Способы защиты трудовых прав граждан. Защита трудовых прав. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

13.08.2023

Защита трудовых прав и свобод возможна на основе законодательного их закрепления, самозащиты работниками трудовых прав и свобод, расширения судебной защиты, использования государством административно-организационных мер контроля (надзора) и привлечения к ответственности виновных лиц и защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников. Все эти меры в комплексе образуют определенную систему, направленную на обеспечение реализации трудовых прав и свобод, соблюдение трудового законодательства и восстановление нарушенных прав.

В Российской Федерации согласно ст. 2 Конституции РФ именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом , установлено ч. 2 ст. 45 Конституции РФ.

Соответственно, в ТК РФ (ч. 1 ст. 352) установлено, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основные способы защиты трудовых прав и свобод, которые предусмотрены законом, указаны в ч. 2 ст. 352 ТК РФ. К ним отнесены:

  • самозащита работниками трудовых прав;
  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • судебная защита.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства, осуществляемый в сфере регулирования трудовых отношений, в основном касается установления и применения условий труда. Особенно это важно в связи с расширением коллективно-договорного, локального, а также индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений. В ТК РФ содержатся нормы, запрещающие ухудшать условия труда, снижать уровень трудовых прав и гарантий работника по сравнению с трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор , соглашение или трудовой договор , то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Выявление подобных локальных нормативных актов или коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров и пресечение допущенных нарушений, восстановление нарушенных трудовых прав является действенным способом защиты трудовых прав и свобод работника. Важную роль в осуществлении указанного контроля играет федеральная инспекция труда, именуемая также Гострудинспекцией или Рострудинспекцией. Федеральная инспекция труда определена ст. 354 ТК РФ как единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти , уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти , уполномоченного на проведение государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ (ч. 2 ст. 354 ТК РФ).

Принципы деятельности и основные задачи Федеральной инспекции труда определены в ТК РФ (ст. 355) . Деятельность инспекций и их должностных лиц строится на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина , а также принципов законности , объективности, независимости и гласности.

Среди основных задач на первое место выдвинуто обеспечение, соблюдение и защита трудовых прав и свобод граждан , включая право на безопасные условия труда. К задачам также отнесено обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства; обеспечение как работников, так и работодателей информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и т.д. Федеральная инспекция труда и ее органы на местах для реализации стоящих перед ними задач наделены соответствующими полномочиями, установленными в ст. 356 ТК РФ. К числу таких полномочий относятся, в частности; осуществление контрольно-надзорной деятельности в области трудовых отношений посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях ; обобщение и анализ причин нарушений трудового законодательства; проверка соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и т.д. К правам государственных инспекторов труда и способам выявления правонарушений в сфере труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, иных актов отнесены следующие: беспрепятственно в любое время суток при предъявлении удостоверения установленного образца посещать организации и работодателей - физических лиц в целях проведения инспекции всех работодателей в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления контрольно-надзорных функций; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве и другие права, предусмотренные ст. 357 ТК РФ.

В ст. 357 ТК РФ закреплены и положения о формах реагирования указанных инспекторов на выявленные нарушения. К ним относятся: право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях лиц к или об отстранении их от должности в установленном порядке; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организации или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда и другие права.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Предписания государственных инспекторов труда носят обязательный характер, а их выполнение согласно ст. 22, 212 ТК РФ является одной из обязанностей, возложенных на работодателя.

Предписание государственного инспектора может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем. Данное положение нередко связано с процедурой принятия локальных нормативных актов работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы работников. Если работодатель и указанный орган профсоюза не достигли согласия, возникшие разногласия оформляются протоколом и при принятии локального нормативного акта профсоюз обращается в государственную инспекцию труда, направляя необходимые документы. Гострудинспекция в течение месяца осуществляет проверку и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание, обязательное для исполнения, об отмене этого акта (ст. 372 ТК РФ). При увольнении работника по сокращению численности или штата работников, несоответствию занимаемой должности (работе) вследствие недостаточной квалификации либо неоднократного нарушения трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания государственная инспекция труда при обращении к ней обязана рассмотреть вопрос об увольнении и обоснованности действий работодателя в течение 10 дней. В случае признания увольнения работника незаконным инспекция выдает обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула (ч. 3 ст. 373 ТК РФ).

В ТК РФ закреплены также обязанности государственных инспекторов труда (ст. 358). При осуществлении своей деятельности они обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

На государственных инспекторов труда возложены обязанности сохранять государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну , ставшую известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления занимаемой должности.

Наряду с этим государственные инспекторы труда обязаны воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе (работнике), если проверка осуществляется в связи с обращением этого заявителя (работника), а он возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы .

Порядок инспектирования (проведения проверки) должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией Конвенциями МОТ, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ (ст. 306 ТК РФ). Сообщение в таком случае работодателю сведений о заявителе (работнике) может привести к нарушению его права на защиту и не предотвратит сокрытия фактов нарушения трудового законодательства, если недобросовестный работодатель к этому прибегнет.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства инспектируют любых работодателей на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности , а также работодателей - физических лиц в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (например, уведомление работодателя даст ему возможность скрыть нарушения трудовых прав работника и др.). Данное положение основано на ст. 12 Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) и Протоколе 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированных Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ. Порядок инспектирования установлен также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, они независимы от государственных органов , должностных лиц и подчиняются только закону. Трудовым кодексом РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда (ст. 363 ТК РФ).

Из этого следует, что государственные органы, должностные лица и другие не должны оказывать давление или какое-либо воздействие на государственных инспекторов труда и не могут препятствовать их деятельности.

Лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 363 ТК РФ).

Одной из основных обязанностей работодателя является своевременное выполнение предписаний государственных надзорных и контрольных органов. Это раскрывается также в ст. 212 ТК РФ, в которой определены его обязанности: по предоставлению органам государственного контроля (надзора) информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; по беспрепятственному допуску должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в целях проведения проверки условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по выполнению предписания должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.

Решения государственных инспекторов труда, согласно ст. 361 ТК РФ, могут быть обжалованы вышестоящему по подчиненности руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях.

Данный контроль проводится согласно ст. 353.1 ТК РФ в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций . Они принимают меры, направленные на устранение нарушений и привлечение виновных к ответственности. При осуществлении надзора за исполнением законов на территории РФ органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, не вправе вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорных объектов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения трудовых прав работников. На акт, нарушающий права человека и гражданина, прокурор или его заместитель приносит протест либо обращается в суд, а в целях устранения допущенных нарушений прав и свобод граждан вносит представление в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить их. По основаниям, установленным законом, прокурор или его заместитель возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами является одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод наряду с государственным надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства, самозащитой работниками трудовых прав и судебной защитой. В отличие от государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов , содержащих нормы трудового права , осуществляемого государственными органами и должностными лицами, профсоюзами проводится профсоюзный (общественный) контроль и применяются его общественные формы и методы.

Профессиональные союзы вправе также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров , соглашений.

Профсоюзы могут для осуществления контроля создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными в установленных положениях. Право их создания принадлежит общероссийским профессиональным союзам и их объединениям, которые утверждают указанные положения об этих инспекциях. Например, крупнейшее объединение профсоюзов - Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) Постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-2 утвердила Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда профсоюзов. В данном Положении определены задачи профсоюзной правовой инспекции труда, права и обязанности профсоюзных правовых инспекторов труда.

Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории одного субъекта РФ , могут создавать правовые и технические инспекции профсоюзов и принимать положения, которые должны соответствовать типовым положениям соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Права профсоюзных инспекторов ныне предусмотрены в ТК РФ (ст. 370 и другие статьи ТК РФ).

Профсоюзные инспекторы труда (правовые инспекторы правовой инспекции или инспекторы по охране труда технической инспекции) в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности , а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных актов. Они могут проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, получать о них полную информацию, а также информацию о состоянии условий труда работников и охраны труда от руководителей и иных должностных лиц организации, индивидуальных предпринимателей - работодателей.

Профсоюзные инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица профсоюзов также имеют право: защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, а также правовых актов органов местного самоуправления ; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в установленном порядке.

Профсоюзным инспекторам предоставлены и другие права, круг которых достаточно широк, так как охватывает возможность их участия в рассмотрении трудовых споров или в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов и др.

Работодатель обязан (ст. 22 ТК РФ) обеспечить беспрепятственный допуск инспекторов для проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязан предоставлять информацию и документы, необходимые для осуществления полномочий профсоюзными инспекторами труда при проведении контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда согласно ст. 212 ТК РФ.

Формами реагирования профсоюзов, их инспекций труда на выявленные нарушения являются следующие:

  • право направлять работодателям представления с требованиями об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении закона и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Чаще всего в адрес работодателя следуют обращения о нарушении трудовых прав работников руководителем организации или руководителем структурного подразделения, их заместителями.

Рассмотрение представлений соответствующих профсоюзных органов о выявленных нарушениях, принятие мер по их устранению и сообщение этим профсоюзным органам о принятых мерах являются одной из основных обязанностей работодателя, установленных в ч. 2 ст. 22 ТК РФ, а также в ст. 212 ТК РФ. Работодатель в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений обязан сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения указанного требования и принятых мерах (ч. 2 ст. 370 ТК РФ). Обращение профсоюзного органа может содержать требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве (ст. 370 ТК РФ).

Если факты нарушения подтвердились, то работодатель привлекает руководителя организации, руководителя структурного подразделения, их заместителей к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения согласно ст. 195 ТК РФ.

Профсоюзы и их инспекции взаимодействуют с Федеральной инспекцией труда, федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В защите трудовых прав работников определенную роль играет принятие работодателем решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (представителя работников) в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 371). Учет мнения в этих случаях установлен в ТК РФ, например ч. 4 ст. 99, ч. 5 ст. 113, 162, ч. 4 ст. 180, ч. 2 ст. 2, ст. 221, ч. 9 ст. 230 и др.

Большое значение придается участию выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ) при расторжении с работниками трудового договора по инициативе работодателя по отдельным основаниям (п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Статьей 373 ТК РФ установлен порядок учета мотивированного мнения этого профсоюзного органа при расторжении с работником - членом профсоюза трудового договора по инициативе работодателя по указанным основаниям.

Учет мнения профсоюзного органа об увольнении работников происходит в следующем порядке: при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником по одному из указанных оснований работодатель направляет соответствующему выборному органу первичной профсоюзной организации проект приказа об увольнении и документы, являющиеся основанием для принятия решения об увольнении работника. Например, направляются изменение штатного расписания и отказ работника от перевода на другую работу при увольнении по сокращению численности или штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ или решение аттестационной комиссии и соответствующая документация об отсутствии вакансий для трудоустройства при увольнении работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ либо копия приказа о дисциплинарном взыскании, ранее объявленном работнику, и докладная записка о допущенном им вновь нарушении трудовой дисциплины , объяснительная записка работника либо акт об отказе дать объяснение при увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В течение семи дней профсоюзный орган рассматривает представление работодателя и направляет ему в письменной форме свое мотивированное, т.е. обоснованное определенными доводами, мнение.

Это особенно важно при несогласии с работодателем по вопросу об увольнении работника. В данном случае приобретает значение: 1) срок рассмотрения и направления работодателю мотивированного мнения - в течение семи дней; 2) обоснование принятого мнения; 3) его письменная форма.

Если указанный профсоюзный орган выразил несогласие с увольнением, то он в течение трех дней проводит с работодателем дополнительные консультации. Результаты консультаций оформляются соответствующим протоколом.

В случае когда общее согласие по результатам консультаций не достигнуто, работодатель по истечении 10 рабочих дней может принять окончательное решение. При этом работодатель имеет право на расторжение трудового договора с работником не позднее одного месяца после получения мотивированного мнения профсоюзного органа.

Решение работодателя может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда, которая в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ одной из основных обязанностей работодателя, как известно, является своевременное выполнение предписания государственных надзорных и контрольных органов.

Государственный инспектор труда имеет право предъявить работодателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников в соответствии со ст. 357 ТК РФ. Работодатель при несогласии с указанным предписанием имеет право обжаловать его в суд . Обращение в государственную инспекцию труда не является препятствием для работника или профсоюзного органа в осуществлении их права обжаловать увольнение работника непосредственно в суд.

Для защиты трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами значительную роль играет установленный ТК РФ порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы работников при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Статьей 372 ТК РФ установлен следующий порядок учета мнения указанного профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов:

  • проект локального нормативного акта направляется работодателем выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников, т.е. представительному органу работников, и сопровождается соответствующим обоснованием, определяющим его необходимость и правомерность;
  • профсоюзный орган направляет работодателю свое мнение, отвечающее следующим требованиям, установленным ТК РФ: а) оно направляется в течение предусмотренного срока , не позднее пяти дней с момента получения проекта; б) оно представлено в письменной форме; в) оно аргументировано, т.е. сопровождается определенными доводами в подтверждение принятого мнения;
  • если профсоюзный орган не согласен с проектом локального нормативного акта или предлагает его усовершенствовать, то работодатель может согласиться с этим. В случае несогласия работодатель обязан в течение трех дней после получения предложения профсоюзного органа провести с ним дополнительные консультации для достижения соглашения, устраивающего обе стороны, которые должны быть нацелены на сотрудничество в рамках социального партнерства, поскольку взаимные консультации являются одной из форм социального партнерства (ст. 27 ТК РФ);

В случае недостижения согласия в ходе консультаций, что свидетельствует о возникших между сторонами разногласиях, эти разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт;

Профсоюзный орган в этом случае вправе начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ (гл. 61), указанный локальный нормативный акт может быть обжалован в суд или в соответствующую государственную инспекцию труда, которая в течение одного месяца обязана провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного акта, обязательное для исполнения.

Трудовым законодательством установлены гарантии по защите прав работников, входящих в состав выборных профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы. Гарантии этим работникам основаны на международных актах в области труда. Конвенция МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.) устанавливает, что представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе, или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим законодательством, коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями.

Представителям работников предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Европейской социальной хартией (пересмотренной в 1996 г.) установлено, что для эффективной реализации представителями работников права осуществлять свои функции государства - члены Совета Европы обязаны обеспечивать представителей работников эффективной защитой от действий, направленных против них со стороны администрации, включая увольнение за их общественную деятельность (ч. 1 ст. 28).

В ТК РФ предусмотрены определенные гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы (ст. 374 ТК РФ).

Гарантии права на труд работникам, являющимся членами профсоюзных органов, согласно ст. 376 ТК РФ, распространяются на руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителей в течение двух лет после окончания срока их полномочий в случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Трудовым кодексом РФ предусматриваются гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы (ст. 375 ТК РФ). Указанным работникам после окончания срока их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника - другая равноценная работа (должность) у того же работодателя.

При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

Самозащита работниками трудовых прав

Самозащита как один из основных способов защиты работниками трудовых прав впервые введена в ТК РФ (гл. 58), хотя новым является лишь термин "самозащита". В некоторых случаях работники прибегали к самозащите и до принятия ТК РФ.

Трудовой кодекс не раскрывает понятие (термин) "самозащита". Под самозащитой обычно понимается такой способ защиты прав , при котором работник защищает себя собственными действиями, не обращаясь за помощью в суд или к государственным либо общественным органам. К самозащите работник прибегает при наличии нарушения права или возможности его нарушения. При этом самозащита должна быть соразмерна указанному нарушению и не выходить за пределы, необходимые для его пресечения.

В целях самозащиты трудовых прав работник согласно ст. 379 ТК РФ после извещения работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором , а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами , содержащими нормы трудового права . Хотя в названии ст. 379 ТК РФ указано на "формы самозащиты", они до конца в данной статье не конкретизируются, поскольку реализация работником права на самозащиту предусмотрена также в отдельных статьях ТК РФ (ст. 142, 219) как способ невыполнения работы, т.е. отказ от нее, если работодателем нарушаются важнейшие трудовые права работника на условия труда, включая заработную плату и охрану труда . Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ ст. 379 ТК РФ дополнена ч. 2, устанавливающей, что в целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты установлена в ст. 380 ТК РФ.

Вопрос о самозащите решается работником индивидуально и не имеет отношения к забастовке , которая, как известно, требует коллективных действий.

В ТК РФ предусматривается возможность самозащиты в форме отказа от выполнения работы (приостановка работы) до устранения нарушения права.

Право на труд — одно из основных прав граждан нашей страны, которое задекларировано в Конституции. В современном обществе, в который раз находящемся в состоянии экономического кризиса, не все работодатели считают необходимым соблюдать это право. Средства массовой информации регулярно сообщают о случаях незаконного увольнения сотрудников, о задержках выплаты зарплаты и так далее. Подобные ситуации требуют от всех заинтересованных сторон знания правовых основ трудовых взаимоотношений. Способы защиты трудовых прав работников – одна из актуальнейших проблем в этой отрасли.

Виды способов защиты трудовых прав

Понятие «защита трудовых прав» не ограничено исключительно выявлением нарушений прав сотрудников работодателями и выстраиванием в соответствии с законом попранных ранее прав, сюда входит и предупреждение подобных нарушений. Эти вопросы излагает часть 5 ТК, включающая их детальное описание.

Формы и способы защиты трудовых прав объясняет ст. 353 ТК. В ней даётся информация о том, что государством гарантируется защита прав работников. Здесь же определяются и установленные государством способы защиты.

Выделяются следующие способы, определяющиеся, как основные:
  • самозащита;
  • защита прав трудящихся при участии профессиональных союзов;
  • надзор и контроль со стороны государства.
  • защита суда.

Существуют и неосновные способы:

  1. Защита с привлечением комиссий по трудовым спорам.
  2. Разрешение конфликта с помощью коллективных трудовых споров.
  3. Решение спора с привлечением правозащитных организаций.
  4. Обращение в Международный суд по правам человека.
  5. Другие способы.

При всём многообразии предлагаемых способов защиты трудовых прав наиболее действенными все же остаются те, которые предполагают, что на сторону работающего человека должно стать государство.

Итак, защита трудовых прав работника осуществима им самостоятельно (самозащита), обществом (если в процессе участвуют профсоюзы или другие общественные организации), государством (при участии судебных и иных государственных учреждений).

Негосударственные способы

К негосударственным способам защиты прав работника можно отнести такие основные способы, как самозащита и защита прав при участии профсоюза, кроме этого в данную группу входят все неосновные способы, защищающие рассматриваемые права работающих граждан.

Самозащита

Данное понятие включает в себя весь комплекс средств, которые доступны сотруднику для защиты попранных трудовых прав собственными силами. Во всех случаях нарушения прав допускается параллельное направление жалобы на работодателя в государственные органы.

Чаще всего самозащита применима в таких случаях:
  • нарушение срока выдачи зарплаты;
  • невыплата зарплаты;
  • несоблюдение требований норм охраны труда.

Несмотря на наличие правовых норм, регулирующих самозащиту работника, законодателем предусмотрена лишь одна её форма – полный отказ от осуществления своих рабочих функций.

Так, например, в случае если невыплата заработной платы продолжается свыше 15 суток, любой работающий человек может на законных основаниях отказаться от исполнения своих должностных функций. Он об этом должен уведомить организацию — работодателя письменно. Приостановление работы обычно длится до устранения данного нарушения. Работодатель обязан письменно уведомить своего сотрудника о возможности произвести выдачу зарплаты. Во время самозащиты трудящийся может в рабочее время не быть на работе, но он имеет право на начисление средней зарплаты за период самозащиты.

Кроме рассмотренного случая официально работающий человек может использовать предоставляемое ему законом право на самозащиту в случае, если он отказывается выполнять трудовую деятельность, не предусмотренную трудовым договором, или если существуют угрозы его жизни либо здоровью.

Преследования со стороны работодателя опасаться при самозащите не нужно, так как подобное поведение относится к законным правам работника.

Однако законом защищены также права работодателя, он наделён правом на защиту и может обращаться в те же государственные органы: в Государственную инспекцию труда, в суд — для того, чтобы оспорить незаконные, по его мнению, действия своего сотрудника.

Решение данных органов обязательно к исполнению для обеих сторон, поэтому, если право сотрудника на самозащиту в конкретном случае признано незаконным, то он должен незамедлительно приступить к работе.

Защита прав при участии профсоюзных органов

Работник имеет на получение помощи от профессиональных объединений в защите своих попранных трудовых прав при условии, что они организованы в учреждении работодателя данного работника, вступившего на добровольных началах в члены профсоюза.

Понятие «территориальный профсоюз» раскрыто в соответствующем законе «О профессиональных союзах». Это объединение граждан, работающих в определенной отрасли, создаваемое на добровольных основах и входящее в более крупные профсоюзные объединения. Важнейшей целью профсоюза считается охрана интересов своих членов.

Данное объединение уполномочено контролировать соблюдение работодателями трудовых норм, установленных законодательством. Эта профессиональная организация является независимой, на её деятельность не влияют государственные организации.

Для принятия ряда кадровых решений работодатель обязан уведомлять профсоюзы и учитывать мнение этого органа при формировании окончательного решения.

Законодатель устанавливает эти случаи при прекращении трудовых отношений с членами профсоюза в случаях:
  • сокращения;
  • низкой квалификации сотрудника, вследствие чего он признан не соответствующим должности;
  • неоднократного отказа работника исполнять должностных обязанностей.

Для создания оптимальных условий, способствующих защите интересов всех членов профессионального союза, это объединение может делегировать свои полномочия по защите работников профсоюзным инспекторам.

Они обладают правом на:

  • посещение организаций, в которых трудятся работники, состоящие в профсоюзах;
  • участие в деятельности комиссии по приёму производственных объектов;
  • оказывать помощь в организации возмещения ущерба при получении его членом профсоюза на производстве;
  • проверять условия труда работающего населения и выполнение работодателями обязанностей, содержащихся в коллективных договорах;
  • анализировать, что послужило причиной несчастных случаев.

При обнаружении нарушений профсоюзными инспекторами нарушитель обязан не позднее 7 дней уведомить проверяющий орган о действиях по ликвидации недочётов.

Способы защиты прав работающего населения, включённые в негосударственные, закреплены законодательно. Каждый работающий гражданин может сам защитить свои трудовые интересы.

Важную роль в осуществлении трудовых прав, определённых законодательно, играют профессиональные союзы, наделенные для этого довольно обширными полномочиями.

Государственные способы

Государство заинтересовано в соблюдении законности во всех сферах жизни граждан, уделяет оно и большое внимание охране трудовых прав работающих граждан. Государством обеспечиваются надзорные и контрольные функции в отношении соблюдения требований законов о труде, а также судебная охрана прав работающего человека.

Государственная инспекция труда

Глава 57 ТК подробно рассматривает функции государственного контроля, обеспечивающие возможность соблюдения законодательных норм о труде. Полномочия от имени государства здесь осуществляются государственной инспекцией труда. Обратиться в данную структуру за защитой попранных прав или, кроме этого, за объяснением разнообразных сложных нюансов трудового права разрешено для всех работающих.

Наиболее часто в трудовые инспекции поступают жалобы в следующих случаях:
  • сотруднику не представлена работа, оговоренная трудовым договором;
  • несвоевременная или не в полной мере выплата зарплаты, неправомерное перенесение сроков ее выдачи;
  • рабочее место сотрудника не соответствует установленным требованиям и нормам, включая определённым коллективным договором;
  • отказ в предоставлении времени для отдыха либо незаконное сокращение времени отдыха работников;
  • другие несоблюдения прав работающего населения.

За помощью в трудовую инспекцию могут также обратиться граждане, которые считают, что им необоснованно было отказано при приеме на работу.

Обращение обычно направляется письменно, в бумажном, реже в электронном виде. Желательно к жалобе доложить копии документов, которые подтвердят несоблюдение трудовых норм. Согласно действующим нормам сроков давности для направления жалобы в эту инспекцию нет.

Инспекторы обязаны принять меры по документированию достоверности фактов нарушения или же их опровергнуть.

По итогам проведенной проверки в случае выявления любых несоблюдений норм трудового права инспекторами могут быть приняты такие меры по восстановлению попранного права:
  • выдать нарушителю предписание с указанием требований к устранению нарушения;
  • составить в отношении виновного лица либо организации административный протокол;
  • приостановить деятельность организации;
  • отстранить от исполнения должностных обязанностей виновных лиц;
  • подготовить и направить материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
  • Конечной инстанцией, ставящей точку в трудовом споре, считается суд.

    Обращение работника за судебной защитой начинается с составления им искового заявления. Для этого важно собрать все документы, подтверждающие факты попрания трудового права. В это время возможно противодействие работодателя, который может постараться помешать сотруднику в сборе документов для доказательной базы. Подобные случаи бывают связаны с тем, чтобы затянуть подачу искового заявления в суд, пропустив, в конечном итоге, сроки подачи.

    Если ситуация складывается подобным образом, следует письменно запросить нужные документы у работодателя. Во исполнение положений ст. 62 Трудового кодекса последний обязан выдать их в течение трёх дней.

    Важно знать, что исковое заявление составляется по установленному образцу, в противном случае можно не рассчитывать на принятие подобного обращения. Желательно именно для составления данного обращения обратиться за помощью к юристу. К иску обязательно прикладываются копии имеющихся документов, которые подтвердят факты нарушения трудовых прав сотрудника.

    Подаётся исковое обращение в суд по месту расположения организации, нарушающей нормы трудового права.

    Срок подачи подобного иска – не позднее, чем через 3 мес. со дня попрания права работающего человека. В случае если уязвлены права, связанные с приёмом, восстановлением либо увольнением с работы, то данный срок ещё меньше – 1 месяц. Продлить эти сроки возможно лишь в том случае, если работник докажет, что они пропущены по уважительным причинам.

    Нарушение прав работника одновременно является и нарушением норм законодательства в области трудовых отношений. Поэтому государство пресекает подобные нарушения, используя для этого дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность.

    Для государственной власти защита прав работника, как видно из приведенной информации, является важной задачей, для решения которой привлекаются и государственные, и негосударственные организации, объединения. Важно то, что работник, если его права нарушены, может отстаивать их собственными силами, либо прибегнуть к помощи большого количества уполномоченных на это учреждений, союзов и т. д., в том числе международных. Данное обстоятельство позволяет в современных условиях защитить права работающего населения страны.

от 31/12/2018

Каждому человеку гарантируется защита трудовых прав. Так реализуется конституционное право на труд. Одному человеку для этого требуются активные действия, другому достаточно гарантий, установленных законодательно.

Трудовой кодекс в основном наполнен нормами, содержащими условия и требования, необходимые для охраны труда и защиты прав работника. Поэтому защита трудовых прав сторон трудового соглашения – это первоочередная обязанность государства, которая осуществляется различными способами.

Способы защиты трудовых прав

Согласно трудовому законодательству основными способами защиты прав работников являются:

  • государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства;
  • защита трудовых прав профессиональными союзами;
  • самостоятельная защита работниками своих трудовых прав;
  • защита трудовых прав в судебных органах.

Допускаются и иные, не запрещенные законом, способы защиты трудовых прав. Но приведенный выше перечень достаточен для грамотного поведения в трудовых отношениях.

Защита трудовых прав государственными органами

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.

Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать , в иные . Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.

Трудовая инспекция

Государственная инспекция труда является государственным органом, контролирующим соблюдение трудового законодательства. Отделы трудовой инспекции работают во всех регионах и доступны для всех граждан, нуждающихся в защите трудовых прав.

Трудовая инспекция работает по жалобам граждан. К функциям инспекции относится контроль за выполнением законодательства о труде. Реализовать защиту трудовых прав инспекция может путем:

  • проведения проверок
  • выполнения обследований
  • выдачи предписаний
  • составления протоколов об административных правонарушениях
  • наложения штрафов

Трудовая инспекция может контролировать только те трудовые отношения, которые продолжают действие. Споры по увольнению или нарушения в бывших трудовых отношениях в ее компетенцию не входят.

Наиболее эффективно обращение в трудовую инспекцию с жалобами на действия индивидуальных предпринимателей. Главное, чтобы был оформлен надлежащим образом.

Защита трудовых прав профсоюзами

Профсоюзы отстаивают права и интересы членов профсоюзов по индивидуальным вопросам трудовых отношений, а при защите коллективных прав – независимо от членства в профсоюзе при наделении полномочиями на представление интересов.

Для защиты прав работника профсоюзы имеют такие права:

  • выступать с предложениями в принятии законов и прочих нормативно-правовых актов относительно социально-трудовой сферы соответствующими государственными органами власти;
  • представлять мнение по проектам таких актов;
  • принимать участие в согласовании с работодателями размеров систем оплаты и норм труда;
  • беспрепятственно посещать рабочие места членов профсоюзов.

Кроме того, выступая в качестве защитников интересов, профсоюзы:

  • участвуют в разработке государственных программ занятости;
  • осуществляют контроль в сфере занятости населения;
  • оценивают действия работодателя при по его инициативе и в определенных случаях соглашаются на прекращение соглашения;
  • осуществляют контроль по соблюдению законодательства.

Необходимо обратить внимание, что для осуществления контроля по соблюдению трудового законодательства профсоюзы имеют право привлекать государственные контролирующие органы.

На основании законодательства профсоюзы имеют право требовать от работодателя устранить нарушения. Причем в семидневный срок с момента получения требования работодатель должен проинформировать профсоюз о результатах устранения нарушений.

Самостоятельная защита трудовых прав

Самозащита трудовых прав – это активные действия трудящихся, направленные на охрану своей жизни, здоровья и трудовых прав, с обращением в государственные органы контроля (надзора) по соблюдению трудового законодательства или без него.

Фактически, Трудовой кодекс определяет только один способ самозащиты – отказ от выполнения работ. Однако не следует путать такой способ защиты с забастовкой, так как он осуществляется с целью защиты индивидуальных трудовых прав.

Выделяют основные методы самостоятельной защиты:

  • отказ выполнять работу, непредусмотренную трудовым договором;
  • отказ от выполнения опасной работы;
  • прочие случаи отказа, предусмотренные трудовым законодательством РФ (отказ от командировки, перенесения ежегодного и тому подобное);
  • приостановление работы при несвоевременной выплате зарплаты.

Самозащита прав не требует официального оформления и привлечения государственных надзирательных органов. К тому же, допускается использование самозащиты с другим способом защиты прав одновременно.

Используя право на самостоятельную защиту, работник не может привлекаться к административной либо дисциплинарной ответственности.

Защита трудовых прав в судебных органах

С целью восстановления нарушенных прав сотрудник может обратиться в суд. На сегодняшний день этот способ защиты прав является самым эффективным. Ведь является обязательным для исполнения. Однако сроки обращения в суд ограничены 3 месяцами, а по увольнениям 1 месяцем.

Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться в комиссию по социально-трудовым отношениям, по трудовым спорам и в трудовой арбитраж

На самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями. Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника. Об этом свидетельствует судебная практика по , и т.п. Труднее с доказательственной базой по , .

Защита трудовых прав полностью зависит от активных действий и инициативы работника.

Уточняющие вопросы по теме

    Трудовой кодекс РФ (ст. 352) содержит перечень основных способов защиты прав и свобод. К ним относятся:

    1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

    3) самозащита работниками трудовых прав и свобод;

    4) судебная защита.

    Законодатель самозащиту работниками трудовых прав и свобод ставит на первое место, но эта психологическая установка пока еще вопрос будущего. Основная масса работников в России считает, что в нашей стране с ее прочно укоренившимися традициями государственного управления, наиболее надежной должна быть защита, которую обеспечивает государство в лице своих органов (Федеральной инспекции труда; органов, осуществляющих надзор за соблюдением условий труда и безопасности в ряде отраслей промышленности; федеральных органов надзора России).

    Государство принимает на себя защиту интересов обеих сторон трудовых отношений в той сфере, которая сопряжена, как правило, со значительными материальными затратами, поскольку создание безопасных условий труда, организация надлежащего уровня охраны труда на предприятии, снижение уровня профессиональной заболеваемости требуют значительных финансовых затрат на обновление и совершенствование основных производственных фондов. В связи с этим ст. 226 ТК РФ определяет, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется путем разработки и реализации целевых программ (федеральных, отраслевых, территориальных), финансируемых из бюджетов всех уровней, внебюджетных источников, штрафов, взимаемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда, добровольных взносов организаций и физических лиц.

    Защищать интересы работника в сфере профессиональной деятельности призваны профсоюзные организации. Однако их деятельность распространяется преимущественно на лиц, являющихся членами профсоюзов, или на тех работников, кто, не будучи членом профсоюза, уполномочил профсоюз представлять его интересы.

    Механизм самозащиты пока плохо отработан и не укоренился в сознании работников, а вот способ судебной защиты находит всё большее применение гражданами.

    В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.



    В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

    В соответствии со ст. 380 ТК РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.

    В случае, если работодатель либо его представители настаивают на использовании труда работника на рабочем месте или в условиях труда, которые не предусмотрены трудовым договором с ним и в которых работник отказывается выполнять трудовые функции, он может начать процедуру индивидуального трудового спора, обратиться по поводу его рассмотрения в комиссию по трудовым спорам или в суд (ст. 382 ТК РФ).

    Страницы в журнале: 133-136

    А.Б. СТЁПИН,

    кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Астраханского государственного университета, судья Астраханского областного суда [email protected]

    На основе подробного исследования научного материала рассматриваются теоретические вопросы интерпретации способов защиты трудовых прав; формулируется понятие «способы защиты трудовых прав», и дается видовая характеристика способов защиты трудовых прав.

    Ключевые слова: защита трудовых прав, обеспечение интересов, средства защиты, форма защиты, виды способов защиты трудовых прав.

    Methods of Protection of Labour Rights

    Stepin A.

    Based on a detailed scientific study of the material the author considers theoretical questions of interpretation methods of protecting labor rights, formulates the concept of “ways to protect the labor rights” and gives species characteristic ways of protecting labor rights.

    Keywords: protection of labor rights, interests of, the means of protection, a form of protection, the types of ways to protect labor rights.

    В современных условиях развития трудовых отношений особое место занимает исследование способов защиты нарушенных прав. По оценке исследователей, защита трудовых прав - это всегда активный процесс, направленный на конкретный правовой результат -восстановление нарушенного права. Активность стороны в спорном правоотношении связана с выбором средств и способов защиты. Способы защиты трудового права обусловлены отраслевой принадлежностью спорного правоотношения. Особенностью трудовых отношений является неравенство сторон, в связи с чем в соответствии с правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ), закрепленными в п. 23 Постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. И только при рассмотрении споров о расторжении трудового договора по инициативе работника, если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника.

    В системе трудового законодательства способами защиты выступают ситуационные нормы, возлагающие на лицо обязанность по совершению правовосстановительных действий, например, восстановление на работе, возмещение убытков (включая проценты за задержку выплаты заработной платы), возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, компенсация морального вреда возлагаются на работодателя. При этом ситуационными нормами будут являться специальные правила, закрепленные:

    Статьями 106, 120 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в части исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения; защиты прав организаций при неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе;

    Ст. 13 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в части права профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроля их выполнения;

    Ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части права граждан Российской Федерации на охрану здоровья и безопасные условия труда;

    Положениями постановления Правительства РФ от 17.12.2002 № 901 «О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах»;

    Другими нормативными правовыми актами, связывающими способы восстановления трудовых прав с конкретными правовыми ситуациями: заключением, изменением и прекращением трудовых отношений; коллективными переговорами; изменением организационных или технологических условий труда; сверхурочной работой; предоставлением отпуска; нормами труда; наложением и снятием дисциплинарного взыскания; охраной труда; забастовкой; локаутом.

    С нашей точки зрения, ситуационная норма - это вид специальной правовой нормы, соответствующей основной норме при разрешении трудового спора и необходимой для принятия целесообразного и справедливого решения в связи со сложившейся ситуацией. Отличие ситуационных норм от иных норм в системе правового регулирования трудовых отношений состоит в том, что они непосредственно связаны с судебным усмотрением и практикой его реализации. В свою очередь судебное усмотрение рассматривается как средство защиты частного права.

    Способы защиты трудовых прав связаны также с определенной процедурой, например, с обращением в суд, соблюдением досудебной процедуры урегулирования спора, обжалованием действий работодателя в административном порядке.

    Способы защиты трудовых прав зависят от многих факторов, и прежде всего от субъекта правоотношения. Лицо, уволенное без законных на то оснований и понесшее моральный вред, вправе обратиться в суд с иском о восстановлении на работе, изменении формулировки основания увольнения, компенсации морального вреда к лицу, несущему деликтную ответственность, т. е. к работодателю. Гражданский иск может быть предъявлен в течение месячного срока при увольнении и в течение трех месяцев при иных нарушениях трудовых прав (например, в случае невыплаты заработной платы). Лицо, не предъявившее гражданский иск, имеет право на защиту своего права государственной инспекцией по труду в административном порядке. Это значит, что восстановление трудовых прав может осуществляться как в гражданском, так и административном порядке, т. е. восстановление трудовых прав имеет межотраслевой характер.

    Для защиты трудовых прав используются правовые конструкции всего российского законодательства и европейские стандарты. Как показывает судебная практика, при предъявлении иска о компенсации морального вреда суд выносит решение, руководствуясь нормой закона и своим усмотрением. Следовательно, судебное усмотрение является способом восстановления нарушенного права.

    Показателен пример из судебной практики. Г. обратилась в суд с иском к представительству пароходства о признании действий по отказу в составлении акта о несчастном случае на производстве незаконными, отмене решения, компенсации морального вреда. Суд первой инстанции, отказывая Г. в удовлетворении иска, сославшись на пункты 16, 17 Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (утв. постановлением Правительства от 11.03.1999 № 279), пришел к выводу, что смерть В. наступила вследствие общего заболевания и не была связана с производством, поэтому данный случай не относится к страховым. Судом кассационной инстанции решение отменено ввиду того, что судом первой инстанции не были учтены иные специальные нормы, в частности предусмотренные ст. 1 Конвенции от 30.10.1970 № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков», в соответствии с которыми термин «производственные несчастные случаи» охватывает несчастные случаи, происшедшие с моряком во время работы или связанные с ней.

    Способы защиты трудовых прав в зависимости от объема восстановления нарушенного права подразделяются на виды:

    1) полное восстановление трудовых прав. Данные способы следует подразделять на подвиды: способы защиты трудовых прав работника и способы защиты трудовых прав работодателя. Для работника такими способами являются, например, восстановление на работе, взыскание морального вреда, невыплаченной заработной платы, процентов за несвоевременную выплату заработной платы, изменение формулировки увольнения и др.

    Способы защиты трудовых прав для работодателя - взыскание суммы недостачи, взыскание иной суммы причиненного ущерба, связанной с ненадлежащим выполнением условий трудового договора и условий ученического договора и др.;

    2) частичное восстановление трудовых прав. При использовании средства судебной защиты в силу своего усмотрения лицо может использовать различные способы защиты, но восстановление зависит от законности правопритязания.

    Если требования не основаны на законе, то реализация права на защиту не порождает правовых последствий, связанных с восстановлением нарушенного права.

    Обратимся к примеру. ООО ПКФ обратилось в суд с иском о возмещении материального ущерба, указав, что ответчик Б.О. работал начальником базы отдыха. Данная база отдыха является структурным подразделением ООО ПКФ. На ответчика, с которым был заключен договор о полной материальной ответственности, была возложена обязанность по контролю работы отопительных систем, водопровода, электросети и другого оборудования базы. Во время дежурства ответчика произошло разморожение системы отопления в домике для персонала. Истец просил взыскать с ответчика материальный ущерб.

    Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из положений статей 16 и 233 Трудового кодекса Российской Федерации 2001 года (далее - ТК РФ), согласно которым трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с положениями ТК РФ. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.

    В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

    Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества.

    В соответствии с условиями трудового договора на ответчика была возложена обязанность следить за исправной работой электросети, связи, отопления, водопровода, канализации и оборудования базы отдыха.

    Из договора о полной материальной ответственности, заключенного с ответчиком, а также его должностной инструкции следует, что начальник базы выполняет работу, непосредственно связанную с хранением, перевозкой материальных ценностей и денежных средств, принимает на себя полную материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему предприятием материальных ценностей.

    В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» на работодателя возлагается обязанность доказывания таких обстоятельств, как противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

    Судом установлено, что инструктаж с ответчиком о порядке пользования отопительным котлом не проводился. С инструкцией по эксплуатации данного котла его не знакомили. Он осуществлял наблюдение за автоматической работой котла, а о том, какие действия необходимо предпринимать при изменении давления, ему не было неизвестно.

    Иных доказательств со стороны истца предоставлено не было, в связи с чем у суда не имелось правовых оснований для вывода о виновности действий ответчика.

    В данном примере работодатель реализовал свое право на защиту трудовых прав. Однако поскольку требования не основаны на законе, то реализация права на защиту не породила правовых последствий, связанных с восстановлением нарушенного права.

    Способы защиты трудовых прав также различаются по методу их реализации, по процедуре реализации, по правовой конструкции. Например, в рамках судебной защиты трудовых прав существует комплекс способов защиты, одним из которых выступает гражданский иск. Содержанием (методом) данного способа является возложение на работодателя обязанности по совершению правовосстановительных действий и выплате присужденных стороне истца денежных сумм. Процедурой защиты будет являться исковое производство в соответствии с нормами Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года (далее - ГПК РФ).

    В качестве способа судебной защиты трудовых прав следует также назвать разъяснение решения суда, сущность которого состоит в обосновании и конкретизации мотивировочной части решения, развертывания его содержания до уровня дополнительной ясности.

    Наряду со способами защиты трудовых прав существуют и способы их восстановления. Восстановление права осуществляется:

    1) профессиональными союзами (их объединениями);

    2) федеральными (государственными) инспекциями труда;

    4) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

    5) иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    6) органами местного самоуправления;

    7) органами прокуратуры;

    8) объединениями работодателей;

    9) другими организациями.

    Способы защиты и способы восстановления трудовых прав различны в том, что в первом случае выбор осуществляется субъектом частноправовых отношений, а во втором случае - правоприменителем. Критерием разделения средств защиты и способов восстановления трудовых прав является их отношений к усмотрению. Усмотрение субъекта трудовых прав связано с реализацией способов защиты, правоприменительное усмотрение (в том числе его нормативно-правовые основания) - с восстановлением права.

    Кроме того, при выборе определенного средства защиты частного права способы защиты выбираются только в его рамках. При выборе иного способа защиты, не предусмотренного данным средством, необходимо изменить средство защиты, где возможно использовать иные способы защиты. Например, выбирая такое средство защиты частного права, как обращение в федеральную (государственную) инспекцию труда, лицо может реализовать такой способ защиты, как заявление о проведении проверки соблюдения норм трудового законодательства работодателем. Для того чтобы использовать такой способ защиты права, как восстановление на работе, необходимо избрать иное средство защиты частного права - обращение в суд.

    Каждый правоприменитель может давать разъяснения о возможных способах защиты права в рамках одного или нескольких средств защиты, а способы восстановления права определяются только в рамках одного средства защиты.

    Таким образом, каждое средство защиты включает в себя набор способов защиты частного права и, соответственно, определенных способов его восстановления. Такая градация осуществляется по характеру спорного правоотношения: частноправовое или публично-правовое, а также по принципу разделения властей.

    Признаками способов защиты трудовых прав являются:

    1) компенсационный характер. Рассмотрим данный признак на примере компенсации морального вреда. Способом защиты частного права в данном случае является признание права на возмещение морального вреда в виде денежной компенсации. Критерии и размеры компенсации морального вреда отличались в истории частноправовых отношений. По оценке И.Л. Петрухина, «в бывшем СССР размер компенсации за незаконное содержание под стражей по приговору суда, признанному ошибочным, составлял два месячных заработка, независимо от времени, приведенного в исправительной колонии». В настоящее время моральный вред является оценочным понятием.

    Правило компенсации ущерба было закреплено в ст. 53 Конституции Российской Федерации 1993 года, затем получило детализацию в отраслевом законодательстве частного и публичного права. Здесь важно учитывать социальное и материальное положение лица;

    2) юридическая и фактическая реализация лицом своих правовых и социально-экономических возможностей;

    3) восстановление (признание) субъективного права.

    Способы защиты трудовых прав должны соответствовать критерию соразмерности, сохранять баланс между правами отдельной личности и охраняемыми интересами общества в целом, должны быть необходимы в демократическом обществе.

    Важно заметить, что задачей правоприменителя является правильное определение способа защиты нарушенного права. Например, если лицо избрало судебное средство защиты, то только суд может установить правильный способ восстановления права. Суд обязан определить процессуальный порядок обращения лица. Например, если лицо обратилось с требованиями о взыскании среднемесячного заработка за время вынужденного прогула, то суд вправе разъяснить стороне истца правовые позиции ВС РФ о том, что взыскание производится с момента восстановления на работе и по день вынесения решения суда. С учетом данных разъяснений истец в порядке ст. 39 ГПК РФ вправе уточнить свои исковые требования.

    В заключение следует отметить: трудовое законодательство всегда должно оставаться актуальным, а его нормы - действенными и полезными; сроки обращения за защитой нарушенного права должны быть разумными, допустимыми с точки зрения национального закона и международного права. Только в этом случае можно говорить о полноценной защите нарушенного трудового права.

    Библиография

    1 Бюллетень ВС РФ. 2007. № 3.

    2 СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

    3 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

    4 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

    5 СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 5090.

    6 См.: Степин А.Б. Понятие, сущность и содержание правовых пределов осуществления судебного усмотрения // Гуманитарные исследования. 2004. № 2 (10). С. 39.

    7 Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / под ред. В.А. Туманова, Л.М. Энтина. - М., 2002. С. 82.

Похожие статьи