Как пойти на альтернативную службу в армии. Правила прохождения альтернативной гражданской службы. Куда могут направить для прохождения АГС

16.10.2023

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 42 месяца;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 31,5 месяца;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, - 21 месяц;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 21 месяц.

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 36 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 27 месяцев;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, - 18 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 18 месяцев.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

(см. текст в предыдущей редакции)

Наверняка в нашей стране многие призывники не могут служить в армии. При этом, не просто из-за своего негативного отношения к армии, но и по другим причинам (к примеру вероисповедание не позволяет).

По этой причине в РФ предусмотрена альтернатива воинской службе, которая позволяет взамен армии осуществлять трудовую деятельность.

Но какие условия для этого? Кто может воспользоваться и что для этого необходимо?

Что это такое

Под определением альтернативная гражданская служба (далее АГС) подразумевается определенный вид трудовой деятельности, которая направлена на удовлетворение интересов не только государства, но и общества в целом.

Данный вид трудовой деятельности вправе полностью заменить службу в Вооруженных силах РФ по призыву.

Особенности

Более того, им также начисляется заработная плата, они имеют право воспользоваться положенным по Трудовому Кодексу РФ ежегодным отпуском.

Если говорить о трудовом распорядке, то он заключается в стандартной 40-часовой рабочей неделе.

Законодательная база

Определение АГС все-таки имеет отношение к воинской службе, поэтому в первую очередь его вопрос регулируется Конституцией РФ , в частности статьей 59. Данная статья предусматривает возможность замены воинской службы на АГС.

Если говорить о других законах , то это:

  1. Федеральный закон №113 “Об АГС”;
  2. Федеральный закон, который регулирует вопрос об условиях прохождения АГС.

Федеральный закон “Об АГС”

Данный Федеральный закон четко определяет категории граждан, которые имеют право заменить службу в армии на АГС.

На сегодня существует несколько таких категорий граждан , а именно:

  • граждане призывного возраста, для которых служба в армии противоречит моральным принципам, либо же его религии и вероисповеданию;
  • лица призывного возраста, которые относят себя к немногочисленному коренному народу, проживающих и осуществляющих для себя традиционный вид деятельности.

Здесь есть небольшой нюанс, если для второй категории можно отнести только небольшой процент юношей, то под 1-ю категорию попадает едва не каждый.

Если к примеру, подгруппу с вероисповеданием еще можно каким-либо образом подтвердить (к примеру, это могут доказать его единомышленники), то для 2-й подгруппы все намного сложней.

Согласитесь, мало кто сможет подтвердить, что у человека имеет принцип “не брать в руки автомат”. К примеру, один человек живет с таким убеждением всю жизнь, другой, только после того, как у него что-то в жизни произошло.

Кто и при каких условиях имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы

Если говорить о том, какие условия прохождения АГС, то следует обратиться к Федеральному закону, который регламентирует этот вопрос.

Федеральный закон об условиях прохождения АГС регулирует вопрос о том, кто имеет право воспользоваться этим вариантом прохождения воинской службы.

В частности этим могут воспользоваться :

  • лицо, претендующее на АГС должен быть в возрасте до 27 лет;
  • отсутствие медицинских противопоказаний для прохождения полноценной воинской службы;
  • возможность прохождения АГС имеют граждане, у которых имеется ;
  • после прохождения медицинской комиссии было принято решение о направлении призывника на АГС взамен полноценной воинской службы.

Такой альтернативой имеют право воспользоваться лица, которые:

  • имеют возраст от 18 до 27 лет;
  • не находятся в запасе;
  • предоставили в военный комиссариат соответствующее заявление.

В каких случаях нельзя воспользоваться данным правом

АГСом не имеют право воспользоваться такие граждане, которые:

  • не имеют никаких оснований для получения освобождения от прохождения воинской службы;
  • являются освобожденными по состоянию своего здоровья;
  • имеют на руках отсрочку от призыва.

Как правило, лица, которые воспользовались правом замены воинской службы, осуществляют свою трудовую деятельность за пределами региона своего проживания.

Где и в какие сроки проходят АГС

Гражданская трудовая деятельность взамен воинской службы может осуществляться на предприятиях, которые:

  • являются подведомственными федеральным органам самоуправления;
  • являются подведомственными непосредственно исполнительным властям субъектов РФ;
  • находятся в подчинении у Министерства обороны, и при этом на них допускается трудовая детальность гражданских лиц.

При этом необходимо брать во внимание тот факт, что период АГС более продолжительный. На сегодняшний день по АГС необходимо отработать порядка 21 месяца .

Но есть небольшой нюанс: при выборе АГС на предприятиях Министерства обороны, продолжительность составляет 1,5 года.

Порядок замены службы в армии

Для того, чтобы воспользоваться альтернативой воинской службой по призыву, необходимо выполнить следующие шаги.

Предоставление заявления

Стоит учесть, что соответствующий документ необходимо предоставлять по месту проживания призывника в такие сроки:

  • до 1 апреля включительно – тем категориям призывников, которые могут быть призваны на службу в период осеннего призыва (октябрь-декабрь);
  • до 1 октября включительно – тем категориям призывников, которые могут быть призваны на воинскую службу в следующем году в весенний период (апрель-июнь).

Что касается самого заявления, то оно подается в произвольной форме и четких рамок в законодательстве не предусмотрены. Но при этом в документе в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, почему призывник не может проходить стандартную воинскую службу.

Если говорить о документах , которые прикладываются к самому заявлению, то их не так много:

  • автобиография либо же характеристика с последнего места работы (если призывник осуществляет трудовую деятельность). Если призывник только закончил учебу, необходимо брать с образовательного учреждения;
  • копию ;
  • копию диплома об образовании.

Для того чтобы гарантировать положительное решение по этому вопросу, в заявлении необходимо указывать инициалы граждан и их контакты, чтобы они смогли подтвердить тот факт, что призывник не может служить. Простыми словами они докажут, что вера либо убеждение имеет месту быть.

После того, как весь перечень документов с заявлением поданы, военный комиссар обязан выдать призывнику справку, которая подтверждает факт принятия заявления.

Принятие решения

Написанное призывником заявление рассматривается исключительно на заседании призывной комиссии и в обязательном порядке в присутствии самого призывника. О том, когда именно необходимо явиться на комиссию, военкомат уведомляет стандартной повесткой.

Самому призывнику необходимо как можно тщательней подготовиться, поскольку ему предстоит приводить серьезные аргументы, почему ему нельзя служить.

Желательно на комиссии брать с собой тех лиц, которые могут подтвердить все слова призывника. Но нужно обращать внимание, что это не могут быть мама, папа и другие родственники.

После выслушивания аргументов, комиссия принимает решение о замене либо отказе в АГС.

Если говорить о сроках принятия решения , то это должно осуществиться не позже 1 календарного месяца с момента подачи соответствующего заявления.

Для тех призывников, которые призываются в осенний период, последний день принятия решения – 1 ноября.

Для тех призывников, которые призываются в весенний период, последний день принятия решения – 1 мая.

Возможные причины отказа

Действующим законодательством предусмотрены конкретные причины , по которым комиссия может принять отрицательное решение:

  • при подаче заявления были нарушены сами сроки подачи заявления (документ подан позже установленного законодательством срока);
  • предоставленная характеристика не соответствует аргументам призывника во время рассмотрения заявления;
  • призывник по каким-либо причинам не явился на комиссию дважды;
  • до этого призывник уже отказывался от возможности оформления альтернативы.

Стоит отметить, что имеются уважительные и неуважительные причины, по которым призывник мог не явиться на комиссию.

В свою очередь к уважительным причинам законодательство относит:

  • наличие заболевания, которое стало причиной утраты дееспособности;
  • наличие серьезного заболевания у его родителей, либо же смерть близкого родственника;
  • причины, которые не зависят от воли самого призывника (к примеру: ДТП).

Остальные же причины являются неуважительными, и комиссия сразу принимает отрицательное решение.

После того, как комиссия выслушала доводы призывника, она вправе принять решение:

  • позволить призывнику воспользоваться альтернативой и назначить медицинское обследование;
  • отказать в АГС и призвать его к срочной службе.

Основной перечень профессий и области трудовой деятельности

Законодательством предусмотрен перечень таких категорий и специальностей :

Компании, которые находятся в ведомственном подчинении :

  • региональные органы местного самоуправления;
  • Министерство юстиции и Министерство природных ресурсов;
  • Росагенства, занимающиеся вопросом боеприпасов и вооружения;
  • Министерство обороны и Министерство труда.

Если говорить по конкретным областям, где можно пройти АГС, то они являются следующими:

  • психологические диспансеры и другие учреждения здравоохранения;
  • социальные дома для престарелых и лиц, у которых имеет ограниченные возможности;
  • объекты, которые используются не только для охраны, но и конвоирования преступников;
  • область строительства, культуры, а также образования;
  • различные военные учреждения, включая предприятия связи.

Льготы граждан на альтернативной гражданской службе

  • предоставление бесплатного проезда к месту своей трудовой деятельности по АГС (при этом любой вид транспорта за исключением такси);
  • получение ежегодного оплачиваемого отпуска согласно Трудовому Кодексу РФ;
  • бесплатный проезд по причине перевода на новое место работы, в том числе и проезд за счет государства домой после увольнения;
  • предоставление бесплатного жилья на время работы по программе АГС.

Стоит отметить, что остальные льготы для этих граждан полностью идентичны, как и для обычных граждан, которые работают. Простыми словами им предоставляется полный социальный пакет и при этом стаж работы записывается в трудовую книжку.

О правилах и условиях прохождения альтернативной гражданской службы смотрите в следующем видеосюжете:

Законодательством РФ для граждан от 18 до 27 лет, подлежащих призыву на военную службу, преду­смотрено право заменить ее альтернативной гражданской службой, то есть специфической трудовой деятельностью по определенным профессиям и должностям. Таких лиц по сравнению с количеством призывников, конечно, немного, но с каждым годом становится больше. И работодателям, к которым могут быть направлены «альтернативщики», нужно знать, как и на каком основании их принимать на работу, как увольнять и какие особенности при альтернативной службе должны соблюдаться. Об этом мы и расскажем в статье.

Oсновным регулирующим законом в данной области является Федеральный закон от 25.07.2002 № 113 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон № 113 ФЗ). В нем дано такое определение: альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом нюансов, предусмотренных Законом № 113 ФЗ. Кроме этого, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256, которым утвержден Порядок прохождения альтернативной гражданской службы (далее – Порядок).

У кого есть право на замену и на какую?

Решение о том, можно ли заменить призывнику военную службу на альтернативную, принимает призывная комиссия. Однозначно будет отказано гражданам, которые согласно ст. 3 Закона № 113 ФЗ:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу (например, не годны к ней по состоянию здоровья);
  • не подлежат призыву на военную службу (в частности, находятся под следствием или судимы);
  • имеют отсрочку от призыва (временно не годны по состоянию здоровья, воспитывают ребенка без матери и др.).

Законом № 113 ФЗ установлено лишь два случая, когда гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной:

1. Если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

2. Когда он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).

Что касается видов подходящих для «альтернативщиков» работ и профессий, среди них есть как рабочие специальности (грузчик, дворник, столяр и пр.), так и высококвалифицированные (врач, программист, юрист) – всего 104 специальности. При этом по сравнению с действующим ранее перечнем 22 специальности исключены.

Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается ее прохождение, утвержден Приказом Минтруда РФ от 08.02.2017 № 152н.

Согласно ст. 4 Закона № 113 ФЗ организации, в которых граждане могут проходить альтернативную службу и которые перечислены в перечне, подведомственны федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, такие граждане могут занимать гражданские должности в организациях ВС РФ, других войсках и воинских формированиях.

Территориально граждане проходят альтернативную службу, как правило, за пределами своего субъекта РФ, за исключением лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, – они направляются в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

К сведению:

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят «альтернативщик», и места прохождения такой службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина и потребность организаций в трудовых ресурсах. При этом нужно помнить, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения (ч. 5, 6 ст. 4 Закона № 113 ФЗ).

Оформляем трудовой договор

В силу п. 39 Порядка по прибытии в организацию для прохождения альтернативной службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

  • предписание;
  • паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;
  • удостоверение и учетную карту;
  • проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;
  • трудовую книжку, кроме случая, когда трудовой договор заключается впервые;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
  • документы об образовании и (или) квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);
  • документы воинского учета.

В учетной карте гражданина работодатель должен сделать отметку о его прибытии в организацию (п. 50 Порядка).

В соответствии со ст. 59 ТК РФ, ст. 16 Закона № 113 ФЗ и Порядком с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной службы, заключается срочный трудовой договор. При этом днем начала работы будет день убытия к месту прохождения такой службы, указанный в предписании военного комиссариата.

Срок действия договора равен сроку прохождения альтернативной службы, при службе в органах исполнительной власти он составляет 21 месяц. Причем в срок службы включается время нахождения гражданина в пути, подтвержденное проездными и другими документами.

На основании трудового договора работодатель издает приказ о приеме на работу. Кроме того, в трехдневный срок с момента заключения договора следует уведомить об этом орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, и военный комиссариат по месту прохождения службы (п. 50 Порядка).

Обратите внимание:

Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную службу, не устанавливается (п. 41 Порядка).

Как и всем сотрудникам, в трудовую книжку «альтернативщика» следует внести запись и заполнить его личную карточку.

Моментом окончания действия трудового договора будет день расторжения работодателем срочного трудового договора при прекращении альтернативной гражданской службы.

Особенности прохождения службы

Как уже было отмечено, трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 113 ФЗ и Порядком. Особенности при приеме на работу мы рассмотрели, теперь рассмотрим нюансы осуществления альтернативной службы.

1. Обращения работников-«альтернативщиков». Согласно п. 42 Порядка работник, проходящий альтернативную службу, имеет право направлять обращения и жалобы по вопросам прохождения службы должностному лицу, определяемому руководителем органа исполнительной власти, которому подведомственна организация.

2. Рабочее время и время отдыха. В силу ст. 20 Закона № 113 ФЗ продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Так, согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если гражданин, например, проходит альтернативную службу в медицинском учреждении и включен в медперсонал, продолжительность его рабочего времени за учетный период не может превышать 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).

При использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно (ст. 17 Закона № 113 ФЗ).

При этом в соответствии с п. 43 Порядка исполнение «альтернативщиком» трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, в подведомственной которому организации гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. В этом случае работодатель учитывает время исполнения гражданином трудовых обязанностей в сутках. За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляется двое суток отдыха, причем, как правило, по окончании этих мероприятий.

Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, полагаются отпуска в порядке, установленном ТК РФ. При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

При убытии гражданина в отпуск работодатель выдает ему отпускной билет, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2005 № 261 (далее – Приказ № 261). По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной службы в установленный работодателем срок. По прибытии он сдает работодателю отпускной билет и проездные документы. Все сведения о предоставленных отпусках работодатель должен вносить в учетную карту гражданина, проходящего альтернативную службу.

Добавим, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть про­длен в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, и при предоставлении работодателю документов, подтверждающих основания для продления отпуска (п. 54 Порядка).

3. Перевод. Пунктом 44 Порядка установлено право гражданина, проходящего альтернативную службу, на перевод из одной организации в другую.

Решение о переводе «альтернативщика» из одной организации в другую с обоснованием необходимости такого перевода принимается Рострудом по представлению органа исполнительной власти, которому подведомственна первая организация. Роструд доводит решение о переводе до органов исполнительной власти, которым подведомственны эти организации, а те, в свою очередь, доводят решение до данных организаций.

На основании решения работодатель издает приказ о переводе, расторгает с работником трудовой договор, производит полный расчет, выдает трудовую книжку и учетную карту с произведенными в установленном порядке записями. Еще он уведомляет организацию, в которую направляется для дальнейшего прохождения службы, о сроке прибытия, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, военный комиссариат по новому месту прохождения службы и Роструд о переводе гражданина на новое место альтернативной службы.

Гражданину под расписку выдается предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы (форма этого документа утверждена Приказом № 261). Он обязан прибыть в организацию, в которую переводится, в срок, указанный в предписании.

Оформление на работу в другую организацию осуществляется по установленной для приема на работу процедуре, описанной выше. Что касается оплаты труда таких работников, она производится в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда (ч. 2 ст. 20 Закона № 113 ФЗ).

Гарантии и ограничения для «альтернативщиков»

Работникам, проходящим альтернативную службу, работодатель предоставляет гарантии в соответствии с законодательством. При этом в ст. 20 Закона № 113 ФЗ отдельно отмечено, что такие граждане подлежат:

  • обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;
  • обеспечению специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иному материальному обеспечению. Оно осуществляется организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством РФ для соответствующего вида работ.

Установлены и специальные гарантии, в частности, работодатель должен:

  • бесплатно обеспечить общежитием граждан, проходящих альтернативную службу вне территории, где они постоянно проживают (ч. 3 ст. 20 Закона № 113 ФЗ);
  • приобретать проездные документы для проезда на новое место службы при переводе в другую организацию (п. 47 Порядка);
  • предоставлять гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время) (ч. 6 ст. 19 Закона № 113 ФЗ);
  • организовать за свой счет доставку гроба с телом гражданина, умершего (погибшего) в период прохождения альтернативной гражданской службы, к месту погребения в сопровождении представителя работодателя (ч. 4 ст. 23 Закона № 113 ФЗ).

Лица, проходящие альтернативную службу, имеют и другие льготы и гарантии. Так, в силу ст. 19 Закона № 113 ФЗ:

  • время прохождения такой службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности;
  • время прохождения такой службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях;
  • за таким лицом сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на эту службу. При этом гражданин не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • за гражданином, работавшим до направления на альтернативную службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения со службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии – на другую равноценную работу в той же или, с согласия работника, другой организации;
  • за гражданином, направленным на альтернативную службу в период его обучения в образовательной организации, при увольнении со службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в ту образовательную организацию и на тот курс, где он обучался до направления на службу;
  • «альтернативщики» имеют право на охрану здоровья и медпомощь, которая оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения службы;
  • эти лица имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения службы, в связи с переводом на новое место службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной службы.

Отметим, что расходы, связанные с реализацией права на бесплатный проезд, а также расходы, связанные с доставкой к месту погребения гроба с телом (останками) гражданина, умершего (погибшего) в период прохождения альтернативной службы компенсируются работодателю за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 05.10.2004 № 518.

При этом, в отличие от обычных сотрудников, для граждан, проходящих альтернативную службу, установлены некоторые ограничения. В силу п. 2 ст. 21 Закона № 113 ФЗ такие служащие не могут:

  • отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей;
  • занимать руководящие должности;
  • участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
  • совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;
  • покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;
  • прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
  • оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Особенности увольнения

Главной особенностью при увольнении является запрет на увольнение – как по собственному желанию «альтернативщика», так и по инициативе работодателя. Пунктом 56 Порядка и ст. 23 Закона № 113 ФЗ установлены специальные основания увольнения с альтернативной службы.

Решение о прекращении такой службы в связи с увольнением гражданина принимается должностным лицом на основании представления о прекращении альтернативной гражданской службы в связи с увольнением гражданина с нее и оформляется приказом. То есть работодатель направляет должностному лицу органа, которому подведомственна организация, в установленные сроки представление на работника с приложением предусмотренных в п. 59 Порядка документов. К основным документам, которые прилагаются к представлению во всех случаях увольнения, относятся:

  • служебная характеристика;
  • копия учетной карты;
  • копия трудовой книжки;
  • документы, подтверждающие периоды альтернативной службы, подлежащие зачету в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности с учетом работы на должностях и в местностях, дающих право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством РФ (при наличии таких периодов).

В зависимости от основания увольнения к этим документам следует приложить дополнительные (основания и сроки увольнения, сроки подачи представления и перечень дополнительных документов см. в таблице).

Основание увольнения

Срок направления представления на увольнение

Срок увольнения

Дополнительные документы

Истечение срока службы

Не позднее чем за два месяца до истечения этого срока

Дата увольнения указывается в приказе должностного лица

Документы, подтверждающие наличие периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной службы

Признание работника негодным к альтернативной службе по медпоказаниям

Три дня с момента получения заключения военно-врачебной комиссии (ВВК)

Не позднее месяца со дня получения учреждением заключения ВВК

Заключение военно-врачебной комиссии

Избрание (назначение) работника в органы законодательной власти или депутатом

Незамедлительно

Со дня избрания (назначения) на соответствующую должность

Копия решения уполномоченного органа об избрании (назначении) гражданина в органы законодательной власти или копия извещения избирательной комиссии об избрании его депутатом

Вступление в законную силу приговора суда о назначении работнику наказания в виде лишения свободы

Три дня со дня получения уведомления суда

Со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда

Копия приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы

Досрочное увольнение*

Три дня со дня подачи работником заявления о досрочном увольнении

Не позднее месяца со дня подачи заявления

Заявление гражданина о досрочном увольнении со службы, копии документов, подтверждающих наличие оснований для досрочного увольнения

* Под досрочным увольнением с альтернативной службы понимается наличие оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями, переходом на службу в другие органы и др.).

Итак, приказ должностного лица о прекращении альтернативной службы в связи с увольнением гражданина должен быть издан в двухнедельный срок со дня получения представления к увольнению. Приказ доводится до работодателя в порядке, установленном органом исполнительной власти. В соответствии с приказом в день увольнения (последний день работы) гражданина, проходящего альтернативную службу, работодатель расторгает с ним срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями.

В течение трех рабочих дней работодатель обязан уведомить орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете, о расторжении срочного трудового договора. В свою очередь, уведомленный орган исполнительной власти сообщает о расторжении данного договора с гражданином в Роструд.

Гражданин обязан в двухнедельный срок со дня увольнения явиться в военный комиссариат, направивший его на альтернативную службу, и сдать удостоверение и учетную карту.

* * *

Как видим, трудовая деятельность «альтернативщиков» имеет довольно много особенностей, прежде всего в части оснований увольнения, перевода и предоставления дополнительных гарантий. При этом работодатель обязан контролировать исполнение трудовых обязанностей такими работниками. Хотя уволить их по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом, не получится, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей граждане, проходящие альтернативную службу, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме этого, они несут административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность по законодательству РФ – с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной службы (ст. 6, 22 Закона № 113 ФЗ).

1 -1

Альтернативная служба в армии в 2016 году остается актуальной возможностью для замены военной службы по призыву для граждан РФ. Право на альтернативную службу гарантировано Конституцией и урегулировано Федеральным Законом №113-ФЗ от 25.06.2002 «Об альтернативной гражданской службе».

В соответствии с этим законом, право на альтернативную службу граждане получают в двух случаях:

  • Служба в армии идет в разрез с убеждениями или вероисповеданиями призывника (пацифисты, буддисты и т.п.).
  • Призывник принадлежит к малочисленному коренному народу, который ведет традиционное хозяйствование и промыслы.

Обратите внимание: если призывник не пригоден для несения службы, на альтернативную службу он не направляется. Соответственно, альтернативная гражданская служба – это замена службы только для тех, кто признан годным для несения основной службы в ВС РФ.

Формально требования к призывнику для направления на альтернативную службу выглядят так:

  • Призывной возраст: от 18 до 27 лет
  • Отсутствие каких-либо действующих оснований для освобождения от военной службы

Суть альтернативной службы

Каждый гражданин РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, который подлежит военному призыву, имеет право на прохождение альтернативной службы, которая представляет собой специфическую трудовую деятельность на благо государства. По состоянию на 2016 год существует 65 профессий и 61 должность , которая будет предложена призывнику вместо службы в армии. Несмотря на относительно низкую популярность альтернативной службы в России, по состоянию на 2014 год количество призывников «альтернативщиков» планируется на уровне около 6 тыс. чел (по сравнению с периодом 2012 – 2013, когда таких призывников насчитывалось 1,2 тыс. чел.).

Стоит отметить, что альтернативная гражданская служба – это не способ подыскать определенную работу недалеко от дома и пройти службу, особо не меняя своей привычной жизни. Все равно распределение призывников производится так же, как и в случае с военной службой: те, кто будут определены для прохождения «альтернативки» будут направляться за пределы субъектов РФ, где они проживают. Исключение – коренные малочисленные народности, для которых гражданской службой может быть привлечение к традиционным отраслям хозяйствования.

Срок альтернативной службы зависит от места ее прохождения:

  • В 1,5 раз больше, чем соответствующий срок прохождения службы в вооруженных силах, если «альтернативка» проходится в организациях, относящихся к Вооруженным Силам Российской Федерации. Нынешние призывники должны отслужить 18 месяцев.
  • В 1,75 раз больше, чем соответствующий срок прохождения службы в вооруженных силах, если служба проходится в других организациях. В частности, для граждан, которые были направлены на эту службу после 1 января 2008 года, срок составляет 21 месяц.

Есть одна тонкость: прогулы без уважительных причин, дополнительные отпуска по причине обучения в образовательных организациях, время пребывания под уголовным или административным арестом, а также выходы на работу в состоянии опьянения любой природы не засчитываются в срок службы.

Именно такие сроки и являются причиной низкой популярности альтернативки: призывники понимают, что в любом случае это будут потерянные годы жизни. И терять в полтора, а то и в 1.75 раз больше времени на службу никому не хочется. Однако стоит отметить, что альтернативка отлично подойдет тем, кто совершенно не мыслит себя в армейской среде со всей ее спецификой и сложностями социальных взаимоотношений.

Какие есть варианты?

На 2016 год альтернативная служба в армии утверждена приказом Минтруда России №110н от 27.02.2015 года. Список возможных вариантов можно определить одним словосочетанием: низкоквалифицированные виды работ . Наиболее распространенными являются профессии в отраслях животноводства, промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования. «Альтернативщик» может быть направлен на прохождение службы поваров, плотником, подсобным рабочим, садовником, санитаром, слесарем, столяром, трактористом, уборщиком и т.п. Есть и более экзотические специальности, например:

  • Ряд специальностей, связанных с судоходством, к примеру – помощник шкипера и т.п.
  • Медицинские должности, включая должности врачей.
  • Актерские должности, включая варианты «артист балета» и «артист оркестра».
  • Работы, связанные с ЭВМ, в частности – программист.

Порядок действий, если вы хотите попасть на альтернативную службу

  • По месту военного учета призывник подает заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Подавать заявление нужно до 1 апреля для тех, кто призывается в октябре-декабре текущего года и до 1 октября для тех, кто попадает на призыв в апреле-июне следующего года. Если у призывника закончилась отсрочка, подать заявление можно позже, но не позднее 10 дней с момента прекращения оснований для отсрочки. К заявлению нужно приложить автобиографию и характеристику с места работы. Важно получить на руки документ о регистрации заявления.
  • Призывная комиссия рассматривает заявление в присутствии призывника. Время проведения заседания призывнику сообщается дополнительно. По итогам принятия решения ему выдается копия решения.
  • Необходимо пройти медицинскую комиссию, которая должна установить пригодность призывника для прохождения альтернативной гражданской службы.
  • На призывной комиссии происходит направление на альтернативную гражданскую службу, определяется конкретное место службы.
  • В военкомате призывник получает удостоверение, а также учетную карту и предписание для отправки на место прохождения службы. Выдаются проездные документы.
  • Необходимо в установленный срок явиться на пункт сбора и отправиться на место прохождения альтернативной службы.

При кажущейся волоките и дополнительной бумажной работе, на самом деле процесс относительно прост. И может послужить реальным шансом защитить себя от рисков, связанных с прохождением службы в армии.

В отличие от военной службы срок альтернативной службы более длительный. В настоящее время срок в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и для граждан (в том числе окончивших государственные, муниципальные или негосударственные образовательные учреждения ВУЗы, ПТУ) составляет 21 месяц;

  • до 1 апреля
  • до 1 октября

Порядок подачи заявления

После подачи заявления необходимо в военкомате получить документ, подтверждающие направление заявления.

Общие сведения об альтернативной гражданской службе

Как правило, это отметка сотрудника военкомате на втором экземпляре заявления о его получении, либо справка о регистрации заявления.

  1. О замене военной службы

до 80 000 рублей .

8. Право на АГС в России в условиях отсутствия закона

В Российской Федерации право на отказ от военной службы по убеждениям и замену ее альтернативной гражданской службой гарантировано ныне действующей Конституцией, принятой 12 декабря 1993 г.: "Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой" (ст. 59 ч. 3). Вот та основная и в то же время единственная правовая норма, которая позволяет отстаивать свое право на отказ от воинской службы по убеждениям.

Существует и ряд других нормативных актов, которые упоминают или ссылаются на возможность замены воинской службы на альтернативную гражданскую, но практически все они не имеют самостоятельного значения, пока не принят Федеральный Закон "Об альтернативной гражданской службе". Законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено право призывных комиссий принимать решение о направлении призывников на альтернативную гражданскую службу. Новым Уголовным кодексом РФ, который вступил в действие с 1 января 1997 года, предусмотрена ответственность за уклонение от прохождения альтернативной службы.

Однако самого Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" до сих пор нет, хотя принятие и введение в действие этого закона является частью обязательств, взятых на себя Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы в феврале 1996 года.

Таким образом, в настоящее время не существует полностью регламентированной законом процедуры предоставления отказникам по убеждению альтернативной гражданской службы взамен военной.

В то же время, Конституция Российской Федерации в силу ст. 15 обладает прямым действием, высшей юридической силой и действует на всей территории Российской Федерации. Таким образом, право на отказ от военной службы по убеждениям, гарантированное Конституцией, с юридической точки зрения, остается неотъемлемым правом граждан даже в условиях отсутствия специального федерального закона об альтернативной гражданской службе.

На практике, право граждан на отказ от военной службы по убеждениям повсеместно игнорируется военными комиссариатами (территориальные органы Министерства обороны, отвечающие на организацию призыва на военную службу) и призывными комиссиями. Это нарушение Конституции и ограничение конституционного права гражданина, а согласно п. 3 ст. 55 Конституции права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В нарушение Конституции, призывные комиссии принимают решение о призыве на военную службу отказников по убеждениям. Эти действия призывных комиссий становятся объектом обжалования в суд со стороны отказников по убеждениям, чьи права нарушены.

Результаты весьма противоречивы. Одни судьи признают право призывника на отказ от воинской службы, ссылаясь в своих решениях на Конституцию РФ, как основной закон страны.

В других случаях суды выносят решения не в пользу призывников, а в пользу призывных комиссий, руководствуясь не положениями Конституции, а традиционными представлениями об обязательности службы в армии для каждого "настоящего мужчины", но прежде всего ссылаясь на отсутствие соответствующего федерального закона.

В России на сегодняшний день нет единообразной судебной практики по делам, связанным с требованиями о предоставлении альтернативной гражданской службы. К сожалению, Верховный суд РФ не пытается каким-либо образом систематизировать судебную практику и издать руководящие разъяснения по данной категории судебных дел, что, несомненно, значительно бы облегчило отстаивание своего права на АГС. Более того, имеются случаи, когда Верховный суд РФ отказывал в удовлетворении жалоб призывников, ссылаясь на то, что ч. 3 ст. 59 Конституции РФ не имеет прямого действия, поскольку для реализации этого конституционного права необходима дополнительная регламентация, а соответствующего федерального закона нет. Поскольку вопрос с альтернативной гражданской службой в современной России является довольно сложным, в том числе и с юридической точки зрения, судьи по-разному решают дела этой категории. Это можно отнести и к судьям Верховного суда РФ, не говоря уже о судьях районных судов. Поэтому во многом успех дела будет зависеть от конкретного судьи, который будет рассматривать жалобу отказника, его личной позиции по делу.

В некоторых случаях суды мотивируют свое отрицательное решение тем, что призывник якобы "не сумел должным образом доказать" свои убеждения, препятствующие ему проходить военную службу.

Согласно ст. 28 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" в редакции, принятой Госдумой 6 марта 1998 года в случае обжалования решения призывной комиссии в суд, его выполнение приостанавливается до момента вступления судебного решения в законную силу. В некоторых случаях, однако военные комиссариаты действуют неправовыми, противозаконными методами: при помощи милиции они угрозами и силой доставляют в казармы призывников, ждущих судебного решения по своей жалобе. Почти в каждом случае призывник, отказывающийся от службы в армии по убеждениям, проходит через сильный психологический пресс, специально организуемый военкоматами.

С 1995 года военные комиссариаты действуют на основании директивы № 315/6/175Ш от 28.08.95г. Министерства обороны, предписывающей военкоматам рассматривать подаваемые заявления об отказе по убеждениям и направлять таких призывников в части, служба в которых "не связана с ношением и использованием оружия", о чем выдавать призывникам соответствующую письменную гарантию. С юридической точки зрения эта директива, впрочем, не является решением проблемы отказников по убеждениям, поскольку воинская служба в какой бы то ни было части предполагает обязательное принятие воинской присяги, исполнение приказов командиров и прохождение "курса молодого бойца" по обучению владению оружием. На практике, призывники, согласившиеся проходить службу в таких частях, попадают в так называемые "строительные батальоны", где оказываются в еще более худших условиях, подвергаясь пыткам и жестокому обращению. Возможен вариант, когда призывная комиссия предлагает отказникам компромисс, который заключается в обещании того, что из "альтернативщиков" будет сформирована специальная отдельная часть, с созданием необходимых условий для прохождения военной службы верующими и другими "убежденцами". Однако ни юридически, ни фактически создание таких формирований невозможно, так что подобные предложения следует рассматривать лишь как очередную уловку военкомата.

Однако даже в отсутствие закона сотни молодых людей отказываются служить в армии по убеждениям совести. Они избирают нелегкий путь, поскольку гораздо проще купить липовую медицинскую справку о состоянии здоровья и "закосить" от армии, как это делает ежегодно около 20% от общего числа призывников. Некоторые отказники добиваются решения в свою пользу, некоторые подвергаются уголовному преследованию и тюремному заключению. Все они не только пытаются поступать так, как им велит совесть, но и способствуют более скорому принятию закона "Об альтернативной гражданской службе". Принятие этого закона ознаменует собой окончательный переход от "общества полностью готового к войне" к обществу переходного типа.

15 апреля 1997 года правозащитная организация "Международная Амнистия" провела круглый стол по теме "Право на отказ от несения военной службы по соображениям совести; пытки и жестокое обращение в армии; тюремное заключение и принудительный призыв в армию отказников по соображениям совести". Организаторами круглого стола являлись Московская Хельсинкская Группа, Правозащитный центр "Мемориал", организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга", Комитет солдатских матерей России, Движение против насилия, Антимилитаристская Радикальная Ассоциация и Центр Андрея Сахарова. Встреча состоялась в Центре Андрея Сахарова в Москве.

В результате было принято обращение к Правительству РФ, основные положения которого были следующими:

  • немедленно освободить всех лиц, отбывающих тюремное заключение за отказ от несения военной службы по соображениям совести, а также приостановить дела, возбужденные против лиц, добивающихся их права на отказ от несения военной службы по соображениям совести;
  • немедленно принять необходимое законодательство, признающее право на отказ от военной службы по соображениям совести как законное выражение свободы мысли, совести и религии, закрепленное статьей 59 Конституции РФ и соответствующими резолюциями и рекомендациями ООН и Совета Европы;
  • гарантировать, чтобы такое законодательство предусматривало альтернативную службу, срок которой не представлялся бы карательным, и которая носила бы чисто гражданский характер, и находилась бы под гражданским контролем. Такая альтернативная служба должна быть доступна всем лицам, признанным отказниками от военной службы по соображениям совести или по глубоким убеждениям;
  • гарантировать, чтобы такое законодательство не было дискриминационным по отношению к различным призывникам на основании их индивидуальных убеждений или по причине непрохождения ими военной службы;
  • гарантировать, чтобы такое законодательство предоставляло возможность регистрации в качестве отказников по соображениям совести в любой момент — как до призыва, так и после получения призывных документов или во время несения военной службы;
  • гарантировать, чтобы призывники заранее информировались о своих правах и чтобы такая информация предоставлялась всем заинтересованным лицам;
  • признать роль неправительственных организаций в предоставлении такой информации всем заинтересованным лицам и проведении разъяснительной работы среди широкой общественности о праве на отказ от несения военной службы по соображениям совести как законном выражении свободы мысли, совести и религии;
  • создать специальную программу обучения военнослужащих, которая включала бы в себя принципы российской Конституции и других национальных законов, касающихся прав человека; принципы международного гуманитарного права и международных норм прав человека, подписанных Россией, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция ООН по предотвращению пыток и Европейская конвенция по правам человека;
  • гарантировать членам правозащитного движения, представителям религиозных конфессий, медицинского персонала и другим общественным организациям возможность регулярного посещения воинских частей и встреч с военнослужащими.

Число отказников по убеждениям в России точно не известно, но измеряется тысячами. По данным Министерства обороны РФ, за 1997 г. в призывные комиссии было подано 1736 официальных заявлений от призывников с требованием заменить военную службу на альтернативную.

Альтернативная гражданская служба — порядок прохождения

Что такое альтернативная гражданская служба — понятие

Кто имеет право на замену военной службой альтернативной

Срок прохождения альтернативной гражданской службы

Что необходимо для замены военной службы на АГС

Особенности прохождения альтернативной службы

Ответственность за уклонение от прохождения альтернативной службы

Прохождение альтернативной гражданской службы (АГС) предусмотрено Конституцией РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.

Что такое альтернативная гражданская служба — понятие

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Кто имеет право на замену военной службой альтернативной

Гражданин имеет право пройти АГС в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В иных случаях прохождение АГС не допускается.

На альтернативную гражданскую службу, также как и на обычную военную, призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых принято соответствующее решение.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые:

Граждане проходят АГС, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

Срок прохождения альтернативной гражданской службы

Альтернативная гражданская служба проходит:

  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

В отличие от военной службы срок альтернативной службы более длительный.

4.9. Альтернативная гражданская служба

В настоящее время срок в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и для граждан (в том числе окончивших государственные, муниципальные или негосударственные образовательные учреждения ВУЗы, ПТУ) составляет 21 месяц;

Если же АГС проходит в организациях Вооруженных Сил РФ, срок альтернативной службы увеличивается в 1,5 раза и составляет 18 месяцев.

Что необходимо для замены военной службы на АГС

Для того чтобы попасть на альтернативную службу необходимо выполнить следующие действия.

  1. Подать заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

Заявление необходимо подавать в военкомат по месту постоянного проживания в следующие сроки:

  • до 1 апреля – для призывником, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;
  • до 1 октября – для призывников, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.

Порядок подачи заявления

Заявление подается в произвольной форме. При этом в заявлении необходимо обосновать причины, по которым несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению необходимо приложить автобиография и характеристику с места работы или учебы гражданина. К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. Предоставление иных документов не является обязанностью, они подаются по желанию призывника. Как правило, призывники прикладывают документы об образовании, справки о составе семьи.

Желательно (но не обязательно) в заявлении указать лиц, которые смогут подтвердить обстоятельства, по которым несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

После подачи заявления необходимо в военкомате получить документ, подтверждающие направление заявления. Как правило, это отметка сотрудника военкомате на втором экземпляре заявления о его получении, либо справка о регистрации заявления.

2. Рассмотрение заявления о прохождении альтернативной гражданской службы

Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только присутствии призывника. О времени и месте рассмотрения заявления лицо извещается повесткой из военкомата под роспись.

На заседании призывной комиссии при рассмотрении заявления призывнику необходимо быть готовым к выступлению и аргументированному изложению обстоятельств, по которым он просит заменить прохождение военной службы альтернативной. На заседание также необходимо пригласить и лиц, которые согласились подтвердить его позицию.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в течение 1 месяца со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, то есть для осенних призывников предельный срок рассмотрения заявлений составляет до 1 мая текущего года, для призывников весеннего призыва – до 1 ноября.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Законодательством установлены конкретные причины, по которым призывнику отказывают в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой:

  • нарушении срока или порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой,;
  • характеризующие документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
  • призывник дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
  • ранее лицу была предоставлена возможность пройти АГС, но он от нее уклонился.

При этом к уважительным причинам неявки относят:

  • заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

По результатам проведения заседания принимается решение:

  1. О замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой с одновременным вручением повестки с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
  2. Об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Данное решение можно обжаловать в суде, для чего необходимо получить копию решения призывной комиссии, которая должна быть выдана призывнику в трехдневный срок со дня принятия решения.

Особенности прохождения альтернативной службы

Граждане, проходящие АГС, мало чем отличаются от обычных работников тех предприятий, куда их направляют.

Они также получают заработную плату, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, рабочий день для них установлен трудовым распорядком и, как правило, составляет 40 часов в неделю.

Ответственность за уклонение от альтернативной службы

Уклонение от прохождения альтернативной службы признается таким же преступлением как и уклонение от военной службы (см. ссылку). А вот наказание для призывников-альтернативщиков немножко мягче.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации) на уклонистов от прохождения альтернативной гражданской службы по приговору суда может быть наложен штраф в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев .

По сложившейся судебной практике уклонистами от призыва считаются лица, получившие решение о направлении на альтернативную службу, но по неуважительным причинам не прибывают к месту прохождения службы в установленные сроки, неоднократное самовольное оставление места работы, отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор, досрочное увольнение путем обмана.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается оконченным преступлением для лиц, направленных на альтернативную гражданскую службу с момента достижения ими возраста 28 лет 9 месяцев или 28 лет 6 месяцев в зависимости от ее срока.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Альтернативная служба

до конца
Осеннего призыва
78 дн.

Как попасть на альтернативную гражданскую службу?

Александр Брагин

1. Кто может воспользоваться правом на альтернативную службу?

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “Об альтернативной гражданской службе” правом на замену военной службы по призыву пользуются две категории призывников:

  • граждане, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы;
  • представители коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами.

На АГС могут пойти только молодые люди мужского пола не моложе 18 и не старше 27 лет, которые по состоянию здоровья годны к службе в армии, не имеют отсрочек и освобождения от военной службы. Любая отсрочка или освобождение от призыва (например, в связи с обучением или по болезни) автоматически освобождает и от АГС.

2. Как и кому нужно заявить о своем желании пройти АГС?

Для подтверждения права на АГС следует подать в военный комиссариат, в котором Вы состоите на воинском учете, заявление с указанием причин и обстоятельств, побудивших Вас ходатайствовать о направлении на АГС. В заявлении Вы должны обозначить свои убеждения (например, религиозные, пацифистские, антимилитаристские, политические, этические) и обосновать, почему этим убеждениям противоречит военная служба. В заявлении можно (но не обязательно) указать лиц, которые могут подтвердить правдивость Ваших слов.

К заявлению должны прилагаться:

  • автобиография;
  • характеристика с места работы и или учебы (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся).

Других документов не требуется.

3. В какие сроки подается заявление на АГС?

По закону «Об альтернативной гражданской службе» заявление о замене военной службы на АГС подается с момента постановки на воинский учет:

  • до 1 апреля - гражданами, которые должны быть призваны в октябре-декабре текущего года (в “осенний” призыв);
  • до 1 октября — гражданами, которые должны быть призваны в апреле-июле следующего года (в “весенний” призыв).

Время достижения 18-летия либо окончания действия отсрочки от призыва (например, окончания вуза) — Срок подачи заявления на АГС

1 января -15 июля 2008 г. — До 1 октября 2007 г.
1 июля - 31 декабря 2008 г. — До 1 апреля 2008 г.

Пропуск указанного срока без уважительных может привести к отказу призывной комиссией по формальным основаниям в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Льготные сроки подачи заявления на АГС закон устанавливает для тех, у кого преждевременно прекращается основание отсрочки от военной службы после указанного в таблице срока подачи заявления, в том числе в течение очередного призыва (например, при отчислении из учебного заведения). В таких случаях заявление на АГС может быть подано в течение 10 дней с момента прекращения основания отсрочки.

4. Нужно ли доказывать свое право на АГС?

Наличие убеждений не подлежит доказыванию и не может быть доказано. Но если Вы выбираете АГС, то должны обосновать, почему несение военной службы не соответствует Вашим убеждениям.
Вы вправе, если сочтете нужным, представить любые документы (например, письменные свидетельства о принадлежности к определенной конфессии, миротворческой организации, участия в пацифистских акциях).

Заявление рассматривается призывной комиссией в Вашем присутствии. О времени и месте заседания Вы должны быть извещены повесткой заблаговременно и под расписку.
При рассмотрении заявления на заседании комиссии Вам может быть предложено выступить. Может быть предоставлено слово и тем, кто подтвердит Ваши доводы.

5. В каких случаях могут отказать в прохождении АГС?

Вам может быть отказано в замене военной службы на АГС только по следующим основаниям:

  • Вы нарушили срок и (или) законный порядок подачи заявления на АГС;
  • характеризующие Вас документы или другие данные не соответствуют Вашим доводам о противоречии между убеждениями (вероисповеданием) и несением военной службы;
  • в Вашем заявлении в призывную комиссию и прилагающимся к нему документах содержатся заведомо ложные сведения;
  • Вы дважды не явились на заседание комиссии по повестке без уважительных причин;
  • ранее Вам была предоставлена возможность пройти АГС, но Вы от нее уклонились.

Если призывная комиссия сочтет, что характеризующие Вас документы или другие данные не соответствуют Вашим доводам о противоречии между убеждениями (вероисповеданием) и несением военной службы, комиссия должна мотивировать свое решение, т.е. доказать имеющиеся противоречия ссылками на конкретные обстоятельства. Иными словами, не Вы должны доказывать подлинность убеждений, а призывная комиссия представить доказательства необоснованности Ваших притязаний на АГС (если такие доказательства имеются).

6. Нужно ли проходить медкомиссию при направлении на АГС?

Если призывная комиссия вынесла заключение о возможности замены для Вас военной службы альтернативной гражданской службой, перед направлением на АГС Вы должны пройти медосвидетельствование. По его итогам Вы либо признаетесь годным к военной службе и направляетесь на АГС, либо получаете отсрочку (освобождение) и от призыва, и от АГС.

7. Куда могут направить для прохождения АГС?

Перечень рабочих мест, на которые направляются граждане для прохождения АГС ежегодно определяется Правительством РФ в зависимости от поступивших заявок и ситуации на рынке труда.
Вас могут направить на любое рабочее место, которое есть в утвержденном перечне и обеспечено жильем. В то же время, при определении вида работы, профессии, должности и места прохождения АГС должны быть учтены Ваше образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья и семейное положение.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, направляемых на нее с 1 января 2008 года, составляет 21 месяц, а для проходящих АГС на гражданских должностях в организациях военного подчинения - 18 месяцев.

Подготовлено на основе материала УМОО “Гарантия” (г. Ульяновск) в рамках Общественной инициативы «Гражданин и армия»

Добро пожаловать на проект об Альтернативной гражданской службе в России!

Проект создан как некоммерческий, информационно-просветительский ресурс для призывников и их родителей. К сожалению в нашей стране многие призывники не знают о том, что у них есть право замены военной службы на альтернативную гражданскую. Гражданская служба это не форма уклонения и не возможность увильнуть от призыва, а полноценная служба без оружия в руках гарантированная 59 статьей Конституции РФ.

Останови уголовное преследование Никиты Конева!

В 2011 году военный комиссариат города Кировска, Мурманской области по городам Кировск и Апатиты начал борьбу с призывником Никитой Коневым. В неравной борьбе, с привлечением всевозможного административного ресурса комиссариата и прокуратуры на парня повесили уголовное дело. Вред причиненный государству судья Виталий Горюнов оценил в 130 000 руб. Единственное что сделал Никита Конев — пытался реализовать свое право, гарантированное Конституцией РФ и Федеральным законом об АГС. Из человека буквально сделали преступника, ему калечат жизнь и впустую тратят годы его жизни. Люди причастные к этому позорному делу, призывающие нас любить и защищать Родину, занимаются преследованием гражданина за его пацифистские убеждения.

У каждого призывника есть право замены военной службы на АГС!

Что такое АГС?

Альтернативная гражданская служба (сокращенно АГС), право гражданина РФ на замену военной службы гарантировано 3-ей частью, 59 статьи конституции РФ. АГС — это служба на гражданке на благо общества и государства, которая практически ничем не отличается от обычной работы.

Что нужно сделать чтобы пойти на АГС?

Заявить о своем праве на АГС, подав заявление в отдел военного комиссариата. Заявление также можно отправить почтой.

Когда нужно подавать заявление на АГС?

Федеральный закон об альтернативной гражданской службе регламентирует подачу заявления за полгода до вашего призыва. Например если вас призывают этой осенью — заявление вы должны были подать в прошлый весенний призыв, или наоборот — призывают весной, значит нужно подать заявление на АГС в осенний призыв.

К счастью это не совсем так, это лишь норма созданная для удобства работы призывных комиссий и военкоматов. Право гражданина на АГС — является конституционным, гарантированно государством и не может быть оставлено без удовлетворения из-за процедурных норм.

Военная альтернативная гражданская служба: условия и требования

Заявление можно подать когда угодно, за исключением случаев принятия присяги в воинской части. То есть пока вас не призвали, даже если вы уже прошли медицинское освидетельствование — у вас есть шанс попасть на альтернативную гражданскую службу.

Зачем мне идти на АГС? Возможно я вообще не годен к прохождению службы!

Если вы не годны к прохождению военной службы, по тем же самым основаниям вы не годны для прохождения АГС. Проходить мед.освидетельствование необходимо только после вынесения решения по вашему заявлению на АГС, в этом случае, если вдруг окажется что вы годны к службе — вы пойдете на АГС, а не в армию.

Почему военный комиссариат так не хочет чтобы я пошел на АГС?

  1. У военного комиссариата присутствует личная заинтересованность в том чтобы вы пошли в армию. У военкомата есть план призыва в армию, плана на АГС у них нет.
  2. Выбирая АГС вы подаете личный пример другим призывникам, чем больше призывников в России отдадут предпочтение АГС, тем больше вероятность отмены насильственного призыва в российскую армию.
  3. Идя служить альтернативно, вы обрубаете возможные коррупционные схемы нечестных на руку сотрудников призывной системы, т.к. ваша судьба больше не зависит от их действий — возможность получить взятку от вас сводится к нулю.

Почему гражданскую службу выбирает так мало призывников?

  1. Всегда сложно делать свой выбор, а не идти на поводу у других.
  2. Гражданская служба это служба по призыву, а не освобождение от службы.
  3. В умах родителей призывников еще живет множество мифов про АГС не имеющих отношения к действительности.

Почему в военкомате ничего нет про АГС, почему я только что узнал что у меня есть право служить без оружия?

Отдел военного комиссариата — это подразделение Министерства обороны, оно не заинтересовано в том, чтобы призывники делали правильный выбор и уж тем более заявляли о своих пацифистских мировоззрениях. На самом деле призыв в России стал походить на конвейер: военкоматы часто нарушают закон работая на результат, призывники не понимают для чего они идут в армию, какой именно долг они должны и откуда он взялся. АГС в России изначально вызвало недовольство у самых высоких чинов Министерства обороны, это недовольство осталось и по сей день.

Я подал заявление на АГС, но меня упорно приглашают в военкомат для прохождения медицинского освидетельствования.

В соответствии с ФЗ об АГС, ст. 10, которая устанавливает следующий порядок призывных мероприятий(при подаче заявления на АГС, порядок призывных мероприятий немного меняется в отличии от обычного призыва на ВС):

  • явка на заседание призывной комиссии, на котором, будет рассматриваться ваше заявление на АГС;
  • явка на медицинское освидетельствование;
  • явка на заседание призывной комиссии, на котором с учетом вашей степени годности, будет принято решение — годны ли вы к прохождению АГС;
  • явка в военкомат и получение предписания для убытия к месту прохождения АГС;

Если коротко, то приглашение вас на мед.освидетельствование до вынесения решения по вашему заявлению — ни что иное, как грубейшее нарушение ФЗ об АГС.

Где и кем я могу пройти альтернативную гражданскую службу?

Список мест для прохождения и профессий утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты и публикуется в открытом виде на сайте.

Ссылки на тематические сайты

Альтернативная гражданская служба — это… ФЗ об альтернативной гражданской службе

Альтернативная гражданская служба - это предоставленная государством возможность избежать военной службы при существовании определённых условий, а каких именно, об этом далее.

Нормативное регулирование

Замена военной службы альтернативной гражданской находится под опекой ФЗ под номером 113. Законопроект был подписан президентом и опубликован 25 числа второго месяца лета (июля) в 2002 году. Данный нормативно-правовой акт регулирует общественные отношения, которые связаны с реализацией права каждого гражданина мужчины на замену военной службы на иной вид деятельности. Важно отметить, что данное правило распространяется исключительно на молодых людей, которые обязаны отслужить в армии по призыву. Альтернативная гражданская служба — это реальная возможность избежать жёсткого режима, предоставив взамен навыки, образование и годы опыта.

Об общих положениях

Статья 1 вышеназванного федерального закона даёт следующее определение: альтернативная гражданская служба представляет собой вид особой деятельности, который выполняется конкретным лицом в интересах не только государства, но и общества. Служба признаётся альтернативной в том случае, когда граждан обязан выполнять трудовую деятельность взамен службы по призыву.

Закон об альтернативной гражданской службе также указывает на определённую сферу нормативно-правового регулирования. Первоочерёдным актом среди всего многообразия законов является Конституция России. Далее, согласно юридической силе, за ними следуют ФКЗ и федеральные законы. Подзаконные акты, а также международные нормы, которые должным образом ратифицированы на территории России, также являются правовым источником, регулирующим положение граждан, проходящих гражданскую службу.

Видео по теме

Условия замены

Замена военной службы альтернативной гражданской возможна только при наличии определённых условий, которые также перечислены в ФЗ № 113.

Первым условием является невозможность несения службы по призыву, связанная с религиозными убеждениями или вероисповеданию. Действительно, многие религии запрещают совершение военных действий против человека либо иным образом говорят о том, что служить - это греховно.

Другое условие связано с образом жизни конкретного человека. Так, закон говорит о том, что право на альтернативную гражданскую службу может быть реализовано представителем малочисленного народа, который ведёт образ жизни, тесно связанный с сельским хозяйством, занимается промысловым ремеслом, а также живёт и зарабатывает тем, что ведёт традиционный образ жизни, сходный с таковым на ранних исторических этапах развития человечества. Фактически интерпретируя слова законодателя, можно сделать вывод о том, что люди, которые всю жизнь занимаются традиционными промыслами, не смогут быть полезными государству при прохождении службы.

Условия для лиц мужского пола, направленных на службу

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» определяет внутренние условия для тех, кто обладает правом перехода. Так, статья 3 говорит о том, что:

  • Рассматриваемый вид службы осуществляется только мужчинами, возраст которых варьируется в пределах 18-27 лет.
  • Лица мужского пола должны в обязательном порядке обладать правом на замену воинской службы, соответственно, должны соблюдаться все вышеперечисленные условия.
  • Мужчина не должен пребывать в запасе.

Вышеназванные условия являются фактическими, то есть исходят из определённых жизненных условий. Также существуют условия формальные, к которым принадлежит следующее:

  • Подача заявления лично в комиссариат, которое говорит о необходимости замены воинской службы на прохождение гражданской альтернативной службы.
  • Комиссия по призыву должна вынести в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, соответствующее решение.

Не все граждане, даже обладающие основанием освобождения, могут проходить альтернативную службу. Так, положения федерального закона не распространяются на лиц мужского пола, которые:


Место прохождения службы

Альтернативная гражданская служба - это вид деятельности, особенность которой заключается в наличии трудовых правоотношений, которая может выполняться как индивидуально, так и в составе каких-либо формирований, чётко определённых законом:

  1. Организации, которые подведомственны органам исполнительной власти федерального уровня.
  2. Организации, которые относятся к органам власти субъектов.
  3. В формированиях, которые относятся к организациям Вооружённых Сил государства, но в качестве гражданского персонала.

Как показывает практика, граждане проходят альтернативную гражданскую службу за пределами того субъекта, в котором постоянно проживают.

К лицам, являющимся частью малочисленного народа, применяются специальные меры. К ним также не применяется обязанность прохождения воинской службы, альтернативная гражданская служба проходит по месту осуществления хозяйственной деятельности. Перечень должностей, а также рабочих мест, на которых возможна альтернативная служба, утверждается Правительством России.

При выборе должности или рода деятельности необходимо учитывать уровень образования гражданина, его предыдущий род деятельности, специальность, опыт работы, квалификацию, а также иного рода качества и навыки, которые могут быть полезны при прохождении службы.

Срок службы

Альтернативная гражданская служба — это обязанность, которая ограничивается определёнными сроками. В ФЗ № 113 сказано, что срок альтернативной гражданской службы превышает в 1 целую 75 сотых раза срок службы по призыву. Это значит, что нет чётко определённой даты, если изменится срок воинской обязанности, альтернативная также претерпит изменения в вышеназванной пропорции.

На сегодняшний день срок альтернативной гражданской службы — 42 месяца, а для окончивших высшие учебные заведения - 21 месяц. В том случае, когда граждане проходят альтернативную службу в формированиях ВС РФ, срок данной деятельности — 3 года, а для тех, кто закончил высшее учебное заведение - 18 месяцев.

Отсчёт альтернативной службы начинается с того дня, как лицо убыло для прохождения службы. Дата указывается военным комиссариатом. День окончания службы считается день прекращения договора, который был заключён с лицом в связи с увольнением со службы.

Дни, не засчитываемые в срок службы

Существуют определённые дни, которые не подлежат учёту в срок службы, а именно:

  • Прогул. Так как данная деятельность наряду с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, регулируется Трудовым кодексом РФ, то прогулы - отсутствие работника на рабочем месте в установленное договором или инструкцией время более 4-х часов непрерывно в течение трудового периода.
  • Дополнительный отпуск, который предоставляется работодателем для обучения в образовательных организациях не засчитывается в срок службы.
  • Время уголовного наказания, отбываемого в местах заключения, либо административного - в виде ареста.
  • Выполнение трудовых обязанностей в состоянии опьянения, равно, как и появление на рабочем месте.

Организация службы

Первое требование, которое предъявляется для организации альтернативного вида службы, касается законодательства РФ, которое полностью регулирует данный вид деятельности. Непосредственными участниками, организующими прохождение службы, являются субъекты РФ. Данные участники выполняют следующие функции:

  • Предоставляют перечень вакантных специальностей, которые подходят для прохождения данного вида службы. Федеральные органы власти вносят предложения по усовершенствованию видов работ, по расширению их перечня, а также предоставляют оперативную информацию, касающуюся профессий, должностей и всех задействованных лиц.
  • Ведут учёт организаций, которые подведомственны субъектам и пригодны для прохождения рассматриваемого вида службы.
  • Принимают и направляют в соответствующие органы необходимую информацию о гражданах, которые прибыли для прохождения службы.
  • Осуществляют контроль исполнения норм законодательства, законности заключённого трудового договора, а также его исполнения.

Таким образом, сравнивая современную Россию с Советским Союзом, можно отметить, что многим гражданам предоставляется реальная возможность отдать свой долг родине, не облачая свои плечи в погоны. Определённые исключения предусматривает воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба, в свою очередь, предоставляет право отдачи долга своей стране в ином виде.

Закон
Единство измерений — это… 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"

Система измерений занимает особое место в жизни общества. Все существующие эталоны величин должны регулироваться законодательно. В Российской Федерации функционирует ФЗ "Об обеспечении единства измерений", который буд…

Бизнес
Кооператив производственный — это… ФЗ о производственных кооперативах. Юридическое лицо — кооператив

Бизнес - это средство не только личного обогащения, но и способ в значительной степени поддержать финансово ту область или другой субъект, в котором значительно развит сегмент малого или среднего предприниматель…

Закон
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения закреплены в ЗК. Согласно 77 статье, к таким территориям относят участки, располагающиеся за границами поселений, предоставленные для с/х нужд. Рассмотрим подро…

Закон
Сводное исполнительное производство. Федеральный закон № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

Сводное исполнительное производство по должнику возбуждается в случаях, когда в отношении субъекта открыто несколько дел о взысканиях имущественного характера. Также допускается объединять процессы, в кот…

Закон
Федеральный закон № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

255-ФЗ от 29.12.2006 регламентирует отношения в сфере материального обеспечения женщин в послеродовой период и других нуждающихся лиц, находящихся на больничном. В нормативном акте установлен круг граждан…

Закон
Предоставление информации. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

В настоящее время действующее законодательство имеет в своей базе нормативный документ, который регламентирует порядок, правила и требования предоставления информации. Что это такое, знают немногие, а тем более те, кт…

Закон
Закон № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (действующая редакция)

Закон № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определяет юридический статус компании, обязанности и права ее участников, правила создания, ликвидации и реорганизации. Особенности преобразования, образов…

Здоровье
Андрогены — что это? Всё об их воздействии на организм

Андрогены - что это? Стоит отметить, что это общее название целой группы так называемых стероидных гормонов, которые производятся половыми железами (у женщин - яичниками, у мужчин - яичками) и корой …

Альтернативная гражданская служба что это такое

Красота
Когда можно стричь волосы, кому лучше доверить эту процедуру — обо всём понемногу

Стрижка волос — это не только эстетичный способ ухода за волосами и дань моде. По мнению наших предков, состригая волосы, вы можете изменить свою судьбу или здоровье, как в лучшую, так и отрицательную сторону. Считает…

Новости и общество
Хрематистика — это наука об обогащении. Экономические учения Аристотеля

Наше общество претерпевает значительные социально-экономические преобразования. Для такого времени свойственно переосмысление представлений об окружающем мире и обращение к истокам. В свете этого совсем неудивительным…

Похожие статьи