Федеральная служба в сфере труда. Задачи, функции и полномочия федеральной службы по труду и занятости. Федеральная служба: а какие функции

31.03.2020

В отношениях между работодателем и сотрудником все права и обязанности обоих регулируются нормами ТК РФ.

Законом предусмотрены обязательные условия, которым должно соответствовать рабочее место, и социальные условия, которыми должен быть обеспечен работник.

За соблюдением норм Трудового кодекса государством следит контролирующий орган, находящийся в подчинении Министерства труда и соцзащиты.

Постановлением правительства РФ № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 исполнительным органом в сфере надзора трудовых отношений был назначен Роструд. Другое название этого контролирующего органа – Государственная трудовая инспекция.

Эта организация имеет территориальные подразделения в каждом субъекте Российской Федерации и непосредственно подчиняется Федеральной службе по труду и занятости.

Задачи трудовой инспекции

Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:

  1. Контроль за соблюдением . Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
  2. Надзор за соблюдением , произошедших на производстве и их учета на предприятии.
  3. Надзор за осуществлением социальных выплат и и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
  4. Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
  5. в организациях, которые финансируются государством.
  6. Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
  7. Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
  8. Оценку соблюдения на предприятии.

Когда имеет смысл обращаться в Трудовую инспекцию

Стоит сказать, что помимо плановых проверок Государственная инспекция труда проводит внеплановые проверки при условиях, описанных в статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации . Согласно тексту этого документа ГТИ может прийти в следующих случаях:

  • При поступлении заявлений от сотрудников предприятия, свидетельствующих о фактах нарушения нанимателем основных правовых актов трудового законодательства.
  • При наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права.
  • При поступлении от сотрудника предприятия просьбы, заключающейся в проверке условий места, за которым он работает, на соответствие требованиям Охраны труда.
  • По окончании срока, назначенного работодателю для устранения нарушений, связанных с исполнением трудового законодательства.

В том случае, если работник считает, что его трудовые права нарушаются работодателем в какой-либо мере, он вправе . Это можно сделать в следующих случаях:

  • или ;

Согласно трудовому законодательству заработная плата должна выплачиваться два раза в месяц.

Если работодатель не выплачивает заработную плату, по статье 142 ТК РФ работник предприятия в праве приостановить выполнение своих трудовых обязанностей и не находиться на своем рабочем месте на срок, пока зарплата не будет выплачена в полном объеме. При этом ему должна выплачиваться компенсация за каждый день простоя. Об этом говорит тест статьи 236 ТК РФ .

  • неправильный расчет ;
  • невыплата пособий или ;

Сверхурочная работа согласно нормам статьи 152 ТК РФ не должна превышать ста двадцати часов за календарный год. Оплачиваться такая работа должна в двойном размере (за исключением первых двух часов – они оплачиваются в полуторном размере от установленного оклада). По согласованию с работником и только с его согласия работодатель может предоставить отгул в качестве возмещения за сверхурочную работу или работу в выходные дни.

По закону заключение трудового договора является обязательным условием для начала работы.

  • некорректно оформленный , влекущий за собой нарушение прав работника;
  • несоответствие фактических условий труда тексту договора.

Причин для обращения в Роструд может быть еще очень много, но все они должны иметь под собой основания, свидетельствующие о .

Как обратиться в трудовую инспекцию

Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.

Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.

Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.

Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.

После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.

Что может проверять Трудовая инспекция

При проведении проверок Государственная трудовая инспекция в первую очередь проверяет документацию предприятия: уставную, организационную и трудовую.

К трудовым документам относятся те, которые касаются всех сотрудников предприятия:

  • договора – трудовые и коллективные;
  • штатные расписания и табели учета рабочего времени;
  • внутренние правила предприятия, связанные с организацией рабочего времени и перерывов;
  • графики предоставления отпусков и зарплатные ведомости;
  • всевозможные журналы и книги учета.

Основные ошибки встречаются при оформлении трудового договора.

Согласно статье 57 ТК Российской Федерации , трудовой договор должен состоять из трех частей:

  • сведения о работнике и работодателе;
  • обязательные условия договора;
  • дополнительные условия.

Который проводит , в первую очередь следит, чтобы в тексте были указаны все условия, обязательные для включения. Эти условия закреплены в статье 57 ТК РФ и представляют собой следующие требования:

  • данные о месте работы и трудовых обязанностях (с указанием должности согласно штатному расписанию и конкретного вида работы);
  • дата начала работы и режим рабочего времени;
  • условия оплаты труда и время отдыха;
  • компенсации за работу, связанную с вредными или опасными условиями.

Если при подписании в договоре отсутствуют какие-либо из обязательных условий, они должны быть зафиксированы в виде дополнительного соглашения, составляющего неотъемлемую часть трудового договора.

Помимо проверки документации инспектор может проверить служебные помещения, помещения для принятия пищи и отдыха сотрудников, а также рабочие места на предмет соответствия с правилами охраны труда.

По ходу проверки ГТИ может опрашивать персонал, запрашивать любую информацию, необходимую для проверки.

При выявлении нарушений Роструд имеет право приостанавливать работу предприятия в целом или отдельных его подразделений, может отстранить от работы сотрудников, не прошедших курс инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.

Инспектор имеет право привлекать к ответственности (административной) тех лиц, которые виновны в нарушении норм трудового законодательства.

Направлять в органы судебной власти требование о прекращении деятельности предприятия, если заключением трудовой экспертизы установлено, что условия труда не удовлетворяют требованиям ТК РФ.

Биржевая пл.д.1

Число сотрудников 193 Годовой бюджет 78,327,1 тыс. руб. (2012) Руководитель Герций Юрий Викторович Ключевой документ Положение о Федеральной службе по труду и занятости Сайт http://www.rostrud.ru/

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд ) - федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства труда и социальной защиты . Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

В числе основных функций:

  • контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
  • деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • организация альтернативной гражданской службы;
  • организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе:

Руководство

Руководитель

  • Герций Юрий Викторович назначен руководителем Федеральной службы по труду и занятости 31 июля 2008 года .

Заместители руководителя

  • Шкловец Иван Иванович

Структура центрального аппарата

  • Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
    • Отдел надзора и контроля по общим вопросам трудового законодательства
    • Отдел надзора и контроля по вопросам оплаты труда
    • Отдел надзора и контроля по вопросам особенностей регулирования труда отдельных категорий работников
    • Отдел надзора и контроля по отраслевым вопросам охраны труда и экспертизы условий труда
    • Отдел надзора и контроля по вопросам расследования и учета несчастных случаев на производстве
    • Отдел по вопросам социального партнерства
    • Организационно-методический отдел
    • Сводно-аналитический отдел
  • Управление надзора и контроля в сфере занятости населения
    • Отдел контроля за обеспечением государственных гарантий социальной поддержки
    • Отдел надзора и контроля за осуществлением социальных выплат
    • Отдел документарных проверок
    • Отдел контроля за исполнением предписаний
  • Управление планирования, взаимодействия с регионами и контроля
    • Отдел организации и контроля альтернативной гражданской службы
    • Отдел планирования и отчетности
    • Отдел реализации мер активной политики занятости
    • Отдел взаимодействия с регионами
    • Отдел ведомственного контроля
  • Правовое управление
    • Отдел правового регулирования в сфере труда
    • Отдел надзора и контроля за нормативно-правовым регулированием в сфере занятости населения и безработицы
    • Отдел судебно-договорной работы
    • Отдел международного сотрудничества
    • Отдел правового регулирования государственных закупок
  • Финансово-экономическое управление
    • Сводный отдел доходов и расходов Роструда
    • Отдел бюджетного учета и отчетности
    • Отдел планирования и финансирования расходов Роструда
    • Отдел планирования и финансирования центрального аппарата
  • Управление делами
    • Отдел делопроизводства
    • Отдел по вопросам государственных службы и кадров
    • Отдел хозяйственного обеспечения
  • Управление информационных технологий
    • Отдел ведения регистров получателей государственных услуг
    • Отдел ведения ведомственных информационных систем
    • Отдел информирования
    • Отдел по защите информации, ведению системы межведомственного электронного взаимодействия и электронных услуг
  • Управление социальных гарантий
    • Отдел анализа объема субвенции
    • Отдел расчета расходования субвенций
    • Отдел финансирования выплат по возмещению вреда
  • Отдел по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации
  • Отдел по защите государственной тайны

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральная служба по труду и занятости" в других словарях:

    Федеральная служба по труду и занятости РФ (Роструд) - 1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения,… … Официальная терминология

    Федеральная служба разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а также оказание услуг. Статус федеральных служб упорядочен в 2004 в… … Википедия

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Альтернативная гражданская служба (АГС) особый вид трудовой деятельности в интересах … Википедия

    Альтернативная гражданская служба (АГС) особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Содержание 1 Что такое АГС 2 Цифры и факты … Википедия

    Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и… … Википедия

    Безработица - (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора

    Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

    В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 г., и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав… … Википедия

    В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 г., и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав Правительства… … Википедия

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по труду и занятости.

Положение
о Федеральной службе по труду и занятости
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324)

С изменениями и дополнениями от:

5 сентября 2007 г., 7 ноября, 24 декабря 2008 г., 27 января, 8 августа 2009 г., 15 июня 2010 г., 24 марта, 26 декабря 2011 г., 2 апреля, 19 июня 2012 г., 9 августа, 2 ноября 2013 г., 23 июня, 30 июля, 27 декабря 2014 г., 11 апреля, 25 декабря 2015 г., 1 июля 2016 г., 21 февраля 2018 г.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:

5.1.1. работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 5.1 дополнен подпунктом 5.1.1-2 с 6 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2018 г. N 181

5.1.1-2. осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" полномочий;

5.1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

5.1.3. осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации;

5.1(1). осуществляет надзор и контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 277 Положение дополнено подпунктом 5.1.(1-1)

5.1(1-1). осуществляет надзор и контроль за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1016 Положение дополнено подпунктом 5.1(2)

5.1(2). осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

5.1(3). осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2015 г. N 347 Положение дополнено подпунктом 5.1.4

5.1.4. осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

5.2. осуществляет контроль за:

5.2.4. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.2.5

5.2.5. расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 277 настоящее Положение дополнено подпунктом 5.2.6

5.2.6. обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 611 Положение дополнено подпунктом 5.2.7

5.2.7. порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 611 Положение дополнено подпунктом 5.2.8

5.2.8. деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

5.3. регистрирует в уведомительном порядке:

5.3.3. коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

5.5. осуществляет:

5.5.2. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;

5.5.4. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

5.5.5. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;

5.5.6. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;

5.5.8. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;

5.5.9. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.10

5.5.10. содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

5.5.14. государственную экспертизу условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.15

5.5.15. формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1132 Положение дополнено подпунктом 5.5.16

5.5.16. прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 611 Положение дополнено подпунктом 5.5.17

5.5.17. проверку деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 Положение дополнено подпунктом 5.5.18

5.5.18. формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 Положение дополнено подпунктом 5.5.19

5.5.19. принятие решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 Положение дополнено подпунктом 5.5.20

5.5.20. рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.(3)

5.5(3). в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.(4)

5.5(4). анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.(5)

5.5(5). участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 611 Положение дополнено подпунктом 5.5(6)

5.5(6). организует предоставление социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан;

5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2015 г. N 347 Положение дополнено подпунктом 5.6.1

5.6.1. является оператором информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", ответственным за ее формирование, развитие и модернизацию;

5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.9. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов по их мобилизационной подготовке;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.10.1

5.10.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.11. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, территориальных органов;

5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.13. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.15. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 6.5.(1)

6.5(1). составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.

7. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах).

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

9.2.5. проект положения о территориальных органах Службы;

9.2.6. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.7. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

9.2.8. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по труду и занятости;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

Федеральная служба по труду и занятости вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

12. Место нахождения Федеральной службы по труду и занятости - г. Москва.

В начале стремительного развития рыночной экономики российским властям стало понятно, что некоторые ее процессы необходимо регулировать путем создания новых организаций. Среди прочих государственных объединений в 2004 году возникла Федеральная служба, которую сокращенно до настоящего времени именуют Роструд. Это государственный орган исполнительной российской власти, призванный контролировать и упорядочивать процессы, происходящие в сфере трудовых отношений.

Летом 2004 года Правительство утвердило Положение, регламентирующее деятельность этого российского федерального органа. В 2012 году в Положение были внесены поправки, в таком виде госорган действует до настоящего времени.

Российские власти не создавали организацию на пустом месте. В СССР существовали специальные бюро, занимавшиеся трудоустройством населения страны и его информированием о свободных вакансиях. Действовали эти организации в условиях плановой экономики, современный Роструд взял на себя выполнение иных задач: регулирование занятости и контроль над соблюдением трудового права в условиях капиталистических отношений. В современных производственных условиях работник также может надеяться на защиту своих интересов при нарушении законов со стороны работодателей.

Федеральная служба: а какие функции?

Выполнение государственной службой своих функций позволяет участникам рынка труда чувствовать себя защищенными от несанкционированных действий руководителей компаний и объединений.


Новые экономические реалии в сфере развития трудовых отношений приносят Федеральному госоргану новые задачи, которые он призван решать.

Структура организации Роструд

Роструд: многоуровневая структура, содержащая управления, последние, в свою очередь, включают отделы. Служба состоит из следующих управлений.

  1. Надзора за соблюдением законов в сфере исполнения государственных законов.
  2. Контроля над занятостью всех групп населения.
  3. Планирования, взаимодействия с территориальными отделениями, которые, в свою очередь, контролирует Роструд.
  4. Юридической поддержки, в том числе, центральных органов и территориальных подразделений.
  5. Финансов и бухгалтерского учета, кадровое управление.
  6. Информационных технологий.
  7. Надзора за качеством оказания помощи в устройстве на работу и решением коллективных споров.
  8. Мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны.

Постановление Правительства России №156 формирует не только управления и подразделения службы, но и руководящую структуру организации, включая советников и помощников руководителей.

Территориальные подразделения

Роструд ведет свою деятельность через территориальные государственные подразделения, среди которых:

  • столичные и региональные центры занятости населения, обеспечивающие работодателям доступ к базе данных претендентов на вакансию, а гражданам, ищущим работу: подходящие рабочие места. В центрах работники могут пройти курс переобучения, устроиться на работу по другому профилю;
  • инспекции по труду, призванные отслеживать нарушения и бороться с ними в каждом из субъектов Российской Федерации;
  • управления, регулирующие коллективные споры. Возникла тенденция разделения этих организаций по сферам деятельности работников. Например, не так давно создано объединение театральных работников, призванное урегулировать споры, возникающие исключительно в театральной среде.


Полномочия Роструд

Государственный орган наделен широкими полномочиями, позволяющими противодействовать нарушениям в сфере отношений между работниками:

  • рассматривает дела о нарушениях, имеющих административный характер;
  • информирует сотрудников предприятий об их правах и обязанностях, о соблюдении законодательства;
  • обобщает практику и анализирует основные причины нарушений, готовя базу для новых нормативных актов;
  • занимается вопросами травматизма на рабочих местах;
  • ведет подготовку трудовых арбитров, решающих споры в коллективах, а также создает их информационную базу;
  • информирует СМИ о проблемах и решениях в сфере отношений между сотрудниками.

Федеральная российская служба по труду и занятости занимает лидирующие позиции среди органов власти страны, успешно решает проблемы работающих граждан. Информационные технологии помогли ей выйти на пространство Интернета, организация размещает на документы, рассказывает о своей деятельности, общается с заявителями в режиме реального времени. Роструд активно развивает направления своей деятельности, помогая гражданам эффективно трудиться.

«Государственную службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы государственные службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости и своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда, созданной в 1919 году, а также соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.

На деятельность этих служб государство возложило следующие задачи:

1) оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

2) предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

3) организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирования незанятых граждан;

4) оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

5) регистрировать безработных;

6) выплачивать пособия по безработице и других видов материальной помощи; 7) оформление досрочного выхода на пенсию;

8) разрабатывать программы занятости и мероприятия по социальной защите различных групп населения»

Таким образом, федеральный институт выполняет главные задачи по труду и занятости.

«В соответствии с «Положением о Федеральной службе по труду и занятости», Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Функции Федеральной службы по труду и занятости:

1. Осуществление государственного надзора и контроля за выполнением трудового законодательства работодателями;

2. Оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

3. Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

4. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

5. Организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

6. Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.»

Федеральная служба по труду и занятости наделена следующими полномочиями:

Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

Осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения;

Осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее, расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;

Регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;

Регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

Рассматривает дела об административных правонарушениях;

Информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Обобщает практику применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, а также подготавливает соответствующие предложения по их совершенствованию;

Анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике;

Реализует федеральные программы в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

Реализует меры активной политики занятости населения;

Осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

Содействует урегулированию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

Ведет базы данных по учету трудовых арбитров;

Информирует о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

Осуществляет государственную экспертизу условий труда;

Формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

Анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

Участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;

Взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.»

Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.»

Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять государственный надзор, контроль за выполнением работодателей трудового законодательства и содействие гражданам в поиске работы.

занятость население труд государственный

Похожие статьи