Управленческие компетенции руководителя. Обучение менеджеров или развитие управленческой компетенции организации? Какие негативные личностные факторы мешают развитию нужных компетенций руководителя

05.09.2021

Управленческие компетенции - это навыки, которыми обладает руководитель. Благодаря своим способностям человек может правильно организовать разделение труда и добиться от своей команды максимальной производительности. Все, что будет задействовать человек для достижения хорошего результата, можно считать управленческими компетенциями. Как стать хорошим руководителем и улучшить процесс производительности фирмы? Читайте об этом ниже.

Определение

Управленческие компетенции - это навыки, благодаря которым человек может успешно справляться с задачами руководителя. Эти задачи лидер может ставить себе самостоятельно или же получать их свыше, если персона не является единственным владельцем бизнеса. Чего ожидают от управляющего и какие навыки являются необходимыми для работы? В каждой сфере деятельности требуются свои специфические навыки и знания. Человек должен хорошо разбираться в специфике деятельности компании. Но суть управления всегда будет схожа. Персона должна уметь ставить цели, грамотно распределять нагрузку и мотивировать своих сотрудников. Именно в решении этих проблем должен быть компетентен сотрудник. Управленец - это хороший дипломат, который умеет найти подход к любому человеку, выслушать его точку зрения и понять суть проблемы и недовольства.

Хороший руководитель

Какие управленцы ценятся начальством? Персоны, которые понимают свои задачи, не злоупотребляют полномочиями и в случае возникновения авральной ситуации смогут самостоятельно придумать выход из сложного положения. Управленческие компетенции - это навыки, благодаря которым человек может руководить любым коллективом. Инструкции, полученные при приеме на работу, не всегда будут полностью отражать всю суть деятельности управленца. Человек, который устраивается на руководящую должность, должен понимать, какую ответственность он на себя берет. Хороший руководитель будет брать все провинности своего коллектива на себя. Ведь именно он недоглядел, недопонял или вовремя не принял решения. Компетентный сотрудник не будет искать виноватых и наказывать всех подряд. Он учтет ситуацию, выявит «слабое звено» коллектива и постарается его заменить.

Навыки руководителя

Управленческие компетенции - это не строго регламентированные навыки, которыми должен обладать человек. В идеале хороший руководитель должен обладать всеми нижеперечисленными способностями. Но даже части из них будет достаточно, чтобы стать неплохим управляющим.

  • Принятие эффективных решений. Человек должен отдавать отчет своим решениям и словам. Именно руководитель должен разрешать все трудности, которые не могут самостоятельно урегулировать сотрудники. Решения всегда должны быть обдуманными, простыми и выполнимыми. Способность быстро ориентироваться в сложной ситуации показывает уровень компетенции управленческого персонала.
  • Четкое формулирование задач. Сотрудники не должны пробираться через лес красивых слов, чтобы понять суть сказанного их руководителем. Задача должна быть понятна каждому сотруднику.
  • Настойчивость. Управляющий должен уметь отстаивать интересы своей компании на совещаниях, переговорах с партнерами и инвесторами.
  • Психологическая помощь. Руководитель должен быть осведомлен обо всех нестандартных ситуациях и случаях, которые происходят в коллективе. Ведь в успешной работе коллектива человеческий фактор занимает первое место по значимости.

Личностные качества

Человек, который думает об управленческой компетенции руководителя, должен быть сильной личностью. Слабохарактерная персона не сможет брать на себя большую ответственность. Личность, которая планирует стать управленцем или директором, должна обладать следующими качествами:

  • Напористость. Человек должен уметь получать то, что он хочет, и уметь добиваться желаемого любыми методами. Персона, которая сдается при первой неудачной попытке, не добьется никаких результатов.
  • Доброжелательность. Человек, который, несмотря на свое плохое настроение, будет относиться ко всем окружающим с позитивом и не давать своим эмоциям выход, сможет найти отклик в сердцах многих сотрудников.
  • Хладнокровность. Хороший управленец не будет руководствоваться личными привязанностями, чтобы продвигать друзей по службе. Если руководитель видит, что малоприятная ему личность больше заслуживает повышения, он повысит именно ее.
  • Умение принимать обдуманные решения. Нет ничего хуже, чем самодур на месте руководителя. Человек, который отдает поручения только для того, чтобы была удовлетворена его сиюминутная прихоть, не сможет заслужить уважение сотрудников и добиться продуктивной работы сплоченной команды.

Обучение

Управленческие компетенции руководителя во всех организациях разнятся. Но обучение сотрудников на руководящие должности проходит по одному и тому же принципу. Где же учатся люди на управленцев и директоров? Персона может отучиться на управленца в университете, но никто в здравом уме не позволит выпускнику руководить организацией. Человек, который хочет занять место директора, должен узнать «кухню» предприятия изнутри. Поэтому персоне следует поработать несколько лет на одной из рабочих специальностей и только потом переходить в ранг повыше. Таким образом, личность становится ближе к народу, лучше узнает особенности производства предприятия и специфику работы компании. Только после этого персона может стать завотделом или же старшим администратором. Постепенно продвигаясь по карьерной лестнице, человек будет приобретать необходимые навыки и знания как в области работы, так и в области управления. Поэтому обучение компетентного руководителя должно происходить на практике, а не на специализированных курсах повышения квалификации. Курсы нужны человеку в последнюю очередь, ведь теоретические знания никогда не смогут заменить практических.

Общение с сотрудниками

Управленческие компетенции директора для сотрудника - это умение четко сформировать цель и объяснить каждому человеку его задачи. Руководитель большого предприятия не обязан доносить свои мысли до каждого сотрудника. Ему будет достаточно объяснить все лидерам группы, старшим руководителями или заведующим отделами. Директору нужно обозначить цели и сделать пошаговый разбор плана действий. Когда сотрудники будут знать не только конечную цель, но и видеть весь путь, идти им будет легче. Каждая персона должна знать свое место и роль в выполнении общей задаче. Опытный руководитель должен поставить задачи так, чтобы каждый сотрудник знал, что его личный вклад очень важен для общего дела.

Хороший руководитель будет раздавать поощрения за качественную работу и сумеет штрафовать бездельников и лодырей. Мотивация - это тоже неотъемлемая часть работы директора. Он должен поддерживать энтузиазм в работниках, чтобы они могли двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом.

Компетентный руководитель может быть харизматичным и красноречивым, но для сотрудников главное - чтобы они видели в своем директоре лидера и понимали смысл его действий, решений и поставленных целей.

Целеполагание

Формирование управленческих компетенций в каждой фирме происходит под влиянием специфики деятельности. Кому-то необходимо, чтобы руководитель разбирался в цепи поставок, а кому-то нужно, чтобы управляющий хорошо ладил с людьми и умел быстро принимать решения в сложных ситуациях. Но для любой компании важно, чтобы управляющий умел ставить цели и достигать их. Компетенция человека при выработке схемы дальнейшей работы просто необходима. Управляющий должен четко понимать, куда движется компания, какова ее основная цель и как ее можно достичь. В этой схеме персоне нужно прописать место каждого отдела и хорошо просчитать, какие ресурсы потребуются для реализации долгосрочных планов. Если человек не будет видеть перспектив своей деятельности, он не сможет работать в полную силу.

Цели должны быть сформированы не только долгосрочные, но и краткосрочные. Проходя некие чекпоинты, отметки, которых нужно было достичь, руководители, а вместе с ними и сотрудники, понимают, что компания движется в нужном направлении.

Планирование

Организационно-управленческие компетенции работника проверяются посредством планирования. Опытный руководитель должен уметь не только ставить цели, но еще и их достигать. Из каждой долгосрочной цели нужно сделать проект, а затем приступить к его реализации. На этом этапе становится понятно, насколько хорошо человек компетентен в своей деятельности. Писать мифические планы легко. Писать конкретные шаги по достижению целей сложнее, но тоже возможно. А вот реализовать на практике написанный на бумаге проект получается далеко не у всех.

С планом действий компании должны быть ознакомлены все сотрудники. Когда люди будут знать, что они должны делать и как быстро нужно справиться с задачей, никто не станет растягивать проекты или оставлять работу над ними на потом. Четкий и реалистичный план действий помогает мобилизовать силы.

Контроль

Компетенция управленческого персонала видна в контроле своих подчиненных. Работа спорится в компании тогда, когда у руководителя есть план и он, посредством своих сотрудников, приводит его в действие. Отставать от плана не нужно. Если какая-то группа людей не укладывается, нужно понять причину их опоздания. Не нужно людей обвинять, следует действительно вникнуть в причину, она может быть исключительно технического характера. Ну а если вы разобрались в ситуации, и оплошали действительно сотрудники, следует объяснить людям, что работать спустя рукава в вашей компании недопустимо.

Только постоянный контроль над ситуацией гарантирует вам успех. Если руководитель не будет проверять деятельность сотрудников, то результат будет не самым утешительным. Персоны, которые не видят контроля, начинают расслабляться и работать далеко не в полную силу.

Мотивация

В чем заключается оценка управленческих компетенций? В том, насколько хорошую мотивацию руководители дают своим сотрудникам. Если вы видите, что люди с удовольствием выполняют свою работу, успевают сдать все вовремя и не против поработать сверхурочно, значит, руководитель правильно расставил приоритеты в компании. Сотрудники, которые любят свою работу и знают собственную выгоду от труда, будут помогать компании развиваться. Достигнуть подобного уровня мотивации каждой персоны сможет только очень компетентный специалист. Руководитель должен понимать мотивацию определенных типов личности и находить подход к каждому человеку. Для кого-то большое значение имеет материальная составляющая профессии, для кого-то важен престиж, а для кого-то - возможность карьерного роста. - найти ключик к потаенному желанию каждого сотрудника.

Обеспечение ресурсами

Компетенция управленческих решений проявляется в работе над каким-то конкретным проектом. Посмотреть насколько хорош управляющий можно только на практике. Персона должна грамотно распределить имеющиеся ресурсы. Руководителю следует задействовать весь персонал, распределить нагрузку на каждый отдел и снабдить всех сотрудников необходимым оборудованием, сырьем и т. д. Сотрудники не должны испытывать никаких лишений на работе. Следует создать ситуацию, когда персонал не будет ничего отвлекать. Хороший руководитель не будет допускать авралов и не заставит своих служащих ежедневно задерживаться на работе допоздна. Руководитель должен распределять работу над проектом так, чтобы задача была сделана вовремя и имела наилучший результат.

Как стать руководителем

Заняться развитием управленческих компетенций может каждый человек, даже не занимающий руководящую должность. Все приходит со временем. Если вы только мечтаете стать директором и не знаете, как этого добиться, то начните действовать. Глупо думать, что только человек, получивший образование в сфере бизнеса, может чего-то добиться и построить крупную империю. Посмотрите на известные примеры бизнесменов, которые создавали крупнейшие империи без денег и специфических знаний. В этом деле главное - энтузиазм. Человек, который хочет стать руководителем, должен приобрести все лидерские качества. Персона должна уметь вести за собой людей, быть хорошим коммуникатором и уметь отстаивать свои интересы. Подобная линия поведения привлечет к вам внимание руководства, и повышение не заставит себя долго ждать.

Многие работодатели вкладывают в развитие сотрудников, занятых на руководящих должностях, немалые средства. Но порой тренинги, семинары, обучающие программы не приносят нужного результата. Вот почему, прежде чем развивать ключевые , необходимо провести качественную оценку навыков и личных качеств кандидата на руководящую должность. Правильная оценка даст возможность развить именно те качества, которые находятся на низком уровне, или, наоборот, отказаться от выбранной кандидатуры.

Профессиональные компетенции руководителя — какие необходимы?

До того как выбрать метод оценки кандидата на руководящую должность, необходимо определиться, какие именно ключевые компетенции руководителя вы будете оценивать. Разумеется, в каждой компании набор профессиональных компетенций руководителя будет разным. Он будет зависеть от того, на какую должность вы берете кандидата: линейный руководитель, топ-менеджмент или руководитель проекта, а также сферы деятельности компании. Например, для высшего руководства важными навыками будут стратегическое и аналитическое мышление, умение управлять эффективностью и изменениями. Для линейного руководителя – организаторские способности, умение делегировать и ставить задачи, для руководителя проекта – умение четко разделять стратегию на тактические задачи и расставлять приоритеты. Кстати, чем выше руководящая позиция, тем сильнее на эффективность будут оказывать влияние личные качества.Чем выше руководящая позиция, тем внимательнее следует подойти к оценке управленческих компетенций руководителя и личных качеств

Тренинги для руководителей по ключевым показателям эффективности сотрудников проводит Алексей Широкопояс, Эксперт по развитию управленческих компетенций. Тренер-консультант. Главный редактор журнала .

8-926-210-84-19. [email protected]

Определяем уровень владения ключевыми компетенциями руководителя

Для того чтобы понять, какие ключевые компетенции руководителя вам нужно будет развивать, необходимо выявить, на каком уровне владеет ими кандидат. Для этого нужно прописать для каждой профессиональной компетенции руководителя критерии высокого и низкого уровня владения, а затем оценивать по ним навыки и личные качества претендента выбранным способом. Предлагаем рассмотреть, как могут проявляться ключевые компетенции руководителя на примере делегирования и стрессоустойчивости.

Делегирование. В управленческих функциях это базовый навык для руководителя. Эти профессиональные компетенции руководителя являются важнейшими для развития подчиненных, повышения их эффективности и значимости для компании.

Показатели высокого уровня владения ключевыми компетенциями руководителя: руководитель не боится давать возможность сотрудникам брать на себя разумные риски и пробовать разные решения, побуждает подчиненных выходить за пределы зоны комфорта и работать над новыми задачами, легко передает свои полномочия другим, поддерживает, даже если сотрудник совершил ошибку, и т. д.

Показатели низкого уровня владения профессиональными компетенциями руководителя: руководитель вмешивается в выполнение задачи или позволяет себе отменять решения сотрудников, дает мало пространства для инициативы, делегирует только те задачи, которые несут небольшие риски, навязывает свое мнение и т. д.

Говорит: Светлана Мельникова - руководитель департамента по работе с персоналом ИНЭК (Москва):

«Для эффективного делегирования необходимы: четкая формулировка задачи, наделение сотрудника необходимыми полномочиями, установление сроков, контроль результатов и обязательно обратная связь. Наличие навыка делегирования можно определить в ходе собеседования с кандидатом с помощью интервью по ключевым компетенциям руководителя, бизнес-кейсов или центра оценки. Показателями неэффективного делегирования и контроля будут являться: непонимание сотрудником поставленной задачи, задача не выполнена в установленный срок, чрезмерный контроль руководителя за каждым этапом выполнения задачи, необходимость исправления руководителем выполненной работы, отсутствие обратной связи с подчиненным»

Рекомендуем при оценке ключевых компетенций руководителя также определять стиль его руководства. Это поможет выявить личностные особенности поведения руководителя в системе отношений начальник–подчиненный. А также учитывайте предыдущий опыт работы и сферу деятельности компаний, в которой трудился претендент

Пример кейса для оценки навыка делегирования

Показатели высокого уровня владения ключевыми компетенциями руководителя: кандидат сохраняет спокойствие и проявляет гибкость в стрессе любого типа, считает стресс неизбежностью в профессиональной сфере и умеет приспособиться к нему, избегает влияния стресса на личную жизнь, добивается высокого качества работы, даже находясь под давлением.

Показатели низкого уровня владения профессиональными компетенциями руководителя: стресс выбивает из колеи, в условиях высокого стресса человек становится дезорганизованным, оказывает ненужное давление на других, отказывается от выполнения приоритетных задач, любые изменения в планах или их срыв вызывают напряжение и беспокойство.

Говорит: Анна Фомичева - к. п. н., доцент, эксперт по управлению персоналом (Москва):

«На мой взгляд, в процессе оценки полезно использовать ”совместную” диагностическую работу менеджера по персоналу и самого кандидата. В этот комплекс включить тесты на определение общей направленности личности, тесты на самооценку, методы изучения предыдущего опыта. Так, например, у кандидата есть успешные стартап-проекты, при реализации которых он выполнял сразу несколько ролей (генерировал идеи, формировал команду, организовывал взаимодействие, был “владельцем процесса” и др.) в условиях ограниченных ресурсов, сроков и достиг успешного ожидаемого результата. Можно предположить, что кандидат в той или иной степени был вынужден проявить умение брать на себя ответственность, быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, быть стрессоустойчивым. Поэтому в процессе его оценки необходимо сконцентрировать внимание на выявлении степени мотивации и комфортности, продолжать работать с повышением уровня собственных качеств и развитием управленческих ключевых компетенций руководителя»

Примеры проективных вопросов для оценки стрессоустойчивости

Выбираем способ оценки управленческих профессиональных компетенций руководителя и его личных качеств

Первая оценка управленческих навыков и личных качеств происходит в процессе изучения резюме (для внутренних кандидатов – в процессе изучения заявки на участие в конкурсе на закрытие вакансии). Там кандидат отражает то, что умеет и знает. Задача HRспециалиста выявить степень владения указанными ключевыми компетенциями руководителя. Разумеется, читая резюме и даже собрав рекомендации, это невозможно сделать. Поэтому второй этап оценки – собеседование с кандидатом (обязательно включите в него проективные вопросы), на котором ему можно предложить несколько практических заданий (решение кейса, участие в ролевой игре и т. д.). Третий этап оценки проводится на испытательном сроке, например, посредством наблюдения за работой руководителя (по результатам составляется шкала оценки поведения), а также с помощью оценочных мероприятий, например, оценка «360 градусов» и др.

Говорит: Анна ОВЧИННИКОВА - руководитель службы подбора персонала компании Teleperformance Russia & Ukraine:

«Идеальной является ситуация, при которой в компании существует принятая модель управленческих профессиональных компетенций руководителя и схема их оценки, а также практика составления профилей менеджерских позиций, с указанием конкретных качеств, необходимых для успешной работы. И ключевые компетенции руководителя, и личностные качества могут быть определены путем стандартного биографического интервью с некоторым количеством маленьких кейсов из серии “Представьте, что вы…”, “Как вы поступите?” или “Опишите реальную ситуацию в прошлом, в которой вы проявили свою креативность”. Если же компания обладает достаточным временем и ресурсом, а управленческая позиция относится к высшему звену, имеет смысл провести полноценный ассессмент профессиональных компетенций руководителя, в который также внести задания или ситуации, помогающие выявлению личностных качеств. Такой подход значительно снизит вероятность ошибки найма. Когда ассессмент и интервью проведены, необходимо проанализировать и согласовать результаты, а затем на их основании принять взвешенное решение о найме».

Говорит: Лига Бланк - руководитель отдела персонала гипермаркета «Глобус» (г. Климовск):

«Для оценки претендентов на руководящую должность мы применяем метод “оценка по ключевым компетенциям руководителя” и используем для этого стандартизированные профили должности, где структурированы все профессиональные компетенции руководителя, как профессиональные, так и личностные. Кроме этого, можно применять структурированное интервью, различные кейсы, тестирование. Наиболее полноценной процедурой оценки является ассессмент, так как такое мероприятие включает различные испытания, которые помогают выявить не только теоретические знания, но и поведенческие индикаторы тех или иных ключевых компетенций руководителя. Как правило, во время ассессмента участники многие задания выполняют в группе, где особенно ярко проявляются коммуникативные навыки. Кроме различного рода экспертных испытаний важно учитывать рекомендации непосредственных руководителей, подчиненных, коллег, используя различные методики (к примеру, “360 градусов”). Необходимо также проанализировать результат работы, который может быть выражен в экономических или качественных (работа с персоналом) показателях, что довольно объективно»

Оценивая управленческие профессиональные компетенции руководителя, также обращайте внимание на предыдущий опыт работы и сферу деятельности компании, в которой трудился претендент

Обратите внимание, эффективно оценить личные качества помогают кейсы. Составить их можно самим, главное – четко прописать критерии, по которым вы будете оценивать степень выраженности качеств кандидата.

Говорит: Эльдар Салахетдинов - начальник организационно-кадрового департамента БАНКА ИТБ (Москва):

«Оценить личные качества кандидата на руководящую должность можно во время собеседования, задав ему проективные вопросы. Также можно попросить соискателя решить какой-либо заранее подготовленный управленческий кейс, где ему будет предложено как руководителю принять ряд решений. После чего попросить дать развернутые комментарии к ним. Уместно использовать также такой инструмент: соискателя просят вспомнить несколько сложных ситуаций из своей практики, которые он успешно разрешил, а также разобрать случай, когда он, по его мнению, не справился с ситуацией. Через открытые вопросы необходимо выяснить, что помогло или помешало решить ситуацию, какие качества он использовал, какие выводы сделал и т. д. Как правило, этих инструментов бывает достаточно, чтобы оценить наличие личных качеств у кандидата на руководящую должность ».

Целевая аудитория:

Программа предназначена для развития управленческой компетентности, адресована руководителям, уже имеющим стартовый опыт создания и развития бизнеса, а также тем, кто планирует стать успешным руководителем.

Цели программы:

  • повысить личную эффективность, эффективность управления и делового взаимодействия
  • развить ключевые управленческие компетенции, чтобы перейти на новый качественный уровень

Условия реализации программы :

На старте программы для слушателей проводится ассессмент (оценка) с целью замера их уровня развития управленческих компетенций. В ходе ассессмента слушатели проходят тестирование, выполняют аналитические и интерактивные упражнения. По результатам проводится индивидуальная консультация с предоставлением «обратной связи» и рекомендаций на обучение.

После завершения обучения проводится повторный ассессмент-центр для оценки динамики и уровня развития управленческих навыков слушателей.

Для желающих продолжать развитие и усилить положительную динамику совершенствования компетенций может быть предоставлено коуч-сопровождение.

В результате Вы научитесь :

  • формировать отчетливое понимание целей и задач управленческой деятельности, видеть особенности ее реализации и использовать открывающиеся возможности,
  • выстраивать эффективные деловые отношения,
  • достигать поставленных целей при ведении переговоров,
  • преодолевать конфликтные ситуации,
  • управлять командной работой и использовать ее творческий потенциал,
  • управлять собственным поведением, развивать личную эффективность и самоменеджмент,
  • эффективно подготавливать и проводить публичные выступления и самопрезентации.

Ассессмент-центр и индивидуальная консультация (4 ак. ч)

  • написание эссе - заранее
  • тестирование
  • решение аналитической задачи

Модуль I. Развитие управленческого мышления и развитие бизнеса (12 aк.ч)

  • -особенности управленческой деятельности
  • -системное мышление
  • -бизнес как система

Модуль II. Управленческий контур (16 aк.ч)

  • целеполагание
  • планирование
  • расстановка приоритетов
  • тайм-менеджмент

Модуль III. Принятие решений, информационный поиск (16 aк.ч)

  • информационный поиск
  • сбор и анализ информации
  • аналитика
  • принятие решений
  • групповые методы решения задач

Модуль IV. Управление исполнением и мотивация подчиненных к эффективному труду (16 aк.ч)

  • построение порядка работы предприятия/подразделения
  • мотивация
  • делегирование
  • психологические особенности работы с людьми

Модуль V. Эффективная команда и использование ее потенциала (16 aк.ч)

  • особенности построения команды
  • проблемы и преимущества
  • командные роли Р. Белбина
  • деловая игра

Модуль VI. Эффективные (жесткие) переговоры (16 aк.ч)

  • бизнес-коммуникации
  • работа с возражениями
  • аргументация
  • управление конфликтами
  • ассертивность

Модуль VII. Эффективная презентация (16 aк.ч)

  • построение и оформление презентации
  • управление вниманием аудитории
  • публичное выступление и самопрезентация

Модуль VIII. Самоменеджмент, развитие лидерского потенциала (12 aк.ч)

  • развитие себя и других
  • развитие личностного и лидерского потенциала
  • управление стрессом
  • самоменеджмент

Ассессмент-центр и индивидуальная консультация (4 aк.ч)

  • ролевые и групповые упражнения

Методическая база программы обучения «Развитие управленческих компетенций руководителя» : обучение и оценка компетенций проводится на основе модели компетенций С.Уиддет и С.Холлифорд.

Модель компетенций С.Уиддет и С.Холлифорд состоит из 4-х кластеров и 10 компетенций («Руководство по компетенциям», Стив Уиддет и Сара Холлифорд, М, Издательство ГИППО, 2008 - 228 с.).

Для усиления практической компоненты программы обучения к предлагаемой модели компетенций целесообразно добавить ряд компетенций, необходимых для успешной управленческой деятельности: коммуникации, стрессоустойчиость, ассертивность.

Работа с людьми

  • управление отношениями
  • работа в команде
  • влияние

Работа с информацией

  • сбор и анализ информации
  • принятие решений

Развитие бизнеса

  • личное развитие и создание среды для развития других
  • генерирование и обоснование идей

Достижение результатов

  • планирование
  • постановка целей
  • четкость менеджмента

Дополнительные компетенции*(добавлены к модели компетенций С.Уиддет и С.Холлифорд)

  • коммуникации
  • стрессоустойчивость
  • ассертивность

На основе представленной модели будут проводиться следующие блоки программы обучения:

  1. Ассессмент-центр на основе модели компетенций на старте обучения
  2. Развитие управленческих компетенций в ходе реализации программы обучения
  3. Итоговый ассессмент-центр на основе модели компетенций после программы обучения
Кластеры модели компетенций Компетенции Упражнения ассессмент-центра
Работа с людьми Управление отношениями
Ролевая игра (20 минут)
Групповая игра (40 минут)
Работа в команде
Групповая игра (40 минут)
Влияние Ролевая игра (20 минут)
Групповая игра (40 минут)
Работа с информацией Сбор и анализ информации
Тестирование (40 минут)
Написание эссе (заранее)
Принятие решений
Командная работа (40 минут)
Развитие бизнеса Написание эссе
Решение кейса (20 минут)
Групповая работа (40 минут)
Достижение результатов Планирование Групповая работа (40 минут)
Постановка целей Групповая работа (40 минут)
Четкость менеджмента Решение кейса (20 минут)

Дополнительные компетенции*

Коммуникации Групповая игра
Презентация
Наблюдение
Стрессоустойчивость
Наблюдение
Ассертивность Ролевая игра «Переговоры» (20 минут)
Наблюдение
Кластеры модели компетенций Компетенции Блоки программы
Работа с людьми Управление отношениями

6 модуль «Эффективные переговоры»
Работа в команде
Влияние
Частично: 1,5,6 модули
Работа с информацией Сбор и анализ информации
Принятие решений
Развитие бизнеса Личное развитие и создание среды для развития других

8 модуль «Самоменеджментразвитие лидерского потенциала»

Генерирование и обоснование идей

3 модуль «Принятие решений, информационный поиск»

5 модуль «Эффективная команда и использование ее потенциала»

Достижение результатов Планирование

2 модуль «Управленческий контур»

Постановка целей
Четкость менеджмента 1 модуль «Развитие управленческого мышления и развитие бизнеса»
4 модуль «Управление исполнением»

Дополнительные компетенции*

(добавлены к модели компетенций С.Уиддет &С.Холлифорд)

Коммуникации

7 модуль «Эффективная презентация»


5 модуль «Эффективная команда и использование ее потенциала»

Стрессоустойчивость
Ассертивность 6 модуль «Эффективные (жесткие) переговоры»

8 модуль «Самоменеджмент развитие лидерского потенциала»

Кластеры модели компетенций Компетенции Упражнения ассессмент-центра
Работа с людьми Управление отношениями
Ролевая игра (20 минут)
Групповая игра (40 минут)
Работа в команде
Групповая игра (40 минут)
Влияние Ролевая игра (20 минут)
Групповая игра (40 минут)
Работа с информацией Сбор и анализ информации Решение кейса или аналитической задачи (20 минут)
Тестирование (40 минут)
Написание эссе (заранее)
Принятие решений Решение кейса или аналитическое задание (20 минут)
Командная работа (40 минут)
Развитие бизнеса Личное развитие и создание среды для развития других Написание эссе
Генерирование и обоснование идей Решение кейса (20 минут)
Групповая работа (40 минут)
Достижение результатов Планирование Групповая работа (40 минут)
Постановка целей Групповая работа (40 минут)
Четкость менеджмента Решение кейса (20 минут)

Дополнительные компетенции*

Как-то раз Генри Форд созвал руководителей, которые возглавляли отделы в его компании, и внезапно отправил их в морской круиз по Карибскому морю на две недели. Когда отпуск закончился, и руководствующие лица прибыли на рабочие места, их ждал сюрприз. Некоторые из них были повышены, а некоторые – уволены. По какой причине?

4. Организаторские способности, работа в команде


Способность руководителя сформировать единую, слаженную команду позволяет ему создать крепкий каркас компании. Основополагающая компетенция руководителя – умение и желание работать в команде, применяя эффективные механизмы мотивации, систему поощрений и внутреннего контроля. Грамотный , примером для подражания сотрудников. Формирует правила, устанавливает режим и сам беспристрастно следует ему. Он создает благоприятную атмосферу в команде, а также комфортные условия для работы и умеет влиять на социально-психологический климат в коллективе.

«Чтобы мотивировать людей, нужно знать, чего они хотят, что для них важно. Деньги, карьера, личное развитие? Знайте тех, с кем вы работаете, общайтесь с ними. Тогда вы сможете предугадать запросы и желания вашего работника»

Владимир Тарасов

Эффективный управленец знает сильные и слабые стороны каждого сотрудника, анализирует их способности и учитывает при расстановке кадров в выполнении приоритетных и второстепенных задач. Хороший руководитель понимает важность квалификационного роста для персонала, поэтому своевременно внедряет систему обучения кадров с учетом приоритетных зон развития.

5. Собственная эффективность


Умение общаться, способность правильно «подать» себя, присутствующий дар убеждения и точность выражения мыслей – ключевые компетенции руководителя в любой сфере бизнеса. Для того чтобы убеждать «массы», внутри компании и вне ее, необходима немалая гибкость ума. Чтобы грамотно проводить собрания, удерживать внимание аудитории и уверенно вести группу в нужном направлении, необходимо вырабатывать умение преподнести информацию, а также практиковать навыки управления эмоциями и быстро анализировать ситуацию.

В то же время для того чтобы развитие управленческих компетенций росло и расширялось, необходимо работать над собственной эффективностью, обучаться, заниматься саморазвитием, осваивать новые технологии и передовые методики. Онлайн-школа предлагает , которые помогут людям с определенным опытом и без, повысить свою квалификацию и управленческие навыки.

Действуй, работай, не останавливайся!

«Чтобы быть настоящим лидером, ты должен быть готов потерять все. Лидер держит удар и падает, если упал. Конечно, ты не обязан настраиваться на падение, но должен быть к нему готовым. Тот, кто падает и поднимается и есть большой лидер, который избрал Великий Путь»

Владимир Тарасов

Руководитель, который в условиях меняющегося рынка и нестабильных условий социальной среды находит правильные решения и продвигает свои компанию вперед, обязательно завоюет авторитет и получит лучшую награду. Эффективный лидер, который будет вести свою команду к успеху, вырабатывает результативные управленческие приемы и навыки, помогающие ему в работе и в жизни.

Он знает все о мире бизнеса, сможет подстроиться под его изменчивый ход и внезапные катаклизмы рынка. Он непрерывно учится и направляет других. Но самое главное – такой руководитель настроен на позитивное управление, вселяет уверенность в людей и заряжает энергией тех, кто помогает ему, поддерживает его миссию и идет с ним рука об руку на протяжении всего Великого Пути.

Узнайте, какие компетенции руководителя отражаются на управлении персоналом, карьере и личностном росте. В качестве бонуса представлен чек-лист с негативными личностными факторами, которые мешают развивать нужные качества.

Из статьи вы узнаете:

Материалы по теме:

Какими компетенциями должен обладать руководитель

Компетенции руководителя - способности специалиста решать определенные профессиональные задачи. Также под ними понимают формально описанные требования к качествам управленцев.

В идеале руководитель должен быть наделен значимыми общекорпоративными, личностными, профессиональными, управленческими компетенциями. Без них он не отличается эффективностью, не способен своевременно и качественно выполнять должностные обязанности.

Общекорпоративные компетенции директора

Общекорпоративные компетенции едины для всех сотрудников. Директор должен уметь координировать действия подчиненных, быть ориентирован на клиентов, их потребности, результат работы. Важна четкая линия поведения, уважение личности подчиненных и других людей, нацеленность на результат и т.д. Включайте нужные качества в модель компетенций , опираясь на рекомендации экспертов «Системы Кадры».

Примеры корпоративных компетенций и их индикаторы поведения

Личностные компетенции руководителя

Личностные компетенции закладываются природой, но поддаются корректировке. Если менеджер не стремится работать над собой, развиваться, это отражается на организации, ее позиции на рынке, сотрудниках. Он не может налаживать отношения с партнерами, подчиненными, принимает необдуманные решения, агрессивно относится к критике.

К компетенции руководителя относится:

  1. Инновационность и новаторство.
  2. Разработка грамотных решений.
  3. Умение работать с любой информацией.
  4. Достижение целей.
  5. Саморегулирование, выдержка.
  6. Инициатива, решительность.
  7. Общительность, уверенность в себе.
  8. Позитивное или адекватное отношение к подчиненным.
  9. Ориентация на развитие.
  10. Конструктивность к себе, коллегам.

Пример

В компании «Альфа » работал менеджер Юрий, который возглавлял одно из структурных подразделений на протяжении многих лет. Он практиковал авторитарный стиль управления, не учитывал мнение подчиненных, интересы клиентов, избегал нововведений. В последнее время на него стали поступать жалобы со стороны менеджеров других подразделений. Они уверяли, что он тормозит развитие компании. Директор попытался повлиять на него, но безуспешно. Юрий сам принял решение покинуть компанию. После прихода на его должность молодого руководителя Михаила ситуация в корне изменилась. Управленцы пересмотрели многие процессы, внедрили современные инструменты работы с клиентами. Прибыльность организации резко возросла.

По мнению экспертов, есть необходимые в работе качества, которые руководитель может легко воспитать в себе, если приложит усилия. А есть те, которые выработать просто невозможно. Например, позитивное отношение к людям. Она либо есть в человеке, либо нет. Если речь идет об отношении к людям вообще, а не к конкретному человеку, то у взрослого человека данную компетенцию в рамках отношений «сотрудник–работодатель» выработать практически невозможно.

Компетенции лидера и вероятность их развития

Профессиональные компетенции включают в себя требования к конкретной профессии и к руководящей должности. Руководитель обязан знать все о деятельности организации, управлять процессами и людьми, ориентироваться на достижения.

К профессиональным компетенциям руководителя относятся:

  • знания, навыки, приобретенные в ходе обучения и трудовой деятельности;
  • ориентация на достижения, контроль;
  • мотивирование и развитие работников;
  • способность влиять на других людей;
  • умение организовывать работу.

Управленческие компетенции

Традиционными управленческими компетенциями руководителя считают лидерство, организаторские способности, стратегическое мышление, собственную эффективность. Руководитель должен знать технологические процессы, формировать команды, распределять работу, опираясь на способности подчиненных, точно и лаконично формулировать свои мысли и т.д. Разработайте модель лидерских компетенций , чтобы оценивать сотрудников. Как это сделать, читайте в «Системе Кадры».

Проверяйте уровень развития компетенций с помощью вопросов

Пример

В компанию «Звезда », специализирующуюся на продаже спутниковых тарелок, требовался руководитель. Все претенденты со стороны не нравились директору по персоналу. Мало того, что они имели смутное представление о специфике деятельности организации, они были чрезмерно уверены в своих силах. Директор присмотрелся к коллективу и временно назначил на должность одного из давно работающих сотрудников Илью. Спустя время он понял, что не ошибся. Илья быстро сообразил, как выполнять новые обязанности, а в свободное время проходил тренинги, записывался на семинары и изучал дополнительную литературу.

Как проявляются ключевые компетенции руководителя

Компетенции руководителя для эффективного управления могут проявляться в полной мере или быть слабовыраженными для остальных.

Компетенции и индикаторы поведения руководителя

Какие негативные личностные факторы мешают развитию нужных компетенций руководителя

Каждый человек наделен негативными личностными качествами, которые мешают развитию нужных компетенций. Часть из них приобретается со временем, часть - закладывается природой. Выявите отрицательные черты и начинайте бороться с ними, в противном случае их проявления могут негативно сказаться на развитии значимых компетенций, соответственно, на вашей карьере и личной жизни.

Зависимость от мнения окружающих заставляет сомневаться в правильности своих действий. Руководитель боится допустить ошибку, которая приведет к потере авторитета. Обычно такие управленцы не продвигаются по карьерной лестнице, а остаются на средних позициях.

Склонность к спорам отмечается у лиц, чрезмерно уверенных в своей правоте. Обычно они скептичны, напряжены и подозрительны. Они нацелены на защиту своих интересов, а мнение персонала их мало волнует. Эти качества негативно сказываются на отношениях с подчиненными, вышестоящими руководителями, а иногда и отражаются на бизнес-процессах.

Высокомерие применимо к самоуверенным работникам, которые не берут во внимание чужие идеи. Они пропускают мимо ушей ценную информацию, что мешает их личному развитию и росту подчиненных, продвижению организации на рынке.

Нерешительность проявляетсяв дружелюбии, готовности прийти на помощь всем и в любую минуту. Таких руководителей любит персонал, но не воспринимает их всерьез. Компетентность руководителя часто ставится под сомнение, а работники действуют так, как считают нужным.

Импульсивность подавляет другие качества руководителя. Менеджер сначала действует, а потом думает. Последствия могут быть значимыми и нежелательными, поэтому чем быстрее вы научитесь подавлять порывы эмоций, тем меньше проблем создадите себе и окружающим.

На процессах управления собой и персоналом сказывается множество других негативных личностных факторов, в том числе эксцентричность, равнодушие, перфекционизм, неприятие риска и непостоянство. Даже если у вас хорошо развиты нужные навыки и компетенции руководителя, вы можете испытывать сложности при принятии решений, взаимодействии с персоналом и т.д. Справиться с проблемой позволят тренинги по личностному росту и развитию, и самоконтроль.

Похожие статьи