Правила установления границ земельного участка. Местоположение земельного участка. Порядок согласования местоположения границ

02.04.2020

Но без них нет и самого земельного участка, так как именно границы в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) индивидуализируют его как вещь. Из-за несовершенства законодательства в случае возникновения разногласий с владельцами соседних участков очень сложны. Какие риски сопровождают оформление прав на земельный участок? Как избежать ненужных осложнений при постановке участка на кадастровый учет?

Суть дела.

Компания N заключила договор на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. При согласовании их местоположения возникли разногласия с собственником смежного земельного участка, который в это время также осуществлял межевание. Сложность заключалась в том, что смежная граница не была огорожена, а межа перекопана. Однако после того, как кадастровый инженер определил местоположение границ участка на местности, смежный собственник подписал акт согласования. Через день он обратился к руководителю компании N с просьбой подписать его акт согласования местоположения границ земельного участка. Считая конфликт исчерпанным, директор акт подписал.

Однако орган кадастрового учета принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка компании N ввиду пересечения одной его границы с границей участка смежного собственника, сведения о котором к этому времени уже содержались в государственном кадастре недвижимости.

Компания обратилась за правовой помощью.

Юрист предложил два варианта выхода из сложившейся ситуации: принять местоположение смежной границы по координатам характерных точек смежного собственника (в этом случае площадь земельного участка компании сокращалась бы на 1,5 сотки) или обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Учредители компании N выбрали второй - более сложный, но справедливый, с их точки зрения, вариант решения данной проблемы.

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

    выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

    определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора - устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

    определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

    довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

  • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
  • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
  • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Документы об извещении прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Обратите внимание: необходимо помнить, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано не позднее 30 дней со дня проведения данного собрания. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.


II этап. Проведение согласования местоположения границ земельного участка .

В рамках данного этапа кадастровый инженер обязан осуществить следующие действия:

  1. проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей в соответствии с ч. 11 ст. 39 Закона № 221-ФЗ;
  2. обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания. Таким образом, кадастровые работы по установлению местоположения границ земельного участка должны быть осуществлены к моменту согласования (обязательно должны быть определены координаты характерных точек);
  3. указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

III этап. Заключительный.

Согласно Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (далее - Приказ Минэкономразвития России № 412) акт согласования местоположения границ земельного участка размещается на оборотной стороне чертежа данного земельного участка. Поэтому при подписании акта необходимо обратить внимание на его оборотную часть. Если нет чертежа земельного участка, от подписания акта лучше отказаться.

В рассматриваемом деле представитель компании N подписал акт согласования местоположения границ земельного участка, не обратив внимание на оборотную часть документа, где чертежа земельного участка не было, что было выяснено только в судебном заседании.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Местоположение границ будет также считаться согласованным, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ, но и не представили обоснованные возражения в письменной форме. (В этом случае в акт вносится соответствующая запись.) Если в акте стоит подпись заинтересованного лица, кадастровый инженер может не принимать последующие возражения, так как в соответствии со ст. 40 Закона № 221-ФЗ и п. 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 в акт согласования местоположения границ земельного участка вносятся сведения о согласовании или содержание возражений заинтересованных лиц. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Таким образом, спор о границах земельного участка может возникнуть в случае отказа в согласовании местоположения границ заинтересованным лицом либо принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона № 221-ФЗ.

Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

  1. Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
  • в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
  • имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
  • в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).

При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.

Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.

В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.

  1. Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
  • признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
  • установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
  • обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
  1. Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.

На что необходимо обратить внимание после подачи иска в суд?

Следует помнить, что если ответчик не согласен с заключением кадастрового инженера, то суд, скорее всего, назначит строительно-техническую экспертизу (ее еще называют «землеустроительной»). Поэтому, прежде всего, необходимо выбрать соответствующего эксперта, который имеет право на проведение такой экспертизы (обладает аттестатом кадастрового инженера).

Перед экспертом нужно поставить следующие вопросы:

  1. Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 1 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
  2. Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 2 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
  3. Накладываются ли границы земельных участков друг на друга? Если да, то какова площадь наложения?
  4. По координатам каких характерных точек необходимо установить местоположение смежной границы между земельными участками?

В нашем случае найти эксперта, являющегося одновременно кадастровым инженером, не удалось, поэтому в заключении эксперта давался только механизм определения координат характерных точек, в частности использовалась формулировка «смежная граница должна проходить по точке, расположенной между точками H1 и H2, определяемой путем отступления двух метров от существующего сетчатого ограждения в сторону земельного участка с кадастровым № 2». Поэтому нам было необходимо осуществить еще одно дополнительное действие - заявить ходатайство о проведении кадастровых работ по установлению координат поворотной точки согласно механизму, указанному в заключении эксперта на основании ст. 35 Закона № 221-ФЗ. После проведения экспертизы, скорее всего, нужно будет уточнить исковые требования в полном соответствии с выводами эксперта.

К сведению: если эксперт согласился с вашей позицией по делу, то с большой вероятностью можно утверждать, что суд примет решение в вашу пользу.

Постановка земельного участка на кадастровый учет.

После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.

В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.

Понятие установления границ участка

Установление границ, проведенное в соответствии с требованиями законодательства, позволяет индивидуализировать участок среди прочих, сформировать его как полноценный объект недвижимости. Внешняя граница земельного участка складывается из географических координат, определяемых путем геодезического исследования территории с нанесением их на топографические карты и схемы.

Границы земельного участка позволяют определить его местоположение, то есть привязать его к границам соседних сформированных участков, а также к природным или искусственным объектам.

Установление границ участка требуется в следующих случаях:

  • 1) Первоначальное формирование земельного участка для целей кадастрового учета и последующего предоставления в пользование физическим и юридическим лицам;
  • 2) Проведение комплексных кадастровых работ для целей установления или изменения категорий земли, территориального зонирования в рамках подготовки градостроительного регламента;
  • 3) Наличие несоответствия внешних границ земельных участков, один или несколько из которых находятся на стадии формирования (определения).

Главной целью установления границ является индивидуализация конкретного земельного участка, позволяющая выделить этот объект среди аналогичных.

Процедура установления границ

Порядок установления границ является частью единого процесса определения местоположения участка и регламентирован Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В Российской Федерации деятельность по установлению границ осуществляют кадастровые инженеры, которые обязаны иметь профессиональный квалификационный аттестат, а также состоять членом одной из саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности.

Указанные работы проводятся кадастровыми инженерами по заказу государственных органов и путем заключения договора с любым заинтересованным лицом.

По итогам кадастровых работ формируются внешние границы земельного участка, которые позволяют выделить его из группы смежных однородных объектов. Установление границ обязательно должно сопровождаться привязкой к границам соседних участков.

Одним из элементов понятия установления границ является уточнение границ сформированного земельного участка. Данный вид работ может потребоваться в случае технической ошибки, выявленной органами кадастрового учета, которая состоит в пересечении границ одного или нескольких соседних участков, а также наложение границ участка на границы земель, ранее прошедших процедуру постановки на учет.

Законодательством предусмотрено, что установление границ находится в компетенции органов Росреестра, которые проводят кадастровый учет земельного участка по итогам работы кадастрового инженера. Именно территориальные органы Росреестра вносят в ЕГРП сведения о земельных участках, в том числе и об установленных границах.

В некоторых случаях вопрос об установлении границ может быть решен в судебном порядке. Такая ситуация возникает при отсутствии соглашения между правообладателями смежных участков относительно общих внешних границ. Заинтересованное лицо обращается в суд с актом согласования границ, в котором указываются причины возражения относительно координат общих границ участков. К участию в судебном процессе привлекается кадастровый инженер, проводивший кадастровые работы со спорным участком.

Решение суда об установлении границ, вступившее в законную силу, будет являться основанием для внесения органом Росреестра сведений в ЕГРП.

Результаты работ по установлению границ земельного участкa

После выполнения кадастровых работ по установлению координат границ, сформированный участок земли должен пройти процедуру постановки на государственный кадастровый учет. Такой учет проводится на основании документов, подготовленных инженером по итогам выполнения земельно-кадастровых работ, главным из которых является межевой план.

Межевой план представляет собой текстовый документ, описывающий основные характеристики земельного участка, а также топографическую карту (схему), на которой зафиксированы координаты границ земельного участка и их пересечение со смежными объектами.

После завершения процедуры постановки на кадастровый учет земельному участку присваивается уникальный идентификационный номер, а сведения о нем вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Если кадастровым инженером проводилось уточнение границ ранее сформированного участка, то в ЕГРП вносятся изменения в части координат границ земельного участка.

После выполнения работ по установлению местоположения земельного участка и постановки на кадастровый учет, этот участок может выступать в качестве объекта различного рода сделок, т.е. считается введенным в хозяйственный оборот.

До введения Земельного Кодекса решения о выделении участков земли чаще всего принимались без кадастровых работ.

Многие наделы до текущего времени не имеют четких границ. Но без них нет и земельного участка .

Статья 7 ч. 1 п. 3 закон 221-ФЗ от 2007 г. «О госучете недвижимости», инициализирует наделы в качестве объекта.

По причине несовершенства законодательства, земельные споры – достаточно сложный вопрос. Для разрешения многочисленных разногласий в области ЗК требуется проведение кадастровых работ по определению границ частной территории.

Порядок установления границ отражен ст. 39 и закона 221-ФЗ.

Определение пределов земельных участков в ведении кадастровых инженеров по заказу госорганов власти и посредством подписания договора.

Согласно ЗК, при формировании надела, его рубежи устанавливаются в процессе межевания территории, на основании которого оформляется план.

Паспорт содержит картографические снимки границ частной территории с привязкой к смежной недвижимости, а также описание ее координат.

Определение размеров территории может понадобиться при пересечении линий соседних наделов, а также их наложении на земли, ранее поставленных на госучет. Процедура согласования координат соседних наделов установлена Приказом Министерства экономики и развития от 24.11.08 г. №412 .

По результатам кадастровых изысканий итоговое выявление границ участка земли выполняется сотрудниками Росреестра, которые ставят недвижимость на госучет .

Расположение точек надела описывается их прямоугольными пределами в порядке, предусмотренном Приказом МЭР от 17.08.12 г. №518 п. 2.

Когда необходима установка границ?

Процедура установки координат участка земли, их отражения в кадастровом реестре необходима, когда в местные органы власти поступает от собственника недвижимости запрос об изменении ее месторасположения или прошение об уточнении пределов .

Определение контрольных точек требуется, если ранее рубежи с точностью не выявлялись или данные о границах в Росреестре отсутствуют .

Межевание необходимо для осуществления сделок с землей :

  • купля-продажа недвижимости;
  • оформление договора аренды;
  • обмен, дарение;
  • получение документов о праве собственности на надел;
  • раздел участка земли;
  • объединение отдельных объектов недвижимости или образование новых.

Без четко определенных границ проводить операции с землей невозможно . Все действия владельца в отношении его имущества будут незаконны. В отсутствии плана межевания права на надел оформить нельзя.

На основании ст. 38.7 221-ФЗ, определение точек на местности выполняется в соответствии с требованиями и правилами, оговоренными в законодательстве. Установление верных координат надела – обязательная процедура при решении кадастровых вопросов или необходимости выявления границ территории искусственных объектов, природоохранных заповедников.

Утверждение по фактическому пользованию

Некоторые соседи могут, не привлекая кадастровых специалистов, договориться об установлении координат участка.

Для определения размеров территории по фактическому пользованию следует уведомить о проведении процедуры всех заинтересованных собственников и выявить условные рубежи наделов.

  • закрепить пределы участков с помощью межевых знаков, заборов или колышек;
  • если всех устраивают определенные границы – владельцам следует обратиться в специализированную организацию и заказать межевой план у инженера;
  • на месте специалист закрепит координаты наделов, впишет сведения в документы;
  • после визирования акта на определение координат, оформляется план межевания, с указанием точных пределов, размеров участка.

Собственникам недвижимого имущества останется только подать соответствующий пакет бумаг в Росреестр для госрегистрации согласно образцу.

Использование этого варианта межевания возможно только при согласии всех соседей с границами смежных участков . В других ситуациях самовольный захват земли грозит судебными тяжбами и значительными финансовыми затратами.

Методы и порядок определения расположения надела

Выделяют несколько способов и методов с помощью которых можно сделать выявление координат надела. Все они взаимосвязаны с работой кадастровых специалистов или самостоятельным установлением границ по документам.

Если рубежи территории были выявлены ранее, но собственнику они не известны, их можно определить на местности или «вынести в натуру».

Установление координат по кадастровому номеру

Вся официально зарегистрированная недвижимость, имеет четкие границы, которые чаще всего проходят между смежными наделами.

При наличии кадастрового номера узнать расположение объектов недвижимости можно несколькими способами :

  • получить информацию из Росреестра онлайн – rosreestr.ru ;
  • заказать выписку из единого реестра на сайте kadastrmap.ru .

Более подробно об уточнении границ земельного участка по кадастровому номеру можно прочитать в статье на эту тему, представленную на сайте.

На местности

Процедура

Для выявления координат надела потребуется межевание.

Заинтересованные лица должны обратиться в Росреестр :

  • написать заявление;
  • приложить к запросу правоустанавливающие сертификаты на землю;
  • оплатить обязательный сбор (размер платежа зависит от площади надела, характеристик).

По окончанию процедуры инженер выдаст заключение , которое в электронной форме отправляется в Росреестр, а на бумажном носителе предоставляется собственнику объекта недвижимости.

Межевание выполняют сотрудники геодезической организации с помощью съемки со спутника, с применение GPS-оборудования.

Обмер

Обмер участка земли выполнятся поэтапно :

  • устанавливаются временные заборы, колышки;
  • между ограничителями чертятся линии, отклонения допустимы – 20 см (за правильность границ отвечает инженер-геодезист);
  • сверяются координаты на местности и плане.

Заказчиком работ может выступать владелец недвижимости или его представитель . При замерах необходимо присутствие

  • геодезиста,
  • кадастрового специалиста
  • и собственника ЗУ.

Прежде чем провести межевание надела необходимо проверить у организации наличие действующей лицензии на выполнение кадастровых работ.

Съемка границ

Топографическая съемка – карта-схема участка, которая выдается заказчику по результатам процедуры межевания.

Масштаб плана – 1:1 200 либо 1:1 500.

На карте указываются границы земельного участка, его площадь.

С учетом особенностей заявки на топосъемку, форма схемы может меняться (если это не противоречит нормативно-правовым актам).

Документы

Документы для выделения границ участка на местности подаются в виде оригиналов и дубликатов :

  • паспорт гражданина РФ собственника ЗУ (представителю потребуется предоставить доверенность, заверенную нотариально);
  • документ о форме права на участок из Росреестра;
  • номер объекта по кадастру (если он в наличии);
  • при выделении части надела, потребуется договор о выделе, согласие всех собственников.

Когда номер по кадастру и свидетельство отсутствует, в запросе следует указать необходимость постановки ЗУ на госучет по окончанию процедуры межевания.

Если собственников несколько – потребуются документы всех заинтересованных лиц .

По результатам топосъемки, инженер оформляет план надела , отмечает его конфигурацию, межу линией красного цвета. Со схемой межевания должны ознакомиться все заинтересованные лица. Кадастровый специалист предоставляет план под роспись, отражая это в акте согласования точек земельного участка с владельцами граничащих участков.

По координатам

Размеры земельного участка по результатам межевания должен уточнить инженер, который заносит данные объекта в Росреестр.

Если все расчеты были выполнены, верно, то между точками на местности и рубежами на кадастровом плане различий не будет.

Определение границ – выяснение их территориального месторасположения на карте.

Выполнение этой процедуры – основная задача инженера.

Выделяют несколько способов выделения координат земельного участка:

  • Если межевание не выполнялось, границы надела проверяются по установленным знакам. На проведение процедуры потребуется согласие владельцев соседних объектов недвижимости. По результатам межевания проводится согласование границ надела со всеми заинтересованными лицами.
  • Если межевание земель было выполнено, все данные имеются в Росреестре. Определение границ участка на местности выполняется на основе кадастровых данных.

Ни один из вариантов межевания земли по координатам не позволяет исключить спорных вопросов между владельцами соседних объектов недвижимости.

Во избежание этого по результатам работ необходимо провести согласование со всеми заинтересованными лицами .

По паспорту земли

Документы

Для получения информации относительно земельного участка потребуется наличие определенных документов.

К перечню необходимых бумаг для установления координат надела относятся:

  • удостоверение личности;
  • документ о праве владения наделом;
  • обращение в УГРЦКК;
  • ксерокопия ;
  • акт согласования между собственниками смежных участков (или решение судьи);
  • техническая документация на объект недвижимости, завизированная администрацией города;
  • сведения из техплана и ксерокопия схемы надела;
  • запрос в УФСГР.

Процедура

Процедура выявления расположения земельного участка по кадастровому плану осуществляется последовательно.

Алгоритм действий достаточно прост :

  • подача заявления в УГРЦКК;
  • получение в администрации ксерокопии кадастровой схемы ЗУ района (она потребуется кадастровому инженеру);
  • сбор всех владельцев граничащих между собой участков;
  • составление акта согласования;
  • заверение собранного пакета документов в администрации;
  • обращение в Арбитраж, при отказе в подписании акта;
  • сдача постановление суда в УГРЦКК;
  • , и выдача техпаспорта;
  • обращение в УФСГР с ксерокопией плана, выпиской из полученных справок.

При наличии всех бумаг собственник сможет получить оформленное свидетельство о праве владения на объект недвижимости в установленные законом сроки – через 30 дней .

Как определить границы ЗУ без межевания

Установить координаты участка земли можно различными способами – воспользоваться услугами инженера, через Интернет, согласовать свой надел с соседями.

Обращение к специалисту

За услуги инженера придется заплатить, но результат будет более точным . Чтобы установить границы с его помощью потребуется :

  • подать запрос в палату по адресу объекта недвижимости;
  • инженер на основании документации, полученной из кадастра, выполнит размежевание и разметит точки;
  • границы надела выделяются колышками (допустимое расхождение 20 см).

Выполнять межевание могут только организации, у которых имеется действующая лицензия на осуществление подобных видов работ.

С помощью Интернета

Если земельный участок зарегистрирован в Росреестре, сведения будут размещены на официальном сайте организации. Для получения информации необходимо зайти на портал учреждения, заполнить необходимые поля и запросить данные.

Согласование с соседями

Для определения рубежей надела потребуется согласие владельцев смежных участков .

Чтобы провести процедуру необходимо:

  • собрать собрание (разослать письменные уведомления);
  • пригласить геодезистов для межевания;
  • оформить акт согласования.

Документы должны быть завизированы всеми заинтересованными лицами . Только так процедура установления координат будет законна.

Документы

Согласно п. 7,8 ст. 38 закона 221-ФЗ пределы земельного участка уточняются при помощи точек и координат. Сведения можно получить из правоустанавливающей документации.

Если они отсутствуют, то информацию легко проверить по бумагам с описанием местоположения надела в которых они обозначены:

  • техпаспорт;
  • соглашение купли-продажи, обмена;
  • дарственная;
  • свидетельства.

Если свидетельств нет, границами участка будут являться объекты, расположенные на местности более 15 лет .

Можно ли уточнить только часть смежного надела

По итогам кадастровых изысканий относительно определения размеров нескольких земельных участков количество справок согласования должно соответствовать числу уточняемых объектов недвижимости.

Если по окончанию процедуры была установлена только часть границ смежного надела, совпадающих с межой участка – объекта работ, на основании ч. 2 ст. 43 221-ФЗ отдельный акт согласования не потребуется .

Подобные нормы корректны и при исправлении ошибок в Росреестре относительно месторасположения смежной с определяемой недвижимостью – объектом работ, границы.

Если выявлены недочеты в координатах, не смежных с проверяемым наделом, то потребуется предоставить дополнительный запрос и включить отдельный документ согласования в межевой план.

Ранее учтенный участок без определения границ

Участки, зарегистрированные раньше 01.03.08 года, не внесены в госреестр недвижимости. Данные о площади, границах ранее учтенных наделов, отсутствуют. Если было выполнено межевание, в кадастре земля отображена без указания границ. Для согласования пределов таких земельных участков необходима помощь инженеров.

Если документы на ранее учтенные участки есть, но в кадастре информации о них нет, потребуется указать и утвердить эти данные.

Владельцу необходимо обратиться с запросом в палату, которая внесет соответствующие изменения.

Объекты искусственного происхождения при межевании

Согласно части 9 ст. 38 221-ФЗ при уточнении рубежей участка земли их месторасположение устанавливается, исходя из данных, содержащихся в правоустанавливающей документации.

При условии отсутствия свидетельств, границы надела определяются с помощью объектов искусственного происхождения – частных домовладений, капитальных сооружений, существующих более 15 лет. Для уточнения рубежей также могут использоваться природные «конструкции».

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано как происходит определение границ земельного участка.

Заключение

Определение и утверждение границ земельного участка – трудоемкий, сложный процесс, требующий знания Земельного Кодекса, закона «О регистрации недвижимости» 221-ФЗ и других нормативно-правовых актов.

Самостоятельное уточнение координат объектов недвижимости может привести к земельным спорам между собственниками смежных наделов. Во избежание этого лучше воспользоваться услугами профильных организаций .

Вконтакте

1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом , в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".

4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. Границы земельных участков считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления об их согласовании с приложением согласованного проекта границ земельного участка.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

Действующее законодательство и практический опыт определяют земельный участок, как часть поверхности земли, включающей почвенный слой, недра и расположенные на нём объекты (включая природные), границы которой описаны и зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным государственным органом.

Границы — это необходимость, позволяющая сформировать из «земли», довольно абстрактного понятия, конкретный индивидуально-определенный объект, который в последующем может быть предметом отношений между разноплановыми субъектами.

Что такое границы участка?

Если не углубляться в терминологию, то границы земельного участка — это специальные обозначения в виде линий на топографическом плане, ограничивающие его как территориальный объект. В зависимости от ситуации, они не существуют не только на планах территорий, но также и закрепляются на местности при помощи специальных межевых знаков (вешек).

Во избежание и судебных разбирательств, границы должны быть:

  1. Подтверждены документально и оформлены с соблюдением всех требований.
  2. Согласованы с соседями, что фиксируется в акте согласования границ (сам акт отображается на ).

Закрепление границ межевыми знаками на местности называется выносом границ участка в натуру. Стоимость одного межевого знака — от 1,5 тыс. руб. Цена зависит от вида знаков (временные, постоянные) и того, кто их изготовил (заказчик или исполнитель).

Минимальный и максимальный размеры участка

Размер земельного участка — это одна из его одна из индивидуальных характеристик, представляющая собой площадь условно-ровной поверхности между его границами. Разнообразный рельеф (холмы, пригорки, низины и прочие) никогда не учитываются при её подсчёте.

Чтобы избежать препятствий в использовании на законодательном уровне установлено понятие о минимальных и максимальных площадях земельных участков. Установление наименьшего размера служит препятствием для дробления площадей, когда буквально каждый шаг территории принадлежит отдельному собственнику. Наличие же максимального предела необходимо для предотвращения излишней «глобализации» земельных участков одного назначения.

На законодательном уровне вопрос о максимальных и минимальных площадях прописан в статьях 11.9, 33 и 38 Земельного кодекса РФ. Эти нормы регулируют территориальные размеры участков, которые предоставляются бесплатно (первичная передача) разным категориям населения либо образуются в результате каких-либо действий владельца (раздел, присоединение).

  1. В отношении земельных участков, предназначенных под застройку — в градостроительных планах территорий.
  2. Для территорий, принадлежащих государству или муниципалитету, и предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности (садоводство, животноводство, огородничество), организации КФХ, дачного строительства предельные размеры площадей определяются соответственно федеральными или региональными законами.
  3. , личного подсобного хозяйства ограничиваются в пространстве положениями нормативных актов органов местного самоуправления.
    Не соответствующие установленным на каком-либо уровне нормам земельный участок не просуществует долго. Он, с большой долей вероятности, даже не появится в государственном кадастре, так как нарушение предела площади — это одно из самых категоричных оснований для постановки на учёт.

Наличие ограничения в размере вовсе не означает, что одно и то же лицо не может владеть несколькими подобными территориями, расположенными рядом. Например, Решение районного Совета г. Омска № 39 от 17.11.2004 г. устанавливает, что предназначенные под ИЖС участки должны иметь площадь не более 1 500 кв.м. То есть человек не может владеть большей по размеру территорией. Однако не запрещено иметь в собственности 2 смежных участка по 1 500 кв.м каждый.

Что такое многоконтурные земельные участки

Границы земельного участка, проходящие через поворотные (характерные) точки на местности, образуют его контур — замкнутую фигуру. Большинству людей привычна ситуация типа «один участок — один кусок территории». Однако далеко не всегда рельеф или объекты на местности позволяют создать участок одним массивом (контуром) .

Земельные участки, состоящие из нескольких замкнутых контуров, расположенных не смежно, но в пределах одного кадастрового квартала и разделённых иными землями — это и есть многоконтурные земельные участки.

Чаще всего образование таких сложных в конфигурации территорий — это необходимость обойти сложный рельеф вроде болот, оврагов, вымоин, которые могут быть включены в общий размер, но при этом «съедят» внушительную часть полезной площади участка. Также на несколько контуров территорию могут делить линии дорог, электропередач или участки, принадлежащие иным собственникам.

Процедура определения границ участка

Установление фактических границ земельных участков осуществляется при проведении землеустройства, которое включает в себя:

  • Изучение состава и состояния земель и определение принадлежности смежных участков и контактных данных их правообладателей.
  • Образование новых либо изменение существующих (раздел, соединение и прочие) объектов землеустройства в виде составления схем или межевых планов установленного образца.
  • Согласование границ с собственниками смежных участков или с государственными или муниципальными органами.
  • Постановка на кадастровый учёт и присвоение уникального .
  • Определение границ на местности.

Для того чтобы участок мог стать объектом не только земельных, но и гражданско-правовых отношений, объектом субъективных гражданских прав, он должен пройти по правилам, установленным ст. 70 ЗК РФ.

Какой минимальный доступ от границы земельного участка допустим, если на нем планируется разместить дом или другое сооружение? Эта информация указывается на чертеже градостроительного плана участка, подготовленного в процессе межевания.

На видео ниже приведены нюансы определения границ

Корректировка на местности и координаты земельного участка

Границы земельного участка во время устанавливаются при помощи специальной системы координат (с указанием географических показателей), набор показателей которых в дальнейшем переносится в государственный кадастр и помогают определить положение участка на местности.

Ситуации, когда сведения о координатах участков содержат неточности, на практике случаются нередко. Законодатель разделяет все появляющиеся в процессе работы ошибки на 2 группы:

  1. Технические ошибки в виде опечаток и ошибок (грамматических и арифметических), допущенных органами кадастрового учёта во время работы со сведениями о земельном участке. Всё же в государственных органах работают не программы и всегда есть вероятность расхождения сведений из-за человеческого фактора.
    Технические ошибки в сведениях кадастра исправляются самими органом кадастрового учёта, после получения им уведомительного заявления от правообладателя или иного заинтересованного лица, выявившего неточность в сведениях.
  2. Кадастровая ошибка , которая согласно п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона «О кадастре недвижимости» представляет собой неточность в виде наложения (частичного) контуров разных земельных участков. Происходит подобное из-за разных систем координат, в которых велось межевание последние 20 лет или из-за плотной застройки, изменения рельефа.

Границы земельного участка могут быть скорректированы в любой момент по желанию собственника, решившего изменить поворотные точки или уточнить площадь. В последнем случае размер участка может ещё и увеличиться в пределах 10% , что часто и является причиной для корректировки границ.

Любая корректировка границ должна оформляться по той же процедуре, что и межевание нового земельного участка.

Порядок изменения границ участка при их наложении

В ситуации, когда владельцы выясняют, что границы нескольких земельных участков накладываются одна на другую, либо имеет место пересечение границ. Возможно несколько вариантов решения проблемы:

  1. Административное решение вопроса в виде корректировке собственниками смежных территорий границы с привлечением к работе кадастрового инженера. Межевой план при этом содержит заключение с выводом о наличии ошибки, информацию об уточнениях и акт согласование местоположения участка. Последний может и не составляться, если общая площадь и конфигурация (форма) территории не изменились.
  2. Судебное решение вопроса , при котором выявивший ошибку правообладатель участка обращается в суд по месту нахождения участка с заявлением о понуждении «соседей» произвести уточнение границ. В качестве ещё одного варианта — это может быть исковое заявление о признании новых границ участка и внесения соответствующих изменений в государственных кадастр.

Как поступать в случае возникновения споров при определении границ и что показывает судебная практика?

Ответы приведены на видео ниже.

Похожие статьи