не руководителем организации (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.12.2014 N Ф02-4844/2014 по делу N А19-19571/2013);

- отсутствие организации по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 N 13АП-16064/2016 по делу N А56-8153/2016);

- нахождение ответственного за обжалование лица на "больничном" (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 N 13АП-10112/2016 по делу N А21-9235/2015);

- болезнь, если она не лишает возможности обжаловать постановление и лицо было уведомлено надлежащим образом о вынесении постановления по делу (Определение Московского городского суда от 24.11.2016 по делу N 7-14657/2016);

- первоначальное обращение с жалобой к вышестоящему лицу или в вышестоящий орган, поскольку такое обращение не препятствует одновременному обращению с жалобой в суд (Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14492/2016);

- смена места жительства, если соответствующие органы, участвующие в рассмотрении дела, не были уведомлены о смене адреса (Решение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 N 1-ААД16-1).

Суды посчитали причины уважительными:

- незначительное время пропуска (два дня) (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 по делу N А33-2698/2010). Между тем это скорее исключение, чем правило;

- судья, установив, что жалоба неподведомственна для рассмотрения данным судом, вопреки требованиям ч.4 ст.30.2 КоАП РФ возвратил жалобу заявителю, из-за чего срок был пропущен (Постановление Верховного Суда РФ от 15.11.2016 N 5-АД16-49);

- отсутствуют доказательства вручения копии постановления законному представителю юридического лица либо получения его по почте (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.12.2010 по делу N А15-390/2010);

- суд общей юрисдикции принял решение по делу, которое в дальнейшем было отменено в связи с неподведомственностью спора СОЮ (Решение АС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2011 по делу N А56-24343/2011, оставлено в силе Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2012);

- ошибка в исчислении срока на обжалование судьей - от даты вынесения постановления, в то время как надо от даты вручения или получения копии (Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14774/2016);

- в постановлении отсутствует разъяснение порядка обжалования (Постановление Верховного Суда РФ от 03.10.2016 N 74-АД16-10).

6.1. Восстанавливает ли пропущенный срок суд общей юрисдикции, если ранее заявление было подано в арбитражный суд, который вынес определение о неподведомственности дела арбитражному суду?

На данный вопрос нет однозначного ответа, т.к. все зависит от обстоятельств дела.

Например, если:

а) заявление в арбитражный суд подано в пределах срока на обжалование;

б) заявление в СОЮ подано сразу после оглашения арбитражным судом резолютивной части определения о возврате заявления в связи с неподведомственностью дела суда;

то высока вероятность восстановления пропущенного срока. По крайней мере, есть положительное решение Верховного Суда РФ в схожих обстоятельствах. (Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2015 N 9-АД15-8).

Однако, немало и отрицательных примеров, когда суды отказывали в восстановлении срока (и чаще всего отказывают). Подробнее см. разъяснения к "Шаг 2" второго раздела данного материала.

7. Что выносится по итогам рассмотрения жалобы на постановление (ПДАП)?

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Важно: если по результатам рассмотрения жалобы принят акт, озаглавленный иначе, чем решение, это может быть расценено на нарушение процессуальных требований рассмотрения жалобы и послужить основанием для отмены такого акта (см., например, Постановление Тамбовского областного суда от 15.09.2016 по делу N 4А-216/2016: подана жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, судья районного суда по результатам рассмотрения вынес постановление, а не решение, что повлекло отмену областным судом такого постановления).

8. Можно ли обжаловать решение, принятое по жалобе на постановление (ПДАП), и если да, то какие лица обладают таким правом?

Да, такое решение может быть обжаловано. Согласно ст.30.9 КоАП РФ правом на обжалование обладают лица, которые имеют право обжаловать само постановление (ПДАП) - см. ответ на вопрос 2.

Кроме того, правом на обжалование решений обладают:

а) должностное лицо, которое выносило обжалуемое постановление;

б) руководитель коллегиального органа и органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, - если постановление выносилось таким органом.

Прокурор также согласно ч.1 ст.30.10 КоАП РФ обладает правом принесения протеста на решения, принятые по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении.

9. В какой орган обжалуются решения по жалобам на постановление по делу об административном правонарушении?

Решение обжалуется в порядке, установленном в ст.30.9 КоАП РФ , а именно, если решение вынесено:

Судьей - то в вышестоящий суд;

Вышестоящим должностным лицом или вышестоящий органом - в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

10. В какой срок может быть обжаловано решение по жалобе на постановление (ПДАП)?

В соответствии с ч.3 ст.30.9 КоАП РФ для обжалования решений установлены сроки, аналогичные срокам в ст.30.3 КоАП РФ , а именно в течение десяти суток со дня вручения или получения копии жалобы. А по делам, указанным в ч.3 ст.30.3 КоАП РФ , (избирательный процесс) - в течение пяти.

В случае пропуска срока обжалования он может быть восстановлен по ходатайству лица, пропустившего срок (см. ответы на вопросы 6-8).

Важно!

Если жалоба рассматривалась арбитражным судом, то согласно ч.5 ст.211 АПК РФ решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Принесение протеста прокурора осуществляется в такие же сроки (ч.1 ст.30.10 КоАП РФ).

11. Можно ли обжаловать постановления (ПДАП) и решения по жалобам на постановления, если они вступили в законную силу. Какие лица обладают правом на такое обжалование и куда подается соответствующая жалоба/протест и в какие сроки?

Да, согласно ст.30.12 КоАП РФ решения по жалобам на постановления и сами постановления (ПДАП), вступившие в законную силу, могут быть обжалованы.

Важно!

Для обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и (или) последующих решений по жалобам на такие постановления не имеет значения, обжаловалось ли такое постановление или решение в ином порядке, поскольку КоАП РФ в ст.30.12 -30.19 не выдвигает подобного условия.

Таким правом обладают лица, указанные в ответе на вопрос 2, т.е. те лица, у которых изначально есть право на обжалование постановления (ПДАП), а также (ст.30.12 КоАП РФ):

а) должностное лицо, вынесшее постановление, - вступившее в законную силу решение по результатам жалобы или протеста прокурора на постановление (ПДАП);

Похожие статьи