Правила соревнований по фехтованию на шпагах. Наиболее важные правила ведения фехтовального поединка (обобщение). §1. Общие положения

19.06.2023

О плюсах и минусах, какие существуют медицинские противопоказания, как выбрать секцию, сколько стоят занятия - читайте в статье.

Фехтование пришло из глубины веков и сформировалось в элегантный вид спорта. Это спортивное единоборство с применением оружия. Соперники стремятся нанести друг другу больше ударов (уколов), соблюдая при этом правила борьбы.

Фехтование считается благородным видом спорта и воспитывает у ребенка качества, которые могут пригодиться не только в турнире, но и в повседневной жизни: наблюдательность; способность анализировать ситуацию и быстро принимать решения; упорство и сила воли.

Со скольки лет?

Начать заниматься фехтованием можно в 6 - 8 лет, не ранее, так как для этого вида спорта нужна хорошая реакция, развитая скорость и тактическое мышление. Эти качества формируются у детей постепенно. Обладая определенной сноровкой и смекалкой, можно смело идти в фехтовальщики.

Медицинские противопоказания

Заниматься фехтованием нежелательно при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, после травм, при проблемах с позвоночником, спиной или суставами; при хронических заболеваниях внутренних органов, астме. Основные нагрузки при фехтовании идут на ноги (ахиллы, колени, икроножные мышцы) и мышцы спины, поэтому особое внимание следует обратить на здоровье этих органов.

Противопоказаниями также могут служить нервные расстройства, тяжелые психосоматические заболевания.

Так как фехтование предполагает усиленную концентрацию внимания и постоянное перемещение взгляда, заниматься фехтованием не рекомендуется, если у ребенка есть проблемы со зрением. Во время тренировок идет большая нагрузка на глаза, поэтому прежде чем записаться в секцию, рекомендуется проконсультироваться с офтальмологом. Если есть какие-либо нарушения органов зрения, тренировки могут только навредить.

Фехтование предполагает работу всего организма, поэтому перед тем, как начать заниматься, лучше проконсультироваться с врачом-педиатром.

Узнать подробнее об .

Мальчики и девочки

В фехтовании нет разделения по половому признаку. Поэтому смело можно сказать, что это универсальный вид спорта, подходящий и для девочек, и для мальчиков. Успехов в фехтовании могут добиваться и те и другие и даже соперничать между собой.

Плюсы

Интеллектуальное развитие

Эта игра положительно влияет не только на физиологическое развитие ребенка, но и на его интеллект. Развивается быстрота реакции, скорость мышления и аналитические качества. Во время игры нужно быть всегда начеку и быстро прогнозировать ход противника. Нужно, наблюдая за оппонентом, выявить его слабые места и построить выигрышную для себя линию игры.

Интересный факт! Бывшие советские фехтовальщики в 90-е годы во время приватизационных схваток и бизнес-войн добились значительных успехов, проявив смекалку.

Физическое развитие

Фехтование не является травмоопасным видом спорта и положительно влияет на многие системы организма:

  • Это отличная кардио нагрузка. Фехтование благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему.
  • Организм становится выносливым и закаленным, повышается иммунитет.
  • Тренируется дыхательная система.
  • Фехтование полезно для нервной системы: выплеск эмоций во время поединка позволяет организму справляться со стрессами, нервозностью и плохим настроением.
  • Развивается самоконтроль и стрессоустойчивость.
  • Тренируются все группы мышц.
  • Улучшается координация движений, ловкость и быстрота реакций.

Минусы

Обучение фехтованию должно начинаться с азов. Миновать их нельзя, так как знание того, как правильно ставить шаг, держать оружие, правильно наносить удар и двигаться во время фехтования - залог безопасной игры. Всему этому должен обучить . Невыполнение базовых техник грозит получением травм, растяжением мышц и связок.

Также важно во время тренировок и турниров надевать специальную защитную экипировку: фехтовальную куртку (ворот должен быть поднят и защищать шею), маску и перчатку. Несоблюдение спортивного аутфита и правил безопасности также грозит получению травм во время игры.

Фехтование может влиять на неправильное формирование фигуры. Это связано с тем, что нагрузка во время игры распределяется неравномерно: работа шпагой приходится только на одну сторону тела; все движения происходят под наклоном. Если заниматься фехтованием интенсивно, это может привести к развитию сколиоза (искривление позвоночника) и асимметрии тела (одно плечо может быть выше другого). При умеренных тренировках - пару раз в неделю, риск получить эти недуги - мал.

Еще один небольшой минус фехтования - гиперконцентрация. Ребенку во время игры постоянно нужно быть сконцентрированным и усиленно держать внимание. Это приводит к психологическому перенапряжению после которого требуется отдых.

Сколько стоят занятия?

Бесплатно заниматься фехтованием можно в детских спортивных комплексах, в домах спорта, в государственных учреждениях культуры и досуга.

В частных фехтовальных клубах занятия могут стоить от 3000 - 4000 рублей.

Также потребуется потратиться на экипировку. Для новичка на первое время достаточно будет иметь свою перчатку, которая стоит от 1000 рублей, всем остальным обеспечит тренер. В будущем придется приобрести защитный костюм (куртка и шлем), его стоимость - от 2500 рублей.

Как выбрать секцию?

Заниматься фехтованием можно во дворцах спорта; в отдельных фехтовальных клубах; в спортивных и фитнес клубах, где есть секция по фехтованию; в фехтовальных кружках при детских учебных заведениях, в детских центрах досуга.

Сходите на пробные занятия, пообщайтесь с другими родителями, тренерами, почитайте отзывы о заведении в интернете. Оцените плюсы и минусы по следующим параметрам: стоимость, нагрузки, удаленность от дома.

Особое внимание уделите тому, от чего в большей мере зависит безопасность и здоровье вашего ребенка - квалификации тренеров. Затем , наиболее подходящую вам и ребенку.

Подводим итог

Фехтование для детей бесспорно полезно, даже несмотря на некоторые минусы. Если заниматься умеренно, следить за правильным режимом и соблюдать правила безопасности, негативных последствий можно избежать.

Фехтованием можно заниматься бесплатно. Даже частные секции можно найти по доступной цене.

Фехтование уникально тем, что оно не только укрепляет все группы мышц и оказывает тонизирующее действие на организм, но и развивает интеллект. Это динамичный вид спорта, который улучшает координацию, ловкость, выносливость, а также воспитывает у ребенка качества, которые пригодятся ему в жизни: целеустремленность, силу воли, характер.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Поединки проводятся на фехтовальной дорожке длиной 14 м и шириной 1,5–2,00 м со специальной разметкой. На фехтовальной дорожке (поле боя) наносятся 5 линий перпендикулярных её длине. Центральная линия, Две линии начала боя, расположенных на расстоянии 2 м от центральной линии, Двух линий задних границ, на расстоянии в 7 м от средней линии. Так фехтовальщик, находясь перед началом боя в 2 м от центра имел 5 м для отступления 5 м. Кроме того, с каждой стороны дорожки – по всей ее ширине – выделяются (обычно контрастным цветом) отрезки длиной в 2 м: во время поединка это служит своеобразным предупреждением отступающему спортсмену, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов.

Электрофиксатор сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на его стороне раздается звуковой и зажигается световой сигнал. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные - белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы – это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену присуждается по уколу.

Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять, соответственно, не менее 4,9 Ньютона (500 гр) и 7,35 Ньютона (750 гр), а удар саблей, по правилам, должен быть доведен до конца: простое касание оружием зачетной зоны очков не приносит.

Перед началом поединка соперники встают на линии исходной позиции, повернувшись друг к другу боком – так, чтобы одна нога была впереди другой (за линией исходной позиции), – направив оружие в сторону противника и отведя свободную руку назад. Поединок начинается по команде судьи – и продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стой!» или не раздастся специальный сигнал, возвещающий об истечении времени боя (раунда). Возобновляется поединок тоже только по команде судьи.

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Перед началом боя судья дает спортсменам команду: «Ан гард!» - «К бою!», затем задает вопрос: «Эт ву прэ?» - «Вы готовы?» Получив ответ, судья командует: «Алле!» В случае остановки боя дается команда «Альт!» - «Стой!». Присуждение очков сопровождается словами: «А друат» - «Направо», «А гош» - «Налево» или «Ку дубль» - «Обоим». Недействительный удар обозначается фразой «Па конте» - «Не считать».

В случае начисления очка соперники возвращаются на исходные позиции, а при остановке боя без присуждения укола возобновляют его с того места, где он был остановлен.

В финальной стадии соревнований индивидуальные поединки делятся на три 3-минутных раунда с минутным перерывом между ними. Побеждает в бою спортсмен, первым набравший 15 очков (или же больше очков на момент истечения времени поединка). При ничейном – к моменту окончания боя – счете добавляется еще одна минута, и борьба идет до первого укола. Предварительно разыгрывается так называемый «приоритет»: проводится жеребьевка, определяющая победителя на случай, если никто из соперников не сможет нанести решающий укол в добавленную минуту.

В командных состязаниях каждый фехтовальщик должен провести поединок с каждым из трех участников команды-соперницы. Таким образом, матч между двумя командами состоит из 9 индивидуальных поединков. При этом первый бой заканчивается по достижении одной из сторон результата в 5 очков, второй – 10 и т.д. до 45 очков

Спортсмен, который первым начал нападение, считается атакующим, – соответственно, фехтовальщик, отбивший клинком оружие, считается защищающимся. По правилам, при одновременно завершаемых соперниками уколах/ударах преимущество имеет атаковавший. Приоритет действия попеременно переходит от одного соперника к другому. Когда электрофиксатор сигнализирует о нанесении укола (или удара) в поражаемую поверхность, рефери засчитывает его (если было соблюдено право атаки) или аннулирует (если приоритет был нарушен). При взаимных уколах (ударах) судья – в зависимости от ситуации – или засчитывает его одному из участников или аннулирует оба попадания.

Любой фехтовальный бой – это, прежде всего, взаимодействие клинков соперников с множеством тонких, хитроумных движений и приемов, что принципиально отличает фехтование от единоборств с применением тяжелых видов оружия. Если невозможна прямая атака, необходимо «нейтрализовать» оказавшееся на пути оружие соперника, например, используя перенос (нападение с обведением острия неприятельского клинка). Точно так же ликвидировать угрозу со стороны противника можно не только уклонением, но и силовым воздействием на его клинок, например, отбивом.

Часто используют в фехтовальном бою всевозможные обманные движения: маскировку (скрывающую как конкретные тактические намерения фехтовальщика, так и его состояние и боевые возможности в целом), финты (угрожающие движения оружием), вызов, провоцирующий соперника на определенные действия, и т.д.

После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.

В современном фехтовании в зависимости от вида оружия существуют различия в правилах, технике и тактике, которые во многом связаны с историей их происхождения. Спортивная сабля произошла от кавалерийского клинка: в конном поединке часто наносились рубящие удары – в основном до пояса, что и предопределило размер поражаемой поверхности и допустимые приемы атаки на соперника в поединке саблистов. Шпага – дуэльное по происхождению оружие. На дуэли укол в любую часть тела противника оказывался «результативным», при этом важно было нанести укол первым, не пропустив ответный выпад. По таким же правилам и принципам ведется сейчас шпажный бой. Самые «щадящие» условия борьбы у рапиристов. Ведь рапира и создавалась как исключительно тренировочное оружие. С рапиры начинали когда-то свое обучение все новички, она была единственным оружием, на котором дозволялось фехтовать женщинам, а благодаря малому весу с ней вполне могли управиться и дети. Понятие «тактической правоты» тоже возникло из практических потребностей тренировочного боя, готовившего человека к реальным боевым единоборствам: прежде, чем провести собственную атаку, надо отразить нападение противника.

Поражаемая поверхность.

В поединках на шпаге защитываются уколы острием любой части тела соперника, кроме не защищенного маской затылка.

В поединках на рапире защитываются уколы острием только в торс соперника спереди и сзади (выше пояса); голова, руки и ноги в нее не входят. В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются.

У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая торс (выше пояса), руки и голову (кроме затылка). Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом – в отличие от поединка рапиристов – не останавливается.

В бою рапиристов и саблистов судья может засчитать и укол, нанесенный вне зачетной зоны, – в случае, если защищающийся спортсмен намеренно прикрыл поражаемую поверхность какой-либо «непоражаемой» частью тела (например, ногой). Правилами запрещено также намеренно касаться оружием любой проводящей поверхности (включая собственный костюм), чтобы вызвать «ложное» срабатывание регистрирующей системы – и тем самым избежать укола со стороны соперника.

Правила судейства.

В фехтовании на всех видах оружия различают возрастные группы и спортивные разряды.
Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).
Спортивные разряды.
В зависимости от спортивных результатов школьникам и подросткам могут быть присуждены III, II и I спортивные разряды.
Юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.
Время боя и количество уколов (ударов).
Если соревнования проводятся по круговой системе, то чистое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов. В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехтованию соревнования проводятся по системе прямого выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а женщины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин.
Если один из спортсменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении времени боя на рапирах и саблях соперники нанесли одинаковое количество уколов, то число уколов увеличивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до первого укола.
Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов увеличивается таким образом, чтобы у спортсмена, нанесшего большее количество уколов, их число соответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уколов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.
Нанесение уколов (ударов).
В фехтовании на рапирах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехтовании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, наносимые всем лезвием и частью обуха клинка. Удары (уколы) можно наносить только по поражаемой поверхности тела. Уколы (удары), пришедшиеся по непоражаемой части тела, лишь прерывают поединок.
В фехтовании существуют строгие правила ведения боя. На каждую атаку соперника фехтовальщик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать атаку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клинка соперника в линии атаки или останавливающими уколами и ударами в темп.
Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выполнения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав.
В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсменами, аннулируются. Во втором случае судья засчитывает укол спортсмена, который был тактически прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновременные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчитываются обоим фехтовальщикам.
Нарушение правил.
В случае неспортивного поведения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его снимают с соревнований. К подобным нарушениям относятся:
. любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение - в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий;
. отступление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение;
. преднамеренный выход за боковую линию дорожки;
. способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес;
. снаряжение или оружие, не соответствующее правилам;
. неспортивное поведение по отношению к судье.

Судейство

Все фехтовальные бои проводит арбитр, который руководит боем, про-веряет оружие, одежду и снаряжение участников перед началом каждого боя, присуждает уколы (удары) выносит предупреждения и наказания за наруше-ния, в соответствии с Правилами.

Для присуждения укола или удара аргументом для арбитра являются лишь показания электронного аппарата, фиксирующего уколы (удары).

Арбитр выполняет свои обязанности при помощи автоматического электрофиксатора уколов и, возможно, с помощью угловых судей (ассистен-тов), следящих за использованием невооруженной руки, закрыванием пора-жаемой поверхности, уколами в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и задние границы поля боя и другими нарушениями, предусмотрен-ными Правилами.

Судейство международных соревнований ведётся на французском язы-ке - официальном языке Международной федерации фехтования (FIE).

Перед началом боя арбитр дает команду «К бою!» («Ан гард!) и после получения ответа на вопрос: «Готовы?» («Эт ву прэ?») - дает команду начать бой: «Начинайте!» («Алле!»). Остановка боя происходит по команде арбитра «Стой!» («Альт!»). Арбитр присуждает уколы (удары) возгласами: «Напра-во» («Адруат»), «Налево» («Агош»), или не засчитывает, информируя воз-гласом «Не считать!» («Па Конте!»).

Арбитр анализирует схватки и объявляет о своих решениях при помо-щи жестов.

В фехтовании на рапирах и на саблях боевые схватки оцениваются с учетом тактической правоты действий участников поединков. Право атаки имеет фехтовальщик, атакующий противника, не успевающего отразить на-падение или опаздывающего выполнить встречное нападение. Если против-ник парировал атаку, то тактическая правота на выполнение ответного укола (удара) переходит к защитившемуся. Опередить начавшееся нападение уко-лом или ударом можно контратакой, которая выполняется по времени в пре-делах 120 миллисекунд (в сабле) и быстрее визуально устанавливаемого «темпа» (в рапире). Одновременно выполненные атаки оцениваются арбит-ром как обоюдные, и нанесенные уколы (удары) не засчитываются.

В фехтовании на шпагах отсутствует тактическая правота действий участников поединков. В случае одновременно зафиксированных нападений уколы присуждаются обоим участникам. Опередить нападение противника можно, если обоюдное действие выполнено быстрее на 40-50 миллисекунд.

Фехтование - это олимпийский вид спорта, суть которого заключается в ведении боя с использованием холодного оружия. Различают следующие виды спортивного фехтования: на рапирах, на саблях, на шпагах. Фехтовальщикам необходимо нанести укол сопернику и отражать или избегать уколов по себе. Соревнования по фехтованию проводятся как между мужчинами, так и между женщинами.

Международная федерация фехтования была основана 29 ноября 1913 в Париже. Сегодня она располагается в Лозанне (Швейцария). Федерация Фехтования России (ФФР) официальный сайт.

История возникновения и развития фехтования

Еще 3 тыс. лет назад египетский фараон Рамзес III устроил в честь победы над ливийцами турнир по фехтованию. На фресках тех времен отчетливо различается оружие очень похожее на современное, которое используется в фехтовании, а также маски защищающие лица. Помимо Египта соревнования устраивались также в Древней Греции, Индии, Риме, Китае и Японии.

В средние века фехтованием занимались в основном представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простые горожане и крестьяне фехтовали на палках, обитых железом или на алебардах.

Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке, примерно в тоже время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы. В это время популярность набирали такие виды оружия, которые могли проникнуть острием клинка в щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

Первые соревнования по фехтованию (в современной их трактовке) были проведены в 1986 году в Будапеште.

9 ноября 1913 года в Париже была создана Международной федерации фехтования. В 1914 году были сформулированы первые международные правила. В 1921 году в Париже под её эгидой был организован первый международный турнир, который позже получил статус чемпионата мира. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года.

Первый Чемпионат Европы был проведен в 1981 году под эгидой Европейской конфедерацией фехтования, а с 1972 года стал проводиться Кубок мира по фехтованию.

Правила фехтования

Перед началом поединка оружие должно быть проверено на жесткость, длину, наличие микротрещин, а экипировка и маска должна быть проверена на прочность и электропроводимость.

Победа в поединке присуждается спортсмену, который первым нанесет определенное количество уколов сопернику или нанесет большее их количество за отведенное время. Все уколы фиксируются специальной электронной системой, после фиксации укола раздается звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Арбитр может не засчитать укол или удар, если он был нанесен с нарушением правил. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается, был ли укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность.

За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.

Фехтовальная дорожка

Фехтовальная дорожка имеет размеры 14 метров в дину и 1,5 - 2 метра в ширину. Она изготовлена из электропроводящего материала и изолирована от системы регистрирующей уколы и удары. На дорожке нанесена следующая разметка:

  • центральная линия;
  • 2 линии исходной позиции (на расстоянии 2 метров от центральной линии);
  • боковые границы дорожки;
  • задние границы дорожки.

С каждой стороны дорожки обозначены двухметровые отрезки (по всей ширине), которые предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Фехтовальная экипировка

Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Рассмотрим виды оружия которые используются в фехтовании (отличия):

  • Рапира - колющее холодное оружие с гибким клинком. Длина рапиры варьируется от 90 до 110 сантиметров, а масса рапиры равна 500 гр. Для защиты рук спортсменов, в рапире предусмотрена гарда диаметром 12 сантиметров.
  • Шпага - колющее холодное оружие, по конструкции очень похожее на рапиру. В отличие от рапиры у шпаги более жесткий клинок (трехгранное сечение) и она на 270 грамм тяжелее. Гарда, защищающая руки спортсмена равна 13,5 сантиметров в диаметре.
  • Сабля — рубяще-колющее холодное оружие трапециевидного сечения длиной до 105 см и массой 500 г.

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.


Этот вид спорта берет свое начало в глубокой древности. В древней Греции и Риме фехтование было обязательным этапом в подготовке воинов. А в средние века оно стало непременным атрибутом рыцарей. На средневековых изображениях, сохранившихся до наших дней, можно увидеть уроки по обучению рыцарей фехтованию и поединки между ними. Тогда не было учебного оружия, и обучение проводилось на боевом.

Уже с пятнадцатого века для этих целей стали использовать рапиру. Когда люди изобрели огнестрельное оружие, такие качества, как сила, отошли на задний план, но ловкость осталась актуальной для воинов. Это качество совершенствовалось с помощью специальных упражнений и в начале пятнадцатого века в Испании появилось фехтовальное искусство. Постепенно, фехтование становилось популярным в других странах Европы: в Италии и Франции.

Во Франции мушкетеры короля были особенно искусными фехтовальщиками. В России фехтование, было признано видом спорта, в конце семнадцатого века при Петре. Его называли «рапирная наука» и оно было обязательной дисциплиной в военных дворянских учебных заведениях.

Начиная с середины восемнадцатого века, фехтование преподавали во всех учебных заведениях России военной направленности. Первый чемпионат России по фехтованию состоялся в 1860 году, но чтобы получить звание чемпиона, следовало два года подряд одержать первенство. В соревнованиях принимали участие, в основном, офицеры и те, кто обучался этой науке в частных школах. Сейчас существуют несколько видов фехтования: спортивное, спортивно-прикладное, сценическое. В прошлом веке, в самом его начале, стали открываться специальные курсы, которые обучали преподавателей фехтования.

А в 1960 году Советский Союз стал одним из лидеров мирового фехтования. Согласно статистическим данным, в конце двадцатого века в России этим видом спорта занимались около восьми тысяч человек. Сейчас проводятся такие соревнования, как: чемпионат Российской Федерации, соревнования на Кубок России, кроме того, первенства среди юных спортсменов. Ежегодно Федерация фехтования России организует три больших турнира международного значения, которые входят в систему Кубка мира ФИЕ. Такие как: «Рапира Санкт-Петербурга» (мужской турнир по рапире); «Сабля Москвы» (мужской турнир по сабле) и Кубок России (женский турнир по рапире).

Оружие для фехтования.

Сабля спортивная.

Иначе говоря, эспадрон. Это оружие применяют для спортивного фехтования. Саблей наносят колющие и рубящие удары. Клинок сабли выполнен из стали, в сечении он имеет форму трапеции. Длина спортивного эспадрона составляет 105 см, а вес – не более 0,5 кг. Клинок у сабли длиной 88 см, шириной – 5 мм. Очень твердый клинок запрещен к применению. Гарда спортивной сабли имеет длину 15 см, ширину – 14 см. А длина рукояти эспадрона – не должна превышать 15 см плюс гайка, составляющая 15 мм.

Шпага спортивная

Спортивная шпага представляет собой клинок, имеющий трехгранное сечение и эфес. Клинок имеет один или три дола, которые делают его более легким, но жесткости он при этом не теряет, то есть не гнется при ударах и уколах. На конце клинка имеется устройство, фиксирующее уколы. Спортивная шпага в длину составляет 110 см, вес ее – 770 гр. Существуют определенные стандарты, регламентирующие размеры шпаг для соревнований: длина клинка – 90 см, прогиб клинка – максимум 10 мм, гарда в диаметре составляет 35 мм.

Рапира спортивная

Спортивная рапира относится к колющему оружию. Ее клинок имеет прямоугольное сечение, к концу он утончается. На конце клинка – элекроконтактное приспособление, которое фиксирует точность укола на соревнованиях. Для рапиры вполне допустимы изгибы при уколах, в отличие от сабли. Гарда рапиры небольших размеров, имеет форму полусферы, диаметром 12 см, глубиной 5,5 см. Требования к размерам спортивной рапиры следующие: вес – около 500гр., длина клинка – 90 см, длина рукояти – 22 см, длина рапиры не должна быть не более 110 см. Спортивная рапира в собранном виде по стандартам имеет длину не более 1,1 метра и вес не более 0,5 кг.

Для детского фехтования существуют «детские рапиры», они имеют небольшой вес и меньшую длину. Кроме того, ее производят из синтетического материала, она имеет утолщенный конец и мягкий наконечник. Длина ее клинка – не более 85 см, гарда и рукоятка вместе – не более 20 см, вес – не более 350 гр.

Правила соревнований по фехтованию.

Какие уколы считаются нанесенными.

В соревнованиях рапиристов засчитываются те уколы, которые достигли поражающей поверхности: полностью туловище спереди и вся спина до пояса. Эти уколы называются нанесенными. Если укол нанесен на руки или ноги, попал на маску, то это не считается нанесенным уколом. Более того, бой после этого прекращается.

В соревнованиях саблистов засчитываются уколы, которые нанесены острием сабли, а также удары клинком. В отличие от рапиристов, у саблистов поражаемой поверхностью являются все части тела, располагаемые над условной горизонтальной линией, если ее провести через условные углы, которые образует тело и бедра спортсменов при боевой стойке. Если удары или уколы при фехтовании на саблях нанесены вне этой поверхности, то они не считаются нанесенными, однако, при этом бой не прекращается.

В соревнованиях шпажистов засчитываются все уколы, в любую часть тела противника, если они нанесены острием шпаги.

Поле боя и костюм для фехтования.

Поле для соревнований по фехтованию должно иметь определенные размеры: по ширине от 1,5 до 2 метров, а по длине 1,4 метра. Перед тем, как вступить в бой, фехтовальщики находятся на расстоянии два метра от середины поля. При пересечении одним из спортсменов во время боя заднюю границу поля, ему фиксируется штрафной укол. Комплект одежды для фехтования состоит из фехтовального костюма, гетр, перчаток и маски.

Фехтовальные бои.

Руководство фехтовальными боями осуществляет судья, в распоряжении которого находится электрофиксатор. Судья решает, нанесен укол или нет, опираясь на правила для каждого вида оружия. Команды фехтовальщикам отдаются на французском языке, который признан официальным в ФИЕ.

У фехтовальщика есть право на атаку противника, если тот не пытается нанести укол. После того, как противник отбил атаку, он получает право на ответный укол. Больше всего на дуэль по правилам похожи соревнования на шпагах. Победителем считается того, кто опередит противника на четверть секунды с нанесением укола. Если уколы нанесли оба фехтовальщика, но пауза между ними меньше четверти секунды, то уколы засчитываются обоим. А вот если бои идут на рапирах и саблях, то судья, прежде чем вынести решение, проводит анализ схватки, в отличие от боев на шпагах, там ориентир идет только на показание электрофиксатора.

Чтобы фиксировать уколы, спортсмены на соревнования надевают токопроводящую куртку. Как уже говорилось выше, рапира и шпага на конце имеют наконечник, из которого идут проводки по желобу клинка к розетке внутри гарды. Перед тем, как начать бой, фехтовальщик соединяет свое оружие к шнуру, находящемуся под курткой. А этот шнур, в свою очередь, соединен, посредством катушки с аппаратом, который считывает уколы. Если укол зафиксирован, на нем загорается индикатор или подается звуковой сигнал. В конце 20 века появились новые аппараты – без катушек.

В соревнованиях на рапирах, нанесенные уколы сигнализируются красной лампой со стороны одного противника и зеленой со стороны другого. Если укол не засчитывается, то загорается белая лампа.

Если соревнования по фехтованию идут на шпагах, то используются лампы только красного и зеленого цвета. То есть судья смотрит, где скорее зажглась лампа. Если это происходит одновременно, то обоим участникам засчитываются уколы. Чтобы уколы, которые случайно попадают в пол, не считывались аппаратом, пол покрывают специальной металлической дорожкой.

Личные соревнования по фехтованию проходят по следующей схеме:

1) тур отборочных групп. В этом туре бой идет до пяти уколов. Время боя – четыре минуты. Победители заносятся в таблицу следующего тура.

2) тур прямого выбывания. В этом туре бой идет до пятнадцати уколов. Общее время боя – девять минут. Бой разделен на три периода по три минуты, между которыми предоставляется отдых одну минуту.

3) финал, в котором остаются от 4-х до 8-ми фехтовальщиков.

Командные соревнования фехтовальщиков проводятся в виде эстафеты. Каждый из спортсменов одной команды выходит на бой с каждым спортсменом другой команды. Проводится всего девять схваток. Каждый бой идет до пяти уколов. Время боя – четыре минуты. А второй бой каждая пара фехтовальщиков начинает со счета предыдущего боя.

Бои ведутся до тех пор, пока один из участников не станет победителем. Если же они показывают одинаковые результаты, то им дается еще одна минута, в течение которой выигрывает тот, кто нанес укол.

Кроме того, читайте на сайте:

день рождения

Мне сегодня 33... С утра плохое настроение и желание стереть в порошок окружающих... Некоторая доля спиртного помогла улучшить состояние... Последние несколько лет такое настроение в день рождения - …

Похожие статьи