Понятие о реализации прав на благоприятную среду. Структурный анализ проблемы реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экол-м правонарушением

18.06.2020

Конституция РФ (ст. 42) гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизируется в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой закреплено: каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подчеркивается здравоохранительный аспект права граждан на благоприятную окружающую среду, т.е. на такую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

Элементом права граждан на благоприятную среду является право всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации на радиационную безопасность, закрепленное в ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» .

Благоприятная окружающая среда – это такое ее состояние, при котором обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также условия, безопасные для жизнедеятельности людей и их здоровья.

Право на благоприятную окружающую среду гарантируется и обеспечивается разнообразными способами:

Правовое регулирование природоохранной деятельности;

Нормирование негативного воздействия на окружающую среду путем установления нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов их размещения; нормативов допустимых физических воздействий, допустимого антропогенного воздействия, изъятий компонентов природной среды и иных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

Установление нормативов качества окружающей среды – нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, т.е. радиоактивных микроорганизмов и иных нормативов;

Установление требований по охране окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий и иных объектов, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также обеспечение их неукоснительного соблюдения;

Государственный, муниципальный, производственный, общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства, нормативов негативного воздействия на окружающую среду и ее состояния, требований по охране окружающей среды;

Применение оперативных мер по предупреждению, пресечению и недопущению негативных воздействий на окружающую среду, устранению последствия негативного воздействия, оздоровлению природной среды, воспроизводству природных объектов;

Предоставление населению своевременной полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье людей; проводимых природоохранных мероприятий и иных мерах по охране окружающей среды;

Необратимостью наказания за экологические правонарушения, полным возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу людей, природной среде;

Планированием природоохранных и иных мероприятий, направленных на сохранение природной среды и отдельных ее компонентов, и реализацией их в полном объеме.

Реализация права граждан на благоприятную окружающую среду предполагает их активное участие в природоохранной деятельности.

В связи с этим они вправе:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных акциях;

Выдвигать предложения о назначении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;

Оказывать содействие органам государственной власти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, и получать своевременные и обоснованные объекты;

Предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде.

Непосредственное участие граждан в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды обеспечивает проведении в рамках оценки хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду общественных слушаний референдумов и изучение их мнения иными способами до принятия решений о деятельности, негативно влияющей на природную среду. Предложения, полученные такими способами, должны учитываться при доработке проектной документации, решении вопроса о возможности или невозможности намечаемой деятельности.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» граждане могут непосредственно принимать участие в формировании и осуществлении экологический политики, принятии экологически обоснованных решений путем обжалования действий (решений) и бездействий государственных органов РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в судебном или административном порядке.

Таким образом, граждане могут предъявлять иски в суд о признании недействительными решений государственных органов, органов местного самоуправления должностных лиц о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, консервации и т.д. предприятий и иных организаций, деятельности, оказываемой негативное воздействие на окружающую среду, заключений государственной экологической экспертизы, о приостановке, ограничений, прекращении экологически опасной деятельности.

Наделение правами невозможно без возложения на граждан обязанностей по сохранению природы и окружающей среды, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать природоохранное законодательство, требования по охране окружающей среды, правила охраны отдельных природных ресурсов: земель, недр, вод, лесов и иной растительности; животного мира, природно-заповедных объектов, атмосферного воздуха.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду - это возможность для каждого российского гражданина и всего многонационального народа Российской Федерации существовать при таком состоянии биосферы России, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих угрозу биосфере страны, которые вызваны человеческой жизнедеятельностью.

Рассматриваемое право включает в себя следующие элементы:

  • 1. Право граждан пользоваться благоприятным для жизни и здоровья качеством окружающей природной среды
  • 2. Право требовать предоставления достоверной информации о состоянии окружающей природной среды
  • 3. Право требовать возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

На основе анализа права человека на благоприятную окружающую природную среду сделаны предложения по внесению еще одного элемента данного права, о. чем упомянуто выше.

Право человека и право гражданина на благоприятную окружающую природную среду различаются по своему объекту и субъекту. Если объектом права человека являются общественные отношения по поводу состояния биосферы Земли в целом, благоприятное состояние которой определяет здоровье всего населения планеты, то объектом права гражданина является определенное качественное состояние биосферы только Российской Федерации, как одной из частей международного сообщества. Следовательно, различными будут и субъекты данного права. Субъектами права человека являются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и т.д., в то время как субъектами права гражданина будут являться только граждане России и лица, находящиеся на ее территории (иностранные граждане, апатриды). Следует отметить, что в Концепции перехода к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., содержащей план действий России по такому переходу, сделана попытка приблизиться к международным стандартам в области права человека на благоприятную окружающую природную среду. В частности, в Концепции воспринято предложение Декларации принципов Рио-де-Жанейро по усилению роли отдельных социальных групп (например, молодежи) в осуществлении мероприятий по переходу к устойчивому развитию.

Права человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду принципиально различаются и по средствам защиты. Если право граждан на благоприятную окружающую природную среду защищается в судебном или административном порядке при помощи системы правоохранительных органов Российской Федерации, то для защиты права человека существует не только эта система, но и довольно сложная система международных органов по защите прав человека, включающая как региональные, так и универсальные органы (процедура 1503 в ООН, процедуры Совета Европы и т.д.).

Сформулированное в ст. 42 Конституции РФ и отраслевом законодательстве право граждан РФ на благоприятную окружающую природную среду в целом не противоречит позиции международного сообщества по данному вопросу. Однако на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. было сформулировано в принципе 10 одно важное правомочие человека по поводу окружающей природной среды, посвященное возможности человека участвовать в процессе принятия решений, могущих отразиться на состоянии окружающей природной среды, которое не было учтено российским законодателем при подготовке текста ст. 42 Конституции. Закрепление данного правомочия в Конституции РФ, являющейся актом высшей юридической силы и прямого действия на территории страны, позволит усилить правовую охрану данного блага и приблизиться к международно-правовым стандартам в области прав человека.

Реализация права гражданина на благоприятную окружающую природную среду возможна не только в правоотношениях, но и в экономических, политических, моральных и иных отношениях. Такой подход к реализации данного права вполне оправдан, поскольку данное благо несет в себе глубокий нравственный смысл и затрагивает многие сферы общественных отношений, в связи, с чем его реализация чисто правовыми способами не всегда дает нужный результат. Для его реализации наряду с правотворческой деятельностью государства необходимо и наличие высокой культуры прав человека, как у граждан России, так и должностных лиц, осознание ими своей ответственности за состояние окружающей природной среды перед будущими поколениями людей.

Право на благоприятную окружающую природную среду находится в состоянии непрерывной, постоянной реализации. Моментом возникновения права на благоприятную окружающую природную среду следует признать рождение человека либо его приезд на территорию Российской Федерации. Юридическим фактом, прекращающим право на благоприятную окружающую природную среду, является физическая смерть либо выезд за пределы Российской Федерации;

В отличие от права на благоприятную окружающую среду, закрепленные в той же 42 статье Конституции права на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, не обладают подобными признаками.

Указанными правами граждане обладают всегда, но реализуют их лишь время от времени. Отличительной особенностью реализации права на благоприятную окружающую природную среду по сравнению с особенностями реализации права на информацию и права на возмещение ущерба является то, что два последних должны осуществляться путем личных действий. Механизм реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды следующий. Первая стадия - это возникновение права на достоверную информацию и его существование. Данное право по Конституции принадлежит каждому лицу, находящемуся на территории РФ независимо от возраста, национальности, расы, пола и т.д.

Вторая стадия заключается в направлении гражданином запроса в соответствующий государственный орган (или загрязнителю) с просьбой предоставить экологически значимую информацию - это стадия готовности к реализации.

Получение необходимой информации является третьей стадией - стадией непосредственной реализации.

Для права же на благоприятную окружающую природную среду реализация означает определенное фактическое состояние субъекта, который непрерывно пользуется определенным качеством окружающей природной среды как благом во всем ее многообразии, причем это пользование прямо не связано с действием или бездействием и не носит имущественного характера.

Право на благоприятную окружающую природную среду - это субъективное право граждан, равно как и все конституционные права вообще. Оно адресовано каждому лицу, находящемуся на территории РФ.

В указанном праве также могут быть выделены традиционные правомочия - элементы права.

Право пользования - то есть возможность пользоваться природой как естественной средой обитания, качество которой пригодно для нормальной жизнедеятельности. Из проанализированных в диссертации нормативных актов следует, что граждане пользуются благоприятной окружающей природной средой в случаях, когда ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и т.д. В некоторых зарубежных государствах (например, США) в нормах права и судебной практике урегулирован и такой аспект, как право пользования эстетическим богатством природных объектов. Однако в Российской Федерации в настоящий момент данный аспект не урегулирован нормами права.

Право требование - то есть наличие правовой возможности у субъекта права требовать совершения определенных действий от обязанных лиц, а именно - заставить, понудить обязанное лицо не препятствовать и создать необходимые условия для реализации рассматриваемого права.

Право действие - это наличие у гражданина возможности совершения собственных положительных действий по защите своего нарушенного субъективного права на окружающую природную среду надлежащего качества. Данная возможность действия означает, что

  • - управомоченный не обязывается на совершение действия, а ему принадлежит свобода выбора в его осуществлении (он может пойти на митинг под экологическим лозунгом, а может и не пойти);
  • - управомоченному не предписывается и строго определенный вид поведения (он вправе пойти на митинг под экологическими лозунгами, чтобы отстоять свое право на благоприятную окружающую природную среду, может принять участие в пикетировании администрации и т.д.). Здесь имеется только один критерий - пути, средства, формы и содержание реализуемого права должны соответствовать интересам общества, т.е. не нарушать права и интересы других лиц, не посягать на общественную безопасность, не призывать к насильственному свержению государственного строя и т.д.

Одной из указанных выше возможностей по совершению собственных действий, направленных на защиту своего субъективного права на благоприятную окружающую природную среду, является право на создание общественных экологических объединений с целью совместного сотрудничества в достижении надлежащего качества окружающей природной среды.

Право притязание - это возможность для защиты своего права на благоприятную окружающую природную среду прибегнуть к мерам государственного принуждения. Отправной точкой для использования данного права является осознание и доказанное утверждение факта ухудшения состояния окружающей природной среды под воздействием определенной экологической проблемы.

  • 6. Понятие и содержание экологических прав граждан и общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
  • 2. Граждане имеют право:
  • 3. Граждане обязаны:
  • 1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
  • 7. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду. Юридические гарантии реализации конституционных прав граждан.
  • 9. Право собственности на природные объекты: понятие, виды, объекты и субъекты, основания возникновения.
  • 10. Понятие права природопользования. Право общего природопользования.
  • 11. Право природопользования. Виды, основания возникновения и прекращения права природопользования.
  • 12. Понятие и виды экологического управления в Российской Федерации. Система и полномочия органов, осуществляющих государственное экологическое управление в Российской Федерации.
  • 1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
  • 15. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 17. Понятие и цель проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
  • 18. Государственная экологическая экспертиза.
  • 19. Общественная экологическая экспертиза.
  • 20. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
  • 24. Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.
  • 25. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
  • 6. Государственному учету подлежат следующие объекты негативного воздействия:
  • 7. В реестр вносятся следующие данные об объекте негативного воздействия;
  • 26. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности.
  • 27. Виды и правовой режим экологически неблагополучных территорий.
  • 28. Понятие, сущность и функции юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 30. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 1) Несоблюдение экологических требований:
  • 2) Нарушение правил:
  • 3) Нарушение требований;
  • 32. Порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
  • 35. Международные экологические организации. Международные конференции в области охраны окружающей среды.
  • 36. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
  • 37. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
  • 38. Водное законодательство. Общая характеристика.
  • 39. Законодательство рф о недрах. Общая характеристика.
  • 40. Лесное законодательство рф. Общая характеристика.
  • 41. Законодательство об охране и использовании животного мира. Общая характеристика.
  • 42. Правовые меры охраны водных объектов.
  • 43. Правовая охрана лесов.
  • 44. Правовая охрана земель.
  • 45. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 46. Правовая охрана памятников природы, редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.
  • 47. Право лесопользования. Объекты, субъекты, виды.
  • 48. Право недропользования. Объекты, субъекты, виды.
  • 49. Право водопользования. Объекты, субъекты, виды.
  • 50. Правовой режим государственных природных заповедников.
  • 51. Правовой режим национальных парков.
  • 52. Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Виды.
  • 53. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 54. Правовые меры охраны озонового слоя и климатической системы.
  • 7. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду. Юридические гарантии реализации конституционных прав граждан.

    Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

    1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

    2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

    3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

    В указанной системе гарантий следует выделить две большие группы , от которых зависит реализация экологических прав. В первую группу входят общесоциальные гарантии - политические, экономические и духовные гарантии, а во вторую группу - специальные (юридические) гарантии.

    Юридические гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду - это система государственно-правовых условий и средств их осуществления, к числу которых относятся не только законы и подзаконные акты, но и деятельность различных государственных учреждений, а также органы государства, на которые возложена обязанность обеспечивать реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

    Возглавляют взаимосвязанную систему юридических гарантий права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду конституционные гарантии , являющиеся основой для всех отраслевых юридических гарантий, к которым следует отнести эколого-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и другие.

    Специфика конституционных гарантий состоит в том, что они являются основой для всех иных юридических гарантий рассматриваемого права. В качестве общих конституционных гарантий могут быть признаны положения Конституции, закрепленные в ст. 2 , 10 , 17 , 19 , 52 и других статьях.

    Специфической конституционной гарантией является институт Уполномоченного по правам человека, права и обязанности которого зафиксированы наряду с Конституцией в Федеральном конституционном законе "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. Так, Уполномоченный по правам человека вправе оказать содействие гражданину посредством обращения в суд с заявлением в защиту его конституционного права на благоприятную окружающую среду, нарушенного решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.

    Наряду с конституционными нормами и возможностью судебной защиты своих прав , граждане могут защищать свое право на благоприятное качество окружающей среды при помощи отраслевых правовых средств. Следует выделить такие эколого-правовые гарантии, как осуществление нормирования качества окружающей среды; осуществление государственного и общественного экологического контроля, экологическое страхование и т.д. Эколого-правовые гарантии могут содержаться и в законах субъектов Российской Федерации. Например, известно, что создание особо охраняемых природных территорий способствует улучшению состояния окружающей среды. Поэтому в ряде субъектов РФ приняты законы об особо охраняемых природных территориях, которыми предусматривается создание дополнительных категорий (по сравнению с предусмотренными федеральным законом ) ООПТ регионального и местного значения.

    Существующие гражданско-правовые гарантии регулируют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан. Так, ст. 1084-1094 ГК РФ и ст. 77-79

    Право на благоприятную окружающую среду - одно из основ­ных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России. Право каждого на благоприятную о/с, как и право на жизнь, впервые в России было закреплено в Конституции 1993 г. В той части, в какой право на жизнь связано с охраной при­родной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обес­печиваться и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду. Субъектами права на благоприятную окружающую среду яв­ляются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ. Определение понятия «благоприятная окружающая среда» дано в Законе об охране окружающей среды. В соответствии с За­коном благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Благоприятную о/с целесообразно оп­ределять через характеристику не ее качества, а ее состояния. Последнее понятие - более широкое, оно включает как качест­венные, так и количественные характеристики о/с. Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы. Данное легальное определение не со­держит юрид. критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспече­ния устойчивого функционирования естественных экологичес­ких систем, природных и природно-антропогенных объектов. Ус­тойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов - понятие естественных наук, привнесен­ное в Закон без какого-либо пояснения.

    В законодательстве содержатся юридически значимые крите­рии оценки благоприятного состояния о/с и со­ответственно соблюдения данного субъективного права. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты о/с, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния о/с. Право на благоприятную о/с- одно из фун­даментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, свя­занные с поддержанием нормальных экологических, экономичес­ких, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологичес­кие права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии о/с и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонаруше­ниями, требовать в административном или судебном порядке от­мены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприят­ную окружающую среду.

    11.Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экол-м правонарушением.

    Данное право закреплено в ст. 42 Конституции РФ 1993 г. наряду с другими важными экологическими правами - на достоверную информацию о состоянии о/с и на благоприятную о/с. На более высоком уровне оно закрепило и развило сформулированное в ФЗ «Об охране окружающей среды» право на возмещение в судебном или административ­ном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздейст­вий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф. Важнейшие из них:

    Принцип возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, в полном объеме;

    Определение источника причинения вреда как неблагоприятного воздействия о/с, вызванного дея­тельностью предприятий, организаций, т. е. хозяйственной деятель­ностью, а в случае причинения вреда здоровью - и деятельностью отдельных граждан;

    Установление судебного порядка защиты права граждан на возмещение вреда их здоровью или имуществу;

    Допол­нительная возможность обращения граждан в суд с исковым требо­ванием о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу. Так, для исчисления объема ущерба, причиненного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и произ­водственных помещений, оборудования и иного имущества, и упу­щенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий. При определении величины вреда здо­ровью граждан учитываются:

    Степень утраты трудоспособности по­терпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, про­фессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

    С иском о возмещении вреда здоровью в суд могут обращаться потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то орган государственного управления, общественная организация (объединение) в интересах потерпевшего в соответствии с ГК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ».

    Право на благоприятную окружающую среду составляет основу экологических прав граждан и является - по современным правовым нормам - одним из фундаментальных, естественных прав человека, так как обеспечивает его право на жизнь (ст.3 Декларации прав человека).

    Ядром права на благоприятную окружающую среду является право на здоровую окружающую среду - его необходимая и постоянная, наиболее защищенная законом и наиболее успешно реализуемая часть. Универсальный критерий качества природной среды - это уровень здоровья населения .

    Объектом права на здоровую окружающую среду является такая природная среда, состояние всех компонентов которой соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам, а их соотношение между собой создает экологическое равновесие.

    Благоприятная окружающая природная среда - это в первую очередь среда, безопасная для здоровья (здоровая) с точки зрения ее нормативных характеристик и стандартов. Но благоприятность среды определяется и другими признаками, такими как ресурсоемкость, экологическая устойчивость, эстетичность и разнообразие. Именно такое понимание благоприятной окружающей среды сложилось в теории экологического права .

    Россия как государство, осуществляя свои управленческие функции в области использования природных объектов, обязана согласовывать свою позицию с отдельным человеком и не причинять ущерб гражданам своей страны как настоящего, так и будущего поколений. Эта обязанность заложена в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой государство обязано признавать, соблюдать и защищать право каждого гражданина, в том числе и природопользователя, на благоприятную окружающую среду. Государство должно жестко регулировать и контролировать природопользование, разрабатывать научно обоснованные, предельно допустимые показатели изменения природной среды и следить за соблюдением их всеми природопользователями.

    В свою очередь, за неразработку их, бесконтрольность, нарушение природопользования государство обязано предусмотреть эффективные меры ответственности, а также и меры предупреждения этих нарушений. Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается проводимыми государством мерами по мониторингу окружающей среды, планированию мероприятий по ее охране, предотвращению экологически вредной деятельности и мерами по оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных экологических фондов, организацией медицинского обслуживания населения,


    Право человека на благоприятную окружающую среду формируется в рамках международного права в течение нескольких десятилетий . К числу основных международных нормативных актов в области реализации экологических прав граждан следует отнести Всеобщую декларацию прав человека и гражданина 1948 г., Международные пакты о правах челове-ка 1966 г., Декларация принципов ООН по окружающей среде 1972 г. и т.д.

    К основным публично-правовым средствам охраны окружающей среды можно отнести:

    - регулирование (ст. 9 и 36 Конституции РФ, федеральные законы) охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; использование природных ресурсов их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;

    - лицензирование и нормирование ряда видов природопользования и природоохранной деятельности;

    - обязательность государственной экологической экспертизы (допустимость инициативной, добровольной общественной экспертизы) и публичной компетентной оценки воздействия любой хозяйственной и иной деятельности, которая может повлиять на состояние окружающей среды;

    - государственный и муниципальный экологический контроль за использованием природных ресурсов и уровнем загрязнения окружающей среды с предоставлением соответствующим инспекторам права посещать предприятия любых организационно-правовых форм, проверять документы и состояние очистных сооружений, выдавать обязательные для исполнения предписания, составлять протоколы об экологических правонарушениях;

    - экологический аудит, экологическое страхование, стимулирование выпуска экологически чистой продукции и применения наилучших технологий, использование иных государственных средств поддержки предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды и организацию рационального природопользования;

    Возможность ограничения хозяйственной и иной деятельности в интересах создания особо охраняемых природных территорий (национальных парков, заповедников, заказников, ботанических садов, природных парков, памятников природы) и лечебно-оздоровительных местностей (курортов), лишения прав на охоту, рыбную ловлю и иные отдельные виды природопользования, прекращения экологически вредной деятельности.

    Кроме того, реализация права граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается:

    Созданием благоприятных условий жизнедеятельности человека;

    Предоставлением возможности участвовать в обсуждении подготавливаемых решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду;

    Осуществлением государственных мер предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий, природных стихийных бедствий, оздоровления и восстановления окружающей среды;

    Предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей среды;

    Гарантиями возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате несоблюдения экологических требований российского законодательства;

    Возможностью требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически опасных объектов;

    Развитием системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

    Улучшением качества продуктов питания;

    Содействием созданию экологических общественных объединений, общественных экологических фондов, иных общественных экологических формирований;

    Созданием условий для повышения юридической культуры;

    Всеобщим и непрерывным экологическим воспитанием и образованием.

    Похожие статьи