Сметные нормативы. Сметные нормативы Федеральный реестр сметных нормативов минрегион

31.07.2023
Название документа:
Номер документа: 413/пр
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Недействующий
Опубликован:
Дата принятия: 08 июня 2015
Дата начала действия: 04 августа 2015
Дата окончания действия: 20 октября 2018

Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых...

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников


Утратил силу с 20 октября 2018 года на основании
приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 18 сентября 2018 года N 586/пр
____________________________________________________________________


В соответствии с подпунктом 5.2.15 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2014, N 12, ст.1296; N 40, ст.5426; N 50, ст.7100; 2015, N 4, ст.660)

приказываю:

1. Утвердить Классификацию сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному от 4 декабря 2012 года N 76/ГС "Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 марта 2013 года N 27572, Российская газета, N 59, 20 марта 2013 года).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.У.Рейльяна.

Министр
М.А.Мень

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
22 июля 2015 года,
регистрационный N 38128

Приложение. Классификация сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых...

Приложение
к приказу
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 8 июня 2015 года N 413/пр

Классификация сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников

Раздел 1. Государственные сметные нормативы.

1.1. Элементные сметные нормативы.

1.2. Укрупненные сметные нормативы.

1.3. Методические документы в строительстве.

Раздел 2. Отраслевые сметные нормативы (Сметные нормативы по отраслям и видам строительства).

2.1. Отраслевые элементные сметные нормативы.

2.2. Отраслевые укрупненные сметные нормативы.

2.3. Отраслевые методические документы в строительстве.

Раздел 3. Территориальные сметные нормативы.

3.1. Территориальные элементные сметные нормативы.

3.2. Территориальные укрупненные сметные нормативы.

Раздел 4. Индивидуальные сметные нормативы.

4.1. Индивидуальные элементные сметные нормативы.

4.2. Индивидуальные методические документы в строительстве.

5.1. Прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства.

5.2. Индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства.

Раздел 6. Информационные, разъяснительные документы.

Вид норматива

Функция норматива

Форма отражения затрат производственных
ресурсов

Обобщенный классификатор норматива

Раздел 1. Государственные сметные нормативы

Раздел 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

1.1. ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы

База для разработки стоимостных сметных нормативов и стоимостных сметных показателей при использовании ресурсного метода

ГЭСН 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Федеральные сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции

Федеральные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств

Предназначены для формирования федеральных единичных расценок, учета в сметной документации

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ФСЭМ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Федеральные сметные цены на оборудование

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ФССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Федеральные сметные цены на перевозки грузов для строительства

Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства предназначен для оценки в сметах затрат на перевозки грузов, а также для разработки сметных цен на строительные материалы

ФССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Федеральные единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ФЕР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Справочники базовых цен на инженерные изыскания в строительстве

Предназначены для определения стоимости инженерных изысканий при проектировании объектов капитального строительства

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

СБЦИ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Справочники базовых цен на обмерные работы, обследование зданий и сооружений

Предназначены для определения стоимости работ по обмерным работам и обследованию зданий и сооружений

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

СБЦО 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Справочники базовых цен на проектные работы в строительстве

Предназначены для определения стоимости проектирования объектов капитального строительства

Нормативы приводятся в процентных и стоимостных показателях

СБЦП 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

1.2. УКРУПНЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

НЦС 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

НЦКР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Методические документы, регламентирующие процедуру разработки государственных сметных нормативов в строительстве

Предназначены для определения порядка разработки государственных сметных нормативов в строительстве

Методические документы, регламентирующие процедуру применения государственных сметных нормативов в строительстве

Предназначены для определения порядка применения государственных сметных нормативов в строительстве

МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год издания

МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год издания

Нормативы приводятся в процентах

МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год издания

Сметные нормы на временные здания и сооружения

Предназначены для определения затрат на строительство временных зданий и сооружений в сводном сметном расчете

Нормативы приводятся в процентах

МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год издания

Сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время

Предназначены для определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время в сводном сметном расчете

Нормативы приводятся в процентах

МДС 81 -ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год издания

Предназначены для установления порядка заполнения форм сметной документации

Нормативы приводятся в графической, текстовой и табличной формах

МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год базисного уровня цен

Раздел 2. Отраслевые сметные нормативы (сметные нормативы по отраслям и видам строительства)

Раздел 2. ОТРАСЛЕВЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ (СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОТРАСЛЯМ И ВИДАМ СТРОИТЕЛЬСТВА)

2.1. ОТРАСЛЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

Отраслевые сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

Отраслевые сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств

Предназначены для формирования отраслевых единичных расценок, учета в сметной документации

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ОСЭМ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Отраслевые сметные цены на оборудование

Предназначены для учета в сметной документации

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ОССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Отраслевые единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы

Предназначены для определения прямых затрат в локальных сметах при подготовке сметной документации и для разработки укрупненных сметных нормативов

Нормативы приводятся в: стоимостных показателях

ОЕР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Отраслевые элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы

База для разработки отраслевых единичных расценок и для использования при применении ресурсного метода

Нормативы приводятся в натуральных показателях

ОЭСН 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

2.2. ОТРАСЛЕВЫЕ УКРУПНЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

Укрупненные нормативы цены строительства

Предназначены для планирования затрат на проектирование, строительство объектов капитального строительства

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ОНЦС 80-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Укрупненные нормативы цены конструктивных решений

Предназначены для определения сметной стоимости конструктивных решений объектов капитального строительства

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ОНЦКР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

2.3. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве

Предназначены для определения накладных расходов в локальных сметах (расчетах) при подготовке сметной документации

Нормативы приводятся в процентах

Сметные нормативы для учета прочих работ и затрат в составе сводного сметного расчета

Предназначены для определения затрат на прочие работы и затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства

Нормативы приводятся в процентах или стоимостных показателях

ОМДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год базисного уровня цен

Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве

Предназначены для определения сметной прибыли в локальных сметах (расчетах) при подготовке проектной документации

Нормативы приводятся в процентах

ОМДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год издания

Раздел 3. Территориальные сметные нормативы

Раздел 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

3.1. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

Территориальные сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

Территориальные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств

Предназначены для формирования территориальных единичных расценок, учета в сметной документации

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ТСЭМ 81-ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен, КС - код субъекта

Территориальные сметные цены на оборудование

Предназначены для учета в сметной документации

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ТССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен, КС - код субъекта

Территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства

Предназначены для оценки в сметах затрат на перевозки грузов, а также для разработки сметных цен на строительные материалы

Нормативы приводятся в натуральных и в стоимостных показателях

ТССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен, КС - код субъекта

Территориальные единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы

Предназначены для определения прямых затрат в локальных сметах при подготовке сметной документации и для разработки укрупненных сметных нормативов

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ТЕР 81-ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен, КС - код субъекта

3.2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УКРУПНЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

Укрупненные нормативы цены строительства

Предназначены для планирования затрат на проектирование, строительство объектов капитального строительства

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ТНЦС 80-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Укрупненные нормативы цены конструктивных решений

Предназначены для определения сметной стоимости конструктивных решений объектов капитального строительства

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ТНЦКР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Раздел 4. Индивидуальные сметные нормативы

Раздел 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

4.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

Индивидуальные элементные сметные нормы на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы

База для разработки индивидуальных единичных расценок и для использования при применении ресурсного метода

Нормативы приводятся в натуральных показателях

ИЭСН 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Индивидуальные единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования на пусконаладочные работы

Предназначены для определения прямых затрат в локальных сметах и в объектных сметах при подготовке проектной документации и для калькуляции укрупненных сметных нормативов

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ИЕР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

Индивидуальные сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции

Предназначены для формирования индивидуальных единичных расценок, учета в сметной документации

Нормативы приводятся в стоимостных показателях

ИССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен

4.2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Индивидуальные сметные нормативы для учета отдельных видов работ и затрат

Предназначены для учета отдельных видов работ и затрат, предусматриваемых в сметной документации

Нормативы приводятся в процентах или стоимостных показателях

ИМДС 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год издания

Раздел 5. Индексы изменения сметной стоимости строительства

Прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования

Индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индивидуальные индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индивидуальные индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индивидуальные индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индивидуальные индексы изменения сметной стоимости оборудования

Предназначены для формирования начальной (максимальной) цены закупок при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета

Индексы выражаются в безразмерных величинах с двумя значащими цифрами после запятой

Раздел 6. Информационные и разъяснительные документы

Раздел 6. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И РАЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Информационные и разъяснительные письма по вопросам ценообразования в строительстве

Предназначены для учета при разработке сметной документации, при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, для разъяснения применения сметных нормативов, а также положений методических документов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 24.07.2015,
N 0001201507240017

Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников (утратил силу с 20.10.2018 на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.09.2018 N 586/пр)

Название документа: Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников (утратил силу с 20.10.2018 на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.09.2018 N 586/пр)
Номер документа: 413/пр
Вид документа: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Принявший орган: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Статус: Недействующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2015, N 0001201507240017
Дата принятия: 08 июня 2015
Дата начала действия: 04 августа 2015
Дата окончания действия: 20 октября 2018

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с подпунктом 5.2.11 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2014, N 12, ст. 1296; N 40, ст. 5426; N 50, ст. 7100; 2015, N 4, ст. 660; N 22, ст. 3234; N 23, ст. 3311, ст. 3334; N 24, ст. 3479; N 46, ст. 6393; N 47, ст. 6586, ст. 6601; 2016, N 2, ст. 376; N 6, ст. 850), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок ведения федерального реестра сметных нормативов.

2. Признать неподлежащим применению приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 5 февраля 2013 г. N 17/ГС "Об утверждения Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в указанный реестр" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2013 г., регистрационный N 27571).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д. Мавлиярова.

Министр М.А. Мень

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от «___» _________ 2016 г. № ____

Порядок ведения федерального реестра сметных нормативов,

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает правила ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме (далее - Реестр, сметные нормативы соответственно).

Реестр является государственным информационным ресурсом. Реестр является общедоступным, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

2. Ведение Реестра осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство).

Обеспечение ведения Реестра осуществляет уполномоченный Департамент Министерства (далее - Департамент).

3. Реестр ведется на русском языке в электронном виде в форме таблицы, структура которой приводится в соответствии с видами нормативов и разделами согласно классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, утвержденной приказом Министерства от 8 июня 2015 г. № 413/пр «Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный № 38128).

4. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми для ознакомления с ними любыми заинтересованными лицами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Реестр размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Реестр размещается в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра.

6. Документационное обеспечение Реестра осуществляется федеральным автономным учреждением «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» и включает в себя:

а) подготовку материалов учетных дел, содержащих разработанные участниками градостроительной деятельности сметные нормативы, изменения к ним (в виде изменений и дополнений в действующие сметные нормативы, а также в виде новых редакций сметных нормативов), получившие положительное заключение экспертизы, индексы изменения стоимости строительства, подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме (далее - индексы изменения стоимости строительства);

б) представление в Министерство на электронных носителях указанных материалов учетных дел для включения в Реестр;

в) хранение в виде учетных дел утвержденных сметных нормативов, изменений к ним, в отношении которых Министерством было принято решение о включении их в Реестр, а также рекомендованных Научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Министерстве индексов изменения стоимости строительства.

Материалы учетных дел, информация о которых включается в Реестр со дня принятия настоящего Приказа, являются собственностью Российской Федерации.

II. Порядок ведения Реестра

7. В Реестр включаются:

а) сметные нормативы, утвержденные в установленном Министерством порядке;

б) индексы изменения стоимости строительства;

в) информационные, разъяснительные документы.

8. Включение в Реестр сметных нормативов, указанных в подпункте «а» пункта 7 настоящего Порядка, внесение изменений в такие сметные нормативы, а также признание их не подлежащими применению осуществляется актами Министерства.

Включение в Реестр индексов изменения стоимости строительства, информационных и разъяснительных документов, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 7 настоящего Порядка, а также внесение изменений и признание их не подлежащими применению осуществляется посредством регистрационной записи в Реестр в порядке, установленном Министерством.

9. Разделы Реестра размещаются на отдельных листах в виде электронной таблицы и включают в себя сведения, организованные в виде столбцов, в том числе:

9.1. «Порядковый номер записи в разделе». (Присваивается уникальный номер записи по порядку. В каждом разделе нумерация записей начинается с единицы);

9.2. «Наименование сметного норматива». (Указывается полное наименование сметного норматива, приводимое в соответствии с наименованием, приведенным в документе об утверждении включаемого в Реестр сметного норматива);

9.3. «Обобщенный классификатор норматива»;

9.4. «Реквизиты документа, которым был утвержден, изменен или признан не подлежащим применению сметный норматив»;

9.5. «Реквизиты акта Министерства о включении в Реестр, изменении, признании не подлежащим применению сметного норматива». (Указывается дата и номер акта Министерства, которым были включены в Реестр, изменены или признаны не подлежащими применению сметные нормативы);

9.6. «Дата введения в действие сметного норматива, установленная актом Министерства о включении в Реестр, изменении или признании не подлежащим применению сметного норматива». (Приводится дата включения в Реестр, изменения или признания не подлежащим применению сметного норматива, которая записывается цифрами в формате день/месяц/год);

9.8. «Иная информация». (Включается информация о применении сметных нормативов: срок действия сметного норматива, особые условия его применения, иная информация, имеющая отношение к особенностям применения сметного норматива).

10. Сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

11. Изменения в сметные нормативы, включенные в Реестр, вносятся путем отражения в строке соответствующего сметного норматива реквизитов приказа об утверждении изменений в сметный норматив.

12. Признание не подлежащим применению сметного норматива осуществляется путем издания Министерством приказа о признании не подлежащим применению соответствующего сметного норматива.

13. Внесение сведений в Реестр осуществляется Департаментом в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня издания приказа Министерства о включении в Реестр, изменении или признании не подлежащим применению сметного норматива.

III. Порядок предоставления сведений из Реестра.

14. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении информации из Реестра (далее - Заявители), вправе обратиться в Министерство за получением таких сведений.

16. Сведения, содержащиеся в Реестре, предоставляются Заявителям в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня регистрации в Министерстве соответствующего запроса.

17. Информация представляется в виде выписок из Реестра на бумажном носителе.

Выписка из Реестра должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 9 настоящего Порядка, а также дату, на которую выписка из Реестра подтверждает сведения.

18. В случае отсутствия запрашиваемых сведений или невозможности их представления Заявителю направляется соответствующая информация в письменном виде в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня регистрации запроса в Министерстве.

19. Информация, указанная в пункте 17 Порядка, предоставляется Заявителям без взимания платы.

Обзор документа

Представлен проект новых правил ведения федерального реестра сметных нормативов.

В настоящее время применяется приказ Госстроя, который предусматривает включение в реестр сметных нормативов, подлежащих применению при расчете сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых только с привлечением средств федерального бюджета. Однако это не соответствует действующему законодательству.

Проект предусматривает правила включения в реестр сметных нормативов, применяемых при расчете сметной стоимости объектов капстроительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов, организаций с госучастием, а также сметной стоимости капремонта многоквартирного дома, проводимого полностью или частично за счет регионального оператора, ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо за счет собственников помещений в многоквартирном доме.

Вести реестр будет Минстрой России в электронном виде.

Приказ Госстроя признается утратившим силу.

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; N 30, ст. 3128; 2006, N 1, ст. 10, 21; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3442; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 21, ст. 2455; N 31, ст. 4012; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6237; 2008, N 20, ст. 2251, 2260; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3604, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6419; 2010, N 31, ст. 4195, 4209; N 48, ст. 6246; N 49, ст. 6410; 2011, N 13, ст. 1688; N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4281, 4291; N 30, ст. 4563, 4572, 4590, 4591, 4594, 4605; N 49, ст. 7015, 7042; N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 30, ст. 4171; N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873, 874; N 14, ст. 1651; N 23, ст. 2871; N 27, ст. 3477, 3480; N 30, ст. 4040, 4080; N 43, ст. 5452; N 52, ст. 6961, 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 16, ст. 1837; N 19, ст. 2336; N 26, ст. 3377, 3386, 3387; N 30, ст. 4218, 4220, 4225; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799, 5804; N 48, ст. 6640; 2015, N 1, ст. 9, 11, 38, 52, 72, 86; N 17, ст. 2477; N 27, ст. 3967; N 29, ст. 4339, 4342, 4350, 4378, 4389; N 48, ст. 6705; 2016, N 1, ст. 22, 79) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить пунктами 30 - 33 следующего содержания:

"30) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее - сметная стоимость строительства) - сумма денежных средств, необходимая для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

31) сметные нормы - совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее - строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства;

32) сметные цены строительных ресурсов - сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;

33) сметные нормативы - сметные нормы и методики применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, используемые при определении сметной стоимости строительства.";

2) статью 4 дополнить частью 6 следующего содержания:

"6. К отношениям, связанным со сбором и обработкой информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства, законодательство Российской Федерации о коммерческой и иной охраняемой законом тайне применяется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.";

3) часть 1 статьи 6 дополнить пунктами 7.5 - 7.10 следующего содержания:

"7.5) утверждение сметных норм и методик применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов;

7.6) утверждение методик определения сметных цен строительных ресурсов;

7.7) установление порядка мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию;

7.8) установление порядка ведения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве;

7.9) ведение федерального реестра сметных нормативов;

7.10) ведение федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве;";

4) дополнить главой 2.1 следующего содержания:

"Глава 2.1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СМЕТНОЕ НОРМИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

РЕЕСТР СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ

Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности

1. Сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства объектов капитального строительства определяется с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

2. Сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, в установленном им порядке.

4. Утвержденные сметные нормативы включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.

6. Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.

7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Сбор, обработка и хранение информации, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, осуществляются с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

Статья 8.4. Федеральный реестр сметных нормативов

1. Федеральный реестр сметных нормативов является государственным информационным ресурсом. Указанный реестр является общедоступным, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

2. Сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.";

5) пункт 11 части 12 статьи 48 изложить в следующей редакции:

"11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов;";

6) главу 7 дополнить статьей 57.2 следующего содержания:

"Статья 57.2. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве

1. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (далее - информационная система ценообразования) является государственной информационной системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства.

2. В информационной системе ценообразования подлежит размещению следующая информация:

1) сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов;

2) методики определения сметных цен строительных ресурсов;

3) сметные цены строительных ресурсов;

4) перечень лиц, которые обязаны предоставлять информацию, предусмотренную частью 7 статьи 8.3 настоящего Кодекса;

5) иная информация, необходимость включения которой в информационную систему ценообразования установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Лица, которые обязаны предоставлять информацию, предусмотренную частью 7 статьи 8.3 настоящего Кодекса, получают санкционированный доступ к информационной системе ценообразования в целях размещения в ней указанной информации путем использования соответствующими юридическими лицами единой системы идентификации и аутентификации.

4. Доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к информации, размещенной в информационной системе ценообразования, осуществляется с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве (далее в целях настоящей статьи - официальный сайт). Доступ указанных лиц к информации, предусмотренной частью 7 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.

5. Правительством Российской Федерации утверждается положение об информационной системе ценообразования, в том числе:

1) требования к программным и техническим средствам ведения информационной системы ценообразования с учетом законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;

2) требования к информации, доступ к которой должен обеспечиваться посредством информационной системы ценообразования, и способам ее отображения;

3) порядок предоставления органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам доступа к информации, указанной в части 2 настоящей статьи, с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.

6. Создание и эксплуатация информационной системы ценообразования обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

7. Доступ к информации, размещенной в информационной системе ценообразования, осуществляется без взимания платы.

8. Правомочия обладателя информации, размещенной в информационной системе ценообразования, и обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием информационной системы ценообразования, в том числе на программные средства информационной системы ценообразования, от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.

9. Информация, содержащаяся в информационной системе ценообразования, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.".

Об утверждении Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также предоставления сведений, включаемых в указанный реестр

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2576), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также предоставления сведений, включаемых в указанный реестр.

2. Департаменту регулирования градостроительной деятельности (И.В. Пономареву) обеспечить формирование и ведение федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации С.И. Круглика.

МинистрВ.Ф. Басаргин

Регистрационный N 14549

Порядок формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также предоставления сведений, включаемых в указанный реестр

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к формированию и ведению федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее соответственно Реестр, сметные нормативы), и его содержанию, а также порядок предоставления сведений из Реестра заинтересованным лицам.

2. Ведение Реестра осуществляется уполномоченным департаментом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Департамент). Реестр ведется в электронном виде.

3. В Реестр включаются следующие сведения:

наименование и порядковый номер утвержденного (согласованного) сметного норматива;

дата и номер акта (письма) Министерства регионального развития Российской Федерации об утверждении (согласовании) сметного норматива;

регистрационный номер сметного норматива и дата его включения в Реестр;

иная информация, необходимая для обеспечения надлежащего учета сметных нормативов.

4. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми для ознакомления с ними любых заинтересованных лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Сведения из Реестра предоставляются физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления (далее - заявитель) без взимания платы в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента регистрации в Министерстве регионального развития Российской Федерации соответствующего письменного запроса.

Запрос направляется в Министерство регионального развития Российской Федерации на бумажном носителе и должен содержать идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, почтовый адрес места жительства физического лица, полное наименование, место нахождения юридического лица).

6. Информация представляется в виде выписок из Реестра на бумажном носителе.

Выписка из Реестра должна содержать сведения, предусмотренные настоящего Порядка.

7. В случае отсутствия запрашиваемых сведений или невозможности их представления заявителю об этом сообщается в письменном виде в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента регистрации запроса в Министерстве регионального развития Российской Федерации.

8. В случае получения письменного запроса, не соответствующего требованиям, установленным абзацем вторым настоящего Порядка, Департамент в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента регистрации запроса в Министерстве регионального развития Российской Федерации направляет заявителю письменный отказ в представлении сведений с объяснением причин отказа.

9. Департаментом должны быть обеспечены:

своевременное внесение сведений в Реестр;

своевременное представление заинтересованным лицам по их запросам выписок из Реестра;

создание резервных копий информационного массива Реестра с целью его восстановления при необходимости;

сохранность, достоверность, целостность, доступность информации, содержащейся в Реестре, а также защита указанной информации от несанкционированного доступа.

10. Департамент обеспечивает размещение на официальном сайте Министерства регионального развития Российской Федерации в сети Интернет (www.minregion.ru) сведений из Реестра, предусмотренных настоящего Порядка, а также обеспечивает актуализацию указанных сведений.

Сметными нормативами обобщенно называется комплекс сметных норм и расценок, объединенных в отдельные сборники. Они наравне с правилами и положениями, включающими в себя необходимые требования, являются основой для подсчета сметной стоимости в строительстве.

Сметной нормой называется совокупность ресурсов, которая установлена на принятый измеритель при проведении строительных, монтажных и прочих видов работ. Сюда включаются:

  • затраты труда специалистов-строителей;
  • затраты времени работы специализированной строительной техники;
  • потребности в материалах, конструкциях и изделиях и прочее.

Главная функция сметных нормативов - определение нормативной потребности в ресурсах, которые минимально необходимы и достаточны для осуществления необходимых видов работ. Они используются в качестве основы для дальнейшего перехода к стоимостным показателям.

В сметных нормах предусматривается выполнение работ в нормальных условиях, без осложнения их внешними факторами. Если работы проводятся в особых условиях, то к действующим сметным нормативам применяются дополнительные коэффициенты. К таким условиям относится:

  • загазованность;
  • стесненность;
  • близость к действующему оборудованию;
  • специфические районные факторы (высокогорность, безводность и так далее).

Сметные нормативы Российской Федерации делятся на несколько типов:

  • ГСН (государственные сметные нормативы , они же федеральные сметные нормативы ) - разрабатываются и вводятся Госстроем России;
  • ОСН (отраслевые сметные нормативы ) - разрабатываются и вводятся в действие министерствами, а также иными органами федерального управления. Они относятся к производственно-отраслевому строительству, ведущемуся в пределах той отрасли, для которой нормы и разработаны;
  • ТСН (территориальные сметные нормативы ) - их вводят органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении строительства, которое ведется на территории конкретного региона. К примеру, существуют территориальные сметные нормативы для Москвы ;
  • ФСН (фирменные (индивидуальные) сметные нормативы) - они учитывают реальные условия и специфику работы конкретного предприятия-исполнителя работ, которое находится в ведомственном подчинении.

Выбор конкретных сметных нормативов в строительстве для ведения расчетов определяется, в первую очередь, требованиями к используемым нормам со стороны заказчика работ по строительству, ремонту или монтажу. В отдельных случаях заказчик и исполнитель могут прийти к договоренности об использовании договорных расценок.

Заказчики обычно склоняются к использованию федеральных или территориальных сметных нормативов (если последние выпускались в данном конкретном регионе). Значительно реже используются отраслевые нормы, к примеру, они бывают востребованы в энергетической и нефтедобывающей отрасли. Самыми редкими в применении являются нормативы, разработанные для конкретного предприятия.

При использовании федеральных сметных нормативов для регионов осуществляется их корректировка с учетом местного уровня цен на материалы, работы и оборудование. В территориальных нормах уже сделаны поправки на местные условия. Данные нормативы также называют привязанными, именно их предпочтительно использовать в регионах.

В настоящее время в нашей стране действует несколько видов сметных нормативов . Перечислим и коротко опишем каждый из них.

1. ГЭСН (государственные элементные сметные нормы) от 2001 года. Они разработаны в Госстрое России, основное назначение заключается в определении состава работ и потребности в необходимых для их выполнения ресурсах. ГЭСН являются основой для разработки различных единичных расценок (ЕР) - федерального, территориального и отраслевого назначения. В них содержатся только количественные сведения по работе, они могут использоваться для разработки локальных смет по ресурсному методу.

Для кодировки ГЭСН используется числовой шифр типа 00-00-000-00. В нем последовательно указываются:

  • номер сборника;
  • номер раздела;
  • номер таблицы;
  • номер расценки в таблице.

2. ФЕР (федеральные единичные расценки) от 2001 года. Они также разработаны в Госстрое России на основе ГЭСН в ценах 2001 года. Их разработка проведена для базового региона страны, в качестве которой используется Московская область. Расценки предназначены для того, чтобы определять стоимость работ, в них содержатся необходимые для этого стоимостные показатели. Могут применяться для разработки локальных смет по базисно-индексному методу в отношении объектов, финансируемых из государственного бюджета.

3. ТЕР (территориальные сметные расценки) от 2001 года. Их разработкой занимаются территориальные центры по ценообразованию в строительстве, использующие в качестве основы ГЭСН с региональными ценами на 2001 год. Структура у них обычно аналогична сборникам ФЕР . ТЕРы применяются для разработки локальных смет на объекты, финансируемые из местного бюджета.

4. ТСН (территориальные сметные нормы). Разрабатываются городскими и другими территориальными центрами по ценообразованию. Например, для Москвы предусмотрены свои нормы МТСН в ценах 1998 года, которые используются при разработке локальных смет на объекты, финансируемые из московского городского бюджета.

Для того, чтобы сметы можно было рассчитывать в текущих ценах, выпускаются специальные коэффициенты пересчета (КП). Для той или иной нормативной базы они могут использоваться в отношении как отдельных расценок, так и видов работ.

Похожие статьи