Незаконное увольнение: защити свои права! Как восстановиться на работе по предписанию трудовой инспекции Инспекция труда восстановление на работе

02.07.2023

Полномочия государственной инспекции труда установлены абз.2 ст.356 и абз.6 ст.357 ТК РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзора за соблюдением трудового законодательства имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

На этом основании можно сделать вывод о том, что государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при его увольнении, присущим данному органу административно-правовым способом - посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа работодателя о применении к работнику дисциплинарного взыскания или приказа об увольнении работника.

Данные полномочия подтверждены в Обзоре судебной практики ВС РФ за первый квартал 2011 г. (утв. Президиумом ВС РФ 1 июня 2011 г.).

Верховный Суд РФ в Определении от 20.07.2012 г. №19-КГ12-5 отметил, что по смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

То есть при наличии веских оснований трудовая инспекция может выдать предписание работодателю об отмене приказа об увольнении работника за прогул.

Суды также полагают, что у государственной инспекции труда есть полномочия на восстановление работников на работе путем направления работодателю обязательных для исполнения предписаний.

НАПРИМЕР

По мнению Московского городского суда, довод надзорной жалобы о том, что государственная инспекция труда не вправе восстанавливать на работе и взыскивать заработную плату за время вынужденного прогула, является несостоятельным, поскольку противоречит п.2 ч.1 ст.83 ТК РФ, а также ст.357 ТК РФ (Определение Московского городского суда от 28.03.2011 г. №4г/5-2017/11). В Апелляционном определении Забайкальского краевого суда от 30.03.2016 г. №33-1461/2016 также отмечено, что предписание об устранении нарушения трудовых прав работника вынесено государственным инспектором труда в пределах предоставленных ему трудовым законодательством полномочий, при наличии к тому законных оснований, установленных ст. 357 ТК РФ.

Работодатель, в свою очередь, может обжаловать в суде вынесенное государственным инспектором труда в адрес работодателя предписание об отмене приказа об увольнении работника, подав заявление в течение десяти дней со дня получения им предписания ( ст.357 ТК РФ).

Какие оплошности не позволяют работодателю взыскать с работника причиненный ущерб? Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст.233 ТК РФ). 1. Пределы материальной ответственности. 2. Какие документы должен оформить работодатель? В какие сроки? 3. Если сотрудник уволился, можно ли взыскать с него ущерб? 4. Только ли деньгами можно оплатить работодателю возникшей по вине работника ущерб? 5. Распространённые ошибки работодателей, из-за которых не возможно привлечь работника к материальной ответственности. Смотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш..su/kadry/kadrovoe-deloproizvodstvo/ https://сайт/kadry/trudovye-spory/

Как принять на работу директора компании?

Руководитель компании является одновременно и работником, состоящим в трудовых отношениях, и единоличным исполнительным органом компании. Поэтому на него распространяются не только нормы Трудового кодекса, но и гражданского законодательства. 1. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА КОМПАНИИ? 2. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО ОФОРМЛЕНИЯ ПРИЕМА ДИРЕКТОРА НА РАБОТУ? 3. КАК ПРОВЕРИТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРЕДМЕТ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ? 4. КТО ПРИНИМАЕТ НА РЕШЕНИЕ О ПРИЕМЕ НА РАБОТУ ДИРЕКТОРА КОМПАНИИ? 5. НА КАКОЙ СРОК ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР? 6. КЕМ ПОДПИСЫВАЕТСЯ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР С РУКОВОДИТЕЛЕМ КОМПАНИИ? 7. МОЖНО ЛИ ДИРЕКТОРА КОМПАНИИ ПРИНЯТЬ С ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ СРОКОМ? 8. МОЖНО ЛИ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ? 9. МОЖЕТ ЛИ ЕДИНСТВЕННЫЙ УЧАСТНИК ООО БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ ЭТОЙ КОМПАНИИ? 10. ЕСЛИ ВАШ ДИРЕКТОР – ИНОСТРАНЕЦ. ЧТО НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ? Смотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш..su/kadry/kadrovoe-deloproizvodstvo/

7 ошибок, которые обанкротят Ваш бизнес, если у Вас работают иностранцы

Начиная с 11 марта 2019 г. МВД начнет применять чек-листы для проверок компаний и учреждений по вопросам миграции (Приказ МВД РФ от 29.01.2019 г. №42,далее по тексту - Приказ). Какие вопросы содержатся в чек-листах? Компании, самостоятельно оценив соблюдения обязательных требований, могут заранее предсказать результаты проверок. Несколько слов о том, кто вправе проверять работодателей на соблюдение норм миграционного законодательства. С 5 апреля 2016 года ФМС РФ упразднена, а все ее полномочия переданы МВД РФ, в котором создано Главное управление по вопросам миграции. С 1 июня 2016 года функции ФМС РФ окончательно переданы МВД РФ (Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. №156). Ответы на какие вопросы могут свидетельствовать о нарушении миграционного законодательства? Вопросы №1 и №2 - получено ли разрешение на привлечение и использование иностранцев и заключены ли трудовые договоры либо договоры ГПХ с иностранцами? Вопросы №3 и №4 – есть ли действительные разрешения на работу либо патенты на осуществление трудовой деятельности и поданы ли работодателем уведомления в территориальный орган МВД о заключении (расторжении) трудовых договоров, либо договоров ГПХ с иностранцами? Вопросы №5 и №6 - осуществляют ли иностранцы трудовую деятельность в пределах субъекта РФ, указанного в разрешении на работу или патенте, по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте? Вопросы №7 и №8– подает ли работодатель уведомления по выплате заработной платы (вознаграждения) ВКС и о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы более одного календарного месяца в течение года иностранцам, обучающимся в РФ? Вопрос №9 - прекращаются ли трудовые договоры или договоры ГПХ, заключенные с иностранцем, в случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока? Вопрос №10 - является ли работник, привлеченный к трудовой деятельности без оформления разрешительных документов работодателем, гражданином государства - члена ЕАЭС? (п.1 ст.97 Договора о ЕАЭС, подписанного в г. Астане от 29.05.2014 г.)? Смотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш.

Контроль исполнения норм и положений трудового права возложен, в соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ, на Государственную инспекцию по труду. Работники вправе подавать жалобы на имя этого надзорного органа тогда, когда работодателем нарушаются трудовые права и интересы.

Зачастую во время сокращения штата или ликвидации предприятия руководитель, сокращая бумажную и кадровую работу, может увольнять сотрудника ненадлежащим образом, что является грубым нарушением норм трудового права. Тогда работником может быть составлена жалоба в трудовую инспекцию по месту регистрации работодателя.

На протяжении одного месяца с момента получения прошения, инспекторы проведут проверку действий, предпринятых работодателем. Если они найдут указанные нарушения, будет вынесено предписание про восстановление на работе по решению трудовой инспекции. Кроме того, работодателя обязуют выписать сотруднику зарплату за данный период, которая рассчитывается на основании среднего дохода работника до увольнения.

Исполнение предписания трудовой инспекции

В соответствии с положениями, изложенными в ст. 396 Трудового кодекса РФ, решение о восстановлении на работе подлежит незамедлительному исполнению. Если же выполнение задерживается по вине работодателя, он возмещает сотруднику дни вынужденного простоя в размере средней зарплаты или выплачивает ему разницу. Однако, помимо того, что существует восстановление на работе трудовой инспекцией, возможны и другие варианты:

  • на основании представления прокуратуры;
  • по решению судебного органа;
  • после сокращения штата.

Каждый из них требует отдельного рассмотрения.

Так, помимо инспекции труда, работник вправе написать жалобу в прокуратуру по месту регистрации фирмы-работодателя. В ней он указывает на все возможные нарушения и обязательно приводит их доказательную базу. Затем прокурором осуществляется проверка на предприятии – в случае выявления указанных нарушений, будет вынесено предписание о восстановлении сотрудника на должности. Как и решение трудовой инспекции, оно подлежит незамедлительному выполнению.

Если восстановление на работе осуществляется через суд, то сотруднику необходимо обратится в этот орган не позднее 1 месяца с момента незаконного увольнения. Данный срок начинает отсчитываться со дня вручения ему приказа.

Судебный орган рассматривает такие дела по существу, однако сотруднику необходимо самому собрать доказательную базу о незаконном увольнении и предъявить ее вместе с заявлением. При этом работнику необходимо обязательно соблюдать все кадровые процедуры при увольнении – например, поставить подпись в приказе об ознакомлении.

Роспись означает не то, что он согласен с приказом, а то, что он с ним ознакомился. Копия приказа может быть оставлена работником себе, как и другая документация, связанная с его трудовой деятельностью и дальнейшим увольнением. Работодатель не вправе этого запрещать.

Особенности восстановления после сокращения

Сокращение штата является достаточно распространенной причиной увольнения, а сама процедура – очень длительной. За работодателем и кадровиком закреплена обязанность подготовить огромное количество документации, что и порождает столько нарушений трудового законодательства. Уволенные таким образом сотрудники имеют право подачи жалобы в трудовую инспекцию, суд или прокуратуру.

Статья 179 Трудового кодекса РФ регламентирует категории сотрудников, имеющих преимущественные права на работе во время сокращения. Если работодателем это право учтено не было, то они могут написать жалобу. В положениях, изложенных в ст. 396 Трудового кодекса РФ, указано, что исполнение судебных решений о восстановлении на должности подлежит незамедлительному исполнению со стороны работодателя. Требование считается удовлетворенным, если сотрудника восстановили на прежнем рабочем месте или отменили приказ об увольнении.

Работодателю необходимо соблюдать следующий алгоритм действий при восстановлении сотрудников:

  • издание приказа об отмене решения уволить данного работника;
  • ознакомление сотрудника с приказом под роспись;
  • внесение соответствующих изменений в трудовую книгу;
  • фактический допуск сотрудника к выполнению его непосредственных функций.

Эти действия следует произвести не позже первого рабочего дня с момента, когда работодатель получит исполнительный лист или решение судебного органа.

Большинство проблем обычно возникает в случае восстановления на рабочем месте по решению суда, если должность сократили. Тогда работодателю следует издать еще один приказ о том, что в штатное расписание вводится новая должность.

При этом оплата труда по ней должны быть не ниже, чем она была до сокращения. Помимо этого, работодателю следует выплатить работнику возмещение за вынужденные прогулы. Выплата осуществляется на основании средних заработков до сокращения.

Грамотную помощь в решении подобных вопросов окажут опытные юристы нашей компании. Мы не только проконсультируем и проинформируем, но и представим интересы наших заказчиков при обращении в вышестоящие инстанции, контролирующие органы, суды и прокуратуру. Наши адвокаты имеют богатый опыт в трудовой сфере, поэтому предлагают комплексные и эффективные решения. Обращайтесь!

В этой статье вы получите ответ на вопрос: в какие органы государственной власти можно и нужно обращаться за защитой своих прав при незаконном увольнении. Еще я расскажу, в какие госорганы эффективно обращаться при незаконном увольнении, а в какие нет. Итак, незаконное увольнение: куда обращаться.

Существует три органа государственной власти, которые могут помочь при незаконном увольнении: это федеральная инспекция труда (государственная инспекция труда), прокуратура и суд. Давайте разберемся, какие они имеют полномочия при незаконном увольнении работника.

Полномочия федеральной инспекции труда при незаконном увольнении

Федеральная инспекция труда предусмотрена Трудовым кодексом РФ как специализированный орган государственной власти, который осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

От имени инспекции проверки проводят государственные инспекторы труда, которые бывают двух видов. Одни занимаются проверкой правовых вопросов, вторые - проверкой соблюдения правил техники безопасности. В случае незаконного увольнения проверку соблюдения трудового законодательства работодателем будет проводить правовой государственный инспектор труда.

Для того, чтобы работодателя при незаконном увольнении проверила федеральная инспекция труда работнику необходимо написать заявление.

По итогам проверки по заявлению о незаконном увольнении государственный инспектор труда вправе применить следующие меры (ст. 357 Трудового кодекса РФ):

Во-первых , выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства и о восстановлении нарушенных прав.

Во-вторых , привлечь работодателя к ответственности – составить протокол об административном правонарушении, рассмотреть дело об административном правонарушении и назначить наказание.

Может ли государственный инспектор труда обязать восстановить работника на работе? Да, государственный инспектор труда вправе выдать предписание о восстановлении работника на работе. Об этом свидетельствуют следующие нормы Трудового кодекса РФ.

Статья 234 , в которой идет речь об обязанности работодателя возместить материальный ущерб работнику в случае незаконного лишения возможности трудиться. В статье Трудового кодекса РФ говорится о том, что такая обязанность возникает при отказе от исполнения или несвоевременном исполнении решения государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе.

Статья 373 , регулирующая порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при увольнении работника по инициативе работодателя. Цитирую: государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

На практике я не советую вам излишне полагаться на инспекцию труда и медлить с обращением в суд с иском о восстановлении на работе. Есть несколько причин, почему не стоит надеяться на ГИТ:

Федеральная инспекция труда, как правило, проверяет процедурные моменты увольнения — насколько соблюден порядок принятия решения об увольнении. Инспектор труда не будет допрашивать свидетелей прогула, ваших свидетелей, которые говорят, что прогула не было, не будет сверять их показания и оценивать, каким можно доверять, а каким нет. Инспектор труда не будет проверять, действительно ли проводится сокращение, не проводится ли сокращение формально для увольнения неугодного сотрудника и т.д.

Предписание инспектора труда можно оспорить в суде в течение трех месяцев со дня его вынесения. Суд может его отменить не только по причине необоснованности, но и по причине нарушения порядка проверки. При обжаловании предписания работодатель может заявить ходатайство о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия предписания.

Срок рассмотрения обращения в федеральной инспекции труда составляет один месяц.

И наконец, Трудовым кодексом РФ установлен сокращенный срок обращения в суд по спорам о об увольнении – 1 месяц со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки. Этот срок может быть восстановлен, но лучше лишний раз не рисковать.

Полномочия прокуратуры при незаконном увольнении

Прокуратура вправе проводить проверки любого законодательства. Прокуратура – доступный орган, потому что прокуратура есть в каждом районе (есть межрайонные). Прокуратура – это самый «страшный» орган государственной власти. По крайней мере, такое мнение укоренилось в сознании большинства граждан России. Прокуратура обязательно поможет – это еще одно распространенное мнение.

Поможет ли прокуратура при незаконном увольнении?

Если отбросить формальности, то полномочия прокуратуры мало чем отличаются от полномочий федеральной инспекции труда. Прокуратура как и ГИТ проводит проверки, по результатам проверок привлекает к административной ответственности, может требовать от работодателя устранить допущенные нарушения – вносить представления об устранении нарушений трудового законодательства. Точно также нигде в законе не сказано, что прокурор не может требовать восстановить работника на работе. Скорей всего, он направит работодателю протест (требование об отмене) незаконного приказа об увольнении.

Но как и федеральная инспекция труда, прокуратура, как правило, проверяет соблюдение порядка (процедуры) увольнения. От протеста и представление прокурора можно грамотно отписаться. Хотите узнать как? Прокуратура проводит проверку в течение одного месяца. Как правило, прокурорские работники загружены работой по самые уши и на ваше обращение о незаконном увольнении у них будет очень мало времени.

Хотя не исключено, что обращение в прокуратуру поможет вам восстановиться на работе. Возможно, работодатель испугается прокурорской проверки. Возможно, если будут исчерпаны все возможности для защиты прав, прокурор обратиться в ваших интересах в суд с иском о восстановлении на работе. Такое право предоставлено ему ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В конечном итоге обращение в федеральную инспекцию труда и прокуратуру – это отличный способ снять с себя ответственность за свое будущее. Может быть, они помогут, может быть, нет. В последнем случае всю ответственность можно будет возложить на государство. Для тех, кто хочет вершить свою судьбу самостоятельно существует только один вариант – обращение в суд.

Полномочия суда при незаконном увольнении

Суд – это единственный государственный орган, который разрешает спор о незаконном увольнении окончательно. Решение суда обязательно для исполнения. Существует федеральная служба судебных приставов, которая принуждает исполнять решения суда.

Суд может вынести решение о восстановлении на работе, об изменении формулировки причины увольнения, взыскать денежную компенсацию на незаконное лишение возможности трудиться в размере среднемесячного заработка, а также взыскать компенсацию морального вреда.

Некоторые моменты, которые нужно знать при обращении в суд.

Срок для обращения в суд по спорам об увольнении составляет один месяц со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Срок может быть восстановлено, но лучше не рисковать.

Работник освобожден от судебных расходов, в том числе уплаты государственной пошлины.

Была нарушена процедура моего увольнения по сокращению. Подала жалобу в инспекцию по труду. Есть предписание восстановить на работе. Приказ еще не отменен, но в личной беседе с директором показана адская перспектива моего выхода - последует либо увольнение по собственному желанию, либо статья. Сегодня испекло 2 месяца после моего увольнения. Могу ли я не дожидаясь письменного приглашения на прежнюю работу (со дня на день), трудоустроиться в другое место?

  • Вопрос: №611 от: 2014-04-23.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника компенсаций.

В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В силу ст. 395 ТК РФ при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Согласно ст. 396 ТК РФ незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Таким образом, за получением предписания о восстановлении на работе, получении компенсации по ст. 396 ТК РФ. После восстановления на работе написать заявление на увольнение по собственному желанию, согласовать с работодателем дату увольнения и искать иную работу.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Похожие статьи