обязанности инспектора гибдд. Административный регламент. обязанности инспектора гибдд Скачать приказ мвд 185 изменениями

25.10.2020

Нередко сотрудники ГИБДД могут превышать свои полномочия. Именно поэтому каждому водителю важно знать свои права и обязанности, что в случае неправомерных действий Госавтоинспекторов поможет избежать проблем и неприятностей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одним из документов, регулирующих действия сотрудников Госавтоинспекции, является Приказ МВД № 185.

Законодательная база

Приказ МВД РФ № 185 вступил в законную силу в сентябре 2009 года. Последние изменения в регламент были внесены в октябре 2017 года.

После внесения данных поправок вместо приказа № 185 начал действовать приказ № 664 с сохранением юридической силы предыдущего документа.

Документ включает подробную информацию, касающуюся правомерных и неправомерных действий всех представителей ГИБДД и ДПС.

Административный регламент также включает в себя информацию об обязанностях и задачах инспекторов ГИБДД и сотрудников МВД. На 2020 год приказ состоит из 22 страниц с правом ежегодного внесения поправок и дополнений.

Основные положения

На 2020 год приказ состоит из 5 разделов и 18 дополняющих их пунктов. Следование приказу № 185 обязательно для сотрудников ГИБДД. При этом знание положений документа желательно для водителей для разрешения конфликтных ситуаций с уполномоченными сотрудниками полиции.

Основные положения документа:

  1. При общении по телефону каждый инспектор ГИБДД должен представит себя, назвав ФИО, звание и номер отделения, где он проходит службу. Консультация граждан по телефону проводится согласно регламенту на основании определенных полномочий. Информация о возможной консультации по телефону и контактные данные должны быть отображены на сайте отделения.
  2. При общении с автомобилистами сотрудники дорожной полиции должны действовать по регламенту в соответствии с Приказом. Общение может происходить исключительно на «Вы» и спокойным тоном. Во время остановки инспектор обязан сообщить причину остановки и возможного досмотра. Инспектор не может торопить водителя, однако за невыполнение требований сотрудника полиции автомобилист может получить административный штраф.
  3. Видео, аудио или фото фиксация водителем действий сотрудников ГИБДД разрешена. При этом инспектор не может препятствовать съемке происходящего.
  4. Сотрудник ГИБДД должен быть одет согласно Уставу. А именно: форма, надетая надлежащим образом, и нагрудный жетон с указанием всех данных о сотруднике.
  5. Сотрудник дорожной полиции может быть оснащен приборами фото, аудио и видео фиксации, с помощью которых он может фиксировать правонарушения на дороге.
  6. Сотрудники ГИБДД не имеют полномочий составлять протоколы противоправных действий, если передвигаются на автомобиле без цветографических схем.
  7. Сотрудники Госавтоинспекции не имеют права останавливать автомобилистов на участках проезжей части, где остановка запрещена.
  8. Во время остановки транспортного средства водитель имеет право не покидать машину, если инспектор того не требует или если нет признаков алкогольного или других опьянений, а личный досмотр не требуется.

Помимо этого, Приказ № 185 четко регламентирует случаи, когда инспектор ГИБДД может остановить автомобиль:

  • при наличии у инспектора сведений, что водитель или пассажир авто причастен к правонарушению или преступлению;
  • при обнаружении технических средств, установленный в автомобиле, которые могут представлять опасность для участников дорожного движения;
  • при наличии информации, что автомобиль числится в угоне или находится в розыске;
  • в случае, если водитель или пассажиры ТС могли стать участниками ДТП или преступления;
  • при необходимости привлечь понятого для подписания протокола или других действий;
  • при необходимости воспользоваться транспортным средством водителя. Такие случаи также оговорены в регламенте;
  • при необходимости оказания медицинской или другой помощи пострадавшим в ДТП;
  • для обеспечения повышенной безопасности жителей города в дни проведения мероприятий;
  • в ходе плановой проверки автомобилистов.

Последние изменения

Последние изменения в регламент были внесены в октябре 2017 года.

Среди них были следующие положения:

  • добавлены образцы документов, которые могут понадобиться сотрудникам ГИБДД при составлении протокола;
  • добавлено разрешения использования фото и видео съемки, сделанных третьими лицами, в качестве доказательств правонарушения;
  • внесены коррективы в порядок действий при ДТП с пострадавшими и в ДТП с разногласиями участников;
  • добавлены разъяснения по составлению европротокола для оформления ДТП;
  • разъяснен порядок действий видео фиксации для сотрудников ГИБДД без присутствия понятых.

Положительные и отрицательные стороны

На 2020 год Приказ № 185 считается главным документом, регулирующим правомерность деятельности сотрудников ГИБДД и МВД. Как и у любых правовых актов, у документа есть положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны действия Приказа:

  • возможность получения индивидуальной телефонной консультации у сотрудников ГИБДД;
  • отсутствие необходимости покидать ТС во время остановки и пересаживаться в автомобиль ГИБДД;
  • возможность контролировать действия Госавтоинспекторов путем видео и аудио фиксации;
  • отсутствие возможности неправомерного досмотра водителя или автомобиля;
  • возможность со стороны водителя потребовать номер телефона начальства конкретного инспектора с целью сообщения о неправомерных действиях его сотрудника;
  • запрет эвакуации ТС в момент отсутствия владельца;
  • запрет на снятие государственных знаков и возможность управления ТС водителем без составления соответствующего протокола.

Отрицательные стороны действия Приказа:

  • возможность со стороны сотрудника ГИБДД отправить водителя на освидетельствование наличия алкогольного или иного опьянения;
  • возможность составления протокола в случае обнаружения технических неисправностей автомобиля, угрожающих безопасности участников дорожного движения;
  • возможность устанавливать фото и видео камеры на проезжей части, а также вести съемку самостоятельно, что позволяет выявить правонарушения без личного присутствия инспектора.

На практика отрицательные стороны оказываются положительными для Госинспекторов и других участников дорожного движения. Они позволяют выявить правонарушения, которые могут повлечь за собой ДТП или другие проблемы.

Таким образом, Приказ № 185 и его последующие дополнения существенного облегчают жизнь сотрудникам ГИБДД и их взаимодействие с водителями и другими участниками дорожного движения. С другой стороны, положения Приказа дают водителям преимущество и право оспорить составленный протокол в случае нарушения порядка действий сотрудника правоохранительных органов.

Пункты «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» — приказ МВД №185 от 2 марта 2009 г., которые необходимо знать каждому водителю:

19. Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы» , свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку .

20. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения .
В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности .
При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук .

21. Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства или осуществить действия в соответствии с пунктом 69 настоящего Административного регламента.

22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.

23. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов , действующих в области дорожного движения.
При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий .
Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.
По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица .

24. Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством , имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру

25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

26. С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг.
Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек.
Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления административных действий.

33. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании (сотрудники Госавтоинспекции — с нагрудным знаком), иметь служебное удостоверение.

46. Технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (хранится в подразделении), и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств .

Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается .

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

64. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

65. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства .

66. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

69. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.

70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

а) выйти из транспортного средства в случаях:

необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;

для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:

нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;

нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;

в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

С 01 сентября 2009 на дорогах нашей страны безопасность пешеходов и автомобилей контролируется и регулируется специальными принятыми правилами МВД, а именно за это отвечает приказ номер 185. Многие слышали о существовании в ГИБДД такого приказа, но мало кто из нас видел и открывал его.

В данном документе описаны все разрешимые и допустимые действия сотрудников ГИБДД по отношению к водителям. Не все, наверное, знают, что сотрудник ДПС во время остановки автовладельцев должен выполнять четкие действия, которые установлены регламентом, а не просто остановить и выписать штраф. В данном приказе прописаны все права и , согласно которым они должны действовать на дорогах нашей страны.

Как и большинство законодательных государственных документов, рассматриваемый административный регламент довольно большой по объему, он содержит большое количество страниц и глав, поэтому для многих автовладельцев он покажется сложным для прочтения и выяснения наиболее важных положений.

В связи с этим, чтобы сэкономить время, в данной статье разберем основные и существенные позиции, которые наиболее важны и актуальны для водителей различных видов автотранспорта.

Для тех, кто все-таки хочет ознакомиться самостоятельно с приказом от министерства ГИБДД, в конце статьи будет ссылка для его скачивания.

  • Сотрудники ДПС должны обеспечить безопасность на дороге.

Основной и главной задачей инспекторов ГИБДД является обеспечение безопасности как водителей во время движения, так и пешеходов, способствовать уменьшению ДТП на абсолютно всех участках дорог, контролировать соблюдение ПДД не только во время движения, но во время стоянки машин, а также обеспечить беззаторное движение по дорогам РФ.

Сотрудники полиции могут осуществлять контроль за БДД на служебном автотранспорте либо возможны варианты пешком, а также на постах. Во время службы им разрешено применять оборудование фото-видео-фиксации, которое прошло обязательную сертификацию и разрешено к использованию на основании имеющихся специальных документов.

Важный момент прописан о местоположении правоохранителей ГИБДД в ночное время. В темное время они должны нести свою службу только в условиях обязательной хорошей видимости для того, чтобы водители могли их сразу же легко распознать. В качестве спецформы, они должны быть одеты в световозращающие жилеты, а также иметь жезл с подсветкой.

Стоит также отметить тот факт, что когда сотрудники ГИБДД располагают свое авто на проезжей части и производят остановку автомобилей для проверки документов у шоферов, создавая тем самым пробки и заторы другому автотранспорту, - это на основании данного приказа не допускается.

  • Контроль за строительно-ремонтными работами.

При проведении ремонтно-дорожных работ специальными службами согласно приказа должны соблюдаться все требования и правила для безопасности. Например, при проведении ремонтных работ на дороге, должны быть выставлены нужные знаки, в случае их отсутствия, - это считается нарушением. Контроль за ними также возложен на ГИБДД.

  • Использование макетов с изображением представителей власти.

В последнее время часто можно встретить различные искусственные макеты, на которых изображены сотрудники ГИБДД либо их спецавтомобили. Чаще всего они размещаются на трассах между городами для того, чтобы водители не превышали скорость езды на своих автомобилях. Данные установки полностью разрешены регламентом и законны.

  • Консультировать участников движения по телефону.

Каждый водитель или пешеход имеет право получить консультацию от ГИБДД, позвонив по специальным номерам доверия. Как показывает практика, большинство участников на дороге кроме телефонов «02» не знает о существовании специальных телефонов доверия от полиции, которые существуют для сообщения о каком-либо нарушении, как со стороны владельцев автомобилей, так и со стороны самих инспекторов.

Перед началом разговора необходимо представиться. На основании приказа, можно получить консультацию по следующим вопросам: как действовать при ДТП, как обжаловать принимаемое решение, как оплатить штраф, как забрать свой автомобиль со штрафстоянки и многое др.

Видео: пример применения приказа госинспекции 185

  • Сотрудник всегда должен представляться.

При обращении к водителю сотрудник ГИБДД должен быть вежлив и представиться, назвав свою фамилию, звание и занимаемую должность, а также сообщить причину остановки или обращения.

В случае обращения водителя, сотрудник должен дать консультацию и разъяснить, куда необходимо обратиться.

  • В случае спорных ситуаций, все заинтересованные лица должны пояснить, как ее можно оспорить в случае несогласия.
  • Разрешено использовать звуко- и видезапись.

Во время разговора с любой стороны допускается и разрешается использование средств записи, в случае, если это не запрещено законом. Если запрещено, то должно быть объяснено по какой причине.

  • Оказание помощи пострадавшим.

В случае необходимости сотрудники должны оказывать водителям и пешеходам всяческую требуемую помощь: первую неотложную помощь, защищать от преступников, помочь в транспортировке поврежденного вследствие ДТП автомобиля, а также оказывать помощь инвалидам, и детям во время движения.

  • Нести службу инспектора должны в отведенное время и в установленном месте.

Место несения службы должно быть согласовано и зафиксировано в соответствующих актах. Следить за безопасностью движения на выбор инспектора запрещено. Для каждого выбранного места должно быть заранее составлено специальное распоряжение для соответствующего экипажа ДПС.

  • Использование фото/видео фиксации.

В случае несения службы с видеозаписывающей аппаратурой, служебный автомобиль разрешено размещать в местах с ограниченной естественной видимостью (за поворотом, за дорожными ограждениями). Допускается размещения с учетом изменения рельефа местных дорог. В темное время размещаться только на освещенных участках.

  • Остановка любых транспортных средств должна выполняться на основания согласно пункта 63.

Приказ министерства МВД четко говорит о том, что останавливать машины только для проверки документов у водителей разрешено только на спецпостах, а в остальных случаях это запрещено.

Остановка ТС инспекторами ГИБДД разрешено в следующих случаях:

  • выявлены нарушения как на автомобиле, так и при маневрах;
  • при наличии спецориентировок при совпадении ТС по приметам;
  • для опросов и взятия показаний у водителя;
  • для использования ТС у их владельцев для решения критических спецзадач, которые не требуют никаких отсрочек времени;
  • при проведении спецмероприятий.

Важным моментом является то, что при остановке какого-либо автомобиля, сотрудник полиции должен указать, где именно водителю его припарковать, чтобы избежать позади него образования заторов. Указанное место не должно противоречить ПДД, запрещающим в данном случае остановку, иначе данное действие будет нарушением приказа полиции.

Если остановка все же инспектором совершена, то он должен сразу же подойти к виновнику предъявить какие-либо требования. В случае, как часто бывает после прошедших праздников, стоит рейд ДПС-ников, которые останавливают всех подряд автомобилистов, которым приходится ждать очереди, когда один из них освободится - это явное нарушение регламенты БДД.

  • Преследование нарушителей.

Всем сотрудникам, отвечающим за БДД на дороге, в случае нарушения водителем простого требования с их стороны припарковаться, разрешено преследование нарушителей ПДД. При дальнейших действиях им уже разрешается принудительно перехватить нарушивший автомобиль. В большинстве случаев, преследование применяется при характерных, очевидных и существенных нарушениях ПДД со стороны автовладельца.

  • Останавливать пешеходов.

Что касается пешеходов, то к ним также могут применяться меры по выявлению нарушений. Так, если пешеход нарушил ПДД, он также может быть оштрафован сотрудником ГИБДД. Пешехода разрешено останавливать только в двух единственных случаях: если он нарушил ПДД и если он требуется как свидетель для фиксирования стороннего для него правонарушения.

В связи с недавними проведенными реформами во всех подразделениях ГИБДД, как показывает их статистика, значительно уменьшилось количество нарушений со стороны представителей их сотрудников. Количество беспричинных остановок уменьшилось на порядок и в большинстве случаев остановка ими ТС свидетельствует о нарушении водителем ПДД.

Помимо вышеперечисленных правил и соответствий в приказе о полиции содержатся правила и основания составления административных протоколов и постановлений, а также требования для перевозки и проверки опасных грузов, обязательные правила для иностранцев, которые не имеют российского гражданства.

Заключение

Немногие знают, что наша страна в ООН является инициатором одной из резолюций, которая прямо направлена на безопасность движения автотранспорта. Поэтому появление принятого приказа вполне очевидно, он также направлен на повышение безопасности на дороге и уменьшению возникновения ДТП. Для того чтобы знать и правильно вести себя в сложных ситуациях, знать свои права и обязанности инспекторов ГИБДД, рекомендуется уделить некоторое время и ознакомиться полностью со всеми положениями регламента.

Утро. Практически пустая трасса. 2000 кубиков чистой мощи под капотом. Педаль газа до упора в пол. На спидометре закончились цифры. Ни с чем несравнимое чувство свободы, и вдруг, взмах полосатой палочки. Знакомая ситуация, правда? Каждый водитель сталкивался с ней хотя бы раз в своей жизни. И вот тут, после взмаха палочки, и будничного «Инспектор Иванов. Нарушаем товарищ, водитель» — начинается ваше общение с инспектором ГИБДД.

В такой ситуации водители начинают вести себя по-разному. Кто-то, заранее чувствуя себя виноватым и прибывая в плену иллюзий о повальной коррумпированности сотрудников ДПС, лихорадочно ищет в своём кошельке открытку с изображением красивого города Ярославля, с намерением подарить её инспектору, тем самым пытаясь наладить позитивный диалог.

Кто-то, напротив, будучи человеком не очень позитивным, достаёт свой гаджет, включает режим видеозаписи и пытается наладить диалог с позиции силы (зачастую нарываясь на ответную агрессию). В результате этого, рождается ролик, пополняющий нескончаемый плей-лист ютуба.

Кто-то начинает лихорадочно звонить своему адвокату (кстати, не самый худший вариант).

Специально для таких (и не только) случаев, Министерство Внутренних Дел выпустило специальный регламент, конкретно приказ № 185. Данный нормативно-правовой акт, до недавних пор, регламентировал общение сотрудника ГИБДД с водителем в вышеописанной ситуации. Почему до недавних пор? Потому, что 23 августа 2017 года, вышел новый приказ, № 664, усовершенствованный и дополненный. И в этой статье, мы попытаемся проанализировать, в чём конкретно проявляются эти усовершенствования и дополнения, и чем они обернутся для автолюбителя.

Основные позиции приказа №185 ГИБДД РФ

Итак, фактически, приказ МВД № 185 от 02.03.2009 включает в себя 270 статей с подпунктами. Он разъясняет права и обязанности сотрудников ГИБДД при их непосредственном взаимодействии (общении) с водителями и пешеходами при осуществлении правоохранительных функций МВД в сфере безопасности дорожного движения. Основные вопросы, которые затрагивает данный приказ:

  1. Даёт определение участника дорожного движения.
  2. Приводит перечень требований к внешнему виду сотрудника ГИБДД.
  3. Разъясняет, кто конкретно вправе контролировать безопасность дорожного движения.
  4. Даёт полный регламент полномочий сотрудников ГИБДД.
  5. Разъясняет порядок взаимодействия сотрудника ГИБДД и пешехода или водителя.
  6. Перечисляет условия, при которых возможно проведение осмотра / обыска / досмотра ТС. Порядок освидетельствования водителя на алкоголь и наркотики. Определяет причины для остановки сотрудником ГИБДД автомобиля. И определяет один из самых спорных и конфликтных моментов в общении сотрудника ГИБДД и водителя – ситуации, в которых инспектор имеет право потребовать водителя покинуть его ТС.
  7. Ну и также даётся определение тому, какими техническими средствами может пользоваться сотрудник ГИБДД для контроля дорожной обстановки, какие требования предъявляются к этим техническим средствам.
  8. Ну и немаловажный вопрос, кто контролирует деятельность сотрудников ГИБДД при исполнении своих обязанностей. Проще говоря, куда звонить и кому жаловаться на того или иного инспектора, если считаете что ваши гражданские права наглым образом нарушены.

Затронем чуть более подробно самые основные моменты. Внешний вид – сотрудник должен быть одет по установленной форме, иметь световозвращающий жилет с надписью ГИБДД / ДПС и нагрудный жетон с уникальным номером. При остановке водителя, гаишник должен представиться (назвать своё имя, фамилию, отчество и должность) приложив правую руку к головному убору (отдать честь). По требованию гражданина, полицейский должен предъявить свое служебное удостоверение (но не путайте, по требованию, а не махать «корочкой» перед всеми без исключения), не в режиме «открыл-закрыл, никто ничего не заметил», а дабы гражданин успел прочитать, а при необходимости переписать данные автоинспектора.

Далее, общение с гражданином осуществляется исключительно на Вы, в вежливой и корректной форме. Кроме того, автоинспектор не должен торопить водителя выполнять свои исключительно законные требования. Водитель – существо ранимое, с нежной душевной организацией, легко входящее в состояние стресса. Одним словом, нужно дать ему время, прийти в себя от неожиданной ситуации — общения с представителем власти, дать время освоиться, почувствовать душевный комфорт, достигнуть нирваны.

Подразумевается, что автоинспектор может несколько раз озвучить требование, прежде чем водитель его выполнит. Но водитель в свою очередь не должен забывать, что законные требования сотрудника ГИБДД, выполнять необходимо обязательно, ибо он – представитель власти.

Также полицейский должен пояснить водителю причину остановки его транспортного средства и свои требования к действиям водителя, при этом, не забывая о корректности. Кроме того, сотрудник ГИБДД вправе осуществлять фото и видео фиксацию как самого водителя так и принадлежащего ему автомобиля. Ровно как и самому водителю абсолютно не возбраняется проводить те же самые действия.

Кроме того, разъясняется что должен делать сотрудник ГИБДД при общении с гражданином по телефону. Здесь порядок общения тот же, т.е. представился (ФИО) и определил свою принадлежность к подразделению ГИБДД. Далее проконсультировал гражданина по вопросу, с которым тот обратился, в пределах своей компетенции. Если полицейский ввиду своей должности не может предоставить гражданину полноценной консультации, он должен пояснить, кто полномочен предоставить интересующую гражданина информацию. А также помочь связаться с этим компетентным сотрудником.

Не хочу вводить в заблуждение тех водителей, которые считают, что вежливо и корректно обязаны общаться только с ними. Вы также обязаны общаться корректно и уважительно с сотрудниками ГИБДД да и прочих правоохранительных или правоприменительных органов. В случае если вы будете некорректны, или не дай бог, оскорбите представителя власти, для вас может наступить ответственность по ст. 319 УК РФ. И хотя наказание, предусмотренное этой статьей, не внушает особого трепета, однако, во-первых – есть возможность получить реальное лишение свободы, а во-вторых – подобное преступление относится к классу преступлений против государства. Такое пятно на биографии совсем не добавит вам популярности в обществе.

Положительные стороны приказа №185 ГИБДД РФ для водителей

Рассмотрим основные положительные моменты данного документа:

  1. Водитель имеет право не садиться в автомобиль автоинспектора. Тем самым осуществляется борьба с коррупцией.
  2. Водитель имеет право осуществлять фото и видеофиксацию самого процесса общения с автоинспектором.
  3. Строго регламентированы причины остановки, досмотра автомобиля.
  4. Существует запрет эвакуации автомобиля, в случае если автолюбитель появился до того, как эвакуатор тронулся с места.
  5. Сотруднику ГИБДД запрещено изымать госномер автомобиля без составления протокола
  6. У водителя при любой непонятной для него ситуации, или подозрении на противоправные действия сотрудника полиции, есть возможность связаться с его руководством. Кстати запомните, с кем вы можете связаться: местное, районное или региональное отделение ГИБДД. Номера телефонов остановивший вас сотрудник должен предоставить по первому вашему требованию.
  7. Адвоката для своей защиты можно привлечь с момента составления протокола.

Отрицательные стороны приказа №185 ГИБДД РФ для водителей

На самом деле, данный документ практически не имеет негативных сторон для водителя. Конечно в том случае, если он не нарушал ПДД, не находится в федеральном розыске, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, не бросался на автоинспектора с намерением откусить ему погон или оскорбить.

Наоборот, данный приказ чётко регламентирует и разграничивает как деятельность представителя власти, так и автолюбителя, давая обеим сторонам чёткие права и обязанности. Есть, конечно, некоторые огрехи. Но, положа руку на сердце, давайте признаемся, все российские нормативно-правовые акты имеют эту «болезнь».

Новый административный регламент ГИБДД в 2020 году

23.08.2017 года вышел новый приказ МВД РФ за номером 664. Данный приказ заменил собой устаревший. Рассмотрим подробней, что именно изменилось.

Что изменилось согласно регламенту №664?

Изменения в новом приказе носят скорее стилистический и орфографический характер, т.е. изменены некоторые несущественные моменты. Однако есть стороны, представляющие определенный интерес. На них остановимся чуть подробнее.

  1. Изменения указаны в 107 пункте нового регламента. Речь идет об изменении причин проверки документов. В новом приказе слово «водителей» заменено на слово «граждан». То есть документы могут проверить также и у вашего пассажира, да и у пешехода. Также с принятием нового документа поднимался вопрос, и разгоралась жаркая дискуссия по поводу отмены ориентировок, как причины остановки и проверки документов. Однако, внимательно ознакомившись с пунктами 106 и 107, вы заметите, что ориентировка как причина для остановки и проверки документов никуда не делась. И все домыслы на эту тему и сотрясения воздуха, таковыми и остаются.
  2. Еще одно изменение, вызвавшее бурную дискуссию в соцсетях и метание громов и молний, касается изменений в правилах применения взысканий касаемо судей. Те самые крики о том, что пьяным судьям теперь всё можно. Тут необходимо внести некоторую ясность. Дело в том, что инспектор и ранее не мог применить к судье меры взыскания или наказания в прямом юридическом смысле. Инспектор ранее мог заставить судью продолжить движение вне транспортного средства, в том случае, если последний находился в состоянии алкогольного опьянения или же совершил преступление или правонарушение с участием ТС. Однако это ни в коем случае не наказание. Дело в том, что порядок наказания судей (ровно как и определение их виновности), лежит исключительно на судебной ветви власти. Судьи находятся в определённой законной «неприкосновенности» и порядок наказания судьи несколько отличается от порядка наказания стандартного гражданина. Неприкосновенность судьи обусловлена Конституцией РФ (основным законом нашей страны), а также Федеральным Законом «О судебной системе» и рядом иных ФЗ, а также в Кодексом судейской этики. В нашем государстве действует 2 вида нормативно-правовых актов: законы и подзаконные акты. Законы – главенствуют над подзаконными актами. То есть любой приказ МВД, хоть №185, хоть №664, хоть №3822, являясь менее значимым с юридической точки зрения НПА, не отменит действие вышеупомянутых законов и не может противоречить им. Ну а о том, как изменить Конституцию или иные законы, в случае если берет Че Гевары надевать нет желания, мы расскажем в следующий раз.
  3. Остальные изменения для водителей интереса не представляют и несут скорее смысловую нагрузку. Правда есть и интересный момент в плане юмора. Например, убрана норма заполнения протокола исключительно шариковой ручкой. Теперь если инспектор вручит протокол написанный гусиным пером с кровью вместо чернил или нацарапанный химическим карандашом (знаете такие были популярны во время Великой Отечественной Войны, их еще слюнявить нужно было), не удивляйтесь – всё в соответствии с буквой закона.

Какие права сотрудников ГИБДД содержатся в регламенте?

Данный вопрос рассматривается в пункте 6 нового подзаконного акта. Разберём по пунктам. Сотрудник ГИБДД имеет право:

  1. Потребовать от правонарушителя прекратить совершать противоправные действия.
  2. Проверять документы удостоверяющие личность граждан (не только водителей), а также проверять у граждан и организаций лицензию (разрешение) на осуществление определенной деятельности (ЧОПы всякие и т.д.)
  3. Вызывать граждан в полицию в связи с проверкой по административным делам.
  4. Запрашивать любую информацию (в т.ч. – персональную) из организаций.
  5. Патрулировать в населенных пунктах и общественных местах, а также использовать другие методы поддержания общественного порядка (так что не надейтесь что вас не могут остановить вне стационарных пунктов, очень даже могут).
  6. Разогнать любителей поглазеть на ДТП и прочие места преступлений и правонарушений.
  7. Оформлять административные правонарушения.
  8. Доставлять граждан в органы внутренних дел.
  9. Направлять и доставлять на медицинское освидетельствование.
  10. Осуществлять личный досмотр граждан, их вещей, а также транспортных средств.
  11. Останавливать транспортные средства и проверять все необходимые документы.
  12. Задерживать транспортные средства.
  13. Осуществлять аудио, фото и видео фиксацию.
  14. Для пресечения преступлений использовать транспортные средства граждан и организаций.

Все эти действия могут осуществляться только при наличии ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ!

В какой ситуации сотрудник ГИБДД может требовать остановки автомобиля?

Перечень подобных ситуаций подробно изложен в статье 84 нового приказа. Итак.

В соответствии с действующими правилами дорожного движения к поведению сотрудников ГИБДД предъявляются определенные требования. Такие требования включают в себя основания для остановки машин и их осмотра, нормы поведения работников автоинспекции. С октября 2017 года ранее действующий 185 приказ ГИБДД был несколько изменен и вместо него вступил в силу новый административный регламент №664, имеющий некоторые отличия от предыдущего документа и нововведения . Каковы же основные произошедшие изменения, а также те моменты, которые должен знать водитель транспортного средства, чтобы при необходимости защитить свои права.

Что же изменилось в административный регламенте ГИБДД? Новый приказ 664 МВД РФ содержит такие основные изменения :

  • У сотрудников ГИБДД теперь отсутствует возможность изымать водительское удостоверение с последующим запретом использования транспортного средства его водителю (фактически изъятием машины) с целью проведения следственных мер по открытому делу об административном правонарушении;
  • Определен порядок фиксации событий при помощи средств видеонаблюдения при дорожно-транспортных нарушениях при условии отсутствия понятых;
  • Определены основные способы и методы проверки при необходимости уточнения соблюдения водителем установленного режима работы-отдыха по тахографу;
  • Внесены поправки по оформлению ДТП по европротоколу, когда сотрудников ГИБДД не вызывают на место аварии;
  • Добавлены сведения, определяющие механизм действий сотрудников автоинспекции при наличии противоречивых показаний или мнений участников аварии;
  • Внесены изменения в порядок оформления ДТП, при которых имеются пострадавшие лица;
  • В качестве доказательств правонарушений разрешено использовать фотографии и видео съемки лиц, которые не причастны к ним, то есть фактически являются свидетелями ДТП или прочих событий.

Многие автомобилисты не обладают свободным временем для того, чтобы читать обновленный приказ 185 МВД РФ, поэтому освятим наиболее важные моменты данного документа, которые могут быть значимыми для них. Так, зачастую автомобилистов интересуют нормы поведения сотрудников автоинспекции и то, как они вести себя. Правила и нормы поведения работников ГИБДД являются следующими :

  • При общении с водителем, какое бы он не совершил правонарушение, сотрудник ГИБДД должен быть вежливым и тактичным. Полностью исключается субъективное оценивание происшествия;
  • Обращаться к автомобилисту автоинспектор должен только на «Вы», не зависимо от его возраста и статуса;
  • Требования к водителю, предъявляемые на законных основаниях, необходимо излагать в доступной и понятной форме;
  • В любой ситуации инспектор должен оставаться спокойным и не использовать ненормативную лексику при общении;
  • Обращаясь к собственнику ТС, сотрудник ГИБДД должен представиться (назвать ФИО и должность) и обязательно озвучить причину остановки;
  • Предъявление удостоверения должно осуществляться по дополнительному требованию автомобилиста;
  • Если в любой ситуации водитель потребует более подробных разъяснений о своих дальнейших действиях (оплата штрафа, возврат транспортного средства со штрафной стоянки и т.д.), инспектор должен разъяснить ему, как правильно поступить;
  • При озвучивании нарушения, которое совершил автомобилист, инспектор должен ссылаться на конкретные статьи правил дорожного движения или Кодекса об административных правонарушениях;
  • Если водитель выражает несогласие со штрафом или прочими действиями, которые инспектор выполнил по отношению к нему, сотрудник ГИБДД должен рассказать, каким образом можно обжаловать его действия;
  • Если работнику автоинспекции для проверки были переданы документы для проверки, в которых имеются деньги или любые бумаги, представляющие ценность, то он обязан вернуть их и потребовать полного их изъятия собственником и только после этого приступить к дальнейшей проверке.

Одним из наиболее волнующих автомобилистов вопросов, ответы на которые также содержит новый регламент ГИБДД, являются возможные причины остановки ТС. Рассмотрим вкратце для водителя, при каких ситуациях инспектор имеет право выполнить подобное действие. Так, на основании последних изменений, полномочия ГИБДД по поводу остановки (оснований для нее) ТС следующие :

  • Если инспектор обладает сведениями о том, что автомобилист причастен к какому-либо правонарушению или находится в розыске;
  • Если ТС имеет в своем составе средства, которые могут представлять даже теоретическую опасность для других участников ДД;
  • Если инспектор имеет данные о том, что ТС находится в угоне, розыске или было использовано для совершения какого-либо преступления;
  • Если лица, находящиеся в авто, могли стать свидетелями провонарушения и их показания могут принести пользу и помочь следствию;
  • Если инспектор хочет использовать водителя в качестве понятого;
  • Если ТС автомобилиста необходимо инспектору на данный момент (подобные случаи подробно расписаны в Законе о полиции РФ);
  • Если на данный момент в населенном пункте проходят определенные мероприятия по поимке преступника или проверке личности водителей и перевозимых ими грузов.

Что говорят положения приказа относительно прав сотрудников ГИБДД на осмотр перевозимых грузов в машинах? В каких случаях действия по проверке содержимого авто является законным, а в каких нет? Так, согласно основным моментам нового приказа основаниями для осмотра груза, перевозимого в остановленной машине, могут стать :

  • Если у сотрудника автоинспекции есть основания полагать, что находящийся в транспорте груз по своему составу или наименованию не соответствует предъявленным работнику ГИБДД документам;
  • Если имеется необходимость проверки соответствия маркировки основных конструктивных элементов машины (при наличии подозрений в угоне и прочих, предусмотренных законодательными актами);
  • Если имеются основания подозревать наличие в ТС некоторых предметов, при помощи которых могло было быть совершено преступление;
  • Если по отдельному приказу проводится проверка всех ТС на предмет наличия веществ и материалов;

Стоит отметить, что при проведении осмотра как салона авто, так и содержащегося в нем груза, собственник машины или водитель имеет право присутствовать при этом . Если владелец или лицо, находившееся за рулем, не может в данный момент находиться непосредственно рядом со своим транспортом, то его проводят в самых крайних случаях, причем в такой ситуации работник автоинспекции должен пригласить не менее двух понятых.

Особенности действующих положений приказа

Кроме перечисленных особенностей действующего положения, документ имеет следующие моменты, обозначающие права и обязанности сотрудников ГИБДД и участников ДД:

  • При наличии необходимости водитель ТС может вести запись общения с инспектором ГИБДД при помощи аудио- или видеоаппаратуры. При этом автоинспектор не может чинить ему препятствий;
  • Сотрудник ГИБДД должен быть опрятным, в форме, и на груди обязательно должен присутствовать жетон, содержащий информацию о нем;
  • Инспектор имеет право использовать в работе средства, выданные для фиксации правонарушений (видео- и аудиоаппаратуру);
  • Инспекторы не могут останавливать автомобилистов на тех участках дороги, где такое действие запрещено по правилам ДД.

Видео: Новый регламент МВД, приказ 664. ГИБДД

Похожие статьи