Запуск восход 2. "В открытом космосе жить и работать можно!". Подготовка к полёту

27.02.2022

16 ноября 1963 года состоялся первый пуск ракеты-носителя «Восход». Это был ощутимый шаг вперед в области освоения космоса. С помощью этой ракеты на орбиту выводились корабли «Восход», качественно отличавшиеся от первых «Востоков». Они позволили летать без скафандров, выходить в открытый космос и совершать мягкую посадку спускаемого модуля с космонавтами.

С ракеты сняли боеголовку

Ракеты-носители, при помощи которых в космос выводились спутники и пилотируемые корабли стали ответвлением военной программы по созданию баллистических ракет. И когда появилась первая межконтинентальная ракета Р-7, на ее базе начали строить космические ракеты-носители. Вначале появилась ракета «Спутник», затем «Луна». Дошло дело и до ракет, предназначенных для полета космонавтов, — «Восток» и «Восход». Соответственно для них разрабатывались и одноименные корабли — одноместный «Восток» и многоместный «Восход».

Все эти ракеты были разработаны под руководством С.П.Королева в ОКБ-1 в подмосковном Калининграде (ныне — Королев). В качестве топлива в них использовался керосин, окислителя — сжиженный кислород. Все запуски выполнялись с космодрома Байконур.

Если ракета «Спутник» была, по сути, двухступенчатой баллистической ракетой Р-7, в которой боеголовку заменили спутником шарообразной формы с обтекателем, то в «Луне» к двум ступеням добавили третью. Поскольку ей предстояло выводить в космос несколько большую массу при развитии большей скорости.

Для «Востока» третью ступень сделали более мощной. В «Восходе» мощность третьей ступени еще возросла. В качестве нее использовали немного измененную вторую ступень баллистической ракеты Р-9.

Масса «Восхода» составляла 298400 кг, длина — 44,62 м, диаметр — 10,30 м. Масса полезного груза, выводимого на орбиту, составила 5800 кг. Тяга ступеней ракеты была равна: I — 4000 кН, II — 940 кН, III — 80 кН.

Ракету в количестве 300 штук изготовили на куйбышевском заводе «Прогресс».

При помощи ракеты-носителя «Восход» в космос были отправлены два космических корабля — трехместный «Восход-1» и двухместный «Восход-2». А также спутники серии «Зенит» двойного назначения.

В тесноте, да не обиде

Программа пилотируемых кораблей «Восход», запускаемых одноименной ракетой, оказалась скоротечной. Было запланировано 7 пилотируемых полетов. Но последние 5 были отменены в связи с тем, что подоспел новый корабль — «Союз». Но при этом главные цели программы были достигнуты.

Во-первых, была отработана система мягкой посадки спускаемого аппарата. В «Союзе», предыдущем корабле, космонавт при снижении спускаемого аппарата до высоты 7 километров катапультировался и приземлялся на парашюте. На парашюте опускался и сам аппарат. Но при этом при приземлении он получал удар значительной силы, что могло привести к печальным последствиям.

Во-вторых, было положено начало коллективным полетам. Что было крайне важно с точки зрения испытания человеческой психики при совместном полете в замкнутом пространстве, когда требуется слаженная коллективная работа.

В-третьих, во время второго полета Алексей Леонов совершил первый истории выход в открытый космос. Тем самым была получена уверенность в том, что за пределами корабля можно выполнять ремонтные и монтажные работы.

Корабль «Восход-1» был рассчитан на полет трех космонавтов без скафандров. Ими стали Владимир Комаров (командир корабля), Константин Феоктистов (инженер), Борис Егоров (врач). Они стартовали с «Байконура» 12 октября 1964 года. Продолжительность полета составила 24 час 17 мин.

Корабль минимально отличался от корабля «Восток». Он имел тот же самый обитаемый отсек объемом 1,6 куб.м. Чтобы запихнуть в него троих космонавтов, их отправили в полет без громоздких скафандров. Кресла сместили на 90 градусов вокруг горизонтальной оси. При этом расположение большинства приборных панелей осталось неизменным. В связи с чем надписи на пультах приходилось читать «по-китайски», то есть сверху вниз.

Система мягкой посадки была решена следующим образом. Корабль снижался на парашюте с выпущенным вертикально вниз полутораметровым щупом. При касании его почвы включалась твердотопливная тормозная двигательная установка, гасящая скорость до нуля.

Этот полет был историческим в политическом смысле. Космонавты улетели на орбиту при Хрущеве, а на следующий день после их приземления его сняли.

ЧП космического масштаба

«Восход-2» подвергся серьезной модернизации. Его объем остался прежним. Третье кресло убрали. В двух располагались космонавты в скафандрах «Беркут» — Павел Беляев (командир корабля) и Алексей Леонов (пилот). Существенным новшеством стала шлюзовая камера для покидания корабля. Космонавт «вплывал» в нее, после чего запиралась связь с кораблем. После стравливания воздуха открывался внешний люк.

В этом полете Алексей Леонов совершил 12-минутный выход в открытый космос. И это стоило ему громадных физических усилий и нервного напряжения. Оказавшись за бортом корабля, Алексей Архипович, держась за фал 5-метровой длины, пять раз удалялся на его полную длину и приближался. Скафандр от внутреннего давления раздулся, и каждое движение давалось с большим трудом. У Леонова участились пульс и дыхание, температура повысилась до 38 градусов, началось столь обильное потовыделение, что пот буквально слепил глаза. С огромным трудом Леонов смотал фал.

Но тут его ждало более суровое испытание. Из-за раздувшегося скафандра он не мог протиснуться во входной люк. Это ему удалось лишь после того, как он дважды стравил давление внутри скафандра — с 0,4 атм. до 0,27 атм. При этом вошел внутрь шлюзовой камеры вперед головой, а не ногами. И ему пришлось в малом объеме совершить акробатический трюк, чтобы занять верное положение.

На этом испытания не завершились. Когда Леонов оказался внутри корабля, и шлюзовая камера отстрелилась, выяснилось, что из-за температурной деформации образовалась щель, и началось падение давления. Были включены резервные кислородные баллоны. Давление стало расти. А с ним и приближаться кислородное отравление. И лишь через несколько часов за счет избыточного давления внутри корабля произошло выдавливание наружу элементов корпуса, и герметичность восстановилась.

Посадка также оказалась нештатной. Корабль приземлился в заснеженной пермской тайге на расстоянии 200 километров от жилья. Спасатели добирались до героев космоса почти двое суток.

22 февраля 1968 году состоялся последний «обитаемый» полет, осуществленный с помощью ракеты-носителя «Восход» на том же самом корабле «Восход-3». В качестве космонавтов 20 суток провели в космосе собаки Ветерок и Уголек. И, выполнив программу полета, благополучно вернулись на землю.

На снимке: стартует космический корабль «Восход», 12 октября 1964 года / Фото: РИА Новости

18 марта 1965 года, около 12:00 по московскому времени, у советского летчика-космонавта получилось выйти за пределы космического корабля «Восход-2» в открытый космос. Алексей Леонов был первым в мире, кому это удалось. Грандиозное событие дважды обернулось для космонавта смертельным риском..

МАММ/МДФ/russfoto

Старт «Восхода-2»

МАММ/МДФ/russfoto

Старт ракеты-носителя состоялся 18 марта в 10:00 по московскому времени, с космодрома Байконур, сообщает Роскосмос. Проблемы на корабле «Восход - 2» начались почти сразу после старта. Корабль, командиром которого был Павел Беляев, занял орбиту в 500 км вместо положенных 300 км. Миссию решили продолжить. Сразу после выхода на орбиту началась подготовка ко встрече с открытым космосом.

Подготовка к космической миссии

Скафандр «Беркут»

Лобанов Андрей/wikipedia.org

В шлюзе ракеты разместили две камеры чтобы запечатлеть то, как космонавт покидает корабль и возвращается обратно. Еще одну камеру разместили снаружи. За бортом, на случай непредвиденной ситуации, космонавта ждали баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.

Леонову для выхода в открытый космос разработали специальный скафандр «Беркут». С помощью многослойной герметичной оболочки в скафандре поддерживалось оптимальное давление. Для того чтобы защитить космонавта от теплового воздействия солнца, скафандр выкрасили в белый цвет. Капитан корабля также имел с собой новенький скафандр - на случай, если придется помогать коллеге за бортом.

Первый человек в открытом космосе

В 11 часов 28 минут 13 секунд экипаж разгерметизировал шлюзовую камеру корабля. Уже через шесть минут Леонов вышел из шлюза в открытое космическое пространство. С кораблем его связывал только пятиметровый трос с оборудованием и проводами.

Когда я, с трудом оторвавшись, шагнул в эту бездну, внутри что-то подкатилось, что-то подперло. Звезды были и слева, и справа, и вверху, и внизу. Я находился среди звезд. Постепенно все успокоилось, и я понял, что я сам частица этого гигантского мира, где живет человек, как песчинка.

Космонавт выполнил ряд запланированных экспериментов и должен был вернуться на корабль. Но Леонов не смог: из-за разности давления скафандр раздуло. Управлять своим телом в «надутом» костюме становилось практически невозможно.

Нарушение инструкций

Кислорода Леонову должно было хватить только на 20 минут. Космонавт понимал, что докладывать начальству было опасно для его жизни: каждое критическое решение на Земле принималось на общем собрании. Времени было чрезвычайно мало.

Леонов принял решение - самостоятельно сбросить давление в скафандре до аварийного. Это помогло «сдуть» скафандр.

Принимаю решение сбросить давление, хотя попадаю в зону закипания азота. Я знал, видел, как это происходит, когда руки вдруг раздуваются, как резиновые перчатки, лицо становится в 2 раза больше, глаза проваливаются. Это смерть. Но выбора нет. <…> И я сбрасываю давление.

Шлюзовая камера корабля соединялась с кабиной корабля при помощи люка. Он открывался во внутрь камеры автоматически или вручную. По инструкции, входить в него необходимо было ногами вперед. Тогда легче было бы закрывать верхнюю крышку и переместиться в кабину. Первый люк - в шлюз - Леонов вынужден был преодолеть нарушив инструкцию, вперед головой. Это затрудняло его дальнейшие передвижения по камере. Для того, чтобы войти в кабину, Леонову пришлось развернуться в узком пространстве.

Спустя 12 минут 9 секунд космонавт вернулся из открытого космоса в корабль.

Возвращение на Землю

Путь домой тоже дался команде тяжело. Посадку должны были осуществить на 17-м витке. Автоматика подвела и космонавтам пришлось и садиться «в ручную».

Экипаж приземлился 19 марта, в глухой пермской тайге, далеко от предполагаемого места посадки. Искать космонавтов начали спустя несколько часов, но вызволить из тайги их удалось далеко не сразу - вертолет не смог приземлиться среди деревьев. Космонавтам предстояло провести целую ночь в лесу.

На следующий день, для расчистки вертолетной площадки, спустился десант спасателей на лыжах. Они соорудили место для ночлега космонавтов и начали расчистку территории. Только 21 марта площадка была готова.

Отдых в Перми

МАММ/МДФ/russfoto

На борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда их доставили в Москву. Только тогда советские космонавты смогли официально доложить о своей миссии.

По телевидению передали, что два дня отсутствия с момента падения Леонов и Беляев провели на отдыхе в Перми.

Дополнительные источники: ф ильм «Первого канала» - «Леонов. Первый в космосе»

В разгар 1960 годов между Соединенными Штатами и Советским Союзом шла Холодная война, которая заключалась в гонке двух держав за первенство не только на Земле, но и в открытом космосе, поэтому ученые двух стран тратили силы на изучение галактики. Павел Беляев вместе с напарником стали теми, кто не побоялся шагнуть в неизвестность Вселенной, став космонавтами Советского Союза.

Детство и юность

Родился герой Советского Союза 26 июня в небогатой семье в селе Челищево в Вологодской области. Его родители – обычные люди: отец Иван работал в больнице фельдшером, а мать Аграфена занималась домашним хозяйством. Ивану Беляеву приходилось менять населенные пункты из-за работы, потому сначала юный будущий герой пошел в общеобразовательную школу в Миньково, а затем его семья переехала в Каменск-Уральский.

Павел Иванович уже с детства твердо решил, что обязательно станет летчиком, и его мечта сбылась. Окончив школу, юноша отправился работать на Синарский завод и занимался токарным делом.

В 1941 году Советский Союз вступил в Великую Отечественную войну. В момент этого исторического события юному Павлу было 16 лет, но уже в подростковом возрасте сформировались мужественные черты характера будущего космонавта.

Будучи ребенком, Павел хотел быть полезным для Родины и решил отправиться на фронт. Первоначально Беляеву отказали в участии в войне из-за его молодого возраста, но уже через год решительный юноша вновь подает заявление, которое все-таки рассмотрели.


В 1943 году будущий командир космического корабля добровольно отправился служить в Красную армию. Павел Иванович пошел в авиационную школу, где показал себя с отличием, после чего уже в 1944 проявил себя, как прилежный студент в Ейском училище, где обучался на морского летчика.

Смелость и отвага, а также мужество – это немногие качества, которыми обладал Павел Иванович, будучи еще студентом. В 1945 году, когда Беляеву было 20 лет, он участвовал в Советско-Японской войне в качестве летчика-истребителя, за что был награжден знаком отличия.

Космонавтика

Помимо того, что Павел Беляев известен как старший военный летчик, командир звена и член КПСС, он также был выдающимся космонавтом. В 1956 году герой Советского Союза поступает в военно-воздушную академию, а уже в 1960 зачисляется в отряд «военно-воздушных сил номер один», где началась подготовка двадцати космонавтов. Тренировки будущих выходцев в открытый космос были изнурительными: от них требовались не только технические знания, но и физическая выносливость.


В 1961 году во время подготовки Павел получает серьезную травму после прыжка с парашюта – перелом ноги, поэтому временно отстраняется от тренировок.

Несмотря на это Павел продолжил идти к своей цели, и уже в 1965 году вместе с соотечественником Алексеем Леоновым он совершил подвиг, который помог СССР стать лидером в политической гонке.

Первый выход в открытый космос

Алексей Леонов – первый человек, находившийся в галактическом пространстве. Этим событием руководил Павел Беляев – именно от него зависела техническая часть операции: ориентация корабля, наблюдение за техникой безопасности, а также организация выхода космонавта. Случилось это весной 65-го на космическом корабле «Восход-2»: эта операция была важной для Советского Союза в космической гонке.


Космический корабль "Восход-2"

Полет в космос на корабле «Восход-2» сопровождался нештатными ситуациями, например, автоматическая подача кислорода вышла из строя, что было крайне взрывоопасно. К тому же из-за кислородного отравления его напарник Алексей Леонов чувствовал себя плохо, но утечку газа удалось вовремя предотвратить.


Ко всему прочему ломается и сам «Восход-2»: средство передвижения потеряло ориентацию на небесное светило, поэтому Павлу Ивановичу пришлось управлять космическим кораблем вручную, что в принципе из-за конструкции корабля было сделать сложно.


Официально Павел Иванович впервые в мире воспользовался не только ручным управлением, но и тормозной установкой. Из-за потери ориентации «Восход-2» успешно приземлился в снежной замерзшей тайге, где Леонов и Беляев двое суток ждали помощи спасателей.


В 2017 году вышел фильм «Время первых», роли главных героев сыграли и . Фильм основан на реальных событиях, которые происходили во время космического полета Леонова и Беляева в 1965-ом. Сам Алексей Архипович принимал участие в написании сценария киноленты.

Также весной 2017 года вышел выпуск передачи «Сегодня вечером», посвященный премьере фильма, а также великим космонавтам.

Личная жизнь

У Павла Беляева была семья – жена Татьяна Филипповна и две дочери: Ирина и Людмила. Супруга Павла работала директором музея имени ЦПК , который находится в Звездном городке. В этом музее можно ознакомиться с личными фотографиями космонавта, а также с его биографией.

Смерть


Причина смерти – перитонит, неизлечимое инфекционное заболевание брюшной полости. Похоронен великий космонавт на Новодевичьем кладбище в Москве.

6 апреля состоится премьера героической драмы «Время первых», посвященной этой, одной из самых рискованных экспедиций на орбиту.

«Время первых» - это не документальное кино, в котором были бы скрупулезно восстановлены события полета космического корабля «Восход-2». Может быть, тем оно и интересно. Это скорее научно-фантастический фильм, в котором за основу взят полет Павла Беляева и Алексея Леонова 18 - 19 марта 1965 года. Что ж, это право творцов киноленты. Что точно удалось создателям «Времени первых» - передать эмоции героев картины, совершивших, по сути, невозможное. Фильм, как говорят кинематографисты, главному консультанту дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову понравился.

«Комсомолка» рассказывает о тех событиях, которые в фильм не вошли. Они дополнят картину, помогут погрузиться в то время.

Политический фон

В октябре 1964 года должности лишился первый секретарь ЦК КПСС , глава советского правительства Никита Хрущев . Самым главным в стране стал Леонид Брежнев . У Хрущева космонавтика была любимым детищем. А как будет относиться к космической программе Брежнев? Сохранит ли прежнее финансирование новый председатель Совмина Алексей Косыгин - человек прагматичный? Трудно было сравнивать возможности экономики США того времени и СССР , всего 20 лет назад вышедшего из разрушительной войны. Пока главному конструктору Сергею Королеву удавалось опережать соперников...

На 1965-й американцы запланировали пять пилотируемых пусков. Выход астронавтов в открытый космос был запланирован на март 1965 года (состоялся он в начале июня).

Зачем нужно выходить в открытый космос?

Почему США и СССР было важно отправить космонавта полетать за пределами космического корабля? А вот зачем: начиналась битва за Луну.

Проблема была в том, что сверхтяжелой ракеты, которая за один пуск могла бы вывести на орбиту лунный корабль, не было ни у нас, ни у США. Лунный корабль - это не капсула для околоземных экспедиций. Он должен состоять из командного модуля, в котором полетят космонавты, модуля для посадки на Луну и цистерны с запасами топлива. Пришлось бы двумя ракетами доставить на орбиту части корабля, состыковать их, переместить из одного модуля в другой космонавтов. Делать корабли с люками, которые позволяли бы внутри собранного корабля переходить из одного отсека в другой, тогда еще не научились. Выход был один - переходить «по верху», выбравшись на внешнюю поверхность корабля.

Испытание техники

В американском «Джемини» астронавт мог разгерметизировать отсек, в котором находился, и, открыв люк, выплыть наружу. Наши конструкторы считали - разгерметизировать корабль опасно: неизвестно, как поведут себя приборы в вакууме. Поэтому придумали «нахлобучить» на «Восход» шлюз, который можно было бы надуть и таким образом развернуть в космосе. Оригинальное решение, между прочим! Следующее поколение надувных космических модулей стали испытывать только спустя 50 лет!

Шлюзовую камеру и скафандр для выхода в космос доселе делают в КБ «Звезда» в подмосковном Томилине.

22 февраля 1965 года на орбиту отправился беспилотный «Восход». Нужно было проверить, как работает шлюз, «не сдувает» ли его «ветром». Шлюз открылся, все сработало отлично. А через некоторое время корабль… с радаров исчез. Противоракетная оборона даже обломков не обнаружила.

Через какое-то время выяснилось: два наблюдательных пункта - в Уссурийске и на Камчатке дали одинаковые команды закрыть шлюз. А корабль понял их как одну команду - «Спуск!», включилась тормозная двигательная установка. Автоматика вычислила, что корабль упадет за пределами территории СССР, и сработала система аварийного подрыва. Ее ставили почти на все спутники, чтобы советская техника не попала в руки врага.

Да, шлюз-то работал нормально, но на «Восходе» была и новая система автоматической посадки. Теперь было не очень понятно, как корабль станет приземляться с «нахлобучкой» в виде шлюза. По-хорошему, надо было бы еще одни испытания провести. Но времени уже не было. Риск для экипажа «Восхода-2» возрастал.


Сахарову повезло

Интересную историю рассказывает в своей книге «Ракеты и люди» один из соратников Королева Борис Черток. В день, когда должна была стартовать ракета с «Восходом-2», Королев отозвал в сторонку, подальше от площадки Мстислава Келдыша (один из разработчиков космических систем, в то время президент Академии наук СССР) и Владимира Бармина (конструктор стартовых комплексов, академик АН): «Королев что-то говорил, резко жестикулируя, что с ним бывало редко. Келдыш стоял с опущенной головой, как провинившийся мальчишка. Бармин улыбался».

Оказалось, после посадки космонавтов в корабль Келдыша вызвали со старта для разговора с Москвой . Звонил Михаил Суслов (в то время секретарь ЦК КПСС). Он потребовал, чтобы Келдыш на самолете Королева срочно вылетел в Москву, чтобы провести общее собрание Академии наук. На нем следовало осудить поведение академика Андрея Сахарова и, может быть, даже исключить его из состава академии.

Королев рассвирепел и сказал, что никакого самолета не даст. Постановка такого вопроса является позором! И попросил «теоретика космонавтики» удалиться в бункер и не отлучаться оттуда до выхода корабля на орбиту.

Больше вопрос об исключении Сахарова из Академии наук не ставился. Власть нашла другие способы дать укорот ученому, занявшемуся активной правозащитной деятельностью.


Невесомость в расчет не брали

В те годы считалось, что, если космонавту, оказавшемуся на орбите, стало плохо - голова кружится, тошнит, значит, он плохо подготовлен к полету, нездоров. Потом уже, когда началась длительная работа на орбитальных станциях, врачи поняли - далеко не всегда на Земле можно спрогнозировать, как организм человека будет реагировать на невесомость. Некоторые космонавты по неделе адаптируются к новым условиям и никто их за это не ругает.

А тогда… Выход в открытый космос Леонов начал через 1 час 35 минут после старта. Он только-только испытал сильные перегрузки во время вывода ракеты.

Никто не знал, как вообще человеческая психика отреагирует на «плавание» в космосе. Психологи вспоминали Циолковского , который считал, что космонавт, оказавшись над бездной, может сойти с ума или потерять сознание.

Вы представьте - впервые человек парит на высоте в несколько сотен километров над Землей. На случай если Леонов потеряет сознание, у Беляева были четкие инструкции - он должен был войти в шлюз и за фал втянуть напарника в корабль.

Скафандр раздулся

Работу Леонова снимала кинокамера. А сам он должен был делать снимки с помощью фотоаппарата «Аякс», спрятанного в кармашке на бедре. Затвор приводился в действие тросиком. Но перчатки раздуло настолько, что сжать тросик космонавт не смог.

Тем не менее Леонов пять раз приближался к кораблю от отлетал от него. Проблемы возникли, когда пришла пора возвращаться в корабль. Зазор между плечами скафандра и кромками люка составлял всего два сантиметра. Космонавт попытался вернуться в шлюзовую камеру, но...

«В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань, – вспоминает Леонов. – Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог».

Космонавт сбросил давление внутри скафандра со штатных 0,4 атм до запасного режима – 0,27 атм (для этого на рукаве был специальный клапан). Это могло привести к закипанию азота в крови, но Леонов посчитал, что уже час дышал чистым кислородом и азот успел «вымыться» из организма.

Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой. Но открывающийся внутрь корабля люк съедал 30% ее объема. Нужно было выходить из шлюзовой камеры в корабль только ногами вперед, чтобы забраться в кресло. Леонову пришлось в узенькой шлюзовой камере развернуться. Запись его дыхания в этот момент потом использовал Стенли Кубрик в фильме «Космическая одиссея 2001 года», чтобы передать напряжение в кульминационный момента кинокартины (фильм снят в 1968 году).

Малейшая искра…

И тут в «Восходе-2» стало расти содержание кислорода. Любая искра могла привести к взрыву. В 1961-м в барокамере, атмосфера которой была насыщена кислородом, сгорел космонавт первого набора Валентин Бондаренко . А в 1967 году так погиб во время тренировок экипаж «Аполлона-1». (По трагическому стечению обстоятельств в этом экипаже был Эдвард Уайт, астронавт, первым из американцев совершивший выход в открытый космос через 2,5 месяца после Леонова.) Мало того, запаса кислорода могло не хватить до посадки, а ее можно было совершить только после 16-го витка - когда корабль будет пролетать над территорией СССР.

Семь часов космонавты летели, по сути, внутри пороховой бочки. Потом атмосфера стабилизировалась. Оказалось, что люк после возвращения Леонова закрылся негерметично - была микрощель. Техника нагнетала кислород, чтобы восстановить потери воздуха. Когда давление в корабле поднялось, крышка встала на свое место и щель закрылась.


Не сгорели, так замерзли

А когда нужно было возвращаться, отказала новая система автоматической посадки (эх, не удалось ее испытать на беспилотном корабле!). Впервые в истории космонавтики экипаж садился вручную.

Как прицелиться, чтобы «попасть» в Землю, а не пролететь ее по касательной и навсегда остаться на орбите? В «Восходе-2» кресла были развернуты на 90 градусов относительно визира «Взор», через который космонавты могли определять положение корабля. Беляев отстегнулся и, пока Леонов удерживал его у иллюминатора, выстроил ориентацию. Сесть нужно было на территории СССР. Перелет и приземление в Китае , с которым тогда были напряженные отношения, могли плохо кончиться.

Корабль прошел сквозь плотные слои атмосферы и упал. Но где? У космонавтов не было никакого передатчика, кроме КВ, по которому они смогли азбукой Морзе передать «ВН» - все нормально. Сигнал случайно приняли то ли в Алма-Ате, то ли на Сахалине .

«От них не было вестей, - вспоминал Гай Северин , руководитель КБ «Звезда». - Честно говоря, мы считали, что экипаж погиб. Когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы, Сергей Павлович заплакал».

«Восход-2» приземлился 19 марта в 12 часов 2 минуты 17 секунд в 30 км от города Березники Пермской области.

«У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало, - вспоминает Леонов. - Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию обшивки кабины. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном (это ткань из синтетического волокна, которая тогда выпускалась в ГДР . - Авт.). Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски».

«Восход-2» был оборудован системой мягкой посадки. Работает она так - из спускаемого аппарата выдвигается щуп. Как только он касается поверхности, срабатывают пороховые движки, которые смягчают удар. «Кто-то из разработчиков сказал Королеву, что щуп настолько чувствителен, что сработает даже при соприкосновении с пушистым снегом, - рассказывает журналист «КП » Ярослав Голованов в книжке «Королев: факты и мифы». - А в тайге ели сорокаметровые! Что если двигатели включатся от соприкосновения с верхушкой дерева? И шарик покатится вниз!»

Но и тут повезло! Шар проскользнул между стволов. Два десятка сантиметров вправо-влево - и не миновать беды. Люк космонавты не смогли сразу открыть - он был снаружи прижат деревом.

Ярко-красный купол парашюта заметили с вертолета часа через четыре. Но как к космонавтам добраться? «На дворе» -25. В аварийном запасе порошок от акул есть, а теплой одежды нет. Собрали валежник, развели костер. С вертолетов сбрасывали теплую одежду, термосы. Одежда застревала в ветвях, термосы разбивались. С космодрома Байконур вылетели бригадир сборщиков Юрий Лыгин , инженер Владислав Волков (в 1966 году был принят в отряд космонавтов, летал на «Союзе-7», а погиб во время приземления «Союза-11») и военный испытатель Владимир Беляев.

Только 20 марта к космонавтам пробилось сразу несколько групп. Лыгин спустился к экипажу с вертолета в корзине. Чуть позже прибежали на лыжах Волков и Беляев (он принял на себя руководство эвакуацией экипажа). Вертолет мог высадить спасателей только в полутора километрах от спускаемого аппарата - приходилось прыгать с полутораметровой высоты. Оставшееся расстояние преодолевали три часа - настолько глубоким и рыхлым был снег.

Зато у Беляева и Леонова появилось теплое белье, унты и даже большой чан. Вскипятили воду, космонавты помылись. Была среди подарков и бутылка «согревательного» коньяка. К вечеру около экипажа собрались 22 человека - спасатели из разных ведомств. Весь день шло соревнование - кто доберется первым.

Спасатели поставили небольшой сруб, развернули палатки. В общем, ночевали уже с комфортом.

Экипаж «Восхода-2» можно было бы в тот день эвакуировать вертолетом - сбросить лестницу с зависшей на высоте 5 - 6 метров винтокрылой машины. Но решили не рисковать.

21 марта. За один день в лесу были вырублены две посадочные площадки. На первую, ближайшую к месту посадки, приземлился вертолет Ми-4. К нему на лыжах пришли космонавты и спасатели. Ми-4 перебросил экипаж к следующей площадке, где их ждал Ми-6. Уже на нем они долетели до аэродрома Перми . А оттуда Ан-10 привез экипаж на Байконур.

«Теплым вечером странно было видеть выходящих из самолета Беляева и Леонова в унтах и зимних меховых костюмах», - вспоминал Борис Черток...

Ответ: Верхняя белая часть скафандра «Беркут» - это что-то вроде чехла. Она была сделана из нескольких слоев пленки с блестящей алюминиевой поверхностью. Между слоями - зазор для того, чтобы снизить передачу тепла в любую сторону. По сути верхний слой представлял собой термос. У скафандра Гагарина тоже была верхняя оболочка, только она была ярко-рыжего цвета, чтобы космонавта спасатели могли заметить издалека.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Какой ценой мы завоевывали космос

23 марта 1961 года. В барокамере во время эксперимента погиб космонавт первого отряда Валентин Бондаренко. Ему было 24 года.

24 апреля 1967 года. Космический корабль «Союз-1» взорвался при приземлении. Его пилот Владимир Комаров погиб. Ему было 40 лет.

30 июня 1971 года. На этапе приземления произошла разгерметизация корабля «Союз-11». Космонавты Георгий Добровольский (43 года), Владислав Волков (35 лет), Виктор Пацаев (38 лет) погибли.

Нештатные ситуации, едва не закончившиеся катастрофами:

5 апреля 1975 года . Из-за отказа третьей ступени ракеты «Союз» корабль с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым рухнул с высоты 192 км. Место посадки - горы Алтая . Экипажу повезло - спускаемый аппарат попал на склон, но не покатился дальше - парашют зацепился за деревья. Эвакуировать космонавтов смогли только на следующий день. Катастрофа была засекречена. На орбиту ушел другой корабль с порядковым номером «Союз-18». Этот полет считается полетом «Союза-18а».

16 октября 1976 года. Корабль «Союз-23» с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским во время приземления угодил в озеро Тенгиз . На месте снежный буран, температура -20. Отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой. У экипажа признаки кислородного голодания. Зудов теряет сознание. Космонавты спасены благодаря мастерству пилота вертолета, который отбуксировал спускаемый аппарат к берегу.

26 сентября 1983 года. Ракета с экипажем корабля «Союз Т-10-1» Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым взорвалась на старте. Космонавты остались живы благодаря системе аварийного спасения, которая вырвала их корабль из пекла.

1985 год . Экипаж «Союза Т-13» Владимир Джанибеков и Виктор Савиных отправились реанимировать переставшую отвечать на команды станцию «Салют-7». На станции температура 0 °С. Солнечные батареи не дают электричества. Запасы воды замерзли. Космонавты работали в теплых комбинезонах, шерстяных шапках и варежках. Станцию удалось оживить.

1997 год. Экипажу «Союза ТМ-25» Василию Циблиеву и Александру Лазуткину пришлось пережить на станции «Мир» сразу несколько фатальных ЧП. Сначала пожар (взорвалась кислородная шашка), затем аварию системы терморегуляции, из-за которой почти месяц на станции температура держалась под +30, а в атмосферу попал опасный этиленгликоль. А 25 июня станцию таранит грузовой «Прогресс». Происходит разгерметизация модуля. Экипаж со всеми нештатными ситуациями справился и 15 августа вернулся на Землю (при этом не сработали двигатели мягкой посадки).

2000 год. Экипаж «Союза ТМ-30» Сергей Залетин и Александр Калери законсервировали станцию «Мир», на которой к тому времени стали возникать сбои в работе жизненно важного оборудования. Жить на станции было просто опасно - не было понятно, какая аппаратура засбоит на этот раз.

"Неожиданно СП (Королев) буквально вылетел из приемной, за ним следовал Феоктистов. Увидев меня, СП сказал:
- Вот хорошо, идем с нами!
Задавать вопросы на ходу было бесполезно. Мы прошли по переходу в новый 67-й корпус.
...
Королев подошел к спускаемому аппарату Терешковой и через открытый люк стал молча внимательно разглядывать внутреннюю компоновку. Потом быстро повернулся ко мне и Феоктистову и сказал:
- Вот вам задание. Вместо одного здесь надо разместить троих.
Эта команда была началом переделки «Востока» в «Восход». Решения следовало принимать поистине революционные. Разместить троих в скафандрах невозможно. Без скафандров с грехом пополам, в тесноте да не в обиде, стараниями Феоктистова, удавалось." Б. Е. Черток "Ракеты и люди".

Картина А. А. Леонова.

Имевшиеся у советской разведки данные о разработке американцами и подготовке к выходу человека в открытый космос заставили серьезно поспешить с созданием аппарата, который позволил бы опередить Америку как в полете первого многоместного космического корабля, так и в первой внекорабельной деятельности. Так родился космический корабль Восход.

Борис Евсеевич Черток в своих мемуарах "Ракеты и люди" недаром упоминает именно переделку Востока в Восход. Новый корабль на самом деле мало, чем отличался от своего предшественника: тот же сферический спускаемый аппарат, та же компоновка (герметичный СА + негерметичный приборно-агрегатный отсек), те же размеры. Основное отличие было внутри спускаемого аппарата: засунуть трех человек в шарик, изначально рассчитанный на одного - это надо было постараться. Советские инженеры хотели опередить американцев не только по срокам, но и по технологии: американские Джемини разрабатываются двухместными, значит наш корабль будет трехместным, Джемини предусматривают полную разгерметизацию для ВКД, значит у нас будет шлюз.

Установка корабля Восход на ракету-носитель:

С размещением троих космонавтов кое-как справились, правда для этого пришлось убрать катапультируемое кресло и поставить вместо него три обычных, причем, развернуть их на 90 градусов, что делало невозможным управлять кораблем вручную из кресла. Когда на Восходе-2 автоматика отказала, Беляеву пришлось вылезать из кресла, чтобы проводить ориентацию вручную. Леонов в это время держал его за ноги. После ориентирования перед включением ТДУ пришлось упустить несколько секунд, пока Беляев возращался в кресло, в результате чего вместо жаркой солнечной казахской степи СА Восхода-2 плюхнулся в сугроб в суровой сибирской тайге, где космонавтам пришлось провести несколько мучительных дней, пока их не обнаружила поисково-спасательная группа.

Спускаемые аппараты Восходов сейчас хранятся в музее РКК Энергия, куда так просто не попасть, поэтому за неимением своих фотографий, я воспользуюсь найденными в интернете.
Вот интеръер Восхода-1:


Фото И. Маринина.

Видны три кресла (среднее сдвинуто вниз из-за парашютного контейнера), а также ориентатор "Взор" и приборная панель, идентичные таковым на Востоках.

Вот, взятая из интернета схема, на которой отмечены основные узлы корабля и отличие размещения кресел от Востока.

Бросается в глаза солидных размеров цилиндр, прикрепленный к спускаемому аппарату спереди. Это резервная твердотопливная ТДУ. Дело в том, что Восходы выводились на более высокую орбиту, чем Востоки: 177,5 км * 408 км против востоковских 180,7 км * 234,6 км, поэтому в случае отказа основной ТДУ они не могли подобно Востокам сойти с орбиты естественным торможением о верхние слои атмосферы за приемлемое время.

Еще одним отличием нового корабля была система мягкой посадки (из-за отсутствия катапультных кресел экипаж приземлялся внутри СА): на центральном стропе парашютной системы установили блок твердотопливных двигателей, которые срабатывали в момент касания поверхности земли выдвинутым вниз щупом.

По понятным причинам не существует фотографий Восхода-1 в космосе снаружи, зато сохранилась кинозапись изнутри:

На Восходе-2 без скафандров было никак не обойтись, ведь в ходе полета планировалась ВКД. Поэтому экипаж второго Восхода состоял из двух человек. Больше проблем доставил шлюз. Никаким образом встроить его в шарик спускаемого аппарата было невозможно, а размещенный снаружи отдельным отсеком он не влезал под головной обтекатель. Решение было найдено. Тем, кто недавно восхищался преподнесенной, как ноу-хау, технологией надувных модулей и тестовым образцом такого модуля на МКС, не стоит забывать, что опыт применения подобной конструкции был в советской космонавтике. Надувная шлюзовая камера Восхода-2 в сложенном виде кое-как помещалась под обтекателем, а при разворачивании превращалась в полноценный отсек, хоть, конечно, и тесный.

Увы, но из-за неисправности спускового устройства фотоаппарата, установленного на скафандре Леонова, сфотографировать Восход-2 в космосе снаружи не удалось. Зато есть фото самого Леонова в шлюзе:

А в Московском музее космонавтики выставлен технологический дубликат шлюза, который я сфотографировал:

Подлинник спускаемого аппарата Восхода-2 хранится в музее РКК Энергия. Для наглядности к нему приделали еще один дубликат шлюза, да еще и с манекеном космонавта в скафандре:


Фото И. Маринина.

Интерьер СА Восхода-2:


Фото И. Маринина.

Как проходила первая в мире внекорабельная деятельность, можно увидеть на ролике, снятом кинокамерой, установленной на шлюзе снаружи:

Любопытно, что из-за высокого уровня секретности американцы понятия не имели, как выглядит корабль Восход и его ракета-носитель. Поэтому когда снимали фильм "Живешь только дважды", в эпизоде с запуском советского корабля Восход-16 показали видеозапись пуска ракеты Титан-2 с кораблем Джемини, а сам Восход-16 в фильме совсем на реальные Восходы не похож:

Да и не было на самом деле никакого Восхода-16. По программе были запланированы еще три полета, в ходе которых планировались интересные эксперименты: хирургическая операция на животном в условиях космического полета, ВКД с испытанием ранцевой системы перемещения космонавта и создание искуственной гравитации путем вращения связки корабля Восход-5 и третьей ступени ракеты-носителя тросом (реализовано американцами в ходе программы Джемини).
Но эти три полета были отменены, а программа Восход закрыта. Основной причиной этому послужила ужасная ненадежность корабля. Отсутствие системы аварийного спасения и отсутствие скафандров в трехместном варианте Восхода грозила гибелью экипажа при любой аварии ракеты-носителя или при разгерметизации спускаемого аппарата. Также нужно было перебросить все силы на разработку космического корабля Союз для лунной программы.

На истину я не претендую, но возможно, что отвлечение внимания на Восходы послужило одной из причин проигрыша СССР в лунной гонке. Американская программа Джемини все-таки осуществлялась как необходимая подготовительная ступень для лунной программы, а наш Восход был полностью самостоятельным проектом, главной целью которого было обогнать американцев в полете многоместных кораблей и в первой ВКД. Да, в этом мы получили первенство, но заплатили за это полетом на Луну.

Этой весной выйдет художественный фильм, посвященный полету Восхода-2. С нетерпением жду его, надеюсь, киношники не подведут, и фильм будет правдивым, интересным и захватывающим.

Похожие статьи