Растения кубани как использует человек. Лекарственные растения краснодарского края. Закрепление изученного материала

15.07.2021
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 24 хутора Северокавказского

муниципального образования Новокубанский район Краснодарский край

Кубановедение


1-4 классы

«Лекарственные растения

Краснодарского края»

Подготовила:

учитель начальных классов

Кулешова Любовь Давыдовна

2015 год


Кубановедение.1-4 классы

Тема урока: «Лекарственные растения Краснодарского края»

Цели урока :

1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях

Краснодарского края.

2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и как их использовать в жизни.

3. Прививать любовь к родному краю, природе.

4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.


Оборудование:

1.Иллюстрации лекарственных растений.

2.Карточки для работы в парах и группах.

3.Рецепты приготовления фиточая.

4.Ноутбук, медиапроектор, экран.

Планируемые результаты:

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.
Слайд №1
Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по родной Кубани и узнаем много нового и интересного.
2. Актуализация знаний.
Учитель: «Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю:

Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.


Учитель . Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

Примерные ответы учащихся:

Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.

Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести.


Учитель: Ученик сказал: «Потому что, я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны».
3. Изучение нового материала.

Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?

Тема урока: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

(проговаривается, запись на доске и в тетрадях темы урока)

Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать: заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Ребята, а как вы думаете, как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?

Дети: Наблюдал, наверное, за животными.

Учитель : Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные употребляли в пищу определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку или собаку. Если наблюдали за ними, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или даже съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.

Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения

Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения, которых у них нет.
4. Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

(Ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать!


5.Сообщения учащихся о лекарственных растениях .

Учитель : С какими растениями нашего края вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану? Слайд №2

Его внешний вид.

Какую пользу приносит это растение?

(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).

1-й ученик - Крапива

2-й ученик - Зверобой

3-й ученик - Мать-и-мачеха

4-й ученик – Лопух

5-й ученик – Ромашка

6-й ученик - Подорожник

Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.

Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.

Слайд № 7

Лекарственные растения

кустарники деревья травы

Какие части растений используются для лечения?

Дети перечисляют.

Учитель: Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.

Слайд № 8
Части растений, используемые для лечения:


    • - корни, корневища, клубни

    • - почки, листья

    • - кора, цветы

    • - плоды, семена

6. Работа по учебнику на странице 20-21

Учитель: Угадайте, что это за растение ?
Тонкий стебель у дорожки.

На конце его серёжки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник) Слайд № 9
Учитель: Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.

Почему подорожник назван великим путешественником?

Вы знаете, как пользоваться подорожником для лечения ссадин?


Учитель: Угадайте, что это за растение?

Хоть и жжётся,

Но красива,
Всем известная ….. (крапива) Слайд №10
Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице 21.

Дети читают.

А почему крапива обжигает?

Каковы целебные свойства крапивы?

Учитель: Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них борщ и салат, так как в крапиве содержится много витаминов .
6. Работа в парах.

Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.
Карточка№1


р

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л

7. Беседа о лекарственных травах Кубани
Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.

Слайд № 11
Лекарственная ромашка

Используется при простуде, кашле, ангине. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Слайд №12

Мята перечная

Мяту применяют при изготовлении различных лекарств. И ты тоже часто встречаешься с ней, когда по утрам чистишь зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и даже в конфетах.

Слайд №13
Лопух

Это лекарственное растение известно с глубокой древности. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.

Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья. При лечении хронического ревматизма помогают приложенные на суставы листья. В косметике используется главным образом корень лопуха. Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.

Слайд №14
Учитель: А как правильно заготовить лекарственное растение?
Правила заготовки лекарственных растений.
1. Собирать утром, когда высохла роса.

2. Растения должны быть чистыми.

3. Нельзя собирать на улицах городов, скверов.

4. Цветки – в начале цветения.

5. Листья – перед цветением или в самом начале цветения.

6. Корни, корневища – весной и осенью.

7. Кору – весной, в самом начале сокодвижения. Слайд 15
Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав. А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.

А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?

Ответы учащихся : Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д. Слайд №16

Учитель: Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?

Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.

Учитель: Узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения . Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.

Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека и занесены в Красную книгу Кубани.

Лучше всего пользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках.
8. Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?

Ответы учащихся:

Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.

Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.

Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили , вы должны заполнить таблицу
Работа в парах по карточке №2

Задание:

В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения, и заполнить второй столбик.


Учитель: Что интересное мы узнали сегодня на уроке?

Ответы учащихся: Что все растения, которые нас окружают, обладают целительной силой и при правильном использовании – исцеляют.
9. Рефлексия

Ответим на вопросы, оценим себя.

Сегодня на уроке:
1.Я узнал …

2.Меня удивило …

3.Я научился …

4.Я смогу …


Учитель: Спасибо, ребята, за урок.

Домашнее задание (по выбору учащегося)


  1. Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.

  2. Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.
Использованные материалы:

  1. Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Учебник - тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2012.

  2. Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.

  3. Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.
Интернет - ресурсы:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

Приложение №1

Карточка 1.




И спользование

Карточка№ 2


р

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л

Карточка№ 1
Использование лекарственных растений


Название лекарственного растения

И спользование

Плоды шиповника

при ослаблении организма

Мать-и-мачех а

при кашле

Ландыш

при заболеваниях сердца

Крапива

для роста волос

Лопух

листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме

Корень одуванчика

улучшает аппетит

Чистотел

для прижигания бородавок

Рецепты фиточая


Мать-и-мачеха обыкновенная

Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, появляются цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.

Мать-и-мачеха – ценное средство от кашля, особенно при коклюше.

Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.

Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.

Лопух большой


Народные названия: репей, репейник. Используемые части: корень.

Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.

Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.

Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания – смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом.
Крапива


Используемые части: трава, семена и корневище.

Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях. Крапива растёт вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях. Ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровительных курсов.

Ромашка аптечная


Народное название: девичий цветок.Используемые части: соцветия.

Цветет с мая по июнь. Ромашка – растение неприхотливое. Она растёт на полях, на пустырях, по обочинам дорог, по косогорам, опушкам. У ромашки собирают , прежде всего соцветия, но для ванн берут также и некоторую часть побегов с листьями.

Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и «успокаивает» желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. В качестве наружного средства ромашка, благодаря своим противовоспалительным свойствам, используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны – столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.

Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим

Подорожник


Подорожник - старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника – Европа. Индейцы прозвали его «след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.

Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.

Подорожник используют как лекарственное растение. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.

Дата создания: 2013/12/28

Человек развивался в тесном взаимодействии с природой и более всего с растительной средой: лес и поле стали первой аптекой для человека. Лекарственные растения чаще всего назначаются в виде сборов, в которых одно растение усиливает действие другого. Многие больные, особенно в сельской местности, где еще сохранился многовековой опыт народной медицины, более охотно прибегают к лечению настоями и отварами целебных трав. Лекарственные травы не только останавливают, но и подвергают обратному развитию воспаление на любой стадии вплоть до стадии некроза. При этом лечение травами в народной медицине не наносит вреда организму, а только дает выздоровление при тяжелых обширных ожогах, ранениях, травмах, инфаркте миокарда, инсульте. Изготовленные из лекарственных трав фитопрепараты имеют свои характерные особенности: постепенное, медленное развитие терапевтического эффекта, мягкое, умеренное действие.

Многообразие растительности Кубани

«Разнообразие растительного мира, - писал врач А.П. Левицкий в очерках по истории медицины, - всегда неудержимо привлекало к себе человека и тем сильнее, чем ближе стоял он к природе. Люди подмечали отличительные свойства растений и пользовались ими в своем домашнем обиходе.

Нигде больше в стране нет такого многообразия растительности как на Кубани. Всего на Кубани 160 видов лекарственных растений. Но человек так безжалостно их рвёт, даже бывает с корнями, что некоторые из них начинают исчезать и рвать эти растения запрещено. В лесах растут липа, дуб, каштан, черника и др. растения. Они называются реликтовыми, т.е. сохранившимися с древних времен. Северная часть - это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращенная в поля.

По склонам балок и оврагов, по обочинам дорог можно встретить разные травы: пырей ползучий, горькую полынь, лебеду, мать-и-мачеху и другие.

Область применения лекарственных растений

В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Их более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.

Сушка, сборка, заготовка лекарственных растений

Правильная заготовка растений — один из основных факторов получения доброкачественного сырья. Лекарственное сырье необходимо заготавливать только в хорошую, сухую погоду, в дневные часы, когда растения обсохнут от дождя и росы, так как, покрытые влагой, они медленно высыхают, и в то же время меняется их натуральная окраска. В дневное время суток заготавливают основную массу растений, у которых действующие вещества содержатся в надземных органах. Корни и корневища (подземные органы) можно заготавливать в любое время и при любой погоде, так как в большинстве случаев перед сушкой промывают. При заготовке лекарственных растений следует ориентироваться на те сроки, которые приводятся в календаре сбора лекарственных растений. Следует ориентироваться на фазу вегетации растения. Собирают только те органы и части растения, в которых накапливается максимальное количество биологически активных веществ.

При заготовке лекарственных растений важно правильно отобрать нужные виды, своевременно определить фазу их вегетации, так как количество действующих веществ в значительной степени колеблется в зависимости от роста и развития растения. Как запоздалый, так и преждевременный сбор может дать сырье, не представляющее никакой лекарственной ценности.

Сбор лекарственного материала лучше всего проводить в период максимального содержания в растениях активных веществ. Как правило, наибольшее их содержание в цветках и листьях приходится на период цветения, в почках — на период их набухания, в подземных частях (корни, корневища, клубни) — в период созревания плодов; кора наиболее полноценна весной.

Собранные растения тщательно сортируют, удаляя посторонние примеси, а также нелекарственные растения; от корней и стеблей отделяют омертвевшие, загнившие части. Тара для сбора должна быть совершенно чистой, сухой и без запаха. Нельзя собирать в одну тару несколько видов растений одновременно. Заготовленные растения укладывают, возможно, более рыхло, чтобы предупредить их согревание и потерю лечебных свойств. Затем растения следует выложить и дать провялиться, разложив тонким слоем для просушки. Не рекомендуется оставлять растения на ночь в таре или кучках.

Соседи человека - лекарственные растения

Зверобой

Народ придумал немало ласковых названий травам, которые с давних времен помогали избавляться от разных недугов. Это и одолень-трава, и молочай, и многие другие. Среди множества растений особой любовью пользовался зверобой. Его называли волшебной травой - спасительницей от ста болезней. При раскопках древнеславянских городищ археологи нашли семена 20 трав, среди которых был и зверобой. Полагают, что Зверобой помогает от болезней, причиненных злыми духами, ведьмами.

Людям это растение приносит одну только пользу, ведь для человека зверобой совершенно безвреден. Поэтому на Руси он был, что называется, на все случаи жизни: например, им набивали детям матрацы, привязывали траву к соломе - чтобы аромат защищал ребенка от страшных снов и ему снились только хорошие.

Зверобой считали источником света, который изгоняет любое зло, избавляет от тоски и печали. Он был любимым растением многих выдающихся людей, потому что не только лечил тело, но и воздействовал на душу. Сегодня ученые доказали антидепрессантные свойства зверобоя, связанные с его фотосенсибилизирующим действием, а в давние времена люди небезосновательно считали траву волшебной.

Мать-и-мачеха обыкновенная

Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, ползучее корневище выбрасывает заложившиеся еще осенью прямостоячие цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Только много позже развиваются черешковые листья округло-сердцевидной формы размером в ладонь, по краям слабовыемчатые, с грубыми зубчиками. Сверху листья темно-зеленые. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.

Соцветия собирают при хорошей погоде, когда цветки полностью распустились. Их нужно быстро сушить, чтобы сохранить товарный вид. Однако значительно больше, чем соцветия, для лекарственных целей используются листья. Их собирают в мае-июне, предпочтительно молодые, размером в пол-ладони и только чистые, не запачканные землей; из-за наличия слизи мыть нецелесообразно. Исследования показали, что листья тех растений мать-и-мачехи, которые растут на солнце, богаче компонентами и лучше, чем листья, растущие в тени. На это стоит обратить внимание при сборе. Сразу же после сбора нарежьте свежие листья, чтобы ускорить их высушивание. Хорошо хранятся только быстро высушенные листья.

Мать-и-мачеха - ценное средство от кашля, особенно при коклюше, а также от слизистой мокроты. Чаем из нее можно облегчить откашливание.

Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.

Наряду с использованием против болезней легких чай из мать-и-мачехи приносит облегчение при раздражениях слизистой оболочки желудка и кишечника (но тогда пить его следует неподслащенным), а также как полоскание при раздражениях в полости рта. Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.

Лопух большой

Народные названия: репей, репейник.

Используемые части: корень.

Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Мощный продольно-бороздчатый стебель с большой сердцевиной обильно ветвится; нередко приобретает красную окраску в отдельных местах. На шерстисто-опушенных стеблях сидят черешковые сердцевидно-яйцевидные листья, сверху зеленые, а снизу серые, войлочно-опушенные; размер листьев заметно уменьшается снизу вверх. Синевато-красные довольно крупные соцветия располагаются в виде рыхлой зонтиковидной кисти. Желтоватые листочки обертки на конце крючковидные. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.

Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.

Здесь, прежде всего, следует сказать об обработке волос головы против перхоти репейным маслом. Это масляная вытяжка из корня лопуха, для чего используют оливковое или камфорное масло (методики приготовления очень различаются). Как мочегонное средство корень лопуха в основном вышел из употребления и в так называемых кровоочистительных чаях встречается реже, но его все чаще применяют при нарушениях функций печени и желчного пузыря.

В основном корень лопуха рекомендуют как кровоочистительное средство, но также и при нарушениях деятельности печени и желчного пузыря. Далее следуют внутреннее и наружное применение при различных кожных болезнях. Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания - смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом.

Крапива

Используемые части: трава, семена и корневище.

Следовательно, нет также никого, кто не знал бы, как она выглядит. Лекарственное применение находят два вида крапивы - жгучая и двудомная. Крапива жгучая мельче и нежнее, хотя и более агрессивна, а крапива двудомная чаще используется в медицине. Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях; растения двудомные). Оба вида весьма обычны. Они растут преимущественно вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях. В мае, июне и июле (августе) собирают листья дикорастущей крапивы, которые осторожно (в перчатках) отрывают от стебля, а потом сушат на воздухе. Целиком траву используют для приготовления крапивного сока. Корневище выкапывают весной или осенью, освобождают от налипшей на него земли и сушат на воздухе или при искусственном подогреве (до 40 °С).

Возможно, потому, что крапива - столь распространенный сорняк, ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровительных курсов.

Ромашка аптечная

Народное название: девичий цветок.

Используемые части: соцветия.

Однолетнее растение с коротким корнем и стеблем 20-50-см высоты, на котором сидят дважды или трижды перисто-рассеченные листья. Цветет с мая по июнь. Ромашка - растение неприхотливое. Она на полях, возделываемых и находящихся под паром, на пустырях, по обочинам дорог, косогорам, опушкам и, конечно же, в посевах зерновых. Для крестьянина это целебное растение - гнусный сорняк. У ромашки собирают, прежде всего соцветия, но для ванн берут также цветоносы и некоторую часть побегов с листьями. Так как качество ромашки в значительной мере зависит от времени сбора и типа сушки, необходимо быть очень аккуратным. Лучшее время для сбора - 3-й - 5-й день после распускания цветков. К этому времени в ней вырабатывается большинство действующих веществ.

Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и "успокаивает" желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. В качестве наружного средства ромашка, благодаря своим противовоспалительным свойствам, используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны - столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.

Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим.

Само собой разумеется, растение со столь многими благотворными свойствами прилежно используется и в народной медицине. И действительно, ромашке "доверяют все".

Подорожник

Подорожник — старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника - Европа. Индейцы прозвали его "след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.

Подорожник многолетнее травянистое растение высотой 10-40 см с одной или несколькими цветочными стрелками. Один экземпляр подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по всем дорогам - везде, где ступает нога человека. Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.

Подорожник используют как лекарственное растение. Мы им пользуемся в дороге. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.

Где и как заготовлять подорожник? Вопрос этот может поначалу показаться праздным. Ведь подорожник так широко распространен, что трудно найти место, где бы его не было. Но собирать растение нужно все же не везде. На городских улицах и на проселочных дорогах, где много грязи, делать этого не следует. А в поле, на лугах и около рек - пожалуйста.

Каждая часть лекарственного растения - лечебна, но по-своему. Лекарственные растения играют очень большую роль в жизни человека.

Уже много лет Красная книга служит хранителем сведений обо всех редких видах и растений, и животных. Причины исчезновения могут быть разными, чаще всего это изменения климата, влияние человека, особенно его сельскохозяйственная деятельность. Краснодарский край тоже имеет свою Красную книгу. Среди всего многообразия растений, встречающихся там, есть и редкие виды, которые нуждаются в особой защите.

Растения

Адонис весенний - его еще зовут Горицвет весенний или просто Горицвет. Имеет цветки желтой окраски, внешне немного похожие на ромашку. А плоды обладают полезными свойствами, их часто добавляют в разные настойки, используют в фармакологии.

Безвременник великолепный - очень красивое растение, относится к лилейным. Его цветки нежного, фиолетового цвета со светлой сердцевиной. Используется в фармакологии, травники знают его как хорошее средство против формирования раковых клеток.

Бессмертник песчаный - тоже полезное, лекарственное растение. Имеет приятную желтую окраску и маленькие цветки. Цветку нравятся сухие места, не переносит много влаги. Можно встретить именно в равнинной зоне края, там уровень осадков значительно ниже остальных районов.

Вахта трехлистная - также полезное, лекарственное растение, предпочитающее наоборот постоянную влажность. Встречается в районе болотистых заводей, стоячих водоемов. Народная медицина используется его против разных заболеваний кишечника, запорах или диарее, также может быстро снизить температуру.

Гравилат речной - дикое растение с целебными свойствами. Внешне похоже больше на колючки, только на высоком стебле фиолетового цвета.

Гранат обыкновенный - имеет красивую, ярко-красную окраску, а плоды большие, вкусные, вдобавок и полезные. Ему нравится ровный климат в крае, мягкая зима и средней жаркости лето.

Девясил высокий - травники больше ценят его корневую систему. Само растение можно встретить в южной стороне края, если пройтись по берегам рек, прудов, болот. Девясил любит влажность и постоянный доступ к воде.

Инжир - его еще зовут Фиговым деревом. Его плоды внешне немного похожи на груши. Продолговатые, спокойной окраски. Зеленые с красными или розовыми оттенками. Ценятся за вкус и за полезные свойства.

Кубышка желтая - ее можно встретить в местах, где повышенная влажность. Цветки желтые, красивые, действительно похожие на сверток или шкатулку. Лекарственная трава, широко применяемая в фармакологии.

Поделиться с друзьями:

Заместитель директора ООО «Фитофарм» по качеству Светлана Лысенко весь день проводит на ногах. Свою работу разглядывает под лупой и пробует на вкус. Она провизор в компании, производящей лекарства из трав. По запаху женщина может узнать любую из 114 трав, которые здесь используют, а по вкусу - даже провести предварительный химический анализ.

«Даже если бывают травы и схожие по своему внешнему виду, то запах у всех абсолютно разный. Потому что где-то эфирное масло, где-то флавоноиды содержатся. Их именно по запаху можно определить. Ну а если совсем колеблешься, завариваешь и уже по вкусу определяешь», - поясняет Светлана Лысенко.

Лечебные травы продают в аптеках, их используют в качестве сырья крупные фармакологические компании, ими лечат в санаториях. В Ейске, например, на травах делают чай, ингаляции и ароматерапию.

«Это замечательный метод лечения, но это метод лечения, как таблетки, как любые лекарства, как процедуры, которые должны дозироваться, которые должны назначаться врачом и, в общем-то, контролироваться», - подчеркивает заместитель генерального директора санатория «Ейск» по медицинской части Татьяна Ромашко.

Готовое к упаковке сырье в Анапу попадает из станицы Гостагаевской, здесь расположен цех первичной переработки. Высушенные травы измельчают на специальных аппаратах и упаковывают в мешки для отправки на конвейер. За год через предприятие, работающее в круглосуточном режиме, прошло больше 1,5 тыс. т цельной продукции.

«Передать словами стоящий здесь запах невозможно. Он настолько сильный, что ты в прямом смысле чувствуешь его во рту. Аромат кубанской мелиссы и мяты смешивается с китайской сушеницей и календулой. Кажется, что ты оказался в огромной пачке чая, собранной из смеси десятков трав», - передает собственный корреспондент «Кубань 24» Александр Тюкаев.

В ход на предприятии идут 114 трав, из них 80 видов собирают на Кубани. Половина растет в диких условиях, другую можно выращивать в промышленных масштабах. Однако пока фермеры менять привычную кукурузу и пшеницу на мелиссу и мяту в массовом порядке не спешат.

«Мы покупаем ромашку в Египте. Содержание масла в ромашке, которую они нам поставляют, - основной показатель, оно на пределе. Наша ромашка, которая выращена здесь, в три раза превосходит показатели», - отмечает генеральный директор ООО «Фитофарм» Андрей Завгородний.

А еще ромашка дает высокий урожай и пользуется огромным спросом. Именно это и привлекло в лекарственный бизнес анапского фермера Евгения Громыку. Даже не сменив костюм на рабочую одежду, он устраивает экскурсию по своим владениям. Ромашка взошла меньше недели назад. Сейчас, по словам фермера, ее побеги похожи на крылья бабочки. Лечебные травы Евгений сеет впервые.

«Ромашка ориентировочно убирается в мае. То есть я имею еще возможность посеять здесь кукурузу или семечки. Так как у меня есть своя ферма КРС, то для меня это очень важно - это кормозаготовка», - говорит фермер.

Для сбора аптечной ромашки существует даже специальный комбайн. Однако фермер пока только готовится приобрести технику - до сбора урожая еще далеко. Но он надеется, что уже в следующем году именно его ромашка поможет поправить здоровье тысячам россиян.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • познакомить с лекарственными растениями Краснодарского края;
  • рассказать о лечебных свойствах растений;
  • учить детей бережно относиться к богатствам нашего края;
  • формировать представление о многообразии растений;
  • воспитывать культуру поведения в природе;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением лекарственных растений;
  • карточки с названиями растений;
  • экспонаты из школьного музея (рушники с вышивкой);
  • гербарий;
  • раздаточный материал для кроссворда;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: (Слайды 1-10 Приложение 2)

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живёт,
А ночью среди звёздных тучек
Танцует звёздный хоровод.

И лес живёт под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зелёном,
Твоя семья живёт и ты.

Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нём и народа,
А называется наш дом,
Мы знаем все

(Дети хором) – природа.

Учитель: Растения окружают нас. Зачем они нужны человеку?

(Питание, одежда, строительство, предметы быта и т.д.) Растения украшают нашу жизнь. Часто люди изображают растения в своих художественных произведениях, украшают ими свою одежду.

В нашем школьном музее много экспонатов народной кубанской вышивки, украшенных растительным орнаментом или цветами. Вот несколько образцов вышивки.

Сегодня на уроке мы поговорим о небольшой частице природы. О какой группе растений пойдет речь, вы должны догадаться сами.

3. Работа над новой темой.

Учитель. У вас на столах лежат чистые листки бумаги. Вы должны записать названия растений, о которых мы будем рассказывать.

– Что вы знаете об этом растении?

Валериана лекарственная (Слайд 11 Приложение 2). Ценным лекарственным сырьем являются корневища с выходящими из них корнями. Валериана и ее препараты применяются в качестве успокаивающего средства при возбуждении и бессоннице.

Василёк (Слайд 12 Приложение 2). В медицине используют краевые цветки василька как легкое мочегонное средство. В народной медицине – при желтухе и при глазных болезнях.

Фиалка (Слайд 13 Приложение 2). Применяют при простудных, желудочно-кишечных заболеваниях, для заживления ран, язв, фурункулов.

Хмель Слайд 14 Приложение 2). Применяют для улучшения пищеварения, при неврозах и бессоннице, как успокаивающее средство. Используют для лечения при болезнях почек, печени и желчных путей.

Ромашка (Слайд 15 Приложение 2). В народной медицине часто пользуются настоем ромашки как болеутоляющим и успокаивающим средством. При мигренях предпочитают назначать вместо настоя порошок из измельченных соцветий ромашки.

Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.

Учитель. Некоторые всем нам знакомые растения (фрукты, ягоды) тоже являются лекарственными.

Грецкий орех (Слайд 16 Приложение 2). Плоды используют при атеросклерозе, склерозе головного мозга и гипертонии. Околоплодники и листья в виде настоя принимают внутрь как вяжущее и глистогонное средство, а также от некоторых кожных заболеваний.

Арбуз (Слайд 17 Приложение 2). В народной медицине арбузную мякоть или сок часто дают для утоления жажды при лихорадочных состояниях, для этой же цели специально готовят арбузное “молоко”: толченые семена арбуза растирают в холодной воде. Используют в диетотерапии, при анемии, как сильное мочегонное средство.

– Где вы встречали это растение?

Пеларгония (герань) (Слайд 18 Приложение 2). Настойка пеларгонии помогает от болей в сердце, при гастритах, бронхитах. Отвар этого растения помогает в качестве полоскания при стоматитах и ангине. Листок герани помогает при простуде уха. Пеларгония хорошо помогает при стрессах, неврозах и бессоннице.

Учитель. Комнатные растения тоже могут обладать лечебными свойствами и применятся в народной медицине.

Хлорофитум (Слайд 19 Приложение 2). Главная особенность растения – очищение воздуха от вредных микроорганизмов.

Каланхоэ перистое (Слайд 20 Приложение 2). Применяют при кашле, ангине, фурункулезе. При ревматизме и глубоких порезах, может облегчить зубную боль и улучшить аппетит.

Сенполия (фиалка) (Слайд 21 Приложение 2). Обладает противовоспалительным действием, применяется для лечении бронхита и коклюша.

Традесканция (Слайд 22 Приложение 2). Заживляет раны, порезы, царапины. Быстро останавливает кровь, уменьшает опухоль и размер синяка.

Алоэ (Слайд 23 Приложение 2). Применяется при близорукости и воспалении век. Используется для лечения бронхиальной язвы, болезней желудка, фарингитах. Как общеукрепляющее средство.

Золотой ус (калиссия) (Слайд 24 Приложение 2). Применяется для лечения язвы желудка и бронхиальной астмы. Используется при сахарном диабете, заболеваниях сердца.

– Какова тема нашего урока кубановедения?

4. Физкультминутка.

Если я называю травянистое растение – нужно присесть, кустарник– развести рука в стороны, дерево – поднять руки вверх. А если не растение – захлопать в ладоши.

5. Закрепление изученного материала.

1) Игра “Соотнеси названия растений с их изображениями”.

(На доске названия растений и рисунки. Нужно составить пары.)

Дети рассказывают о растениях.

Береза
Ежевика
Клевер
Василек
Ромашка
Смородина
Цикорий
Хмель

2) Работа в парах.

Кроссворд.

  1. Малина
  2. Земляника
  3. Крапива
  4. Ландыш
  5. Подорожник
  6. Тысячелистник
  7. Одуванчик
  8. Ромашка

Учитель показывает растение из гербария, дети записывают название в кроссворд на карточке.

– Для чего нужен гербарий?

Учитель: Где используют гербарий? (В школе, в музее.)

В краеведческих музеях обязательно имеется экспозиция, посвященная растениям данной местности.

– Какое слово у вас получилось в кроссворде?

Дети. Лекарство.

6. Подведение итогов урока.

– О каких растениях мы говорили на уроке?

– Назовите их.

– Как нужно собирать растения для лечения?

Увидел молодой росток – не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года –
На этом месте вырастет целебная трава.
Лес зеленый охраняй, никого не обижай!
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги ее, ветки не ломай, не трогай.
Помни: нужно много лет, чтобы кустик вырос и помог тебе.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!

Использованные материалы:

  1. Материалы сайта http://1september.ru
  2. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия/Лебедева А. Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г.
  3. Редкие и исчезающие растения Кубани/С. А. Литвинская, А. П. Тильба, Р. Г. Филимонова
Похожие статьи