Ввод частного дома в эксплуатацию после реконструкции. Как сдать дом в эксплуатацию? Технический паспорт на дом. Ввод дома в эксплуатацию. Требования для ввода в эксплуатацию

10.07.2023

Такой поэтапный осмотр мог затянуть сдачу дома на годы, ведь устраняя одну проблему, можно было получить новую в любой момент. Как застройщик сдает дом в эксплуатацию теперь? Упрощение градостроительного кодекса позволило сдавать построенные жилые объекты при наличии только:

  • заключения о соответствии;
  • разрешения на ввод.

Первый документ и представляет собой заключительный акт комиссии капитального строительства о соответствии дома всем требованиям проекта и технических характеристик. Сокращенно его называют ЗОС. Получение всего лишь двух документов сократило сроки сдачи объектов до максимального показателя в несколько месяцев. Сдача частного дома Чтобы сдать в эксплуатацию частный дом, нет необходимости проходить все инстанции, как в случае новостроек.

Ввод в эксплуатацию жилого дома

Очень важным элементом для жилого помещения является отопление, поэтому без него дом будут считать нежилым. Интересно, что подключать все коммуникации для этого не нужно, достаточно простого наличия котла и радиаторов отопления на своих местах.

Уже после полного завершения работ газовая служба может подключить систему, на этапе сдачи объекта это не обязательно. Также дом должен иметь готовую к эксплуатации электропроводку и установленные по всем отмеченным в проекте местам розетки и выключатели.


Последовательность подписания документов для частного дома Чтобы сэкономить время и нервы при составлении акта на сдачу частного дома, лучше всего собирать подписи отдельно с каждого специалиста, поскольку собрать их вместе будет просто нереально.

Ввод дома в эксплуатацию (тема закрыта до 01.03.2018 г.)

Заявление будут рассматривать в течение месяца.

  • Если вы строили без разрешения администрации, например по дачной амнистии, то перед регистрацией права необходимо подать заявление в отдел архитектуры и градостроительства. В этом случае к заявлению прилагают: проект, эскиз дома и схему ИТС.
  • После регистрации собственности в Росреестре - владелец становится официальным пользователем.

    Это означает, что он обязан осуществлять все коммунальные платежи в соответствии с официальным подключением к сетям. Согласно ст.153 ЖК РФ, обязанность осуществлять платежи по жилищно-коммунальным услугам возложена на лиц, являющихся собственниками недвижимости или её нанимателями.

Ввод частного дома в эксплуатацию

В первом случае это может быть колодец или скважина.

Как ввести в эксплуатацию индивидуальный жилой дом

Если он отсутствует – необходимо обратиться в специализированные компании для его составления. В БТИ вам выдадут квитанцию, которую нужно будет оплатить, после чего вам выдадут специальный талон, где будет указана информация о дате приезда комиссии.

  • У вас будет немного времени, которое вы также сможете провести с пользой.
    Во-первых, сделайте несколько подробных снимков объекта строительства со всех сторон. Во-вторых, явитесь в представительство органов власти и напишите заявление о готовящемся вводе в эксплуатацию строения.
    Сразу же рекомендуем подать запрос в Единый государственный реестр прав, где вам должны выдать документ об отсутствии любых обременений на участок.
  • Посетите кадастровую палату, где выдадут паспорт объекта. Проверьте всю указанную в нем информацию! Если где-то будут какие-либо неточности, их необходимо устранить на месте.

Ввод дома в эксплуатацию: пошаговая инструкция

В частности, он не выполняется в отношении объектов ИЖС. Градостроительный кодекс, в статье 8 (п. 4), устанавливает возможность проведения упрощенной процедуры ввода сооружения в эксплуатацию. В этой же норме разъясняются особенности получения необходимой документации. При возведении здания с нуля необходим кадастровый план и бумаги на участок. В последних должны присутствовать характеристики надела. Заключение Процесс ввода сооружения в эксплуатацию достаточно трудоемкий и занимает определенное время.

Сложности могут возникнуть на этапе согласования бумаг с контрольными службами. Чтобы ввести дом в эксплуатацию, потребуются справки о соответствии сооружения санитарным, строительным, экологическим нормам.

Эти бумаги подписываются инженером, ответственным за строительство. Обязательным документом является справка о соответствии пожарным нормам.

Зачем вводить дом в эксплуатацию

В течение десяти дней с момента обращения документы проверяются, осматривается объект и выдается разрешение либо приводится мотивированный отказ. Перечень причин для отказа приведен в п.6, п.7 ст.55 Градостроительного Кодекса.

Список оснований является закрытым и включает в себя:

  • отсутствие нужных документов;
  • несоответствие объекта градостроительному плану;
  • несоответствие объекта строительным нормам;
  • отказ застройщика в передаче в уполномоченный орган одного экземпляра схемы земельного участка с обозначением места расположения объекта ИЖС.

Многоквартирный Ввод в эксплуатацию многоквартирного дома начинается также с подачи заявления в местную администрацию или иной уполномоченный орган. При этом к моменту обращения должны быть окончены основные строительные работы, указанные в проектной документации.

Зачем вводить частный дом в эксплуатацию

Косметической отделкой квартир и благоустройством можно заняться после получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Также до подачи заявления застройщику необходимо получить технический паспорт объекта и поставить дом на кадастровый учет.

При этом строительный адрес заменяется милицейским. Кроме того должны быть получены справки ото всех поставщиков энергоресурсов. А также завершены испытания на воздухопроницаемость, тепловидение, естественную вентиляцию. После получения уведомления приемной комиссией поводится осмотр и выдается ЗОС (акт приема). После этого можно подавать документы на получение разрешения на ввод в эксплуатацию. Если многоквартирный дом не введен в эксплуатацию последствия для жильцов будут плачевными. Фактически такой объект не является законной постройкой. Значит, оформить в собственность квартиру не получится, равно, как и прописаться в ней и т.д.

Для чего нужно вводить дом в эксплуатацию

А вот для этого как раз и потребуется документ, разрешающий эксплуатационное использование здания в качестве жилого объекта. Что для этого нужно До того как представители комиссии приступят к осмотру объекта необходимо закончить проведение следующих этапов:

  • строительно-монтажные работы;
  • организация инженерных коммуникаций;
  • заключение договоров на обслуживание инженерных коммуникаций;
  • благоустройство придомовой территории;
  • обмер объекта сотрудниками БТИ.

То есть объект должен быть полностью готов для проживания.

При этом речь идет обо всех основных элементах здания. Может быть не окончена внутренняя отделка, но все необходимые коммуникации должны присутствовать в обязательном порядке.

Не должно присутствовать недостроенных стен, отсутствующих полов, дверей и окон.

Ввести дом в эксплуатацию

Узнаете в чем разница между дачной амнистией и вводов жилья. Зачем требуется ввод в эксплуатацию ИЖС Законодательство РФ предусматривает учет всей недвижимости на территории страны – земельные участки, строения, дороги и т. п.

В прошлом, земли раздавались под сельское хозяйство, а с 20 века и на строительство личных зданий для проживания. Так появилось понятия ИЖС – индивидуальное жилищное строение.

В простонародье принято называть домом, баней, дачей и т. д. После завершения строительства надо подтвердить пригодность нового объекта для проживания. Если этого не сделать, то ИЖС признается самостроем и на него накладывается ряд ограничений. После окончания строительства надо документально подтвердить, что здание действительно построено и соответствует всем требованиям современных стандартов. После этого можно вводить жилище в государственный реестр и прописывать там жильцов.

Завершив строительные работы, необходимо осуществить ввод дома в эксплуатацию.

Только тогда хозяин постройки становится полноправным собственником недвижимого объекта, и у него появляется возможность официально проживать в нем либо совершать гражданско-правовые сделки с ним.

Что означает процедура ввода дома в эксплуатацию

Для пользования возведенного здания по назначению потребуется получать соответствующее разрешение.

Такой документ подтверждает завершение строительных работ и соблюдение требований градостроительного законодательства при их выполнении.

Объем оконченного строительства должен соответствовать запланированным показателям в проекте и разрешительной документации.

Статьей 10 ГСК РФ определено, что дома, возведение которых не завершилось, считаются объектами неоконченного строительства. Любые правомочия на такое имущество должны быть оформлены в законодательно установленном порядке.

В случае с многоэтажным зданием, его возведение должно быть закончено, в противном случае его нельзя использовать по назначению. Лишь после доведения его до готовности и запуска в эксплуатацию, может проводиться заселение владельцев квартир.

Процедура предусматривает обследование здания специально сформированной госкомиссией, если законодательно не установлено проведение контроля Госстройнадзором.

Документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию

Им является разрешение на введение здания в пользование, которое выдается на основании заключения соответствующей комиссии, проводящей обследование дома.

Порядок сдачи дома в эксплуатацию

На основании положений статьи 55 ГСК РФ, разрешительная документация на ввод объекта выдается той же службой, которая выдавала разрешение на запуск строительных работ.

Чтобы дом можно было использовать, потребуется:

  1. Составить и подписать акт приема-передачи с застройщиком. Статьей 753 ГК РФ определено, что сдача недвижимых объектов и их приемка проводится на основании акта, подписанного всеми сторонами договора подряда. При этом утверждены его формы Постановлениями Госкомстата России
    • от 30.10.97г. №71а – КС-2. Применяется при поэтапной приемке запланированных работ, предусмотренного договором стройподряда;
    • от 11.11.99г. №100 – КС-11. Составляется при сдаче целого объекта.
  2. Обратиться за выдачей заключения Государственного строительного надзора. Для этого потребуется подписанный акт. Заявление подается в организацию, выдавшую разрешение на строительство. Как правило, это местный муниципалитет. Обращение должно быть рассмотрено в течение 10 дней и принято решение о выдаче разрешения либо получен аргументированный отказ. В этот период на объект выезжает комиссия, по итогам проверки которой выносится вердикт. Заключение может быть выдано, только если при возведении здания не были нарушены требования нормативной, технической и проектной документации либо они были устранены до дня предоставления заключения. Кроме того, может проводиться итоговое исследование дома Госстройнадзором, которое может длиться до одного месяца.
  3. Получить разрешительный документ для введения дома в эксплуатацию. Он подтверждает выполнение запланированных работ в соответствии с перечнем, определяемым разрешением, а также соответствие возведенного или отремонтированного здания градостроительному плану территории и проектной документации. Документ выдается по обращению застройщика. Решение принимается после анализа полноты и правильности оформления представленной документации, приложенной к заявке, в течение десяти суток. Образец разрешения определен постановлением Правительства от 24.11.05г. №698.

Обратите внимание: в связи с требованиями ст. 52 ГСК РФ, строительный надзор должен производиться со дня выдачи разрешительных документов на проведение работ до даты получения заключения о соответствии возведенного здания нормативным стандартам и правилам.

Поэтому положительное решение может приниматься тогда, когда такой надзор осуществлялся на постоянной основе на протяжении всего времени проведения строительных работ. Если он не происходил по вине застройщика, то надзорная служба вправе отказать в предоставлении заключения.

Ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома

Поговорим о том, как происходит процедура, что нужно приготовить для успешного проведения, какие собрать документы и какое время потребуется для получения результата.

Возможна ли сдача дома в эксплуатацию по упрощенной схеме

С 1.03.2018 года действует так называемая «дачная амнистия», которая позволяет ввести личный дом, имея на руках документ, удостоверяющий правомочия собственника на землю и техдокументацию на строение.

По обращению владельца, на объект выезжает соответствующий специалист и производит его осмотр. Упрощенная процедура позволяет произвести оформление имущества в срок до 12 дней.

Но, для того чтобы воспользоваться упрощенной схемой оформления сооружения, нужно чтобы строение соответствовало следующим критериям:

  • в нем в обязательном порядке должны быть водо-, электро- и теплоснабжение, канализация;
  • полностью закончена отделка стен, потолка и пола;
  • в полном объеме возведены необходимые конструкции: застеклены оконные проемы, сделана крыша, достроены перегородки и т. д.;
  • помещения должны отвечать стандартам, установленным СНИП, и быть подходящими для постоянного проживания.

Стоит отметить: в сельской местности в основном отсутствует возможность подключения к централизованным источникам поставки тепла, электричества и инженерным сооружениям. При этом они могут быть заменены на автономные устройства, такие как обогреватель, печь, колодец, сливная яма и прочее.

Срок ввода в эксплуатацию жилого дома

Такой период может быть различным для разных видов жилых строений. Так, процедура оформления индивидуального дома по упрощенной схеме может занять до 12 дней. Многоэтажное жилое здание может вводиться в срок от одного месяца до полугода.

Документы, необходимые при вводе объекта в эксплуатацию

К подаваемому заявлению нужно приложить:

  1. Выписку из ЕГРН на участок. Информацию можно заказать в электронном формате на сайте Госуслуги или в бумажном варианте в Росреестре либо МФЦ. Размер пошлины составит 250 рублей. Документ заверяется подписью уполномоченного регистратора.
  2. Разрешение на проведение строительных работ.
  3. Схему расположения возведенного строения, сетей ИТ обеспечения в границах территории и проектный план.
  4. Заключение надзорного органа.
  5. Итоги инженерных изысканий и проекты.
  6. Акт приема капитального строения.
  7. Документацию, подтверждающую соответствие возведенного дома техническим регламентам, подписанную застройщиком.

Важно знать: перечень требуемых бумаг устанавливается законодательно и не должен расширяться на усмотрение одной из сторон.

Как узнать, сдан ли дом в эксплуатацию

Чтобы это проверить, нужно узнать, было ли выдано на здание разрешение на его ввод в использование по назначению.

Это можно сделать разными способами:

  1. Можно запросить у строительной компании.
  2. Направить запрос в орган, выдавший разрешение на строительство интересующего объекта. Данные могут находиться в публичном доступе на сайте районной администрации либо муниципалитета.
  3. Информация может запрашиваться в Росреестре. Если права на дом зарегистрированы в реестре, это означает, что и разрешение на его ввод в использование было получено.

Когда дом сдан в эксплуатацию — что делать дальше

Далее, для получения статуса объекта собственности, потребуется:

  1. Поставить его на учет в едином кадастре и получить соответствующую документацию. Для этого потребуется обратиться в БТИ. Специалисты организации проведут осмотр здания и подготовят технический и кадастровый паспорт.
  2. Зарегистрировать дом в едином реестре прав в Росреестре.
  3. После внесения данных о здании в ЕГРП, его владелец приобретает не только права, но и обязанности, в частности, вносить коммунальные платежи, делать ремонт и прочее.
  4. Собственник жилого помещения обязан платить налог на недвижимое имущество.

Жилье должно поддерживаться в надлежащем состоянии. Его владелец несет всю полноту ответственности за проведение периодического ремонта, переоборудования, перепланировки и технического использования.

Застройщик не согласен с отказом в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Возможность передачи и приема в автоматизированном режиме информации и документов, предусмотренных ч. 2 ст. 55, должна быть обеспечена не позднее одного года с 27.06.2019 (ФЗ от 27.06.2019 N 151-ФЗ).

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Застройщики, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также могут обратиться с указанным заявлением с использованием единой информационной системы жилищного строительства, за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Документы, предусмотренные п. 13 ч. 3 ст. 55 (в ранее действующей ред.), поданные до 04.08.2018 вместе с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, являются приложением к разрешению, а само разрешение является решением об установлении охранной зоны.

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

(см. текст в предыдущей редакции)

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

(см. текст в предыдущей редакции)

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 , , и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

3.3. Документы, указанные в пунктах 1 , , , , и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. По межведомственным запросам органов, указанных в части 2 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), предусмотренные частью 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся эти документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

4. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и настоящей статьи документы. Документы, предусмотренные частями 3 и настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи , в которых направление указанных в частях 3 и настоящей статьи документов и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию осуществляются исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в частях 3 и настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведения, документы, материалы, указанные в пунктах 3 , - 9.2 , и 12 части 5 статьи 56 настоящего Кодекса.

10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

10.1. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.

11.2. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия разрешение на ввод в эксплуатацию такого объекта выдается с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие такое разрешение, направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию такого разрешения в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением объекта, в отношении которого выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

КонсультантПлюс: примечание.

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется также в случаях, указанных в ст. 16 ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ.

15. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

16. В случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - , и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:

2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

17. В случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.

18. Форма уведомления об окончании строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

19. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;

2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

20. Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию. пунктом 1 настоящей статьи.

Сразу после завершения строительства жилого объекта заселяться в него нельзя. Между этими этапами находится еще один шаг - ввод дома в эксплуатацию. Данный процесс может занять несколько месяцев для одобрения, или вообще получить отказ при не соблюдении определенных правил.

Необходимость процедуры

Чтобы получить технический паспорт на дом и зарегистрировать на него права собственности, необходимо ввести дом в эксплуатацию.

Оформлять данный акт обязаны представители различных инстанций, в том числе:

  • пожарной службы;
  • газовой;
  • водоканала;
  • архитектурной службы;
  • санитарной службы.

Перед тем как сдать дом в эксплуатацию, с этими же органами необходимо осуществлять согласование разрешения на строительство.

Процесс ввода

Чтобы осуществить ввод дома в эксплуатацию, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в учреждение, которое выдало разрешение на строительство. Прикреплять к нему следует все необходимые сопроводительные документы, после чего ожидать посещения объекта межведомственной комиссией. Пакет документов включает в себя бумаги, позволяющие сравнить построенное здание с первоначально одобренным проектом.

Перед тем как сдать дом в эксплуатацию, если он был возведен на основании договора, требуется подписать акт о его приемке.

Данный документ должен включать в себя:

  • соответствие сданного объекта утвержденному плану;
  • отсутствие нарушений в строительстве;
  • отсутствие претензий заказчика к застройщику.

В любом случае к документам следует крепить еще и технический паспорт на дом, который обязан выдать кадастровый инженер. Также к заявлению о вводе в эксплуатацию прилагаются:

  • разрешение на осуществление строительных работ;
  • документы о правах на используемый под объектом земельный участок;
  • межевой и градостроительный планы на него;
  • соответствие сданного объекта составленному плану.

После предоставления всех необходимых документов органы власти обязаны создать комиссию для проверки объекта, и при соблюдении всех правил реестр сданных домов в эксплуатацию пополнится еще одним жилым строением.

Создание паспорта

Перед тем как сдать дом в эксплуатацию, необходимо обратиться в службу БТИ для составления технического паспорта на дом. Данный документ является главным аргументом для подтверждения факта наличия жилого дома, но получить его бывает непросто.

Инспекторы могут отказать в выдаче документа при наличии несоответствий готового объекта нормам строительства или при наличии незавершенных работ. Конечно, при уверенности в собственной правоте можно обратиться в суд и оспаривать негативное решение, но проще устранить все замечания инспектора и вызвать его снова для получения паспорта.

Данный документ содержит в себе основные данные об объекте, включая его адрес, общую площадь, площадь каждой комнаты, этажность здания, его отделку и стоимость. Сделать его можно только на полностью достроенный дом.

Требования для ввода в эксплуатацию

Чтобы жилой дом был признан готовым к использованию, необходимо обязательное наличие в нем:

  • двери;
  • окон;
  • черновой отделки стен жилых комнат.

Помимо этого важно знать, что наличие в цокольном этаже потолков выше 2,1 метра будут автоматически определять его как первый этаж. Это приведет к необходимости отделывать стены и в этих помещениях, что может сказаться на бюджете застройщика и его дальнейших планах на дом. Чтобы хоть немного сэкономить на оформлении документации, можно осуществить ввод дома в эксплуатацию поэтажно. Это позволит пользоваться частью объекта в жилых целях, в то время как его другие этажи еще будут достраиваться. Перед тем как сдать дом в эксплуатацию таким способом, следует знать, что для оформления документов на последующие части здания потребуется проводить все процедуры с самого начала.

Сдача новостройки

До 2004 года построенные многоквартирные дома нужно было осмотреть множеству различных представителей государственных органов. Первыми на объекте обычно появлялись специалисты по строительству и архитектуре, и только после их одобрения «эстафетная палочка» осмотра переходила к следующим контролерам. Такой поэтапный осмотр мог затянуть сдачу дома на годы, ведь устраняя одну проблему, можно было получить новую в любой момент. Как застройщик сдает дом в эксплуатацию теперь? Упрощение градостроительного кодекса позволило сдавать построенные жилые объекты при наличии только:

  • заключения о соответствии;
  • разрешения на ввод.

Первый документ и представляет собой заключительный акт комиссии капитального строительства о соответствии дома всем требованиям проекта и технических характеристик. Сокращенно его называют ЗОС. Получение всего лишь двух документов сократило сроки сдачи объектов до максимального показателя в несколько месяцев.

Сдача частного дома

Чтобы сдать в эксплуатацию частный дом, нет необходимости проходить все инстанции, как в случае новостроек. Для этого с 2015 года создана специальная упрощенная процедура, которая требует наличия двух документов: технического паспорта на дом и документа, определяющего права владельца строения на участок под ним. Таким образом, весь груз оформления необходимой документации возлагается на сотрудников Росреестра, которые и вносят объект в государственный реестр и ставят на кадастровый учет.

Оформление недостроенного объекта

Иногда появляется необходимость полноценно оформить права на недостроенные объекты, как сдать новый дом в эксплуатацию в таком случае? Если строительство еще не завершено, то для его оформления нужно представить правоустанавливающий документ на участок земли под строящимся домом и имеющуюся на объект техническую документацию. В ней должно быть указано наличие основных несущих конструкций в здании, но требованиям для проживания объект может не соответствовать. Такое документальное его оформление позволит вынести недостроенный дом на рынок недвижимости уже как самостоятельный объект.

Требования для жилого дома

Чтобы дом после полного окончания строительных работ был признан жилым, мало наличия в нем только окон и двери. В помещении обязательно должны быть настелены полы. Для этого не нужно сразу устилать их чистовым покрытием, достаточно иметь бетонный или дощатый пол в основных комнатах. Это необходимо для более точного обмера площади каждого помещения при составлении кадастрового паспорта квалифицированным специалистом. Важно знать, что для сдачи жилого дома отделка в санузлах и кухне должна быть завершена полностью, то есть на пол и стены уложена кафельная плитка.

Также для сдачи многоэтажного частного дома следует обязательно установить лестницу и при наличии балкона, ограждение на нем.

Очень важным элементом для жилого помещения является отопление, поэтому без него дом будут считать нежилым. Интересно, что подключать все коммуникации для этого не нужно, достаточно простого наличия котла и радиаторов отопления на своих местах. Уже после полного завершения работ газовая служба может подключить систему, на этапе сдачи объекта это не обязательно.

Также дом должен иметь готовую к эксплуатации электропроводку и установленные по всем отмеченным в проекте местам розетки и выключатели.

Последовательность подписания документов для частного дома

Чтобы сэкономить время и нервы при составлении акта на сдачу частного дома, лучше всего собирать подписи отдельно с каждого специалиста, поскольку собрать их вместе будет просто нереально. Первым подписать акт должен представитель архитектурной и строительной комиссии, который подтвердит соответствие реального дома всем имеющимся на бумаге замерам. В случае если размеры будут значительно расходиться, возникнут проблемы в виде штрафа и обязательства устранить несоответствия. Поэтому в интересах застройщика сразу все делать согласно определенным нормам.

Представитель пожарной инспекции осмотрит все розетки, их заземление, исправность отопительных приборов и соответствие электропроводки нормам пожарной безопасности. Санитарная служба большее внимание уделяет участку, поэтому перед ее приходом следует навести порядок на придомовой территории. Если в доме и вокруг него будет слишком грязно, владелец получит штраф.

В любом случае только при наличии заключенного договора на вывоз мусора и полноценной канализации, водопровода, электричества и при необходимости газопровода дом будет считаться жилым.

Сколько времени занимает оформление

Только когда дом считается сданным в эксплуатацию, можно подсчитать, сколько времени занял данный процесс. В большинстве случаев скорость зависит от полноты предоставленного пакета документов и составляет минимум два месяца. Это объясняется необходимостью выделения 30 дней на создание межведомственной комиссии и еще такого же промежутка времени для осмотра дома и подписания акта.

Стоимость процедуры

Сколько стоит сдать дом в эксплуатацию? Само обследование комиссией проводится бесплатно, но при этом необходимо оплатить работу кадастрового инженера и государственную пошлину за постановку на учет (около 2 000 руб.) и регистрацию объекта в Росреестре.

Похожие статьи