ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
«Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Движение и фазы Луны »
Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2019
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img1.jpg)
Цели учебного занятия:
- Учебные цели: сформировать понимание сущности повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, ознакомление с научными методами и историей изучения Вселенной, получение представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, осознание своего места в Солнечной системе и Галактике через изучение понятий: звездное небо, эклиптика, объяснение наблюдаемого невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, применение звездной карты для поиска на небе определенных созвездий и звезд; формирование собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК2).
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img2.jpg)
Фронтальный опрос Звезды и созвездия.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img3.jpg)
Фронтальный опрос Видимая звездная величина.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img4.jpg)
Фронтальный опрос Небесная сфера.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img5.jpg)
Фронтальный опрос Особые точки небесной сферы.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img6.jpg)
Фронтальный опрос Небесные координаты и звездные карты.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img7.jpg)
- Видимое годичное движение Солнца (табл. 1 стр. 47 учебника)
- Суточное движение Солнца на различных широтах.
3. Изменение суточного пути Солнца в течение года (рис. 29, 30)
4. Видимое движение и фазы Луны
5. Солнечные и лунные затмения
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img8.jpg)
Видимое движение Солнца по эклиптике.
Эклиптика – видимый годовой путь центра солнечного диска по небесной сфере. Перемещение Солнца по эклиптике вызвано годовым движением Земли вокруг Солнца. Центр солнечного диска пересекает небесный экватор два раза в году – в марте и в сентябре .
Годичное движение Солнца отражает реальное обращение Земли по орбите, эклиптика является следом от сечения небесной сферы плоскостью, параллельной плоскости земной орбиты, которая называется плоскостью эклиптики.
Взаимное расположение небесного экватора и эклиптики
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img9.jpg)
Точки пересечения эклиптики с небесным экватором называются
точками весеннего и осеннего равноденствия.
Через точку весеннего равноденствия Солнце переходит из южного полушария небесной сферы в северное (21 марта).
Через точку осеннего равноденствия Солнце переходит из северного полушария небесной сферы в южное (23 сентября).
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img10.jpg)
В точке летнего солнцестояния 22 июня Солнце имеет максимальное склонение δ = +23°26 .
δ = -23°26.
Дни солнцестояния, как и дни равноденствия, могут меняться.
Связано это с тем, что в году не 365 суток, а немного больше.
Точки солнцестояния отстоят от точек равноденствия на 90°.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img11.jpg)
Экваториальные координаты Солнца в течении года изменяются.
δ = -23°26´.
В день весеннего равноденствия 21 марта и осеннего равноденствия 23 сентября склонение Солнца δ = 0°.
В древнем Междуречье возникло деление эклиптики с окружающими её созвездиями на 12 частей, т.е. Пояс Зодиака
Смещение точки весеннего равноденствия происходит навстречу годичному движению Солнца примерно на 50" в год.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img12.jpg)
Созвездия, через которые проходит эклиптика, называются эклиптическими созвездиями.
В каждом зодиакальном созвездии Солнце проводит примерно месяц, 9 градусов
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img13.jpg)
Видимый годовой путь Солнца проходит через тринадцать созвездий, начиная от точки весеннего равноденствия:
Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.
По древней традиции только двенадцать из них называются зодиакальными.
Созвездие Змееносца к зодиакальным созвездиям не причисляют .
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img14.jpg)
Движение Земли вокруг Солнца и
кажущееся годичное движение Солнца по эклиптике
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img15.jpg)
Основные движения Земли
Движение вокруг Солнца по эллиптической ( близка к круговой, е=0.0167) со средней скоростью 29,8км/с.
Радиус орбиты Земли -149,6 млн км – принят за одну астрономическую единицу.
Период обращения по орбите составляет 365,256 суток или один год.
Вращение вокруг оси Смена времени суток. Ось вращения все время // сама себе и наклонена к плоскости орбиты под углом 66°34".
Вследствие этого происходит смена времен года.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img16.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img17.jpg)
Направление движения Луны с запада на восток, для наблюдателя с Земли за сутки Луна перемещается на 13,2 градуса
- Когда Луна повернута к Земле своей темной, невидимой стороной, это называется новолунием. Во время полнолуния вся поверхность Луны освещена так, что она предстает перед нами круглой.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img18.jpg)
- Луна движется вокруг Земли со средней скоростью 1,02 км/с по приблизительно эллиптической орбите против часовой стрелки, если смотреть на орбиту Луны со стороны Северного полюса мира.
- Большая полуось орбиты Луны составляет 384400 км. Период обращения Луны вокруг Земли - сидерический месяц - равен 27,32166 суток,
- Луна вращается вокруг оси, наклонённой к плоскости эклиптики под углом 88 0 28 ’ , с периодом, равным сидерическому месяцу, вследствие чего она повёрнута к Земле всегда одной и той же стороной.
- Плоскости экватора Луны, эклиптики и лунной орбиты всегда пересекаются по одной прямой.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img19.jpg)
Изменения вида Луны называются фазами Луны.
Лунной фазой называется часть лунного диска, видимая в солнечном освещении
Рис. 31 учебника, стр.50
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img20.jpg)
Луна видна только в той части, куда падают солнечные лучи или лучи, отражённые Землёй. Этим объясняются фазы Луны.
появляется яркий узкий
серп молодой Луны.
- Каждый месяц Луна, двигаясь по орбите, проходит между Землёй и Солнцем. Она обращена к нам тёмной стороной, в это время происходит новолуние.
- Через 1-2 дня после этого на западной части неба
- Через 7 суток наступает первая четверть, когда освещена ровно половина диска.
- В последующие дни терминатор становится выпуклым и через 14-15 суток наступает полнолуние.
- На 22-е сутки наблюдается последняя четверть. Угловое расстояние Луны от Солнца уменьшается, она опять становится серпом и через 29,5 суток вновь наступает новолуние.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img21.jpg)
Промежуток между двумя последовательными новолуниями называется синодическим (или звёздным) месяцем , имеющем среднюю продолжительность 29,5 суток. Если новолуние происходит вблизи одного из узлов лунной орбиты, наступает солнечное затмение.
А полнолуние близ узла сопровождается лунным затмением.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img22.jpg)
Решение задач
- Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач
- Л. А. Кирик стр. 13, №1-5.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img23.jpg)
Вопросы для закрепления:
- Почему полуденная высота Солнца в течение года меняется?
- В каком направлении происходит видимое годичное движение Солнца относительно звёзд?
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img24.jpg)
Вопросы для закрепления:
- В каких пределах изменяется угловое расстояние Луны от Солнца?
- Как по фазе Луны определить ее примерное угловое расстояние от Солнца?
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img25.jpg)
Вопросы для закрепления:
- На какую примерно величину меняется прямое восхождение Луны за неделю?
- Какие наблюдения необходимо провести, чтобы заметить движение Луны вокруг Земли?
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img26.jpg)
Вопросы для закрепления:
- Какие наблюдения доказывают, что на Луне происходит смена дня и ночи?
- Почему пепельный свет Луны слабее, чем свечение остальной части Луны, видимой вскоре после новолуния?
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img27.jpg)
Самостоятельная работа
Время выполнения: 5 минут
- Критерии оценки:
- за 3 правильных ответа – «3» балла;
- за 4 правильных ответа – «4» балла;
- за 5 правильных ответов – «5» баллов.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img28.jpg)
Взаимопроверка Критерии оценки: за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.
Номер задания
Ответы
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img29.jpg)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник) с. 31-37 читать, конспект выучить. Провести наблюдения невооруженным глазом за наиболее яркими звездами и созвездиями.
- Темы докладов (на выбор по желанию студента):
- «Об истории возникновения названий созвездий и звезд»;
- «История календаря»;
- «Хранение и передача точного времени».
- Критерии оценки:
- студент выучил конспект – «3» балла;
- студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла;
- студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов.
- Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img30.jpg)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/03/04/s_5c7d199392720/img31.jpg)
Список использованных источников
- Астрономия Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач Л. А. Кирик [Электронный ресурс]/ M edic-03 // Режим доступа file:///D:/фильмы%20по%20физике/мед%20колледж/Разработки%20мероприятий/АСТРОНОМИЯ/Астрономия/Кирик%20Самостоятельные%20и%20контрольные%20работы%20по%20Астрономии.pdf
- Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник)
- Лекции по астрономии Урок 2. [Электронный ресурс]/ Infofiz // Режим доступа http://infofiz.ru/index.php/mirastr/astronomlk/501-lk2astr
- Тест по теме «Движение и фазы Луны» Электронный ресурс]/ Z nanio // Режим доступа https://znanio.ru/media/test_po_astronomii_dvizhenie_i_fazy_luny-123294/144809
Проверочная работа по астрономии 10 класс
Г ОДИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ С ОЛНЦА ПО НЕБУ. Э КЛИПТИКА
Работа расчитана на 45 минут.
Прочтите предложенный текст.
Ещё в глубокой древности, наблюдая за Солнцем, люди обнаружили, что его полуденная высота в течение года меняется, как меняется и вид звёздного неба: в полночь над южной частью горизонта в различное время года видны звёзды разных созвездий — те, которые видны летом, не видны зимой, и наоборот. На основе этих наблюдений был сделан вывод о том, что Солнце перемещается по небу, переходя из одного созвездия в другое, и завершает полный оборот в течение года. Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой.
Созвездия, по которым проходит эклиптика, получили название зодиакальных (от греч. «зоон» — животное). Каждое зодиакальное созвездие Солнце пересекает примерно за месяц. Традиционно считается, что зодиакальных созвездий 12, хотя на самом деле эклиптика пересекает ещё и созвездие Змееносца. Как вы уже знаете, перемещение Солнца на фоне звёзд — явление кажущееся. Происходит оно вследствие годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому эклиптика представляет собой тот круг небесной сферы, по которому она пересекается с плоскостью земной орбиты. За сутки Земля проходит примерно 1/365 часть своей орбиты. Вследствие этого Солнце перемещается на небе примерно на 1° за каждые сутки. Промежуток времени, в течение которого оно обходит полный круг по небесной сфере, назвали годом.
Из курса географии вам известно, что ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом 66°34ʹ. Следовательно, земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26ʹ. Таков наклон эклиптики к небесному экватору, который она пересекает в двух точках: весеннего и осеннего равноденствия. В эти дни (обычно 21 марта и 23 сентября) Солнце находится на небесном экваторе и имеет склонение 0°. Оба полушария Земли освещаются Солнцем одинаково: граница дня и ночи проходит точно через полюса, и день равен ночи во всех пунктах Земли. В день летнего солнцестояния (22 июня) Земля повёрнута к Солнцу своим Северным полушарием. Здесь стоит лето, на Северном полюсе — полярный день, а на остальной территории полушария дни длиннее ночи. В день летнего солнцестояния Солнце поднимается над плоскостью земного (и небесного) экватора на 23°26ʹ. В день зимнего солнцестояния (22 декабря), когда Северное полушарие освещается хуже всего, Солнце находится ниже небесного экватора на такой же угол 23°26ʹ. В зависимости от положения Солнца на эклиптике меняется его высота над горизонтом в полдень — момент верхней кульминации. Измерив полуденную высоту Солнца и зная его склонение в этот день, можно вычислить географическую широту места наблюдения. Этот способ издавна использовался для определения местоположения наблюдателя на суше и на море.
Разбейте прочитанный текст на обзацы (работайте в тексте ).
Озаглавьте прочитанный текст_____________________________________________
_____________________________________
Составьте план текста______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Выделите основную мысль из прочитанного текста _____________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
ОПРЕДЕЛИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЛНЦА НА ЭКЛИПТИКЕ И ЕГО ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ (1 МАЯ 2018 ГОДА).
Для этого достаточно мысленно провести прямую от полюса мира к соответствующей дате на краю карты (приложить линейку). Солнце должно располагаться на эклиптике в точке её пересечения с этой прямой.
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Рис. Движение Солнца по эклиптике.
Дайте ответ на вопрос: Как называется момент времени в который солнце находится на небесном экваторе и имеет склонение 0°.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Ответьте, Что такое эклиптика? ____________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
С помощью звездной карты определите экваториальные координаты Солнца на первое мая 2018 года, а также примерное время его восхода и захода на эту дату________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Опишите, как происходит вычисление географической широты места наблюдения ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
КАКОЙ НАКЛОН ЗЕМНОЙ ЭКВАТОР ИМЕЕР ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЛОСКОСТИ ОРБИТЫ? (Поясните свой ответ.) ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Для выполнения работы, вам потребуется подвижная карта звездного неба.
Подвижная карта звездного неба прилагается.
Для удобной работы на уроке, карта должна быть вырезана и совмещена с накладным кругом.
Спецификация диагностической работы для оценки уровня сформированности навыков
смыслового чтения и умения работать с информацией
Класс обучения: 10
Учебные предметы, содержание которых использовано при составлении заданий: астрономия, физика
№ зад-я | Проверяемый метапредметный результат | Предметный результат | Макс. кол-во баллов | Время вып-я зад-я | Тип зад-я | Критерии оценивания |
||
Умение анализировать текст: выделять в тексте смысловые части и их озаглавливать | Умение выделять микротемы в тексте. Умение разбивать текст на абзацы | 3 мин | ВО | Правильно выделены абзацы |
||||
Умение формулировать тему текста | Умение выбирать наиболее точный заголовок из предложенных | 2мин | ВО | Ответ: «Траектория движения солнца». 1 балл Ответ неправильный: 0 баллов |
||||
Умение составить план текста | Умение составлять развернутый план научного текста | 3мин | КО | История наблюдения за солнцем. Эклиптика. Наклон оси вращения Земли. Положение солнца относительно Земли в разные промежутки времени. Ответ может быть дан и другими формулировками, но должно быть последовательно представлено содержание текста. За каждый правильный пункт плана 1 балл. За каждый неправильно составленный пункт - 0 баллов. |
||||
Умение владеть логическими действиями и выделять основную мысль из прочитанного текста | Указание основной мысли текста | 3 мин | ВО | Ответ: Движение Солнца по небу в течении года происходит по эклиптике. (1 балл) Неправильный ответ: 0 баллов |
||||
Умение работать с текстом, находя нужную информацию и подкреплять свой ответ практическими знаниями с помощью рисунков и иллюстраций | Умение определить положение солнца на эклиптике и его экваториальные координаты | 6 мин | КО | Ответ: (2 балла). |
||||
Умение находить информацию в тексте | Умение находить правильный ответ на поставленный вопрос | 5 мин | КО | Ответ: Весеннее и осеннего равноденствия. (2 балла) Неправильный ответ: 0 баллов. |
||||
Умение понимать представленную терминологию и уметь выделять её из текста | Умение оформлять свои мысли в письменной речи. | 5 мин | ВО | Ответ: Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой. (1 балл) Неправильный ответ: 0 баллов |
||||
Умение анализировать знаково-символическую информацию, сопоставлять её с текстовой информацией | Умение работать с подвижной картой звездного неба | 5 мин | УС | Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии (2 балла). Если ответ дан без привязки к местности (1 балл). Неправильный ответ: 0 баллов. |
||||
Умение вычислять географические широты места наблюдения за Солнцем | Умение правильно классифицировать текстовую информацию, а также применять умения работы с подвижной картой звездного неба | 5 мин | УС | Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии (2 балла). Если ответ дан без привязки к местности (1 балл). Неправильный ответ: 0 баллов. |
||||
Умение отвечать на поставленные вопросы с опорой на текст и межпредметные связи (предмет география) | Умение дать развернутый ответ и обосновать его с учетом ранее полученных знаний по другим предметам. | 6 мин | ВО | Ответ: Из курса географии вам известно, что ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом 66°34ʹ. Следовательно, земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26ʹ. (2 балла) За неправильный ответ: 0 баллов |
||||
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | 45 МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ |
Работа позволяет диагностировать уровни обученности:
низкий - 9 баллов
базовый - 10-14 баллов
высокий - 15-17 баллов
Типы заданий: задание с выбором ответа (ВО), задание с кратким ответом (КО), задание с развёрнутым ответом (РО), задание с установлением соответствия (УС)
Эклиптика – круг небесной сферы,
по которому происходит видимое годичное движение Солнца.
(от греч. «зоон» – животное)
Каждое зодиакальное
созвездие Солнце
пересекает примерно
за месяц.
Традиционно считается, что зодиакальных
созвездий 12, хотя на самом деле эклиптика
пересекает еще и созвездие Змееносца,
(находится между Скорпионом и Стрельцом).За сутки Земля проходит примерно 1/365 часть своей орбиты.
Вследствие этого Солнце перемещается на небе примерно на 1° за каждые сутки.
Промежуток времени, в течение которого Солнце обходит полный круг
по небесной сфере, назвали годом.
В дни весеннего и осеннего
равноденствия (21 марта и 23
сентября) Солнце находится на
небесном экваторе и имеет
склонение 0°.
Оба полушария Земли
освещаются одинаково: граница
дня и ночи проходит точно через
полюса, и день равен ночи во
всех пунктах Земли.Ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты на 66°34´.
Земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26´,
поэтому и наклон эклиптики к небесному экватору равен 23°26´.
В день летнего солнцестояния
(22 июня) Земля повёрнута к
Солнцу своим Северным
полушарием. Здесь стоит лето,
на Северном полюсе –
полярный день, а на остальной
территории полушария дни
длиннее ночи.
Солнце поднимается над
плоскостью земного (и
небесного) экватора на 23°26´.Ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты на 66°34´.
Земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26´,
поэтому и наклон эклиптики к небесному экватору равен 23°26´.
В день зимнего солнцестояния
(22 декабря), когда Северное
полушарие освещается хуже
всего, Солнце находится ниже
небесного экватора на угол
23°26´.Летнее и зимнее солнцестояние.
Весеннее и осеннее равноденствие.В зависимости от положения Солнца на эклиптике меняется его высота над
горизонтом в полдень – момент верхней кульминации.
Измерив полуденную высоту Солнца и зная его склонение в этот день,
можно вычислить географическую широту места наблюдения.Измерив полуденную
высоту Солнца и зная его
склонение в этот день,
можно вычислить
географическую широту
места наблюдения.
h = 90° – ϕ + δ
ϕ = 90°– h + δСуточное движение Солнца в дни равноденствия и солнцестояний
на полюсе Земли, на её экваторе и в средних широтахУпражнение 5 (с. 33)
№3. В какой день года проводились наблюдения, если высота
Солнца на географической широте 49° была равна 17°30´? .
h = 90° – ϕ + δ
δ = h – 90° + ϕ
δ = 17°30´ – 90° + 49° =23,5°
δ = 23,5° в день солнцестояния.
Так как высота Солнца на
географической широте 49°
была равна всего 17°30´, то это
день зимнего солнцестояния –
21 декабряДомашнее задание
1) § 6.
2) Упражнение 5 (с. 33):
№4. Полуденная высота Солнца равна 30°, а его склонение равно –19°. Определите географическую
широту места наблюдения.
№5. Определите полуденную высоту Солнца в Архангельске (географическая широта 65°) и
Ашхабаде (географическая широта 38°) в дни летнего и зимнего солнцестояния.
Каковы различия высоты Солнца:
а) в один и тот же день в этих городах;
б) в каждом из городов в дни солнцестояний?
Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. : учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. - М.: Дрофа, 2013. – 238с
CD-ROM «Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия, 9-10 классы». ООО «Физикон». 2003
https://www.e-education.psu.edu/astro801/sites/www.e-education.psu.edu.astro801/files/image/Lesson%201/astro10_fig1_9.jpg
http://mila.kcbux.ru/Raznoe/Zdorove/Luna/image/luna_002-002.jpg
http://4.bp.blogspot.com/_Tehl6OlvZEo/TIajvkflvBI/AAAAAAAAAmo/32xxNYazm_U/s1600/12036066_zodiak_big.jpg
http://textarchive.ru/images/821/1640452/m30d62e6d.jpg
http://textarchive.ru/images/821/1640452/69ebe903.jpg
http://textarchive.ru/images/821/1640452/m5247ce6d.jpg
http://textarchive.ru/images/821/1640452/m3bcf1b43.jpg
http://tepka.ru/fizika_8/130.jpg
http://ok-t.ru/studopedia/baza12/2151320998969.files/image005.jpg
http://www.childrenpedia.org/1/15.files/image009.jpg
Cлайд 1
Видимые движения небесных тел Космос - это все, что есть, что когда-либо было и когда-нибудь будет. Карл Саган.Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img18.jpg)
Cлайд 20
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img19.jpg)
Cлайд 21
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img20.jpg)
Cлайд 22
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img21.jpg)
Cлайд 23
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img22.jpg)
Cлайд 24
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/37/36468/389/img23.jpg)