Конституционно-правовое регулирование деятельности адвокатуры в российской федерации и в субъектах российской федерации фролов, дмитрий валерьевич. Правовое регулирование, задачи и формы деятельности российской адвокатуры Нормативно правовое регулирование

14.05.2020

ВВЕДЕНИЕ

Адвокатская деятельность - это осуществляемая на профессиональной основе квалифицированная юридическая помощь, которая оказывается специально уполномоченными на то лицами.

Однако указанная деятельность базируется на законодательстве, то есть в своей работе адвокаты применяют большое количество нормативных актов, в том числе и тех, в которых прямо указаны их полномочия, права и обязанности.

В гражданском судопроизводстве адвокат является представителем либо истца, либо ответчика и осуществляет от их имени определенные права, которые регламентированы гражданским процессуальным законодательством.

В своей работе мы исследует вопрос об нормативных актах регулирующих и регламентирующих деятельность адвокатуры в РФ, а также об участии адвокатов в гражданском судопроизводстве, что является главной целью и задачей работы.

В ходе исследования использовались результаты изучения специальной литературы и законодательства.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТУРЫ В РФ

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре представляет собой систему нормативных правовых актов, в которых содержатся основные правила организации и деятельности адвокатских образований.

Основу законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре составляет Конституция РФ. Будучи актом высшей юридической силы, Основной закон страны провозгласил в качестве высшей ценности человека, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина возложена на государство в качестве основной обязанности (ст. 1 Конституции РФ). В этой связи каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ).

Данные положения обусловили развитие законодательной базы организации и деятельности адвокатуры.

Особенностью нормативного регулирования адвокатской деятельности является тот факт, что закон устанавливает лишь внешние запреты. Не нарушая прямых запретов, содержащихся в законодательстве, адвокат вправе поступать по собственному усмотрению, исходя из интересов своего доверителя и не нарушая положений кодекса профессиональной этики.

Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» представляет собой нормативный правовой акт, в котором в концентрированном виде содержатся основные правила организации адвокатуры как системы независимых органов, устанавливаются основные права и обязанности адвоката, закрепляется процедура приобретения статуса адвоката, определяется порядок функционирования органов адвокатского сообщества.

К другим федеральным законам относятся акты, в которых затрагиваются различные вопросы организации и деятельности адвокатуры.

Эта деятельность в числе прочих нормативных правовых актов регулируется Федеральным конституционным законом РФ от 21 июня 1994 г. №1-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 8 февраля 2001 г. №1-ФКЗ и от 15 декабря 2001 г. №4-ФКЗ) «О Конституционном Суде Российской Федерации». Адвокат в конституционном судопроизводстве может выступать в качестве представителя стороны (ч. 2 ст. 53 вышеуказанного Закона).

Особое место в системе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в части, регулирующей соответствующие правоотношения, относятся кодифицированные нормативные правовые акты: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Уголовный кодекс РФ; Уголовно- процессуальный кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ и др.

К иным федеральным актам в будущем могут быть отнесены законы, вносящие изменения и дополнения в Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В систему законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре входит Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. №976 (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. №116-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ, Федеральным законом от 8 января 1998 г. №7-ФЗ и Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. №1-ФЗ) «О судоустройстве РСФСР». Данный закон применяется в части, не противоречащей и иным федеральным законам.

Также в ходе деятельности адвокатура применяет нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации.

В ч. 4 ст.15 Конституции РФ прямо говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные договором, то применяются правила международного договора.

В ст. 10 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) гарантируется право каждого лица на то, чтобы в случае предъявления обвинения его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. содержится целый массив положений, непосредственно относящихся к деятельности адвокатов. Так, в ст. 2 закреплена обязанность государства уважать и обеспечивать всем находящимся на его территории и под его юрисдикцией лицам их права, без какого бы то ни было различия.

Аналогичные правила закреплены в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.).

Ряд положений, непосредственно касающихся адвокатской деятельности, содержится в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

Достаточно важная роль отведена адвокатам в рамках процедуры, предусмотренной Конвенцией о мирном решении международных столкновений (Гаага, 18 октября 1907 г.). Интересы сторон могут представлять адвокаты (ст. 14). При разрешении спора в третейском суде стороны могут поручать защиту своих прав и интересов перед судом адвокатам, для сего ими назначаемым (ст. 62 Конвенции).

Нормы международного права в ряде случаев появляются в результате обмена односторонними актами (нотами). Данные формы международного нормотворчества также могут выступать в качестве законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Нормы, касающиеся деятельности адвокатов, могут содержаться в двусторонних договорах (например, в консульских конвенциях, заключенных между Россией и иными государствами).

Поскольку к законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре отнесены нормативные правовые акты Правительства РФ, в той же мере к законодательству могут быть причислены международные соглашения, утвержденные на межправительственном уровне.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатом является лицо, получившее в установленном этим законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена. Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. С этого момента претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта Российской Федерации, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ч. 1, 3 ст. 9, ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 13, ч. 1, 3 и 4 ст. 15 названного закона).

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (ч. 1 ст. 1 указанного закона).

В зависимости от предусмотренного ч. 2 ст. 2 указанного закона вида оказываемой юридической помощи, определяющего содержание адвокатской деятельности, она подразделяется на следующие виды:

  • 1) дача консультаций и справок по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме;
  • 2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • 3) представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;
  • 4) участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
  • 5) участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • 6) участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
  • 7) представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • 8) представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
  • 9) участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • 10) участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом (ч. 3 ст. 2 указанного закона).

Согласно ч. 3 ст. 1 того же закона не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

  • - лицами, не обладающими статусом адвоката;
  • - работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • - участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;
  • - нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Деятельность адвоката характеризуют четыре основные черты:

  • - профессиональная деятельность объединяет адвокатов в сообщество людей, связанных общими ценностями и интересами;
  • - приоритет цели оказания услуг перед извлечением прибыли (что отличает адвокатскую деятельность от предпринимательской);
  • - особые знания и опыт;
  • - этика.

Адвокаты, в отличие от юрисконсультов и других категорий профессиональных юристов, не обладающих статусом адвоката, находясь организационно в адвокатских фирмах, бюро, кабинетах, консультациях в среде себе подобных, без отношений соподчиненное с заказчиком и не будучи связанными со спецификой деятельности организации - работодателя, всегда имели и имеют более широкую область деятельности и возможность более комплексного и нетрадиционного подхода к решению сложных проблем. Кроме того, адвокат в силу принадлежности к адвокатскому сословию имеет ряд законодательно закрепленных преимуществ перед просто юристом. Так, в частности, в соответствии со ст. 49 УПК РФ в качестве защитника на предварительном следствии допускается только адвокат. В соответствии со ст. 53 Закона «О Конституционном суде РФ» участвовать в заседаниях этого суда в качестве представителя стороны может только адвокат или лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности. На основании п. 5 ст. 59 АПК РФ представителем организации в арбитражном суде могут быть только юристы, состоящие в ее штате, или адвокаты.

Из ст. 4 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» следует, что законодательство об адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из:

Конституцией Российской Федерации в ст. 48 гарантируется право получения квалифицированной юридической помощи. Каждый человек вправе обратиться за такой помощью к адвокату.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы человеческой деятельности, в которой не нужно было бы знать и применять те или иные правовые нормы. Реализация закрепленных в Конституции основных прав и свобод граждан невозможна без включения правового механизма. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека, в свою очередь, требует гарантий на получение именно квалифицированной правовой помощи. Реализация права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует знания о самих правах, так и о таких запретах. Определить орган, полномочный разрешить жалобу или заявление, помочь гражданину составить соответствующий документ, представительствовать в различных органах - задача юристов. Ее решение требует квалифицированной юридической помощи. Особым видом такой деятельности является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Причем Конституция, гарантируя обвиняемому право на защиту, прямо связывает его с такой процессуальной фигурой, как адвокат.

Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин, нуждающийся в ней, в состоянии оплатить услуги адвоката. Законодательство об адвокатуре предусматривает случаи оказания гражданам бесплатной правовой помощи. Бесплатная юридическая помощь оказывается истцам в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; ветеранам Великой Отечественной войны по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам Российской Федерации при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией; несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в ходе осуществления в России судебной реформы призван обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами. Целью Закона является расширение правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Основными новеллами, отраженными в Законе, являются:

  • - нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры;
  • - гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности;
  • - расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката;
  • - признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро, коллегий адвокатов);
  • - расширение возможностей граждан Российской Федерации получать бесплатную юридическую помощь;
  • - определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти также могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, регулирующим адвокатскую деятельность. Так, в частности, ст. 14 Федерального закона «Об адвокатской деятельности...» предусмотрено создание региональных реестров адвокатов, порядок ведения которых определяется федеральным органом юстиции. Приказом министра юстиции РФ от 29 июля 2002 г. №211 был утвержден Порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, регламентирующий вопросы внесения сведений о лицах, получивших статус адвоката, о приостановлении, возобновлении или прекращении статуса адвоката, оформления, выдачи, учета, хранения и уничтожения удостоверений адвоката. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счет государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи.

Субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам адвокатской деятельности на территории субъекта, не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству об адвокатуре. В частности, такими вопросами могут быть: установление порядка и условий материально-технического обеспечения юридической консультации, выделение служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридические консультации, оказание финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридических консультаций.

Таким образом, одно из основных направлений развития адвокатской деятельности - законодательное формирование основных понятий и положений адвокатской деятельности, а так же реализация законодательных положений на практике.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции, которая, обладая высшей юридической силой, но отношению ко всем иным законодательным актам, закрепляет основополагающие положения для российской адвокатуры. Положения Конституции закрепляют необходимость существования в нашей стране адвокатуры как института гражданского общества и основные направления ее деятельности, прежде всего, защита высшей ценности - прав и свобод человека.

Институт адвокатуры призван гарантировать соблюдение провозглашенных в Конституции прав и свобод. Функционирование института адвокатуры является одним из главных средств обеспечения права граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника).

В ст. 4 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре закреплено, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из следующих нормативных правовых актов, которые условно можно разделить на три группы:

1. Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре , который является основным нормативным правовым актом, детально регулирующим основы адвокатской деятельности и порядок организации и функционирования адвокатского сообщества.

2. Другие федеральные законы, которые адвокаты используют при осуществлении своей профессиональной деятельности , а также принимаемые в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность.

Федеральные законы составляют основной массив нормативных актов. Значительную часть источников правового регулирования деятельности адвокатов составляют процессуальные нормативные правовые акты: УПК, ГПК, АПК, КоАП. Указанные кодексы регулируют правовой и процессуальный статус адвоката как участника тех или иных процессуальных правоотношений, участником которых в том или ином качестве выступает адвокат, осуществляя функции зашиты, представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика и т.д.

В качестве примера нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, издаваемых на основе и во исполнение законов, можно привести постановления Правительства РФ № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» и от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации»; приказ Минюста России от 16.08.2005 № 133 «Об утверждении формы удостоверения адвоката», приказ Минюста России от 05.02.2008 № 20 «Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений» и т. д.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре .

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ являются важным источником законодательного регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры, поскольку адвокатура согласно ст. 72 Конституции находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Данное конституционное положение имеет положительное значение для развития института адвокатуры, поскольку позволяет учитывать специфику отдельных регионов страны, потребность в юридической помощи на местах и иные факторы.

Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре субъектам РФ предоставлена возможность регулирования таких вопросов адвокатской деятельности, как участие:

  1. в создании юридических консультаций;
  2. в оказании юридической помощи бесплатно;
  3. в формировании квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта РФ.

В связи с этим можно назвать Закон г. Москвы от 23.10.2002 № 52 «О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты города Москвы». В своих нормативных правовых актах субъекты РФ также регламентируют порядок оказания адвокатами бесплатных услуг. Например, постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 № 1040-ПП «О мерах по реализации закона г. Москвы "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации"».

Кодекс профессиональной этики адвоката , принятый первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003, является корпоративным правовым актом и устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

В Кодекс профессиональной этики адвоката включены принципы и нормы профессионального поведения адвоката, а также процедурные основы дисциплинарного производства, которое обеспечивает рассмотрение жадоб и различных представлений на действия (бездействие) адвоката, их разрешение и исполнение принятого решения. Обязанность адвоката соблюдать Кодекс предусмотрена подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Принимая присягу, каждый адвокат лично обязуется в своей деятельности руководствоваться Кодексом профессиональной этики адвоката.

С учетом того, что адвокатура строится на принципах независимости, самоуправляемости и корпоративности, органы адвокатского самоуправления обладают правом принимать правила и нормы, регулирующие внутренние вопросы и обязательные для исполнения всеми членами адвокатского сообщества. Корпоративные акты , хотя и не считаются формально источниками правового регулирования адвокатуры, тем не менее, каждый адвокат обязан их соблюдать при осуществлении своей профессиональной деятельности в силу Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности (ч. 2 ст. 4 и ст. 7).

Кроме того, многие положения, касающиеся адвокатуры, содержатся в общепризнанных принципах и нормах международного права , которые в соответствии с Конституцией являются частью правовой системы РФ и имеют приоритет над внутренним правом. К международным правовым актам, закрепляющим права и свободы человека, в частности, в сфере права и правосудия, относятся:

  1. Устав ООН 1945 г., подтверждающий право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашающий как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии.
  2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой закреплены принципы равенства всех перед законом, презумпция невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для зашиты любого, обвиненного в совершении наказуемого деяния.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающий право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, и закрепляющий положение о том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, никто не может быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  5. В связи с принятием Федерального закона от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы » есть необходимость сослаться и на такой документ, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в соответствии с которой граждане Российской Федерации получают непосредственный доступ к контрольному механизму Конвенции. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию и протоколы к ней, в том числе и Протокол № 11 (о ЕСПЧ), Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней». В последние годы отмечается явный рост числа обращений к европейской системе защиты прав человека.
  6. Необходимо учесть также «Основные положения о роли адвокатов », принятые в августе 1990 г. в Нью-Йорке VIII Конгрессом ООН «По предупреждению преступлений», которые сформулированы так, чтобы помочь государствам-участникам в содействии и обеспечении надлежащей роли адвокатов, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Введение.

У каждого государства существует огромное количество законов, регламентирующих жизнь, как всего государства, так и его отдельных граждан. Ведущую роль в оказании населению квалифицированной юридической помощи играет адвокатура, организация и деятельность которой строятся на основе Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Правовая природа любой адвокатуры отражается в ее официальном статусе: это независимая, негосударственная, некоммерческая, добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается.
Адвокатура известна Российскому праву чуть более века. Ее история показывает, что на протяжении долгого времени значение адвокатуры принижалось, и долгое время адвокатура не могла найти должного законодательного регулирования.

Актуальность выбранной темы выражается в том, что уяснение правового регулирование, задач и форм организации деятельности адвокатуры на современном этапе развития России, является важным шагом как в изучении дисциплины «Правоохранительные органы», так и в понимании сути современного демократического развития нашей страны.

Целью работы является комплексное исследование правового регулирования, задач и форм деятельности российской адвокатуры. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

Рассмотреть правовое регулирование и принципы деятельности адвокатуры в Российской Федерации;

Проанализировать задачи адвокатуры в Российской Федерации;

Охарактеризовать современные формы адвокатских образований.

1. Общая характеристика адвокатской деятельности.

Адвокатская деятельность – это осуществляемая на профессиональной основе квалифицированная юридическая помощь, оказываемая специально уполномоченными на то, лицами. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств право на получение квалифицированной помощи.

В Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатура определяется как профессиональное сообщество адвокатов. Также в законе указывается, что адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Законом адвокатура определена не как организация, а как сообщество адвокатов. Это объединение лиц, имеющих статус адвоката, причем признак принадлежности к адвокатской профессии является обязательным. Лицо становится частью адвокатуры с момента присвоения статуса адвоката и перестает ею быть с момента прекращения статуса адвоката.

Адвокатура определена как институт гражданского общества. Гражданское общество представляет собой совокупность личностей, объединенных общностью интересов, а значит, адвокатура призвана защищать интересы как отдельных лиц, так и их объединений. Тем не менее адвокатура, защищая частные права и интересы, в тоже время осуществляет защиту и публичных интересов. Публичная функция адвокатуры определяется значимостью задач, возложенных на нее, и необходимостью каждому адвокату и адвокатуре в целом в своей деятельности строго соблюдать закон.

Адвокатура не является органом государственной власти, однако на адвокатуру возложена реализация конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь. Государство устанавливает ряд гарантий для обеспечения функционирования адвокатуры, осуществляет финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, а также при необходимости выделяет адвокатским образованием служебные помещения и средства связи.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был подписан Президентом Российской Федерации 31 мая 2002 г. и уже с 1 июля вступил в силу. Закон преследует решение задач по расширению правовых и организационных возможностей адвокатов в оказании квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. В рассматриваемом Законе отражены все основные понятия и направления деятельности органов адвокатуры.

Согласно указанному закону адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицам, получившими статус адвоката в порядке, установленным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В Законе закрепляются:

1) регламентация условий приобретения, прекращения и приостановления статуса адвоката;

2) права адвоката на выбор формы организации;

3) права адвоката на осуществление своей профессиональной деятельности индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро);

4) права граждан России получать бесплатную юридическую помощь;

5) определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

2. Принципы адвокатской деятельности.

Адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, которая оказывается на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката физическим и юридическим лицам для защиты их прав, свобод и интересов. Предмет адвокатской деятельности – неотчуждаемые права, свободы и интересы физических и юридических лиц, которые охраняются законом.

Признаки адвокатской деятельности:

1) квалифицированная юридическая помощь;

2) профессиональная обязанность;

3) осуществляется только лицами, имеющими статус адвоката;

4) имеет определенные цели.

Цели адвокатской деятельности: защита прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц; обеспечения доступа к правосудию. Они достигаются путем оказания гражданам и юридическим лицам юридической помощи. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Не будет являться адвокатской деятельность, которую осуществляют:

1) работники юридических служб (юридические лица), органов государственной власти и ОМСУ;

2) участники и работники организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальные предприниматели;

3) нотариусы, патентные поверенные, кроме случаев, когда в качестве патентного поверенного выступают лица, специально уполномоченные на ведение своей профессиональной деятельности.

Принципы адвокатской деятельности:

1) законность – соблюдении адвокатами законодательства Российской Федерации и ее субъектов в своей работе. Адвокат не вправе нарушать закон даже в интересах доверителя. Эти положения касаются также помощников, стажеров адвоката и органов адвокатского самоуправления;

2) независимость – адвокатура не относится к органам государственной власти и ОМСУ. Независимость адвокатуры – гарантия защиты прав и интересов граждан даже в споре с государством и его органами. Независимость адвокатуры гарантирована законодательством Российской Федерации;

3) самоуправление – Закон устанавливает органы самоуправления адвокатов:

Федеральную адвокатскую палату, адвокатскую палату субъектов Российской Федерации и их органы. Решения, принятые этими органами, обязательны для всех адвокатов;

4) корпоративность – адвокаты объединяются в единое общество для отстаивания своих профессиональных интересов, повышения престижа профессии и т.д. Корпорация разрабатывает свои внутренние правила, обязательные для всех членов корпорации;

5) равноправие – все адвокаты равны при осуществлении своей деятельности, обладают равными правами, несут одинаковые обязанности и ответственность. Имеют общие полномочия.

3. Права и обязанности адвоката.

Права адвоката:

1) получать сведения, нужные для оказания юридической помощи от органов государственной власти, ОМСУ, общественных объединений и организаций, которые обязаны ему их предоставить;

2) опрашивать лиц, которые владеют необходимой информацией;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами;

4) привлекать специалистов для разъяснения важных вопросов по данному делу;

5) конфиденциально, наедине встречаться со своим доверителем;

6) фиксировать информацию, которая содержится в материалах дела, не нарушая при этом никакой тайны;

7) совершать другие действия, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.

Обязанности адвокатов:

1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;

2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника и оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) совершенствовать знания и повышать профессиональную квалификацию;

4) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и выполнять все решения органов адвокатских палат любого уровня в соответствии с их компетенцией;

5) за счет полученных от профессиональной деятельности доходов каждый месяц производить отчисления для общих потребностей адвокатских палат;

6) страховать риск своей профессиональной имущественной ответственности.

Адвокат не имеет права на вступление в трудовые отношения в качестве работника. Исключение составляет научная и любая творческая деятельность. Адвокаты не могут занимать государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также должности государственной службы и муниципальные. Отвод адвоката возможен из-за существования заинтересованности с его стороны к предмету соглашения с доверителем. Адвокат не может принимать участие в деле, если состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимает участие в расследовании дела. Адвокат не может принимать поручение об оказании юридических услуг, если он уже участвовал в данном деле в качестве свидетеля. При возникновении оснований для отвода адвокат должен сам отстраниться от участия в этом деле.

Адвокат не вправе делать публичные заявления о вине доверителя, если тот ее отрицает, т.е. разглашать информацию, которая может быть использована против интересов доверителя. Ему также запрещено разглашать сведения, которые были получены им в процессе осуществления профессиональной деятельности.

4. Изучение основных видов адвокатской деятельности.

В кабинете адвоката меня ознакомили с основными видами юридической помощи. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды юридической помощи:

1) дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме. Консультация – это разъяснение действующего законодательства, справка – информация о содержании тех либо иных положений закона;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях;

6) участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

9) участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную Федеральным законом. Законом определено, что представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено Федеральным законом.

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Сведения об этих адвокатах вносятся федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальный реестр, порядок ведения которого определяется Правительством Российской Федерации. Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

Заключение .

Представительские функции адвоката в общей форме перечислены в Федеральном Законе об адвокатуре. Конкретные права и обязанности адвоката как представителя юридического или физического лица достаточно полно регулируются "соответствующими отраслями законодательства.

Адвокат вправе оказывать любую юридическую помощь, если она не запрещена федеральным законом. Это могут быть «юридические заключения адвоката по результатам правового анализа ситуации или представленных адвокату для изучения документов», участие в публичном освещении правовых вопросов по конкретному делу, любая другая деятельность, не запрещенная законом.

Адвокатура - это своеобразный социально-правовой институт гражданского общества. Он выполняет как государственно значимые функции, так и задачи, обусловленные частным интересом граждан и юридических лиц. Именно поэтому государством обеспечивается принцип независимости адвокатуры, а также обеспечивается финансирование адвокатуры при оказании адвокатом юридической помощи бесплатно в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации, а также при необходимости предоставления адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи с целью обеспечения населению доступа к юридической помощи.

Сегодня перед адвокатурой поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов физических и юридических лиц, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности. Основными задачами адвокатуры являются:

Бескомпромиссное служение делу защиты справедливости;

Защита прав в уголовном процессе;

Осуществление представительства в судах и других государственных органах;

Оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.

Cписок использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174- ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (редакция от 29.06.2015).

3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (редакция от 13.07.2015).

4. Федеральный Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 20 декабря 2004 года N 163-ФЗ (ред. от 21.11.2011).

Научная и учебная литература:

5. Хазиев Ш. Н., Молчанов А. В. Адвокатура В РФ. Краткий курс лекций.- 3-е изд., пер. и доп.- Москва: Юрайт, 2013.- 176 с.

6. Гриненко А. Адвокатура в вопросах и ответах. Учебное пособие.- Москва: Проспект, 2014.- 168 с.

7. Смирнов В. Н., Смыкалин А. С. Адвокатура и адвокатская деятельность. Учебное пособие.- Москва: Проспект, 2015.- 320 с.

8. Кучерена А. Г. Адвокатура России. Учебник.- 3-е изд.- Москва: Норма, 2015.- 784 с.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ АДВОКАТА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Адвокатура – это сообщество профессиональных юристов, получивших статус адвоката. Основными функциями адвокатуры являются оказание правовой поддержки гражданам и организациям и консолидация адвокатов для их совместной работы.

Адвокатура не входит ни в систему государственной власти, ни в систему местного самоуправления. Поэтому Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на судебную защиту, на разбирательство дел судом на основе состязательности и равноправия сторон, дает начало регулирования деятельности адвоката. Любой гражданин может вести свои дела в суде лично либо через представителя. В структуре российского законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре имеется:

Конституция РФ

Федеральный закон "Об адвокатской Федеральные законы деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие адвокатскую деятельность

Федеральный уровень законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре

Законы субъектов Российской Федерации

Нормативные акты субъектов Российской Федерации

Региональный уровень законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре

Кодекс профессиональной этики адвоката

Адвокат-представитель осуществляет свою деятельность на профессиональной основе, обладает для этого достаточными знаниями и опытом, позволяющими ему со знанием дела, квалифицированно решать возложенные на него задачи; отчетливо представляет свои роль и место в защите прав, свобод и законных интересов доверителя по конкретному гражданскому делу; обладает широким арсеналом процессуальных и внепроцессуальных средств, способов и мер выполнения профессиональных обязанностей.

Работа института адвокатской деятельности в России обусловлена наличием конституционной гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). На основании п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ институт адвокатуры, в том числе вопросы правового регулирования его деятельности, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Соответственно, на основании ч. 2 ст. 76 Конституции в рассматриваемой области должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом в рассматриваемом случае действует правило, установленное в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, согласно которому такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Основным действующим федеральным законом, регулирующим адвокатскую деятельность в Российской Федерации, в настоящее время является принятый 31 мая 2002 г. Федеральный закон N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре). В статье 4 названного Закона определена структура законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Это законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.



Основными принципами на которые полагается деятельность адвокатуры являются следующие:

Независимость;

Законность;

Корпоративность;

Самоуправляемость;

Равноправие адвокатов.

В России организационной формой адвокатуры выступают адвокатские палаты двух уровней:

Адвокатские палаты отдельных субъектов РФ.

Федеральная палата адвокатов.

Работа субъектов адвокатских палат основана на общеобязательном членстве в них всех адвокатов субъекта. Адвокатская палата на юридическом поле действа является юридическим лицом и подлежит обязательной государственной регистрации.

Цель формирования адвокатской палаты следующая:

Оказания доступной правовой помощи (в том числе и бесплатной) всему населению субъекта;

Представления и защиты интересов состоящих в ней адвокатов в органах власти, общественных и других организациях;

Контроля уровня профессионализма ее членов;

Контроля соблюдения кодекса адвокатской этики.

Решения адвокатской палаты носят императивный характер для всех ее членов. Строение палаты адвокатов субъекта РФ выглядит следующим образом:

Собрание (конференция) адвокатов - верховный орган палаты. Собрание адвокатов созывается не менее раза в год. Собранием адвокатов определяется состав совета палаты, ревизионной и квалификационных комиссий, избирается представитель для участия во Всероссийском съезде адвокатов, решаются вопросы распределения денежных средств и прочие.

Совет адвокатской палаты - исполнительный орган палаты. Он занимается подготовкой собраний адвокатов, управляет имуществом палаты, координирует деятельность ее членов, представляет интересы палаты в органах власти и т.д. Ревизионная комиссия - контрольный орган палаты. Он реализует функцию финансово-хозяйственного контроля за деятельностью палаты и ее органов. По результатам своей деятельности комиссия готовит отчет для собрания адвокатов.

Квалификационная комиссия - занимается организацией и проведением квалификационных экзаменов у соискателей на присвоение статуса адвоката, занимается рассмотрением жалоб на действия адвокатов - членов палаты.

Федеральная палата адвокатов РФ – общероссийская ассоциация субъектовых палат РФ. Она является координатором работы адвокатских палат, представителем и защитником адвокатов в органах власти всех уровней, а также организатором мероприятий по поддержанию высокого уровня оказываемой населению юридической поддержки. Решения, принятые Федеральной палатой адвокатов, носят обязательный характер для всех адвокатских палат и адвокатов страны.

Федеральная палата состоит из совещательного органа - Всероссийского съезда адвокатов, и исполнительного - Совета Федеральной палаты адвокатов. Созыв верховного органа (съезда) палаты происходит не менее чем один раз в год. Адвокатские палаты обладают равными правами на Съезде и, независимо от их размера имеют один голос в голосовании по рассматриваемым вопросам. Одной из важнейших задач Съезда является принятие кодекса адвокатской этики, внесение в него изменений и дополнений, а также контроль за его соблюдением.

Совет палаты управляет имуществом палаты, готовит методические рекомендации по вопросам обучения и переподготовки кадров, занимается организацией бесперебойного информационного обеспечения членов палаты и т.д. Также адвокаты имеют право на создание общественных объединений адвокатов и членство в них.

Иные федеральные законы, образующие законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. называемые в п. 1 ст. 4 Закона об адвокатуре в составе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре "другие федеральные законы", законодатель не конкретизирует состав и назначение последних. Использование в тексте федерального закона столь лаконичной формулировки обусловливает возникновение ряда проблем не только теоретического, но и практического свойства.

Так, на основании действующего законодательства представляется практически невозможным однозначно ответить на следующие вопросы:

Каким критериям должен отвечать федеральный закон, чтобы он был признан элементом законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре?

Является ли упоминание в тексте Закона об адвокатуре о возможности регламентации определенных вопросов деятельности адвоката федеральным законодательством либо конкретным федеральным законом основанием для включения такого закона в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре?

Оправданно ли рассматривать в составе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре федеральные законы, принятие которых не предусмотрено Законом об адвокатуре?

Возможно ли рассматривать в составе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре федеральные законы, лишь часть нормативных предписаний которых прямо или опосредованно посвящено адвокатской деятельности?

Возможно ли регулирование адвокатской деятельности федеральным законом, не входящим в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре?

Возможно ли включение в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре законов федерального уровня, принятых до момента вступления в силу Закона об адвокатуре или вступающих в противоречие его предписаниям?

В чью пользу должна разрешаться нормативная коллизия в случае появления различающихся предписаний двух и более федеральных законов по одному и тому же вопросу (в том числе в случае, если лишь один из них входит в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре)?

Вышеуказанные проблемы весьма затрудняют ответ на вопрос о составе федеральных законов, образующих законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. По этой причине представляется возможным только определять состав действующих федеральных законов, посредством которых осуществляется правовое регулирование адвокатской деятельности. Для этих целей представляется возможным использовать следующую классификацию.

Федеральный закон, осуществляющий комплексное правовое регулирование адвокатской деятельности.

Федеральные законы процессуального законодательства, включающие комплекс норм об особенностях участия, составе полномочий и статусе адвоката как участника процесса.

Федеральные законы, нормы которых предусматривают дополнительные права и обязанности лиц, имеющих статус адвоката, а также регламентируют порядок реализации этих полномочий.

Федеральные законы, содержащие отдельные нормы, подтверждающие конституционное право каждого на профессиональную юридическую помощь и определяющие порядок предоставления адвокатами такой помощи отдельным категориям граждан.

Федеральные законы, регулирующие особенности участия адвоката в трудовых отношениях в качестве работодателя.

Федеральные законы, содержащие нормативные регламентации об особенностях финансовых аспектов деятельности адвокатов.

Федеральные законы, регулирующие особенности социального и пенсионного страхования адвокатов.

Федеральные законы, регулирующие налоговые последствия адвокатской деятельности.

Федеральные законы, содержащие конкретизирующие нормы о порядке материально-технического и финансового обеспечения адвокатской деятельности.

Федеральные законы, нормы которых предусматривают дополнительные профессиональные ограничения для лиц, лишенных адвокатского статуса.

Федеральные законы, содержащие нормативные предписания об организационных особенностях взаимодействия с адвокатурой.

Федеральные законы, вносящие изменения в законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Похожие статьи