Лица признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Право на улучшение жилищных условий, признание нуждающимися. Так, на льготы могут рассчитывать многодетные семьи

24.04.2020

По последним оценкам экспертов, значительная часть существующего достигает порядка 80% изношенности.

Жители таких помещений являются главными претендентами на улучшение их условий проживания.

Благодаря разнообразным программам социальной поддержки населения жилищная проблема постепенно решается, однако, до окончательного её разрешения еще очень далеко!


Жилищный кодекс РФ предусматривает две формы обеспечения нуждающихся граждан жилыми помещениями на особых условиях: из средств регионального и федерального бюджета.

От того, на каком уровне выделяются денежные средства, зависит и то, каким категориям населения они предназначены.

Федеральный бюджет выделяет средства на обеспечение жильём следующих категорий населения:

  1. , а также граждане, обладающие правом на оформление соглашения ;
  2. Участники ВОВ, а после их кончины - ближайшие члены семьи;
  3. : после выпуска из детских домов, учебных заведений, по окончании воинской службы или прекращении прочих видов опеки;
  4. Граждане, лишённые жилья из-за стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;
  5. Жители домов, признанных решением специальной комиссии ветхими, аварийными и опасными для проживающих в них людей.

Помимо федерального бюджета, средства на обеспечение нуждающихся жилыми помещениями, выделяют бюджеты субъектов РФ.

Согласно местным нормативным актам, к вышеперечисленным категориям добавляются:

  • Ветераны и инвалиды прочих боевых действий (помимо ВОВ);
  • Граждане, принимающие участие в ликвидации последствий атомного взрыва на ЧАЭС;
  • Совершеннолетние инвалиды и члены семей, в составе которых есть дети-инвалиды;;
  • , родители трёх и более детей и т.д.

Основания для признания

Российское жилищное законодательство содержит перечень оснований, позволяющих признать граждан нуждающимися в предоставлении им жилья за счет бюджетных средств.

Данные категории являются едиными как для федерального, так и для регионального бюджета и не могут быть искусственно изменены или дополнены.

Итак, для признания нуждающимися существуют следующие основания:

  • Граждане не должны являться арендаторами жилых помещений , также, как и ближайшие члены их семей. Кроме того, в их собственности не должно быть объектов недвижимости, как не должно быть жилых помещений у членов их семей.
  • Заключение соглашения социального найма непосредственно у претендента на жильё и допускается, если в одном помещении одновременно проживают несколько семей, а в составе семьи нуждающихся есть человек, страдающий тяжелой формой опасного хронического заболевания, входящего в утверждённый
  • Правительством РФ специальный перечень. При этом другого социального жилья, предоставленного в найм или жилого помещения, являющегося личной собственностью, быть не должно.
  • Проживание граждан в условиях, признанных не соответствующими современным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Этот факт должен быть документально подтверждён соответствующим актом, подписанным членами специальной аттестационной комиссии.
  • Граждане являются арендаторами жилья по договору соц. найма или таковыми являются члены их семьи и родственники; при этом минимальные учётные нормы на одного члена семьи не выполняются. Речь идёт о минимальном размере жилой площади, приходящемся на одного человека.

Кроме того, отдельные ведомственные постановления (например, Министерства внутренних дел или здравоохранения) предусматривают отдельные основания для признания нуждающимися своих работников.

Необходимые условия, которые должны быть выполнены для получения статуса нуждающихся в жилье

Для признания человека нуждающимся в жилом помещении, наличия для того какого-либо основания недостаточно. Помимо этого, должны быть выполнены все обязательные условия, без этого социальное жильё предоставлено не будет:

  • Претендент должен постоянного проживать в том населённом пункте, в котором он планирует получить социальное жилье или льготы на его приобретение. Конкретный срок определяется местными подзаконными актами, но, как правило, он составляет минимум 10 лет.
  • Претендент должен иметь гражданство Российской Федерации и быть прописан в данном населённом пункте.
  • Количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, должно быть меньше существующей нормы. На сегодняшний день она такова: 10 кв.м. на человека для семей, проживающих в отдельных жилых помещениях и 15 кв.м. - в коммунальных квартирах.
  • Претендент должен быть признан нуждающимся в жилье, т.е. быть зарегистрированным в качестве очередника на получение социальной помощи.
  • Со стороны очередника в течении последнего пятилетия не должно быть совершено никаких действий, повлекших за собой ухудшение условий проживания. Под таковыми действиями понимаются: разделение жилых помещений, передача права собственности и других лиц, неравный обмен жилыми помещениями и т.д.

Порядок получения жилья

Первый шаг на долгом пути получения социального жилья - это признание семьи малоимущей, т.е. семьей, чей суммарный общий доход, приходящийся на одного человека, не дотягивает до установленного прожиточного минимума.

Для получения статуса малоимущей семьи нужно предоставить в территориальное отделение управления социальной защиты следующие документы:

  • заявление;
  • документы, содержащие информацию о доходах всех членов семьи;
  • документы, определяющие степень родства между членами семьи.

Стоит отметить, что законом состав малоимущей семьи не установлен, поэтому в неё могут входить не только родители и их дети, но и прочие родственники, проживающие с ними.

Следующий этап - предоставление в Жилуправление районной администрации необходимых документов для признания семьи нуждающейся в жилом помещении.

Как правило, перечень документов таков:

  • Заявление установленного образца с подписями всех членов семьи;
  • Документы, удостоверяющие личность каждого человека, указанного в заявлении (паспорта, свидетельства о рождении и т.д.);
  • Документы, подтверждающие факт совершения или расторжения брачного союза (свидетельства о заключении или расторжении брака). Если в составе семьи указаны и другие родственники, необходимо документально подтвердить этот факт;
  • Документ о признании семьи малоимущей (копия решения соцзащиты).

Если предоставлен полный пакет документов, то семья признаётся нуждающейся и ставится на учёт. В определённый срок заявитель может получить копию решения, подтверждающую данный факт.

Если семья не обладает правами первоочередного получения бесплатного жилья, то оно будет предоставлено в порядке очереди.

Арендодатель обязан платить

получен
гонорар 25%

Общаться в чате

Сергеева Наталья

Юрист, г. Волгоград

Бесплатная оценка вашей ситуации

    5924 ответа

    3013 отзывов

Здравствуйте, Даниил.

Из каких условий должна (площадь квартиры брата и/или отца) определятся моя нуждаемость в жилье?

Cогласно Жилищному Кодексу РФ, основанием для признания граждан, нуждающимися в жилье, являются договора социального найма жилых помещений. Нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются:

1) Граждане, которые сами не являются нанимателями жилых помещений или находятся на момент подачи заявления членами семьи законного нанимателя жилья по договорам социального займа, но не обеспечены нормативной площадью проживания, рассчитанной на одного члена семьи нанимателя.

2) Граждане, которые имеют на момент подачи заявлений аварийное жилье, не отвечающее нормам и требованиям, установленным законодательством РФ к жилым помещениям.

3) Граждане, которые сами являются нанимателями жилья или членами семьи нанимателя и проживают на одной жилой площади с больными людьми, страдающими от хронических заболеваний, когда совместное проживание на одной площади невозможно по санитарным нормам. Перечень таких болезней установлен исполнительными уполномоченными от Правительства РФ.

Так как Вы живете в квартире брата, который является собственником, то по сути у Вас даже и 9 кв.м. нет.

Будут ли мои действия признанными заведомым ухудшением жилищных условий если я женюсь и пропишусь с женой к матери в коммуналку

Это Ваше право, сняться с регистрационного учета в квартире брата и зарегистрировать по месту жительства супруги. Брат также может выписать Вас через суд, так как это его собственность. Если коммунальная квартира муниципальная, то в этом случае уже будет учитываться количество квадратных метров на человека. Если будет менее установленной нормы, то будете считаться нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Сергеева Наталья

юрист, г. Волгоград

Общаться в чате

1 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Сергеева Наталья

юрист, г. Волгоград

Общаться в чате

1 0

Здравствуйте.

Прилагают Вам выдержку из судебной практики по аналогичному делу.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статей 51 Жилищного кодекса РФ. Установленный названной нормой закона перечень оснований для признания граждан нуждающимися в целях предоставления им жилых помещений по договору социального найма является исчерпывающим.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Таким образом , ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Сняться регистрационного учета Вы имеете право на основании права самостоятельно определить место жительства.

Существует возможность отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося на основании данного факта, однако судебная практика в Вашу пользу.

С уважением,

Шелковая Наталья Николаевна

Здравствуйте Даниил!

Согласно статья 49 Жилищного кодекса РФ

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения , исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 «О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» учетная норма жилья составляет 9 кв.м.

Согласно Закону Санкт-Петербурга «О СОДЕЙСТВИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН» от 7 июля 2004 года

1. Граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий в следующих случаях:

1) если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга „Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге“;

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11. Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ).

Вы не относитесь к члену семьи брата, согласно Жилищного кодекса РФ.

Поэтому Вы вообще не имеете никакого жилья и можете претендовать на постановку в очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Снятие с регистрационного учета и постановка на рег. учет по другому адресу - это Ваше право, а в случае, если Вы проживаете по тому или иному адресу более 90 дней - обязанность.

В соответствии с пунктом 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

Таким образом, не будут признаны намеренным ухудшением жилищных условий.

С уважением,

Ярослав Цветков

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Ижевск

Общаться в чате

0 0

Здравствуйте.

Из каких условий должна (площадь квартиры брата и/или отца) определятся моя нуждаемость в жилье?

При постановке на учёт Вы будете указывать членов своей семьи, которые так же будут претендовать на дополнительную жил. площадь. Если укажете брата и отца в качестве членов семьи, то будет учитываться суммарная площадь всех помещений. Если нет, то только площадь приходящаяся на Вас в квартире брата.

Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Будут ли мои действия признанными заведомым ухудшением жилищных условий если я женюсь и пропишусь с женой к матери в коммуналку

Если Вы сниметесь с регистрации в квартире брата и пропишетесь к матери вместе с женой, администрация однозначно расценить это как намеренное ухудшение условий и будет права.

Не будет ухудшением если например брат Вас в судебном порядке снимет с регистрации и Вы будете вынуждены зарегистрироваться у матери.

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Статья 20. Место жительства гражданина
1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

получен
гонорар 25%

Даниил, здравствуйте!

Ознакомьтесь с действующим и сейчас НПА по Вашему вопросу:

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 августа 1933 года
О ЖИЛИЩНЫХ ПРАВАХ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
(с изм. и доп., внесенными Постановлениями ВЦИК, СНК РСФСРот 01.11.1934 - СУ РСФСР, 1934, N 40, ст. 249; от 24.06.1938 - СУ РСФСР, 1938, N 12, ст. 163)
(с изм., внесенными Постановлениями ВЦИК, СНК РСФСРот 20.09.1933, от 20.11.1933, от 01.04.1935)

В целях закрепления за научными работниками жилищных льгот, предоставленных им разновременно издававшимися постановлениями, дальнейшего улучшения их жилищных условий и в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР 27 марта 1933 г. (СЗ, N 23, ст. 128) ВЦИК и СНК постановляют:

1. Утратил силу. - Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 24.06.1938.

2. Научные работники имеют право на дополнительную отдельную комнату для занятия сверх занимаемой ими по общей норме площади, а при отсутствии отдельной комнаты - на дополнительную площадь размером не менее 20 кв. метров.

Это право распространяется и на научных работников, живущих без семьи, с тем лишь ограничением, что право на дополнительную отдельную комнату наступает тогда, когда основная площадь не достигает 28 кв. метров.

3 - 5. Утратили силу. - Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 24.06.1938.

6. Вся занимаемая научными работниками площадь, как основная, так и дополнительная, оплачивается ими в одинарном размере, кроме случаев, когда дополнительная комната используется научным работником для частной практики.

7 - 12. Утратили силу. - Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 24.06.1938.

13. Действие настоящего Постановления распространяется на научных работников, являющихся членами секций научных работников, и на аспирантов при высших учебных заведениях и научно - исследовательских учреждениях.

Согласно Жилищному Кодексу РФ, основанием для признания граждан, нуждающимися в жилье, являются договора социального найма жилых помещений. Нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются:

1) Граждане, которые сами не являются нанимателями жилых помещений или находятся на момент подачи заявления членами семьи законного нанимателя жилья по договорам социального займа, но не обеспечены нормативной площадью проживания, рассчитанной на одного члена семьи нанимателя.

2) Граждане, которые имеют на момент подачи заявлений , не отвечающее нормам и требованиям, установленным законодательством РФ к жилым помещениям.

3) Граждане, которые сами являются нанимателями жилья или членами семьи нанимателя и проживают на одной жилой площади с больными людьми, страдающими от хронических заболеваний, когда совместное проживание на одной площади невозможно по санитарным нормам. Перечень таких болезней установлен исполнительными уполномоченными от Правительства РФ.

Нуждающиеся в жилье: «точка отсчета»

После того, как в силу вступили новые поправки к Жилищному Кодексу РФ, «точкой отсчета» для определения нуждающегося в улучшении жилищных условий стали 15 квадратных метров занимаемой площади на одного члена семьи. Хотя в некоторых регионах России эти нормативные квадратные метры несколько отличаются. Теперь граждане, обеспеченные 15-ю кв. метрами жилья и более, если они отвечают всем нормам жилых помещений и требованиям санитарной службы, не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в жилье.

Приведем простой пример. Допустим в квартире общей площадью в 60 кв. метров проживает четыре человека – двое родителей и двое детей. Если ранее дети, достигшие возраста совершеннолетия, могли встать на учет по улучшению жилищных условий, так как по документам им не принадлежала та жилплощадь, на которой они проживают с владельцами-родителями, то по нынешнему законодательству вся жилая площадь квартиры делится на четырех человек. Теперь повзрослевшие дети лишаются права считаться нуждающимися в жилье, так как имеют те самые 15 кв. метров в своем распоряжении.

Точно такие же нормы распространяются и на разведенных супругов, если они совместно владеют жильем в 30 кв. метров или более. Однако с принятием поправок к Жилищному законодательству РФ не лишено смысла понятие «проживание в одной комнате матери с сыном». Допустим, мать и сын живут в однокомнатной квартире. Даже если их общая площадь квартиры превышает 30 кв. метров по достижению 18 лет сын имеет право на улучшение своих жилищных условий.

Когда квадратные метры жилья суммируются?

Если ранее встать на учет по улучшению жилищных условий могли граждане, прописанные в квартире или доме со своими родственниками, где площадь жилья не соответствовала нормам Жилищного Кодекса, то с февраля 2010 года начали действовать поправки к законодательству. Теперь при принятии гражданина на учет учитывается сумма всех квадратных метров, находящихся в пользовании его семьи в одном населенном пункте на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий. Следует уточнить, что к понятию «семья нанимателя жилья» относятся: супруги, родители, дети и родственники или граждане, которые проживают совместно с ними на общей площади и ведут с ними общее хозяйство.

Например, в малогабаритной двухкомнатной квартире проживает семья из трех человек, один из которых владеет домом в этом же городе. Тогда ни один из членов этой семьи не может встать на учет по улучшению жилищных условий, так как на каждого члена семьи приходится более 15 кв. метров жилья.

Как встать на учет после совершеннолетия?

Если ранее семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий и имела детей, то после совершеннолетия ребенка из этой семьи, он мог на правах полноправного гражданина РФ претендовать отдельно на улучшение своего жилья. Другими словами, очередь разделялась, но не с момента наступления совершеннолетия ребенка, а с того времени, когда его родители или опекуны изначально вставали на учет по улучшению жилья.

Согласно вновь принятым поправкам к Закону Жилищного Кодекса, раздел очереди на улучшение жилья теперь считается с момента совершеннолетия ребенка (после 18 лет) или на момент заключения им брака (если брак зарегистрирован раньше его 18-летия). При этом поправка действует только в том случае, если 18-летний гражданин на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий не имеет дополнительно приобретенного жилья с правом личной собственности (купленное, подаренное, унаследованное и т.д.).

Во вновь принятом законодательстве Жилищного Кодекса учтены также права внебрачных детей, родившихся после расторжения брака, или усыновленных , если они, конечно, не имеют собственного жилья на момент подачи заявления. При этом в доме или квартире их родителей или опекунов, за ними больше не числятся квадратные метры жилья, если они самостоятельно встали на учет.

Нуждающиеся в жилье: для проживающих в коммунальном или социальном жилье

До принятия поправок к Законам Жилищного Кодекса каждый из совершеннолетних жильцов «коммуналки» имел право встать в очередь на улучшение своих жилищных условий. Теперь, чтобы встать на учет, нужно не просто проживать в , но и иметь документ о закрепленной жилой площади, менее 15 кв. метров.

По новым нормам распределения жилья нуждающимся получить может гражданин РФ (15-20 кв. метров на одного человека), с учетом вычета площади квадратных метров, имеющихся у него в личной собственности на момент подачи заявления. Например, семья из трех человек претендует получить соцжилье. По законодательным нормативам, этой семье могут быть предоставлены квартира или дом, площадью в 45-60 кв. метров. Но если у одного из членов семьи имеется собственная жилплощадь, скажем, 20 кв. метров, тогда семья может лишь претендовать на соцжилье общей площадью не более 25-40 кв. метров.

Как встать в очередь на улучшение жилищных условий?

1. Необходимо собрать пакет документов:
- Справка о регистрации жилья для каждого члена семьи;
- Копии документов на владение собственностью на момент подачи заявления;
- Копии охранных свидетельств о бронируемой жилплощади, если таковая имеется во владении;
- Копии санитарных паспортов, для проживающих в общежитиях или коммунальных квартирах;
- Справки с места работы или учебы всех членов семьи;
- Справки о характеристиках имеющегося в наличии жилья;
- Подлинники и копии паспортов, военных билетов, пенсионных удостоверений, свидетельств о рождении (для несовершеннолетних детей), документов о вступлении в брак или о расторжении брака, свидетельств о смерти, а также справки о хронических заболеваниях у членов семьи.

3. После истечения срока рассмотрения предоставленных документов заявителю дается ответ из органов местного самоуправления в письменной форме о включении его в список очередников (с указанием номера в очереди) или об отказе , с объяснением невозможности постановки на учет.

4. Если заявитель проживает в общежитии или в , тогда ему дополнительно понадобится: ходатайство с места работы о предоставлении улучшенного жилья, копия трудовой книжки и акт межведомственной комиссии с признанием его нынешнего жилья непригодным для проживания.

В заключение хочется сказать, что принятие новых поправок к Жилищному Кодексу РФ в скором времени никак не решит проблему с обеспечением жильем всех нуждающихся. По оценке экспертов, чтобы обеспечить всех граждан РФ жильем по существующим законодательным нормам, на данный момент времени состоящих в списках очередников, потребуется не менее 20 лет, с учетом строительства новых жилых объектов. При этом следует учитывать, что очередь на улучшение жилищных условий с каждым годом не уменьшается, а наоборот, только увеличивается.

Радикальное изменение направления социальной политики, произошедшее в начале 90-х годов прошлого века, похоронило надежды большей части взрослого населения России на возможность получения бесплатного жилья. Отныне такой привилегией пользуется очень ограниченный круг лиц резко отличающихся по своему социальному статусу и материальному положению. Среди них и депутаты, имеющие право на получение квартир в Столице, и самые незащищенные категории граждан – дети-сироты, многодетные семьи и лица, проходящие службу в вооруженных силах. Все остальные категории – даже дети, чьи родители включили их в число собственников приватизированных квартир, навсегда лишены надежды на возможность получения бесплатного социального жилья в порядке очередности. Если они по тем или иным причинам не перейдут в разряд лиц, упомянутых в ст. 51 ЖК РФ.

О чем говорит закон о признании нуждающихся?

Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, тесно увязано с его социальным статусом либо состоянием здоровья. В Жилищный кодекс РФ включены четыре категории:

  • Лица, полностью лишенные места проживания . К ним относят граждан, которые не являются нанимателями жилья, не имеют в собственности жилой недвижимости и не являются членами семей нанимателей или собственников квартиры;
  • Ко второй категории, ранее самой распространенной и в порядке очередности обеспечивавшейся бесплатным жильем, является категории граждан-нанимателей жилья на условиях социального найма , обеспеченность которых жилой площадью не отвечает установленным нормам. Разумеется, речь идет не об избытке, а о недостатке положенных по закону квадратных метров на каждого жильца. Действующая до сих пор норма обеспеченности (учетная норма) не изменялась долгие годы. Она, по прежнему, составляет 12 м 2 . В эту площадь включаются все подсобные и хозяйственные помещения: кухни, санузлы, кладовки, балконы/лоджии. Иными словами, если площадь жилого помещения на каждого члена семьи хотя бы на полметра превышает эту норму, рассчитывать ему на улучшение жилищных условий не следует;
  • К третьей категории относятся граждане, проживающие в помещениях, не отвечающих требованиям, предъявляемым к жилью : аварийное, ветхое жилье, или помещения, предназначенные для проживания, но не снабженные минимальным набором коммунальных услуг. Не имеющие таких характерных признаков жилого помещения, как: изолированность от помещения общественного использования, расположенные ниже уровня земли и прочие;
  • Четвертая группа – лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний проживание с которыми других людей представляет опасность или создает невыносимые неудобства. Так же к этой группе отнесены граждане, члены семьи или совместно проживающих нескольких семей, в которых имеется такой больной.

Исходя из этих, весьма ограниченных критериев признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, государство снимает груз ответственности за обеспечение жилой площадью подавляющего большинства населения. В основном молодых, только начинающих самостоятельную жизнь людей, обрекая их влачить существование на съемных квартирах или выплачивать долговременную ипотеку в угоду обогащения банкиров.

Военнослужащие – отдельная категория претендентов на получение жилья

Абзац 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" постановляет, что отдельной категорией граждан, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий бесплатно, за счет государственных средств являются лица проходящие или проходившие военную службу если их выслуга составляет не менее 20 лет, либо 10 и более лет, уволенных из рядов ВС по старости, инвалидности или в результате организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением. Если бывший или действующий военнослужащий отвечает этим критериям, то в отношении его и членов его семьи действуют положения ст. 51 Жилищного кодекса.

Алгоритм действий для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий

Неудовлетворенность своими жилищными условиями не является основанием для постановки на учет и получения жилплощади сообразно своим желаниям Для этого необходимо соблюсти ряд бюрократических действий и пройти многолетний этап ожидания своей очереди на улучшении условий проживания.

Получение статуса. Кто имеет право?

Статус приобретается на основании соответствия одному или нескольким критериям, изложенным с ст.51 ЖК. Гражданин одновременно может быть малоимущим – совокупный доход всех членов семьи не дотягивает до минимального прожиточного минимума, и при этом на каждого из членов семьи может приходиться менее 12 м 2 жилплощади. Либо, проживающий во вполне благополучных условиях со своей семьей человек может заболеть, и его болезнь сделает невозможным совместное проживание с ним других членов семьи. Это редкие случаи. Перечень заболеваний, при которых заболевший имеет право на получение изолированного жилья изложен ниже. Следует учесть, что указанные документы вступили в силу только с 01.-1.2018 года:

Приказ Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь";

Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Постановка на учет нуждающихся граждан

Постановка на учет в качестве нуждающегося зависит от критерия, по которым гражданин претендует на улучшение жилищных условий. Дело в том, что в отношении различных категорий граждан реализуются различные государственные программы и количество жилья по ним строится разное.

Начинать необходимо с написания заявления в местный орган муниципальной власти по месту постоянного жительства/регистрации. Именно это заявление послужит основанием для начала работы комиссии, которая обязана выехать по указанному заявителем адресу и провести обследование его жилищных условий.

Похожие статьи