Законы по налогам и сборам. Налоговая система. Принципы налогообложения. Основы законодательства о налогах и сборах

23.06.2023

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

Статья 1 НК РФ определяет состав законодательства о налогах и сборах, которое действуют на территории Российской Федерации, и включает в себя:

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;

Нормативные правовые акты представительных органов муниципального образования о налогах и сборах.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:

Налогового кодекса Российской Федерации.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

· виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

· основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

· принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

· права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

· формы и методы налогового контроля;

· ответственность за совершение налоговых правонарушений;

· порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц;

Федеральных законов о налогах и сборах (которые приняты в соответствии с НК РФ).

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:

Законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ;

В пункте 3 статьи 1 НК РФ содержится важное условие для правильного применения норм НК РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию сборов - правила НК РФ применяются лишь постольку, поскольку это прямо предусмотрено в самом НК РФ (статья 3, абзац 2 пункта 1 статьи 5, статьи 13, 14, 17, 21 - 23, 58 - 60 НК РФ). На иные отношения (например, по взиманию платежей за загрязнение окружающей среды) действие НК РФ не распространяется (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №284-О).

В пункте 6 комментируемой статьи законодатель обращает внимание на содержание понятия «законодательство о налогах и сборах», используемого в тексте НК РФ - все нормативные правовые акты, касающиеся налогов и сборов, указанные в статье.

Примечание

С 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2007 года №137-ФЗ в статье 1 НК РФ слова «местного самоуправления» были заменены на слова «муниципальных образований». Данное изменение было внесено в рамках приведения содержания статьи в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Отношения, которые регулирует законодательство о налогах и сборах, (налоговые отношения) носят властный характер, поскольку основаны на властном подчинении одних участников таких отношений другим участникам. На основании пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (Приложение №2) к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Выделены две группы отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах:

Отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.

Отношения, которые возникли в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, обжалования неправомерных действий (бездействия) органов налогового контроля и их должностных лиц.

Участники налоговых отношений определены в статье 9 НК РФ.

Круг отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах определен четко. К ним относятся отношения:

По установлению налогов и сборов. Следует учесть, что налог считается установленным, когда определены налогоплательщики, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. При установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам (статья 17 НК РФ);

По введению налогов и сборов. Налог установленный в соответствии со статьей 17 НК РФ, может быть введен не сразу, а спустя некоторое время;

По взиманию налогов и сборов. Речь идет как о добровольной уплате налогоплательщиками, так и случаях взыскания (статьи 45 - 48, 52, 54, 57, 58 НК РФ), списания налогов и сборов (статья 59 НК РФ);

Возникающие в процессе налогового контроля (учет налогоплательщика и снятия с учета (статьи 83 - 86 НК), проведения налоговых проверок (статьи 87 - 89, 100 НК РФ), анализа данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий плательщиков и тому подобного (статьи 92, 99 НК РФ);

Возникающие в ходе привлечения плательщиков к ответственности за налоговые правонарушения (статьи 106 - 114, 116 - 135, 137 - 142 НК РФ).

Несмотря на то что налоговые органы являются также и органами осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, НК РФ не регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией (Письмо МНС Российской Федерации от 29 октября 2004 года №09-0-10/4312) (Приложение №117).

Как разъяснил Пленум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (Приложение №130) часть первая НК РФ не подлежит применению к правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Пункт 1 статьи 3 НК РФ воспроизводит положение статьи 57 Конституции Российской Федерации.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 3 НК РФ, провозглашая основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически является базовой статьей, которая определяет сущность налоговой политики в Российской Федерации и основы российской доктрины налогового права. Налоговая политика России основана на:

Признании всеобщности и равенства налогообложения;

Принципе справедливости и реальной возможности налогоплательщика уплатить налог;

Недопустимости дискриминации налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим и конфессиональным признакам, независимо от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала;

Экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога;

Ясности норм налогового законодательства и толковании их в пользу налогоплательщика.

Принципиальные основы налоговой политики, изложенные в статье 3, прямо влияют на понимание основных начал российского налогового законодательства и права. Налоговое право России является частью российского финансового права, и регулирует только часть государственных доходов, а именно налоговые доходы. Оно не распространяется на другие государственные доходы и распределение финансовых средств.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «и» части 1 статьи 72); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75).

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с федеральным законом об общих принципах налогообложения и сборов. Однако и при отсутствии такого закона признание за субъектами Российской Федерации права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, которые касаются данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах Российской Федерации, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащей регулированию федеральным законом. Такой вывод следует из части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, принятыми по предмету совместного ведения, действует федеральный закон. К такому выводу пришел Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 21 марта 1997 года №5-п (Приложение №133).

Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, предопределенные положениями Конституции Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 75 устанавливаются исключительно Федеральными законами. К «общим принципам» относятся:

обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику;

единство налоговой системы;

равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает важную гарантию защиты прав налогоплательщиков, говоря о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Данная норма, как правило, применяется судами при разрешении споров, тем самым суд констатирует факт наличия пробела или неясности в законодательстве. В связи с этим, Пленумом ВАС РФ (пункт 4 Постановления от 28 февраля 2001 года №5) (Приложение №130) рекомендовано судам при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, оценивать определенность соответствующей нормы.

В статье 4 НК РФ перечислены федеральные органы, которые имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением. Такими органами являются:

Правительство Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов;

федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

исполнительные органы местного самоуправления.

Указанные органы вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела только в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции. При этом, издаваемые ими нормативно-правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, а только раскрывать или разъяснять их содержание.

В целях обеспечения проведения единой налоговой (финансовой) политики на территории Российской Федерации устанавливаются конституционные принципы финансовой политики на российском рынке, которые изложены в статьях 74, 75 Конституции Российской Федерации.

Они определяют, что на территории Российской Федерации:

Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей;

Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;

Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти;

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом;

государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе;

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» эти акты публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Конституционные основы государственной финансовой и налоговой политики находят развитие в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, на основе которых составляется План действий Правительства Российской Федерации в области финансовой политики.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Центральным органом по регулированию налогообложения в системе исполнительной власти до недавнего времени являлось Министерство по налогам и сборам Российской Федерации.

Примечание. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС ) преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС ) с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации. Положение об этом вступило в силу с 28 июля 2004 года. (Указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; от 20 мая 2004 года №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

В тексте НК РФ употребляется понятие «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов», под которым и следует понимать Федеральную налоговую службу (ФНС) при Министерстве финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации имеет как самостоятельные финансово-налоговые полномочия, так и полномочия, осуществляемые исключительно по поручению Правительства Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (Приложение №38).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №1024-р «О переподчинении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» (Приложение №44) в подчинение Федеральной налоговой службы отнесены ранее упраздненные, реорганизованные и иные федеральные органы исполнительной власти - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня МНС России и территориальные органы ФСФО России.

В настоящее время ФНС и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №506 «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе») (далее- Положение №506).

Указанным Положением №506, установлено, что ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Кроме того, ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС и ее территориальные органы - управления ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

В Положении №506 определены права ФНС и пределы осуществляемых полномочий в установленной сфере деятельности, в частности:

ФНС принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

ФНС не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Статья 5 НК РФ определяет действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, по общему правилу они вступают в силу:

Не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Официальным опубликованием федеральных законов считается публикация их в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени (квартал, полугодие) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма, подлежащая уплате (статьи 53 - 55 НК РФ). Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов (пункт 3 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5) (Приложение №130).

По общему правилу акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Пункт 1 статьи 5 разграничивает процедуры вступления в силу законодательства о налогах и законодательства о сборах. Специальные правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах из ложены в абзаце 3 пункта 1 статьи 5 НК РФ:

1) для федеральных законов, вносящих изменения в текст самого НК РФ, но лишь те изменения, которые касаются установления новых налогов и сборов. Обязанность по уплате налогов и сборов возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства и считаются установленными с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих их уплату (статья 44 НК РФ);

2) для законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, а также актов представительных органов местного самоуправления по налогам и сборам. Обратите внимание на важный момент в данной статье, в ней предусмотрены только те акты, которые устанавливают новые налоги и сборы. Речь идет о любых актах законодательства субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, вносящих изменения в местные и и сборы.

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в абзаце 3 пункта 1 статьи 5 вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ, по сути дублирующим положение части 2 статьи 57 Конституции Российской Федерации - акты законодательства о налогах и сборах не имеют обратной силы, если они:

Устанавливают новые налоги и (или) сборы (не имеет обратной силы, например, закон, устанавливающий новые объекты налогообложения, налоговую базу, ставку, период, порядок исчисления и уплаты налога);

Повышают налоговые ставки (статья 53 НК РФ);

Устанавливают новые или отягчают ранее действовавшие виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (статьи 116 - 129.1 НК РФ);

Устанавливают новые обязанности плательщиков и иных участников налоговых отношений (статья 9, статья 23, статьи 24 - 37 НК РФ).

Пункт 3 статьи 5 НК РФ, не вступая в противоречие с вышеназванным правилом, допускает возможность распространения действия «актов налогового законодательства о налогах и сборах» на отношения, возникшие до вступления законодательных актов в законную силу, если они:

Устраняют ответственность за налоговые правонарушения. При этом правонарушитель, не привлеченный к ответственности к моменту вступления в силу такого акта, освобождается от нее, а дела о правонарушениях, не оконченные производством к моменту вступления в силу такого акта, подлежат прекращению (статьи 101 - 105 НК РФ);

Смягчают меру ответственности. Смягчение ответственности может выражаться в уменьшении размера налоговой санкции (статья 114 НК РФ);

Устанавливают дополнительные гарантии защиты прав плательщиков налогов и сборов и их представителей. Дополнительными считаются такие гарантии, которые до этого прямо не были предусмотрены в нормах ни самого НК РФ, ни других актов законодательства о налогах и сборах.

В пункте 4 статьи 5 НК РФ содержится диспозитивное правило о том, что могут иметь обратную силу следующие «акты законодательства о налогах и сборах», но только, если в них имеется прямое на то указание:

Отменяющие налоги и (или) сборы. С момента вступления в силу такого акта прекращается обязанность по уплате налогов и сборов (пункт 1 статья 44 НК РФ);

Снижающие размеры ставок налогов и сборов. В ряде случаев такие ставки могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (абзац 2 статья 53 НК РФ) в порядке и пределах, определяемых НК РФ. В этих случаях, под действие правил статьи 5 подпадают и подобного рода акты Правительства Российской Федерации;

Устраняющие обязанности плательщиков, а также налоговых агентов, их представителей. Круг этих обязанностей указан в статьях 23 - 29 НК РФ, а также в актах законодательства, посвященных отдельным видам налогов и сборов;

Иным образом улучшающие положение плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов, их представителей (статья 64 НК РФ допускает возможность применять рассрочки или отсрочки в уплате конкретного налога и сбора).

Приведем пример из судебной практики.

Законом субъекта Российской Федерации в июле 2004 года были введены налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Моментом вступления указанного закона в силу было установлено 1 января 2004 года, то есть закону была придана обратная сила.

Прокурор оспорил данное положение закона, так как, по его мнению, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Поэтому введение закона в действие с 1 января 2004 года противоречит НК РФ.

Как указал Верховный суд Российской Федерации в своем Определении от 9 ноября 2005 года №46-Г05-21, правила пункта 1 статьи 5 НК РФ действуют, если иное не предусмотрено этой же статьей. Пунктом 4 статьи 5 НК РФ предусмотрена возможность придания обратной силы законам в случае, если они улучшают положение налогоплательщика. Поскольку оспариваемый нормативный акт улучшает положение налогоплательщиков (устанавливает дополнительные льготы), законодатель в силу прямого указания федерального закона вправе был придать оспариваемому акту обратную силу.

Положения комментируемой статьи распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления также обязаны публиковать в средствах массовой информации принимаемые ими нормативные правовые акты о налогах и сборах.

К нормативным правовым актам о налогах и сборах относится законодательство о налогах и сборах, указанное в статье 1 НК РФ, и нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 статьи 4 НК РФ.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, который:

Издан органом, не имеющим, согласно статям 1 и 4 НК РФ, право издавать подобного рода акты. В НК РФ указан круг органов, наделенных указанным правом:

Государственная Дума Российской Федерации, с одобрения Совета Федерации, - принимает Федеральный закон по налогам и сборам;

Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации - принимают в соответствии с НК РФ законы (иные правовые акты) по региональным налогам и сборам (пункт 4 статьи 1, пункт 3 статьи 12, статья 14 НК РФ);

Представительные органы муниципальных образований - принимают акты о местных налогах в пределах, установленных НК РФ (пункт 5 статьи 1, пункт 4 статьи 12, статья 15 НК РФ);

Федеральные органы исполнительной власти (ФНС, ГТК РФ и другие), аналогичные органы субъектов Российской Федерации и исполнительные органы местного самоуправления издают нормативные правовые акты по налогам и сборам только в случаях, предусмотренных законодательством (статья 1 НК РФ), и лишь по вопросам, которые не могут изменять или дополнять законодательство (статья 4 НК РФ).

Нормативный правовой акт признается не соответствующим НК РФ, если он:

Отменяет или ограничивает права плательщиков (статья 19 НК РФ), налоговых агентов (статья 24 НК РФ), их представителей (статьи 26 - 29 НК РФ), либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ;

Вводит обязанности, не предусмотренные НК РФ, или изменяет, определенное НК РФ содержание обязанностей участников налоговых отношений, иных лиц, указанных в НК РФ. Обязанности этих субъектов определены статьей 23, пунктом 3 статьи 24, статьями 26 - 29, 32, 34, 34.2 НК РФ НК РФ. Примерами действий налоговых органов, осуществление которых предписано НК РФ, могут служить: приостановление операций по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов в банке; арест имущества; возврат излишне взысканного налога, сбора, пени; учет налогоплательщиков; обращение с иском о взыскании налоговой санкции и так далее;

Разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ:

установление дискриминационного характера налога и сбора (пункт 2 статьи 3 НК РФ);

установление налога и сбора, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав (пункт 3 статьи 3 НК РФ);

изменение сроков уплаты налога и сбора в случаях, указанных в статье 62 НК РФ;

Запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

Запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

Разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

Изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ (подпункт 7 пункта 1 статьи 6 НК РФ);

Изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ (эти институты, понятия и термины указаны в статье 11 НК РФ);

Иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах не соответствующим НК РФ достаточно наличие хотя бы одного из обстоятельств, упомянутых в пункте 1 статьи 6. Но если суд установит наличие нескольких обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 6, то он, принимая решение о несоответствии акта НК РФ, должен указать каждое из этих обстоятельств.

В пункте 3 статьи 6 НК РФ установлено, что по общему правилу признается не соответствующим НК РФ в судебном порядке.

При этом, законодатель предоставляет возможность органам исполнительной власти (в том числе Правительству Российской Федерации) или местного самоуправления (либо их вышестоящему органу), при наличии достаточных оснований, самим отменить или изменить ими же принятый нормативный акт. Но воспользоваться этим правом допускается лишь до начала процедуры судебного рассмотрения вопроса об отмене (изменении) акта.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, в вышестоящий налоговый орган или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (статьи 137 и 138 НК РФ).

Налогоплательщики контролируются практически всеми видами финансового контроля. Налоговый, таможенный, бюджетный, валютный, банковский контроль, контроль за денежным обращением и расчетами являются разновидностями финансового контроля.

Для осуществления финансового контроля Федеральная таможенная служба Российской Федерации, Банк России (и так далее) издают собственные нормативные акты, в которых затрагиваются не только ведомственные интересы, но и интересы участников смежных правоотношений. НК РФ фактически дает право считать не соответствующими законодательству о налогах и сборах нормативные акты иных отраслей права, если их термины не согласуются с содержанием понятий, используемых в НК РФ, или противоречат ему иным образом.

В связи с чем, во избежание правовых конфликтов, положение пункта 4 комментируемой статьи указывает, что при регулировании порядка взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с общепринятой международной практикой - международные договоры или соглашения, ратифицированные в установленном порядке сторонами, имеют приоритет над национальным законодательством. При коллизии норм международного договора и национального законодательства применяются нормы международного договора. Данный порядок распространяется на все соглашения и конвенции об избежании двойного налогообложения, которые Российская Федерация заключила с другими государствами. Данная норма имеет важное значение при исчислении и уплате налогов от источников за пределами Российской Федерации для налогоплательщиков резидентов Российской Федерации и от источников в Российской Федерации для налогоплательщиков нерезидентов Российской Федерации. Международные налоговые соглашения регулируют налогообложение международных перевозок, дивидендов, процентов, доходов от недвижимого имущества, доходов от продажи недвижимого и движимого имущества, доходов от авторских прав и лицензий, доходов от работы по найму, пенсий и иные вопросы.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Уплата налогов - прямая обязанность каждого законопослушного гражданина. Однако этот процесс часто происходит с рядом нарушений. Отдельные граждане или юридические лица уклоняются от налоговых обязательств, права иных лиц нарушаются налоговыми инспекторами. Регламент настоящего Налогового кодекса был разработан в том числе и для упразднения этих проблем.

Актуальный Налоговый Кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации на следующий день. Президент РФ подписал действительный закон 31 июля того же года. Рассматриваемый Кодекс состоит из двух частей (общей и специальной), 7 разделов, 20 глав и 1142 статей.

Общая часть Налогового Кодекса РФ вступила в силу 1 января 1999 года. Данная часть регламентирует и систематизирует налоги и процесс налогооблажения. В этом фрагменте кодекса устанавливаются нормативы таких элементов налогооблажения, как:

  • Подвиды налогов и налогоисчисления на территории Российской Федерации;
  • Основания для назначения налога;
  • Порядок осуществления налоговых сборов и выплат;
  • Нормативы внедрения и упразднения введённых ранее форм налогов;
  • Обязанности и юридические права налоговых служб, налогоплательщиков и налоговых агентов;
  • Способы осуществления ревизии в сфере налогов;
  • Наложение ответственности за неуплату налогов;
  • Обжалование постановлений, вынесенных должностными лицами в сфере налогообложения.

Специальная часть действительного Налогового Кодекса вступила в силу 1 января 2001 года. Данной частью НК РФ регламентируются отдельные процессы каждого вида взимаемых налогов, определяются составляющие налогообложения, такие как:

  • Объект, облагаемый данным типом налогов;
  • Налоговая база;
  • Период расчёта налога;
  • Ставка;
  • Система исчисления налога;
  • Система и сроки осуществления налоговых выплат.

На данный момент ч. 2 НК РФ определены следующие налоги Федерального масштаба:

  • На добавленную стоимость (НДС);
  • На доходы физических лиц (НДФЛ);
  • На прибыль;
  • На добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • Сборы за эксплуатацию флоры, фауны и водных ресурсов;
  • Вводный;
  • Государственная пошлина.

Так же рассматриваемым отрывком кодекса предусматриваются следующие налоги регионального значения:

  • Транспортный;
  • Игорный;
  • Земельный;
  • Имущественный.

Налоговые системы, определённые ч. 2 Налогового Кодекса Российской Федерации:

  • Налогооблагательный режим для сельскохозяйственных предприятий (ЕСХН);
  • УСН;
  • ЕНВД.

Последние изменения

Как и другие законы Федерального значения, Налоговый Кодекс Российской Федерации регулярно претерпевает необходимые изменения. Последние существенные поправки в НК РФ внесены 28 декабря 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» N 475-ФЗ.

Согласно введённым поправкам, статья 105.14 претерпела ряд следующих изменений:

  • Пункт 2 дополнился подпунктом 8, согласно тексту которого сделка, осуществлённая взаимосвязанными лицами признаётся подвластной контролю, если одна из сторон является исследовательским корпоративным центром, представленным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково»;
  • В абзаце 1 пункта 3 цифры «4-7» заменены на «4-8».

В статье 145 действительного кодекса появился пункт 2.1 , утверждающий, что право исследовательского центра на освобождение от уплаты налогов упраздняется в случаях:

  • Потери статуса проектного участника;
  • Общая прибыль центра превысила 1 миллиард рублей с первого числа начала нового налогового периода;
  • Доходы с 1 числа налогового периода составляют менее 50 процентов в общей совокупности доходов;
  • Налог, постановленный в период выхода из числа участников проекта, восстанавливается и определяется к уплате с учётом набежавших пеней.

Список налогов для физических лиц

Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие типы налогов для частных лиц:

  • Транспортный;
  • Подоходный;
  • Имущественный;
  • Земельный налог для пенсионеров и работающих граждан;
  • Государственная пошлина.

Подоходный налог определяет:

  • 9% дивидендной ставки для резидентов РФ;
  • 13% ставка налоговой резидентуры РФ от результатов трудовой деятельности;
  • 35% налог на получение азартных выигрышей.

Виды налоговых вычетов у граждан Российской Федерации бывают следующими:

  • Социальные;
  • Имущественные;
  • Стандартные;
  • Связанные с профессиональной деятельностью.

Порядок вычетов регламентируется действительным кодексом.

Транспортная ставка исчисляется при учёте лошадиных сил. Валюта, в которой принимаются выплаты - российский рубль. Выплаты по транспортному налогу взимаются ежегодно с владельцев:

  • Автомобилей;
  • Мотоциклов и байков;
  • Автобусов;
  • Самолётов;
  • Снегоходов;
  • Остальных зарегистрированных на территории России транспортных единиц.

Наиболее распространён среди граждан Российской Федерации налог на имущество физических лиц. Он налагается на россиян и иностранных резидентов РФ в случае владения ими недвижимым имуществом. Размер налоговых обязательств предоставляется в НК РФ и производится в примерном исчислении по отношению:

  • К недостроенным строениям, гаражам, сараям, погребам - 0,1%;
  • К зданиям, кадастровая цена которых превышает 300 0000 рублей - 2 %;
  • К другим постройкам, в том числе и жилым - 0,5%.

Если стоимость недвижимости в кадастровом реестре не указана, проводится инвентарная оценка. Полученная стоимость умножается на индекс роста цен.

Более детально налоги на физических лиц рассматриваются в гл.36 НК РФ.

Кому полагаются льготы?

Согласно действительным положениям НК РФ, существуют отдельные категории граждан, для которых предусмотрены определённые льготы в сфере налогообложения. Таким образом, от налоговой уплаты за имущество, согласно действительному кодексу, освобождаются:

  • Герои Советского Союза и Российской Федерации, обладатели Ордена Славы первой, второй и третьей степени;
  • Инвалиды первой и второй группы;
  • Ветераны военных действий;
  • Военнослужащие в отставке со стажем более 20 лет;
  • Граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, определённой Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 124Д-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • Члены семей погибших военнослужащих;
  • Пенсионеры по возрасту или инвалидности;

Транспортные налоговые льготы с иным размером соответствующего налога предоставляются исключительно на один транспортный объект мощностью не более 100 лошадиных сил. Правом на указанные льготы обладают:

  • Герои Труда, Герои Советского Союза и Российской Федерации, кавалеры Ордена Славы - льготы относятся к небольшим автомобилям и мотоциклам;
  • Ветераны ВОВ и других военных действий;
  • Инвалиды первой и второй групп;
  • Жители Волгоградской и Ленинградской областей, причисленные к награде «Блокадный Ленинград»;
  • Другие категории граждан, определённые настоящим кодексом.

Уполномоченные региональные налоговые органы вправе определять дополнительные льготы для граждан определённого региона.

Скачать НК РФ

В целях подробного ознакомления с положениями НК РФ необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Налогового Кодекса Российской Федерации можно скачать

Налоговое законодательство – это совокупность законов и нормативно-правовых актов, принятых непосредственно по вопросам налогообложения и действующие в сфере налогообложения.

Отношения, регулируемые налоговым законодательством, являются властными отношениями и включают в себя:

· отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;

· по исчислению и уплате налогов;

· по осуществлению налогового контроля;

· по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц;

· по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формируется налоговое законодательство на трёх уровнях:

1. федеральном,

2. региональном,

3. местном.

На федеральном уровне формируется федеральное налоговое законодательство – это законы и нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, то есть федеральными органами власти РФ (Государственная Дума, Совет Федерации, президент). Является обязательным к исполнению на территории всей РФ.

Федеральное налоговое законодательство включает в себя:

1. Налоговый кодекс РФ,

2. Закон РФ «О налоговых органах в РФ» от 21.01.91г.,

3. Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 7.12.91г.,

4. другие федеральные законы о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

На региональном уровне формируется региональное налоговое законодательство - это законы и нормативно-правовые акты, принятые на региональном уровне, то есть региональными органами власти субъектов РФ, например: Парламент, Правительство, глава РСО-Алании. Является обязательным к исполнению на территории субъекта РФ.

Налоговое законодательство РСО-Алании включает в себя:

1. Закон РСО-Алания «О налоге на имущество организаций» от 28.11.2003г.,

2. Закон РСО-Алания «О транспортном налоге» от 26.12.2002г.,

3. Закон РСО-Алания «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента» от 13.02.2007г.,

4. другие региональные законы о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

На местном уровне формируется пакет нормативно-правовых актов по налогообложению – это нормативно-правовые акты, принятые на местном уровне, то есть местными органами самоуправления (Собрание представителей г. Владикавказа, городской Совет г. Моздока, Собрание представителей сельских муниципальных образований Моздокского района РСО-Алания и т. п.) по вопросам налогообложения, имеющие силу закона на территории местного образования.

На местном уровне, например, на уровне г. Владикавказа приняты следующие нормативно-правовые акты по налогообложению:


1. решение Собрания представителей г. Владикавказа «О земельном налоге» от 11.11.2005г.,

2. решение Собрания представителей г. Владикавказа «О налоге на имущество физических лиц» от 11.11.2005г.

Но, в практической жизни, в процессе налогообложения, возникают ситуации, когда одного налогового законодательства недостаточно, и необходимо использовать ещё и другие виды законов, регулирующих, в той или иной степени, вопросы налогообложения. К таким законам и нормативно-правовым актам относятся:

1. Конституция РФ,

2. Международные договоры по вопросам налогообложения,

3. Решения Конституционного Суда.

В Конституции РФ закреплены основные нормы налогового права:

· права и обязанности федеральных, региональных, местных органов власти в области налогообложения;

· правовой статус налогоплательщика.

Правила международного договора будут иметь приоритет над правилами национального налогового законодательства (в установленных случаях),если международный договор, касающийся вопросов налогообложения, был ратифицирован Федеральным собранием РФ.

К актам такого вида относятся :

1. соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с разными странами, например: Италией, США, Швецией, Болгарией, Бельгией, Германией, Исландией, Новой Зеландией и другими,

2. соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между странами – участницами СНГ,

3. другие.

Решения конституционного суда РФ: в соответствии с ФЗ «О конституционном Суде РФ», Конституционный суд занимается толкованием Конституции РФ. Результатом толкования является правовая позиция Конституционного суда, которая обладает нормативным значением, то есть силой закона. Постановление Конституционного суда РФ обязательны не только для участников спора, но и для других субъектов. Если норма закона признается не соответствующей Конституции РФ, то законодательные органы власти обязаны отменить указанную норму.

Вывод №1: таким образом, в сфере налогообложения применяются не только законы принятые специально по налогам, но и законы более широкого действия, устанавливающие, в том числе, и некоторые вопросы налогообложения.

В практической жизни, в процессе налогообложения, также возникают ситуации, когда необходимы дополнительные пояснения и разъяснения о порядке применения налогового законодательства и других нормативно-правовых актов. Поэтому, по вопросам налогообложения разрабатываются и принимаются многочисленные виды подзаконных актов.

Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, которые не имеют силу закона, но разрабатываются и издаются в целях разъяснения порядка применения налогового законодательства. Издаются только в предусмотренных законом случаях. Не могут изменять или дополнять налоговое законодательство.

Подзаконные нормативно-правовые акты можно подразделить на два вида: общей и специальной компетенции;

К подзаконным актам общей компетенции относятся:

· указы президента РФ. Могут приниматься по любым вопросам. Не должны противоречить конституции РФ и налоговому законодательству.

· Постановления Правительства РФ (обязанностью которого является проведение в РФ единой финансовой, кредитной и налоговой политики). Могут установить: ставки налогов (в случаях определенных НК), перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам и т.п.

К актам специальной компетенции относятся приказы, инструкции, методические указания ФНС РФ, ФТС РФ, МФ РФ, например:

· инструкции по заполнению налоговых деклараций;

· акты, определяющие порядок учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями;

· акты, утверждающие формы требований об уплате налогов, налоговых уведомлений, налоговых деклараций и др.

Вывод №2: таким образом, в сфере налогообложения применяются не только законы, но и подзаконные акты, поясняющие порядок применения этих законов.

Из всего сказанного, следует сделать следующий вывод №3: все вопросы, возникающие в сфере налогообложения регулируются целой совокупностью законов и подзаконных актов, которые, в свою очередь, формируют нормативно-правовую базу налогообложения.

Нормативно-правовая база налогообложения – это система нормативно-правовых актов (в том числе, законов и подзаконных актов), так или иначе содержащих в себе нормы налогового права и регулирующие все виды отношений, возникающих в сфере налогообложения.

Нормативно-правовая база налогообложения является более широким понятием по сравнению с налоговым законодательством.

Источники налогового права. Систему актов, регулирующих на­логовое право, образуют Конституция РФ и законодательство о на­логах и сборах.

Конституция РФ - Основной закон страны. B нем содержатся налогово-правовые нормы, общие принципы налогообложения, введения налогов и сборов, формирования налоговой политики России.

Конституция РФ определяет стратегические направления совершенствования и развития налогового права. B результате можно говорить о конституционных основах налогообложения.

Статья 57 Конституции РФ определяет, что каждый обязан пла­тить законно установленные налоги и сборы. На основании этой нормы в 1996 г. Конституционный Суд РФ в одном из своих поста­новлений отметил, что установить налог или сбор можно только за­коном. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считать­ся законно установленными. К важным нормам Конституции РФ в области налогового права следует отнести прежде всего положе­ния ст. 8, 15, 34, 35, 46, 57, 71 (п. «е»-«з», «к»), 72, 74-76, 90, 104, 106, 114 (ч. 3).

Законодательство о налогах и сборах включает в себя две группы нормативных актов - федеральное и региональное законодательст­во о налогах и сборах.

Федеральное законодательство о налогах и сборах, или законо­дательство России о налогах и сборах, состоит из Налогового кодекса РФ (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. К ним относятся: федеральные законы о нало­гах и сборах, принятые до введения в действие Налогового кодекса РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей ему; и федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соот­ветствии с Кодексом.

Региональное законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации, принятых в соответствии с НК РФ. К ним относятся законы, вводящие на территории этих субъектов установ­ленные федеральным законодательством о налогах и сборах регио­нальные налоги или сборы. Они принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Общее налоговое законодательство включает в себя иные феде­ральные законы, не входящие в понятие «законодательство о нало­гах и сборах» и содержащие нормы налогового права. Законы, вхо­дящие в эту группу, направлены на регулирование не налоговых, а иных правоотношений. В то же время в их состав входят некото­рые положения, затрагивающие проблему налогообложения (так, ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» запрещает вы­носить на референдум России вопросы введения, изменения и от­мены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты); Таможенный кодекс, ежегодные федеральные законы о бюд­жете, БК, УК, Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, включают в себя акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции.

В соответствии с положениями ст. 3 НК правом издавать эти нормативные правовые акты обладают органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, ис­полнительные органы местного самоуправления и органы государ­ственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодатель­ством о налогах и сборах случаях.

После принятия Конституции РФ подзаконные акты не включаются в объем понятия «законода­тельство».

Подзаконные нормативные правовые акты состоят из двух бло­ков - акты органов общей компетенции и акты органов специаль­ной компетенции.

К актам органов общей компетенции относятся: указы Прези­дента РФ; постановления Правительства РФ, принятые на основа­нии и во исполнение нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изме­нять или дополнять законодательство о налогах и сборах (напри­мер, от 26 февраля 2004 г. № 110, от 6 апреля 1999 г. № 382 «О пе­речнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения»); подзаконные нормативные правовые ак­ты, принятые органами исполнительной власти субъектов Федера­ции (постановление Правительства Москвы от 12 октября 1999 г. № 928 «О совершенствовании практики налогового кредитования и реструктуризации задолженности по платежам в бюджет»; распоря­жение губернатора Санкт-Петербурга от 21 февраля 2000 г. № 175-р «О порядке признания безнадежными к взысканию недоимки и за­долженности по пеням по региональным и местным налогам и сбо­рам в бюджет Санкт-Петербурга и их списания»); подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами местного самоуправления.

К актам органов специальной компетенции относятся ведомст­венные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сбо­рами органов специальной компетенции, издание которых преду­смотрено НК РФ. В перечень этих органов входят Минфин России, Федеральная налоговая служба (ФНС) России, Федеральная тамо­женная служба (ФТС) России, органы государственных внебюджет­ных фондов и другие органы государственной власти. В соответст­вии с положениями НК РФ ими утверждаются формы налоговой отчетности (п. 5 ст. 69, ст. 52, п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 и др.), приказы ФНС России, инструкции.

Решения Конституционного Суда РФ также являются источни­ком налогового права и им присуща материально-правовая сила за­кона. Главная функция Конституционного Суда РФ - толкование Основного закона, конституционных норм и формулировка основ­ных принципов налогообложения и сборов. Результатом толкования является правовая позиция Конституционного Суда РФ. Толкова­ние имеет письменную форму и обладает нормативным значением.

Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широ­кого круга общественных отношений, является официальным и обя­зательным (согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Нормы международного права и международные договоры России также являются источником права для налоговых правоотношений. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные дого­воры России составляют часть ее правовой системы.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что, если международ­ным договором России, содержащим положения, касающиеся нало­гообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, приме­няются правила и нормы международных договоров России (ст. 7).

Весьма важным является то обстоятельство, что в соответствии со ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ.

Реформа налоговой системы и HK РФ. Принятием части первой Налогового кодекса РФ с 1 января 1999 г. был завершен начальный этап налоговой реформы страны. Результатом его стало формиро­вание разветвленной сети государственных органов, обеспечиваю­щих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения. B настоящее время в качестве регулятора отно­шений в налоговой сфере кроме части первой НК является часть вторая, вступившая в силу с 1 января 2001 г. Таким образом, было продолжено реформирование налоговой системы. Этот факт явля­ется важным, так как в налоговое законодательство были внесены принципиальные изменения, но при этом действовавшая ранее на­логовая система России кардинально не изменилась.

Статья 2 НК определяет отношения, регулируемые законода­тельством о налогах и сборах России. К ним относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сбо­ров в стране, а также отношения, возникающие в процессе осуще­ствления налогового контроля, обжалования актов налоговых орга­нов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Гражданский кодекс РФ указывает, что гражданское законодатель­ство не подлежит применению к налоговым правоотношениям, если иное не предусмотрено законодательством. Таким образом, законода­тель четко ограничил сферу действия налогового законодательства и те нормативные документы, которые подлежат применению.

Право устанавливать систему налогов, взимаемых в федераль­ный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в России принадлежит федеральному закону (ст. 75 Конституции РФ). При этом предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Кроме того, Конституцией РФ вменено в обязанность каждому оплата законно установленных налогов и сборов (ст. 57).

Статьей 15 (ч. 2) Конституции РФ закреплена обязанность всех и каждого соблюдать законы страны. Это положение является ос­новой презумпции знания законодательства. Каждый субъект права считается знающим законодательство, пока не будет доказано обратное.

Налоговые поступления составляют основу расходов государст­венного бюджета. Они не являются формой конфискации части собственности, должны вернуться предпринимателю в форме рас­ширения потребительского спроса, в виде новых технологий, това­ров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятными условиями ведения бизнеса. Они используются на содержание госу­дарственного аппарата, направляются на социальные нужды, науку, культуру, образование, жилищно-коммунальную сферу, на содер­жание и оснащение армии, участие в воспроизводстве капитала и расширении потребительского рынка, на экономическую защиту нашего общества и т.д. За счет государственного бюджета финанси­руются имеющие общенациональное значение программы содержа­ния и развития той социально-экономической среды, в которой функционирует отечественный бизнес.

Таким образом, уплачиваемые налогоплательщиками налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Это положение применимо только к официально опубликованным законам. Причиной тому служит ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, которая содержит требование о том, что не могут применяться на практике неопубликованные официально нормативные акты, т.е. закон, не известный субъектам права, не может иметь практической силы и повлечь за собой правовые по­следствия. Главным условием вступления нормативного акта в силу является его опубликование. Тем самым субъектам права дается возможность ознакомиться с содержанием правовых актов.

Исходя из того, что понятие знания законов включает в себя ос­ведомленность о правовом предписании, которое содержится в нор­ме, многие исследователи делают вывод о том, что презумпция зна­ния законов тесно связана с ясностью и точностью правовых пред­писаний, их определенностью. Не исключены ситуации, когда налогоплательщик знает содержание налогового закона, но в силу нечеткости его формулировок неправильно его понимает и добро­совестно заблуждается относительно своих обязанностей.

Требование ясности и определенности, которым должно отве­чать налоговое законодательство, сформулировано в постановлении Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П. В частно­сти, отмечено, что законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установ­ленные налоги и сборы должны обеспечивать конкретность и яс­ность законов о налогах. Неопределенность норм может привести к произволу государственных органов и должностных лиц в их от­ношениях с налогоплательщиками, нарушению равенства прав гра­ждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понима­ния и толкования нормы всеми правоприменителями.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П повторно подтвердил важность требования ясности и опре­деленности, а также установил, что общеправовой критерий опре­деленности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и су­дом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченно­го усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к про­изволу, а значит, к нарушению принципов равенства, а также вер­ховенства закона.

НК законодательно закрепил это утверждение. Статья 3 содер­жит следующее требование к актам законодательства о налогах и сборах: они должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Не должна создаваться ситуация, когда нару­шение закона налогоплательщиком становится для государства бо­лее выгодным, чем его соблюдение.

В Налоговом кодексе РФ определены:

Виды налогов и сборов, взимаемых в России;

Основания возникновения, изменения и прекращения налого­вых правоотношений - порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;

Формы и методы налогового контроля;

Ответственность за совершение налоговых правонарушений;

Порядок обжалования действий (бездействия) налоговых орга­нов и их должностных лиц.

Согласно ст. 83 НК в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых орга­нах, соответственно, по месту нахождения организации, месту на­хождения ее обособленных подразделений, месту жительства физи­ческого лица. Заявление о постановке на учет организации подается в налоговый орган по месту нахождения в течение 10 дней после ее государственной регистрации.

В соответствии со ст. 19 НК налогоплательщиками и платель­щиками сборов признаются организации и физические лица, на кото­рых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Эти обязанности налогоплательщиков (пла­тельщиков сборов) устанавливаются также в ст. 23 НК. В соответст­вии со ст. 44 НК обязанность по уплате налога или сбора возника­ет, изменяется и прекращается при наличии оснований, установ­ленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Так, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагает­ся на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникно­вения установленных законодательством о налогах и сборах обстоя­тельств, предусматривающих уплату налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

С уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или пла­тельщиком сбора;

С возникновением обстоятельств, с которыми законодательст­во о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанно­сти по уплате налога и сбора;

Со смертью налогоплательщика или с признанием его умер­шим в порядке, установленном гражданским законодательст­вом; задолженность по имущественным налогам умершего ли­ца либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает порядок определения налоговой базы, тарифных ставок по разным налогам, схемы распределения бюджетных средств, сформированных платежами налогоплательщиков. Комплекс правовых актов в сфере налогообложения определяет исчерпывающий перечень прав и обязанностей всех связанных сторон в экономической деятельности.

Главным регламентирующим документом является Налоговый кодекс РФ. Он состоит из двух частей: устанавливает общие правила налогообложения и определяет порядок налогообложения по каждому действующему в РФ налогу. Сопоставляя положения разных правовых актов в сфере налогообложения, при наличии расхождений между ними, приоритет необходимо отдавать сведениям, указанным в Налоговом кодексе.

Законодательство о налогах и сборах: уровни правовых документов

Законодательная система в области налогообложения формируется по трехуровневой схеме:

  1. Блок актов федерального значения.
  2. Региональные правовые документы.
  3. Местный уровень.

На федеральной ступени регламентация действий налогоплательщиков осуществляется через Налоговый кодекс. Его положения могут дополняться федеральными законами, которые вносят корректировки в налоговое законодательство путем изменения отдельных пунктов действующих норм, или «заморозки» действия определенных требований на некоторое время. Некоторые федеральные законы могут отменять законодательные акты в сфере начисления и сбора налогов или выводить их в разряд утративших силу. Такой порядок определен п. 7 ст. 1 НК РФ.

Примеры федеральных законов в сфере налогообложения:

  • Закон «О налоговых органах» от 21.03.1991 г. № 943-1, устанавливающий порядок работы налоговых структур;
  • Закон от 27.12.2017 г. № 436-ФЗ об изменениях в НК РФ, которым введена процедура налоговой амнистии в отношении долгов предприятий и физических лиц;
  • Закон № 341-ФЗ, принятый 27.11.2017 г. внес коррективы в определении обязательств по уплате НДС , внедрив систему «tax free».

Также, законодательство о налогах и сборах состоит из набора региональных правовых актов, которые призваны дополнить базовые принципы работы субъектов хозяйствования, если это допускает федеральное законодательство. Такие правовые документы не могут противоречить федеральным законам или кодексам, сфера их действия ограничена отдельным субъектом РФ. В их перечень, в частности, входят нормативные акты:

  • фиксирующие региональные ставки по транспортному налогу (например, в Ставропольском крае этот вопрос регулирует закон от 27.11.2002 г. № 52-кз);
  • устанавливающие региональные ставки по налогу на имущество (например, в Тульской области они зафиксированы законом от 24.11.2003 № 414-ЗТО и законом от 27.04.2017 г. № 33-ЗТО);
  • фиксирующие тарифы налога на игорный бизнес (например, закон г. Севастополя № 101-ЗС от 30.12.2014 г.).

На местном уровне принимаются правовые акты, устанавливающие местные налоги и сборы, изменяющие размер ставок этих платежей в пределах, установленных Налоговым кодексом. К примеру, величина налоговой ставки земельного налога может быть изменена актами муниципальных образований (ст. 394 НК РФ).

Как законодательство о налогах и сборах регулирует налоговые правоотношения:

  • определяются перечни налогов и сборов, составляющих основу фискальной системы;
  • утверждается спектр обязанностей по уплате налоговых обязательств;
  • определяется объем полномочий региональных и местных властей для принятия норм законодательства по отдельным категориям налогов;
  • вводится перечень мероприятий, проводимых в рамках налогового мониторинга;
  • устанавливаются меры ответственности по выявленным правонарушениям;
  • разрабатывается алгоритм обжалования решений контролирующих органов в вопросах налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения между всеми участниками процесса начисления, удержания, взыскания и уплаты налогов. Правовыми актами регламентируются принципы взаимодействия налоговых структур с внебюджетными фондами и налогоплательщиками (физическими и юридическими лицами). Статьи Налогового кодекса устанавливают исчерпывающие перечни прав и обязательств каждого участника правоотношений в сфере налогообложения.

Налоговым законодательством прописаны все возможные варианты действий налогоплательщиков при их несогласии с позицией фискального органа. Физические и юридические лица могут обжаловать неправомерные действия налоговой службы или бездействие, проявленные сотрудниками ФНС. Нормы действующего законодательства, при наличии доказанной вины должностных лиц, позволяют привлечь их к ответственности.

Не входят в состав налогового законодательства правовые акты, касающиеся таможенного оформления грузов, уплаты страховых взносов на «травматизм» . Не могут быть причислены к законодательным документам письменные разъяснения различных ведомств и министерств (письма Минфина РФ, ФНС РФ и т.п.).

Похожие статьи