Что значит специальный банковский счет. Спецсчет для гособоронзаказа в банке — что это такое. У меня уже есть счет в одном из банков перечня. Открывать отдельный

26.07.2023

Вопрос: Главное в работе платежного агента - работа через специальный банковский счет. ООО может быть признано НЕ ПЛАТЕЖНЫМ АГЕНТОМ если ведет операции не по специальному счету. В чем специальность счета? Пожалуйста уточните есть ли в законах ссылки на отличия при открытии данного счета по сравнению с обычным расчетным счетом юридического лица.

Ответ: Специальным банковским счетом является счет, на который зачисляются наличные денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей, а также используемый платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами для осуществления соответствующих расчетов. Однако, четкого определения специального счета законодательством РФ не предусмотрено.

Обязанность по использованию специального банковского счета возникает у поставщика в случае привлечения платежного агента для приема платежей, у платежного агента в случае приема платежей физических лиц, у банковского платежного агента (субагента) в случае принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.

Ответственность за несоблюдение обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, установлена ч.2. ст.15.1. КоАП РФ.
Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что спецсчет открывается и используется строго в определенных законодательствах РФ случаях. При этом специальный счет является банковским.

Банковский расчетный счет является отличным от специального. Это следует из п. 2.1 и 2.8 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И. Банковский расчетный счет в целом предназначен для учета денежных средств владельца счета, то специальный банковский счет предназначен для учета и обособления денежных средств от иных денежных средств владельца счета.
Соответственно, различаются и основания открытия банковского счета и специального банковского счета. Если первый открывается на основании договора банковского счета, по которому банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет клиента денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (п. 1 ст. 845 ГК), то специальный банковский счет открывается на основании договора специального счета, единого определения которого в законодательстве не содержится.

Обоснование

Как оформить, провести, отразить в бухучете операции по банковским спецсчетам

Открытие специальных счетов

Для совершения некоторых операций организации по своей инициативе могут открывать в банках специальные счета ( , п. 2.1 и 2.8 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И).

Денежные средства на специальные счета зачисляются с расчетных или валютных счетов организаций. Также источником средств на специальном счете может быть предоставленный банком кредит.

Обычно специальные банковские счета открываются:

  • для расчетов по аккредитивам;
  • для расчетов чеками ;
  • для учета депозитов (вкладов);
  • для расчетов с использованием банковских карт .

Кроме того, по своей инициативе банки открывают организациям:

  • ссудные счета - для движения денежных средств, предоставленных по кредитным договорам;
  • транзитные валютные счета - для учета поступлений в иностранной валюте. Независимо от желания организации транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом.

Специальный счет можно открыть как в рублях, так и в иностранной валюте. Для этого в банк нужно подать заявление (по форме, утвержденной банком) и приложить к нему платежное поручение на перевод средств.

Как открыть (закрыть) расчетный счет в России

Обычно расчетный счет в банке открывают сразу после создания организации. Он нужен для расчетов с контрагентами, для уплаты налогов и взносов. Хотя обязанности открывать счет непосредственно после регистрации нет. Законодательство не запрещает вести расчеты только наличными в пределах лимита .

Открыть расчетный счет можно и позже, в любое время. Более того, таких счетов у организации может быть несколько.

Подготовить все нужные документы и открыть расчетный счет в кратчайшие сроки поможет пошаговая схема .

Как открыть счет

Человек, обратившийся за открытием счета, должен представить в банк паспорт (другое удостоверение личности) (п. 1.7-1.10 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 № 153-И). Пакет документов, которые нужно подать для заключения договора, зависит от того, какому отделению организации открывается счет - головному или обособленному подразделению.

Как вести кассовые операции платежным агентам

Для заказчиков и исполнителей госзакупок нынешний год стал переломным, так как в законодательстве появилась масса изменений, касающихся предпринимателей и юридических лиц, заявляющихся на участие в торгах. Одно из важных нововведений касается заведения и применения специального счета для обеспечения собственных заявок. Кто, где и когда должен их открывать, как применять в своей деятельности?

Специальный счет – это целевой расчетный счет, открываемый и обслуживаемый банками на основании требований и положений, установленных законодательно. В России их применение не ново. Специальные счета в банках используют платежные агенты, нотариусы и другие лица. А вот для участников госзакупок подобные инструменты пока непонятны.

Сама необходимость использовать специальный счет для закупок возникла с 1-го июля 2018 г., после вступления в силу многочисленных нововведений Федерального закона № 44-ФЗ. Фактически же обязанность применения этого инструмента появилась с 1-го октября 2018 г.

В сфере госзакупок специальный банковский счет применяется в качестве одного из форматов обеспечения претендентами собственных заявок на участие в конкурсах, аукционах. Причем если речь идет об электронных торгах, то альтернативы такому внесению денег нет (при бумажных формат обеспечения в виде внесения финансовых средств или предоставления банковской гарантии устанавливается лично заказчиком).

Использовать спецсчет может только его владелец. Предоставить обеспечение по чужой заявке со своего счета нельзя – каждый участник должен иметь собственный.

Когда он нужен?

Ч. 1 ст. 44 № 44-ФЗ закрепляет за заказчиками при проведении торгов возможность назначать конкретные требования к форме обеспечения заявок. Сейчас закупки по 44-ФЗ проводятся в двух формах: бумажном и электронном. В первом случае открытие специального счета не нужно. Если же заказчик проводит электронный аукцион, то обеспечение осуществляется единственным способом: посредством внесения определенной суммы на лицевой счет ЭТП, проводящей конкретную госзакупку.

Важно ! Заказчики с 1-го июля 2018 г. имеют право переводить бумажные закупки в электронном виде. А с 1-го января 2019 г. такая форма проведения станет обязательной.

По 44-ФЗ

С 1-го октября 2018 г. необходимость иметь специальные счета по 44-ФЗ появилась у предпринимателей и юридических лиц, участвующих в электронных госзакупках следующих разновидностей:

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • аукцион;
  • 2-этапный конкурс.

Зачисленные деньги нужны для обеспечения самых заявок, а не контрактов. По сути, специальный счет для закупок по 44-ФЗ используется всегда, если речь идет об электронном формате проведения.

Важно ! Для участия в закупках с суммой контракта до 1 миллиона руб. обеспечение не требуется на основании Постановления Правительства РФ № 439 от 12 апреля 2018 г. Следовательно, и специальные счета для обеспечения заявок участникам таких торгов не нужны. Но в случае выигрыша они обязаны перечислить плату за победу на р/с конкретной ЭТП.

По 223-ФЗ

При проведении крупных закупок по 223-ФЗ спецсчета не нужны. Если же в торгах участвуют представители малого и среднего бизнеса, то заказчик может потребовать обеспечения заявки.

В случае проведения подобных электронных госзакупок нужен специальный счет по 223-ФЗ, с помощью которого на ЭТП будут внесены необходимые средства.

Принцип работы спецсчета

Юридические лица и многие предприниматели имеют собственный расчетный счет в банке для проведения операций с контрагентами, приема платежей от клиентов, уплаты налогов и прочих сборов в государственную казну. Спецсчет имеет абсолютно иные цели. Используется он для обеспечения заявок в электронных торгах. Как это работает? Пошагово это выглядит так:

  1. участник торгов открывает специальный расчетный счет в банке и вносит на него денежные средства для обеспечения заявки;
  2. оператор ЭТП, на которой проводятся торги, делает в банк запрос о блокировке определенной суммы денег на спецсчете участника закупок;
  3. банк блокирует средства без согласия владельца и оповещает его об этом;
  4. после окончания торгов средства на счете банк разблокирует в течение 1 дня после получения информации от ЭТП.

На специальном счете участника должно находиться достаточно средств на момент принятия всех заявок (деньги блокируются примерно через час). Перевод денег может идти до 3-х дней (если внутри банка, то быстрее), поэтому внести нужную сумму лучше заранее.

Размер обеспечения ограничивается законодательством и зависит от суммы контракта. В общем виде градация такая (п. 16 ст. 44 № 44-ФЗ):

Когда деньги разблокируют?

Пока заказчик будет принимать решение в пользу одного из участников, средства на их спецсчетах будут заблокированы. Отмена блокировки возможна, если:

  • заявку конкретного участника отклонили по каким-либо причинам (из-за несоответствия условиям, например);
  • участник не был допущен к участию в закупках или его отстранили от торгов;
  • участник никаких предложений по ходу торгов не сделал.

В этих случаях средства станут доступны для снятия или участия в других торгах в течение суток.

Списание средств

Участники торгов держат денежные средства на специальных счетах для последующего обеспечения. Не возбраняется хранить на них и иные сбережения. К тому же, банки начисляют проценты на остаток средств, хоть зачастую они просто символические (тарифы устанавливаются индивидуально). При необходимости деньги со счета могут переводиться на свой расчетный счет.

Активные участники торгов предпочитают держать сбережения на спецсчете для обеспечения заявок. Тогда списание денег возможно в случае победы в госзакупках, когда сумма контракта выше 1 миллиона руб. Размер вознаграждения составляет 1% от суммы контракта, но имеются максимальные ограничения:

  • для крупного бизнеса – 5 000 руб.;
  • для малого и среднего бизнеса – 2 000 руб.

Необходимая сумма списывается со специального счета. Она не взимается только в случае, если первый победитель от исполнения контракта отказался. Тогда деньги списываются с него вне зависимости от отказа.

Условия для открытия

Любой участник закупок имеет право открыть специальный счет. Сделать он это должен в одном из 18-ти банков, утвержденных Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13 июля 2018 г. Другие финансовые учреждения оформлять спецсчета участникам торгов не имеют права. Утвержденные же банки согласны работать с предпринимателями и юрлицами при условии:

  • подачи полного пакета необходимых документов;
  • наличия аккредитации на одной из электронных площадок, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р от 12 июля 2018 г. (в их число входит 8 обычных и 1 закрытая специализированная ЭТП);
  • внесения достаточной суммы средств для открытия счета (если такая плата взимается банком за оформление).

Если ранее с закупками предприниматель или организация не работали, то предварительно придется пройти аккредитацию на одной из официально одобренных площадок. В их число входят:

  1. АО «АГЗРТ»;
  2. АО «ЕЭТП» (Росэлторг);
  3. АО «РАД»;
  4. АО «ТЭК – Торг»;
  5. АО «ЭТС» (национальная электронная площадка);
  6. ЗАО «Сбербанк – АСТ»;
  7. ООО «РТС – тендер»;
  8. ООО «ЭТП ГПБ»;
  9. ООО «АСТ ГОЗ».

Каждая из них ведет учет специальных счетов участников и в случае необходимости оператор делает запрос на блокировку средств в банк.

Важно ! С 1-го января 2019 г. вместо реестра участников электронного аукциона, аккредитованных ЭТП, будет вестись единый реестр участников закупок на сайте ЕИС. После этой даты банки будут проверять будущих владельцев специальных счетов по нему.

В каких банках можно открыть?

Законодательно список банков, имеющих право заводить специальные счета для обеспечения, ограничен 18-ю финансовыми учреждениями. Их перечень включает в себя следующие банки:

  • Сбербанк;
  • Газпромбанк;
  • Россельхозбанк;
  • МКБ-банк;
  • ФК «Открытие»;
  • Райффайзенбанк;
  • Росбанк;
  • ВБРР;
  • Промсвязьбанк;
  • «АБ Россия»;
  • банк «Санкт-Петербург»;
  • Совкомбанк;
  • РНКБ-банк;
  • РосЕвроБанк;
  • ОТП банк;
  • ЮниКредит банк.

Если р/с ИП или юрлица ведется одним из перечисленных финансовых учреждений, он может:

  1. заключить с обслуживающим банком допсоглашение на использование расчетного счета в качестве спецсчета (если такая возможность есть);
  2. открыть специальный счет для закупок, подав полный пакет документов;
  3. обратиться в любой другой одобренный банк с наиболее привлекательными условиями обслуживания.

Те же клиенты, которые обслуживаются другими кредитными организациями, вынуждены открывать специальный счет для участия в закупках в иных финансовых учреждениях из списка.

В требованиях Постановления Правительства РФ № 626 от 30 мая 2018 г. нет ограничений на открытие специальных счетов сразу в нескольких банках. Поэтому обслуживаться можно в 1, 2 и более учреждениях одновременно.

Порядок открытия

Специальный счет для участников закупок открывается всего в 18 банках. В зависимости от учреждения, это можно сделать одним или несколькими способами:

  1. лично обратившись в офис, обслуживающий бизнес-сектор;
  2. подав заявку на сайте банка дистанционно (клиенты некоторых банков могут отправить все документы через систему ДБО и даже зарезервировать счет за несколько минут при необходимости);
  3. пройдя упрощенную процедуру открытия через электронную торговую площадку, являющуюся партнером банка (например, ВТБ предлагает полностью дистанционно и в сжатые сроки открыть специальный счет по 44-ФЗ для аккредитованных участников площадки «Росэлторг»).

Перечень документов для открытия счета во всех банках примерно одинаковый. Он выглядит так же, как и при открытии обычного расчетного счета:

  • заявление;
  • договор;
  • удостоверяющие личность документы (для ИП – паспорт, для юрлиц дополнительно бумаги, подтверждающие полномочия обратившегося);
  • регистрационные бумаги (для ИП – свидетельства ИНН, ОГРНИП, ЕГРИП, для юрлиц – учредительские документы, выписка из ЕГРЮЛ);
  • разрешительные документы на ведение деятельности, если они нужны (лицензии, патенты).

А вот подтверждать аккредитацию на ЭТП не придется – эти сведения банк проверяет самостоятельно.

На открытие уходит от 2 до 5 дней в зависимости от банка и его загруженности. После чего его можно использовать для проведения операций по специальным счетам.

Тарифы

Специальный счет предназначен для обеспечения заявок по закупкам, поэтому перечень совершаемых владельцем операций будет не таким уж большим. Наибольший интерес клиентов касается комиссий за переводы, платы за открытие и обслуживание, начисления процентов по вкладам. Вот тарифы наиболее известных российских банков:

Банк Стоимость открытия Стоимость обслуживания за месяц Начисление процентов на остаток (% годовых) Запрос на блокировку средств
Сбербанк 0 руб. 0 руб. 0,01% 50 руб.
ВТБ 0 руб. 0 руб. 0,01% От 50 до 100 руб. в зависимости от тарифа
Райффайзенбанк 1 700 руб. 950 руб. 0,01% Бесплатно
(филиал ФК «Открытие») 0 руб. 0 руб. 5%, но не больше 3 000 руб. в месяц Бесплатно
Альфа-Банк При открытии расчетного и специального счета одновременно – бесплатно, в противном случае открытие – 3 300 руб., обслуживание – от 220 до 6 900 руб. в зависимости от тарифа. 0,01% Бесплатно

Сбербанк специальный счет открывает отдельно без учета условий по тарифам обслуживания расчетных счетов. За эту услугу и обслуживание финансовое учреждение денег не взимает. Деньги на специальном счете хранятся исключительно для использования в качестве обеспечения участия в закупках. При этом обслуживается он без взимания дополнительной платы, но требует уплаты комиссии за каждый запрос на блокировку средств. В некоторых же банках имеющийся р/с может иметь назначение специального счета при условии заключения допсоглашения.

Подведем итоги

Для многих предпринимателей и юрлиц специальный счет уже стал жизненной необходимостью. Это подтверждает и ажиотаж в обслуживающих банках. Из-за наплыва желающих многие из них рассматривают заявки дольше заявленных сроков. Сложности возникают и из-за пока неотлаженного механизма работы. Тем не менее многие участники госзакупок уже работают со специальными счетами и оценили для себя их удобство.

Специальные расчётные счета для хозяйствующих объектов призваны обеспечить грамотное распределение средств. Что они собой представляют и каким образом используются, что такое спецсчет в банке - рассмотрим далее.

Спецсчета создаются для перечисления денежных средств с других расчётных счетов. Например, при получении оплаты от клиентов, поставщиков и платёжных агентов. Другими словами, источником поступления средств на спецсчёт являются платежи.

Назначение счета - целевые операции посредством безналичного расчета.

Кто обязан использовать спецсчёт в своей деятельности?

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих платежи, возникает обязанность сдачи наличных средств в банковские учреждения с последующим перечислением их на спецсчёт. Такой порядок регламентирован законом для следующих категорий хозяйствующих объектов:

  • поставщиков, занимающихся поставкой услуг при привлечении платёжных агентов;
  • юрлиц и ИП, осуществляющих приём платежей у граждан;
  • банковских агентов (субагентов), принимающих платежи посредством терминалов и использующих банкоматы.

Специальный счёт в банке для гособоронзаказа

Специальный счёт в банке для гособоронзаказа позволяет использовать накопленные средства на проведение оплаты услуг и потребительских нужд. Списание денежных средств и их использование регламентируется законом. В частности, для оплаты применяется идентификационный номер соответствующего распоряжения , а в правилах пользования имеются пункты, позволяющие отменить списание штрафов, налогов и неустоек в определённых условиях.

Открытие

Как происходит открытие специального счёта гособоронзаказа в Сбербанке и других финансовых организациях? Для того чтобы открыть спецсчёт для гособоронзаказа, банк должен выполнить ряд требований:

  • собственный капитал (в том числе оборотные средства) должен превышать 100 миллиардов рублей;
  • уставной капитал выражается в доле от 50% и выше;
  • деятельность основана на законных основаниях, подтверждена лицензией и одобрена государством;
  • осведомлённость по части деятельности, связанной с секретными разработками;
  • отсутствие специальных условий.

С целью предотвращения мошеннических действий и коррупционных схем для открытия спецсчёта гособоронзаказа существует ряд специальных условий.

Процедура оформления

Предварительно от объекта хозяйствования потребуется собрать необходимый пакет документов, заполнить специальные формуляры и собрать все подписи, заверить соответствующим образом бумаги и подать документы в банковское учреждение.

При вынесении банком положительного решения по данному заявлению заключается договор об открытии счёта с участием обеих сторон.

Важно! В течение рабочего дня банк вносит данные об открытии в регистрационной книге, о чём информирует заявителя. Далее исполнителю даётся 7 дней на оповещение о проведённой операции ФСС, ИФНС, ПФР.

Для проведения оплаты применяется безналичный способ. Платёжные поручения и все необходимые документы требуют подробного и безошибочного заполнения.

Ответственность за нарушение правил

Переведённые средства со спецсчёта должны быть направлены строго по целевому назначению.

Нарушение установленных законом правил влечёт за собой штрафные санкции:

  1. За невыполнение работ или проведения услуг взыскивается штраф в размере 1 миллиона рублей.
  2. За нецелевое использование выделенных средств - взыскание 5-25% денежного штрафа от заявленной суммы.
  3. Нарушение правил деятельности по расходованию накопленных денежных средств - штраф от 500 до 1 000 000 рублей.

Правовые отношения между государством, заказчиком и исполнителем требуют беспрекословного соблюдения установленных правил. Любое нарушение их - это нарушение действующего закона.

Особенности оформления

Для правильности проведения финансовых операций важно знать особенности оформления. Спецсчёт гособоронзаказа подразумевает следующие операции:

  • принятие платежей от физических лиц;
  • списание накопленных средств на определённые нужды;
  • перечисление денежных средств со счетов других банков и этого.

Для принятия платежей от физических лиц исполнитель должен иметь специальный договор, подтверждающий законность данных действий.

Правильное расходование средств

Проводится ли специальный учёт госзаказов и их оплаты? Согласно внесённым в действующее законодательство изменениям все операции расходования средств по контрактам подвергаются контролю, и вся информация обрабатывается в Росфинмониторинге.

Важно! Средства переводятся только на спецсчёт с подробной проводкой по всем операциям.

Банки для открытия спецсчёта гособоронзаказа определяются государством и получают долю капитала из казны.

Как перевести деньги? Перевод со специального счёта на другие доступны в таких случаях:

  • перевод в фонд заработной платы с учётом налогов и страховых взносов;
  • оплата услуг и товаров по стоимости, регулируемой государством;
  • иные расходы, не превышающие суммы в 3 000 000 руб.;
  • перечисление прибыли;
  • по согласованию с Министерством Обороны РФ - расчёты с иностранными компаниями;
  • закупка необходимых материалов для выполнения госзаказа;
  • уплата страховых, таможенных сборов и налогов.

Любая операция требует подтверждения в официальной форме согласования о заключении госконтракта.

Ограничения

Регламентирует следующие ограничения по проведению финансовых операций для спецсчёта:

  • уплата налогов по таможне и страховки в негосударственные фонды;
  • транзакции в течение короткого времени на счета различным исполнителям;

В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Организацией (Исполнитель) столкнулась с ситуацией когда Уполномоченный банк отказал ей в открытии специального счета на том основании, что что по мнению банка Общество проводило подозрительные и сомнительные операции, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Разберемся, прав ли банк?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк (пп. «е»," п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В данной ситуации Организация-исполнитель, включенная в кооперацию головного исполнителя в рамках исполнения государственного оборонного заказа, заключила обычный договор поставки на приобретение материалов, которые в дальнейшем будут использованы ею для исполния гособоронзаказа. Сумма договора составляет 400 000 руб. а поставщик не имеет специального счета, открытого в уполномоченном банке. Как быть?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).
Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

Предпринимателям, которые занимаются электронной коммерцией, в силу специфики этого бизнеса, помимо обычного счета, в некоторых ситуациях необходимо открыть еще и специальный счет №40821. Подобный порядок стал нормой после принятия в 2009 году Федерального Закона № 103, регламентирующего работу платежных агентов. Для непрофессионалов стоит пояснить, что 40821 – это на самом деле лишь первые пять цифр в счете из двадцати, которые четко свидетельствуют о его предназначении.

Когда нужно открывать счет №40821: конкретные примеры

Прежде всего необходимо разобраться, что понимается под специальным счетом. Специальный счет в банке – это счет, имеющий определенное целевое назначение. Его использование регламентируется законом и является обязательным. Если говорить конкретно про спецсчет № 40821, он необходим для взаимодействия с юрлицами, заключившими с поставщиком (интернет-магазином) договор об осуществлении деятельности по приему наличных денег.

В каких случаях нужно открывать счет, а в каких нет, лучше разобрать на конкретных примерах. Если онлайн-магазин имеет курьеров в своем штате, то он действует как обыкновенный хозяйствующий субъект без посредников. А значит, в счете № 40821 нет необходимости.

Возможен и другой вариант. Товар, приобретенный в онлайн-магазине, доставляется сторонним сервисом доставки. Эта служба забирает у покупателя какую-то сумму, а потом передает ее в магазин. А значит, эту службу можно считать посредником. И вот как раз для того, чтобы рассчитываться с подобным посредником (платежным агентом), интернет-магазину и нужен спецсчет № 40821. Какими-то альтернативными способами взаимодействовать с такой курьерской службой нельзя.

Роль платежных агентов могут играть и системы электронных кошельков (например, PayPal и Webmoney). Для взаиморасчетов с ними тоже нужен специальный счет.

И, наконец, сами интернет-магазины порой выполняют роль посредников, принимающих денежные средства от покупателей. Это происходит тогда, когда товары принадлежат не данному интернет-магазину, а кому-то третьему. Здесь интернет-магазину тоже нужен спецсчет для взаиморасчетов с разными сторонами (причем магазин должен оформиться именно как платежный агент).

Важные сведения о счете №40821

Тем, кто собирается открывать специальный банковский счет №40821, стоит знать такую информацию: в соответствии со статьей 86 Налогового Кодекса России банк должен уведомлять налоговую об открытии, смене реквизитов и закрытии спецсчетов налогоплательщиков.

Ст. 86 Налогового Кодекса РФ

На счета, начинающиеся с 40821, безусловно, распространяются эти требования – это ясно из пункта 2 статьи 11 Налогового Кодекса РФ. Кстати, налоговая инспекция вправе получать всю необходимую информацию по ним непосредственно в банке, не направляя обращений и уведомлений в сам онлайн-магазин.

Кстати, бухгалтерский учет денежных средств на специальных счетах в банках тоже ведется особым образом - для этого в плане бухучета есть специальный счет 55.

И еще один интересный и значимый факт. В отношении спецсчета платежного агента банк может проводить только следующие расходные операции:

  • перевод полученных от конечных потребителей денег в адрес поставщика, продающего товары (проводящего работы, оказывающего услуги);
  • плата за «коммуналку» и аренду помещения;
  • перечисление на обыкновенный расчетный счет платежного агента суммы вознаграждения в соответствии с договором между агентом и поставщиком (интернет-магазином).

То есть список возможных операций жестко регламентирован. Впрочем, есть и хорошие новости: принудительное взыскание к спецсчетам не применяется.

Особенности процедуры открытия такого счета

В общих чертах открытие спецсчета №40821 происходит примерно так же, как и открытие обыкновенного счета. Надо написать установленное по форме заявления и приложить к нему определенный список документов. В их числе:

  • ксерокопия договора на прием платежей физлиц или другой документ, который подтверждает статус платежного агента;
  • ксерокопия свидетельства о госрегистрации юрлица;
  • ксерокопия документа, свидетельствующего о постановке на учет в отделении ФНС (налоговой службы);
  • ксерокопия выписки из ЕГРЮЛ;
  • договор специального банковского счета (подготавливать его должен банк);
  • ксерокопия решения о создании юрлица (она должна быть заверена директорской подписью и официальной печатью);
  • анкета банковского клиента и других физлиц, которые вправе распоряжаться открываемым спецсчетом (в частности, с использованием онлайн-банкинга);
  • к анкетам нужно обязательно приложить заверенные правильно ксерокопии паспортов;
  • приказ о ведении бухучета непосредственно руководителем и предоставлении в банк платежной документации за одной подписью (это необходимо, когда в штате организации отсутствует должность главбуха) и т. д.

Конкретное содержание необходимого пакета документов стоит уточнить у банковского сотрудника или у иных профильных специалистов. Здесь многое зависит от того, в каком формате существует компания (ООО или ИП), является ли она резидентом или нерезидентом. И, наконец, надо понимать, что спецсчет может открыть и платежный агент, и субагент, и поставщик - и в каждом случае будет нужен свой пакет документов.

Можно ли обойтись без открытия счета №40821

На нынешний момент существуют схемы расчетов с платежными агентами, где применение счета №40821 не требуется. Одна из схем – это заключение особых соглашений между организацией-поставщиком, банковской структурой и платежным агентом. В таких договорах просто прописывается, что расчеты между банком и агентом проводятся без какого-либо привлечения поставщика.

В нынешнем законодательстве указывается, что поставщик товара обязан иметь отдельный счет для работы с юрлицами, которые принимают наличные деньги как посредники. И, соответственно, если данный договор подписывается между банковской структурой и компанией, получающей деньги от покупателей товаров интернет-магазина, ничего дополнительно открывать не нужно.

Похожие статьи