Видимые движения небесных тел. Презентация видимое движение планет и солнца Презентация урока годичное движение солнца эклиптика

07.10.2021

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

«Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Движение и фазы Луны »

Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2019


Цели учебного занятия:

  • Учебные цели: сформировать понимание сущности повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, ознакомление с научными методами и историей изучения Вселенной, получение представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, осознание своего места в Солнечной системе и Галактике через изучение понятий: звездное небо, эклиптика, объяснение наблюдаемого невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, применение звездной карты для поиска на небе определенных созвездий и звезд; формирование собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК2).

Фронтальный опрос Звезды и созвездия.


Фронтальный опрос Видимая звездная величина.


Фронтальный опрос Небесная сфера.


Фронтальный опрос Особые точки небесной сферы.


Фронтальный опрос Небесные координаты и звездные карты.


  • Видимое годичное движение Солнца (табл. 1 стр. 47 учебника)
  • Суточное движение Солнца на различных широтах.

3. Изменение суточного пути Солнца в течение года (рис. 29, 30)

4. Видимое движение и фазы Луны

5. Солнечные и лунные затмения


Видимое движение Солнца по эклиптике.

Эклиптика – видимый годовой путь центра солнечного диска по небесной сфере. Перемещение Солнца по эклиптике вызвано годовым движением Земли вокруг Солнца. Центр солнечного диска пересекает небесный экватор два раза в году – в марте и в сентябре .

Годичное движение Солнца отражает реальное обращение Земли по орбите, эклиптика является следом от сечения небесной сферы плоскостью, параллельной плоскости земной орбиты, которая называется плоскостью эклиптики.

Взаимное расположение небесного экватора и эклиптики


Точки пересечения эклиптики с небесным экватором называются

точками весеннего и осеннего равноденствия.

Через точку весеннего равноденствия Солнце переходит из южного полушария небесной сферы в северное (21 марта).

Через точку осеннего равноденствия Солнце переходит из северного полушария небесной сферы в южное (23 сентября).


В точке летнего солнцестояния 22 июня Солнце имеет максимальное склонение δ = +23°26 .

δ = -23°26.

Дни солнцестояния, как и дни равноденствия, могут меняться.

Связано это с тем, что в году не 365 суток, а немного больше.

Точки солнцестояния отстоят от точек равноденствия на 90°.


Экваториальные координаты Солнца в течении года изменяются.

δ = -23°26´.

В день весеннего равноденствия 21 марта и осеннего равноденствия 23 сентября склонение Солнца δ = 0°.

В древнем Междуречье возникло деление эклиптики с окружающими её созвездиями на 12 частей, т.е. Пояс Зодиака

Смещение точки весеннего равноденствия происходит навстречу годичному движению Солнца примерно на 50" в год.


Созвездия, через которые проходит эклиптика, называются эклиптическими созвездиями.

В каждом зодиакальном созвездии Солнце проводит примерно месяц, 9 градусов


Видимый годовой путь Солнца проходит через тринадцать созвездий, начиная от точки весеннего равноденствия:

Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

По древней традиции только двенадцать из них называются зодиакальными.

Созвездие Змееносца к зодиакальным созвездиям не причисляют .


Движение Земли вокруг Солнца и

кажущееся годичное движение Солнца по эклиптике


Основные движения Земли

Движение вокруг Солнца по эллиптической ( близка к круговой, е=0.0167) со средней скоростью 29,8км/с.

Радиус орбиты Земли -149,6 млн км – принят за одну астрономическую единицу.

Период обращения по орбите составляет 365,256 суток или один год.

Вращение вокруг оси Смена времени суток. Ось вращения все время // сама себе и наклонена к плоскости орбиты под углом 66°34".

Вследствие этого происходит смена времен года.



Направление движения Луны с запада на восток, для наблюдателя с Земли за сутки Луна перемещается на 13,2 градуса

  • Когда Луна повернута к Земле своей темной, невидимой стороной, это называется новолунием. Во время полнолуния вся поверхность Луны освещена так, что она предстает перед нами круглой.

  • Луна движется вокруг Земли со средней скоростью 1,02 км/с по приблизительно эллиптической орбите против часовой стрелки, если смотреть на орбиту Луны со стороны Северного полюса мира.
  • Большая полуось орбиты Луны составляет 384400 км. Период обращения Луны вокруг Земли - сидерический месяц - равен 27,32166 суток,
  • Луна вращается вокруг оси, наклонённой к плоскости эклиптики под углом 88 0 28 , с периодом, равным сидерическому месяцу, вследствие чего она повёрнута к Земле всегда одной и той же стороной.
  • Плоскости экватора Луны, эклиптики и лунной орбиты всегда пересекаются по одной прямой.

Изменения вида Луны называются фазами Луны.

Лунной фазой называется часть лунного диска, видимая в солнечном освещении

Рис. 31 учебника, стр.50


Луна видна только в той части, куда падают солнечные лучи или лучи, отражённые Землёй. Этим объясняются фазы Луны.

появляется яркий узкий

серп молодой Луны.

  • Каждый месяц Луна, двигаясь по орбите, проходит между Землёй и Солнцем. Она обращена к нам тёмной стороной, в это время происходит новолуние.
  • Через 1-2 дня после этого на западной части неба
  • Через 7 суток наступает первая четверть, когда освещена ровно половина диска.
  • В последующие дни терминатор становится выпуклым и через 14-15 суток наступает полнолуние.
  • На 22-е сутки наблюдается последняя четверть. Угловое расстояние Луны от Солнца уменьшается, она опять становится серпом и через 29,5 суток вновь наступает новолуние.

Промежуток между двумя последовательными новолуниями называется синодическим (или звёздным) месяцем , имеющем среднюю продолжительность 29,5 суток. Если новолуние происходит вблизи одного из узлов лунной орбиты, наступает солнечное затмение.

А полнолуние близ узла сопровождается лунным затмением.


Решение задач


Вопросы для закрепления:

  • Почему полуденная высота Солнца в течение года меняется?
  • В каком направлении происходит видимое годичное движение Солнца относительно звёзд?

Вопросы для закрепления:

  • В каких пределах изменяется угловое расстояние Луны от Солнца?
  • Как по фазе Луны определить ее примерное угловое расстояние от Солнца?

Вопросы для закрепления:

  • На какую примерно величину меняется прямое восхождение Луны за неделю?
  • Какие наблюдения необходимо провести, чтобы заметить движение Луны вокруг Земли?

Вопросы для закрепления:

  • Какие наблюдения доказывают, что на Луне происходит смена дня и ночи?
  • Почему пепельный свет Луны слабее, чем свечение остальной части Луны, видимой вскоре после новолуния?

Самостоятельная работа

Время выполнения: 5 минут

  • Критерии оценки:
  • за 3 правильных ответа – «3» балла;
  • за 4 правильных ответа – «4» балла;
  • за 5 правильных ответов – «5» баллов.

Взаимопроверка Критерии оценки: за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.

Номер задания

Ответы


ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник) с. 31-37 читать, конспект выучить. Провести наблюдения невооруженным глазом за наиболее яркими звездами и созвездиями.
  • Темы докладов (на выбор по желанию студента):
  • «Об истории возникновения названий созвездий и звезд»;
  • «История календаря»;
  • «Хранение и передача точного времени».
  • Критерии оценки:
  • студент выучил конспект – «3» балла;
  • студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла;
  • студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов.
  • Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Список использованных источников

  • Астрономия Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач Л. А. Кирик [Электронный ресурс]/ M edic-03 // Режим доступа file:///D:/фильмы%20по%20физике/мед%20колледж/Разработки%20мероприятий/АСТРОНОМИЯ/Астрономия/Кирик%20Самостоятельные%20и%20контрольные%20работы%20по%20Астрономии.pdf
  • Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник)
  • Лекции по астрономии Урок 2. [Электронный ресурс]/ Infofiz // Режим доступа http://infofiz.ru/index.php/mirastr/astronomlk/501-lk2astr
  • Тест по теме «Движение и фазы Луны» Электронный ресурс]/ Z nanio // Режим доступа https://znanio.ru/media/test_po_astronomii_dvizhenie_i_fazy_luny-123294/144809

Проверочная работа по астрономии 10 класс

Г ОДИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ С ОЛНЦА ПО НЕБУ. Э КЛИПТИКА

Работа расчитана на 45 минут.

Прочтите предложенный текст.

Ещё в глубокой древности, наблюдая за Солнцем, люди обнаружили, что его полуденная высота в течение года меняется, как меняется и вид звёздного неба: в полночь над южной частью горизонта в различное время года видны звёзды разных созвездий — те, которые видны летом, не видны зимой, и наоборот. На основе этих наблюдений был сделан вывод о том, что Солнце перемещается по небу, переходя из одного созвездия в другое, и завершает полный оборот в течение года. Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой.

Созвездия, по которым проходит эклиптика, получили название зодиакальных (от греч. «зоон» — животное). Каждое зодиакальное созвездие Солнце пересекает примерно за месяц. Традиционно считается, что зодиакальных созвездий 12, хотя на самом деле эклиптика пересекает ещё и созвездие Змееносца. Как вы уже знаете, перемещение Солнца на фоне звёзд — явление кажущееся. Происходит оно вследствие годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому эклиптика представляет собой тот круг небесной сферы, по которому она пересекается с плоскостью земной орбиты. За сутки Земля проходит примерно 1/365 часть своей орбиты. Вследствие этого Солнце перемещается на небе примерно на 1° за каждые сутки. Промежуток времени, в течение которого оно обходит полный круг по небесной сфере, назвали годом.

Из курса географии вам известно, что ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом 66°34ʹ. Следовательно, земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26ʹ. Таков наклон эклиптики к небесному экватору, который она пересекает в двух точках: весеннего и осеннего равноденствия. В эти дни (обычно 21 марта и 23 сентября) Солнце находится на небесном экваторе и имеет склонение 0°. Оба полушария Земли освещаются Солнцем одинаково: граница дня и ночи проходит точно через полюса, и день равен ночи во всех пунктах Земли. В день летнего солнцестояния (22 июня) Земля повёрнута к Солнцу своим Северным полушарием. Здесь стоит лето, на Северном полюсе — полярный день, а на остальной территории полушария дни длиннее ночи. В день летнего солнцестояния Солнце поднимается над плоскостью земного (и небесного) экватора на 23°26ʹ. В день зимнего солнцестояния (22 декабря), когда Северное полушарие освещается хуже всего, Солнце находится ниже небесного экватора на такой же угол 23°26ʹ. В зависимости от положения Солнца на эклиптике меняется его высота над горизонтом в полдень — момент верхней кульминации. Измерив полуденную высоту Солнца и зная его склонение в этот день, можно вычислить географическую широту места наблюдения. Этот способ издавна использовался для определения местоположения наблюдателя на суше и на море.

Разбейте прочитанный текст на обзацы (работайте в тексте ).

Озаглавьте прочитанный текст_____________________________________________

_____________________________________

Составьте план текста______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Выделите основную мысль из прочитанного текста _____________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ОПРЕДЕЛИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЛНЦА НА ЭКЛИПТИКЕ И ЕГО ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ (1 МАЯ 2018 ГОДА).

Для этого достаточно мысленно провести прямую от полюса мира к соответствующей дате на краю карты (приложить линейку). Солнце должно располагаться на эклиптике в точке её пересечения с этой прямой.

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Рис. Движение Солнца по эклиптике.

Дайте ответ на вопрос: Как называется момент времени в который солнце находится на небесном экваторе и имеет склонение 0°.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Ответьте, Что такое эклиптика? ____________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

С помощью звездной карты определите экваториальные координаты Солнца на первое мая 2018 года, а также примерное время его восхода и захода на эту дату________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Опишите, как происходит вычисление географической широты места наблюдения ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

КАКОЙ НАКЛОН ЗЕМНОЙ ЭКВАТОР ИМЕЕР ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЛОСКОСТИ ОРБИТЫ? (Поясните свой ответ.) ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Для выполнения работы, вам потребуется подвижная карта звездного неба.

Подвижная карта звездного неба прилагается.

Для удобной работы на уроке, карта должна быть вырезана и совмещена с накладным кругом.

Спецификация диагностической работы для оценки уровня сформированности навыков

смыслового чтения и умения работать с информацией

Класс обучения: 10

Учебные предметы, содержание которых использовано при составлении заданий: астрономия, физика

№ зад-я

Проверяемый метапредметный результат

Предметный результат

Макс. кол-во баллов

Время вып-я зад-я

Тип зад-я

Критерии оценивания

Умение анализировать текст: выделять в тексте смысловые части и их озаглавливать

Умение выделять микротемы в тексте. Умение разбивать текст на абзацы

3 мин

ВО

Правильно выделены абзацы

Умение формулировать тему текста

Умение выбирать наиболее точный заголовок из предложенных

2мин

ВО

Ответ: «Траектория движения солнца». 1 балл

Ответ неправильный: 0 баллов

Умение составить план текста

Умение составлять развернутый план научного текста

3мин

КО

История наблюдения за солнцем.

Эклиптика.

Наклон оси вращения Земли.

Положение солнца относительно Земли в разные промежутки времени.

Ответ может быть дан и другими формулировками, но должно быть последовательно представлено содержание текста. За каждый правильный пункт плана 1 балл. За каждый неправильно составленный пункт - 0 баллов.

Умение владеть логическими действиями и выделять основную мысль из прочитанного текста

Указание основной мысли текста

3 мин

ВО

Ответ: Движение Солнца по небу в течении года происходит по эклиптике. (1 балл)

Неправильный ответ: 0 баллов

Умение работать с текстом, находя нужную информацию и подкреплять свой ответ практическими знаниями с помощью рисунков и иллюстраций

Умение определить положение солнца на эклиптике и его экваториальные координаты

6 мин

КО

Ответ:

(2 балла).

Умение находить информацию в тексте

Умение находить правильный ответ на поставленный вопрос

5 мин

КО

Ответ: Весеннее и осеннего равноденствия. (2 балла)

Неправильный ответ: 0 баллов.

Умение понимать представленную терминологию и уметь выделять её из текста

Умение оформлять свои мысли в письменной речи.

5 мин

ВО

Ответ: Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой.

(1 балл)

Неправильный ответ: 0 баллов

Умение анализировать знаково-символическую информацию, сопоставлять её с текстовой информацией

Умение работать с подвижной картой звездного неба

5 мин

УС

Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии

(2 балла).

Если ответ дан без привязки к местности (1 балл).

Неправильный ответ: 0 баллов.

Умение вычислять географические широты места наблюдения за Солнцем

Умение правильно классифицировать текстовую информацию, а также применять умения работы с подвижной картой звездного неба

5 мин

УС

Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии

(2 балла).

Если ответ дан без привязки к местности (1 балл).

Неправильный ответ: 0 баллов.

Умение отвечать на поставленные вопросы с опорой на текст и межпредметные связи (предмет география)

Умение дать развернутый ответ и обосновать его с учетом ранее полученных знаний по другим предметам.

6 мин

ВО

Ответ: Из курса географии вам известно, что ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом 66°34ʹ. Следовательно, земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26ʹ.

(2 балла)

За неправильный ответ: 0 баллов

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

45 МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Работа позволяет диагностировать уровни обученности:

низкий - 9 баллов

базовый - 10-14 баллов

высокий - 15-17 баллов

Типы заданий: задание с выбором ответа (ВО), задание с кратким ответом (КО), задание с развёрнутым ответом (РО), задание с установлением соответствия (УС)

Эклиптика – круг небесной сферы,
по которому происходит видимое годичное движение Солнца.

Зодиакальные созвездия – созвездия, по которым проходит эклиптика
(от греч. «зоон» – животное)
Каждое зодиакальное
созвездие Солнце
пересекает примерно
за месяц.
Традиционно считается, что зодиакальных
созвездий 12, хотя на самом деле эклиптика
пересекает еще и созвездие Змееносца,
(находится между Скорпионом и Стрельцом).

За сутки Земля проходит примерно 1/365 часть своей орбиты.
Вследствие этого Солнце перемещается на небе примерно на 1° за каждые сутки.
Промежуток времени, в течение которого Солнце обходит полный круг
по небесной сфере, назвали годом.




В дни весеннего и осеннего
равноденствия (21 марта и 23
сентября) Солнце находится на
небесном экваторе и имеет
склонение 0°.
Оба полушария Земли
освещаются одинаково: граница
дня и ночи проходит точно через
полюса, и день равен ночи во
всех пунктах Земли.

Ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты на 66°34´.
Земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26´,
поэтому и наклон эклиптики к небесному экватору равен 23°26´.
В день летнего солнцестояния
(22 июня) Земля повёрнута к
Солнцу своим Северным
полушарием. Здесь стоит лето,
на Северном полюсе –
полярный день, а на остальной
территории полушария дни
длиннее ночи.
Солнце поднимается над
плоскостью земного (и
небесного) экватора на 23°26´.

Ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты на 66°34´.
Земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26´,
поэтому и наклон эклиптики к небесному экватору равен 23°26´.
В день зимнего солнцестояния
(22 декабря), когда Северное
полушарие освещается хуже
всего, Солнце находится ниже
небесного экватора на угол
23°26´.

Летнее и зимнее солнцестояние.
Весеннее и осеннее равноденствие.

В зависимости от положения Солнца на эклиптике меняется его высота над
горизонтом в полдень – момент верхней кульминации.
Измерив полуденную высоту Солнца и зная его склонение в этот день,
можно вычислить географическую широту места наблюдения.

Измерив полуденную
высоту Солнца и зная его
склонение в этот день,
можно вычислить
географическую широту
места наблюдения.
h = 90° – ϕ + δ
ϕ = 90°– h + δ

Суточное движение Солнца в дни равноденствия и солнцестояний
на полюсе Земли, на её экваторе и в средних широтах

Упражнение 5 (с. 33)
№3. В какой день года проводились наблюдения, если высота
Солнца на географической широте 49° была равна 17°30´? .
h = 90° – ϕ + δ
δ = h – 90° + ϕ
δ = 17°30´ – 90° + 49° =23,5°
δ = 23,5° в день солнцестояния.
Так как высота Солнца на
географической широте 49°
была равна всего 17°30´, то это
день зимнего солнцестояния –
21 декабря

Домашнее задание
1) § 6.
2) Упражнение 5 (с. 33):
№4. Полуденная высота Солнца равна 30°, а его склонение равно –19°. Определите географическую
широту места наблюдения.
№5. Определите полуденную высоту Солнца в Архангельске (географическая широта 65°) и
Ашхабаде (географическая широта 38°) в дни летнего и зимнего солнцестояния.
Каковы различия высоты Солнца:
а) в один и тот же день в этих городах;
б) в каждом из городов в дни солнцестояний?
Какие выводы можно сделать из полученных результатов?

Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. : учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. - М.: Дрофа, 2013. – 238с
CD-ROM «Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия, 9-10 классы». ООО «Физикон». 2003
https://www.e-education.psu.edu/astro801/sites/www.e-education.psu.edu.astro801/files/image/Lesson%201/astro10_fig1_9.jpg
http://mila.kcbux.ru/Raznoe/Zdorove/Luna/image/luna_002-002.jpg
http://4.bp.blogspot.com/_Tehl6OlvZEo/TIajvkflvBI/AAAAAAAAAmo/32xxNYazm_U/s1600/12036066_zodiak_big.jpg
http://textarchive.ru/images/821/1640452/m30d62e6d.jpg
http://textarchive.ru/images/821/1640452/69ebe903.jpg
http://textarchive.ru/images/821/1640452/m5247ce6d.jpg
http://textarchive.ru/images/821/1640452/m3bcf1b43.jpg
http://tepka.ru/fizika_8/130.jpg
http://ok-t.ru/studopedia/baza12/2151320998969.files/image005.jpg
http://www.childrenpedia.org/1/15.files/image009.jpg

Cлайд 1

Видимые движения небесных тел Космос - это все, что есть, что когда-либо было и когда-нибудь будет. Карл Саган.

Cлайд 2

Издавна люди наблюдали на небе такие явления как видимое вращение звездного неба, смена фаз Луны, восход и заход небесных светил, видимое движение Солнца по небу в течение дня, солнечные затмения, изменение высоты Солнца над горизонтом в течение года, лунные затмения. Было ясно, что все эти явления связаны, прежде всего, с движением небесных тел, характер которого люди пытались описать при помощи простых визуальных наблюдений, правильное понимание и объяснение которых складывалось веками.

Cлайд 3

Первые письменные упоминания о небесных телах возникли в древнем Египте и Шумере. Древние различали на небесном своде три типа тел: звёзды, планеты и "хвостатые звёзды". Отличия происходят как раз из наблюдений: Звёзды сохраняют на протяжении достаточно долгого времени неподвижность относительно других звёзд. Поэтому считалось, что звёзды "закреплены" на небесной сфере. Как нам сейчас известно, из-за вращения Земли каждая звезда "чертит" на небе "круг.

Cлайд 4

Планеты же, напротив, двигаются по небосводу, и их движение видно невооружённым глазом в течение часа–двух. Ещё в Шумере были найдены и отождествлены 5 планет: Меркурий,

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

"Хвостатые" звёзды кометы. Появлялись нечасто, символизировали беды.

Cлайд 12

Конфигурация – характерное взаимное расположение планеты, Солнца и Земли. Экли птика-большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца. Соответственно плоскость эклиптики - плоскость вращения Земли вокруг Солнца Нижние (внутренние) планеты движутся по орбите быстрее Земли, а верхние (внешние) медленнее. Введем понятия конкретных физических величин, характеризующих движение планет и позволяющих произвести некоторые расчеты:

Cлайд 13

Периге лий (др.-греч. περί «пери» - вокруг, около, возле, др.-греч. ηλιος «гелиос» - Солнце) - ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты или иного небесного тела Солнечной системы. Антонимом перигелия является апоге лий (афе лий) - наиболее удалённая от Солнца точка орбиты. Воображаемую линию между афелием и перигелием называют - линия апсид. Сидерический (T –звездный) – промежуток времени в течение которого планета совершает полный оборот вокруг Солнца по своей орбите относительно звезд. Синодический (S) – промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми конфигурациями планеты

Cлайд 14

Три закона движения планет относительно Солнца были выведены эмпирически немецким астрономом Иоганном Кеплером в начале XVII века. Это стало возможным благодаря многолетним наблюдениям датского астронома Тихо Браге

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

Наиболее просто видимое движение планет и Солнца описывается в системе отсчета, связанной с Солнцем. Такой подход получил название гелиоцентрической системы мира и был предложен польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543).

Cлайд 19

В античные времена и вплоть до Коперника полагали, что в центре Вселенной расположена Земля и все небесные тела обращаются по сложным траекториям вокруг нее. Эта система мира называется геоцентрической системой мира.

Cлайд 20

Сложное видимое движение планет на небесной сфере обусловлено обращением планет Солнечной системы вокруг Солнца. Само слово " планета " в переводе с древнегреческого означает " блуждающая " или " бродяга ". Траектория движения небесного тела называется его орбитой. Скорости движения планет по орбитам убывают с удалением планет от Солнца. Характер движения планеты зависит от того, к какой группе она принадлежит. Поэтому по отношению к орбите и условиям видимости с Земли планеты разделяются на внутренние (Меркурий, Венера) и внешние (Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун, Плутон), или соответственно, по отношению к Земной орбите, на нижние и верхние.

Cлайд 21

Поскольку при наблюдениях с Земли на движение планет вокруг Солнца накладывается еще и движение Земли по своей орбите, планеты перемещаются по небосводу то с востока на запад (прямое движение), то с запада на восток (попятное движение). Моменты смены направления называются стояниями. Если нанести этот путь на карту, получится петля. Размеры петли тем меньше, чем больше расстояние между планетой и Землей. Планеты описывают петли, а не просто движутся туда-сюда по одной линии исключительно из-за того, что плоскости их орбит не совпадают с плоскостью эклиптики. Такой сложный петлеобразный характер был впервые замечен и описан на примере видимого движения Венеры

Cлайд 22

Cлайд 23

Известен факт, что движение определенных планет можно наблюдать с Земли в строго определенное время года, это связано с их положением с течением времени на звездном небе. Конфигурации внутренних и внешних планет различны: у нижних планет это соединения и элонгации (наибольшее угловое отклонение орбиты планеты от орбиты Солнца), у верхних планет это квадратуры, соединения и противостояния. Для системы Земля – Луна – Солнце в нижнем соединении происходит новолуние, а в верхнем – полнолуние.

Cлайд 24

Для верхних (внешних) соединение - планета за Солнцем, на прямой Солнце-Земля (М 1). противостояние – планета за Землей от Солнца – лучшее время наблюдения внешних планет, она полностью освещена Солнцем (М 3). квадратура западная – планета наблюдается в западной стороне (М 4). восточная –наблюдается в восточной стороне (М 2).
Похожие статьи