Законодательный процесс в рф таблица. Как принимаются законы в РФ? Кто разрабатывает законы

05.12.2019

Как принимаются федеральные конституционные законы

Вопрос о том, как принимаются законы в РФ, урегулирован Конституцией РФ, которая выделяет 2 вида законов:

  • федеральные конституционные законы (ФКЗ);
  • федеральные законы (ФЗ).

Согласно ст. 108 Конституции РФ ФКЗ принимаются в случаях, когда это прямо указано в основном законе. В соответствии с ч. 3 ст. 76 Конституции РФ ФЗ не могут противоречить ФКЗ.

Порядок принятия ФКЗ следующий:

  1. Законодательная инициатива. Согласно чч. 1 и 2 ст. 104 Конституции РФ проект вносится в Госдуму определенными субъектами (Президентом РФ, палатами парламента, их членами и депутатами, региональными законодательными органами и высшими судебными органами РФ по вопросам их ведения).
  2. Рассмотрение Госдумой. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать 2/3 голосов в Госдуме.
  3. Рассмотрение Советом Федерации. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать ¾ голосов в верхней палате парламента.
  4. Подписание и обнародование Президентом. Глава страны не может не подписать ФКЗ, принятый парламентом. Ему дается 14 дней на подписание и официальное опубликование данного правового акта (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).

Общая схема принятия федеральных законов

Процедура принятия закона (ФЗ) является следующей:

  1. Законодательная инициатива. Правила для ФЗ абсолютно аналогичны правилам для ФКЗ.
  2. Рассмотрение Госдумой. По общему правилу для принятия ФЗ требуется ½ голосов в Госдуме (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).
  3. Рассмотрение Советом Федерации. ФЗ считается принятым, если в течение двух недель не рассмотрен в верхней палате или она одобрила его ½ голосов (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  4. Подписание и обнародование Президентом. В течение 14 дней после поступления ФЗ главе государства он подписывает его и публикует (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).

Вместе с тем при принятии ФЗ имеются следующие нюансы:

  • При неодобрении ФЗ в верхней палате создается согласительная комиссия, после чего доработанный ФЗ снова рассматривается в нижней палате (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  • Госдума может настоять на принятии ФЗ в изначальной редакции без изменений, для этого необходимо одобрить закон 2/3 голосов (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ).
  • Существуют законы, для принятия которых недостаточно их нерассмотрения в верхней палате в течение двух недель. Верхняя палата обязана их рассмотреть. Такие ФЗ перечислены в ст. 106 Конституции РФ, и к ним относятся, например, ФЗ, связанные с бюджетом, международными договорами, вопросами границы, войны и мира.
  • Глава государства может не подписать ФЗ. Для преодоления такого права вето требуется повторное одобрение ФЗ 2/3 голосов в обеих палатах парламента (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Итак, порядок принятия законов зависит от того, какой вид закона, ФЗ или ФКЗ, подлежит принятию. В общем виде процесс движения законопроекта проходит следующие этапы: инициирование законодательной работы, рассмотрение закона в Госдуме, рассмотрение вопроса в верхней палате, подписание и опубликование нормативного акта Президентом.

Населению Пензенской области при наличии не менее 5 тысяч подписей избирателей;

Председателю и депутатам Законодательного Собрания;

Губернатору Пензенской области;

Правительству Пензенской области;

Членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания Пензенской области и Правительства Пензенской области;

Пензенскому областному суду;

Арбитражному суду Пензенской области;

Прокуратуре Пензенской области;

Приволжской транспортной прокуратуре;

Главному федеральному инспектору по Пензенской области;

Представительным органам муниципальных образований.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Пензенской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Пензенской области, рассматриваются Законодательным Собранием Пензенской области по представлению Губернатора Пензенской области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Законодательное Собрание в течение двадцати календарных дней со дня поступления соответствующего законопроекта на рассмотрение Губернатора Пензенской области.

До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право отозвать внесенный им законопроект.

Рассмотрение законопроектов в первом чтении
()

1. Рассмотрение Законодательным Собранием законопроекта в первом чтении начинается с доклада инициатора законопроекта либо его полномочного представителя и содоклада председателя (представителя) соответствующего комитета Законодательного Собрания.

2. По результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание принимает одно из следующих решений:

принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;

отклонить законопроект;

с учетом важности рассматриваемого вопроса Законодательное Собрание вправе принять решение об опубликовании законопроекта в средствах массовой информации для изучения общественного мнения по данному законопроекту с последующим его рассмотрением с учетом поступивших замечаний и предложений граждан либо о вынесении на референдум Пензенской области.

3. Решения, указанные в части 2 настоящего раздела, оформляются соответствующим постановлением Законодательного Собрания.

4. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не наберет необходимого количества голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется соответствующим постановлением Законодательного Собрания. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению Законодательным Собранием не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. Он может быть доработан субъектом права законодательной инициативы и внесен в Законодательное Собрание вновь в установленном порядке.

5. В случае принятия законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание устанавливает срок внесения поправок к законопроекту и ответственных за его подготовку ко второму чтению.

Рассмотрение законопроектов во втором чтении
()

1. Во втором чтении законопроект рассматривается Законодательным Собранием по представлению соответствующего комитета Законодательного Собрания.

Поправки к законопроекту без их предварительного обсуждения в соответствующем комитете Законодательного Собрания не рассматриваются.

Соответствующий комитет может внести на рассмотрение Законодательного Собрания редакцию законопроекта, подготовленную с учетом поступивших поправок.

2. После обсуждения с учетом поступивших поправок закон Пензенской области принимается Законодательным Собранием в целом. Решение о принятии закона Пензенской области оформляется постановлением Законодательного Собрания.

3. Законопроект, не принятый Законодательным Собранием во втором чтении, направляется на доработку для подготовки к рассмотрению в третьем и последующих чтениях в установленном порядке либо может быть отклонен.

Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению Законодательным Собранием не подлежит. Он может быть доработан субъектом права законодательной инициативы и внесен в Законодательное Собрание вновь в установленном порядке.

Рассмотрение законопроектов в первом и во втором чтении
()

Всесторонне проработанный законопроект, не вызывающий у депутатов сомнений и разногласий, может быть принят Законодательным Собранием в окончательной редакции в первом и во втором чтении одновременно.

Обнародование законов Пензенской области
()

В соответствии с и Законом Пензенской области «О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области» принятый Законодательным Собранием закон Пензенской области в течение пяти рабочих дней направляется Губернатору Пензенской области для обнародования.

В случае отклонения Губернатором закона Пензенской области отклоненный закон до истечения десятидневного срока с момента поступления возвращается в Законодательное Собрание с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.

Направление постановлений Законодательного Собрания в прокуратуру Пензенской области
( )

Принятые на сессии постановления Законодательного Собрания в течение пяти рабочих дней после дня принятия направляются в прокуратуру Пензенской области.

Повторное рассмотрение законов Пензенской области
()

1. Закон Пензенской области, отклоненный Губернатором, направляется Председателем Законодательного Собрания в соответствующий комитет для дополнительной проработки с участием заинтересованных сторон и подготовки к повторному рассмотрению.

1) одобрить закон Пензенской области в редакции, предложенной Губернатором Пензенской области, или с учетом его замечаний;

2) одобрить закон Пензенской области в ранее принятой редакции.

3. Председатель Законодательного Собрания по получении решения комитета вносит вопрос о повторном рассмотрении возвращенного закона Пензенской области в первоочередном порядке на очередную сессию Законодательного Собрания. Данный вопрос включается в повестку дня сессии без обсуждения.

4. Повторное рассмотрение закона Пензенской области начинается с выступления Губернатора Пензенской области либо его полномочного представителя, затем слово предоставляется председателю (представителю) соответствующего комитета Законодательного Собрания.

5. Если Законодательное Собрание принимает решение о проведении обсуждения, в нем участвуют только депутаты Законодательного Собрания. Губернатор Пензенской области либо его полномочный представитель по итогам состоявшегося обсуждения вправе выступить с заключительным словом.

6. По окончании обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить закон Пензенской области в редакции, предложенной Губернатором Пензенской области. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.

7. Если первое предложение не принято, на голосование ставится вопрос об одобрении закона Пензенской области в ранее принятой Законодательным Собранием редакции. Решение в этом случае принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. В случае принятия данного решения закон в тот же день направляется Губернатору Пензенской области, который в течение трех дней обязан обнародовать его.

8. В случае если решения, предусмотренные частями 6 и 7 настоящего раздела, не приняты, соответствующий закон Пензенской области считается отклоненным.

Законотворческий процесс представляет собой совокупность стадий от создания до принятия нормативных правовых актов.

Стадии законотворческого процесса

Законотворческий процесс включает в себя четыре основных этапа:

  1. законодательная инициатива;
  2. процесс обсуждения нового законопроекта;
  3. принятие нового закона;
  4. его обнародование.

Понятие "законодательная инициатива" подразумевает право компетентных органов, граждан или общественных организаций возбуждения перед инстанцией, издающей законы, вопрос об издании, внесении изменений или отмене какого-либо закона или акта, причем такой запрос обязательно рассматривается парламентом, если предложение имеет необходимые обоснования.

Право законодательной инициативы имею: Президент страны, Совет Федерации, Правительство, депутаты Госдумы, Высший Арбитражный, Конституционный и Верховный суды, представительные органы всех субъектов РФ. Законопроекты должны рассматриваться Госдумой. Причем, законопроекты об отмене или введении налогов, о выпуске госзайма, об освобождении от налогов, об изменении государством своих финансовых обязательств, другие законопроекты, которыми предусматриваются расходы, покрываемые федеральным бюджетом, вносятся исключительно при условии, что есть заключение Правительства России.

Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях Госдумы, где в него можно вносить изменения, поправки, дополнять законопроект новыми положениями или исключать ненужные.

Принимаются федеральные законы Госдумой – за них должно проголосовать большинство депутатов. В пятидневный срок закон должен быть передан Совету Федерации. Новый закон считается одобренным при условии голосования за него большинством членов СФ.

При отклонении федерального закона палаты создают согласительную комиссию, затем закон вновь рассматривает Госдума.

Если Госдума выразила несогласие с решением, принятым на Совете Федерации, принятым федеральный закон будет считаться, если на повторном голосовании его одобрили две трети депутатов Госдумы.

Некоторые законы, принимаемые Госдумой, должны обязательно рассматриваться в Совете Федерации. Это законы, которые связаны с федеральным бюджетом, федеральными сборами и налогами, финансовым, таможенным регулированием, кредитным и валютным правом, денежной эмиссией, защитой и статусом границы государства, объявлением войны и заключением мира, объявлением войны и мира, ратифицирующие и денонсирующие международные договора.

В пятидневный срок закон должен быть направлен Президенту на подписание и последующее обнародование в срок 14 дней. Но если Президент за этот срок отклонит поступивший документ, его вновь рассматривают Госдума и Совет Федерации.

Если закон при повторном рассмотрении получает одобрение двух третей депутатов Госдумы и членов СФ, Президент РФ должен в семидневный срок подписать его и обнародовать.

Но положения глав первой, второй и девятой Основного закона не могут быть отданы на рассмотрение Федерального Собрания. Если подобное предложение поддержат три пятых его членов и депутатов Госдумы, собирается Конституционное Собрание, которым или подтверждается неизменность положений Конституции, или разрабатывается новый ее проект, который считается принятым при одобрении двумя третями голосов членов КС или же рассматривается на референдуме. Конституция считается принятой при одобрении ее более чем половиной участвовавших в голосовании избирателей, и если голосовало более половины избирателей страны.

Любой федеральный закон должен быть официально опубликован в течение недели после подписания Президентом.

Источники официальной публикации - «Российская газета» либо «Собрание законодательства РФ».

Законотворческий процесс - это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа.

Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом.

Законотворческий процесс, в РФ включаетчетыре стадии:

а) законодательную инициативу;

б) обсуждения законопроекта в Государственной думе;

в) принятие закона;

г) подписание президентом и вступления закона в юридическую силу.

1 - законодательной инициативы - эта стадия состоит во внесении в парламент уполномочен-ным субъектом законопроекта. Наличие у субъекта права законодательной инициативы оз-начает, что представительный орган обязанрассмотреть внесен-ный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законо-проектом.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной ини-циативы - Президент РФ, Совет Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, а также Правительству, Конституцион-ному Суду , Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения и субъектам Федерации в лице их представительных органов. Законопроект первона-чально вноситсяв Гос. Думу.

2 - Обсуждение законопроекта - начинается в Гос. Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, что бы устранить противоречия, пробелы, неточности. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений.

Закон принимается в трех чтениях:

На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта. Депутаты оценивают основную его идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии).

Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом (по существу и постатейно) Если зако-нопроект не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по по-правкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки.

В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми по-правками. Но и на этой стадии законо-проект может быть отклонен, если он не набрал необходимого большинства голосов.

Прекращениеобсуждения законопроекта оформляется спе-циальным решением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона.


3. - Стадия принятие закона - данная стадия проходит в форме голосования.

ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Сове-ту Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Феде-рации за него проголосовало большинство членов палаты от об-щего числа членов либо он в течение 14 днейне был рассмотренСоветомФедерации. Если Совет Федерации не одобрил принятый Гос. Думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласиймогут создать согласительную комиссию.

После уреryлирования спора в комиссии закон подлежит повторному рас-смотрению и голосованию в палатах с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Но Гос. Дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона набрав при повторном голосовании две трети (2/3) голосов от общего числа депутатов. При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной думе проголосовало (2/3) -две трети депутатов, а в Совете Федерации - три четверти(3/4), при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его.

Цели урока

Задачи урока

образовательные:

развивающие:

воспитательные:

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

к методической разработке урока по обществознанию

на тему «Законотворческий процесс в РФ»

Урок обществознания на тему «Законотворческий процесс в РФ» разработан в соответствии с рабочий программой по обществознанию 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева, соответствует интересам, потребностям и познавательным возможностям учащихся 11 класса.

Предложенная разработка может быть полезна для учителей общеобразовательных учреждений в процессе преподавания обществознания на базовом или на профильном уровне. Актуальность разработки в том, что она дает возможность по-новому взглянуть на неинтересную и сложную для учащихся тему. Использование схемы, игры «Законопроект», заданий ЕГЭ по изучаемой теме позволяют максимально активизировать внимание учеников, облегчают процесс запоминания, делают урок динамичным и интересным.

Цели урока : расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.

Задачи урока

образовательные:

Углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции РФ;

Изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;

Выделение особенностей федерального конституционного закона;

развивающие:

  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

воспитательные:

Воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;

Формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Для мотивации учебной деятельности был поставлен вопрос «Почему законы разрабатываются так долго и кропотливо?», на который ученики должны ответить на этапе рефлексии.

Актуализация знаний необходима для подготовки учащихся к усвоению новых знаний. Для актуализации знаний проводится фронтальный опрос. Отвечая на вопросы учителя, ученики активно включаются в ход урока.

На этапе усвоения новых знаний ученики читают статьи 104-108 Конституции РФ, анализируют их, сопоставляют друг с другом, выделяют нужное, отвечают на вопросы. Учитель координирует деятельность учащихся с помощью комментариев и наводящих вопросов.

Для проверки понимания учащимися нового материала применяется такая форма работы, как самостоятельное составление учениками схемы стадий законотворческого процесса. Чтобы облегчить и ускорить работу учащихся, учитель заранее готовит скелет схемы, ориентируясь на него, ученики составляют свои схемы. Эта форма деятельности учащихся способствует развитию их навыков обобщения, систематизации, синтеза. После завершения работы над схемами ученики самостоятельно проверяют правильность своих схем, сверяя их со схемой, заранее составленной учителем. Учитель некоторым ученикам выставляет отметку за схему.

Для закрепления темы используется игра «Законопроект». Игра развивает творческие навыки учащихся, умение работать в группе, а также способствует поддержанию интереса к теме урока.

Закрепление новых знаний продолжается и во время выполнения учащимися заданий ЕГЭ по теме.

С подготовкой к ЕГЭ связано и домашнее задание учащихся: написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законотворческом процессе?». Это задание развивает умение излагать свои мысли, аргументировать свое мнение. Учитель рекомендует в качестве аргументов приводить факты из истории России 90-х годов и современной России, в чем прослеживается межпредметная связь темы.

Этап рефлексии помогает учащимся осознать полученные знания и сделать выводы о своей деятельности на уроке.

Таким образом, используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Ученики работают и по эталону, и творчески; на уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки. Ученики в течение урока выступают в разных ролях: мыслитель, чтец, слушатель, информатор, творец, игрок, выпускник, а учитель выступает в роли организатора и консультанта.

Названные формы, методы и приемы обучения должны помочь успешному достижению целей урока.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Методическая разработка урока обществознания,

11 класс

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Должность: учитель истории и обществознания,

первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя России Александра Прохоренко»

с. Городки

2016

Цели урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.

Задачи урока

образовательные:

  • углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции РФ;
  • изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;
  • выделение особенностей федерального конституционного закона;

развивающие:

  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

воспитательные:

  • воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;
  • формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Оборудование урока

  • Конституция РФ (у каждого ученика);
  • учебник для 11 класса «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева (2010, стр. 224–226);
  • схема «Стадии законотворческого процесса в РФ» (для каждой парты);
  • частично заполненная схема «Стадии законотворческого процесса
  • в РФ» (для каждой парты);
  • таблички «Законопроект», «Государственная Дума», «Совет Федерации», «Президент»;
  • задания ЕГЭ по изучаемой теме (для каждого ученика).

Тип урока : урок изучения нового материала (третий урок в 11 классе по разделу «Человек и закон»).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин)

II. Постановка цели и задач урока (1 мин)

Учитель . Сегодня мы узнаем, как появляются на свет федеральные конституционные и федеральные законы. Принятие закона - это сложный процесс, в котором заняты многие люди и который растянут во времени. Как правило, он занимает не менее 6 месяцев. Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

III. Актуализация знаний учащихся (2 мин)

Вопросы:

  1. Какая форма правления в России? (Республика)
  2. Как называется представительный (законодательный) орган государственной власти в России? (Федеральное собрание)
  3. Как называются палаты Федерального собрания? (Совет Федерации и Государственная Дума)
  4. Как формируется нижняя палата - Государственная Дума? (Путём выборов)
  5. Сколько депутатов в Государственной Думе? (450 депутатов)
  6. По какой избирательной системе организуют выборы депутатов Государственной Думы? (По пропорциональной системе)
  7. Какова основная функция Государственной Думы? (Принятие законов)
  8. Что такое закон? (Закон - нормативно-правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения)
  9. Какие бывают законы? (Основной закон - Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, законы субъектов РФ)
  10. Когда и как принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года на референдуме)
  11. Чем отличаются федеральные конституционные законы от федеральных законов? (ФКЗ обладают большей юридической силой, чем ФЗ; их предназначение - обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона)

IV. Изучение нового материала

Первичное усвоение новых знаний. Изучение законотворческого процесса в РФ. (25 мин)

  • Работа учеников с текстом Конституции РФ.Чтение ст. 104–108 Конституции РФ, их анализ с комментариями учителя (13 мин)

Статья 104 Конституции РФ определяет круг субъектов, которые имеют право законодательной инициативы в РФ. Право законодательной инициативы - это возможность вносить в законодательные органы законопроекты, т. е. предварительные тексты законов. Субъектами права законодательной инициативы выступают органы, должностные лица, имеющие непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных вопросов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам их ведения. Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделённых этим правом.

Вопрос:

В какой орган вносят законопроект? (В Государственную Думу)

Статья 105 Конституции РФ закрепляет процедуру принятия федерального закона Государственной Думой и Советом Федерации. В Государственной Думе закон принимается в трёх чтениях большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый Государственной Думой федеральный закон передаётся в течение пяти дней в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения. Совет Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон и одобрить его, отклонить или же воздержаться от его рассмотрения.

Вопрос:

Каковы последствия отклонения федерального закона Советом Федерации ? (Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов).

Установив последовательное принятие закона обеими палатами, Конституция тем самым закрепляет их равный правовой статус в осуществлении законодательных функций и обеспечивает единство парламента, а также сочетание общих интересов всего российского народа и специфических интересов субъектов Федерации при принятии федеральных законов.

Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон посуществу на своём заседании. Таково общее правило, вытекающее из ч. 4 ст.105 Конституции РФ .

Статья 106 Конституции РФ фиксирует исключение из этого общего правила, перечисляя законы, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Все законы,обозначенные в ст.106, принимаются по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации, причём выбраны лишь наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет, финансы, таможенное дело, международные договоры, защита безопасности государства.Эти вопросы, безусловно, затрагивают интересы как Федерации в целом, так и её субъектов. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноправной основе работают представители всех субъектов Федерации, происходит согласование интересов Федерации и её субъектов.

Вопрос:

Проведите сопоставительный анализ ст.106 и ст.108 Конституции РФ и скажите, какие ещё законы, кроме названных в ст. 106, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. (Все федеральные конституционные законы).

Статья 107 регламентирует порядок подписания и обнародования принятых федеральных законов. Это право принадлежит Президенту РФ и является завершающей стадией законодательного процесса. Совет Федерации одобренный им федеральный закон в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ подписывает или отклоняет закон. После подписания закон должен быть опубликован в течение 7 дней в официальных источниках.

Вопрос:

Каковы последствия отклонения федерального закона Президентом РФ? (Возвращённые Президентом РФ законы повторно рассматривают в Государственной Думе и Совете Федерации. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей) голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течение семи дней Президентом РФ и обнародованию).

Задание:

- Статья 108 Конституции РФ предусматривает порядок принятия федеральных конституционных законов. Ещё раз внимательно прочитайте ст. 108 Конституции РФ и выделите три особенности процедуры принятия федеральных конституционных законов.

1) Чётко определённый круг вопросов, по которым принимаются ФКЗ;

2) принятие квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания;

3) будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены в парламент на новое рассмотрение.

Первичная проверка понимания. (12 мин)

  • Самостоятельное составление учениками схемы основных стадий законодательного процесса в РФ (до начала этой работы учитель на каждую парту раздает листы с частично заполненной схемой законотворческого процесса в РФ) (Приложение 1) (10 мин)
  • Проверка правильности схем путём сравнения схем учеников со схемой, составленной учителем; (схему стадий законодательного процесса в РФ, составленную учителем, раздают на каждую парту или же её показывают на мультимедийном экране) (Приложение 2) (2 мин)

V. Закрепление материала

Игра «Законопроект» (5 мин)

Класс делится на три группы. Каждая группа получает условное название: «Государственная Дума», «Совет Федерации» и «Президент». Используется большая карточка с надписью «Законопроект». Учитель предлагает группам различные условия игры.

Ситуация первая. Учитель предлагает карточку со словами «Вношу проект федерального закона. Кто его примет?»

Группа «Государственная Дума» должна принять карточку.

Группа должна передать карточку «Совету Федерации».

Учитель. Совет Федерации рассматривает и большинством голосов одобряет законопроект.

Группа передаёт карточку «Президенту ».

Учитель. Президент не отклонил федеральный закон. Что происходит дальше?

Представитель третьей группы объявляет: «Федеральный закон подписан и обнародован».

Ситуация вторая. Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передаёт карточку «Совету Федерации».

Учитель. Совет Федерации отклонил законопроект.

Группа «Совет Федерации» возвращает карточку«Государственной Думе».

Ситуация третья .Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передаёт карточку Президенту».

Учитель. Президент отклонил федеральный закон.

Группа «Президент» передаёт карточку «Государственной Думе».

Далее игра продолжается точно так же, учитывая, что в случае принятия парламентом данного проекта закона двумя третями голосов он подлежит безусловному подписанию Президентом в течение 14 дней и обнародованию.

Ситуация четвёртая. Рассматривают стадии принятия федерального конституционного закона, при этом отдельное внимание обращают на особенности принятия федерального конституционного закона.

Знакомство с возможными заданиями ЕГЭ по теме «Законодательный процесс в РФ» (Приложение 3). (8 мин)

VI. Домашнее задание

Написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законодательном процессе?»

Вето Президента на принятые законы в большинстве случаев стимулирует повышение их качества, устранение коллизий и дефектов.

VI. Подведение итогов урока

(РЕФЛЕКСИЯ) (2 мин)

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какие моменты урока вам понравились больше всего?

Какая работа у депутатов парламента?

Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция РФ.
Похожие статьи