Ответственность руководителя контрактной службы 44 фз. Руководитель контрактной службы: кто может им быть. Контрактная служба или контрактный управляющий

26.10.2023
Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель Заказчика или один из заместителей руководителя Заказчика.

Таким образом если главный бухгалтер не является заместителем руководителя, то быть руководителем контрактной службы без образования отдельного подразделения он не может.

Как создать контрактную службу

Контрактную службу необходимо создавать когда совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 млн руб.

Ситуация: как заказчику создать контрактную службу, если его совокупный годовой объемом закупок менее 100 млн руб.

Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб., можно издать приказ о создании контрактной службы одним из способов. В зависимости от выбранного способа нужно определить категорию руководителя контрактной службы. Также этим же приказом можно утвердить положение о контрактной службе.

Чем занимается контрактная служба

Контрактная служба выполняет следующие функции (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ):

  • разрабатывает план закупок, план-график, подготавливает изменения для внесения в них;
  • размещает в единой информационной системе (далее - ЕИС) план закупок, план-график и внесенные в них изменения;
  • обосновывает закупки;
  • готовит обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
  • подготавливает и размещает в ЕИС извещения о закупках, документацию о закупках и проекты контрактов, подготавливает и направляет приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  • проводит закупки, в том числе заключает контракты;
  • участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготавливает материалы для выполнения претензионно-исковой работы;
  • организует на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвует в таких консультациях, чтобы оценить конкурентную среду на рынках товаров, работ и услуг, определить наилучшие технологии и решения для обеспечения государственных и муниципальных нужд; участвует в обязательном общественном обсуждении закупок;
  • организует деятельность комиссий по осуществлению закупок;
  • привлекает экспертов, экспертные организации; рассматривает банковские гарантии, обращается в банк с требованием уплатить денежные суммы по банковской гарантии;
  • организует процесс заключения контракта; отслеживает сроки оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
  • взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;
  • готовит документы, чтобы включить в реестр недобросовестных поставщиков информации о контрагенте;
  • направление поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате неустоек;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, например, подготовку и размещение в единой информационной системе отчета об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.

Внимание: при централизации закупок (ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ) полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут быть переданы соответствующему уполномоченному органу, уполномоченному учреждению.

Кто разрабатывает положение (регламент) о контрактной службе

Положение о контрактной службе разрабатывает и утверждает заказчик.

Контрактная служба не может функционировать до утверждения такого положения.

Госзаказ советует:

за основу положения возьмите типовое положение (регламент) о контрактной службе, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. 631 (далее - Типовое положение).

Положение о контрактной службе определяет порядок действий службы, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями заказчика и комиссией по осуществлению закупок.

Ситуация: обязан ли заказчик размещать в единой информационной системе или на своем сайте положение о контрактной службе

Заказчик не обязан размещать положение о контрактной службе в единой информационной системе или на своем сайте.

Открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Согласно части 3 статьи 4 Закона № 44-ФЗ единая информационная система не содержит обязанности размещать положение о контрактной службе.

Каким способом можно создать контрактную службу

Контрактную службу можно создать как:

  • отдельное структурное подразделение;
  • утвержденный заказчиком постоянный состав работников.

Во втором случае работники будут выполнять функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения, без перевода работников в специальный отдел.

Создавать специальное структурное подразделение не обязательно.

Госзаказ советует:

не используйте иные способы создания контрактной службы, так как они будут противоречить Закону № 44-ФЗ, Типовому положению.

Внимание: функциональные обязанности между работниками контрактной службы распределяет ее руководитель (п. 10 и п. 17 Типового положения).

При этом трудовые обязанности сотрудника нужно зафиксировать в трудовом договоре (ст. 21 ТК РФ).

Ситуация: допускается ли создание нескольких контрактных служб

Нет, не допускается.

Закон № 44-ФЗ и приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 не предусматривают создание нескольких контрактных служб одним заказчиком.

Кроме того, контрактная служба является отдельным субъектом контроля (ч. 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Поэтому, заказчику следует создать только одну контрактную службу.

В настоящий момент требования к максимальному количественному составу контрактной службы ни Законом № 44-ФЗ, ни приказом Минтруда № 625н не установлены. При этом, согласно пункту 7 Типового положения, структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком, но не может составлять менее 2-х человек.

Таким образом, максимальный/оптимальный количественный состав контрактной службы определяется заказчиком самостоятельно с учетом его потребностей, а также финансовых возможностей. При этом учет требований, предъявляемых к специалистам в сфере закупок в соответствии с приказом Минруда № 625н, при расчете численного состава контрактной службы может учитываться, но не обязателен, поскольку применение профстандарта "Специалист в сфере закупок" не является обязанностью для заказчика.

Дополнительно, заказчик вправе самостоятельно подготовить экономическое обоснование оптимальной для него численности сотрудников, входящих в состав контрактной службы. В основе такого экономического обоснования могут лежать, например, общий финансовый объем закупок заказчика, количество заключенных контрактов, приходящихся на последний год и т.д.

Кто возглавляет контрактную службу

В контрактной службе всегда должен быть руководитель (п. 9 Типового положения).

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее руководителя назначают на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.

Если контрактная служба создается без образования отдельного подразделения, ее возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

Ситуация: как должна называться должность руководителя контрактной службы

Название должности заказчик может определить самостоятельно. Например, можно, назвать такую должность "руководитель контрактной службы".

Каких-либо требований к названию должности руководителя контрактной службы в Типовом положении нет.

Ситуация: кто имеет право замещать руководителя контрактной службы в период его нахождения в отпуске

Руководитель контрактной службы должен самостоятельно определить работника контрактной службы, который будет замещать его в период отпуска.

Такой вывод следует из статьи 38 и статьи 112 Закона № 44-ФЗ и приказа Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631.

Ситуация: предусмотрена ли ответственность для руководителя контрактной службы

Да, руководитель контрактной службы за совершение правонарушений в сфере закупок несет административную ответственность, предусмотренную статьями 7.29-7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как должностное лицо (ст. 2.4 КоАП РФ).

Руководитель контрактной службы - такой же сотрудник контрактной службы, как и любой другой сотрудник, входящий в ее состав (п. 10 Типового положения, которое утвердило Минэкономразвития России в приказе от 29 октября 2013 года № 631).

Если руководитель контрактной службы возложил на себя полномочия работника контрактной службы, то при допущении нарушений законодательства при их исполнении он несет административную ответственность, предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях.

О возможности назначения начальника органа внутреннего муниципального финансового контроля руководителем контрактной службы администрации города

Согласно ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Исходя из п. 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631, контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы (далее - Типовое положение).

В случае если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя Заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель Заказчика или один из заместителей руководителя Заказчика (п. 9 Положения).

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят в 2013 году. Несмотря на то, что закону в этом году исполняется уже 5 лет, он продолжает оставаться одним из самых актуальных и востребованных. На нашем сайте вы можете найти целый раздел, посвященный как закону ФЗ 44 в целом, так и отдельным его положениям. Всего закон содержит 114 статей, поэтому информации для изучения много.

Порядок создания контрактной службы по 44 ФЗ

Для начала необходимо разобраться в понятии контрактной службы по ФЗ 44. Контрактная служба — это группа специалистов, которая отвечает за реализацию всего цикла госзакупок. Порядок ее создания прописан в статье 38 главы 3 об осуществлении закупок закона ФЗ 44.

Вам будет интересно; ФЗ 220 в последней редакции

Если за год объем госзакупок согласно графику составил более 100 млн рублей, заказчик обязан создать контрактную службу. Выделять ее в качестве отдельного структурного подразделения организации закон не обязывает (ч. 1 ст. 38 ФЗ 44).

Последние изменения в законе о службе по контракту в России читайте

Если же итоговый годовой объем госзакупок не превысил указанной суммы, заказчик вправе самостоятельно решать — создать контрактную службу или назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупок и исполнение контракта, т. е. контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 ФЗ 44).

Требования к контрактной службе согласно закону

Контрактный управляющий и абсолютно все работники контрактной службы, вне зависимости от выполняемых ими функций, должны иметь высшее образование. Сотрудник, не имеющий высшего образования, для получения допуска к госзакупкам должен получить дополнительное профильное образование (ч. 6 ст. 38 ФЗ 44). Речь идет о специальных курсах повышения квалификации.

К числу принципов деятельности контрактной службы относят:

  • Привлечение высококвалифицированных кадров со специальными знаниями и опытом в области госзакупок;
  • Свободный доступ к сведениям о совершенных действиях и достигнутых результатах;
  • Подписание контрактов на выгодных условиях, обеспечивающих эффективность;
  • Соблюдение законодательства;
  • Личная ответственность.

В своей деятельности контрактная служба обязана руководствоваться нормативно-правовым законодательством России: Конституцией РФ, непосредственно законом 44-ФЗ, гражданским и бюджетным законодательством, иными актами (постановлениями правительства, приказами министерства и пр.) и регламентом самого заказчика.

Вам будет интересно: ФЗ 161 в последней редакции. подробности

Состав

Как уже было сказано, обслуживать закупки поставщика, итоговый годовой объем госзакупок которого не превышает ста миллионов рублей, может одно должностное лицо — контрактный управляющий.

Если же сумма, приходящаяся на госзакупки, выше — заказчик обязан организовать контрактную службу. Структура и численность ее работников определяется самим заказчиком, однако минимальный состав ограничен двумя сотрудниками . Данное условие продиктовано типовым положением.

Контрактная служба может быть создана в качестве специального отдела, так и путем утверждения постоянного состава работников, выполняющих соответствующие функции. Вне зависимости от способа формирования контрактной службы, ее должен возглавлять руководитель, который определяет служебные обязанности и личную ответственность каждого из своих подчиненных.

Регламент, устанавливающий правила организации деятельности контрактной службы заказчика при планировании и проведении закупок товаров, работ и услуг, должен основываться на типовом положении, разработанном Министерством экономического развития России — федеральным органом исполнительной власти, регулирующим контрактную систему в сфере закупок (ч. 3 ст. 38 ФЗ 44).

Данный документ в значительной степени дублирует суть и содержание статьи 38 ФЗ-44. В регламенте деятельности службы содержатся дополнительно следующие сведения:

  • Общие положения: цели и условия создания, законодательная база, принципы функционирования, структура, численность и обязанности сотрудников;
  • Полномочия при осуществлении обязанностей и функций;
  • Ответственность работников службы.

Законом предусмотрена возможность централизации закупок путем создания специального органа или учреждения, задача которых состоит в определении поставщиков для заказчика (ч. 1 ст. 26 ФЗ 44). Однако все остальные полномочия, осуществляемые в процессе проведения закупок, такие как обоснование закупок, определение условий (в том числе цены) и подписание контракта и др., должны осуществляться заказчиком и его контрактной службой. Последняя несет ответственность исключительно в рамках собственных полномочий (ч. 5 ст. 38 ФЗ 44).

Скачать ФЗ 44 с последними изменениями

Крупному государственному заказчику необходимо иметь команду специалистов, сопровождающую контракт на всех этапах. Создание контрактной службы делает процесс проведения госзакупок эффективным и надежным.

Предлагаем вам от 05.04.2013 N 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции.

В 2015 году СГОЗ нашего учреждения превысил 100 млн руб. Возникла обязанность создать контрактную службу. Региональное министерство в соответствии с финансированием установило требование к количеству сотрудников в подразделении - не более трех человек. Раньше я справлялась с закупками самостоятельно, а тут пришлось искать, кого включить в контрактную службу. При этом дополнительных штатных единиц в учреждении предусмотрено не было. Время поджимало, закупки проводить без контрактной службы мы не могли. Чтобы выполнить формальное требование, мы включили бухгалтера, экономиста и программиста в состав службы. Руководителем контрактной службы назначили меня. И тут начались проблемы.
Бухгалтер отказалась работать в контрактной службе, сослалась на загрузку и невыполнение нами стандартного порядка - мы не предупредили сотрудников заранее, не внесли изменения в трудовые договоры и должностные инструкции. Следовательно, я, как руководитель, была не вправе требовать от сотрудников заниматься закупками и отвечать перед контролерами. В итоге, чтобы соблюсти все требования, нам пришлось задержать закупки на два месяца - срок, за который необходимо предупредить работников об изменениях. После неудачного опыта мы прошли все этапы официального согласования с сотрудниками, подготовили шаблоны и схему создания контрактной службы. Поделюсь своим опытом.
Первое: за два месяца до начала работы контрактной службы предупредите сотрудников, которые уже заняты в организации, об изменении трудовой функции. Второе: внесите изменения в трудовые договоры и должностные инструкции , издайте приказ о переводе в другое структурное подразделение, где закрепили персональные обязанности сотрудников контрактной службы. Третье: чтобы распределить обязанности, издайте приказ и разработайте , за основу возьмите . Типовое положение дополните необходимыми обязанностями и правами. Например, пропишите:

Главный вывод из ситуации, который я для себя вынесла, - работа руководителя не только в распределении задач, но и в правильном планировании. Мало решить, кто выполняет ту или иную функцию, важно правильно и заранее оформить решение. Чтобы вам было проще, поделюсь шаблонами, которые помогли и мне:
приказ о создании контрактной службы ;
извещение для сотрудника об изменении трудовых функций ;
приказ об изменении должностной инструкции ;
дополнительное соглашение к трудовому договору ;
Положение о контрактной службе ;
приказ о распределении обязанностей между работниками контрактной службы .
Поможет также рекомендация Системы Госзаказ: Как создать контрактную службу .
Мало передать функцию, важно подготовить сотрудников для новых задач. Для этого направьте работников на повышение квалификации.


Можно ли в каждом филиале создать свою контрактную службу

В 2016 году руководитель нашего медучреждения решил открыть филиал. К тому моменту у организации уже была контрактная служба как отдельное подразделение. Однако для нового филиала главный врач предлагал создать отдельную контрактную службу, которая бы занималась только закупками филиала. Предполагалось, что так будет проще отслеживать закупки. Поскольку в уже созданной контрактной службе юриста не было, руководитель подразделения обратился ко мне за консультацией.
Я, как юрист, пояснила, что создать несколько контрактных служб для одного заказчика нельзя. Филиал - не юридическое лицо. Филиалы действуют на основании положений, которые утверждает юрлицо, создавшее филиал. То есть филиал не является самостоятельным заказчиком по смыслу Закона № 44-ФЗ . Кроме того, Закон № 44-ФЗ и приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 не предусматривают создание нескольких контрактных служб одним заказчиком.
Расскажу, как мы наладили работу одной контрактной службы для всех филиалов. В каждом филиале есть сотрудники, которые входят в состав контрактной службы и отвечают за закупки для филиала. В частности, работники филиала формируют потребности на следующий год в момент, когда контрактная служба готовит проект плана закупок - у нас это август текущего года, готовят техзадания, входят в приемочную комиссию, выполняют другие задачи. При этом отдельной службы для каждого филиала нет. Одна контрактная служба самостоятельно ведет план закупок и план-график, проводит закупки для собственных нужд и для нужд филиалов.
Сейчас у нас уже три филиала и одна контрактная служба. Меня взяли в контрактную службу как юриста. Я помогла наладить работу филиалов и сейчас занимаюсь претензионной работой.

Сколько человек включить в контрактную службу

С самого начала действия Закона № 44-ФЗ мы решили, что создаем контрактную службу. При этом знали, что в контрактную службу должно входить не менее двух человек, а максимальное количество людей заказчик определяет самостоятельно с учетом потребностей и финансовых возможностей. Поскольку конкурентные закупки проводили уже тогда, но только по Закону № 94-ФЗ, в контрактную службу взяли двух специалистов, которые на тот момент занимались закупками. В ходе работы Закон № 44-ФЗ претерпевал изменения, требования к сотрудникам контрактной службы также менялись, и мы поняли, что двух человек мало.
Сейчас наша контрактная служба состоит из четырех человек и руководителя. Поделюсь опытом, почему приняли решение расшириться именно до пяти сотрудников.
Когда определяли численность, исходили из общего финансового объема закупок и количества контрактов за последний год. При этом учли, что внебюджетные деньги также будем тратить по Закону № 44-ФЗ. Из опыта работы понимали, что один человек проводит 15 конкурентных закупок в месяц. Посчитали, что при наших объемах нужно три человека только на конкурентные закупки. На контракты с единственным поставщиком выделили отдельно сотрудника. Решили, что руководитель контрактной службы должен готовить план и план-график закупок, проверять все технические задания от сотрудников, контролировать работу подразделения, разрабатывать регламенты, заниматься организационной работой.
От себя дам совет: когда сомневаетесь, сколько человек взять, например, троих или четверых, остановитесь на меньшей цифре. В ходе работы станет ясно, справляются ли сотрудники с функционалом. Возможно, придется искать еще людей или предложить дополнительный функционал тем, кто уже работает. В любом случае работодателю проще найти еще одного человека, чем уволить того, что уже взял. К тому же дополнительный функционал - это дополнительная оплата для работника. Также полезными будут материалы от Системы Госзаказ:


Нужна ли каждому сотруднику ЭЦП

Когда создали контрактную службу, столкнулись с проблемой: делать ли каждому сотруднику ЭЦП или все документы подписать цифровой подписью руководителя. В итоге для себя решили сделать ЭЦП каждому работнику контрактной службы. Своей ЭЦП работник подписывает документы, которые создает в ЕИС, как правило, это извещения и отчеты. При этом контракты подписываем ЭЦП руководителя и только когда директор на рабочем месте. Расскажу, чем руководствовались.
Штрафы в закупках высокие, а каждый работник отвечает за свои конкретные задачи. Чтобы не возникло споров, кто из сотрудников нарушил закон, решили, что ЭЦП послужит доказательством, кто конкретно составил неверный документ или нарушил сроки. Кроме того, сотрудник, который ставит свою подпись под документом в ЕИС, мотивирован работать ответственно. Поэтому советую каждому работнику сделать ЭЦП.
При подписании контракта другое правило. Предложите руководителю два варианта: подписать контракт на электронной площадке своей усиленной электронной подписью либо отдельным приказом или доверенностью наделить руководителя контрактной службы полномочием подписывать контракты от имени заказчика. Если подпись ставит руководитель заказчика, в преамбуле документа укажите, что контракт подписывает заказчик в лице руководителя, действующего на основании положения или устава. При этом контракт подписывают ЭЦП руководителя. Допустим, по решению заказчика руководителя контрактной службы наделили правом подписывать контракт на электронных площадках от имени юрлица. Тогда в преамбуле контракта укажите, что документ подписывает заказчик в лице руководителя контрактной службы. Укажите реквизиты доверенности. Только при соблюдении этих условий контракт можно подписать усиленной электронной подписью руководителя контрактной службы.
Получить электронную подпись с первого раза поможет пошаговая инструкция .

Может ли юрист входить в контрактную службу и при этом заниматься работой, которая не связана с 44-ФЗ

Да, руководитель приказом вправе возложить функции работника контрактной службы на отдельных сотрудников, например на юриста. В контрактную службу нашей организации входило три работника. При этом ни у одного из сотрудников не было юридического образования. Когда дело доходило до претензионной работы, возникали трудности - работник контрактной службы не мог составить иск или жалобу. Штатные юристы от процедур в рамках Закона № 44-ФЗ отказывались, поскольку нагрузка в рамках основной работы высокая, а в должностной инструкции работы по 44-ФЗ не прописано.
Чтобы решить проблему, руководитель возложил всю претензионную работу на юридический отдел. Начальника юротдела включили в контрактную службы. Формально все специалисты юридического отдела не входят в состав контрактной службы, поэтому за претензионную работу в рамках Закона № 44-ФЗ отвечает только руководитель. Теперь у контрактной службы нашей организации проблем с юридической помощью в рамках Закона № 44-ФЗ нет.
Допустим, решили последовать нашему примеру - включить юриста в состав контрактной службы и при этом изменить или расширить трудовые функции работника. Тогда с согласия работника внесите изменения в должностную инструкцию .

Кто отвечает за техзадание

Когда контрактная служба начала функционировать, столкнулись с проблемой — сотрудникам подразделения не под силу делать все технические задания, на это недостаточно ни времени, ни квалификации. Тогда решили, что у нас в организации за разработку техзадания будет отвечать инициатор закупки . Расскажу, как реализовали идею.
Мы создали контрактную службу без формирования отдельного подразделения. В службу входят сотрудники из разных отделов, например, начальник отдела закупок, начальник отдела снабжения, начальник информационного отдела. Сотрудник отдела разрабатывает техзадание по своему направлению деятельности. Например, работник отдела снабжения разрабатывает техзадание на поставку канцтоваров, айтишники - на поставку компьютеров и т. д. Я, как руководитель отдела закупок, проверяю, отвечает ли описание объекта закупки в техзадании требованиям Закона № 44-ФЗ.
У нас заведено так, и это работает: человек, который формирует техническое задание, входит в приемочную комиссию.

У каждого из сотрудников контрактной службы своя специализация. Как обеспечить взаимозаменяемость

В нашей организации каждый специалист контрактной службы занят конкретной задачей, например: один планирует, другой размещает извещения в ЕИС и принимает заявки, третий занимается контрактами с едпоставщиком. Когда один из сотрудников заболевал или уходил в отпуск, направление простаивало - никто не знал, как делать работу другого. Такая же проблема была и с членами единой комиссии. Случалось, что во время заседания больше половины комиссии уходило в отпуска. Мы решили проблему в три этапа.
Обучаем сотрудников контрактной службы всем процессам и придерживаемся принципа взаимозаменяемости. Так сотрудники еще и развиваются, что предполагает карьерный рост.
Обучаем работников на курсах повышения квалификации и в процессе работы. Узнаем, когда специалист уходит в отпуск, и заранее, например за месяц, посвящаем других в ключевые задачи, которые им придется выполнять во время отпуска сотрудника. Поскольку все процедуры проходят в рамках плана-графика, выявить предстоящий объем не составляет труда. За замещение должности доплачиваем - это дополнительный стимул.
Чтобы организовать процесс обучения, придерживайтесь схемы:

  1. Ознакомьтесь с профстандартами в закупках, определитесь, по какой программе обучите сотрудников - Как применять профстандарты: переподготовка и аттестация сотрудников .
  2. Посмотрите советы по обучению от Высшей школы Госзакупок: Как повысить квалификацию или пройти переподготовку в Высшей школе Госзакупок .
  3. Решите, каким способом закупите образовательные услуги, проведите процедуру: Как закупить образовательные услуги .
Следим за графиком отпусков членов комиссии , создаем комиссию в новом составе на период отпусков. На время отпуска основного сотрудника членом комиссии назначаем специалиста контрактной службы, опять же, доплатив за функционал .
Кто может быть членом комиссии по закупкам, смотрите в рекомендации .
Разработали регламент , где расписали порядок , в котором взаимодействуют работники контрактной службы между собой.

Как быть, если не выделили деньги на обучение контрактной службы

В 2016 году мы проверили образование работников контрактной службы и обнаружили, что большинство людей обучено по Закону № 94-ФЗ. Встала задача - переобучить персонал. Нам не выделяют бюджетных средств на обучение контрактной службы. Поэтому мы обучили работников за счет приносящей доход деятельности. Один из работников контрактной службы пришел к нам в 2017 году уже с дипломом о профпереподготовке. Теперь все специалисты, которые занимаются закупками в нашей организации, отвечают профстандартам и требованиям закона.
Дам совет организациям, у которых внебюджета недостаточно. Есть способ снизить расходы - отучиться 16 часов, а не 108. Срок в 16 часов установило Минобрнауки России (п. 12 Порядка, утвержденного приказом от 1 июля 2013 г. № 499 ).
Чтобы получить дополнительное профобразование, работник проходит программу повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Минэкономразвития и Минобрнауки России разработали методические рекомендации для организаций, которые готовят программы допобразования в закупках. В методических рекомендациях указано, что минимальный срок, который необходим, чтобы освоить программу, - 108 часов. Если обучается руководитель организации-заказчика, срок можно снизить до 40 часов. В то же время методические рекомендации применять не обязательно - документ носит рекомендательный характер. Образовательное учреждение самостоятельно рассчитывает количество часов, за которое студенты осваивают программу. Поэтому работникам контрактной службы достаточно переучиться в объеме 16 часов. Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России в письмах от 11 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15401 , от 25 марта 2016 г. № ОГ-Д28-3885 .
Чтобы было проще решить, на какие курсы пойти, и провести закупку, воспользуйтесь рекомендациями Системы Госзаказ:

Как избежать текучки кадров из-за маленьких зарплат


Контрактная служба нашей организации столкнулась с проблемой - зарплаты маленькие, а штрафы большие. В результате - текучка кадров.
Мы решили удерживать специалистов доплатами. Стимулируем за то, что сотрудник качественно исполняет должностные обязанности. Премию платим в соответствии с действующими локальными актами о премировании. Порядок дополнительного материального стимулирования закрепили в положении о контрактной службе . Еще доплачиваем за материальную ответственность и присутствие в комиссии. Теперь сотрудники от нас не уходят и заинтересованы в дополнительной нагрузке.
Из своего опыта посоветую пять способов поощрить специалиста контрактной службы. Выбирайте, какой из способов подходит именно вам.
Способ 1. Доплачивайте за совмещение должностей
Допустим, работник совмещает свою основную должность, например юрист, экономист, бухгалтер, и должность сотрудника контрактной службы. Трудовое законодательство позволяет доплачивать работнику (письмо Минэкономразвития России от 30 декабря 2015 г. № Д28и-3860 ).
Чтобы оплатить дополнительную работу, оформите совмещение должностей или внутреннее совместительство.
Способ Условия Оплата
Совмещение должностей Приказ руководителя, письменное согласие работника в виде дополнительного соглашения к трудовому договору. Работу сотрудника контрактной службы человек выполняет в течение рабочего дня Размер доплаты устанавливают в твердой денежной сумме либо в процентах от тарифной ставки или оклада
Внутреннее совместительство Отдельный трудовой договор с работником, все документы, которые предусмотрены при приеме на работу. Работу сотрудника контрактной службы человек выполняет в свободное от основной работы время Оплату устанавливают в трудовом договоре. При увольнении сотруднику положена компенсация за неиспользованный отпуск
Удобнее выбрать совмещение должностей, тогда не придется заключать трудовой договор. Кроме того, размер доплаты не ограничен ни минимальным, ни максимальным уровнем. Чтобы оформить совмещение, оформите дополнительное соглашение к трудовому договору. В документе пропишите:
  • работу, которую сотрудник будет выполнять дополнительно, ее содержание и объем;
  • срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу;
  • размер доплаты за совмещение должностей.
Например, включите в допсоглашение такую формулировку:

На основе заключенного соглашения издайте приказ о совмещении. Типовая форма документа не предусмотрена, поэтому составьте приказ в произвольной форме.
Требования к оформлению совмещения предусмотрены в статье 60.2 Трудового кодекса РФ.
Способ 2. Выпишите премию
Основание для премии - качественное исполнение работником должностных обязанностей. Премию выпишите в соответствии с действующими локальными актами о премировании в пределах бюджетных денег на оплату труда. Платить работнику за счет экономии на закупке нельзя. Порядок дополнительного материального стимулирования закрепите в положении о контрактной службе, например, так:

Способ 3. Заплатите стимулирующую надбавку
Работодатель вправе установить стимулирующую надбавку за интенсивность и высокие результаты работы. Утвердите в организации систему критериев и показателей эффективности контрактной службы, например:

  • своевременная и оперативная работа по подготовке необходимой документации для проведения закупок и торгов;
  • подготовка оперативной, в том числе внеплановой, отчетности и информации;
  • соблюдение сроков подготовки и передачи проектов контрактов;
  • соблюдение сроков обработки протоколов разногласий.
Способ 4. Оплатите дополнительную работу
Если дополнительные функции работника контрактной службы не закреплены в должностной инструкции, то речь идет о дополнительной работе. Оформите увеличение объема работы как расширение зоны обслуживания. Расширение зоны обслуживания - выполнение наряду со своей основной работой по трудовому договору дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ ).
За дополнительную работу установите дополнительную оплату. Размер доплаты определите по соглашению сторон. Для этого составьте приказ и дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 60.2 , 151 Трудового кодекса РФ).
Способ 5. Оплатите сверхурочную работу
Допустим, сотрудник контрактной службы задерживается на работе, когда надо оперативно провести конкурентную закупку. Оплатите дополнительное время как сверхурочную работу - издайте приказ и получите согласие сотрудника контрактной службы. Согласие оформите в виде заявления.

Порядок прописан в статьях 99 , 149 Трудового кодекса РФ.
Первые два часа переработки оплатите не менее чем в полуторном размере, последующие часы - не менее чем в двойном . При этом в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре вы вправе определить конкретный размер доплаты (ст. 152 Трудового кодекса РФ ).

Кто платит штраф за сотрудника, который уволился

Во время плановой проверки нашей организации контролеры выявили нарушения, которые совершил уволившийся перед проверкой сотрудник. Административное производство ведут в отношении работника, который совершил правонарушение, ведь увольнение - не основание освободить от штрафа. Однако в нашем случае штраф заплатил руководитель, так как в должностной инструкции бывшего сотрудника работодатель ответственность не установил. После такого опыта мы внесли в должностные инструкции работников контрактной службы изменения - прописали ответственность. Теперь за нарушение платит сам сотрудник, а не руководитель. При этом не нужно волноваться, когда сотрудник увольняется. Если ответственность прописали в должностной инструкции - накажут в любом случае виновного.
Чтобы не столкнуться с проблемой нашей организации, посоветую уже сейчас проделать четыре шага из инструкции:
1. Пересмотрите должностные инструкции работников контрактной службы.
2. Если в должностной инструкции нет пункта об ответственности, внесите его, например, так:
3. Предупредите сотрудника о том, что вносите изменения в должностную инструкцию - составьте уведомление .
4. Правки в должностную инструкцию внесите приказом .

Внимание: срок исковой давности - один год с момента, когда работник нарушил закон (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ).

Должностные инструкции с учетом профстандартов 2016-2017

Образец должностной инструкции руководителя контрактной службы

Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Специалист в сфере закупок

1. Общие положения

1.1. На должность руководителя контрактной службы принимается лицо, имеющее:

1) высшее образование (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки в сфере закупок;

2) стаж работы в сфере закупок не менее 4 лет.

1.2. Руководитель контрактной службы должен знать:

1) требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;

2) основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам;

3) основы антимонопольного законодательства;

4) экономические основы ценообразования;

5) основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам;

6) основы статистики в части применения к закупкам;

7) особенности ценообразования на рынке (по направлениям);

8) особенности составления закупочной документации;

9) порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям);

10) правоприменительную практику в сфере логистики и закупочной деятельности;

11) методологию проведения:

Проверки (экспертизы) закупочной процедуры и документации;

Экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;

12) порядок составления документа в виде заключения по результатам проверки (экспертизы) закупочной процедуры и документации;

13) особенности подготовки документов для претензионной работы;

14) этику делового общения и правила ведения переговоров;

15) дисциплину труда;

16) Правила внутреннего трудового распорядка;

17) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

18) ……… (другие документы, материалы и т.д.)

1.3. Руководитель контрактной службы должен уметь:

1) использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций;

2) вести переговоры, анализировать данные о ходе исполнения обязательств;

3) организовывать и проводить процедуры привлечения экспертов, экспертных организаций;

4) производить проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;

5) применять меры ответственности и совершать иные действия в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

6) привлекать сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;

7) составлять и оформлять по результатам проверки документы;

8) ……… (другие навыки и умения)

1.4. Руководитель контрактной службы в своей деятельности руководствуется:

1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд";

2) ……… (наименование учредительного документа)

3) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

4) настоящей должностной инструкцией;

5) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)

1.5. Руководитель контрактной службы подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.6. Руководитель контрактной службы осуществляет руководство ……… (наименование структурного подразделения или направления деятельности в рамках которого организована группа подчиненных работников)

1.7. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта:

1) проверка соблюдения условий контракта;

2) проверка качества представленных товаров, работ, услуг.

2.2. Руководство подчиненными работниками.

2.3. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Руководитель контрактной службы исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции проверка соблюдения условий контракта:

1) получает информацию о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;

2) осуществляет проверку на достоверность полученной информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;

3) осуществляет организацию процедуры приемки отдельных этапов исполнения контракта и создание приемочной комиссии;

4) привлекает экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;

5) взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;

6) применяет меры ответственности и совершает иные действия в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, в том числе организовывает включение в реестр недобросовестных поставщиков.

3.1.2. В рамках трудовой функции проверка качества представленных товаров, работ, услуг:

1) осуществляет проверку соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;

2) осуществляет проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;

3) организовывает процедуры приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и создает приемочную комиссию;

4) привлекает сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;

5) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и для выполнения претензионной работы;

6) составляет и оформляет по результатам проверки документы.

3.1.3. В рамках трудовой функции руководство подчиненными работниками:

1) распределяет трудовые функции, служебные задания между подчиненными работниками и осуществляет контроль за их выполнением;

2) оказывает подчиненным работникам консультативную поддержку, дает разъяснения и указания в рамках выполнения трудовых функций подчиненными работниками;

3) обеспечивает в отношении подчиненных работников соблюдение трудового законодательства и законодательства об охране труда, создание условий труда, отвечающих установленным требованиям;

4) разрешает конфликтные ситуации между подчиненными работниками;

5) ……… (другие обязанности)

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.5. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих должностных обязанностей ведущий специалист по закупкам должен соблюдать следующие этические нормы:

1) соблюдать конфиденциальность информации;

2) соблюдать этику делового общения;

3) занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;

4) не разглашать материалы рабочих исследований;

5) не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;

6) не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;

7) не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Руководитель контрактной службы имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Руководитель контрактной службы привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок;

За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, - в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;

За причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.09.2015 N 625н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

Похожие статьи