Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885
"Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"
С изменениями и дополнениями от:
В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации постановляю:
2. Рекомендовать лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных настоящим Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.
Президент Российской Федерации |
Москва, Кремль
Общие принципы служебного поведения государственных служащих
(утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885
(в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 814)
1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее - государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.
2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов,
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих,
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа,
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций,
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей,
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений,
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы,
з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений,
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения,
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами,
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию,
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа,
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов,
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера,
п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего,
р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации,
с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации,
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.
3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов,
б) принимать меры по предупреждению коррупции,
в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.
II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.
11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;
г) не оказывать предпочтения, каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;
р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.
18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.
II. Основные принципы и правила служебного поведения
государственных (муниципальных) служащих
10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.
11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
А) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
Б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;
В) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;
Г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
Д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
Е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
Ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
З) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
И) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
К) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
Л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
М) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;
Н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
О) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
П) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;
Р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
С) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
Т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
У) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.
18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:
А) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
Б) принимать меры по предупреждению коррупции;
В) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.
Типовой кодекс этики и служебного поведения
Государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих
Типовой Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее – Кодекс) основан на положениях Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на девятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
Кодекс выступает основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
Статья 1. Предмет и сфера действия Кодекса
1. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным служащим Российской Федерации и муниципальным служащим (далее – государственные и муниципальные служащие), независимо от замещаемой должности.
2. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее – государственная и муниципальная служба), знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.
3. Каждый государственный и муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного и муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Статья 2. Цель Кодекса
1. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного и муниципального служащего, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих.
Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей.
а) служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании;
б) выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных и муниципальных служащих, их самоконтроля.
3. Знание и соблюдение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.
II. Основные принципы и правила служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим
Статья 3. Основные принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих
1. Основные принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих представляют собой основы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.
2. Государственные и муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных органов и государственных служащих, а также органов местного самоуправления и муниципальных служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы, либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному или муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными или муниципальными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов либо органов местного самоуправления, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного и муниципального служащего;
р) соблюдать установленные в государственном органе и органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа и органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.
Нравственная культура государственных и муниципальных служащих, как уже отмечалось выше, реализуется через их поведение в профессиональной деятельности. Поэтому культура поведения служащих должна иметь не только внутреннюю социально-психологическую регуляцию - через индивидуальные ценностные ориентации, но и внешнюю - через правила и нормы поведения, особенно в процессе осуществления служебной деятельности.
По данным Минтруда России, на сегодняшний день в нашей стране насчитывается более 800 тыс. госслужащих, из них 550 тыс. на федеральном уровне и около 250 тыс. на уровне субъектов РФ . При этом, как отмечает председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной поддержке граждан и качеству жизни В. Слепак, нынешняя деятельность госслужащих демонстрирует немало проблем, связанных как с взяточничеством, так и с нарушением морально-этических принципов. Для кардинального изменения ситуации был разработан новый проект кодекса этики государственных служащих и муниципальных служащих Российской Федерации, вынесенный Минтрудом РФ на общественное обсуждение . В случае одобрения данного проекта, он будет утвержден соответствующим указом Президента.
В данном документе отражены основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих и рекомендательные этические правила их служебного поведения, основанные на ценностях и нормах общественной морали. В кодексе отмечается, что основой профессионального поведения служащих должно быть отношение к каждому человеку, с его правами. Вследствие этого в своем служебном поведении государственный (муниципальный) служащий должен воздерживаться:
- а) от высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений. Выражение нетерпимости и различных фобий категорически недопустимы государственными и муниципальными служащими, так как они являются представителями государства, если хотите его «лицом», а государство компрометировать свой авторитет не может, так как оно во многом зависит от доверия граждан и его поддержки. Не стоит забывать об основном предназначении государственного и муниципального служащего - служить обществу. И поэтому такой служащий всегда находится на виду у граждан;
- б) грубости, проявлений пренебрежения, заносчивости в любых формах, предъявления неправомерных осуждений и обвинений. Комментарий к этому пункту, в принципе, будет аналогичен предыдущему пункту с одним лишь дополнением: что особые требования к работнику органов государственного и муниципального управления должно быть именно на рабочем месте. Это не значит, что в других местах и в другое время он может себе позволять что-либо подобное;
- в) оскорблений, угроз, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение. Чем больше агрессии может проявляться в поведении служащего, тем больший урон он наносит имиджу государственной и муниципальной власти и нарушает нормальную и эффективную работу государственных и муниципальных органов. Необходимо также отметить, что большинство этических норм имеют свое отражение в законодательстве, следовательно, они приобретают характер юридических обязанностей, за нарушения которых могут наступить юридические санкции,
- г) курения во время выполнения своих служебных обязанностей. В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», курение в служебных помещениях - нарушение закона. Курить, общаясь с людьми в процессе выполнения служебных обязанностей, - это, в прочем, неуважение к ним.
Кроме отмеченного, государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать налаживанию в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом, а также быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и терпимыми в общении с гражданами и коллегами. Яркое проявление внутренней и внешней гармонии, высокой культуры поведения человека является деликатность, свойство, действительно, воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости. Вежливость в служебных отношениях необходима для создания и сохранения в коллективе здорового морально-психологического климата, а у каждого сотрудника - чувства психологического контроля и защищенности.
Одним из самых серьезных факторов, определяющих критическое отношение общества к власти, является, способность уважительно относиться к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать равенство, человеческое достоинство, его права - главная ценность социальной жизни - первое условие всякой деятельности.
Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
В современное время существуют требования к государственным служащим.
Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим, условно можно разделить на следующие группы:
- ? требования, связанные с осуществлением служащими своих властных полномочий. Требования, связанные с процессом принятия решений, относятся к управленческой этике (решительность, профессионализм, лидерство и т.д.);
- ? требования, связанные с исполнительской дисциплиной. От добросовестного выполнения ряда функций служащего порой зависит и жизнь человека. Организованность, деловитость, дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, законопослушность - это качества данной группы;
- ? коммуникативная компетентность. Служащему должны быть присущи такие качества, как: коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;
- ? качества, связанные с тем, что служащие находятся всегда «на виду» у людей. Скромность, сдержанность, ощущение личной ответственности - это качества чиновника, от которых зависит, какое мнение сложится у населения о государстве.
В практическом приложении категории и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований, применяемых к служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий. К ним относятся:
- ? следование высшим нравственным принципам, верность государству, своему делу. Служащий должен ставить интересы страны, профессии выше личных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений. Нам представляется, что поведение и деятельность нашего Президента - В.В. Путина, можно поставить в пример приверженности высшим нравственным ценностям, интересам государства и народа России;
- ? безусловное выполнение требований профессии. Интеллигентность служащих определяется не только образованием, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности, сочетаемых с соответствующими нравственными формами поведения;
- ? постоянная готовность выступить на защиту государства, народа, Конституции, законов РФ. В пример можно привести деятельность мэра г. Нефтеюганска В. Петухова, который погиб, защищая государственные интересы от рук наемного убийцы в 1998 г.;
- ? честное отношение к служебным обязанностям. Необходимо обратить внимание на категорию «честность», которая понимается по-разному. Чтобы быть честным, надо просто не обманывать и не воровать. С воровством все понятно. А вот, как жить и при этом не обманывать, возникает множество вопросов. Многие считают, что это практически невозможно. Для того чтобы быть честным, надо быть заинтересованным в понимании тех людей, кому ты эту правду доводишь. Если чиновник будет стоять на такой позиции, а не исходить из корпоративного или личного эгоизма, то можно говорить о его честной служебной позиции;
- ? стремление изыскивать и реализовывать наиболее эффективные и экономичные пути осуществления служебных обязанностей. Когда исполнитель любыми средствами желает получить результат, его мало интересуют последствия и полезность решения для других людей. Старшее поколение хорошо помнит огромное количество приписок и превышений в деятельности руководителей, которые «гнались за процентами и результатами» в советской экономике (к примеру, «Хлопковое дело», дело руководителя Краснодарского края С.Ф. Медунова и другие);
- ? отсутствие в деятельности государственного служащего реализации своих личных интересов. Это обстоятельство подпадает под определение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, о чем говорится в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции), а также раскрывается в Федеральном законе РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в ст. 14.1 Федерального закона РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих;
- ? не принимать для себя, своих близких благ и преимуществ, используя служебные полномочия. Таких примеров очень много. Недавно стали публичными коррупционные дела экс-губернатора Сахалина А. Хорошавина и его команды, экс-главы Республики Коми - В. Гайзера с командой и т.д. (у последнего, помимо больших денежных сумм, была найдена коллекция дорогих часов с экземплярами стоимостью по 100 000 долларов США и более). Возбуждено уголовное дело в отношении главы Департамента аудита государственных контрактов Минобороны Д. Недобора, с обвинением в покушении на взятку в особо крупном размере;
- ? не использовать в профессиональной деятельности конфиденциальную информацию как средство получения личной выгоды. Перед дефолтом 1998 г. некоторые высшие чиновники, заранее имея данную информацию, как стало известно, использовали ее с пользой для себя и своих близких (заранее меняли рубли на валюту, массово скупали товары по текущим ценам и др.);
- ? не заниматься предпринимательской деятельностью. Депутатам Государственной Думы, губернаторам субъектов Федерации, другим высшим чиновникам запрещено параллельно служебной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью;
- ? реально бороться с коррупцией в государственных и муниципальных органах. В западных странах есть практика несокрытия служебных преступлений. Это приветствуется и всячески поощряется. Человек, сообщивший о факте коррупции, защищен законом. А за сокрытие преступных действий служащих ждут определенные административные и нравственные санкции. В нашей стране также предпринят целый комплекс мер по противодействию коррупции и борьбе со служебными аномалиями;
- ? строго соблюдать правила делового общения с гражданами и коллегами. Выполнения служебного распорядка дня, дресс- код и другие нормы делового этикета - обязательны для всех государственных и муниципальных служащих, это часть их служебных обязанностей;
- ? стремиться укреплять профессиональный имидж государственного и муниципального служащего. Так как он является важнейшим критерием оценки эффективности управленческой деятельности, фиксирует степень соответствия действий государственных органов требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Следовательно, формирование позитивного имиджа государственных гражданских служащих выступает непременным условием оптимизации деятельности государственных органов и системы государственной службы в целом;
- ? стараться не высказывать публично своего личного мнения о действующей власти, так как чиновник сам представитель власти. Любой чиновник, высказывая свое мнение, рискует, что его слова будут воспринимать, как официальное мнение государственных и муниципальных органов. А это далеко не всегда так. Личное мнение, высказанное чиновником вразрез общеофициальному - приносит большой ущерб имиджу государству. Пример - высказывания В. И. Маркина, официального представителя СК РФ, по поводу уголовных дел в отношении бывшего министра обороны РФ А.Э. Сердюкова, далеко не всегда соответствовали последующей официальной информации.
- ? не допускать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности. Данный пункт можно комментировать также в ракурсе конфликта интересов;
- ? в служебном общении соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливость, корректность беспристрастность, принципиальность, профессионализм, деловитость. В качестве примера также можно указать на всегда корректное и вежливое отношение ко всем, даже в ответ на явные провокации и грубость - нашего президента В.В. Путина.
В условиях российских проблем в области государственного и муниципального управления актуализация данной проблемы жизненно необходима. К сожалению, мы еще не создали систему воспроизводства нравственных ценностей и поведения в среде государственных и муниципальных служащих.
Для России важность нравственного воспитания еще явна и потому, что многие другие общественные регуляторы (правовые, политические) у нас работают слабо, утратили свое влияние. Единственным регулятором общественного поведения личности в этой ситуации, по мнению ученых и политиков-практиков, становится моральная направленность и ценностные ориентации самих граждан. Все это не может не влиять на характер и состояние этики государственного и муниципального управления.
- Государственный сектор в процессе перемен. URL: http://bujet.ru/article/241687.php(Дата обращения 22.08.2016).
- Минтруд России разработал проект кодекса этики для госслужащих. URL: http: //www/rAPAHT//URL: http://www.garant.rU/news/635890/#ixzz3nn2M5AnC (Дата обращения 22.08.2016).
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»;Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»; Указ Президента РФ от 03.03.2007 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданскихслужащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».
- Дресс-код (англ, dress code - кодекс одежды) - форма, одежда необходимая при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений.