Гражданская оборона. Гражданская оборона: функции, структура, задачи Изучение системы гражданской обороны

13.12.2019

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства , составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

Защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров , взрывов , выбросов сильнодействующих ядовитых веществ , эпидемий и т. д.);

Координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

Создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной , химической и биологической обстановкой ;

Повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях ;

Поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов , вертолётов и других летательных аппаратов;

Специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

Накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

Эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

Организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

Обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года , когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны . МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

>>ОБЖД: Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций определены Федеральным законом «О гражданской обороне» № 28-ФЗ, 1998 г. и изменениями к нему (№ 123-ФЗ, 2002 г. и № 122-ФЗ, 2004 г.).

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее - руководители гражданской обороны) несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

Они осуществляют непосредственное повседневное руководство гражданской обороной через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

в федеральных округах Российской Федерации - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональные центры);

в субъектах Российской Федерации - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (главные управления МЧС России);

в федеральных органах исполнительной власти и организациях для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением создаются штатные структурные подразделения (отделы, сектора, группы) или назначаются отдельные работники (в зависимости от объема работы), уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Задачи, функции и полномочия МЧС России определены указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

Региональные центры и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом. Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке МЧС России. Задачи, функции и полномочия регионального центра и главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации определены «Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и «Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», утвержденными приказами МЧС России соответственно от 1 октября 2004 г. № 458 и от 6 июня 2004 г. № 372.

Вопросы создания органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях, не отнесенных к группам по гражданской обороне, регламентируются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаются по решению руководителей федеральных органов исполнительной власти за счет численности и фонда заработной платы, установленной для данного органа. Порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 1999 г. № 782.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется, исходя из следующих принципиальных положений: в организациях, отнесенных к категориям по ГО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с количеством работающих до 500 чел. - 1 освобожденный работник; с количеством работающих от 500 до 2 000 человек - 2-3 освобожденных работника; от 2 000 до 5 000 человек 3-4 освобожденных работника, свыше 5 000 человек - 5-6 освобожденных работников; в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работающих свыше 200 человек 1 освобожденный работник; в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работающих до 200 человек работа по ГО может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Полномочия органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; - вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны;

издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные регионы; определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения бюджетных организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;

осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организуют подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

Общими обязанностями руководителей федеральных органов исполнительной власти являются:

разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в бюджетных организациях, находящихся в их ведении;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления, связи и оповещения гражданской обороны;

обеспечение защиты работников федеральных органов исполнительной власти от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

разработка и осуществление мероприятий по эвакуации работников федеральных органов исполнительной власти; принятие мер по заблаговременной подготовке базы для их размещения в загородной зоне;

разработка и принятие (в пределах своих полномочий) нормативных актов в области гражданской обороны и доведение их до бюджетных организаций’ находящихся в их ведении;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, а также мероприятий по снижению опасности возникновения вторичных очагов поражения, выполнение норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений;

разработка и представление в установленном порядке проектов планов мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений и материально-технических средств, осуществление контроля за реализацией утвержденных планов;

методическое руководство созданием нештатных аварийно-спасательных формирований в бюджетных организациях, находящихся в их ведении;

обеспечение светомаскировки подведомственных объектов;

организация проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

организация и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ по тематике гражданской обороны.

Общими обязанностями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются:

руководство гражданской обороной и обеспечение ее постоянной готовности к выполнению возложенных задач;

организация проведения мероприятий по выполнению задач гражданской обороны на соответствующей территории;

разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения;

организация управления гражданской обороной, создание, развитие (реконструкция) и поддержание в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи, а также систем разведки, наблюдения, прогнозирования, информации и контроля за радиоактивным, химическим и биологическим (бактериологическим) заражением;

организация подготовки органов управления гражданской обороны, обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация разработки и представления в установленном порядке проектов мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений и материально-технических средств, контроль за реализацией утвержденных планов;

организация заблаговременного накопления и хранения в мобилизационном резерве техники и специального имущества для нужд гражданской обороны;

накопление и поддержание в готовности защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

оповещение и информирование органов управления гражданской обороны и населения об угрозе нападения противника, опасности заражения и катастрофического затопления, а также в случае возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий;

организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

ввод в действие плана гражданской обороны и защиты населения и приведение в готовность гражданской обороны в установленном порядке;

обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

обеспечение выполнения при проектировании, строительстве и реконструкции городов и организаций норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

планирование мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

организация выполнения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения от современных средств поражения; создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально -технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

планирование мероприятий по светомаскировке объектов и населенных пунктов с заинтересованными органами;

организация пропаганды по вопросам гражданской обороны.

Общими обязанностями руководителей органов местного самоуправления (выполняемых самостоятельно в границах муниципальных образований) являются:

руководство гражданской обороной и обеспечение ее постоянной готовности;

разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения, проведение мероприятий гражданской обороны;

поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

проведение подготовки и обучения населения способам защиты от военных действий или вследствие этих действий;

организация создания и поддержания в постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты;

осуществление мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организация создания нештатных аварийно-спасательных формирований;

проведение первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

обеспечение выполнения норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции городов и организаций;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов продовольственных, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

ввод в действие планов гражданской обороны и защиты населения, приведение в готовность гражданской обороны муниципальных образований в установленном порядке;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в ходе ликвидаций последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

проведение мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки населенных пунктов и организаций.

Общими обязанностями руководителей организаций являются:

планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, разработка и реализация планов гражданской обороны;

издание приказов, отдача распоряжений и указаний в пределах своей компетенции по вопросам гражданской обороны, а также привлечение в установленном порядке лиц, зачисленных в нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны для выполнения мероприятий гражданской обороны;

обеспечение защиты своих работников от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; обучение их способам защиты от данных опасностей;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальной системы оповещения;

проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально -технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности сил и средств гражданской обороны; создание, обучение и укомплектование нештатных аварийно-спасательных формирований личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами; введение в действие планов гражданской обороны с последующим докладом вышестоящим органам управления гражданской обороны;

личное руководство проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте;

проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.

Руководители организаций являются непосредственными организаторами гражданской обороны на своих объектах и несут личную ответственность за ее постоянную готовность, а также за своевременное выполнение задач гражданской обороны. Они выполняют указания и распоряжения по организации и ведению гражданской обороны вышестоящего руководителя по ведомственной принадлежности, а также руководителя органа местного самоуправления по месту дислокации организации.

Обязанности органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. На МЧС России возлагается:

разработка предложений по формированию основ единой государственной политики в области гражданской обороны и их реализация; организация разработки и внесение на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны;

разработка и внесение в Правительство Российской Федерации для представления Президенту Российской Федерации предложений о порядке введения в действие Плана гражданской обороны и защиты населения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

осуществление разработки и контроля за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, реализация в установленном порядке полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам гражданской обороны;

организация в установленном порядке подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны;

организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны;

разработка и утверждение показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в установленном порядке, в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

разработка в установленном порядке предложений об отнесении территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также о создании убежищ и иных объектов гражданской обороны, о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

организация разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных мероприятий гражданской обороны;

руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, контроль за созданием и деятельностью этих систем;

контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;

организационное и методическое руководство накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;

обеспечение осуществления мероприятий по оперативному оборудованию территорий в части, касающейся гражданской обороны;

сбор и обработка информации в области гражданской обороны, информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также о прогнозе в области ГО;

осуществление государственного надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне; участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства объектов в части, касающейся соблюдения требований по гражданской обороне;

разработка и представление в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для утверждения Президентом Российской Федерации проекта Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

участие в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся мероприятий в области гражданской обороны;

осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, разработка и реализация плана гражданской обороны МЧС России, организация проведения мероприятий по гражданской обороне. включая подготовку необходимых сил и средств, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны МЧС России;

методическое руководство и контроль организации обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в разработке Генеральным Штабом Вооруженных Сил Российской Федерации плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральной государственной программы оперативного оборудования территорий Российской Федерации в целях обороны, обеспечение осуществления мероприятий по оперативному оборудованию территорий в части, касающейся гражданской обороны;

организация по согласованию с Генеральным Штабом Вооруженных Сил Российской Федерации планирования в установленном порядке действий и применения войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации, подготовка войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;

осуществление текущего и перспективного планирования мобилизационного развертывания войск гражданской обороны; определение потребности специалистов для войск гражданской обороны и подготовка их в образовательных учреждениях МЧС России и других образовательных учреждениях;

поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления, войск гражданской обороны;

координация деятельности и взаимодействие с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении задач в области гражданской обороны;

создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке территориальных органов, спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск гражданской обороны, комплектование их личным составом, тарификация их утвержденных штатов и штатных перечней, а также организация их материального, технического, финансового и других видов обеспечения;

проведение в установленном порядке проверок готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны; - осуществление по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверок готовности указанных органов к проведению мероприятий гражданской обороны;

осуществление международного сотрудничества в области гражданской обороны.

В начале 2000 г. впервые Указом Президента Российской Федерации был утвержден План гражданской обороны Российской Федерации, разработанный с учетом требований Федерального закона «О гражданской обороне». 5 января 2004 г. Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года». Документ подобного рода в области гражданской обороны был принят в нашей стране впервые. В нем заложены концептуальные основы подготовки государства к ведению гражданской обороны в новых политических и социально-экономических условиях, определены задачи и основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, пути реализации этой политики.

Дальнейшее развитие этот документ получил в «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», утвержденных Президентом Российской Федерации (Пр-2613) 03.09.2011г.

Это программный документ на ближайшие годы в области совершенствования и развития гражданской обороны.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, была и остается весьма актуальной задачей.

При этом возникающие по ходу развития цивилизации угрозы и опасности обусловливают появление соответствующих средств и способов защиты, а на современном этапе развития - создание целых государственных систем защиты.

Так, бурное развитие авиации в первой половине XX в., усиление опасности бомбардировок с воздуха обусловило создание в 1932 г. системы местной противовоздушной обороны (МПВО), призванной защищать население и объекты народного хозяйства. Она с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО было ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн снарядов и мин, спасены от гибели миллионы граждан.

Появление в середине века ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки резко обострили проблемы защиты населения и территорий от оружия массового поражения, потребовали новых средств и способов защиты от него, что привело к преобразованию МПВО в Гражданскую оборону (ГО) СССР.

Крупные катастрофы XX в. (авария на Чернобыльской АЭС, спитакское землетрясение и др.) также подвели к пониманию необходимости решения вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на государственном уровне.

25 ноября 1992 г. Правительство РФ утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС).

Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

1993 год можно назвать годом ее становления. И, наконец, 1994 г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. В январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях. Так, только в 1994 г. на территории Российской Федерации произошло примерно 1 500 крупных чрезвычайных ситуаций. Их количество ежегодно остается практически неизменным.

Формирования, войска МЧС России устраняли последствия землетрясения на Курильских островах, наводнений на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, оказывали гуманитарную помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий, аварий и катастроф, восстанавливали разрушенные коммуникации в различных районах России.

Как отмечалось выше, гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.

Организация и ведение ГО - одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности.

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В настоящее время цели и задачи ГО определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны, с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для обеспечения национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.
Для достижения этих целей заблаговременно, в мирное время, организуется и осуществляется комплекс организационных, инженерно-технических и других мероприятий ГО.

Общее руководство ГО в стране возложено на Правительство Российской Федерации. Начальником гражданской обороны России является Председатель Правительства РФ. Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности первым заместителем начальника Гражданской обороны Российской Федерации.

Руководство ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Указанные руководители являются по должности начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Непосредственное руководство Гражданской обороной РФ возложено на МЧС, которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на нее задач и обеспечивает ее развитие и совершенствование.

РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельностью.

Новым для гражданской обороны стала целевая установка на решение задач в интересах Вооруженных Сил, а именно: обеспечение боевым составом мирного времени надежной защиты страны от воздушного нападения, отражение совместно с другими войсками, воинскими формированиями, органами и т. д. агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также обеспечение стратегического развертывания Вооруженных Сил для решения задач в крупномасштабной войне.

В XXI в. гражданская оборона должна строиться по тому же принципу, что и вся оборона в масштабе государства, то есть по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в зависимости времени и объема мероприятий гражданской обороны от уровня военной угрозы, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, способных прикрывать не только отдельные города и объекты, а целые территории. Кроме того, он предусматривает наличие мобильных резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.

В последние годы значительную угрозу для России представляют международный и внутренний терроризм. Начиная с сентября 1999 г. страну потрясли взрывы в Каспийске, Буйнакске, Волгодонске, Москве, Пятигорске, Беслане, оборвавшие сотни человеческих жизней, вторжение боевиков (незаконных военных формирований) из Грузии, подрывы военной техники на фугасах в Чечне. Однако гарантировать, что взрывы не прозвучат еще, никто не может.

Для России наибольшую опасность представляет деятельность целого ряда исламистских организаций, прежде всего ваххабитского толка, которые не только оказывают чеченским сепаратистам финансовую помощь, но и непосредственно участвуют в вооруженных конфликтах, осуществляют подготовку диверсантов и террористов в специальных лагерях. Последние события в Ингушетии и Нальчике - тому доказательство. В этих условиях сохраняются роль и значение гражданской обороны в современных войнах и вооруженных конфликтах.

Совершенно ясно, что решение оборонных проблем всегда требовало и требует консолидированных усилий всех органов власти и всего общества.
Однако надо помнить, что в сложившихся экономических условиях ГО определенное время будет вынуждена довольствоваться ограниченным финансированием. Поэтому в создавшихся условиях представляется важным:

  • обеспечивать правильный выбор приоритетов при финансировании и реализации мероприятий ГО;
  • максимально учитывать при разработке и накоплении средств защиты, имущества, материально-технических средств их возможное комплексное использование в мирное и военное время как в интересах ГО, так и для социально-экономических целей и нужд предупреждения и ликвидации ЧС природно-техногенного характера.

Гражданская оборона

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства , составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека, но на отдельных примерах (потоп в Крымске), можно наблюдать то, как плохо выполняется нормативно-правовая база. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

  • защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров , взрывов , выбросов сильнодействующих ядовитых веществ , эпидемий и т. д.);
  • координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой ;
  • повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях ;
  • проведение ;
  • поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов , вертолётов и других летательных аппаратов;
  • специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
  • эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
  • организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
  • обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

  • своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения , опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
  • укрытие населения в защитных сооружениях;
  • использование средств индивидуальной защиты ;
  • эвакуация , рассредоточение , а также [переброс] населения в безопасные районы;
  • защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов , сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
  • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
  • защита населения на всей территории страны;
  • дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
  • заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
  • необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

  • Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;
  • Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

  • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
  • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы - глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

История в СССР и РФ

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года , когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны . МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

Войска гражданской обороны

Нарукавный знак по роду войск (службе): Войска Гражданской обороны.

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности - сводные отряды и команды механизации работ. Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем - МЧС) России.

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости - с Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо - спасательные воинские формирования).

Начальники МПВО НКВД (МВД) СССР

  • 1940-1949 - В. В. Осокин - генерал-лейтенант ,
  • 1949-1959 - И. С. Шередега - генерал-лейтенант.

Начальники ГО СССР

  • 1961-1972 - В. И. Чуйков - Маршал Советского Союза ,
  • 1972-1986 - А. Т. Алтунин - генерал-полковник (до 1977), генерал армии ,
  • 1986-1991 - В. Л. Говоров - генерал армии,
  • 1991-1991 - Б. Е. Пьянков - генерал-полковник.

Начальники (Руководители) ГО России

Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации

См. также

  • Аварийно-спасательные службы

Примечания

Ссылки

  • Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Гражданской обороне России – 75 лет . VOLGOGRAD.RU (5 октября 2007). - об истории, развитии и значении ГО. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 18 марта 2008.
  • Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций . Сергей Кульпинов (15 января 2003). - Методическая помощь и интересные материалы в области ведения гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 31 января 2010.
  • Гражданская оборона в плакатах СССР . 1985 г. и 1988 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гражданская оборона" в других словарях:

    Гражданская оборона Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны … Википедия

    Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны … Википедия

    Система общегосударственных мероприятий, проводимых для защиты населения от оружия массового поражения и др. средств нападения противника. В 50 60 х гг. 20 в. создана в большинстве крупных государств, имеются специальные органы управления… … Большой Энциклопедический словарь

    гражданская оборона - ГО Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [Федеральный закон… … Справочник технического переводчика

    - (ГО) 1) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основными задачами в области ГО… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий … Юридический словарь

    Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при… … Официальная терминология

Похожие статьи