Налоги с вознаграждения председателя снт. Трудовые отношения с председателем ТСЖ, СНТ не возникли. Судебная практика. Положение об оплате труда председателя снт

07.02.2022

Вопрос, связанный с экономией на налогах в СНТ и с принципом председателстьва в СНТ. И вопрос именно о зарплате, а не о компенсации расходов. Можно ли заменить зарплату на вознаграждение по итогам года? Как не платить налоги в этом случае?

В СНТ "Рассвет -1" зарплата председателю в 5 тыс рублей появилась только в 2012 году. До этого председатели работали на общественных началах, а в благодарность председателя однокртно осовбождали от уплаты годового членского и целевых взносов.

Когда уверяют, что "налоговая не допустит" чтобы не платили председателю, "в СНТ нельзя как в юридическом лице не начислять зарплату руководителю и не платить налоги" путают некомерческое товарищество и комерческую фирму. Пока еще существует много СНТ, где председатель не получает зарплаты. Еще больше есть общественных организаций, например фондов благотворительных, чья деятельность строится на основе целевых взносов и пожертиовоаний, и просто нет источника для выплаты заработной платы и налогов. Председатель и даже работники монгут работать на добровольческой, волонтерской основе без вознаграждения. Еще больше религиозных организаций, которые тоже юридические лица и тоже не платят зарплату в принципе часто и нчего надлоговая им не делает. Так что единой практики в области юридических лиц нет.

В СНТ при этом председатель по закону 66-ФЗ не исполнительный орган и не руководитель юр.лица в обычном смысле этого слова. .

суть закона №66-ФЗ, то председатель СНТ не является наемным работником, а избирается общим собранием СНТ и его полномочия подтверждаются выпиской из решения общего собрания об его избрании. Т.е. следовательно, так как он не является наемным работником и не вступил в трудовые отношения с СНТ, то соответственно и заработную плату за свою деятельность он не получает

Источник: http://www.buhgalteria.ru/forums/58/14214/
Бухгалтерия.ру

суть закона №66-ФЗ, то председатель СНТ не является наемным работником, а избирается общим собранием СНТ и его полномочия подтверждаются выпиской из решения общего собрания об его избрании. Т.е. следовательно, так как он не является наемным работником и не вступил в трудовые отношения с СНТ, то соответственно и заработную плату за свою деятельность он не получает

Источник: http://www.buhgalteria.ru/forums/58/14214/
Бухгалтерия.ру

Особенности статуса председателя хорошо изложены в материале с сайта СНТ "Радуга" :

" Положена или не положена заработная плата председателю правления СНТ?

В сети много обсуждений на эту тему. Чтобы самим разобраться в этой теме, давайте вспомним, каким основным законом регулируется деятельность СНТ? ФЗ 66, в котором нет ни слова о зарплате для председателя правления.

Трудовые отношения между работником и работодателем и, соответственно, оплата труда регулируются Трудовым Кодексом РФ.

Системная ошибка отдельных юристов, например, Байтеновой и Кресниковой (авторов постатейных комментариев к ФЗ 66), утверждающих, что между председателем правления и СНТ возможно установление трудовых отношений, заключается в восприятии председателя правления СНТ единоличным исполнительным органом, которым он НЕ является.
Внимательно читаем ФЗ 66: Председатель правления НЕ является руководителем СНТ. Он возглавляет коллегиальный исполнительный орган - ПРАВЛЕНИЕ, но при этом, не имеет права решающего голоса на заседаниях правления, т.к. решения правления принимаются ПРОСТЫМ большинством голосов членов правления, соответственно председатель правления СНТ в отличие от председателя правления АО (банка, например) не наделен правом БЛОКИРОВАТЬ решения правления, а вправе лишь обжаловать ПРИНЯТОЕ решение.
В отличие от ст. 22, где правление поименовано КОЛЛЕГИАЛЬНЫМ исполнительным органом, ст. 23 ФЗ 66 не называет Председателя ЕДИНОЛИЧНЫМ исполнительным органом, с которым ТК РФ (ст. 273) позволяет заключить трудовой договор.
Т.е. ФЗ 66 не определяет председателя правления как единоличного исполнительного органа.
Структура органов управления СНТ описана в ФЗ 66 и является исчерпывающей. Это означает, что в СНТ не могут быть образованы иные органы управления, которые не предусмотрены в законе.
Более того, она определяет круг полномочий председателя и конкретно констатирует, какими документами определены полномочия председателя правления - Федеральным законом 66 и уставом СНТ.
Полномочия председателя правления довольно скудны и не являются единоличными управленческими функциями. Их исполнение не делает председателя правления единоличным исполнительным органом, а позволяет ему действовать от имени СНТ как специально уполномоченного члена СНТ, через действия которого СНТ в силу закона может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности.
Законодатель не предусмотрел необходимости наличия в СНТ единоличного исполнительного органа и трудовой договор заключать не с кем.

Однако, в соответствии с ФЗ 66 Трудовой договор по решению правления может быть заключен с наемным работником. Но председатель правления не является наемным работником.

Уместно также вспомнить о ст. 273 ТК РФ (глава 43), которая говорит о том, что глава 43 ТК РФ (регулирование трудовых отношений с руководителем организации и членами коллегиальных исполнительных органов) не действует, если руководитель организации (СНТ) одновременно является членом этой организации (СНТ).

цитата: "ст. 273 Положения настоящей главы (43) распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

Итак, в ФЗ 66 о "зарплате председателя" нет ни слова. Однако, законом предоставляется возможность выплачивать денежные вознаграждения правлению товарищества по решению Общего собрания (пункт 15) ст. 21 ФЗ 66).

По ФЗ 66 выплата заработной платы возможна только лицам, заключившим трудовые договора с СНТ (п. 4 ст. 16 ФЗ 66), в соответствии с порядком, прописанным в Уставе.

При этом, если речь идет о заработной плате должно существовать Штатное расписание, утвержденное председателем правления в пределах сметы расходов, утвержденных Общим собранием.

Также возможна оплата конкретных видов работ или услуг физическим лицам, выполняющим работы по договорам ГПХ (гражданско-правового характера), заключенным с СНТ на основании утвержденной Общим собранием сметы.

Поэтому, в судебной практике признаются следующие обязательства СНТ в части оплаты труда:

По выплате заработной платы наемным сотрудникам на основании Штатного расписания, утвержденного Общим собранием.

По выплате вознаграждения физлицам за оказанные услуги по договорам ГПХ,

По выплате вознаграждения председателю или членам правления, если в протоколе записано:

"Установить с......... числа........ года вознаграждение председателю правления......... в размере........ рублей ЕЖЕМЕСЯЧНО И КРУГЛОГОДИЧНО."

Таким образом, по закону

Полномочия председателя правления определяются указанным Федеральным законом и уставом такого объединения. Председатель правления товарищества не является наемным работником, не выполняет свои функции по трудовому договору, а избирается общим собранием СНТ. Председатель правления СНТ не является исполнительным органом управления товарищества, без заключения с ним трудового договора а специальным уполномоченным членом СНТ, через действия которого СНТ в силу закона может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности..

Документом , подтверждающим полномочия председателя правления СНТ, является выписка из решения общего собрания об его избрании. Органы юридического лица, в том числе, председатель правления, не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица. В соответствие со статьей 21 ФЗ № 66-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания товарищества относится также решение вопросов о поощрении членов правления. Выплата заработной платы , которую установил сам себе председатель правления, установлена незаконно.

Более того, право на получение заработной платы, в соответствие с Трудовым кодексом РФ, имеет работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Председатель правления товарищества, как уже было сказано, не является работником СНТ, и не является лицом, вступившим в трудовые отношения с товариществом. Следовательно, между председателем правления товарищества и товариществом, как юридическим лицом нет, и не может быть трудовых отношений, в связи с чем, их взаимоотношения не регулируются Трудовым кодексом РФ.

Как такой правовой статус председателя может трактовать налоговая для требования начисления председателю зарплаты и налогов? Ответ - никак.

Вознаграждение председателю это дело доброй воли СНТ. Размер устанавливается общим собранием персонально каждому председателю на каждый период времени.

Вот анализа этого мифа. Нет решения собрания - нет зарплаты.

Глава садоводческого товарищества отвечает за состояние участков и техники, проводит собрание и выступает с общим мнением от представляемого общества. Рассмотрим, получает ли председатель СНТ зарплату и какие варианты заработка могут быть.

Доходы у главы садоводческого некоммерческого товарищества

В разных товариществах свои методы расчета зарплаты управляющего состава.

В среднем по России у председателя правления СНТ зарплата следующая:

  • 15000 руб. в летний период.
  • 12000 руб. в зимний период.


В летний период больше работы, соответственно и зарплата больше.

Контракт или добровольное вознаграждение

Если между садоводческим товариществом и его главой заключается трудовой контракт, то зарплата председателя СНТ не может быть меньше минимальной по стране.

  • В России эта цифра с 2019-2020 года составляет 9489 рублей в месяц.


За минимальную зарплату следует отработать положенное количество времени за месяц и выполнить возложенные обязанности. Такие трудовые отношения распространены, если председатель не является членом общества, во главе которого назначен.


Но на практике в большинстве садоводческих некоммерческих товариществ глава избирается из числа тех, кто входит в это общество.

Такой человек знает все проблемы коллектива, его членов и готов работать за символическую плату.

Объявления с вакансией председателя СНТ большая редкость. Поэтому можно сказать, что работа эта достаточно востребована.

Можно ли обойтись без жалованья


В некоторых случаях у председателя СНТ зарплата может отсутствовать вообще. Человек, который принял на себя функции главы, работает за “спасибо ” или вознаграждение в минимальных размерах.

Бывает, ему всего лишь оплачивают дорогу к садовому участку или на встречи по решению общественных вопросов.

Вопросы заработка решает коллектив


Материальные вопросы планируются и решаются изначально на коллективных собраниях садоводческих товариществ:

  1. Какой размер членских взносов следует утвердить.
  2. Какая зарплата председателя СНТ в 2018-2019 годах.
  3. Отчеты по распределению финансов и пр.

Членские взносы и их роль в заработках

На то, какая зарплата в среднем у председателя СНТ значительно влияет размер товарищества и членских взносов.


Для примера:

  • Если в товарищество входит 200 членов, которые платят по 1000 рублей в год.
  • Сумма сборов составит 200 000 руб./год . А если членов 100 и платят они ту же сумму взноса, то общая сумма сборов на нужды товарищества будет в 2 раза меньше.


Но при большей зарплате председателя садоводов, работы у него соответственно будет больше. Никто не станет платить зарплату человеку, который не занимается возложенными на него обязанностями.

Целью взносов в садоводческих коллективах является:

  • приобретение, создание, реконструкция имущества, принадлежащего товариществу;
  • содержание или поддержание инфраструктуры СНТ, в том числе мотивация в виде зарплаты управляющему составу.


Обязанности по профессии:

  1. Действовать от имени товарищества.
  2. Председательствовать на заседаниях.
  3. Подписывать финансовые и другие документы от имени объединения, в некоторых случаях по решению объединения.
  4. Заключать сделки, открывать счета в банках.
  5. Рассматривать заявления членов товарищества.
  6. Заключать трудовые договора с наемными работниками.
  7. Является представителем объединения в органах гос. власти, местного самоуправления, в других организациях.

Следует знать, что:

  • Деятельность СНТ регулируется на основании Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих некоммерческих объединениях граждан » от 15.04.1998 г.


Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь:
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

Работники (служащие) СНТ

1. Трудовые отношения в СНТ

    К работе в садоводческом товариществе могут быть привлечены работники:
  • на постоянной основе (по трудовому договору с оформлением записи в трудовой книжке);
  • совместители (совмещающие работу в товариществе с трудовой деятельностью в других организациях);
  • по договорам гражданско-правового характера (подряда, поручения, возмездного оказания услуг);
  • добровольцы.

С работниками, принятыми на постоянной основе, а также с совместителями трудовые отношения регулируются нормами ТК РФ. Данные работники подчиняются правилам трудового распорядка, пользуются правом на ежемесячное получение заработной платы, на ежегодный оплачиваемый отпуск.

В отношении работников, с которыми заключены договоры подряда, поручения, возмездного оказания услуг, следует руководствоваться нормами ГК РФ.

Трудовые отношения с работниками, осуществляющими работу в товариществе на добровольной и безвозмездной основе, строятся с учётом положений Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Период такой работы не включается в трудовой стаж, о ней не делается запись в трудовой книжке, не оплачивается отпуск и т.п.

Садоводческое товарищество при начислении расходов на оплату труда должно в обязательном порядке использовать типовые формы, предусмотренные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1:

  • Т-1 (Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу);
  • Т-2 (Личная карточка работника);
  • Т-3 (Штатное расписание);
  • Т-5 (Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу);
  • Т-6 (Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику);
  • Т-7 (График отпусков);
  • Т-8 (Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);
  • Т-12 (Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда);
  • Т-13 (Табель учета рабочего времени);
  • Т-49 (Расчетно-платежная ведомость);
  • Т-51 (Расчетная ведомость);
  • Т-53 (Платежная ведомость);
  • Т-54 (Лицевой счет);
  • Т-60 (Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику);
  • Т-61 (Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);
  • Т-73 (Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору)

2. Заработная плата в садоводческом товариществе

Источником выплат заработной платы в садовом товариществе являются средства целевого финансирования (членские взносы). Также на эти цели могут быть направлены доходы, полученные от коммерческой деятельности.

Начисленная заработная плата работникам садоводческого некоммерческого товарищества (освобожденному руководителю, бухгалтеру, кассиру, штатным работникам охраны) отражается по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Так как формирование себестоимости продукции, работ или услуг в садоводческом товариществе не производится, использование счета 20 "Основное производство" (или, например, 26 "Общехозяйственные расходы") нецелесообразно. Допускается прямое списание начисленных сумм за счет источников их финансирования.
Например:
Дебет 86-2 Кредит 70
- на сумму начисленной оплаты труда;
Дебет 86-2 Кредит 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"
- на сумму произведенных начислений на оплату труда (ЕСН и взносы в Фонд соцстраха РФ);
Дебет 70 Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "НДФЛ"
- на сумму удержанного налога на доходы физических лиц;
Дебет 70 Кредит 50
- на сумму произведенной оплаты;
Дебет 68 и 69 Кредит 51
- на сумму погашенной задолженности по платежам в бюджет.

На работников садоводческих товариществ в полной мере распространяются все положения ТК РФ. Условия оплаты труда, предусматриваемые трудовым или коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с положениями ТК РФ и требованиями нормативных актов в области оплаты труда.

Государство как участник трудовых отношений и в их рамках согласно ТК РФ устанавливает и гарантирует:

  • величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя (регулируется ст. 138 ТК РФ), а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (регулируется гл. 23 НК РФ);
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме (только до 20% от фактически причитающихся к получению сумм заработной платы);
  • получение работниками заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований ТК РФ, законов, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы;
  • право на ежегодный отпуск и продолжительность ежегодного отпуска.

Все остальные условия оплаты труда определяются по согласованию сторонами трудовых отношений, но с соблюдением требований законодательных актов.

Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней.
Более продолжительный ежегодный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен в случаях, установленных ст. 115 ТК РФ. Например, отпуск для несовершеннолетних работников составляет 31 календарный день.
Сезонным работникам отпуск предоставляется пропорционально отработанному времени из расчета два календарных дня за каждый отработанный месяц (ст. 295 ТК РФ).
Работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291 ТК РФ).

3. Налоги с фонда оплаты труда, налог на доходы физических лиц

С 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. согласно пп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ от обложения единым социальным налогом освобождались суммы заработной платы и иных доходов, выплачиваемых за счёт членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

Учитывая положения п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ, выплачиваемые в пользу указанных лиц суммы доходов не подлежали также обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Такого рода ситуация приводила к тому, что работники кооперативов (товариществ), получающие выплаты за счёт членских взносов, не имели права на включение полученных доходов в средний заработок для исчисления государственной пенсии, да и весь период получения доходов, с которых не уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, не может быть включён в страховой стаж лиц, учитываемый при назначении пенсии. Т.о. из стажа выпадает три года - 2002, 2003 и 2004 г.г.
Однако физические лица, являющиеся сотрудниками садоводческих товариществ, могли добровольно участвовать в системе обязательного пенсионного страхования, для чего в соответствии с Законом № 167-ФЗ они должны были уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.

С 1 января 2005 г. в гл. 24 НК РФ Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым, в частности, признан утратившим силу пп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ.

В связи с этим с 1 января 2005 г. садоводческие, садово-огородные, гаражно-строительные и жилищно-строительные кооперативы (товарищества) признаются плательщиками единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат, производимых за счёт членских взносов в пользу лиц, выполняющих работы (услуги) для указанных организаций.
Следовательно, с указанной даты работники кооперативов (товариществ) пользуются правом на включение периодов работы в страховой стаж для назначения государственных пенсий.

В соответствии с положениями ст. 236 НК РФ единый социальный налог должен уплачиваться кооперативами (товариществами) с выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Не уплачивается налог с вознаграждений, выплачиваемых по указанным договорам в пользу индивидуальных предпринимателей, а также с сумм, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 НК РФ.

С выплат в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, от обложения единым социальным налогом в соответствии со ст. 239 НК РФ освобождаются суммы до 100 000 руб. за год на каждого получателя.

Т.к. объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления страховых взносов в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ признаются соответственно объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 НК РФ, то и уплата страховых взносов должна производиться кооперативами (товариществами) на тех же условиях. Исключение составляют выплаты в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, - если по единому социальному налогу они освобождаются от налогообложения в пределах до 100 000 руб. за год на каждого получателя, то от обложения страховыми взносами они не освобождаются.

Обратите внимание! Поскольку кооперативы (товарищества) являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на общих условиях, в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" они обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.

Указанные сведения представляются ежегодно не позднее 1 марта по формам, утверждённым Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21 октября 2002 г. № 122п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению".

Уплата единого социального налога и страховых взносов должна производиться кооперативами (товариществами) ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца, по правилам гл. 24 НК РФ и Закона № 167-ФЗ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 243 НК РФ исчисленные к уплате по принадлежности суммы единого социального налога в его части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, подлежат уменьшению на суммы начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам).

Ставка единого социального налога в его части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в соответствии со ст. 241 НК РФ составляет 20%, а ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со ст. ст. 22 и 33 Закона № 167-ФЗ установлена в размере 14%.

Сумма единого социального налога (авансового платежа по налогу) в его части, зачисляемой в федеральный бюджет, определяется исходя из налоговой базы и ставок налога согласно п. 1 ст. 241 НК РФ. Далее из начисленной к уплате в федеральный бюджет суммы налога вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов согласно Закону № 167-ФЗ. Т.е. из начисленной суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет по максимальной ставке 20%, сумма начисленных по ставке 14% страховых взносов вычитается в полном объеме.

Форма декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок её заполнения утверждены Приказом Минфина России от 31 января 2006 г. № 19н.
Форма декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок её заполнения утверждены Приказом Минфина России от 27 февраля 2006 г. № 30н. Декларация представляется в территориальные налоговые органы не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчётным периодом. В соответствии с НК РФ под расчётным периодом понимается календарный год.

4. Пособия и компенсации работникам садоводческих товариществ

Т.к. с доходов работников садоводческих товариществ в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2004 г. не уплачивался единый социальный налог, то и права на получение пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и т.п.) они за период действия гл. 24 НК РФ, то есть с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2004 г. не имели. Исключение составляют только пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием. На получение указанных пособий лица, работающие в кооперативах (товариществах), имели и имеют право, так как они оплачиваются за счёт средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отношения по данному виду обязательного страхования регулируются положениями Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции изменений и дополнений) и от уплаты страховых взносов кооперативы (товарищества) не освобождались.

Т.к., кооперативы (товарищества) с 1 января 2005 г. являются плательщиками единого социального налога в его части, уплачиваемой в Фонд социального страхования, работники указанных организаций после 1 января 2005 г. пользуются правом на обязательное социальное страхование, включая права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и другие выплаты за счет ФСС РФ, на общих основаниях, что подтверждается Письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 23 сентября 2004 г. № 02-18/11-6474 "О подпунктах 8 и 14 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации".

В соответствии с отчетом о фактических доходах и расходах с 28.08.17 по 04.08.18 года заработная плата за период с января 2018 года по июль 2018 года председателя СНТ Зименковой Л.М. составила 105000 рублей. Страховые взносы в бюджет – 31710 рублей. Оплата труда членов правления составила 40000 рублей. На 2019 год, как следует из предполагаемой сметы приходов и расходов, представленной членам СНТ на собрании 30 сентября 2018 года, на оплату услуг по штатному расписанию запланировано 334360 рублей.

Мы не будем оценивать много это или мало для нашего маленького СНТ, не имеющего практически никакой инфраструктуры. Мы оценим только законность этих выплат.

Ниже мы приводим разъяснения по этому поводу двух юристов.

Разъяснение 1. Согласно ст. 23 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г. председатель СНТ не является его единоличным исполнительным органом, а только возглавляет правление – коллегиальный исполнительный орган. Полномочия председателя правления определяются настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения. В п. 2 данной статьи установлены его полномочия, среди которых нет полномочия на установление себе и иным работникам заработной платы. Кроме того, трудовые отношения между руководителем организации и самой организацией предусмотрены главой 43 ТК РФ, которая согласно ст. 273 ТК РФ не применяется в случае, когда руководитель организации является членом этой организации.

Таким образом, установление трудовых отношений между председателем и СНТ невозможно.

Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О МРОТ» МРОТ применяется к трудовым отношениям, а так как трудовые отношения с председателем СНТ не могут возникнуть, применять МРОТ в отношении оплаты его деятельности нельзя.

Согласно п. 15 ст. 21 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относится поощрение членов правления, в том числе председателя СНТ, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства. В качестве поощрения из опыта других СНТ может быть освобождение от уплаты членских взносов, либо оплата телефона, либо компенсация за ГСМ. Размер вознаграждения определяется по результатам деятельности.

Согласно ст. 22 вышеуказанного закона правление может заключать трудовые договора с наемными работниками, к которым относится и бухгалтер и электрик . Согласно ст. 133 ТК РФ зарплата не ниже 1 МРОТ может быть установлена только для работника, полностью отработавшего свою норму рабочего времени . Согласно ст. 93 ТК РФ если работник трудится на условиях неполного рабочего времени и данный факт (с указанием рабочих дней и часов) зафиксирован в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему зарплата может быть меньше МРОТ. Согласно ст. 21 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» вопрос об условиях заключения трудовых договоров с бухгалтером и электриком можно вынести на обсуждение на общем собрании и там решить вопрос об оплате и рабочем времени наемных рабочих , затем правление заключит с ними трудовые договоры на принятых на собрании условиях .

Разъяснение 2. Деятельность Садоводческих некоммерческих товариществ осуществляется на основании Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (Далее ФЗ № 66-ФЗ) и Устава товарищества.

В соответствие со статьей 20 ФЗ № 66-ФЗ органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель правления. В силу статьи 23 ФЗ № 66-ФЗ, правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года.

К исключительной компетенции общего собрания СНТ относится, в том числе, избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий.

Полномочия председателя правления определяются указанным Федеральным законом и уставом такого объединения. Председатель правления товарищества не является наемным работником, не выполняет свои функции по трудовому договору, а избирается общим собранием СНТ. Председатель правления СНТ является исполнительным органом управления товарищества, без заключения с ним трудового договора.

Документом, подтверждающим полномочия председателя правления СНТ, является выписка из решения общего собрания об его избрании. Органы юридического лица, в том числе, председатель правления, не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица. В соответствие со статьей 21 ФЗ № 66-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания товарищества относится также решение вопросов о поощрении членов правления.

Право на получение заработной платы, в соответствие с Трудовым кодексом РФ, имеет работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Председатель правления товарищества, как уже было сказано, не является работником СНТ, и не является лицом, вступившим в трудовые отношения с товариществом. Следовательно, между председателем правления товарищества и товариществом, как юридическим лицом нет, и не может быть трудовых отношений, в связи с чем, их взаимоотношения не регулируются Трудовым кодексом РФ.

Таким образом, назначение и выплата зарплаты председателю СНТ и членам правления является незаконным действием. Незаконно присвоенные в виде зарплаты денежные средства должны быть возвращены в кассу СНТ и израсходованы на развитие инфраструктуры, как это и предписано законом!

Сегодня большая часть членских взносов садоводов в нашем СНТ расходуется на судебные тяжбы, спровоцированные председателем и членами правления. В частности:

  • не выполнено законодательно установленное требование об утверждении списка членов СНТ (), без которого в нашем СНТ невозможно говорить о кворуме при проведении общих собраний или устанавливать бюджет;
  • не выполнено требование о проведении в соответствии с существующим законодательством внеочередного собрания членов СНТ по избранию независимой ревизионной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности председателя и правления СНТ за период с 2012 по 2018 год ();
  • не выполнено законное требование владельцев участков на средней улице (в карьере) по снятию дорожного покрытия (мусора), испортившего дорогу, за счет виновных ();
  • незаконно захвачены земли общего пользования группой лиц, среди которых председатель СНТ Зименкова Л.М., члены правления Лелюх М.И., Губарев Л.В., председатель ревизионной комиссии Кутузов М.Н., члены этой комиссии Донецкий С. и Топу Саха (
  • административные нарушения Зименковой Л.М., которая не отвечает на запросы членов СНТ, касающиеся расходования денежных средств и ответственности за причинение вреда своими действиями и действиями членов правления садовому товариществу в целом и конкретным членам СНТ ();
  • предоставление Зименковой Л.М. информации, не соответствующей действительности, не только членам СНТ, но и в суды (

Уважаемые садоводы! Мы не должны нести финансовые потери из-за «ошибок» (ошибок ли???) тех, кого по сути не выбирали . Противозаконные действия Зименковой Л.М., помимо финансовых потерь, создали в СНТ криминогенную обстановку, опасную своими непредсказуемыми последствиями, и не заслуживают тех финансовых поощрений, которые включаются в бюджет. Если неадекватное поведение членов правления и привлекаемых ими в помощники «юристов», провоцирующих беззаконие, как это было 30 сентября на общем собрании членов СНТ, не остановить, то недолго и до трупов дойти. Это предположение вполне реально, если вспомнить:

  • нападение на собрании 27 июня 2017 года члена правления Обломкина А.П. на члена СНТ Елшина А.М. (77 уч.), задавшего вопрос о некачественном ремонте дороги;
  • поведение владельца участков 84, 85 члена одной из ревизионных комиссий Надточий Е.В. и владельца участка 78, выталкивающих членов СНТ 5 августа 2018 года с территории, публично заявленной (в объявлении на информационных стендах СНТ), в качестве территории, на которой состоится общее собрание членов СНТ;
  • беспрецедентные выходки (мат, оскорбления, физические действия)
    Лелюх Т.И. (доверенное лицо члена правления Лелюх М.) при активной поддержке со стороны Зименковой Л.М., не только на собраниях 30 сентября и 5 августа, но и на собраниях членов товарищества, созданного в рамках СНТ с целью газификации;
  • непозволительные публичные оскорбления и измышления со стороны Зименковой Л.М., взявшей на себя функции председателя правления СНТ, бухгалтера-кассира СНТ и бухгалтера-кассира товарищества по газификации, содержащиеся не только в ее публичных выступлениях, но и в документах (протоколах, актах ревизионных комиссий, ответах на запросы и т.п.), также публично распространяемых в отношении тех, кто хочет знать, куда уходят деньги членов СНТ.

Для урегулирования внутренних отношений в СНТ предлагается изменить нашу организационную структуру.

Инфраструктура нашего СНТ включает земли общего пользования, да еще площадку для мусора с установленными мусорными баками, которые используются только небольшой группой садоводов, и все. Будет правильно выйти к администрации г.Пушкино с предложением о заключении на вывоз мусора индивидуальных договоров, так же, как это сегодня происходит с электричеством.

Наше СНТ — это несколько улиц, не связанных между собой ни на уровне проблем, ни на уровне интересов (об этом есть в Протоколе общего собрания №1 от 10.05.2016, которого вообще-то не было, но для нас в данном случае важно другое). Фрагмент из этого протокола ниже.

Будет оправданно и вполне логично, если каждая улица будет решать свои проблемы самостоятельно, в том числе осуществлять формирование необходимого для этого бюджета. Члены правления — это старшие улиц. Председатель правления СНТ в этом случае осуществляет взаимодействие с внешними организациями и координирует внутреннюю деятельность. В качестве поощрения он может быть освобожден от уплаты членских взносов, так же, как и члены правления.

Все выплаты производите не из членских взносов (членские принадлежность юр.лица) а из целевых. Если затраты связаны с содержанием имущества граждан, а не юр.лица, то тем более не может быть членских сборов.
Примите собранием взнос на содержание ИОП собственников земельных участков. Это кроме взноса на создание имущества.
Членские же идут на содержание юр.лица и облагаются всеми видами сборов от ФОТ, ну и соответственно налогами, потому как юр.лица не наделены льготами по уплате сборов от ФОТ за исключением некоторых видов деятельности, к коим СНТ не относятся.
Можете так же проводить все действия по содержанию ИОП через договор поручения. В этом случае тоже не будет возникать сборов и налогов, но если только ИОП создано гражданами (целевые). Если же ИОП создано на средства сформированного фонда (членские, вступительные, спонсорские, доходы от деятельности юр.лица и пр. взносы), то от налогообложения и сборов от ФОТ Вам честным путем не уйти.

Не очень понятно: целевые взносы в товариществах и партнёрствах, вроде, предназначены для создания (приобретения) ИОП, а не для других выплат. И составляют долю члена СНТ в имуществе общего пользования, или долю индивидуала СНТ в нём же. А в партнёрствах ИОП, созданное на целевые взносы, является собственностью юридического лица.
Взнос на содержание ИОП, который Вы предлагаете ввести - это и есть членский взнос для члена объединения, или платежи по договору - для индивидуала. Потому как данные средства (членский взнос и платежи индивидуала) целиком и полностью относятся на текущую деятельность объединения, в соответствии с составом затрат по НК РФ. То есть целиком, без остатка, относятся на работы и услуги объединения по эксплуатации ИОП, да на работы в интересах выполнения общих обязательных природоохранных, противопожарных, и прочих мероприятий. Других работ в объединениях просто не существует. Мне лично не очень понятно назначение собранием нового взноса на содержание ИОП в товариществах. Предполагаю, что Вы хотите исключить СНТ из обслуживания ИОП. И платить из данного взноса неким сторонним организациям (исполнителям работ). С какой, простите, стати? Управление нежилым недвижимым имуществом объединения - есть его уставная задача. Независимо от формы собственности данного ИОП.
Не следует также забывать, что с физическим лицом, избранным на должность Председателя правления, объединение обязано заключить срочный трудовой договор на основании ст. 273 ТК РФ. И с главбухом тоже. Соответственно, определить их оплату труда. Которая в последующем будет определять и их пенсионные дела. Все эти минимизации приводят к необоснованному снижению пенсионных накоплений, то есть к дискриминации служащих СНТ. Ради чего, простите? Оно им надо? Овчинка выделки не стоит.

Похожие статьи