Госдума приняла закон о бюджетном правиле и слиянии суверенных фондов рф. Бюджетное правило сдерживает рост ввп Бюджетное правило история и перспективы

31.07.2023

Как вы знаете, сейчас Минфин занимается глупостью при цене нефти выше уровня заложенного в бюджет, он начинает избыточно поступившие платежи (налоги, сборы и пошлины) складывать в валютную кубышку. Для этого использует валютный рынок. И напрямую покупает с валютного рынка доллары.

В среднем Минфин будет каждый месяц иметь профицит 200 млрд рублей (при текущих нефтяных котировках), в год получится 2400 млрд. рублей. Минфин получит, при курсе 56 рублей за доллар, 42 млрд долларов, которые вложит в ценные бумаги США и Европы под смешные проценты. В долларах под 2%, в евро практически под ноль. При этом Минфин активно продолжит занимать на внутреннем рынке в рублях и внешнем рынке в долларах. Под существенно больший процент!!! Особенно в рублях!!!

На внутреннем рынке планируется увеличить долг на триллион рублей. В РФ госдолг постоянно растёт независимо от того профицитный бюджет или дефицитный. Такое длится уже с середины 2000-х. Если так будут делать физические лица (вкладывать под маленький процент и одновременно занимать под больший), то финансовый консультант скажет ему, что он делает неправильно и посоветует правильный вариант.
И эти люди, весь финансово-экономический (МинФин, МЭР, ЦБР) учёт нас финансовой грамотности? Хвастаются низким уровнем долга относительно ВВП, хотя он мог быть ниже. Запускают поезда финансовой грамотности (я серьёзно, такое явление было finparty.ru/sobytiya/15773/ и продолжалось несколько лет). Специально придумывают ОФЗ для населения, чтобы повысить финансовую грамотность невежд-холопов.

Ребята, вы серьёзно? Это кто кого должен учить?

Самое интересное, что доллар Минфин через открытый рынок не продаёт. Продаёт напрямую ЦБР, с формулировкой «не влиять на курс» и это позволяет сохранить уровень резервов на прежнем уровне. Т.е. когда курс рубля растёт, на него влиять можно через валютный рынок (манипулировать), а когда падает, нужна эмиссия, которая «ни на что не влияет» и не происходит валютной манипуляции.
Почему бы также не продавать валюту, когда она нужна, через валютный рынок? Минфин покупает валюту каждый день на не очень существенный объём для рынка. 200 млрд/22 торговых дня=9 млрд рублей в день. В масштабах огромной ликвидности валютного рынка- это ни о чём. Почему бы не делать так при продаже валюты? Осуществлять продажу маленькими порциями каждый день, рынок это не почувствует. Вы ведь знаете в какие у вас месяцы профицит, а в какие дефицит. Так вот, заранее её продавайте по чуть-чуть. Читатель скажет, что у нас экспортно-ориентируемая экономика, нам нельзя иметь высокий курс рубля, все помрут, экономика встанет. Вот алюминиевый миллиардер Дерипаска недавно стонал, что слишком высокий курс. На что я вам отвечу, что Дерипаска стонет постоянно об этом (я слежу за экономическим цирком с 2008 года). Однако, ещё никто не умер, мы все живы, предприятия работают. Дерипаска как был миллиардером, так им и остаётся. Чтобы там не вещал Демура, Рабинович, Потапенко, Грудинин, миллиардеры-экспортёры. Мы не должны делать преференции ради кого-то одного или некой группы субъектов (например, экспортёров), главная цель капитализма- удовлетворение потребителей, предложение им наибольшего количества благ. А удовлетворение потребителя возможно при снижении цен на продукцию.
У нас импортозависимая экономика. Невозможно производить объёмные инвестиции в основной капитал, когда нормальное оборудование есть только за рубежом, и продаётся оно за иностранную валюту по высокому курсу. Активный рост инвестиций в основной капитал и рост экономики в России происходил при укреплении рубля. Я думаю вам понятно, что заплатить за оборудование в долларах при курсе 56 рублей и при курсе 50 рублей это существенная разница, что непосредственно влияет на окупаемость проекта.
Я предлагаю перестать манипулировать валютным курсом! И переформулировать бюджетное правило. Оно должно стимулировать инвестиции, снижать объём госдолга, экономить бюджет и снижать процентную ставку для всех субъектов экономики. Объясняю.
На 1 января 2018 объём рублёвого госдолга составил 7.2 трлн рублей !! При средней ставке 7.5% Ежегодно федеральный бюджет платит 540 млрд рублей (цифра сравнимая с расходами на здравоохранение) только на проценты! (Вы понимаете масштаб «трагедии»? )
Я предлагаю весь избыток (т.е. 200 млрд рублей в месяц) тратить Минфину на выкуп своего же госдолга с рынка. (Примечание: Судя по комментариям, некоторые не понимают эту строку, поясню. Избыток (профицит) в 200 млрд рублей образуется из-за того, что текущая цена нефти выше цены, заложенной в бюджет. Это предложение несвязанно с 540 млрд на процентные платежи и расходами на здравоохранение ).
Но не погашать его, а держать на своём балансе. Т.е. платить проценты самому себе. За год можно сократить госдолг на 2.4 трлн рублей!!! Сэкономить 180 млрд рублей процентов! Вместо этого они переводят это в доллары и евро. И максимум что могут заработать за год -2% или 48 млрд рублей. Сэкономленные деньги можно направить на другие расходы или снизить доходы: уменьшить налоги и пошлины, ввести налоговые льготы для бизнеса, что простимулирует бизнес. Если вдруг нефть падает и становится понятно, что будет дефицит, то Минфин обратно продаёт (вторичное размещение) свой долг через биржу (можно постепенно каждый день на пару млрд рублей) через биржевой стакан. Не нужно проводить никаких аукционов. Само объявление о выкупе госдолга Минфином приведёт к росту его курсовой стоимости и снижению ставок как по самому госдолгу (т.е. 7.5% превратится в 3,5-4% при будущих заимствованиях), так и для других субъектов, т.к. кредитный спред (надбавка за риск) будет следовать за снижением безрисковой доходности (ОФЗ). В результате топовые предприятия смогут занимать под 4-4,5% (в долларах они сейчас занимают примерно под такую величину), остальные субъекты под 6-7%. Сейчас Минфин своими огромными размещениями забирает сбережения, не давая возможности другим субъектам экономики занять дешевле. Никто ведь не будет давать предприятию в долг под 7%, когда Минфину можно дать под 7.5%. Иными словами Минфин забирает существенную долю рынка капитала себе. Вместе с укреплением рубля, которому Минфин не будет мешать, его долговая политика простимулирует предприятия инвестировать и закупать лучшее оборудование, иметь меньший срок окупаемости проектов.
Инфляционных рисков нет. Инфляция переводится как «разбухаю», всегда под инфляцией имели в виду увеличение денежной массы, которое ведёт к обесценению валюты против товаров и услуг. Это в 20 веке Фишер и Кейнс изменили смысл слова на «рост цен». Рост цен может происходить по нескольким причинам-нехватка предложения (засуха, война, наводнение, иной форс-мажор), рост спроса (увеличение доходов население) и рост денежной массы. В России денежная масса постоянно растёт и росла, именно поэтому у нас растут цены, а правильно сказать обесцениваются деньги. ЖКХ поднимают из-за роста денежной массы, а не наоборот и из-за перекрёстного субсидирования (пережиток избыточного регулирования экономики), которое хотят убрать, но никак не уберут. И не забывайте, что цены растут неравномерно! Если увеличатся цены на электричество на 20%, это не значит, что вырастут цены на всё на 20%. Цены на оптовом рынке постоянно меняются, однако, я и вы это вряд ли замечаете. Всё зависит от структуры расходов граждан и издержек предприятия. Самое главное- от спроса на товары и услуги. Если спрос очень чувствителен к росту цен, то как бы у тебя не росли издержки, ты не можешь поднять цены на свою продукцию. К сожалению, у нас до сих пор граждане, в том числе пользователи сайта этого не могут понять. При капитализме происходит удешевление производства и снижение цен при прочих равных. Именно этот фактор позволяет уменьшить рост цен, являющийся следствием роста денежной массы.
Так вот, экономика получила больше сбережений субъектов, которые пошли в частный сектор. Имеем рост занятости, рост доходов населения, увеличение предложение товаров, что ведёт к уменьшению цен, диверсификации, росту экономики!
Вы скажите, что это противоречит плану ЦБР по регулированию экономики через процентную ставку. ЦБР только создаёт инфляцию, он главная проблема. Если его так беспокоит инфляция, то у него есть другие инструменты ДКП, например норма резервирования. Поднимите норму резервирования и замедлите рост кредитования, и замедлите рост инфляции, который сами создаёте.
При снижении нефтяных цен госдолг РФ останется привлекательным в глазах инвестора, т.к. его величина станет небольшой, экономика окрепшей, что уменьшит зависимость бюджета от изменения цен на нефть. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете после периода стимулирования экономического роста снизится, т.к. ненефтяной сектор увеличит отчисления в бюджет.

Если Минфин не хочет уменьшать свой госдолг и стимулировать подобным образом экономический рост, есть другой вариант, который тоже простимулирует экономический рост. Это разморозка пенсионных накоплений, пора вернуть избыточные доходы бюджета гражданам! Это сотни миллиардов рублей, которые НПФ направят на покупку облигаций (ОФЗ и корпоратов) и уменьшат стоимость заимствований для всех субъектов экономики. С 2014 года пенсионные накопления заморожены, в результате экономика не растёт, не хватает сбережений. Однако, этот вариант хуже, т.к в таком случае госдолг не снизится, а продолжит расти. Эффект будет не такой масштабный. Но лучше, чем обеспечение спроса на валюту страны, которая любит вводить санкции и пугать всех ожиданием докладов о влиянии потенциальных санкций на экономику.

Новое бюджетное правило, которое должно с 2020 года восстановить строгие подходы к использованию нефтегазовых доходов, возьмет за основу цену нефти $40 за баррель и будет учитывать расходы на обслуживание госдолга

Министр финансов РФ Антон Силуанов (Фото: ТАСС/Александр Астафьев)

Без первичного дефицита

Новое бюджетное правило​​ — система правил использования нефтегазовых доходов — заработает с 2020 года, определит базовой ценой нефти отметку в $40 за баррель и будет ограничивать бюджетные расходы так, что они должны равняться базовым доходам за вычетом процентных расходов на обслуживание долга, на Московском финансовом форуме в пятницу министр финансов Антон Силуанов. «Подготовка бюджетного правила, которое, мы считаем, возможно к реализации с 2020 года, будет заключаться в том, что при цене $40 за баррель мы должны иметь нулевой первичный дефицит. То есть все те расходы по обслуживанию долга, которые у нас будут закладываться в расходы бюджета, как раз и будут составлять тот дефицит, который мы себе можем позволить», — сказал Силуанов, передал его слова корреспондент РБК.

Иными словами, по новому бюджетному правилу Минфин будет считать нефтегазовые доходы по цене $40, приплюсовывать к ним прогнозные ненефтегазовые доходы (эта сумма будет считаться базовыми доходами) и планировать бюджетные расходы так, чтобы они были не выше базовых доходов, не считая процентных выплат по долгу.

Новая версия бюджетного правила станет уже четвертой с момента введения такой практики управления госфинансами в 2004 году.

Старое бюджетное правило, которое действовало в 2013-2015 годах, подразумевало, что предельные расходы бюджета равны базовым доходам плюс 1% ВВП. Новое правило заменит этот 1% величиной процентных расходов, которая сейчас как раз находится в пределах 1% ВВП. Согласно закону о бюджете на 2016 год, процентные расходы в этом году планируются на уровне 646 млрд руб., или 0,8% ВВП. Первичный дефицит бюджета (дефицит без учета расходов на обслуживание долга) запланирован на уровне 2,2% ВВП, а Минфин хочет, чтобы с 2020 года не было первичного дефицита.

Почему $40?

По старому правилу базовая цена нефти для расчета нефтегазовых доходов, которые можно направлять на финансирование бюджетных расходов, определялась как среднегодовая цена нефти Urals за пятилетний период с ежегодным наращением этого периода на один год вплоть до десяти лет (усреднение по десятилетнему периоду должно было начаться с бюджета 2018 года). Сверхдоходы (нефтегазовые доходы от превышения реальных цен над базовой) перечислялись в суверенные фонды. Правило работало на растущих нефтяных ценах, но в 2015 году расчетная цена нефти по бюджетному правилу составляла $96, тогда как фактическая цена упала до $50. Поэтому на 2016 год бюджетное правило было приостановлено, а взамен были введены временные правила (действуют до 1 февраля 2017 года), позволяющие тратить нефтегазовые доходы и сбережения резервных фондов на финансирование расходов федерального бюджета.

Теперь предлагается использовать в бюджетном правиле вместо средней цены нефти за предыдущие годы консервативную цену $40 за баррель. Такая цена взята потому, что она соответствует порогу рентабельности добычи сланцевой нефти в мире ($40-50), объясняет высокопоставленный федеральный чиновник, знакомый с планами Минфина. По его словам, в скором времени ведомство хочет внести законодательную инициативу в новую Думу с тем, чтобы ввести бюджетное правило с 2020 года. Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что документ в министерство не поступал.

Средняя цена Urals в январе—августе 2016 года составила $39,36 за баррель, а за август превысила $40 за баррель ($43,9). Если бы новое бюджетное правило действовало уже сейчас, в августе резервный фонд удалось бы пополнить.

Вопрос о цене отсечения — $40 или ближе к $50 — еще предстоит обсуждать в правительстве, говорит РБК федеральный чиновник. Минфин предлагает ежегодно индексировать ее на долларовую инфляцию (в 2014 году она составила 1,6%, но в 2015 году — всего лишь 0,1%), говорил ранее РБК источник, близкий к Минфину. В целом падение цен на нефть и волатильность на валютном рынке заставили Минфин иначе взглянуть на предназначение бюджетного правила. Его смысл должен быть шире, чем просто возможность для стабилизации госфинансов, задача — «изолировать экономику от волатильности цен на нефть», говорит собеседник в финансово-экономическом блоке правительства. Речь идет о том, «чтобы реальный эффективный курс рубля не так сильно колебался вместе с ценами на нефть и не так сильно колебались относительные цены в экономике, инфляция, курсовые условия и все, что влияет на рентабельность компаний в разных секторах».

«Мы ориентируемся на то, что у нас дефицит бюджета должен постепенно снижаться на один процентный пункт ежегодно. Если мы выбираем $40 как цену отсечения, то мы приходим к сбалансированному бюджету к 2020 году, если выбираем $50 — приходим к 2019 году. В зависимости от того, какой будет цена отсечения, определится момент, когда бюджетное правило заработает полноценно», — говорит чиновник финансово-экономического блока.

Фото pixabay.com

В общей прибыли экономики ощутимо выросла доля сырьевых отраслей: сейчас она близка к 40%, а к концу года, по экспертным прогнозам, вполне может достичь 50%. Сырьевое проклятие не преодолено. Принятое правительством бюджетное правило толкает российскую экономику в окончательное нефтяное рабство, считают эксперты. Экономика искусственно обескровливается, для диверсификации и развития не остается источников. И власти пытаются сделать таким «источником» население и бизнес. Предпринимательская депрессия обрабатывающих отраслей уже стала хронической.

По последним данным Росстата, доля убыточных предприятий в России в январе-апреле составила 34,2%. Как сообщил директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (экс-глава департамента Минэкономразвития), это «максимум за последние четыре года».

Если смотреть в отраслевом разрезе, то самая большая доля убыточных предприятий (свыше 40%) зафиксирована в таких секторах, как обеспечение электроэнергией, газом и паром; добыча полезных ископаемых; транспортировка и хранение; научная и техническая деятельность. В сфере водоснабжения она почти близка к 50%. На таком фоне обрабатывающий сектор выглядит как будто неплохо: доля убыточных предприятий – 33%.

Однако одновременно с этим именно на сырьевые отрасли приходится основной вклад в общую прибыль экономики. В январе–апреле совокупный сальдированный финансовый результат предприятий (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых компаний и госучреждений) составил более 3,5 трлн руб. – на такую сумму совокупная прибыль превысила совокупный убыток.

Около 1,3 трлн руб. из этой суммы приходится на добывающий сектор, который по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличил свой результат сразу на 61%. Тем самым доля добывающего сектора стала самой большой, составив 37%. А обрабатывающая промышленность ухудшила свой результат: снижение составило почти 4%. На этот сектор приходилось только 849 млрд руб., или 24% совокупного финансового результата.


По прогнозу Тремасова, к концу года доля сырьевых отраслей в прибыли экономики вполне может достичь 50%. Заметим, такое происходит редко, однако подобный сценарий нельзя назвать абсолютно фантастическим. Например, в 2014 году в сальдированном финансовом результате организаций на добывающий сектор приходилось почти 50%, а на обрабатывающий – только четверть.

Сейчас, на фоне растущих нефтяных цен и таких финансовых результатов компаний, принятое правительством бюджетное правило «продвигает нас семимильными шагами в сторону сырьевой экономики», предупреждает Тремасов.

Ранее финансовые власти уже поясняли, что бюджетное правило с ценой отсечения около 40 долл. за баррель помогает сгладить связанные с внешней конъюнктурой колебания валютного курса. Дополнительные нефтегазовые доходы, полученные благодаря стоимости нефти сверх цены отсечения, направляются в резервы – с этой целью Минфин покупает иностранную валюту. Правда, такое правило привело к тому, что российская валюта по отношению к доллару искусственно обесценивалась даже на фоне дорожающей нефти (см. ).

Уже несколько лет подряд обрабатывающие отрасли находятся в России в состоянии предпринимательской депрессии – это фиксирует Росстат. Сейчас ситуация снова ухудшается. Так, в мае 2018-го индекс предпринимательской уверенности обрабатывающих производств составил в РФ –3,5% (почти таким же он был и в июне), хотя в декабре 2017-го индекс составлял –1,1%. То есть произошло ухудшение. Минус свидетельствует о преобладании негативных оценок предпринимателей, данные приводятся с исключением сезонного фактора.

Искусственное обескровливание экономики с помощью бюджетного правила, когда дополнительные нефтегазовые доходы изымаются из экономики и направляются в резервы, не способствует ни модернизации, ни диверсификации.

Но, даже изъяв из экономики «лишние» нефтегазовые доходы, власти могли бы этими деньгами воспользоваться все равно иначе: например, направив их на балансировку пенсионной системы. К слову, Фонд национального благосостояния (ФНБ) для того и создавался. Он мог бы стать аналогом норвежского госфонда. Но ФНБ не только не может похвалиться такой же доходностью, как и норвежский госфонд (см., например, ), он еще и расходуется все чаще на различные проекты, не связанные с пенсионной системой. Причем расходуется, как показывают проверки, не всегда эффективно (см. «НГ» от ; ).

Опрошенные «НГ» эксперты допускают, что к концу года доля сырьевых отраслей в общей прибыли экономики может достичь 50%.

«Ситуация, сложившаяся с финансовыми результатами предприятий, в настоящий момент носит конъюнктурный характер. Текущая тенденция определяется внутренним ростом цен практически на все виды сырья. Прежде всего на моторное топливо. При относительно стабильном курсе рубля это ведет к росту прибыльности в сырьевых секторах и увеличению издержек в остальной экономике. Доля сырьевых отраслей в прибыли может теоретически вырасти до 50% при условии дальнейшего роста цен на нефть», – поясняет замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Александр Широв.

«В целом никаких существенных изменений в структуре российской экономики в последние годы не происходит, – продолжает эксперт. – Для изменений нужен рост конкурентоспособности базовых производств, который возможен только при росте инвестиционной активности».

По словам Широва, сейчас бюджетное правило ограничивает укрепление рубля, «сдерживает рост расходов бюджета конъюнктурного характера», «обеспечивает увеличение объемов ликвидности в финансовой системе». При этом «дополнительные доходы бюджета не используются на цели модернизации экономики», добавляет эксперт.

«Последние два года снова проявились признаки «голландской болезни». Так, с 2015 по 2017 год экспорт нефтяного сырья возрос на 15,4 млн т, что подтверждает ориентацию налоговой политики на стимулирование ресурсного экспорта», – замечает доцент Высшей школы корпоративного управления Академии при президенте (РАНХиГС) Тамара Сафонова.

Несмотря на заявления правительства, страна не избавилась от сырьевой зависимости. В первом квартале 2018-го доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете выросла до 45,6%, для сравнения: в первом квартале 2017-го она была 41,8%. Такие данные приводили в майском мониторинге экономической ситуации специалисты РАНХиГС и Института Гайдара.

Как считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский, было бы разумным смягчить бюджетное правило, подняв цену отсечения, и «направить сейчас больше денег на развитие, вместо того чтобы держать нынешнюю планку и добывать деньги через, например, повышение налога на добавленную стоимость, которое, безусловно, ударит по обрабатывающим отраслям еще больнее».

«Бюджетное правило изначально было создано как инструмент избавления от сырьевой зависимости по принципу «раз сейчас мы этих денег, отправленных в запасы, не видим, значит, их нет, как нет и сырьевой зависимости». Но это не так. Доля нефтегазовых доходов все равно растет в структуре бюджета. А отказ от денег, направленных в запасы, приводит к тому, что правительство вынуждено искать средства у народа и предприятий, увеличивая на них нагрузку, – обращает внимание директор Института актуальной экономики Никита Исаев. – В итоге развитие только тормозится».

Новое бюджетное правило, которое вступило в силу в январе 2018 г., сделает курс рубля менее волатильным, а также повлияет на динамику облигаций и акций, отмечает Евгений Малыхин, партнер, директор инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент».

В чем суть нового бюджетного правила? Правительство устанавливает базовую цену на нефть и исходя из нее (а не текущей цены) рассчитывает нефтегазовые доходы бюджета. В ценах 2017 г. базовая цена на нефть марки Urals равна $40 за баррель, далее она будет ежегодно увеличиваться на 2%. Если реальная цена нефть выше этой отметки, то "излишек" идет в Фонд национального благосостояния. Если ниже, то Минфин будет тратить этот фонд.

Новое бюджетное правило окажет значительное влияние на курс рубля. Нефтегазовые доходы бюджета формируются в рублевом выражении, а дальше Минфин, согласно бюджетному правилу, будет покупать на открытом рынке доллары США. По оценкам самого Минфина, при цене на нефть $54-55 за баррель объем покупок за год составит 2 трлн руб., или примерно $35 млрд. При цене $60 за баррель в Фонд национального благосостояния попадут уже 2 трлн 800 млрд руб., или $49 млрд.

Много это или мало? Объем покупок валюты Минфина на рынке примерно равен положительному сальдо счета текущих операций платежного баланса за 2017 г. ($40,3 млрд) или чистому вывозу капитала из страны ($31,3 млрд).

Новое бюджетное правило меняет правила игры. Раньше, когда росла цена на нефть, то укреплялся и рубль за счет продажи экспортерами валютной выручки. Теперь при росте цены на нефть будут расти не только продажи валюты экспортерами, но и увеличиваться покупки Минфина. А при падении цен на нефть Минфин будет продавать валюту из фонда и тем самым поддерживать курс рубля. Новое бюджетное правило отвязывает курс рубля от нефтяных котировок и делает его более стабильным.


Второй важный момент – бюджетное правило через курс рубля окажет влияние на инструменты с фиксированной доходностью. Если у вас стабильная валюта, то остается смотреть на политику Центрального банка и абсолютный размер ставки.

Абсолютный размер ставки в рублях значительно выше, чем в долларах. Банк России собирается продолжать снижать ставку, в том время как ФРС будет повышать ставку. Поэтому я вижу больше возможностей для инвестора в рублевом долге, чем в евробондах.

И третий важный вопрос: каково будет влияние на рынок акций? Здесь тоже произошли значительные изменения. Когда нефть и рубль слабели, то падал весь фондовый рынок, включая бумаги экспортеров (просто они падали менее значительно благодаря девальвации). А когда нефтяные котировки шли вверх, то укрепление рубля вредило показателям нефтегазового сектора значительно больше, чем помогал рост цен на нефть.

Поэтому, как ни странно, при росте цен на нефть нужно было продавать акции экспортеров и покупать банковский сектор, телекомы, IT и так далее. Теперь, когда цена на нефть будет расти, а рубль оставаться стабильным, нефтегазовый сектор впервые за долгое время может почувствовать свою силу.

Все сказанное показывает, как изменение в государственном регулировании может изменить весь финансовый ландшафт и открыть новые возможности для инвесторов.

Получить консультацию

Если Вы хотите стать Клиентом компании «АТОН» или получить дополнительную информацию, заполните, пожалуйста, форму обратной связи и наш консультант оперативно свяжется с Вами

Бюджетное правило – это экономическая политика, определяющая предельную величину государственных расходов в зависимости от цены на нефть. Следование данной стратегии позволяет избежать дефицита госбюджета при резких колебаниях нефтегазового рынка.

 

Бюджетное правило - это экономическая стратегия, при которой в планируемые расходы закладывается предельная стоимость нефтегазовых ресурсов, определяющая величину госрасходов. Денежные средства, поступающие в казну сверх данной суммы, направляются в резервные фонды. Соответственно, если цены на углеводороды не достигнут планируемой величины, бюджет подлежит урезанию для достижения дефицита не более 1 процента ВВП.

В 2004 году, на фоне резкого роста цен на углеводороды, было принято решение предотвратить возможную перекачку госбюджета нефтедолларами. Для данной цели был образован Резервный Фонд и так называемая «цена отсечения». Если стоимость барреля нефти достигала 20$ (в 2006 году - 27$), сверхприбыль автоматически поступала в накопления, что позволило обеспечить «подушку безопасности» в случае наступления кризиса: а он наступил уже в 2008 году

Смысл экономической стратегии

Бюджетное правило - что это такое и в чём его главная суть? При резком росте цен на углеводороды у политиков появляется соблазн решить социальные проблемы страны и заняться популизмом за счёт дождя из нефтедолларов, пролившихся на благодатную почву общественной напряжённости. Но, как показывает практика, вложения в здравоохранение, образование, жилищную сферу, инфраструктуру не приносят моментальной отдачи, в то время как долгосрочные проекты требуют ритмичных и многолетних инвестиций.

Чтобы связать руки популистам и обеспечить задел на будущее, в странах, которые чрезмерно зависят от нефтегазового рынка, вводится особое правило наполнения бюджета. Устанавливается «базовая цена» ресурсов - углеводородов, исходя из которой, планируется предельная величина госрасходов. Дефицит может составлять лишь определенное значение от планируемых доходов (в РФ - 3,7% ВВП).

Указанное правило обеспечивает ряд преимуществ:

  1. Зарождение фондов благосостояния за счёт сверхприбыли и незапланированных доходов от роста экспорта сырья;
  2. Плавная и постепенная реализация социально-экономических проектов;
  3. Быстрая адаптация расходов страны к ценовой конъюнктуре;
  4. Формирование валютно-денежных резервов, призванных обеспечить выполнение государственных обязательств в случае кризиса.

В связи с резким падением стоимости нефти, в 2016 году БП было отменено. Вместо того чтобы наполнять Резервный Фонд, государство начало усиленно опустошать его. Таким образом, «заначка России» к 1 августа 2016 года составила всего 38,18 миллиарда долларов, против 91 млрд. долларов, имевшихся на 1 сентября 2014 года. Согласно расчётам, баррель нефти при действующей политике должна была составить около 80 долларов, что далеко от реальности

Принципы действия бюджетного правила в России:

  1. Предельная величина бюджетного дефицита - 1% ВВП;
  2. Цены на углеводороды рассчитываются на основе объективных экономических показателей, а не прогнозов;
  3. Предельная величина нефтегазовых доходов, которые могут использоваться для покрытия нужд госбюджета - 3,7% ВВП.

Бюджетное правило в России в 2017-2018 гг.

С момента своего недавнего появления рассматриваемый экономический принцип один раз претерпел существенные изменения, а в 2016 году - и вовсе был заморожен. В 2017 году БП вновь может быть использовано для накопления Стабфонда. Данную перспективу публично озвучил А.Силуанов - министр финансов РФ. Прибыль, поступающая при стоимости барреля нефти свыше 50 долларов, будет переводиться в резервы - если на то будет «общественная поддержка».

Обновленный принцип призван не только «отвязать» экономику от нефтяной зависимости, но и избавить российский рубль от резких колебаний. Его курс относительно мировых валют получит более жёсткий «потолок», выше которого подняться ему не позволят. Данную меру едва ли можно назвать популярной, так как она не способствует снижению цен на импортные товары по мере укрепления российского рубля.

Критика политики ограничений

Многие аналитики полагают, что формирование резервов за счёт сверхприбыли - идея, лишённая будущего, так как ресурсы фактически замораживаются. Вместо того чтобы направляться для реализации прибыльных проектов, деньги остаются в подвешенном состоянии на годы. Когда же приходит черёд кризисных явлений, фонды используются для погашения социальной напряжённости и вновь не обеспечивают роста ВВП.

Иными словами, бюджетное правило наполнения доходной части госбюджета приводит не к радикальной перестройке экономики, а к накапливанию, заморозке проблем. Чтобы ощутить это в полной мере, можно посмотреть на пример Венесуэлы. Высокие цены на углеводороды, как думалось, позволили стране в 10-летний срок вылечить множество «хронических болезней»: занятость, перенаселённость городов, недоступность образования.

Но двухлетнее снижение цены на нефть заставило старые трудности вспыхнуть с новой силой. В силу глубокой зависимости населения от государственных дотаций, все социальные достижения рухнули в течение нескольких месяцев. Необходимо отметить, что экономическая политика в РФ оказалась куда более сбалансированной, и вместо тотального обнищания страна столкнулась лишь со значительной коррекцией доходов. Но без глубоких преобразований финансово-хозяйственной политики Россию тоже может постигнуть участь Венесуэлы.

Похожие статьи