Драконовы законы значение и происхождение фразеологизма. Что значит "драконта законы". Излишне издавать законы, если эти законы, будучи изданными, не будут проводиться в жизнь

03.03.2020

…фраза живет и побеждает

«После нас хоть потоп» по одним данным сказал французский король Людовик ХV, по другим его любовница и фаворитка маркиза де Помпадур, а на самом деле — никто. Фраза «После нас хоть потоп» — характерный пример мифологичности истории. Вот как развивались события. 5 ноября 1757 года французская армия потерпела поражение в битве при Росбахе — одном из важных сражений . Естественно, известие об этом Людовика ХV не обрадовало. Пытаясь как-то утешить короля, мадам Помпадур сказала: «Не расстраивайтесь так, всё равно после нас будет потоп». Это был намек на ходившие тогда по Парижу слухи о приближающейся к земле комете, встреча с которой могла вызвать всякие беды и катаклизмы, в частности, потоп. Так что изначально в словах мадам Помпадур никакого особого цинизма не было. Сделали выражение таким потомки или современники-«доброжелатели».

Справедливости ради, следует отметить, что своей порочною славой Людовик, его пассия, приближенные и вообще весь французский бомонд того века были обязаны самим себе. Роскошь, распущенность и безнравственность их жизни, нарушение неписанных моральных законов слишком бросалась в глаза по сравнению с бедностью и безрадостным существованием народа. Так что поверить в якобы сказанное маркизой у французов были все основания. Не случайно через 32 года «кровавый потоп» Великой французской революции действительно наступил.

Король Людовик ХV (1710-1774)

Он не говорил…

«Король Луи был красивый, очень сильный и весьма неглупый вальяжный мужчина. В каком-то смысле позер, но он любил человечество и даже немногих, близких ему людей. По натуре это был добрый человек, но несколько ленив душой. Он терпеть не мог лично распутывать загадки, которые то и дело подкидывала ему жизнь. Он всегда полагал, что преодолевать трудности должны другие. Его дело повелевать и позировать. Его приводила в уныние необходимость постоянно, каждодневно искать ответы на вопросы, которые щедро подбрасывала окружавшая его реальность. Кажется, вчера все было решено, расписано, намечено - и на тебе! Какая-то нелепейшая случайность, и все идет насмарку. Опять приходится начинать заново. Эти бесконечные хлопоты сводили его с ума» (М. Ишков «Сен-Жермен)

Фраза «После нас хоть потоп» — проявление высшей степени эгоизма: живи, наслаждайся сегодняшним днем; ни о ком, ни о чём не думай, только о себе, помни — без тебя будущего не существует

Маркиза де Помпадур (1721-1764)

Маркиза де Помпадур, которая многие годы фактически управляла Францией, «была крещена Жанной Антуанеттой Пуассон, в замужестве стала Ле Норман д’Этиоль, ну, а за успехи в любовной связи получила титул маркизы де Помпадур. Эта мещаночка оказалась лучшей ученицей энциклопедистов, утверждавших, что поскольку главной отличительной чертой разума является способность вырабатывать «суждения», то путь к успеху может гарантировать только правильное и регулярное применение разума. Маркиза не отличалась крепким здоровьем, у неё были слабые легкие, но телесная хворь почти не сказывалась на её целеустремленности и умении владеть собой. Тактика госпожи де Помпадур заключалась в том, чтобы «овладеть всеми помыслами короля и опережать его в очередном увлечении хотя бы на несколько дней и по возможности стараться утешить новыми развлечениями». Жанна Антуанетта, как никто другой, умела заранее предугадывать настроение короля. Его стремление жить свободной от обременительных условностей и обязанностей двора, простой - пусть даже порочной! - жизнью, растерянность, какую испытывал он, когда тщательно продуманный план начинал рушиться из-за неожиданных обстоятельств, которые никак невозможно было предвидеть, - давали верное направление её системе, направленной на то, чтобы освободить короля от досаждающих забот. При этом Людовику постоянно внушалась мысль, что именно он - верховный сюзерен. Его слово - закон! В общем, так оно и было на самом деле, тем не менее король был благодарен «верному другу» за помощь в государственных делах» (Там же)

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "драконта законы"

Большой юридический словарь

драконта законы

изданный в 621 г. до н.э. афинским архонтом Драконтом свод законов (первая кодификация афинского обычного права), отличавшихся крайней жестокостью (отсюда выражение "драконовские законы"). Текст не сохранился.

Драконта законы

первая кодификация афинского (аттического) права, осуществлённая архонтом Афин Драконтом в 621 до н. э. Запись обычаев в Д. з. сопровождалась их отбором и пересмотром. Д. з. содержат и уголовные законы, отличавшиеся крайней жестокостью: смертная казнь назначалась не только за кражу, поджог или умышленное убийство, но также и за незначительные проступки.

Сохранился отрывок из Д. з. в надписи 409≈408 до н. э., из которого видно, что за непредумышленное убийство назначалось изгнание, но вместе с тем устанавливалась возможность примирения родственников обеих сторон; если таковых не окажется, 10 членов фратрии, к которой принадлежал убитый, могли разрешить невольному убийце доступ в страну. Ограничивая кровную месть, Д. з. запрещали самовольную расправу над убийцей, за исключением тех случаев, когда он будет застигнут на его собственной земле. Не считалось преступлением убийство вора, если оно было совершено для самозащиты или отобрания украденного имущества. Важное значение имели и нормы Д. з., посвящённые организации судебного процесса по уголовным делам.

Д. з. действовали, по-видимому, вплоть до реформ Солона (594 до н. э.), однако нормы, касающиеся непредумышленного убийства и самозащиты, сохранялись в афинском праве дольше. Суровость Д. з. лежит в основе распространённых выражений «драконовские меры», «драконовские законы».

З. М. Черниловский.

Дракон, или Драконт, - афинский законодатель, чьи крайне суровые законы способствовали появлению такого крылатого выражения, как «драконовские меры», которое относится к чересчур строгим наказаниям, содействующим в какой-то мере укреплению государства путем более четкой формулировки его основных правовых принципов.

Архаическая судебная система

Как известно, жители Аттики (местности, где были расположены Афины) в VII в. до н. э. все так же продолжали действовать сообразно древнейшим родовым законам. Их нормы для современного человека могут показаться слишком жестокими. К тому времени царская власть здесь уже давно исчезла, поэтому полисом управляли начальники или архонты, избиравшиеся из числа самых знатных людей.

Фактически Афинами тогда управляли всего 9 человек. Главным из них был архонт-эпоним - первый человек в полисе, архонт-басилей занимался вопросами, касающимися религии, архонт-полемарх ведал военными делами, а оставшиеся шесть архонтов-фесмофетов руководили городскими магистратурами и следили за выполнением норм закона и деятельностью суда.

Килоновская смута

Уже в конце VII в. до н. э. население Афин начало понимать, что юриспруденцию в том виде, в котором она существовала, необходимо срочно менять. Первой причиной, подтолкнувшей власть к подобной были смутные времена, которые требовали более строгого наказания за посягательство на частную собственность, а второй - всевозрастающее недовольство народа, вызванное произволом, творимым судьями-аристократами, толковавшими законы так, как им заблагорассудится.

Историки считают, что одним из факторов, значительно ускоривших написание новых судебных правил, стала так называемая Килоновская смута. Считается, что где-то в период между 636 и 624 годами до н. э. некий аристократ Колон предпринял попытку силой захватить власть в полисе, но у него ничего не вышло, так как ему помешали люди, принадлежавшие к аристократическому роду Алкмеонидов. Их расправа была настолько жестокой, что бунтовщиков, даже укрывшихся у алтарей богов, тут же убивали. Подобный произвол аристократов и осквернение святынь настолько возмутили афинян, что они прокляли всех Алкмеонидов.

Новое законодательство

После Килоновского заговора, который в случае победы мог бы привести к власти тиранов, эвпатриды были обязаны хоть как-то продемонстрировать свою государственную деятельность. Именно поэтому афинское право было решено усовершенствовать. Эту работу поручили одному из шести архонтов-фесмофетов. Выбор пал на Драконта, так как он пользовался большим уважением в обществе и был добросовестным и энергичным человеком. Всю необходимую работу он проделал в течение 621 г. до н. э. И как результат, на свет появились законы Драконта.

До сих пор считается, что этот документ был первым письменным судебным правом, действующим на территории Афин. Хотя это утверждение весьма спорно. Было бы правильнее сказать о первом дошедшем до наших дней письменном законодательстве, так как обычно любые правила являются лишь переработкой уже когда-то существовавших до этого норм. Примером в данном случае может послужить утверждение Аристотеля, что еще в 80-х годах того же столетия архонты-фесмофеты уже занимались подобной работой.

Главным достижением обновленных норм стали более четко сформулированные обязанности чиновников, а также принципы и порядок их избрания на должности. Хотя свод законов Драконта и содержал в себе некоторые статьи о политической структуре государства, однако они не были главными в данном сборнике, о чем говорит и его название - «Обычаи».

Основой новых норм являлись более четко прописанные штрафные санкции за разного рода правонарушения. Некоторые законы Драконта, вне всякого сомнения, выглядят излишне жестокими. Взять хотя бы такой невинный проступок, как кража фруктов или овощей, а ведь за него полагалась смертная казнь! А вот убийство вора, совершенное с целью самозащиты или возврата своего имущества, преступлением и вовсе не считалось. полагалась за убийство, поджог и осквернение святыни. Драконт даже предусмотрел такую норму, которая кажется совершенно бессмысленной, - наказание за убийство неодушевленных предметов.

Настоящие новшества в уголовном праве

Как известно, законы Драконта стали отражением прогресса в развитии, которое происходило в то время в афинском обществе. Впервые появилось четкое разделение убийств на непредумышленные, предумышленные и совершенные в процессе обороны. Отдельно рассматривались преступления, касающиеся лишения жизни соблазнителей сестер, жен, дочерей и матерей. В эту же категорию попадали и убийства, совершенные во время спортивных соревнований, а также в результате различных несчастных случаев.

Прерогативой археопага было рассмотрение исключительно умышленных преступлений, повлекших за собой человеческие жертвы. Наказанием за совершение таких убийств была смертная казнь. Неумышленными же занимались специальные коллегии, состоящие из эфетов, возраст которых превышал 50 лет. Непредумышленные убийства обычно наказывались изгнанием виновного. Различного рода штрафы, к примеру быками, применялись по отношению к гражданам, совершившим ряд других преступлений.

Надо сказать, что законы Драконта в Афинах действовали эффективно и были в значительной степени направлены на преодоление обычной в то время так как строжайше запрещали чинить самосуд. В этом случае ответственность за убийство ложилась только на того, кто его совершил, а не на всю семью, как раньше. Кроме того, нес наказание и тот человек, который подстрекал к убийству.

Значение

Одобренные афинским обществом законы Драконта, характеристика которых была приведена выше, явно свидетельствовали о том, что оно стремилось избавиться от устаревших родовых обычаев и внедрить в свою жизнь обновленную модель государственных и классовых отношений.

Несмотря на эти довольно жесткие законодательные акты, развитие греческого права все же продвинулось на шаг вперед. С момента написания новых норм аристократы, заседавшие в судах, были ограничены в своих действиях четко прописанными правилами, исполнение которых можно было легко проверить.

Отмена

Большинство историков утверждают, что все законы Драконта действовали на территории полиса вплоть до 594 г. до н. э., пока свои реформы не стал проводить Солон - афинский аристократ и преуспевающий купец. Он отменил большинство правил, установленных в 621 г. до н. э., однако оставил те, которые касались самозащиты и непредумышленных убийств. Стоит отметить, что сам Драконт, несмотря на свои строгие законы, в древности пользовался большим уважением, а его имя и сейчас стоит в одном ряду с лучшими мировыми законодателями.

Похожие статьи