Жильё в натуре для военнослужащих при увольнении со службы. Консультация юриста: Право на получение жилищной субсидии Примеры для закрепления

07.06.2020

Военнослужащий, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и проходивший ее свыше пяти лет, имеет право на приобретение жилья на общих основаниях вне зависимости от наличия либо отсутствия перерывов в военной службе Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 15 октября 2013 г. N 202-КГ13-9 (Извлечение) Ленинградский окружной военный суд 11 марта 2013 г. отменил в апелляционном порядке решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2012 г. об удовлетворении заявления З., в котором он просил признать незаконными решения начальника Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - ФГУ "ЗРУЖО") о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении распределенного жилого помещения, и в удовлетворении заявления З. отказал. Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Военная коллегия Верховного Суда РФ 15 октября 2013 г. отменила апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда и оставила в силе решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда, указав следующее. Согласно материалам дела З. в период обучения в Ульяновском высшем военном инженерном училище 15 сентября 1993 г. заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения и в течение пяти лет после окончания училища. После окончания военного училища заявитель приказом Министра обороны РФ от 20 июня 1997 г. был откомандирован в распоряжение командующего внутренними войсками МВД России, где 11 ноября 1997 г., т. е. до 1 января 1998 г., заключил контракт о прохождении военной службы сроком на пять лет. Из материалов дела также следует, что по истечении срока контракта, 14 ноября 2002 г., З. был уволен с военной службы в запас и вновь поступил на военную службу по контракту 11 июня 2003 г. 16 июня 2009 г. решением жилищной комиссии военной академии связи он на основании рапорта был признан нуждающимся в жилом помещении, однако решениями заместителя начальника ФГУ "ЗРУЖО" от 1 и 18 октября 2012 г. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с заключением первого контракта о прохождении военной службы в 2003 году и в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ему было отказано. Признавая незаконными указанные решения начальника ФГУ "ЗРУЖО", суд первой инстанции указал, что первый контракт о прохождении военной службы заявителем был заключен до 1 января 1998 г., а все остальные контракты, в том числе от 11 июня 2003 г., являются последующими, что указывает на его право быть обеспеченным жилым помещением в период военной службы на общих основаниях. Окружной военный суд, принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, указал, что для предоставления военнослужащим жилых помещений на общих основаниях требуется соблюдение двух условий: заключение ими контракта о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и непрерывное прохождение военной службы свыше пятилетнего срока контракта, установленного ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", тогда как в военной службе заявителя был перерыв. Между тем вывод суда апелляционной инстанции о необходимости непрерывного прохождения военной службы военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 г., для приобретения им права на получение жилого помещения на общих основаниях на законе не основан. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития; при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что условиями, в зависимость от которых ставится приобретение военнослужащими права на жилые помещения на общих основаниях, являются начало несения ими военной службы по контракту до 1 января 1998 г. и прохождение военной службы свыше пяти лет. Каких-либо иных условий для предоставления военнослужащим жилья на общих основаниях, в том числе и необходимость непрерывного прохождения военной службы, законодательство не содержит. В суде установлено, что З. заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и срок его военной службы по контракту на момент признания нуждающимся в жилом помещении на общих основаниях составлял более пяти лет, что указывает на распространение на него положений абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Кроме того, согласно абз. 4 и 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей. В силу ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, первый контракт заключают граждане, ранее не проходившие военную службу по контракту. Поскольку З. до повторного поступления на военную службу в 2003 году ранее проходил военную службу по контракту, заключенный им 11 июня 2003 г. новый контракт первым не являлся. В связи с изложенным ссылка заместителя начальника ФГУ "ЗРУЖО" в решении от 18 октября 2012 г. на заключение заявителем первого контракта в июне 2003 г. как на основание отказа в предоставлении ему жилого помещения на общих основаниях является ошибочной. Таким образом, суд первой инстанции, признавая незаконными оспариваемые решения заместителя начальника ФГУ "ЗРУЖО" от 1 и 18 октября 2012 г. о снятии З. с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, пришел к правильному выводу о том, что заявитель имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях, а вывод суда апелляционной инстанции об обратном основан на неправильном толковании норм материального права. ______________

Вопрос:

Здравствуйте! Я военнослужащий, первый контракт до 1998 года, выслуга 23 календарных года, действующий контракт на 3 года заканчивается в октябре 2015 года, проживаю в служебной квартире. В апреле 2014 признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства. В январе 2015 написал заявление на жилищную субсидию после чего способ обеспечения в реестре на сайте МО изменился. Вопросы: 1. Имею ли я право получить субсидию, не увольняясь из ВС? 2. Как я могу уточнить номер моей очереди на субсидию?

Дмитрий, г. Мурманск, 43 года

Ответ:

Дмитрий, здравствуйте. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 4 - 9 "Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы" утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 № 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы" (далее - Порядок), для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны РФ в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.

В течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения МО РФ по субъектам РФ уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Принятое уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) решение о предоставлении жилищной субсидии оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящему Порядку.

Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей с приложением документов, указанных в п. 4 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в закрепленное за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - финансовый орган).

Копия решения о предоставлении жилищной субсидии выдается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней с даты его принятия под роспись военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей либо направляется способом, позволяющим установить факт получения военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, членами их семей такого уведомления, а также направляется в кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей путем ее перечисления на основании документов, указанных в п. 7 настоящего Порядка, на указанный в заявлении о перечислении жилищной субсидии банковский счет.

Финансовый орган в течение трех рабочих дней с даты поступления из органов Федерального казначейства информации о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей уведомляет об этом уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа).

Дмитрий, Вы в праве на предоставление жилищной субсидии. Перечисление жилищной субсидии определяется приведенными положениями Порядка.

Александр Томенко, военный юрист

Правоотношения, связанные с реализацией права военнослужащих на жилье, закреплены статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».Эта норма определяет формы и порядок жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее – военнослужащие), в зависимости от продолжительности службы и их категорий.Закон предусматривает три основные формы: предоставление денежных средств (субсидии) на строительство или приобретение жилых помещений; предоставление жилых помещений (находящихся в федеральной собственности) в собственность либо по договору социального найма, выделение служебного жилья.Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, реализуют названное право посредством двух первых форм.Служебные жилые помещения на весь период службы предоставляются офицерам, прапорщикам, мичманам, рядовым и сержантам (гражданам Российской Федерации), поступившим на службу после 1 января 1998 года, офицерам, окончившим военные учебные заведения позже указанной даты, а также в закрытых военных городках.В случае отсутствия служебных квартир (комнат) командование арендует жилье для подчиненных либо выплачивает денежную компенсацию за его поднаем в соответствии с порядком и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.На первые пять лет службы за указанными категориями граждан сохраняются право на ранее занимаемое жилое помещение и сохранение очередности на улучшение жилищных условий по месту жительства до службы. По истечении 20 лет военной службы (при увольнении через 10 лет по состоянию здоровья, достижению предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями) названные военнослужащие приобретают право на получение субсидии либо квартиры (в собственность или по договору социального найма) по избранному месту жительства.При наличии у военнослужащих в собственности квартир (жилых домов), независимо от места их нахождения, им на период службы предоставляются исключительно служебные жилые помещения. Однако в случае несоответствия площадей таких квартир (домов) установленным нормам, военнослужащим предоставляются жилые помещения в дополнение к имеющимся в пределах норматива жилищного обеспечения. Помимо указанного, военнослужащие вправе вступать в жилищные строительные кооперативы, получать земельные участки под индивидуальное строительство.Военнослужащие по контракту из числа иностранных граждан на должностях рядового и сержантского состава на весь период службы обеспечиваются помещениями в общежитиях.В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» с 1 января 2005 года предусмотрена еще одна форма реализации названого права военнослужащих контрактной службы – внесение государством ежегодных накопительных взносов для погашения целевого жилищного займа при приобретении квартиры (дома) по системе ипотечного кредитования.Такое право имеют выпускники военных учебных заведений, окончившие их позже 1 января 2005 года (окончившие такие заведения в период с 1 января 2005 года по 1 января 2008 года и получившие первое офицерское звание во время учебы); офицеры, призванные на службу из запаса после 1 января 2005 года; прапорщики и мичманы, имеющие на 1 января 2005 года военную выслугу не менее трех лет; военнослужащие рядового и сержантского состава, заключившие второй контракт о прохождении службы; граждане, получившие первое офицерское звание в связи с назначением на воинскую должность, а также окончившие курсы подготовки младших офицеров после 1 января 2005 года.При этом каждый участник накопительно-ипотечной системы приобретает право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа не менее чем через три года его участия в данной системе.Заместитель начальника организационного управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции Павел Кочетов

Разница между военнослужащими, заключившими контракт до- и после- 1 января 1998 года заключается в том, что первые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на первые 5 лет службы, после чего вправе получить жилые помещения избранной (кроме военной ипотеки) формы: социальный наем, в собственность, и предоставление жилищной субсидии. Вторые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы, поэтому у них есть некоторые ограничения в части получения жилищной субсидии.

Тема сегодняшней статьи – получение жилищной субсидии военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года. Их права регламентируются абзацем третьим части 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Развернуть: Абзац 3 части 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих"

Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Внимание! По состоянию на день публикации!

[свернуть]

Указанные положения условно делят военнослужащих на тех, кто продолжает проходить военную службу, и на тех, кто подлежит увольнению.

Жилищная субсидия для тех, кто продолжает проходить военную службу, предоставляется при одном единственном условии – военнослужащий должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения (решениями Региональных управлений жилищного обеспечения – в МО РФ, и решениями жилищных (жилищно-бытовых) комиссий в других «силовых» министерствах). При этом жилищные субсидии предоставляются «по месту прохождения военной службы».

По мнению жилищных органов и частично – по сложившейся судебной практике, жилищная субсидия может предоставляться либо по месту прохождения военной службы, либо по избранному месту жительства. Военнослужащих принуждают в заявлении о предоставлении жилищной субсидии указывать избранное место жительства. Автор считает это полным абсурдом , и этому абсурду будет посвящена отдельная публикация. Но чтобы избежать неблагоприятных последствий , мы будем следовать этому толкованию закона.

Условия получения Жилищной субсидии для тех, кто увольняется с военной службы, заключаются в следующем:

  • признание нуждающимся в получении жилого помещения жилищными органами;
  • увольнении с военной службы по так называемым льготным основаниям: достижение предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (в календарном исчислении!).
    При этом военнослужащий имеет право на получение жилищной субсидии «по избранному месту жительства».


Эту статью прочитали: 7 069 визитов сегодня: 1

Уточнен порядок обеспечения военнослужащих жильем. Федеральные законы от 2 ноября 2013 г. № 298-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и № 297-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", предусматривающие соответствующие поправки, подписаны Президентом РФ.

Так, военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, теперь наделены правом получения жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. Указанные категории лиц смогут получить жилье в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после 1 марта 2005 года. Помимо этого, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы свыше 10 лет, военнослужащие смогут получить жилье по избранному месту жительства. Напомним, что по действующему законодательству указанные граждане имеют право на служебные жилые помещения (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ ).

В аналогичном порядке предусмотрено предоставление жилых помещений членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы при ее общей продолжительности 20 лет и более, по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более, теперь не связывается с условием прохождения военной службы по контракту.

Кроме того, уволенные с военной службы граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, а затем переехавшие на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и принятые на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, получат право на обеспечение жилыми помещениями. Указанные граждане смогут реализовать право на получение жилья:

  • в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма);
  • в форме получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Внесенные поправки направлены на совершенствование норм федеральных законов от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ с учетом норм жилищного законодательства России.

Похожие статьи