Кого древние римляне и греки считали варварами. Варвары. Жизнь германских племен

27.02.2022

Автор Полёт на дирижабле задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ

Почему древние греки считали римлян варварами? и получил лучший ответ

Ответ от
потому что варвары пили МОЛОДОЕ вино, не разводя его водой

Ответ от Бек массажист [гуру]
Слово «варварос», или, точнее, «барбарос», в греческом языке означает бессмысленный и совершенно непереводимый набор звуков. Варварами древние греки называли тех, кто не знал их языка. Изначально в понятие «варвар» не вкладывалось никакого отрицательного смысла. Только гораздо позже, в V веке до нашей эры, в период греко-персидских войн, у греков появилась теория духовной неполноценности инакоговорящих, и термин приобрел иное значение.
Римляне считали варварскими те народы, которые жили не «по правилам», то есть не соблюдая законов. В эпоху крушения Римской империи многие варвары стали принимать христианство и по ошибке при крещении получали имя Варвар или Барбар, в женском варианте - Варвара или Барбара. Одной из таких Варвар суждено было погибнуть за христианскую веру, и за свои земные деяния она была впоследствии канонизирована. В ее честь и стали впоследствии называть девочек - по имени святой Варвары.
Древние греки и римляне вообще считали, что у некоторых жителей Африки и Азии и головы-то нет, а рот и глаза расположены на груди. Об этом они писали в научных книгах, которые являлись авторитетными учебниками по географии вплоть до эпохи Кука и Ломоносова.
Да и потом, убедившись в наличии у оных полного комплекта всех полагающихся органов, европейцы еще почти два столетия отказывались признавать их полноценными людьми. Китайцы и японцы в свою очередь тоже считали белых бескультурными варварами.


Ответ от Mikhail Basmanov [эксперт]
Варяги - лесные пути, не люди. Варвар - перекрёсток путей.


Ответ от Драконелла [гуру]
Я не согласна с вами, греки, конечно, считали себя превосходящими в культурном смысле, но и так же считали, что римляне это тоже греки... Греки их никогда не называли варварами:)


Ответ от Похож, но не тот [гуру]
они пили вино не разбавляя его водой


Ответ от Ёигизмунд Сигизмундович [гуру]
Ва́рвары - этим именем (βάρβαροι, «нечленораздельно говорящие») греки называли всех, не принадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения: им казалось, что эти люди говорят «bar-bar-bar». Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всех неримлян и негреков «barbari»; но в конце империи, ввиду частых столкновений с германцами, этот термин преимущественно прилагался к последним.
Он настолько вошёл в жизненный оборот, что сами германцы стали называть себя «barbari», как можно видеть из их юридических памятников. Впоследствии германцы и другие народы Запада, желая обозначить грубость, жестокость и вообще низкое культурное развитие восточных народов, называли их тем же именем.
В настоящее время это слово сделалось вполне нарицательным и нередко употребляется в повседневной жизни, однако, необходимо иметь в виду, что правильное словоупотребление не позволяет смешивать это выражение с термином «дикие, дикари» .
Схожие пренебрежительные понятия для «чужих народов» с коннотацией «дикости» имелись также в китайской и японской культурах.


Ответ от Елена Картези [гуру]
потому что они не мыли руки перед едой


Ответ от Дмитрий Д [гуру]
Потому что Москолями были.

Древние греки всех чужеземцев называли варварами - "бормочущими", имея в виду, что они неверно или совсем плохо говорили по-эллински и, следовательно, не знали и не могли оценить греческих обычаев, наук и искусства. Эллины были уверены, что всё, созданное ими, является самым лучшим, и не утомляли себя сомнениями. Египтяне, финикийцы и другие народы, которым греки были многим обязаны, оказывались варварами, с их точки зрения.

Римляне считали варварами племена, жившие на северных и восточных рубежах Римской империи. Когда в I в. до н. э.. германские племена попытались перейти Рейн и занять принадлежавшие империи земли Галлии, легионы Юлия Цезаря прогнали их обратно и построили оборонительный вал - "Limes Romanus", ставший рубежом не только между римлянами и германцами, но по существу между двумя цивилизациями - римской и варварской.

Варварами римляне называли не только германцев, но и кельтов, славян, живших на обширных территориях, занимавшихся земледелием и скотоводством. Они выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овощи (репу, лук, горох), а также лён, коноплю. Разводили тягловых быков, лошадей, овец, коз, охотились на пушного зверя, добывали руду и плавили из неё металлы. Всё это доставлялось в пограничные города Римской империи и обменивалось на рабов, оружие, предметы роскоши и вино. Старейшины, возглавлявшие роды и общины, на народных собраниях называли имена вождей, которые поведут воинские дружины на соседей. Сильные подчиняли слабых, создавая крупные племенные союзы: алеманский, сакский, франкский, западных и восточных готов, лангобардов, вандалов, бургундов. Война становилась ремеслом для многих из них. Римляне ценили храбрость и умение варваров владеть оружием: молодые мужчины-пленные пополняли ряды гладиаторов, оканчивая жизнь на аренах римских цирков; свободных привлекали к армейской службе. Со временем в римской армии варваров становилось всё больше и больше как среди солдат, так и среди командиров. Они предпочитали всему римскому свою одежду, оружие, применяли в бою собственную тактику и стратегию. Их формирования способствовали многим победам, одержанным Римом.

Варваров, как пленных, так и свободных, римляне поселяли на землях, опустошённых войной, используя как рабочую силу. В римском обществе появлялись и хорошо образованные, богатые варвары, что позволяло им занимать важные должности при императорском дворе, который был не чужд распространившейся моде на варварские костюмы, причёски, манеру поведения и разговора. Император Марк Аврелий Антонин вошёл в историю под именем Каракалла из-за своего пристрастия к одежде варваров: "каракаллой" германцы называли длинный плащ. Случалось, что на престоле Римской империи оказывались не римляне: императоры Диоклетиан и Максимиан были иллирийцами.

Варвары, занявшие привилегированное положение в Римской империи, являвшиеся высшими сановниками, становились фактическими правителями государства, которое переживало тяжелейший кризис в конце IV - начале V вв. н. э.. Об этом свидетельствовали многочисленные случаи появления узурпаторов, претендовавших на императорскую власть, волновавших народ, захватывавших города и поместья богачей. Целые области заявляли о своей независимости от центрального правительства. Армия отказывалась защищать интересы империи, а дезертирство приобрело угрожающие размеры. Человеческая жизнь потеряла ценность.

Именно тогда началось оживление на границах империи.

Массовые передвижения племён, вторжение их с периферии на территорию Римской империи, приведшее к утрате западной её части, историки назвали "Великим переселением народов". Начало его пришлось на IV-VII вв., когда кочевники Центральной Азии - хунны, за несколько веков преодолев огромные расстояния, добрались до плодородных равнин между Волгой и Доном. Здесь потомки хуннов, забывшие язык и историю своих предков, изменившиеся даже внешне, но не утратившие воинственности и жестокости в схватках с врагами, создали племенной союз. Их стали называть гуннами, покорителями обитавших в бассейне Дона аланов и многочисленных восточных готов (остготов) Причерноморья. Расправа победителей над побеждёнными была столь ужасна, что их соседи - западные готы (вестготы) не стали дожидаться своего смертного часа и бежали под защиту римских пограничных укреплений через Дунай на земли, принадлежавшие римлянам. Их поселили в Мезии, присвоили статус конфедератов - союзников империи, рассчитывая, что беглецы будут охранять и защищать владения империи от посягательств грозных гуннов.

Однако всё получилось по-другому: земли Мезии были бедны и не могли прокормить такое большое количество беженцев; местные чиновники, пользуясь бедственным положением готов, занимались вымогательством, расхищая продукты и деньги, направляемые центральным правительством на поддержку несчастных. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, было вероломство римлян. Наместник области пригласил к себе на приём вождей готов. Пока те пировали, охрана наместника, спровоцировав дружинников-готов на вооружённое столкновение, перебила их. Возмущение охватило весь народ готов. Избрав вождём Фритигерна, человека смелого и закалённого в боях, восставшие захватывали один римский город за другим. Нашествие, подобно бурной реке, разливалось по землям империи. Оказалось, что у правительства нет сил, чтобы остановить его. Два года император Валент безуспешно пытался собрать войска для борьбы с готами. Отряды, которые посылались им навстречу, переходили на сторону восставших. Это было грозное предупреждение, свидетельство деморализации общества, когда родина - Римское государство - превратилась в гигантскую машину насилия и угнетения, а "чужие" становились ближе "своих".

Император западной части империи Грациан стал спешно искать полководца, который смог бы организовать отпор восставшим и спасти империю. Им оказался Феодосий, уроженец Испании, всю жизнь верно служивший Риму и никак не предполагавший стать августом. Будучи человеком умным, он, понимая, что рассчитывать на соотечественников не приходится, обратился за помощью к готским вождям. Был заключён договор, по которому им предоставлялось право жить на землях Малой Азии; кроме того, правительство обязалось дополнительно снабжать их зерном, скотом, освободить от податей и повинностей. Готы же обещали ежегодно выставлять 40 тыс. воинов.

Римское общество клонилось к упадку. Власть имущие были заняты только собственными интересами, не желая замечать, что империю всё больше теснят враги, а большая часть народа видит в них освободителей. Людей, серьёзно озабоченных судьбой империи, в обществе избегали, считая бесполезными. Однажды было решено очистить Рим от чужеземцев и проходимцев, так как прокормить огромное население города становилось труднее и труднее. Результаты этой кампании оказались неожиданными: из города были безжалостно изгнаны лишь учёные люди. Зато продолжали благоденствовать многочисленные певицы и танцовщицы, окружённые большим числом прислужников.

Вражда и смута терзали империю. Они не прекратились, а усилились после смерти Феодосия I, оставившего свои владения в наследство двум сыновьям: 18-летнему Аркадию и 11-летнему Гонорию, опекунами которых он назначил галла Руфина и вандала Флавия Стилихона. Пока дворцовые партии выясняли отношения, восстали готы. Они выбрали своим вождём Алариха - самого прославленного воина, происходившего из старинного знатного рода Балтов. Восставшие двинулись на Константинополь, но, получив выкуп, направились в Македонию и далее в Грецию, где уцелели лишь Афины, сумевшие откупиться.

В это время при дворе наследников Феодосия победу одержали сторонники Стилихона. Собранные им войска стали теснить Алариха, которому с трудом удалось избегнуть полного разгрома. Однако через год он вторгся в Италию. Вестготы представляли столь серьёзную силу, что Стилихон уговаривал императора Гонория и сенат дать Алариху выкуп - четыре тысячи фунтов золота - и получить передышку для реформы армии и государственного устройства, но император не решался. Один из сенаторов упрекал Стилихона, что предлагаемый им договор - не о мире, а о рабстве. Вскоре Стилихон был убит в результате заговора, жертвами которого стали многие друзья и сторонники Стилихона, а также варвары и их семьи, верно служившие до той поры империи. Возмущённые таким вероломством, оставшиеся в живых (числом более 30 тыс.) перешли на сторону Алариха и потребовали вести их на Рим. Сложившейся ситуацией Аларих воспользовался незамедлительно. Обвинив римлян в предательстве и нарушении обязательств, он призвал к оружию своих собратьев-готов и присоединившихся к ним гуннов и в 409 г. повёл их на Рим. По дороге его войска пополнялись как свободными римскими гражданами, так и рабами.

Очень скоро подошёл Аларих к Риму, который со времён Ганнибала не видел врагов возле своих стен. Вождь готов и его воины увидели перед собою огромный и богатый город. Его позолоченные кровли слепили глаза. В нём были чудесные дворцы, храмы, цирки и театры, возведённые из мрамора и украшенные статуями, фресками, мозаиками. Аларих приказал начать осаду "вечного города" и захватил гавань Остию, где находились все основные запасы хлеба. В Риме начался голод и распространилась эпидемия чумы. Осаждённым не приходилось рассчитывать на помощь: не было Стилихона, чья мудрость и энергия не раз спасали империю; император Гонорий заперся в стенах города-крепости Равенны и молился там о чуде - спасении от варваров.

Римляне начали с Аларихом переговоры. Сенат отправил к нему посольство. Однако Аларих назвал такую непомерную сумму выкупа, что растерявшиеся горожане спросили, что же останется у них после его выплаты. "Жизнь", - кратко ответил Аларих. Тогда горожане попытались его припугнуть, сообщив, что в городе много жителей, которые как один выйдут оборонять Рим. "Ну что же, - сказал Аларих, - чем гуще трава, тем легче её косить". Римляне согласились заплатить выкуп. Аларих снял осаду и отошёл.

Правительство Гонория не спешило выполнять условия мира, и Алариху надоело ждать. В том же году он вновь осадил Рим, и там опять начался голод. Аларих вынудил римский сенат объявить императора Гонория низложенным, а на его место избрать римлянина Аттала - болтуна и пьяницу. Но вскоре, убедившись в его полной непригодности, Аларих отправил его в свою музыкантскую команду, а знаки императорской власти отослал к Гонорию.

В это время Гонорий получил подкрепление: Константинополь прислал ему 4 тыс. солдат, а из Африки подошли суда, гружённые продовольствием. Император посчитал, что более заботиться о мире с варварами бессмысленно, и объявил о прекращении переговоров. В ответ на это Аларих в третий раз осадил Рим. Огромный город не имел сил защищаться, лишь горстка гвардейцев-наёмников пыталась сопротивляться. Пока длилась осада, голод и болезни косили людей. Современник тех событий писал: "Безумие голодающих дошло до предела, рвали друг друга на части, мать не щадила грудного младенца своего, и её чрево принимало то, что она родила". В довершение всего рабы-германцы подняли в городе восстание, устроили погром, открыли Соляные ворота и, числом 40 тыс., примкнули к осаждавшим. 14 августа 410 г. Аларих взял "вечный город". Три дня и три ночи длились грабёж и избиение жителей. Потом готы ушли, унося огромную добычу, уводя пленных, в числе которых была и сестра императора Гонория. Римляне, кроме всего, уплатили дань: 5 тыс. фунтов золота, 30 тыс. фунтов серебра, 3 тыс. драгоценных, окрашенных пурпуром одежд, 4 тыс. шёлковых, 3 тыс. фунтов перца и многое другое.

Аларих повёл своих воинов в хлебные, богатые области Римской империи - Кампанию, Сицилию, намереваясь завоевать и провинцию Африка - главную житницу империи, кормившую римлян. Однако этот план не осуществился из-за смерти Алариха, умершего 34 лет от роду в городе Консенции. Его похоронили в глубокой могиле, вырытой в русле реки Бузент, чьи воды были отведены в новое русло. Вместе с Аларихом погребли многочисленные бесценные сокровища, а затем, закопав могилу, воды реки возвратили в прежнее русло. Сподвижники Алариха перебили всех рабов, участвовавших в этих работах, чтобы никто не знал тайну погребения их вождя.

Пока правительства восточной и западной частей империи пытались мобилизовать все силы на защиту своих владений, прекратить смуты и беспорядки в государстве, надвигалась новая опасность. Вождь гуннов Аттила, правитель огромных территорий и многочисленных народов, начал поход, покорив племена, жившие по правому берегу Дуная, мечтая овладеть землями до самого Константинополя. Император Восточной Римской империи Феодосий II откупился, уплатив Аттиле 6 тыс. фунтов золота, признав себя и свой народ вечными данниками вождя гуннов и обещая ежегодно выплачивать ему 700 фунтов золота.

Аттила повёл свои войска во владения Западной Римской империи. В то время там правила мать малолетнего императора Валентиниана III, Галла Плацидия. Узнав о приближении неприятеля, она поручила командиру придворной гвардии Флавию Аэцию возглавить оборону. Он провёл несколько лет в плену у Алариха и неплохо знал нравы и черты характера варваров. Используя уговоры, угрозы, подкуп, он привлёк на свою сторону вандалов, франков и бургундов, а самое главное - наладил бесперебойную доставку продовольствия в Рим.

В 451 г. на Каталаунских полях, близ города Труа, произошла "битва народов", победа в которой досталась римлянам и их союзникам. Аттила бежал. Через год он вновь предпринял наступление и вновь был разбит, а вскоре умер. Его огромное государство вслед за этим прекратило своё существование, распавшись на мелкие владения, ставшие жертвами своих более сильных соседей.

Почти одновременно с Аттилой погиб и Аэций, пав жертвой очередного заговора, а через год и его воспитанник - император Валентиниан III. Вдова императора, Евдоксия, не имея другой возможности отомстить убийцам, обратилась к помощи вандальского короля Гейзериха, умоляя его защитить императорскую династию и восстановить её власть.

Гейзерих посадил своё войско на корабли, вошёл в устье Тибра и после короткой осады 2 июля 455 г. захватил "вечный город". Две недели его воины не только грабили, но и совершенно бессмысленно разрушали город. Такого опустошения и разгрома современники припомнить не могли. Один из них писал: "Всё разрушено и разграблено. Поля, города - всё изменило вид. Меч, огонь, голод - все бичи зараз губят род человеческий. На земле исчез мир: настал общий конец". Тем не менее Рим дожил до наших дней, оставшись столицей Италии, а вандалы давно исчезли с арены истории, оставив потомкам лишь своё имя как символ бессмысленного разрушения и осквернения - вандализма.

Западная Римская империя неотвратимо приближалась к бесславному концу, так и не сумев оправиться после столь страшного нашествия. С 455 по 476 г. сменилось около десятка императоров, не имевших реальной власти и ставших игрушками в руках проходимцев.

Население городов уменьшилось. Часть жителей была угнана в рабство, другие бежали.

Рим, полный жизни, с прекрасными зданиями, вызывавший восхищение современников, умирал: многие древние роды исчезли, другие - влачили бедственное существование, большие дворцы опустели и всё в них было мертво... В 476 г. один из самых влиятельных германских наёмников военачальник Одоакр низложил последнего императора Ромула, презрительно прозванного народом Августулом - Августёнком. Одоакр сохранил ему жизнь, поместил в подаренной ему вилле в Кампании и назначил щедрое содержание. Сам же Одоакр был признан императором Восточной Римской империи Зеноном как соправитель. 23 августа 476 г. считается датой падения Западной Римской империи и концом античного мира. Начинался новый период истории - Средние века, а на руинах части Римской империи создавались новые государства: вестготов, бургундов, франков, алеманнов, остготов и вандалов. Каждое из них имело свою историю.

Что же произошло дальше с жителями Западной Римской империи, когда она перестала существовать? У большинства простого народа появились новые повелители, а римская знать стала служить верой и правдой тем, кого она ещё недавно презирала и величала варварами. Те в свою очередь ценили знания своих новых подданных, охотно раздавая им высокие должности, наделяя землями и рабами. Дети и внуки прежних варваров, так боявшихся и ненавидевших античные города, называвших их "птичьими клетками" или "позолоченными гробницами", стали строить свои города-столицы, крепости, замки-резиденции, перенимая все черты нового для них образа жизни. Варвары перестали быть варварами.

Варвары — это слово, которое сегодня часто используется по отношению к нецивилизованным или жестоким личностям, которые своими действиями разрушают или уничтожают культурные ценности и другие творения людей, полезные для общества. Возник этот термин в Древней Греции, где варварами называли чужестранцев. Древние римляне также начали использовать слово "варвары", но несколько расширили его понятие. Давайте заглянем в историю и узнаем, какова этимология его происхождения и как его значение менялось с течением времени.

Кто они — варвары?

Именно так в Древней Греции и Риме называли тех, кто был гораздо ниже развит в отношении культуры и не обладал передовыми на тот момент знаниями. Варварами могли именоваться представители разных наций, например германцы, готы, славяне, кельты. Кроме того, этот ярлык вешался на примитивные в общественной организации группы (например, на кочевников) или низшие социальные классы, также ведущие примитивный образ жизни и не обладавшие элементарными научными знаниями (например, на нищих). Это касалось граждан как внутри, так и вне собственной страны. В качестве альтернативы этот термин иногда использовался с противоположной коннотацией: варварами восхищались, а их образы романтизировались. Они преподносились обществу как герои, свободные в своем выборе, сильные, смелые, способные постоять за свой народ. Яркий пример такого положительного варвара - Конан-воин из рассказов Роберта Говарда. Этот образ стал невероятно популярен после удачной экранизации произведений писателя.

В идиоматическом или образном использовании слово «варвар» также может быть индивидуальной ссылкой на бесчувственного и безжалостного человека. В современном мире это обозначение обычно употребляется как обобщение, основанное на утвердившемся стереотипе.

Германцы-варвары

Но вернемся к историческим фактам и попытаемся разобраться, почему и кого римляне называли варварами. Справедливости ради, начать нужно с древних греков. Все мы знаем, что именно они "качали" колыбель нашей цивилизации. В Древней Греции задолго до Рождества Христова, еще в V веке до новой эры, уже существовали водопровод и канализация, возводились прекрасные храмы, которыми мир восхищается и поныне, необычайно развитыми были медицина, математика, философия, искусство. Древние римляне многое заимствовали у греков, например, алфавит. Постепенно их культура тоже расцвела и укрепилась.

В этот временной отрезок (I-II вв. до н. э.) многие другие народы еще вели племенной образ жизни. У них не только не было абсолютно никаких прогрессивных на тот момент технологий, они даже понятия не имели о многих очевидных вещах, жили по патриархальным законам, преклонялись жрецам и друидам. Поэтому совсем не трудно понять почему римляне называли варварами древних германцев или подобных им людей. Однако есть и другие объяснения этому явлению.

Этимология слова

Есть мнение, что всех чужестранцев называли варварами древние римляне и греки. Об этом пишут многие историки, ссылаясь на то, что речь других народов была мудрым грекам непонятной. Эта теория кажется верной, если обратить внимание на то, как звучит, например, немецкая речь. Некоторым она кажется слишком резкой, грубой и отрывистой, по сравнению с мелодичной итальянской или мягкой и ритмичной греческой. Тем, кто не знает немецкого языка, слышатся не отдельные слова, а только "вар-бар-бар-вар". Это еще одно объяснение, почему римляне называли германцев варварами.

Однако оно не может ответить, почему, например, древних египтян или византийцев они таким словом не называли, хотя те народы тоже общались на непонятном языке. Так кого и почему римляне называли варварами? Ответ может быть таким: это слово возникло случайно, на основе непонятного бормотания чужеземцев. Надо сказать, что у греков и поныне сохранилась такая черта - давать яркие и емкие по смыслу эпитеты, которые впоследствии становятся общепринятыми выражениями. Также в их языке есть много слов, слагающихся из повторяющихся слогов. Например, "я-я" (бабушка), "вэ-вэ" (разумеется), "на-на", "по-по", "да-да" и другие. Вполне допустимо, что они иронично спародировали разговоры чужеземцев.

Появившееся новое слово закрепилось. Далее нужно допустить, что те чужеземцы были не высокообразованными египтянами, а полудикими кельтами, с которыми грекам довелось повстречаться на запутанных дорогах истории. Тогда все становится на свои места. Те, кого называли варварами римляне и греки, бормотали нечто нечленораздельное, плюс, не обладали элементарными научными знаниями. Раз возникнув, ироничное прозвище закрепилось, а после начало свою самостоятельную жизнь.

Термин в современном мире

Сегодня значение этого слова далеко от первоначальных римско-греческих корней. Яркий пример — речь 2012 года, озвученная президентом Бараком Обамой в Нью-Йорке. В ней он во всеуслышание назвал варварством преступления, совершаемые против детей, рабство и военное насилие.

Когда Обама использовал термин «варварский», он не имел в виду людей, которые не разговаривают на латинском или греческом.

Еще немного о Древних Греции и Риме

Самое раннее упоминание слова «варвар» в литературе Древнего мира содержится в описаниях Гомера, который называет этих людей «барбарофони». Что значит "бар-бар", мы уже объяснили. "Фони" на греческом - это "голос", а в неточном переводе "речь". Нет никаких сомнений в том, что одной из основных причин появления слова была лингвистическая. Любопытный факт состоит в том, что между древними греками не было согласия относительно того, кто и как говорит по-гречески, так как в стране существовало более сотни диалектов. Многие из них сохранились и сейчас, поэтому жителей Крита с трудом понимают, например, в Македонии. Раньше различия диалектов были гораздо существеннее. Поэтому ряд ученых полагает, кого римляне и греки называли варварами, они и сами толком не знали. Возможно, такое прозвище звучало в адрес граждан своей же страны, говорящих на непонятном диалекте.

Поэтому исходное значение слова «варвар» не относилось к актам зла, а скорее к тем, кто не владел наиболее распространенными и употребляемыми наречиями.

Кого называли варварами римляне

Значение этого термина резко изменилось на закате Римской империи, когда некоторые народы начали посягать на земли римлян. Эти "варвары" почти никогда не объединялись. Некоторые грабили Римскую империю, а другие — становились ее союзниками.

Рим активно развивал различного рода отношения с готами, вандалами, герулесами, суэвеями, саксами, гепидами, а также сарматами, аланами, гуннами, аварцами, пиктами, карпи и исавриями.

Например, Аттила, который является, пожалуй, самым известным «варваром» того периода, управлял огромной империей, контролировавшей другие группы чужеземцев. В начале своего правления он объединился с римлянами против бургундцев, а позже восстал против римлян и выступил против них во Франции.

Позитивная коннотация

Стоит отметить, слово «варвар» не имело отрицательного значения для всех в Римской империи. Примерно в 440 г. христианский священник Сальвий писал, что почти все варвары, принадлежащие к одной расе или к родственникам, любят друг друга, а римляне преследуют друг друга.

Он отмечал, что многие бедные римляне обращаются к чужеземцам за помощью. Они ищут человеческого взаимодействия среди варваров, потому что от римлян получают лишь это варварскую бесчеловечность. Поэтому на вопрос, кого римляне называли варварами, нет однозначного ответа. Как, впрочем, и на многие другие вопросы из истории человечества.

Философская трактовка термина

Среди современных ученых и среди широкой общественности определение, кого римляне называли варварами и почему, вызывает множество споров.

Если и есть в истории человечества общая характеристика, которая объединяет все когда-либо существовавшие цивилизации, то это идеологическая потребность защищаться не только против собственных врагов, но и против врагов-цивилизаций.

Исходя из этого, термин «варвар» может быть распространен даже на Древний Китай, а также на все народы, живущие за пределами определенной страны. Действительно, слово «варвар» можно распространить на любую культуру, которую можно рассматривать как вражескую цивилизацию, социальная структура которой существенно отличается от структуры того государства, которое применяет по отношению к чужеземцам термин «варвар».

Вывод

Пока древние греки иронизировали над теми, кто не говорил по-гречески, то есть являлся варваром, значение этого термина менялось. Трансформация смысла данного слова достигла такой степени, что древние греки, наверное, не узнали бы его в современном контексте.

Именно поэтому сейчас ответ на вопрос, кого древние римляне называли варварами, пока ждет дополнительного исследования.

Понятие «варвар», «варварский» появилось в Древней Греции в 5 в. до н. э. Оно означало первоначально представителей всех других племен и народов, которые говорили на непонятном для греков языке (barbaros - непонятно болтающий). Варварами называли, например, персов, жителей Малой Азии, египтян, т. е. в слово «варвары» не вкладывали никакого презрительного смысла. С развитием рабства (большая часть рабов поступала из окружающих Древнюю Грецию отсталых племен) начинают сближаться термины «раб» и «варвар». Уже у Аристотеля они становятся почти синонимами. В связи с этим презрительное отношение к рабам, которое сложилось в греческом обществе, стало переноситься и на варваров.

В римскую эпоху, когда рабство достигло своих наивысших форм, а презрительное и жестокое отношение к рабам стало общепринятой нормой, понятие «варвар» приобрело смысл примитивного, дикого, не знакомого с культурой человека, по самой природе предназначенного к рабству, услужению римлянам (см. Древний Рим).

Этот взгляд укрепился отношением римлян, живших в условиях высокой античной цивилизации, к окружавшим Рим племенам, жившим в условиях примитивного родового строя. К тому же племена эти часто нападали на границы империи, грабили богатые римские города, разрушали непонятные им произведения римской культуры. Если большая часть греков и римлян рассматривали варваров как людей некультурных, отсталых и жестоких, то в 1-2 вв. в Риме среди части римских мыслителей наблюдается некоторая идеализация простой жизни варваров как жизни добродетельной и близкой природе.

В 1-2 вв. Римская империя успешно противостояла окружавшим ее варварским племенам - германцам, сарматам, аланам и др. Однако с 3 в. варвары начинают вторгаться на римскую территорию, грабить провинции и города. В начале 5 в. натиск их на Рим усиливается и вынуждает императоров Западной Римской империи мириться с пребыванием варварских племен (вестготов, бургундцев, свевов и др.) на землях империи. Здесь образуются первые ранние варварские королевства (королевство вестготов в юго-западной Галлии, 419 г.; королевство вандалов в Африке, 429 г.; королевство бургундов в юго-западной Галлии, 449 г.; и др.). После падения Западной Римской империи в 476 г. варварские королевства стали независимыми, в них постепенно формируются феодальные отношения. Порядок жизни обеспечивался законами, получившими название варварских правд. Они представляли собой записи обычного права (совокупность правил поведения, обычаев, сложившихся в обществе в результате их неоднократного применения и санкционированных государством); составлены между 5 и 9 вв. Известны вестготская, бургундская и другие варварские правды. По своему характеру к ним приближаются византийский «Земледельческий закон» и «Русская Правда».

ВАРВАРЫ

Варвары (по-гречески и по-латински «чужеземцы») — у древних греков и римлян общее название всех чужеземцев, говорящих на непонятном им языке. В начале н.э. оно чаще применялось к германцам. В новое время слово «варвары» стало обозначать совокупность народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства). Правовые документы этих народов известны под названием варварские правды. Варвары угрожали границам Римской империи на протяжении нескольких веков. Готы, вандалы и др. племена в поисках новых земель для грабежа и заселения проникали в Римскую империю сквозь её протяжённую восточную границу. В эпоху Великого переселения народов (4—7 вв.) по Европе передвигались целые народы, нередко преодолевавшие тысячи километров. В 410 г. войско вестготов под предводительством Алариха захватило и разграбило Рим. Гунны, кочевой народ из Центральной Азии, в конце 4 в. вторглись в Европу. В середине 5 в. под предводительством Аттилы они совершали опустошительные походы в Восточной Римской империи, Галлии, Северной Италии. Современники Аттилы называли его «бичом Божьим». В 455 г. Рим был разграблен вандалами, возглавляемыми королём Гейзерихом, а в 476 г. предводитель германских наёмников Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августула. Это событие считается концом Западной Римской империи. До недавнего времени считалось, что после этого в расколотой Европе наступил тёмный период варварства. Хотя некоторые достижения античной культуры были преданы забвению, в целом культура и образование сохранялись. В Европе объединяющей силой оставалось христианство, основывались школы, монастыри, церкви, ставшие центрами учёности и ремесла.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВАРВАРЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВАРВАРЫ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Рим 1:14, Кол 3:11) - означенное слово первоначально означало все земные народы, кроме Греков. Вследствие сего народонаселение всего шара разделялось …
  • ВАРВАРЫ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Barbari, ????????). В древности этим названием обозначались люди, говорящие на чужеземном языке, и с этим названием соединялось некоторое презрение к …
  • ВАРВАРЫ
    Так греки называли всех тех, кто не говорил на греческом языке (barbaros - «непонятно болтающий»). Отсюда возникло презрительное обозначение грубого …
  • ВАРВАРЫ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Так греки называли всех тех, кто не говорил на греческом языке (barbaros - непонятно болтающий). Отсюда возникло презрительное обозначение грубого …
  • ВАРВАРЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. barbaroi) у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев …
  • ВАРВАРЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. barbaroi, лат. barbari), звукоподражательное слово, которым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном им …
  • ВАРВАРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    этим именем (????????) греки называли всех, не принадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения. Римляне в том же смысле …
  • ВАРВАРЫ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВАРВАРЫ в Энциклопедическом словарике:
    у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). …
  • ВАРВАРЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    В́АРВАРЫ (греч. barbaroi), у древних греков и римлян назв. всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре …
  • ВАРВАРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? этим именем (????????) греки называли всех, не принадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения. Римляне в том же …
  • ВАРВАРЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. barbaroi), у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев …
  • КАЛУЖСКИЙ ХРАМ ИОАННА ВОИНА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Калужский храм во имя мученика Иоанна Воина Адрес: Калуга, пос. Трудовой. Приход Калужской иконы Божией …
  • КАЛУГА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Калуга, город, центр Калужской области (с 1944) и Калужской епархии, расположен на левом …
  • ЕФРЕМ (СИДАМОНИДЗЕ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ефрем II (Сидамонидзе) (1896 - 1972), католикос - патриарх всея Грузии. В миру …
  • ВАРВАРА ИЛИОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варвара Илиопольская (+ ок. 306), великомученица. Память 4 декабря, 15 декабря, 17 …
  • ПТОЛЕМЕЙ I СОТЕР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Правитель и царь Египта в 324 - 283 гг. до Р.Х. Родоначальник Птолемеев. Сын Лага. Род. в 367 г. до …
  • ЛЕОНИД I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Спартанский царь из рода Агидов, правивший в 491-480 гг. до Р.Х. Род. в 508 г. до Р.Х. Умер 480 г. …
  • КОМНИН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АЛЕКСЕЙ I КОМНИН - Византийский император в 1081 - 1118 гг. Род. ок. 1057 г. Умер 15 авг. 1118 г.Алексей …
  • ГОНОРИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Флавий Римский император в 393-423 гг. Сын Феодосия I. Род. 9 сент. 383 г. Умер 15 авг. 423 г. Гонорий, …
  • АЛЕКСАНДР III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Подняли восстание 7000 всадников, которым Александр велел явиться к себе. Между тем Спитамен распространил слух, что македонцы собираются перебить их …
Похожие статьи